Съездил в Иран

18.11.09 15:31 | namelessgrey | 154 комментария »

Путешествия

Случилось мне однажды съездить в Иран. Было это в 2005-м. Набирали бригаду для работы и взяли и меня в качестве обучающегося специалиста со знанием английского языка.

Из фотоаппаратов была только мыльница, потому фотографии получились плохие и мало. Увы.

В аэропорту Тегерана один наш чемоданчик прибрали, ибо его надо было декларировать – чудеса организации поездки!

Встречал нас полный добродушный иранец в очках – представитель нашей организации. Иранцев в очках – много. Ну, не то чтобы очень много, но – как у нас, ходят без затей. Мне как очкарику в глаза такое сразу бросается!

Встречающий иранец бодро говорил по-английски. Вообще многие из тех, кто касался непосредственно деятельности нашей бригады, говорили по-английски. Однако быстро выяснилось, что моих разговорно-технических познаний более чем достаточно. Хотя были моменты трудные, таки да. Опыта общения у меня на тот момент не было вообще никакого, но, видимо, психологически подготовил себя хорошо. Понимал всё необходимое. Редко попадались иранцы, которые говорили по-английски с моей точки зрения отлично. Один тараторил так, расспрашивая меня об особенностях работы и оборудования, что у меня мозг по окончании непродолжительной беседы с ним чуть не закипел. С ужасом обнаружил в одном разговоре, что не знаю такого слово “anxious”. Нашёл силы переспросить иранца. Тот любезно продиктовал по буквам и объяснил, что оно означает.

Иранцы, говорящие по-английски – в основном либо из привилегированных профессий, к коим относится и инженеры нефтегазовой отрасли, либо просто молодые люди. В крупных городах говорят значительно лучше, чем в маленьких.

Прилетели ночью. Тегеран ночью оказался не просто пустынным городом, а местами – просто никого нет. Днём же – картина совершенно другая. Машин – тьма. Пробки – везде. И это при том, что в столице имеются улицы, на которые можно заезжать только либо общественному транспорту, либо такси, либо – по спецпропускам. Нарушающих штрафуют нещадно.

Вот мы на такой улице и жили. И машин там было – тьма. Вообще в Иране автомобилей очень много. Бензин дешёвый, машины есть тоже дешёвые, вот все и ездят. Автомобили – местного производства, либо чисто иранские, либо производящиеся по лицензии. Чисто иранских – большинство, хуже любых наших Жигулей. Но они дешёвые – и их потому много. Однако есть и типа «бизнес-класса» — «Саманд». Что-то вроде нашей «Волги». Считается хорошей машиной. Сделанных по лицензии – тоже много, в основном копии Пежо-307. Есть именно Пежо, 307-я модель, мелкая, и побольше, типа 406-й старенькой. Достаточное количество.

Ещё делают грузовики «Мерседес», старые. Видел в основном самосвалы, кран-платформы. Однако иранская полиция ездит на самых что ни на есть немецких «Мерседесах». Белые с синей полоской по бокам. Всегда чистые, сверкают. Но что показалось странным, так это то, что нарушители сами идут к полицейской машине за штрафом. Иранская военная полиция ездит на таких же «Мерседесах» только полоска – зелёная.

Как только выехали на дорогу, сразу выяснилось, что – о, ужас! — вопреки утверждениям известного юмориста шуток М. Задорнова «нигде в мире фарами на дорогах не сигналят, что впереди ГАИ», в Иране тоже моргают фарами, предупреждают о наличии дорожной полиции. Вообще в городах иранцы ездят, как сумасшедшие. Всё время бибикают, подрезают, поворотников не включают. Но! Они друг друга пропускают постоянно, если кому-то надо проехать. Пропускают пешеходов. На красный не ездят. Статистикой не владею, но иранцы говорили, что аварий очень мало.

Пришлось проехать автомобилем через всю страну, плюс продолжительное время побывать в крупных городах и, честно говоря, за все три месяца видел только одну аварию. Да и то это было в сельской местности. Дорог много и много дорог хороших. Ехали из Шираза на юге в Тегеран – так там магистраль в четыре полосы в каждую сторону с разделением направлений. Трасса платная – проезд стоит копейки. Но есть и старая, бесплатная. Она хуже, уже, но вовсе не так плоха. Вполне приличная. Скорость ограничена по полосам. В левом ряду, как правило – 110 км/ч. Однако мы гнали изредка до ста пятидесяти. Но наш иранский водитель этим не злоупотреблял. Однажды смешно получилось. Надо было выезжать под вечер, когда уже стемнело. Иранцы говорят – поедем утром, а то от Арака до Малайера дорога опасная, в темноте лучше не ездить. Ладно, говорим, утром – так утром. Выехали с утра. Час едем, пытаюсь понять, что опасного в этой дороге – на Военно-Грузинскую никак не тянет. Две полосы в каждую сторону, хорошая обочина, добротный асфальт, машин мало. Спрашиваю, иранец говорит – дык, движение совместное – туда и обратно без разделительного барьера. Вот так опасная дорога!

Местность иранская – большей частью гористая полупустыня. Там где мы были, по крайней мере. Километрах в 50 от Тегерана присутствует здоровенное солёное озеро. Издали выглядит огромным белым пятном. Были в городишке Ку-Намак. Оказалось, что неподалёку имеется небольшая гора, вся в белых полосках соли, а «ку-намак» – это и есть солёная гора. При пересечении страны поразило то, что постоянно на этом пейзаже появлялись хвойные оазисы – высаженные сосны, ели, лиственницы. В одном оазисе мы жили. Там по земле по всей площади в несколько гектар была протянута спецкишка, из которой по графику велось орошение растительности. Растительность разная – от упомянутых ёлок, до роз и фикусов. На юге страны свободно растут персиковые деревья и апельсиновые. Оливковые деревья растут и на севере. Подобную ситуацию с растительностью наблюдал ещё в Туркмении – местность там похожая, деревьев нет. Вот они и высаживают рядами поперёк пустыни – смотрится забавно.


Страна мусульманская, но, видимо, без фанатизма. Мужчины в футболках на улице попадались редко – в основном ходят в рубашках. Женщины носят платки, редко и большей частью в глубинке попадались одетые в паранджу и балдахин до земли. Юбок не носят – всё больше в джинсах.


Но когда пришли в гости к одному иранцу – там его жена и дочь ходили без платков, даже при нас, русских. В автобусах ездят отдельно – правая половина для мужчин, левая – для женщин. Негусто ходят парами – мальчик и девочка. Ходят, конечно, но попадались нечасто. Был один прецедент. Наш иранский представитель выделил нам двух девушек в качестве гидов-переводчиков. Переводчицы из них были никакие – они русский знали хуже, чем я фарси. Но по Тегерану в несколько мест сводили. Так вот однажды подходит какая-то пожилая женщина и начинает этим девушкам что-то злобно высказывать, зыркая в нашу сторону и тыча пальцем. Позже выяснилось, что она, видимо, подумала нехорошее. И выговаривала в том смысле, что нечего с этими шастать. Толи неверные, толи чего ещё. Больше таких случаев не было.

Вообще население относилось добродушно. Никаких проблем не было. Даже когда одни ходили, без иранских провожатых. По дороге из Шираза завезли нас в Персеполь на экскурсию. Местный экскурсовод богатырских габаритов так шпарил на инглише, что я чуть не сдурел от натуги, поспевая за ним. Место отличное, древние развалины, захоронения в скале. В скалу не пускают – можно только через решёточку на входе посмотреть внутрь. По мере сил всё реставрируется. Но как-то очень неспешно.


Рассказали про упыря Македонского – как он пришёл и всё там развалил, сжёг, персов порезал и сбёг на завоевание Индии. Бродим, смотрим, тут подходит группа молодых людей, один присматривался к нам, присматривался, потом приблизился, жестикулирует, говорит «шурави», «шурави», «хейли мамнун». Видим – похоже, афганец. У иранца нашего провожатого спрашиваем, он с ними общается и нам объясняет: да, афганцы, поняли, что вы русские, спасибо, мол, вам говорят, сфотографироваться хотят. Ну, сфотографировались, конечно. Такое дело.

В кафе и ресторанах Ирана делают шашлык – у них кебаб. Куриный и бараний. Особенно понравилось так называемое «кубидэ». Что-то вроде отбивной баранины на шампуре, одним длинным куском. Было замечено, что в самой простой забегаловке, по крайней мере, в столице, готовили этот шашлык гораздо лучше, чем во многих подобных заведениях Москвы. То, что они называют супом – это маленькая миска какого-то жидкого салата с бобами. Не очень вкусного. Нормального супа там поели только дважды – бульон с ягнячьей ногой. Отличная штука. А на закуску к еде они едят сметану с укропом или что-то вроде того.

Как-то сводили в ресторан, где давали национальное иранское блюдо – типа супа-харчо из курдючного сала, только не острого. Очень жирный суп, не особенно вкусный. Из газировки повсеместно употребляют пепси-колу и фанту, сделанную, видимо, по лицензии. Вкус и цвет – такой же, но на бутылке на фарси написано. Распитие чая – национальное иранское времяпрепровождение! Например, приехал на компрессорную грузовик с оборудованием. Иранцы говорят, пойдёмте, мол, чайку дрябнем. Мы им – давайте сперва разгрузимся, а потом спокойно попьём. А иранцы нам опять – не, давайте сначала чайку. Сидим, пьём с иранцами чай. Ждём. И так – постоянно. Приходишь на переговоры – сначала чай. Это у них обязательный ритуал. Лучше не отказываться. Как-то из нашей бригады в пять человек чаёк попило только двое. Так потом это возымело нехилый резонанс. Обиделись.

Употребление спиртных напитков в стране запрещено. Кругом продаётся только безалкогольное пиво. Однако, как нам объяснили, на «чёрном» рынке можно купить всё – от бутылки водки до слона. Ну и, правда – побывали в гостях у иранца, так он угощал виски. Лично я был единственным непьющим в бригаде, а мужики иногда мечтательно причмокивали, вспоминая хорошую водовку. Уже под конец пребывания, один гражданин из российского консульства приволок две пластиковых бутылки по полтора литра с разведённым лимонным соком спиртом. Вот тогда мужики дрябнули основательно – с пьяными беседами, опрокидыванием чашек и последующим бодуном.

Местные сласти довольно необычны. Много эдакой карамели с добавлением, кажется, всего на свете – фисташек, кешью, кунжута, каких-то ягод. Вкус неплохой, но зубы сломаешь, пока это сгрызёшь. Конфет в нашем понимании не видел. Были такие сахарные шарики, в Союзе часто ел, в детстве. Ну и разнообразная нуга, щербет, подобие халвы. Фруктов много. Арбузы, дыни, бананы, апельсины, манго и т.д. Но вот клубника – невкусная и портится быстро. Огурцы тоже какие-то пресные. Кстати, выяснилось, что у них огурец порезанный – овощ, а непорезанный – фрукт. А мы сперва голову ломали: чего это они нам вместе с яблоками и бананами огурцы кладут? Попробовал там сладкие лимоны. Цвет у них такой бледно-бледно жёлтый, почти белый. И вкус не то что бы сладкий, а слабо сладкий, почти пресный. Никому из наших не понравилось, я один их ел!

Видимо, в Иране имеют место быть некие клановые отношения. Чей клан считается лучше – представитель того клана и пользуется определёнными преимуществами. Как то: при приёме на работу, при распределении всяческих благ, имеет решающее слово и т.д. Лично меня очень поразило две вещи. В Ширазе вместе с нашей бригадой присутствовал ответственный за нашу работу иранец из Тегерана. Специалист государственного масштаба и вообще главный по данному виду работ в Иране. На транспортной базе, где у нас был перевалочный пункт, случился обеденный перерыв. Мы смотрим – весь персонал базы столпился у дверей столовой. Спрашиваем, чего это они? Обед ещё не подвезли? А нам говорят – нет, мол, специалист государственного масштаба ещё не подъехал, а без него обедать начинать нельзя, раз уж он сам здесь будет обедать. Вот так-то. Обед у них полчаса. Специалист опоздал на 15 минут – итого у всех на обед осталось 15 минут.

А вторая вещь – то, что инженеры не обедают вместе с, например, водителями. У нас был водитель — мистер Явари его звали. Смотрим, он заходит в столовку. Мы ему рукой машем – мол, иди к нам, место есть. А он улыбается, тоже машет и уходит за другой стол. Говорим прикреплённому к нам иранцу, пусть, мол, мистера Явари позовёт – а он отвечает, нет, мистер Явари должен отдельно кушать.

Один раз интересно получилось. Были у нас такие приборы – маркерами зовутся. Его надо на земле ставить, но не закапывать, максимум прикрыть чем-то. И вот в установке этих маркеров помогал нам один иранец, инженер из Тегерана. Ему объяснили, что маркеры закапывать ну никак нельзя, надо что-то придумать. А он взял лопату и стал копать яму. Мой недоумённый вопрос: «What are you doing?» иранец воспринял неожиданно. Он говорит «Sorry, мол, мистер Сергей, но, хоть я и инженер, однако вынужден вот землю копать». Мы вообще в осадок выпали. Ну, во-первых, я не то имел в виду! А во-вторых, у нас, например, в бригаде все друг другу помогали – и грязищу счищать, и гайки крутить. Хотя это вроде как обязанность кого-то одного. Так хотя бы быстрее получается. А тут – эвона как, «хоть и инженер, но вынужден землю копать».

Чтобы женщину взять в жёны, жениху надо сперва заплатить калым родителям. Как я понял, он серьёзно разнится в зависимости от социального положения. На уровне средней руки иранских инженеров – 10-20 тысяч долларов. Выходит, проблематично в Иране жениться или замуж выйти – не каждый сдюжит, прямо скажем. Один иранец как-то горевал, что нынче – оно не того как-то. Денежек платят маловато, да и вообще – раньше трава, понятно, зеленее была. Вот, говорит, до революции 1979-го года я получал пять тыщ Джорджей Вашингтонов. А теперь, говорит, жалких три тыщи пятьсот! Правда, всё время мотается по командировкам, в том числе, например, в Германию. Но это всё не в счёт!!! Плохо говорит. Спросили про командировочные. Говорит, самые маленькие – 120 долларов. Это по Ирану командировка. Потом огласили ему наши зарплаты и командировочные – иранец, выпучив глаза, очень удивлялся и долго думал.

Как-то повезли нас в один из шахских дворцов на экскурсию. Скромный домик, ни разу не Эрмитаж или там Зимний. Убранство неказистое. Объяснили, что тут всё скромно, как и в других дворцах шаха потому, что он барахлишко шустро вывез самолётом – золотые слитки там, бриллиантовые диадемы, картины. Под конец командировки выяснилось, что у нас проблемы с визами – они просрочены, и выехать нам не дадут. Процесс оформления в кратчайшие сроки – дело хитрое, с уговорами и раздачей взяток уполномоченным лицам. Ну и кратчайшие сроки – это, как выяснилось, неделя. Билеты на самолёт четыре, кажется, раза меняли.

Перед поездкой изучил глобус Ирана. Города запомнил, ориентиры на местности. По факту выяснилось, что русские названия, как водится, несколько отличаются от того, как говорят аборигены. Несколько примеров. Тегеран оказался Тэграном, причём «г» — мягкая южнорусская. Исфахан оказался Эсфаханом, с ударением на первый слог. Хамадан – Хамедан. Эрак – Арак. Урмия – Урумия. Саве – Савех, последняя «х», правда, такая — едва слышная. Кум – нечто среднее между Кум и Ком. Шираз – Щираз. Бушир – Бущером. Высочайшая гора Ирана Демавенд – Дамаванд (у них даже вода в бутылках с таким названием есть).

Деньги в Иране – риалы. На 2005-й год официальный курс был 8500 риалов за доллар. На деститысячной купюре нарисован Рухолла Хомейни и гора Дамаванд. Мы в первый же день махнули немного долларов на риалы – пачки получились знатные. К сожалению, уже забыл, что сколько стоит. Помню, что двухместный номер в четырёхзвёздной гостинице обошёлся в 70 долларов за сутки, еда в стоимость не входила. В Иране наши мобильники оказались бесполезными – у них там другой частотный диапазон. А приобрести иранский мобильник с иранской же «симкой» оказалось проблемой непосильной – какая-то очень сложная процедура. Пользовались по случаю служебным телефоном одного из сотрудников НИГК.

В Хамедане созерцали большие таблички с клинописью. Повествовали таблички о Дариях, Ксерксе и Артаксерксе. Рядом присутствовал водопад и речушка, проистекающая от него, загаженная основательно всяким мусором. Стало понятно, что в Иране живут те же люди, что и у нас!!!

Собственно, сапоги в Индийском океане чуть-чуть не помыли. От городка Казерун, где мы некоторое время жили, до Бушира на Персидском заливе километров 130-150 всего оставалось.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 154

0vod
отправлено 19.11.09 10:53 # 101


Отличный отчет!
Спасибо!


Eddie
отправлено 19.11.09 11:05 # 102


Интересный рассказ


кайзер
отправлено 19.11.09 11:56 # 103


Спасибо за хорошую заметку!

Небольшое дополнение:

Знакомый иранского происхождения как-то ездил на родину предков. Вернулся - рассказывал всякое. Про бухло рассказывал, что на частных вечеринках народ местную самогонку пил, градусов под 60-70. Говорит: "представляешь - они ее стаканАми глушат, и йогуртом с травками закусывают. Я с ними - говорит - тягаться вообще не мог, тренированные камрады". Вот до чего запреты доводят :-(

Про управление страной рассказывал, что там очень двигают (правительственная политика типа) крестьянский элемент из провинции и всяких религиозных. За лояльность и верность заветам. При этом кроме лояльности похвастать им часто нечем - необразованные, непрофессиональные, поддерживают кумовство и взятки.

При этом надо отметить, что он и его родственники - интеллигенция. Как в других слоях общества - он не знает. Можт у них персидская интеллигенция типа советской...


Fletcher
отправлено 19.11.09 12:06 # 104


Инетерсно, спасибо.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 12:34 # 105


Кому: Шпрот, #42

> Рассказ интересный!
> Только если я не ошибаюсь, Эрмитаж и Зимний дворец в Питере - это одно и тоже.

Знаю.
Хотел сказать про Эрмитаж и Версаль, но вот так затупил нехорошо. :-(


namelessgrey
отправлено 19.11.09 12:41 # 106


Кому: Дер Пароль, #43

> Кстати, какой там калым берут с иностранцев?

С иностранцев - не знаю.
Наш провожатый иранец вообще сперва говорил, что калым - 100000 американских денег.
Переспросили, думали, что он с нулями ошибся.
Нет, говорит, сто тыщ долларов.
Ну, удивились, конечно.
Потом поговорили с другими иранцами.
Те сказали, что, мол, нет, это он чего-то загнул, 10-20 тысяч.
Пусть, говорят, попробует замуж свою дочу выдать за сто тыщ. :-)


YTereh
отправлено 19.11.09 12:41 # 107


Замечательный контраст: хвоя и цитрус, в Туркмении, что севернее кстати, ещё и пальмы таким образом высаживают. Вдоль дороги иногда до абсурда - пальма, ель, пальма, ель...


namelessgrey
отправлено 19.11.09 12:59 # 108


Кому: SnowMan, #44

> В части про шашлык громко подвывал, злые вы! Заметка отличная. Только почему ни слова про погоду? Я понимаю, что там тдолжно быть жарко, но насколько?

Шашлык и вправду был хорош везде, где его давали.
Единственное, что выглядело странно - его на газу готовили. :-)
То есть никакого там "с дымком".
Про погоду ответил в 70-м посте.
Могу ещё добавить, что дождь за три месяца был ровно один раз - где-то в конце апреля, ночью.
И то с утра вылезли - всё сухо кругом.
Ещё один раз тучи слегка сгущались, но так и не сгустились.
Всё.
Остальное время - солнце.


napaHouk
отправлено 19.11.09 13:21 # 109


Кому: namelessgrey, #0

> На дес[я]титысячной купюре

Опечатка.

Камрад, отличная заметка! Уточнение про иранца с командировками в Германию и про сравнение командировочных - класс!


namelessgrey
отправлено 19.11.09 13:41 # 110


Кому: Хе-хе, #49

> Интересно, а как там люди расслабляются по пятницам, с безалкогольным то пивом? :))

Иранская пятница - это наше воскресенье. :-)
И них неделя с субботы начинается.
Четверг и пятница - выходные.
Вернее, пятница - выходной у всех, а четверг где-то целиком гуляют, а где-то - очень короткий рабочий день, до обеда.


287
отправлено 19.11.09 13:49 # 111


Научись писать без ошибок.

 


Модератор.



namelessgrey
отправлено 19.11.09 13:53 # 112


Кому: talash, #50

> А как зарплаты, правда что ли инженер может получать 3500$? И как с конвертацией в USD? Возможна ли она? Какой процент дерут?

Тот инженер, который нам про эту свою зарплату говорил, трудился в НИГК - Национальной Иранской Газовой Компании.
Учреждение государственное.
Но поскольку Иран по добыче на третьем месте в мире, а по запасам на втором, видимо, это позволяет им плотить хорошие зарплаты.
Например, в Газпроме тоже нехило платят.
Порядок зарплат такой же.
С конвертацией в доллар полный порядок был.
Правда, в банках мы ни разу не меняли, только через проверенных иранцев. :-)


carcass-ss
отправлено 19.11.09 14:11 # 113


про иран получилось крайне интересно. спасибо автору. очередная легенда об "оси зла" - благополучно развенчана :)


namelessgrey
отправлено 19.11.09 14:14 # 114


Кому: 2tea22, #56

Даже и не знаю, что сказать.
У них там все могут учиться.
Работа - есть.
Полицию и армию уважают.
Страну развивают усиленно.
Бензин, например - мегадешёвый.
Воплей про "нам надо покаяться за Надир-шаха и аятоллу Хомейни" нет.
Народу живёт много - почти 70 миллионов.
Нация молодая, государство основательно поддерживает многодетные семьи.
Думаю, это совсем немало и совсем даже не плохо.
Понятно, имеет место быть и кумовство, и взяточничество.
Ну дык это ж и в той же Канаде наверняка есть.
:-)


carcass-ss
отправлено 19.11.09 14:18 # 115


> Потом огласили ему наши зарплаты и командировочные – иранец, выпучив глаза, очень удивлялся и
> долго думал.

странный всё таки обычай - рассказывать налево направо кто сколько зарабатывает.
понятно что в данном случае человек автор не свою зарплату озвучивал, но, любителей и о собственной поболтать хватает.


St.Арый
отправлено 19.11.09 14:30 # 116


Спасибо за интересный рассказ!


Upendra
отправлено 19.11.09 14:52 # 117


Тоже побывал, но позже в 2007. Хотелось бы немного добавить:
Про вождение - действительно ездят кто как может, но аварий очень много, просто отношение к ним совершенно другое - стукнулись, вышли посмотрели - если машины не крутые - договорились быстро о претензиях или просто пожали руки и разъехались. Собственно поэтому особо не принято рихтовать кузова машин и поэтому 90% автомобилей с вмятинами и царапинами.

Про деньги:
Принято два названия - Реал и Туман (10 реалов). Активно используется туман когда говорят цену, вследствии чего поначалу возникает ощущение нереальной дешевизны...
В 2007 году ввели новую купюру в 50 000 реалов (на тот момент=5 USD), в основном в ходу 5000, 10000 и 20000 реалов.

Про связь:
С 2005 года появился 2й GSM оператор (Irancell) с кучей офисов по городу и возможность приобрести местную SIM и пополнить баланс существенно облегчилась.
Также достаточно хорошо работает роаминг, по крайней мере мой Билайновский телефон адекватно работал, хоть и не всегда на него можно было прозвонить.

Религия:
Отношение двойственное - с одной стороны свирепствует полиция нравов, отлавливая и воспитывая неправильно одетых женщин (видны волосы из под платка, коротковатый хиджаб и т.д.), с другой идет послабление на какие-то бытовые условия (продажа алкоголя иностранцам в барах)

Еда:
Ресторанная еда качественная достаточно однообразная и зачастую в дорогих ресторанах и дешевых столовках отличается только ценой. Меню стандартное:
Кебаб двух-трех видов, куриный кебаб, суп (всегда один), салат (также один - листья салата с овощами), луковица, что-то типа сметаны, лепешка и газировка.
Чай в ресторанах редкость и подается в основном в дорогих.
Реально чай могли попить только в кальянных (очень популярно у иранцев).
Несмотря на восток - час обычный пакетированный, уровня нашего липтона. Сахар употребляют либо в прикуску, либо используют для растворения сахарные кристаллы с шафраном, по вкусу напоминающие мед.

Если вспомню что-то еще - добавлю


Upendra
отправлено 19.11.09 14:54 # 118


К вопросу о конвертации:
Меняют в фактически одном банке Мелли-Иран, и то не во всех отделениях.
Банк работате по своему графику - с 07 утра до 14 00, после этого времени поменять деньги можно только в некоторых гостиницах, но курс будет уже хуже. Мы меняли в Тегеран Гранд Отеле.
Свободно меняют и доллары и Евро.


PBlaze
отправлено 19.11.09 15:01 # 119


Кому: (-) ion, #45

> по ссылке тоже интересный отчет человека, съездившего в Иран в одиночку на автомобиле из Москвы. Там много букв, но отчет стоит того, чтобы прочитать - читается на одном дыхании.
>
> http://www.mosadventure.ru/stories/28.html

Добавлю, что там ОЧЕНЬ МНОГО БУКВ, полдня уже читаю, не осилить все никак, но заметочка очень интерсная.


mossq
отправлено 19.11.09 15:08 # 120


Был в иране в мае 2008го на машине :) Мой взгляд на эту страну можете прочитать в моем отчете: http://www.mosadventure.ru/stories/28.html
Зимой собираюсь в Большое Арабское Приключение и побываю в Иране снова. (а потом в ОАЭ, Оман, Йемен, Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию, Труцию и домой).. Вот как-то так: bigarabic.lievjournal.com


mossq
отправлено 19.11.09 15:08 # 121


Упс :) Ссылку на мой рассказ уже тут, оказывается, запостили.. :)


mossq
отправлено 19.11.09 15:13 # 122


Кому: mossq, #121
[bigarabic.lievjournal.com]

Верная ссылка - bigarabic.livejournal.com


Megil
отправлено 19.11.09 15:23 # 123


Интересно. Спасибо.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 15:47 # 124


Кому: Тракторист Марвин, #59

> С нашими Эсфаганьцами не пересекался, камрад? Пашет, станция-то?

Увы, камрад, не пересекался.
Могу сказать только, что компрессорная станция в Нейзаре, построенная при активном участии советских инженеров и использовании советских материалов и оборудования, пашет до сих пор. :-)


namelessgrey
отправлено 19.11.09 15:56 # 125


Кому: Просто Санёк, #37

Кому: Сева, #62

> жаль, фоток маловато

Фотографировали в основном иранцы, но эти фотографии неинтересны - там в только рабочий процесс.
А с мыльницы много неудачных получилось да и качество, мягко говоря, не очень.
Больше постеснялся засылать. :-)


namelessgrey
отправлено 19.11.09 16:05 # 126


Кому: elz9001, #81

> Недавно посмотрела Иранские фильмы "Лейла" и "The Color of Paradise" , очень понравились. Второй фильм тронул, даже прослезилась.

А мне вот смешное вспомнилось.
Смотрели телевизор как-то, а там шёл какой-то американский фильм в дубляже.
И вот сцена: подъезжает грузовик, из кузова выскакивает матёрый американский офицер в чине, кажется, лейтенанта и зычным дублированным голосом, вскинув руку, вскрикивает: "Соб бэхэр!"
Мы выли в голос долго, так смешно вышло. :-)
Соб бэхэр - с добрым утром по-русски.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 16:11 # 127


Кому: Лапша, #82

> А с туризмом там как?
>
> Есть ли он вабще?

Даже не знаю, камрад.
Ездили не за туризмом, потому - не знаю.
У пещеры Алисадр прошли мимо украинцев, больше никто из советских не попадался.
Думаю, должны быть какие-то туры.
В Иране есть, что посмотреть.
Плюс - безопасно.
Только женьщины приезжие должны в платках ходить.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 16:20 # 128


Кому: Дадли Смит, #88

> Возник вопрос: Широко известный КСИР как-нибудь проявляется? Встречал ли камрад представителей этой своеобразной организации?

Пока мы были в Хамедане, проходили иранские выборы.
Как раз Ахмадинежада выбрали тогда.
На выездах из города стояли военные патрули.
Нас остановили, провожатые иранцы стали документы предъявлять, на нас патруль даже не посмотрел.
Так вот, если я со слепу не ошибся, в сторонке от военных стояло несколько человек как раз из КСИР.
Больше мы их ни разу не видели.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 16:55 # 129


Кому: Дядя Ben, #89

> В этой заметке автор упоминает "шурави", как "неприятное". namelessgrey рассказывает, что афганцы достаточно доброжелательно использовали это слово.

Мы два раза встречали афганцев, когда они сами привлекали наше внимание.
В упомянутый раз встретились с молодыми людьми, даже двое подростков среди них было.
В другой раз были люди взрослые, судя по внешности - все за 40.
Со вторыми даже фотокарточка есть, кривая, правда.
И в том, и в другом случае - доброжелательное отношение.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 17:17 # 130


Кому: кайзер, #103

> Про управление страной рассказывал, что там очень двигают (правительственная политика типа) крестьянский элемент из провинции и всяких религиозных. За лояльность и верность заветам. При этом кроме лояльности похвастать им часто нечем - необразованные, непрофессиональные, поддерживают кумовство и взятки.

Не знаю, как там с управлением страной, но тот иранец, который отвечал за все работы в Иране, подобные нашей, был отличный специалист.
А кумовство и взятки везде же ж есть.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 17:21 # 131


Кому: Upendra, #117

> Отношение двойственное - с одной стороны свирепствует полиция нравов, отлавливая и воспитывая неправильно одетых женщин (видны волосы из под платка, коротковатый хиджаб и т.д.), с другой идет послабление на какие-то бытовые условия (продажа алкоголя иностранцам в барах)

Не знаю, камрад, такого не втречал.
Может, к 2007-му году уже поменялось что-то.
Девушки с фотографии в заметке всё время ходили с волосами, вылезшими из под хиджаба.
Порой этот хиджаб так сползал к затылку, что, фактически, как без него выходило.
Никто не останавливал.
А мы по Тегерану с ними несколько дней гуляли.
И вокруг таких девушек много было.
Как раз укутанных очень мало попадалось.
В провинции - больше, да.


max454
отправлено 19.11.09 17:37 # 132


Прекрасная заметка, автору - респект !


...или Белый Кит
отправлено 19.11.09 17:48 # 133


Что-то типа сметаны - это маст. Кисло-мослочный продукт. Без него никакая кормёжка не обходится.

Был там в 90-х несколько раз, с тех пор, похоже, ничего не изменилось :) Помнится, провожали меня как-то домой и налили по случаю пару стопок месной армянской водки-кишмишовки (из винограда с соответствующим названием). Не очень крепкая (около 30 град) и довольно вкусная. Всё бы хорошо, но после приезда домой я два дня перемещался исключительно между диваном и белым другом...

Кстати, об одетых и не очень одетых женщинах. Забрались мы как-то в глухую горную деревушку, так там местные ходили почти как в наших деревнях: юбка-кофта-платочек.


2tea22
отправлено 19.11.09 18:03 # 134


Кому: namelessgrey, #114

Пересказываю то, что рассказывали иранцы. Сам там не живал (а иначе невозможно оценить ни страну, ни власть ни отношения между людей (как среди местных так и к "чужакам"). Про кумовство и взяточничество я не писал, хотя мой знакомый иранец (другой) рассказывал, что это дело в Иране традиционно невыносимо (но кто как привык - верно)? Оно, вероятно, есть и в наших Палестинах, но мне за минувшие несколько лет сталкиваться не приходилось. Спорить, впрочем, не буду...
Вашу же "статистику" тоже трудно воспринимать серьезно... Статистику мы вам нарисуем любую... Бензин дешевый - это, конечно, здорово, но есть ли это показатель Хорошей жизни? Как уже сказал, не исключаю, что Иран - страна чудес, но вериться с трудом, сопостовляя сведения, полученные из разных источников.


Cheburan
отправлено 19.11.09 19:13 # 135


Кому: namelessgrey

Спасибо за интересный рассказ!
О жизни в Иране до прочтения заметки почти ничего не знал.


namelessgrey
отправлено 19.11.09 21:18 # 136


Кому: 2tea22, #134

> Вашу же "статистику" тоже трудно воспринимать серьезно... Статистику мы вам нарисуем любую... Бензин дешевый - это, конечно, здорово, но есть ли это показатель Хорошей жизни? Как уже сказал, не исключаю, что Иран - страна чудес, но вериться с трудом, сопостовляя сведения, полученные из разных источников.

Камрад, да я ж никакую статистику не приводил, в том числе и "статистику". :-)
Сам я тоже там, в общем-то, не жил.
Три месяца - это очень мало.
В иранской жизни никакой не знаток и прекрасно это осознаю.
Про бензин - привёл как пример, не настаивая, что есть показатель.
Просто вот я ещё был, допустим, в Испании, и как-то офигенной разницы в благополучии не заметил.
В Европе, безусловно, богаче.
Но и страной тн "оси зла" ту же Испанию никто не объявлял со всеми вытекающими.
Понятно, что не всё там благополучно.
А оно так бывает, что бы вот прям всё благополучно?
Речь не про "Иран - страна чудес", а про то, что там не всё, поди, так плохо.
Другая жизнь, с другими достоинствами и недостатками. :-)


Otto
отправлено 19.11.09 22:34 # 137


>Как только выехали на дорогу, сразу выяснилось, что – о, ужас! — >вопреки утверждениям известного юмориста шуток М. Задорнова «нигде в мире фарами на дорогах не сигналят, что впереди ГАИ», в Иране тоже моргают фарами, предупреждают о наличии дорожной полиции.

Скажу даже больше: в Германии тоже моргают :)


mossq
отправлено 19.11.09 23:15 # 138


Кому: namelessgrey, #136

> Другая жизнь, с другими достоинствами и недостатками. :-)

100%
У них другое мышление. Причем нам этого не понять, потому что у нас тоже другое. У европейцев еще другое. И у каждого свои ценности. Для них их уклад жизни является благополучным. Для нас - как-то бедно. Для них наш - как-то быстро и жестко. Для нас - нормально, "бизнес"..



mossq
отправлено 19.11.09 23:15 # 139


Кому: Otto, #137

> в Иране тоже моргают фарами, предупреждают о наличии дорожной полиции.

они моргают и просто так, предупреждая о какой-то опасности на дороге или просто внимании. Часто видел, как моргают встречки, если видят, что по моей стороне дороги впереди идут пешеходы по обочине. "Будь внимателен" видимо так надо трактовать их моргание.
Впрочем, как и у нас.. Только у нас это делают при виде только гаишников ))


Otto
отправлено 19.11.09 23:59 # 140


Кому: mossq, #139

Камрад, ты за Иран или за Германию? :) Я за Германию писал, за Иран - без понятия, это слoва автора. А в Германии очень частенько моргают если в кустах камера. Очень хорошая штука)) Особенно ночью тебя бликнет, при превышение скорости, а потом по почте получите фото на память и заодно оплатите взнос))



madam
отправлено 20.11.09 00:01 # 141


спасибо за рассказ!


StivenRND
отправлено 20.11.09 02:25 # 142


Кому: (-) ion, #45

> > http://www.mosadventure.ru/stories/28.html

В 10 вечера кликнул на линк, кстати спасибо, завершил разбор 2-х путешествий, одно из которых 2 года планирую... Чувствую ночь будет занимательна и интересна))))!


...или Белый Кит
отправлено 20.11.09 02:43 # 143


Про моргание...

В Англии в прошлом, по-моему, году, дорожная полиция обратилась в суд с требованием обязать водятлов *не* моргать, предупреждая о камерах или патрульных. Суд отказал в иске с мотивацией: "После предупреждения водитеь сбрасывает скорость и становится более внимательным, что благотворно влияет на безопасность движения".


Михайло_Васильевич
отправлено 20.11.09 06:07 # 144


Кому: namelessgrey, #136

> А оно так бывает, что бы вот прям всё благополучно?
> Речь не про "Иран - страна чудес", а про то, что там не всё, поди, так плохо.
> Другая жизнь, с другими достоинствами и недостатками. :-)

Складно излагаешь, камрад!


Ant_Samara
отправлено 20.11.09 15:39 # 145


Кому: namelessgrey, #0

Кому: mossq, #120

Камрадам спасибо за познавательные рассказы.
По прочтению захотелось съездить в страну Иран, посетить достопримечательности, приобщиться к древней самобытной культуре.


Scooter
отправлено 20.11.09 17:50 # 146


> Сделанных по лицензии – тоже много, в основном копии Пежо-307. Есть именно Пежо, 307-я модель,

206
и, кстати, именно 206 седан производится именно и только в Иране

406 - вполне себе бизнес-класс
для полноты картины: директор одного из крупных госзаводов и родственник тогдашнего президента ездил менно на такой


Scooter
отправлено 20.11.09 17:54 # 147


> Негусто ходят парами – мальчик и девочка.

мальчик-мальчик - намного чаще!!
особенно в Эспадане


maximus
отправлено 20.11.09 21:03 # 148


Отличный текст. Спасибо.


JCF
отправлено 20.11.09 21:41 # 149


Спасибо автору.


F777
отправлено 21.11.09 14:19 # 150


Камрад спасибо, очень интересно, чисто клуб путешественников )


Хе-хе
отправлено 22.11.09 12:37 # 151


Кому: namelessgrey, #110

> Иранская пятница - это наше воскресенье. :-)
> И них неделя с субботы начинается.

О как! Прикольно :)


goosetea
отправлено 27.11.09 20:33 # 152


Кому: Romiras, #5

> Сирийский кабаб - самое вкусное мясное блюдо, которое я ел в этой жизни...

мясо по-кхмерски тоже весьма хорошо :)!


Перепелица
отправлено 02.12.09 15:13 # 153


Кому: Лепило, #9

> Видим – похоже, афганец. У иранца нашего провожатого спрашиваем, он с ними общается и нам объясняет: да, афганцы, поняли, что вы русские, спасибо, мол, вам говорят,
>
> Гы,гы. Что, нынешние оккупанты им не очень нравятся?Школы, больницы, дороги и т.д. не строят?

Не первый раз, кстати, такое слышу- что к "шуравьям" афганцы теперь очень даже хорошо относятся. Этот случай - только подтверждение.


Перепелица
отправлено 02.12.09 15:22 # 154


Кому: Zx7R, #64

> Рвёт так скать, шаблоны.

Так Ты, камрад, тоже статью напиши. Или даже её подбей на написание. Про восточные страны- очень люблю почитать :-)



cтраницы: 1 | 2 всего: 154



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк