Разведопрос: Игорь Леонардович Викентьев про инерцию мышления

28.06.16 00:06 | Goblin | 37 комментариев

Разное


Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 37

Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 03:19 # 1


По согласованию с Дмитрием Юрьевичем Пучковым, публикую для Вас дополнительные материалы по теме «Штампы / инерция мышления и способы их коррекции»:

Фундаментальный материал - Доминанта по А.А. Ухтомскому:
http://triz-chance.ru/dominanta1.html

Русский ученый-физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский:
http://vikent.ru/author/19/

117 мифов о творческой деятельности, перерастающих в активные глупости:
http://vikent.ru/enc-list/category/25/

Подборка – 55 материалов по теме: «Инерция, ригидность мышления»:
http://vikent.ru/enc-list/category/139/

Подборка – 66 Способов к о р р е к ц и и инерции мышления:
http://vikent.ru/enc-list/category/192/


prorok3022816
отправлено 28.06.16 09:31 # 2


Робинзон построил хижину там, где вышел на берег потому, что ему приходилось каждый день возвращаться на разбитый корабль, чтоб запастись полезными вещами.


afid-karamazov
отправлено 28.06.16 10:41 # 3


Крылов А. А. Психология.
§ 11.6. КАК ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ ЗАДАЧИ

http://www.e-reading.club/chapter.php/69387/67/Krylov_-_Psihologiya.html

(подправил ссылку)


Z-Art
отправлено 28.06.16 10:42 # 4


Дмитрий Юрьевич, после такой вводной очень хотелось бы послушать специалиста про Вьетнам!
и особенно сопоставить с нашими вопящими либералистами, какие мы были "сволочи" в 30-40х, а они белые и пушистые в 60х.


dborisog
отправлено 28.06.16 10:43 # 5


Небольшой комментарий о маленьких хитростях.

Есть люди, которые могут высыпаться, у меня так не получается. Ночной сон можно разделить на циклы, условно, по два часа каждый. Мне для полноценного фукнционирования необходимо четыре цикла (8 - 9 часов сна), даже недостаток одно цикла вызывает заметное падение качество мышления. У меня зачастую получается пройти только три, а в особо напряжённые периоды только два цикла. Предполагаю, дело в недостаточной устойчивости психики или недостатке флегматизма, который в особо напряжённые периоды вызывает контрпродуктивную петлю: надо продуктивно работать, чтобы производить продукт; напряжение мешает высыпаться; продуктивность и качество работы падает; напряжение возрастает. Изменить психику пока не получилось, не допускать периодов напряжения пока не получилось. Однако, пару хитростей нашёл.

Наиболее инструментальным оказалось принятие холодного душа перед сном: принял душ, протёрся полотенцем, в постель, засыпаешь. Предполагаю, это работает через небольшой стресс, который переключает организм с сознательного на физиологичное -- зачем думать, тут гораздо более существенные проблемы -- вымыв же из организма лишние мысли организм вспоминает об усталости и сне. К сожалению, это помогает заснуть, но не помогает войти в четвёртый цикл, если организм проснулся после третьего. Или даже в третий. Прогулки, создание засыпательного шаблона для мыслей, выработка подхода ко сну тоже немного помогают.


Насчёт использования бумаги, а не компьютера. Когда мне надо действительно кпрлдумать что-то новое и непонятное, и что нечто больше, чем получается с лёгкостью поместить в голову, я использую ручку и бумагу. Но пишу стоя, на вертикальном листе, большой бумаги, босиком, передвигаеясь и присаживаясь. Это соотношу с тем, что у меня сильна телесно-кинестетическая часть, поэтому увеличение количества измерений движений стимулирует мышление.


По поводу телевидения и законодательства. Сейчас подумалось, что передаче вроде "Пока все дома" с "очумелыми ручками", которая направлена на показ успешных (стабильно выдающих полезный продукт) людей, с обсуждением их мировоззрения и маленьких хитростей. Дополненная развитой обратной связью. И аналитическим центром, дающим системное обоснование и развивающее пространство продуктивности, наработки интуиции решений, хитростей и уловок. Такая инфраструктура дала бы ощутимый прирост качества производства в России.


dborisog
отправлено 28.06.16 12:02 # 6


Следует дополнить предложение из последнего абзаца ( #5 ) обоснованием полезности и точки применения.

В позднем юношестве, мне тогда было около двадцати лет, я прошёл через период, во время которого из-за чудовищного драйва я спал в среднем по два цикла сна, причём без ощутимых потерь в концетрации и интереса к делу. Продуктивность была на уровне дырявого шланга: всё журчит и сверкает, брызки во все стороны, а на выходе хилая струйка. Но драйв был чудовищный. Это закончилось, если я правильно интерпретировал симптомы, неврастенией третьей стадии, во время которой в течении нескольких недель я уподобился вялому кактусу в давно заброшенной комнате. Последствия были очень неприятные, стоит сказать, что в течении последующих пары лет простая необходимость сесть за рабочий стол вызывала тревогу. Я полагаю, систематизация базовых правил и хитростей организации работы, поданная в качестве урока ОБЖ в средней школе, дополненная упомянутой выше передачей, позволила бы не только повысить уровень рабочей культуры, но и уменьшить вероятность произошедних со мной событий.


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 12:24 # 7


Кому: afid-karamazov, #3

Вы – свободная личность, но мой совет – остерегаться подобных публикаций.

Причина: 5%-знание даёт ложное ощущение Читателю 100% знания.

Здесь лучше честный нуль = не знаю.

Психологи уже третий век не вышли за рамки лабораторных экспериментов – типа зацитированных до дыр «задач о точках» и т.п.

Боятся реальных творческих задач: научных, изобретательских, бизнес...

Боятся, что об этой боязни и хроническом неумении их решать будет прямо сказано.

Боятся работать со взрослыми – масса публикаций об экспериментах над студентами.

Редкое исключение: Карл Дункер http://vikent.ru/author/797/ + ещё несколько (!!!) человек в мире
за XX век ...

Вот 111 «достижений» т.н. психологии творчества преимущественно за XX-й век:
1 раз прочитать полезно, но в целом Достижений / прорывов – нет:
http://vikent.ru/enc-list/category/229/


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 12:40 # 8


Кому: dborisog, #6

Цитирую Вас (с небольшими сокращениями для пользы дела): «... систематизация базовых правил и хитростей организации работы, поданная в качестве урока [...] в средней школе, дополненная упомянутой выше передачей, позволила бы не только повысить уровень рабочей культуры...»

Имея неоднократный опыт работы с учителями / завучами (мне говорили, что на мои занятия отобрали лучших), могу сказать:

1) Стратегически Вы правы!

Но:

2) Интеллектуальный уровень того, что ранее называлось Академия педагогических наук (это серия НИИ) – выражусь избыточно политкорректно – не является образцом для подражания...

3) Обучение даже лучших учителей новому – трудно и принципиально длительно...

4) Для обучения старшеклассников нужно не это видео (хотя оно может быть им полезно).

Нужны интерактивные задачники про коварные эффекты инерции мышления + базовые способы их коррекции.

+++++

Это могут сделать энтузиасты на основе частной инициативы, но точно не люди из пункта 2)...

К вопросу о конкурентоспособности: есть сильное подозрение, что здесь Россия может обогнать педагогов других стран.


Чингиc
отправлено 28.06.16 12:58 # 9


Игорь Леонардович, не могли бы рассказать о своих взаимоотношениях с бытовыми стимуляторами психической активности - чай, кофе и пр. ? Чего больше в итоге, пользы или вреда?

PS. Большое спасибо за ролик. Очень интересно и познавательно.


Чингиc
отправлено 28.06.16 12:58 # 10


Кому: dborisog, #5

> Мне для полноценного фукнционирования необходимо четыре цикла (8 - 9 часов сна), даже недостаток одно цикла вызывает заметное падение качество мышления.

Аналогично. Без хорошего сна, имхо, долговременная плодотворная когнитивная деятельность невозможна.


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 13:39 # 11


Кому: Чингиc, #9

Микро-отдыхи (множ. число) в течение дня планирую, но не на бумаге, не в компьютере,
а интуитивно (многолетний опыт) + с помощью интерьера.

Скажем: в кабинете неудобно стоит гиря – как спотыкнулся о неё – значит, надо поднять.

Далее по И.М. Сеченову: отдых – это не безделье, а с м е н а деятельности: http://vikent.ru/enc/484/

Общий ориентир: релаксировать на ресурсах организма, а не на и н о р о д н ы х веществах типа вкусного кофе...

Сон явно надо регулировать, типа: пробежка + сон.



+ Релакс трудолюбивого человека - гигантская исследовательская/коммерческая тема XXI века...


Ануш
отправлено 28.06.16 14:17 # 12


Кому: Игорь Леонардович Викентьев, #11

отдых это не безделье, а смена деятельности - регулярно это повторяю ученикам и советую как раз чередовать выполнение домашних заданий с выполнением домашних простых дел (помыть посуду, подмести в комнате, протереть пыль), но не лезть в соц.сети, тк они то надолго затянут, а я говорю о 5-10минутном перерыве,
но не знала автора этой мысли, спасибо :)


Ануш
отправлено 28.06.16 14:31 # 13


про инерцию мышления интересно очень.
сменила тренажёрный зал, заметила, что девушки встают на некую возвышенность(лавочку,стопку резины) и делают наклоны со штангой, при том опускают штангу чуть ниже голени. смотрела смотрела на это дело и не выдержала. начала то одну то другую спрашивать: зачем ты встаёшь на лавочку? ответ: упражнение такое/тренер сказал так. я: зачем именно на лавочку? почему не стоя на полу? ответ: (мыслительная деятельность, бурно выражена на лице)наверное, что бы штангу ниже носок опускать. я: ну так и наклоняйся ниже, иначе слазь с лавки и не морочь голову.
правда ещё в течении месяца замечала, что эти же девочки/мадам делают эту ошибку, но если видели меня как я смотрю за выполнением упражнения начинали стараться и делать правильно. на 3 месяце все те, с которыми состоялся такой диалог таки перестали косячить


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 14:44 # 14


Кому: Ануш, #13


Ориентация не на свои чувства / ощущения / эмоции, а на проверяемый Результат – хороший фельдшер
(он же – боцман и сержант в одном лице) для управления хитрющей инерцией мышления...


Crambol
отправлено 28.06.16 15:09 # 15


Кому: Чингиc, #10

Заметил, кстати, за собой давно противоположное. Если выспался нормально, бодр и весел - значит точно половина дня рабочего насмарку пойдет, постоянно будут отвлекать, сам тоже отвлекаюсь, занимаюсь непродуктивной фигнёй и трачу очень много времени впустую. Зато если до рассвета не спал, потом прилег на пару часов, с трудом продрав глаза, чудом добрался до работы невыспавшийся и опухший - значит точно кучу дел переделаю, отвлекаться ни сил ни желания нет вообще, только работа. В итоге получается всегда, что в режиме такого вот "злого робота" за 8-часовой раб.день успеваю сделать втрое больше, чем бодрый и веселый в нормальный день.


Hit
отправлено 28.06.16 15:33 # 16


Сумрачный тевтонский гений, тевтонский гений про инертность мышления, инертность мышления - это пять! Это пять! Типа как пчелы про мёд, пчелы про мёд.


jason46
отправлено 28.06.16 16:05 # 17


Монтажер хорошо подвесил про завязывание шнурков :)


Скоро_сорок
отправлено 28.06.16 17:49 # 18


Игорь Леонардович - не знал о вашей деятельности до передачи, но Альтшуллера знаю(читал и был потрясен) и выяснил, что вы были его учеником. Мое почтение т.к. думал, что ТРИЗ осиротел.



beria
отправлено 28.06.16 18:07 # 19


Вот когда гость не торопится, то даже слышно, что он говорит!!!


Basilevs
отправлено 28.06.16 18:10 # 20


Кому: jason46, #17

> Монтажер хорошо подвесил про завязывание шнурков :)

Ну, просто картинка, как правильно завязывать рифовый узел (он же прямой узел) с "бантиками". Если в "бантиковой" части завязать перепутав верхний и нижний шнур - получается бабий узел. Да, так и называется. В отличие от рифового/прямого - скользит зараза. Называется так, понятное дело, потому что его завязывают бабы, а не настоящие моряки.

А вообще - некоторые знакомые принципиально завязывают шнурки шкотовым узлом. Кстати - неплохо получается.


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 18:53 # 21


Кому: Скоро_сорок, #18

Да, Генрих Саулович Альтшуллер (вот 130 его работ преимущественно социальной тематики: http://vikent.ru/altshuller/)
в последние годы жизни неоднократно высказывался в глаза тризовцам, что должно прийти новое поколение, которые будут развивать школу, а не только пересказывать его книжки...


Скоро_сорок
отправлено 28.06.16 19:25 # 22


Кому: Игорь Леонардович Викентьев, #21

Знаю одного человека весьма почтенного возраста - работал он долго в оборонке и занимался планетарными механизмами, патенты на изобретения и все такое(руководителем его дипломного проекта был Липгард) - пересекся с ним уже в университете, когда он работал преподавателем - призывал к изобретательству всех своих коллег.Однажды на моих глазах разработал новую форму автомобильного шипа, но потом, как выяснилось, Мишлен уже такое планирует делать(более молодые сотоварищи нашли в интернете). Я ждал его реакции - он не расстроился и сказал что-то вроде "значит я в правильном направлении думал" и продолжил думать над вариантами гибридных автомобилей.


Milena
отправлено 28.06.16 21:49 # 23


Досмотрела ролик до момента рассказа Дмитрия Юрьевича про токаря, когда все делаешь правильно раз за разом, а оно не получается, значит надо делать по другому. В какой-то психологической книге прочитала - "если ты что-то делаешь все больше и больше, а ситуация все хуже и хуже - прекрати делать это" ))))


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 28.06.16 22:04 # 24


Кому: Скоро_сорок, #22


Подтверждаю-1: крупные компании тщательно защищают свои патенты.

Например с помощью морф-анализа (в видео его не называю, чтобы зря не перегружать Зрителей, но один их ходов показываю):
Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач:
http://triz-chance.ru/morphological_analysis.html

Иллюстрирующие примеры: в литературе есть данные, что узел крепления лампочки накаливания у General Electric защищён аж 625 патентами.

Я сам работал с патентами на рукоятку управления (типа джойстика с хитростями) истребителя типа Phantom - 40 патентов...

Подтверждаю-2: За 3-5 дней работы с хорошей временной-рабочей группой нарабатываются десятки решений,
которые можно патентовать, можно не патентовать, а что-то просто переизобретено.

Жизненный вывод: если у человека 1 любимая идея им. себя и он нашёл, что это уже запатентовано = горе;
если работает Профи, то у него в запасе «точно есть».


Скоро_сорок
отправлено 28.06.16 22:18 # 25


Кому: Игорь Леонардович Викентьев, #24

Этот человек в поиске гибридного новшества сыпал такими идеями, десятками можно сказать - я далеко не специалист в этой области, но его мышление меня поражало. Его молодые тридцатилетние коллеги подшучивали над ним, типа все хорошо, но мужик интернетом не умеет пользоваться и все время его пытались приземлить - он искал и искал снова. Последнее, что я от него слышал - это модель гибрида с ядерным реактором. Ну тут даже я высказал сомнения в здравости этой идеи (тем более попытки были, как я узнал), но он парировал тем, что 200-300 лет назад идея ДВС тоже показалась бы сумасшедшей (контролируемый взрыв). Чем он сейчас занимается я не знаю - уже за 70 ему и думаю, что забросил он это все, но благодаря этому человеку очень много нового узнал и реально он коллег заряжал. Причем понимал, что над ним изящно издеваются, но говорил так "они не работали с теми людьми, с которыми я имел честь работать и изобретений у них своих ни одного, а у меня достаточно".


dborisog
отправлено 29.06.16 15:29 # 26


Кому: Игорь Леонардович Викентьев, #8

Вспомнилась одна стратегия, которая возможно Вам покажется небезынтересной.

Одной из крупных организацию дзю-дзюцу Великобритании является http://www.jitsufoundation.org/ , состоит из значительного количества клубов. У этой организации любопытен стратегический аспект её устройства, который способствует развитию организации:
- Идёт постоянная работа по нетворкингу, -- каждые три месяца семинары, сдачи на пояса; проводятся курсы оказанеия первой помощи, свои курсы для помошников инструкторов и инструкторов; существует некоторые иные методы контроля и организации.
- Строгая иерархическая структура, в чём-то напоминающая армейскую; лестница развития чётко расписана и понятна участникам.
- Очень многие клубы находятся в университетах, занятия проводятся работниками университетов: преподавателями, исследователями.
- Университет пропускает через себя значительный поток молодых людей, часть из которых непротив занятия той или иной физкультуров, в том числе и боевыми искусствами. Если в шаговой доступности от студента присутствует клуб дзю-дзюцу, то часть потока придётся и на него.
- Получение высшего образования в Англии занимает (3 - 4 года для бакалавров), (1 - 2 года для магистров), (3 - 7 лет для докторов). Некоторые из них занимаются посещают клубы дзю-дзюцу всё время обчения.
- Часть из занимающихся начинают работать в академической сфере, и если в университете нет клуба, некоторые его открывают, -- университеты обычно идут навстречу.

The jitsu foundation органично встроилась в академическую экосистему, организация кажется мне стабильной и предрасположенной к развитию.


Георгий Соколов
отправлено 29.06.16 17:58 # 27


Кому: Игорь Леонардович Викентьев, #24

Думаю, для зрителей надо дать справку о коррекции инерции мышления - выделяя психологические подходы и алгоритмические.


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 29.06.16 19:38 # 28


Кому: dborisog, #26

Интересно, благодарю Вас!

Есть жёсткие ходы у фокусников, недемократично (!) развивающие Участников
из International Federation of Magic Societies (FISM) - насладитесь:
http://www.treko.ru/show_article_2341

+ ещё 49 примеров по функционированию творческих коллективов:
http://vikent.ru/enc-list/category/251/


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 29.06.16 19:39 # 29


Кому: Георгий Соколов, #27


Условно можно выделить 3 уровня:

- Неинструментальные призывы: «отдыхай!»; «пей кофе, если утомился» и «круто порви шаблон!»
- они бесполезны, но позволяет зарабатывать на наивных Internet-жуликам;

- Психофизиологические встряски - см. грамматику это дела у А.А. Ухтомского + практика, практика, практика:
http://triz-chance.ru/dominanta1.html

- Более алгоритмические подходы, где ставка делается не на психологию решающего, а ему предписываются последовательность действий: https://www.youtube.com/watch?v=sY-69V_BrqQ


schwabrer
отправлено 30.06.16 00:35 # 30


Игорь Леонардович, продолжайте в том же духе! Отличные беседы с ДЮ. Всегда смотрим с удовольствием, несмотря на несколько необычную манеру выражать мысли. Хочется отметить один непростой момент, который заключается в том, что иногда непросто соединить некоторые приведенные примеры и конкретный пункт обсуждения. Если преподносить пояснение примера и обсуждаемого пункта чуть более развернуто, было бы лучше. Это как говорится субъективное мнение, которое я постарался выразить в конструктивном русле.

Об инерции мышлени: пример скорее всего вам знаком. История с поиском надежного метода измерения долготы, которая занял хороших 100 лет. А именно, речь идет о комиссии и солидном призе в Британии, специально созданным для решения проблемы долготы. Как только этого бедного Джона Харрисона не мурыжили с его хронометрами, но так и отдали только половину причитающегося приза (10к из 20к фунтов). Всё потому что было мнение, что измерение долготы - это строго удел астрономии, и в частности лунного метода. И то что астрономический метод занимал 4 (четыре) часа работы эксперта, никого не смущало. Никто не мог поверить, что хронометр точнее, быстрее и в целом практичнее (хотя и дороже поначалу).

Данный пример прекрасен еще и тем, что отлично иллюстрирует одну из вещей, которые Вы озвучили ранее в роликах: наличие списка реальных проблем, особенно с некоторым призовым фондом, серьезно стимулирует прогресс в проблемном направлении.
https://en.wikipedia.org/wiki/Longitude_rewards


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 30.06.16 02:11 # 31


Кому: schwabrer, #30

Цитирую Вас: «... продолжайте в том же духе! Отличные беседы с ДЮ».

Благодарю Вас + уточняю: да, это беседы, введение в новую и непривычную тему методик творчества / креатива.

Если Вы желаете вникнуть более глубоко - мы приготовили к лету 20 видео-задач - см. плейлист:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLx3Wt9z69YmzSoIXeL9jXY4AHLzRxB-2z

Ответы – прямо в комментариях.

ВАЖНО: не торопитесь - помните про трюки инерции мышления!


riot31
отправлено 30.06.16 22:35 # 32


часто "интересные" идеи решения задачи приходили именно в тренажёрном зале, причём до этого безрезультатно и долго бился с ней на рабочем месте.
по поводу выписать "не красивые" решения по горизонтали и вертикали. эта очень сильная мысль. спасибо Вам за это большое, обязательно возьму себе на заметку.


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 01.07.16 19:29 # 33


Кому: riot31, #32


Да, это - классика психофизиологии творчества - см. Доминанта по А.А. Ухтомскому:
http://triz-chance.ru/dominanta1.html


BFBC
отправлено 01.07.16 20:04 # 34


По поводу жалости к себе есть у меня одна мысль. Я для себя выделил более общую категорию - самообман. Особенно заметно стало когда начал практиковать систему учета времени по Любищеву, порой сам себя одергивал - ну что ты пишешь? кого хочешь обмануть? И тут вылезла другая сторона проблемы, когда стал сам занижать свои результаты, фактически, то же самообман, но с другим знаком. Например, занимался делом, но результат неудовлетворительный, так зачем заносить потраченное время во время потерянное? Отрицательный результат тоже результат, делом то нужным занимался, опыт опять же какой ни какой приобрел.
Подобное самоуничижение может привести, на мой взгляд, к психологическому блоку на дальнейшее действие и развитие не слабже, чем жалость к себе.
Поиск не решения, а самоуспокоения, то же можно, на мой взгляд, отнести к самообману.
В общем, пожалуй, это самый страшный вид обмана. Но вот его вычислить и забороть проблема крайне не простая.


pitt
отправлено 01.07.16 22:22 # 35


мне нужно разговаривать с кем-то на тему вещей о которых я думаю, при этом собеседник должен говорить просто угу ага и ох как круто, компетенция в данном вопросе совершенно не важна, даже наоборот, чем меньше человек владеет вопросом тем лучше, пока я объясняю о чем речь, я сам 10 раз все по новой передумаю


Д.В.М.
отправлено 02.07.16 00:58 # 36


Доброго времени суток, дорогие товарищи. Спасибо Д.Ю.Пучкову и И.Л.Викентьеву - за проделанную работу. Вспомнилось - "Когда ты смотришь в бездну, не забывай, что бездна смотрит на тебя".
Хотелось бы поинтересоваться, что Дмитрий Юрьевич думает о КОБ (Концепция Общественной Безопасности) - сайт КПЕ и не планируется ли пригласить в студию Николая Ивановича Козлова ( психологический клуб "СИНТОН" ) - автора книг по практической психологии.
С Уважением Дмитрий Марамзин.


Игорь Леонардович Викентьев
отправлено 02.07.16 23:00 # 37


Кому: BFBC, #34

Поэтому так называемую «фотографию рабочего дня» в некторых компаниях делают приглашенные спецы, а не сам человек...



cтраницы: 1 всего: 37



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк