Про фотосайты

29.04.09 12:34 | Goblin | 39 комментариев »

Фотография

(с) sickmind

В силу распространенности цифровой фототехники, относительной дешевизны и простоты работы с ней, многие люди увлекаются фотографией. Под «увлечением» я подразумеваю и тех, кто просто любит фотографировать собственных детей и котов у себя дома, и тех, кто встает в четыре утра, чтобы успеть запечатлеть особенное освещение какой-нибудь долины восходящим солнцем. Чаще всего бывает так, что если человеку фотография действительно интересна, он начинает «копать» – читать книги, статьи в Интернет, внимательно рассматривать чужие работы. И неизбежно наступает момент, когда хочется показать себя миру. Проще всего это сделать именно посредством сети – выложить свои лучшие работы на специализированный сайт или блог.

В конечном счете, развитие цифровой фототехники и Интернет дает нам возможность с легкостью показывать свои фотографии огромному количеству людей и получать от них отзывы. Что, в свою очередь, способствует развитию и совершенствованию собственного мастерства, а это самое главное. Можно выделить три типа сайтов, которыми Интернет будет наиболее интересен для фотографа:

— Фотосайты. Специализированные сайты, на которых, зарегистрировавшись, можно выкладывать собственные фотографии, обмениваться мнениями, получать критику.
— Технические форумы. Сообщества людей, в которых обсуждаются аспекты использования цифровой фототехники. Там подробно ответят на любой вопрос, если ты чего-то не понимаешь в собственной камере, не знаешь, какую модель выбрать, и т.д.
— Блоги, личные и специализированные. Хороши тем, что, в отличие от фотосайтов, не накладывают некоторых ограничений, о которых – ниже. Также подразумевают более личное общение с комментаторами, а зачастую и возможность реальной встречи.

Вкратце о том, что собой представляет обычный фотосайт и как организована его работа. Фотосайт является хранилищем фотографий, рассортированных по жанрам, а также предполагает систему выставления оценок фотографиям и рейтингов пользователей. Пользователь регистрируется и загружает на сайт определенное количество своих фотографий. При этом он получает статус «Новичок», «Начинающий фотограф» и т.п. в зависимости от принятой на сайте терминологии. Если других пользователей заинтересовали фотографии, они могут поставить оценки (обычно – по нескольким критериям) и оставить комментарии. Если фотография получает множество высоких оценок, она становится «Фотографией дня», “Featured photo” и отображается на главной странице сайта. Далее пользователь продолжает выкладывать фотографии, его статус повышается, лимит фотографий увеличивается. Теоретически, фотосайты придуманы для обмена опытом. Выкладываешь ты фотографию, люди дают советы, ты понимаешь, что не так, и начинаешь фотографировать лучше.

На практике дело, как водится, обстоит совсем иначе. Виной тому – пресловутый человеческий фактор. Необходимо четко понимать, что на сайты заходят люди, каждый со своим персональным мнением, видением, амбициями и уровнем развития интеллекта. Скажу больше – каждый преследует свою собственную цель, которая может не совпадать с твоей.

Комментариев с реально содержательной критикой обычно очень немного. В среднем на каждые 10-15 комментариев – один содержательный, при написании которого человек действительно ставил себе целью предметно оценить твою работу вне зависимости от того, понравилась она ему или нет. Остальные комментарии – это мусор, типа «!!!», «понравилось!», «5!», а также «ужас», «это должно быть в семейном альбоме» и «почистите матрицу камеры». Почему я называю это мусором, ведь люди просто выразили свое отношение к фотографии? Ответ прост: такой комментарий не дает возможности понять, какой аспект фотографии действительно удался, а какой – нет. Получая такие комментарии, ты ничему не сможешь научиться, а только узнаешь мнение каких-то людей.

Обратим внимание на систему рейтингов пользователей. Почему она введена? Потому что людям свойственно мериться друг с другом. Мериться разным, в зависимости от уровня умственного развития. Само по себе это нормально, но к фотографии не имеет никакого отношения, ведь фотография – это если не работа, то, прежде всего, возможность самовыразиться – одна из форм творчества. Для некоторых же это статус на фотосайте. Замечу важное: повышение статуса (начиная с некоторого момента) происходит исходя из результатов голосования. Это означает, что некоторое количество пользователей сайта, со статусом равным или выше твоего, должны решить, что тебе пора поднять статус. Какой, исходя из этих соображений, напрашивается вывод? Например, невыгодно ругать чужие фотографии, если статус пользователя такой же, как у тебя, или выше – не получишь повышение. А ведь можно голосовать и за понижение. А вышеприведенные комментарии зачастую оставляются не для того чтобы выразить свое мнение, а для того чтобы ты ответил автору взаимностью и, может быть, проголосовал за статус. И уж тем более не стоит спорить с теми, кто имеет высший статус «Профи», ведь они могут быстро разжаловать. А вот если с ними подружиться путем оставления сугубо хвалебных комментариев, можно попасть на вершину «лестницы статусов» без проблем.

Таким образом, графа статуса реализует пресловутую дифференциацию по цвету штанов, которая к твоему умению фотографировать имеет крайне отдаленное отношение. А ведь если ты стремишься учиться и развиваться, важно именно это.

Необходимо учитывать и другие аспекты:

— Популярность некоторых жанров. Выложив на сайт фотографию, например, в жанре «ню», ты гарантированно получишь большее количество комментариев, чем к фотографии в жанре «спорт». Что никоим образом не связано с художественной ценностью работы.
— Наличие определенной моды. Например, черно-белые фотографии в среднем принимаются зрителями лучше, нежели цветные. На вопрос «почему» обычно отвечают «просто больше нравится». Однако маститые профессионалы в приватных беседах признаются, что просто привыкли снимать на черно-белую пленку (ведь другой раньше не было), а переучиваться уже поздно, да и незачем. Также бытует мнение, что фотография, снятая на пленку, куда более «духовна», чем «мертвая» цифра. «Цифромылом» снять ничего путного тем более нельзя.
— Субъективность. Не существует такой линейки, которой можно объективно измерить качество той или иной фотографии, как и любого объекта искусства вообще. Утверждение «объект становится объектом искусства, будучи помещен в соответствующую среду» в данном случае несостоятельно, а вкусы у всех разные. Поэтому фото, над которым ты корпел в течение недели, могут легко разнести в пух и прах. А тот человек, которому оно могло бы понравиться, его может просто не увидеть.
— Культура общения. Интернет-сообщество является зеркалом, отражающим состояние умов людей из общества реального. Если в реальной жизни ты сознательно ограничиваешь круг общения людьми, которые тебе интересны, то в интернете все по-другому – каждый может выразить свое мнение по любому поводу, и не всегда в удобоваримой для тебя форме. Вполне корректно сформулированное (с твоей точки зрения) мнение другой сочтет хамством, а чей-то пассаж на тему твоей сексуальной ориентации покажется автору не более чем забавной шуткой, для тебя малоприятной.
— Ограничения. На большинстве сайтов действует система ограничений. Например, имея статус «Новичок», ты сможешь выкладывать по 1 фотографии в 3 дня, причем ограниченных по объему. В этом прокрустовом ложе, например, пейзаж с массой деталей и разноцветным освещением потеряет большую часть своей привлекательности, а серию фотографий выложить в принципе нельзя.

Один скажет: «Так дела обстоят во всех областях творчества, это нормально», и я соглашусь. Но что может быть неприятней для начинающего фотографа, чем получить разгромную критику на первые выложенные в Сеть работы и тем самым загубить в себе робкий росток творчества?

Вторая опасность – потеря собственного видения и пути в мире фотографии. Интернет-сообщество фотографов, к сожалению, «прививает» вполне определенный подход к фотографии, почти «формат». Пообщавшись с пользователями фотосайтов, ты узнаешь, что «такие цвета никуда не годятся», у тебя постоянно «с лица съезжает свет», а «зеркалки Panasonic или Samsung – вообще наполовину микроволновки».

Каков же ответ на вопрос «фотосайты – хорошо или плохо, полезно ли нет»? Зависит от того, какую цель перед собой ставить. Если ты хочешь иметь высокий статус на фотосайте, «вершить судьбы пользователей», имея возможность повышать и понижать их статусы, хочешь получать миллион восторженных комментариев на каждую свою фотографию – тебе прямая дорога на фотосайт. Если же цель в том, чтобы научиться фотографировать – нет, фотосайт для этого не самое подходящее место. Впрочем, существуют и фотосайты, на которых принципиально не используются оценки и статусы – к работам можно только писать комментарии (например, www.hiero.ru). Подобные ресурсы несколько больше подходят для взаимного обмена опытом.

Ради справедливости замечу, что все, о чем написано, свойственно именно русскоязычным фотосайтам, например, photosight.ru, fotokritik.ru и другим, менее известным. На зарубежных сайтах дело обстоит принципиально иным образом. Один фотограф провел простой опыт. Он зарегистрировался на нескольких отечественных сайтах, а также на зарубежном www.photosig.com, потом выложил одни и те же фотографии. Через неделю сложилась следующая картина: количество просмотров на русскоязычных сайтах (в день) не превысило 120 человек, тогда как на photosig.com оно достигло 1500. Выводы делай сам.

Закончу словами известного фотографа Кена Роквелла: «Не следуйте за гуру, преподавателями, мной или кем-либо еще. Вы никогда не будете лучше, чем кто-либо, не будучи им. И, аналогично, никто не будет лучше Вас в том, в чем Вы преуспеваете. Будьте собой. Покажите Вашу страсть, не копируйте кого бы то ни было. Найдите то, что возбуждает в Вас страсть и исследуйте это. Если Вы сходите с ума от статуэток или корзинок для бумаг, стариков или красавиц, покрышек или следов шин на снегу, сбрасываемых заводами сточных вод или симпатичных маленьких зверюшек, идите и фотографируйте их. Нет правильной или неправильной вещи для фотографирования. Покажите нам то, что восхищает Вас».

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 29.04.09 12:58 # 3


Кому: Бронетёмкин, #1

thnx



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк