Вопросы и ответы про ислам

15.11.08 | Goblin | 28 комментариев »

Вопросы

На вопросы граждан про ислам, возникшие после просмотра видеолекции, отвечает исламовед Роман Анатольевич Силантьев.
Являются ли зороастрийцы Людьми книги? В средневековых арабских источниках встречал вроде как являются. Может ошибаюсь?
Не являются.
Если я правильно понял, в исламе ребенок, родившийся в семье, в которой отец мусульманин, будет считаться мусульманином. У Б.Обамы отец был мусульманином. Соответственно могут ли его мусульмане считать мусульманином?
С точки зрения ислама, любой ребенок рождается мусульманином и остается им до принятия другой религии – например, крещения. Неважно, по желанию родителей или по собственной воле. Про Обаму пока известно, что его предки, включая отца, были мусульманами, но сам он – христианин-протестант. Обама утверждает, что мусульманином никогда не был, однако не совсем ясно, при каких обстоятельствах он стал христианином.
Почему адепты вроде бы мирной религии ожесточённо забивают камнями неверных?
Камнями забивают за прелюбодеяние — зину. Неверных обычно убивают более эффективным оружием, нежели камни.
В чем, все-таки, состоит различие между суннитами и шиитами? Ну, кроме принятия/непринятия определенных хадис. Можно ли вообще выделить четкое различие или же оно размывается ввиду многочисленности исламских лидеров-толкователей Корана?
Из моей готовящейся к публикации статьи для пятиязычного глоссария МГЛУ по ведущим религиозным традициям: «Основными признаками принадлежности к суннизму считаются признание достоверными сборников хадисов, составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи, что определяет отличие суннитской сунны от шиитской, а также принадлежность к маликитскому, шафиитскому, ханафитскому или ханбалитскому мазхабам. Сунниты признают законность правления всех четырех «праведных» халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.

В отличие от шиитов, сунниты не разделяют идею об особой природе халифа Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат».
Есть/были ли прецеденты мирного сосуществование ислама с конфуцианством?
Есть в Китае. Китайские мусульмане, называемые на мандарине «хуй», преимущественно живут в мире с последователями других религий, в том числе и с конфуцианцами, составляющими самую крупную религиозную общину Китая. А недовольных мусульман принуждают к миру всеми доступными способами. В Южной Корее, насколько мне известно, исламо-конфуцианских конфликтов также не зафиксировано.
Сейчас много разговоров про религиозное образование в школах, что чревато дополнительными межрелигиозными трениями. Если предварить такое образование общей морально-этической базой (например, конфуцианской), на которой уже изучать религии, этого можно было бы избежать. Возможна ли подобная постановка вопроса, или она принципиально недопустима для мусульман?
Конфуцианцы с мусульманской точки зрения – либо язычники, либо атеисты. С какой стороны посмотреть. Никакая их морально-этическая база полезна не может быть в принципе.
Есть возможность, расскажите о ситуации в Крыму более развернуто.
Там все плохо. Введите в Яндексе слова «Крым» и «крестоповал» и все сами увидите.
Вопрос — а как оно для него началось, с чего начал исламоведение, что за это подвигло? Что было и есть интересно — видно.
В 1998 году Русской Православной Церкви понадобился специалист по нехристианским религиям, в первую очередь по исламу. Я вызвался добровольцем. А потом обнаружил, что новейшая история и современное положение ислама в России практически неизучены. А до этого учился на кафедре экономической и социальной географии России (Экоросс) МГУ и работал в Институте этнологии и антропологии РАН в исследовательском центре у видного ученого, основателя географии религий и конфессионального картографирования академика Павла Ивановича Пучкова. Составлял карты религий и писал статьи по редким сектам в энциклопедию «Народы и религии мира». В 2003 году защитил кандидатскую по исламу. Сейчас работаю доцентом кафедры мировой культуры Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственно лингвистического университета (бывший Иняз). А еще – секретарь Синодальной богословской комиссии по разработке концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви.
Как Вы считаете, есть ли вероятность того, что традиционный ислам вернёт в ближайшие пять лет отданные ранее позиции радикальным проявлениям исламских течений в России?
Так быстро – нет. Вопрос стоит по-другому – вернет ли вообще?
По итогам последней военной операции некоторые военнослужащие РФ были награждены орденом Святого Георгия. Не владею информацией, были ли среди награжденных военнослужащие исповедующие ислам, однако, захотелось задать след. вопросы: Если такой орден получит мусульманин, то может ли он его носить (или вообще принять), в связи с изображением креста на награде? Что по этому вопросу думают духовные лидеры ислама (естественно проживающие на территории РФ)? Если это принципиальная проблема, то какие выходы могут быть (например, присваивать другие награды того же ранга и пр.)?
Простые мусульмане такие награды принимают с благодарностью – случаев отказа пока не зафиксировано. Их духовные лидеры по-разному оценивают такую практику. Но в целом неотрицательно.
Вопрос такой: кто такие суфии и суфизм? В общих чертах что это: течение ислама, чем характеризуется и все такое. Уж больно много про них туману...
Из моей готовящейся к публикации статьи для пятиязычного глоссария МГЛУ по ведущим религиозным традициям: «СУФИЗМ (наиболее правдоподобный вариант перевода от араб. «суф» — «шерсть») — одно из главных направлений духовной жизни ислама и основная форма мусульманского мистицизма.

У истоков С. стояли аскеты, настроения которых отразили протест социальных низов против начавшейся при халифе Османе ибн Аффане (644–656) и усилившейся затем в правление Омейадов (661–749) резкой дифференциации мусульманской общины, против роскошной и праздной жизни господствующей верхушки. В VIII–IX вв. крупнейшими центрами аскетического движения стали Ирак, провинция Хорасан и Египет. Термин суфий в это время еще не существовал (он появится только в начале следующего столетия).

В VIII–X вв. наряду с суфиями-одиночками, которые предавались аскетическим и мистическим упражнениям, не оставляя своих постоянных занятий (ремесла, розничная торговля и т. д.), появились профессиональные нищенствующие суфии. Обычно их называли факирами или дервишами в значении «нищий», «смиренный». Многие дервиши жили постоянно или временно в своего рода обителях-общежитиях (ханака, рибат, завийа, текке). Эти общежития строились обычно при гробницах знатных людей, больших мечетях и существовали на вакуфные средства. В дальнейшем разрозненные суфийско-дервишеские обители начали объединяться в братства-тарикаты,. Крупнейшими из суннитских тарикатов стали Кадирийа, Маулявийа, Накшбандийа, Рифаийа, Cанусийа, Cухравардийа, Тиджанийа и Чиштийа. К шиитским братствам относятся Захабийа, Нурбахшийа и Хайдарийа. Бекташийа представляет собой синтез обоих течений. Каждый из тарикатов имеет свою систему внешних знаков отличия, обрядов инициации и инвеституры, мистической практики.

Главным обрядом мистической практики С. является зикр – ритуальное «поминание» Бога., который разделяется на «тихий» (индивидуальный) и «громкий» (коллективный)».
Неоднократно приходилось слышать, что "джихад" — есть не что иное как "усердие в вере", то есть работа над собой, а священная война — "газават". Что правильно и в чем разница между двумя понятиями?
Из моей готовящейся к публикации статьи для пятиязычного глоссария МГЛУ по ведущим религиозным традициям: «Д. (джихад) подразделяется на несколько форм. Обычно выделяются «великий» Д. -духовное самосовершенствование мусульманина, и «малый» Д — война в защиту ислама или за его распространение. Существует также более подробная градация, в которой Д. подразделяется на внутренний «Д. сердца» — борьбу с дурными наклонностями; «Д. языка» — общественный запрет порицаемых и поощрения одобряемых по шариату действий; «Д. руки» — карательная деятельность мусульманского государства против преступников и нарушителей исламской нравственности и «Д. меча» — вооруженная борьба с врагами ислама, погибшие в которой мусульмане становятся шахидами. Последняя форма Д. часто называется газаватом».
В связи с не столь уж давнишним скандалом о датских карикатурах, разрешите поинтересоваться — почему именно запрещено изображение людей в исламе?
С целью избежать идолопоклонства. Мусульманские богословы сейчас эту норму трактуют по-разному, обычно разрешая использовать фотографии – и в Иране, и странах Залива весьма немало огромных фотопортретов местных лидеров – как светских, так и духовных. Впрочем, встречают и статуи – в Чечне, например, установлено несколько памятников бывшему муфтию Ахмаду Кадырову.
Так что хочу присоединиться к вопросу: допускают ли сегодняшние течения ислама принятие и ношение орденов с изображением христианских святых или/и исторических деятелей? Если это невозможно, как следовало бы отразить это в соответствующих документах?
Кто как. Например, покойный муфтий Дагестана Саид-Мухаммад Абубакаров в 1997 году деликатно отказался от памятного знака погранслужбы, на котором был изображен крест. С другой стороны, глава мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде принял оба ордена Русской Православной Церкви, один из которых имеет форму креста, а на другом изображен святой равноапостольный князь Владимир. В этом году его примеру последовал председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин. До революции мусульмане в подавляющем большинстве случаев предпочитали обычный Георгиевский крест «политкорректному». А в наши дни «верховный муфтий Азиатской части России» Нафигулла Аширов заклеил в своем паспорте все кресты и требует убрать крест с герба России. Паспорт его видел лично.
Если нет единства в мусульманском мире, то каким образом осуществляется руководство мусульманским "миссионерством" в России? Или оно как и джихад неконтролируемо?
Миссионерство осуществляют разные центры. Между собой они зачастую откровенно враждуют.
Каким образом США является и основным партнером, союзником Сауд. Аравии и объектом нападок? Или нападки — это сказки для бедных?
Не всем в Саудовской Аравии это нравится. Из 10 тыс. особ королевской крови далеко не все имеют возможность порулить процессами и потому жаждут перемен.
Какие меры государственной политики нужно реализовать в РФ для уничтожения экстремистских и фашистских организаций, прикрывающихся исламом, и почему они не осуществляются?
Последовать наказу президиума Межрелигиозного совета России – убивать террористов и их пособников, если по-хорошему они не понимают. Желательно превентивно. Но закон этого делать превентивно пока не позволяет.
Не является ли "исламская проблема" в Европе следствием не силы этой религии, а свидетельством заката, упадка европейской цивилизации (как в западной европе, так и у нас) с исторической точки зрения? И если проблема только религиозная — не значит ли это, что "деатеизация" русского населения есть первая государственная задача.
Именно так оно и есть.
Хотелось бы развернутый ответ о допустимости убийства. А то с одной стороны грех, как в христианстве, а с другой — правоверные ваххабиты/террористы. Или это входит в пункт "справедливые войны"?
Оборонительные и в защиту интересов ислама/притесняемых мусульман. Полная свобода трактовок на практике.
Неверных можно убивать только ваххабитам? Для остальных мусульман убийство неверного — грех или нет? Или убийство неправоверного вообще не считается за убийство для мусульманина?
Нормальные мусульмане не убивают неверных, если те не проявляют по отношению к ним агрессии. Иначе, например, в Индии не было бы или мусульман, или всех остальных. Ваххабиты в большинстве своем так не считают, однако в повседневной жизни все-таки всех подряд не режут, подразделяя цели на приоритетные и второстепенные.
Имеются ли в популярных религиях нашей страны (христианство, ислам, буддизм) какие-то требования к верующим, которые резко затрудняют мирное сосуществование адептов этих религий, собранных в рамках одного дома (улицы, квартала)? Уточняю, что речь идёт не о тех гражданах, в чью жизнь просто вошли религиозно окрашенные ритуалы, а о тех, для кого следование слову Мухаммеда (Христа и др.) — серьёзная жизненная ценность. Затруднено ли их сосуществование с неверующими?
Имеются. Например, в мусульманских странах и вообще районах компактного проживания мусульман весьма чревато в дни Рамадана появляться в светлое время суток с банкой пива и бутербродом с ветчиной, хотя христианству это нисколько не противоречит. Христиане, в свою очередь, весьма обижаются, когда наиболее ретивые иудеи плюют на крест в их присутствии. И еще их весьма оскорбляют увеселительные мероприятия во время Великого Поста, особенно – Страстной седмицы. Очень многим немусульманам категорически не нравится, что в их дворах мусульмане режут баранов и другой скот на праздник Курбан-Байрам – особенно резко против этого протестует Бриджит Бардо. Очень много бывает жалоб на азан нового поколения – призыв с минарета через громкоговорители, который летом бывает и в 5 утра. А мусульман, в свою очередь, могут раздражать колокольный звон и крестные ходы.

Из-за этого и появляются монорелигиозные кварталы.
Вопрос про пророка Мухаммеда. Роман Анатольевич упомянул, что пророк Мухаммед считался святым так как был неграмотен и написал Коран в стихах, т.е. неграмотный человек пишет книгу ещё и в стихах. Только ли поэтому его считают святым или есть ещё какие-то деяния благодаря которым он приобрёл свой статус среди мусульман?
Умение вести сложные теологические диспуты, отвечая на особо каверзные вопросы иудеев, личное благочестие и военная доблесть, дипломатические и военные таланты, а также многие другие достоинства. См. «Сиру» — «Жизнеописание пророка Мухаммеда»
Насколько я помню по лекции Романа Анатольевича, пророк Мухаммед не создал ислам(он по моему в первом выпуске и говорил о том, что многие думают что ислам самая молодая из существующих религий, но на самом деле это не так), он(пророк Мухаммед) лишь написал Коран, а ислам существовал и до этого. Вот что конкретно изменилось в исламе после написания Корана мне и интересно. После появления Корана с точки зрения мусульман ислам перестал быть христианством и стал опять чистым исламом без примесей.
Мухаммед Коран написать не мог, поскольку был неграмотным. Коран кодифицировали при халифе Османе (Усмане). С этим не спорят даже критики ислама.
Роман Анатольевич, во сколько бы Вы оценили число\процент мусульман в Москве? Так же интересует тенденция прозелитизма между мусульманами и христианами как в Москве, так и в России в целом в последние 10 лет.
По Всероссийской переписи населения этнические мусульмане (считая гастарбайтеров) составляли 4% населения Москвы (ок. 400 тыс. человек). Сейчас в Мосве единовременно может находиться до 1 млн. мусульман. Данные муфтия Равиля Гайнутдина о 4 млн. московских мусульман являются пропагандистским вымыслом. Из 6 московских мечетей 4 заполняются только по праздникам. См. книгу «Современный ислам в России. Тематическая энциклопедия».

Тенденцию прозелитизма – 1 к 500 в пользу христиан (1,5 млн. против 3 тыс.). Самые известный новообращенный христианин – министр МВД Рашид Нургалиев.
Насколько мне известно, Мухаммед был неграмотен (по крайней мере, на момент создания ислама). Каким же образом он [написал] Коран? Он его надиктовал? Или на самом деле Коран написали со слов пророка его образованные сподвижники? Или Коран был написан им уже в конце жизни, уже после торжества ислама, когда он, возможно, грамоте выучился? Расскажите, пожалуйста, о самом создании Корана — когда, кем, каким образом. Интересуют исторические факты, а не религиозные догматы.
Все, что мы знаем о кодификации Корана, мы знает от мусульман. Записанный текст Корана появился при халифе Османе (644-656) – т.н. «мединский Коран Османа (Усмана)», который серьезно подошел к этому процессу и отсеял ряд апокрифических текстов. Правда, некоторые шииты утверждают, что не только апокрифических, но и прошиитских – например, суру «Два светила». Как все было на самом деле, науке неизвестно.
Уважаемый Роман Анатольевич!

Читая русский перевод Корана (за авторством И.Ю.Крачковского), пришёл в некоторое беспокойство. Если перевод не особо искажает смысл первозданного текста, то, как мне показалось, книга без комментариев толкователей и жизнеописания Мухаммеда является пособием по ваххабизму, прежде всего в плане непримиримой борьбы на уничтожение носителей прочих религий. И мусульманин, оставшись с ней наедине на пару-тройку вечеров, этим самым ваххабитом и станет.

В связи с этим, миролюбивые толкователи сего для меня выглядят как умелые конспираторы, скрывающие суть учения, т.к. при нынешнем соотношении сил в Мире раскрытие истинных целей, отражённых в Коране, пока невыгодно.

Совершенно не претендую на звание специалиста по данной теме и какого-либо первооткрывателя, но какова вероятность того, что мои обывательские опасения небеспочвенны?
Такая версия действительно очень популярна. Сами мусульмане в ответ на нее настоятельно советуют читать авторитетные толкования на Корана и только после делать выводы. Со своей стороны диакон Андрей Кураев настаивает, что весьма показателен факт использования террористами Корана, а не книги про Винни-Пуха. Кто прав – решайте сами.
Уважаемый Роман Анатольевич. Где-то читал о «знаменитом договоре Al-Hudabiyya», по которому Мухаммед согласился не идти на Мекку войной, если жители ее позволят Мухаммеду посещать город один раз в год. Договор был заключен на 10 лет. В первый год жители позволили Мухаммеду и его сторонникам войти в Мекку и совершить богослужение. Но еще до истечения следующего года Мухаммед нашел повод разорвать договор, ибо за это время почувствовал, что стал могущественнее, и решил завоевать Мекку.

Правда ли, что это соглашение, множество раз поминаемое, мусульмане берут за образец при заключении договоров с "неверными"?
Многие действительно берут.
Хочу задать Роману Анатольевичу такие вопросы.

>1. Используются ли наркотические вещества в мусульманских ритуалах? В свое время одним нашим преподавателем было высказано утверждение, что мусульмане, чтобы показать "рай" неофиту, окуривают его наркотиками. Знаю много мусульман, отношение у них к наркотикам строго отрицательное. Используются ли наркотические вещества в мусульманских ритуалах?
Наркотики (гашиш) использовали лидеры секты неоисмаилитов-низаритов, по этой причине получивших название гашишинов или ассасинов. Но, по всей видимости, использовали они его в особых случаях – например, для вербовки новых членов, поскольку боеспособность законченных наркоманов близка к нулю. Сейчас наркотики используют многие террористические группировки исламского характера. Кроме того, многие ваххабиты полагают возможным и даже необходимым распространять наркотики среди немусульман, называя это «белым джихадом».
2. Про Шиитов и Суннитов. Насколько я понимаю, разделение произошло в следствие того, что родственники Мухамеда после его смерти банально не смогли поделить власть. Так ли это?
В целом именно так. Хотя виновных в развязывании гражданской войны разные стороны назначают по своему разумению.
3. Почему победное знамя Аллаха зеленое?
Необязательно. Знамя может быть и черного цвета. Хотя, конечно, зеленый принято считать цветом ислама, а полумесяц – его символом, хотя те же шииты полумесяц опять-таки не признают.
4. Как относятся мусульмане (и какие конкретно) к библейским святым, в частности к пророку Исе? Я так понимаю, у них несколько свое понимание Нового и Старого завета и того, что написано там. Так ли это?
Относятся как к пророкам или посланникам Аллаха.
5. Какое отношение у мусульман (и каких конкретно) к женщинам? Я был удивлен, когда вы сказали, что в Чечне убийство женщины — страшный грех. Ведь вроде по мусульманским канонам, женщина — существо без души, ее вообще там человеком не считают. Так ли это?
В Чечне за убийство женщины пострадавший род имеет право на жизнь 2-3 мужчин из враждебного рода. Такая же пропорция соблюдается при убийстве старика или ребенка. Однако обычай чира – кровной мести относится к доисламским обычаям (адатам) и не коррелируется с законами шариата. Непосредственно по исламскому законодательству жизнь женщины оценивается в 50% мужской, а на суде она имеет право одной второй голоса, при разводе дети всегда остаются у мужа и т.д. Плюс особые требования к одежде и поведению. Одним женщинам это нравиться, другим – нет. Тем не менее, душа у женщины, с точки зрения мусульман, есть и человеком она считается.
Как мусульмане относятся к преждевременной смерти, например, во время войны? конкретно — поступок младшего сержанта Александрова, для меня лично — герой презревший смерть поставивший удачный бросок гранаты и отход боевых товарищей важнее опасности деяние вопреки смерти. Как и какими конкретно словами это выражают мусульмане? шахиды, герои, камикадзе — интересует именно это
Из пятиязычного глоссария МГЛУ: ШАХИД (араб. «погибший со свидетельством о вере») – человек, погибший за ислам. Похороны Ш. проводятся по более простому обряду, без омовения и оплакивания, так как считается что всем Ш уготован рай. Ш. также называются люди, погибшие от рук бандитов при самообороне, умершие от различных эпидемий, скончавшиеся во время хаджа и ряд других. В некоторых случаях допускается называть шахидами иудеев и христиан, если они погибли, защищая мусульман.
Возможен ли переход мусульманина из одной ветви ислама в другую и какие это может вызвать последствия для него и для семью? Как вообще ислам расценивает подобные переходы — де юре и де факто?
Где как. Обычно последствия негативные. Исламские ученые трактуют такие переходы по-разному – в одних случаях это рассматривается как измена исламу с последующим вынесением смертного приговора, в других на это могут закрыть глаза.
Может ли, с точки зрения ислама, быть заключен брак между христианином и мусульманкой либо между мусульманином и христианкой? Как ислам вообще смотрит на подобные отношения?
Брак первого типа ни одно из течений ислама не допускает, брак второго типа разрешается в ханафитском мазхабе суннитского ислама. Но и во втором случае дети должны воспитываться мусульманами. На межрелигиозные браки не только ислам, но и все остальные религии смотрят отрицательно.
Почему сунниты остановились на Али ибн Абу Талиб ибн Абд-аль Муталлиб ибн Хашим ибн Абд-аль Манаф и не признают его потомков? Кстати, название "Талибан" не отсюда?
Имелись принципиальные разногласия по вопросу наследования власти. Плюс основатель династии Омейадов Муавия, весьма уважаемый суннитами, проявлял откровенную враждебность как к Али, так и к его детям, которых элементарно оттеснил от власти. «Талибан» происходит от арабского «талиб», буквально – «ищущий знаний», «студент».
Откуда взялись "salafits"?
От «салаф ас-салих» — «(последователи) праведных предков»
И у суннитов, и у шиитов есть "sayyids", прямые потомки пророка. Как эта линия отслеживается и кем, и признают ли они друг друга?
Из пятиязычного глоссария МГЛУ: «САЙИД (сеид; синонимы шериф, ахл-и байт/ахл ал-байт, аулад ар-расул, накиб, мир, эмир, др.; букв.: «господин», «благородный») — почетный титул потомков Мухаммеда (через его внуков Хасана и Хусейна), высшей элиты мусульманской аристократии. Первоначально титул С. прилагался только к потомкам по мужской линии, однако в XVII в. в Центральной Азии его стали присваивать себе и отпрыски С. по женской линии, либо даже те, кто женился на женщинах из сайидских семей. Отличительным знаком С. является чалма черного цвета».
В чём разница между имамами, носящими белые и чёрные тюрбаны, у суннитов и шиитов?
С черными – это сеиды
Роман Анатольевич, а про разногласия в ваххабитских течениях и и тонкости их взаимоотношений не будет?
Про разногласия в ваххабитских течения – тема отдельных лекций. В двух словах не скажешь. В принципе, почитать можно здесь http://www.i-r-p.ru/ и поискать в Яндексе по слову «ихван».

Лекция про ислам на видео

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 27.05.10 13:45 | ответить | цитировать # 27


Кому: koisaan, #26

сенкс



cтраницы: 1 все комментарии

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк