Про кандагарских пленников

04.02.10 01:28 | Onepamop | 255 комментариев » »

Репортажи


В августе 1995 года российский самолет Ил-76 и семь членов его экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым были захвачены боевиками исламского движения «Талибан» в афганском городе Кандагар.

Почти официальная история (сокращенная версия):

Ил-76 принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан» (арендованной «Транавиа» — ОАЭ). Этот самолет был передан в субаренду правительству Бурхануддина Раббани и перевозил боеприпасы (патроны калибра 7, 62 и амуницию) по маршруту Тирана (Албания) — Шарджа(ОАЭ) — Кабул.

Груз, кстати, соответствовал нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и разрешен к авиаперевозке. Это был уже их четырнадцатый рейс в Кабул; по специальным каналам никаких запретов или ограничений на полеты по данному воздушному коридору не поступало. Все было как обычно. Но над территорией Афганистана, на высоте 8000 метров был перехвачен истребителем МИГ-21, принадлежащим Движению Талибан и посажен на аэродроме города Кандагар.

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их требований.

Пленные летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипажу угрожали казнью в соответствии с нормами шариата.

Все попытки России, ООН и США освободить экипаж оказались тщетными. Талибы отказались даже от нескольких миллионов долларов выкупа. Лишь через год после пленения, российские летчики совершили дерзкий побег, использовав оплошность охраны, которая допустила их в полном составе ремонтировать самолет.

Пленникам было позволено регулярно проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в кандагарском аэропорту (были у талибов виды на ИЛ-76).

Очередное техобслуживание самолета пленные летчики должны были провести в пятницу. Этот день считается у мусульман выходным. В связи с этим на аэродром летчики приехали без обычной для подобного случая многочисленной охраны.

Но за работой летчиков наблюдало порядка 15-20 талибов из службы охраны аэродрома. Дождавшись, когда наблюдатели отправятся на обед, летчики поднялись на борт самолета. Вместе с ними в салон Ил-76 вошли и трое охранников. Командир корабля попытался запустить двигатели. Удалось это только с третьей попытки. Убедившись, что действия экипажа не вызывают у охраны никаких подозрений, командир приказал бортинженеру закрыть «рампу» (грузовой трап, расположенный в хвостовой части самолета) и вырулил на взлетную полосу, которой катастрофически не хватало (была перегорожена почти на середине грузовыми машинами).

Самолет долго не мог набрать скорость и оторвался от земли буквально с последней плиты взлетной полосы. Охранники опомнились, только когда самолет поднялся в воздух. Тогда находчивые летчики объяснили им, что по инструкции им необходимо сделать пару кругов над аэродромом, после чего они приземлятся. Между тем экипаж направил самолет в сторону иранской границы и попросил у властей Ирана предоставить им воздушный коридор. Когда подлетали к границе, один из охранников дослал патрон в патронник автомата и пригрозил, что откроет огонь. Еще секунда — и начинается стрельба. Летчики, которые были в грузовом отсеке бросаются на талибов.

Главное, что успели отстегнуть рожок с патронами и кинуть его в кабину. Бывшие охранники связаны. До иранской границы некоторое время самолет был вынужден лететь на предельно низкой высоте (50-100 метров) в режиме радиомолчания для того, чтобы Ил-76 не смогли запеленговать локаторы талибов. К тому же на такой высоте практически невозможно атаковать самолет ракетами. При этом, правда, самолет вполне мог врезаться в сопки.

Через несколько часов самолет благополучно приземлился в аэропорту Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты).

Прошло почти 15 лет после побега. Я уже думал, что эта история забыта, утонула в гламурных и прочих суетных новостях. Но вот, на экраны выходит фильм «Кандагар» . Порылся в своих архивах и выкладываю фотографии, которые удалось сделать во время нескольких поездок в составе оперативной группы в Кандагар. Ничего героического — просто будни заложников и участники тех событий. Многие из них забыты, хотя делали все возможное, помогая нашим летчикам выживать в условиях плена. В прессе постоянно мелькает, что Россия НИЧЕГО не предпринимала для освобождения летчиков. Не хочу ввязываться в дискуссию, пусть это будет на совести пишущих это.


Полная версия с пояснениями и документальными фотографиями автора

(с) Владимир Мельник. Он же — zanskar.

P.S. У интересующихся есть нечастая возможность пообщаться с очевидцем этой истории непосредственно в комментариях.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 04.02.10 21:36 # 155





cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк