Четыре громких щелчка в тумане

07.12.10 18:35 | Redakteur | 200 комментариев »

Победа!

После долгого плавания в предписанном районе находившаяся во втором боевом походе подводная лодка 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного Флота «К-22» 19 января 1942 года обнаружила в бухте Стуретейнбукт стоявший без движения транспорт.

Лодка трижды атаковала его, но все шесть выпущенных торпед прошли мимо. Тогда «К-22», вооружённая двумя обычными «сорокапятками» и двумя мощными 100-мм орудиями, всплыла и открыла по транспорту артиллерийский огонь. Вскоре он был перенесён на рыболовный траулер, который был обнаружен у входа в бухту. Через два залпа с лодки траулер загорелся, и «К-22» снова перенесла огонь на транспорт, вскоре затонувший. За погибшим судном лодка обнаружила ещё один транспорт, а так как на траулере тем временем пожар потушили, ей пришлось одновременно разными орудиями вести огонь по транспорту и траулеру.


Общий вид подводной лодки типа «К»

Вскоре траулер затонул, а подводная лодка, посчитав потопленным также и обстрелянный транспорт, из-за неисправности газоотвода дизеля погрузилась и начала отход, при котором она была обстреляна с берега и затем безуспешно атакована вражеской субмариной.

31 января 1942 года «К-22» благополучно вернулась на базу. По возвращении из похода командир лодки заявил о потоплении двух транспортов и одного сторожевого корабля противника общим водоизмещением в 8800 брт. На самом деле жертвой атаки «К-22» стал транспорт «Мимона» (1147 брт), выброшенный на берег штормом 11 января, который в результате попадания 100-мм снарядов с лодки полностью выгорел.

Впоследствии выяснилось:
на борту выгоревшего транспорта находилось 30 000 (тридцать тысяч) меховых полушубков, предназначавшихся для зимнего обмундирования воюющих на мурманском направлении егерей горно-стрелкового корпуса «Норвегия». Результатом нескольких удачных выстрелов из 100-мм орудия лодки стал вывод одного из самых боеспособных соединений немцев в Заполярье на переформирование.


Раздевшее «Норвегию» 100-мм орудие Б-24ПЛ подводной лодки «К-22»

Четвёртый боевой поход лодки по приказу командования был прерван: у вражеского берега терпела бедствие потерявшая ход легендарная лодка «Щ-421» под командованием капитан-лейтенанта Фёдора Видяева (единственным движителем её был сшитый моряками из чехлов дизелей парус, закреплённый к перископам). 9 апреля 1942 года командир «К-22» кавторанг Виктор Николаевич Котельников нашёл аварийную «Щуку» в неблагоприятных погодных условиях. После ряда безуспешных попыток взять её на буксир (моряки попытались воспользоваться для буксировки даже цепью кормового якоря — но рывком от удара волны вырвало кормовой кнехт). Уже в виду немецких противолодочных кораблей Котельников принял на борт 43 человека экипажа (включая командира Видяева и командира дивизиона Колышкина) и торпедировал аварийную «Щуку».


Первый командир «К-22» В.Н.Котельников

В восьмой боевой поход, начавшийся 3 февраля 1943 года, гвардейскую подводную лодку «К-22» вёл новый командир — капитан третьего ранга Василий Фёдорович Кульбакин. На борту находился и её первый командир В. Котельников, ставший командиром 1-го дивизиона подводных лодок.

Лодка участвовала в эксперименте: вместе с субмариной «К-3» в боевой обстановке отрабатывались совместные согласованные действия двух подводных лодок, отработанные перед походом на учении. Поход проходил нормально; 7 февраля около 19:00 в условиях практически нулевой видимости лодки вели радиопереговоры и находились в акустическом контакте. Акустик «К-3» зафиксировал четыре громких щелчка — последнее, так и не расшифрованное послание лодки «К-22» миру. На связь она больше не выходила и на базу не вернулась.

«К-22» до сих пор числится пропавшей без вести, а экипаж, насчитывавший в последнем походе 77 человек (сверх штата на борту находились, кроме командира дивизиона, в частности, начальник политотдела бригады кавторанг Рудольф Радун и журналист А. Мациевич), — «похороненным в море».

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Redakteur
отправлено 07.12.10 20:33 # 8


Кому: Frum, #6

> А что вообще могут означать эти четыре щелчка?

Много чего. К окончательному выводу изучавшие вопрос не пришли. Основными версиями считаются авария и подрыв на мине (хотя квалифицированный гидроакустик, насколько я знаю, отличил бы специфический подводный взрыв лодки от некоего "щелчка"). То есть, если по-честному, причина гибели неизвестна.

Понятное дело, мистики тут никакой нет, но понять, что случилось, можно будет только тогда, когда лодку найдут.


Redakteur
отправлено 07.12.10 20:36 # 10


Кому: Nem OFF, #7

> Там в северных морях никаких "черных дыр" или "треугольников" нет, кто знает?

Вода сама по себе достаточно враждебная среда, справляется с людьми безо всякого колдовства.


Redakteur
отправлено 07.12.10 20:52 # 20


Кому: Nem OFF, #11

> щелчки услышал акустик

Да.


Redakteur
отправлено 07.12.10 20:54 # 21


Кому: Nem OFF, #17

> рядом вторая лодка шла.

Рядом -- это могли быть десятки кабельтовых дистанции.


Redakteur
отправлено 07.12.10 20:57 # 22


Кому: Doom, #14

> Это возможно?

Бывает.


Redakteur
отправлено 07.12.10 21:22 # 36


Кому: Doom, #34

> Бывает.
>
> Значит, поиски ведутся?

Занимаются энтузиасты, как и другими видами поисковой работы.

На Севере -- насколько я знаю, нет.

В Чёрном море, к примеру, давно целенаправленно ищут С-34.


Redakteur
отправлено 07.12.10 21:51 # 46


Кому: Алёшка, #45

> Вроде бы нашли в сентябре?
> http://www.svpressa.ru/society/article/30310/

Вроде ошибка вышла: спецы говорят, нашли немецкую лодку времён первой мировой.


Redakteur
отправлено 08.12.10 00:59 # 61


Кому: lokys, #59

> Как раз этот случай описан был.

Мемуары адмирала Колышкина "В глубинах полярных морей"?


Redakteur
отправлено 08.12.10 06:52 # 71


Кому: werwolf242, #56

> при нынешнем уровне развития средств спутниковой разведки в принципе не должно быть большой проблемы в поиске такого крупного объекта

Предположительно по ошибке торпедированная американцами ПЛ Л-16 уходила в воду в точке с глубиной что-то около 4900 м, но с дифферентом 45 градусов. Ты представляешь, насколько далеко она могла уйти от точки затопления за счёт чистой гидродинамики, помноженной на всевозможные течения?

Ну и в наличии спутников, способных прозревать воду хотя бы метров на 200-300, испытываю сомнения -- боевое применение ПЛ стало бы практически невозможным.


Redakteur
отправлено 08.12.10 06:53 # 72


Кому: Zeromum, #67

> http://andzol.users.photofile.ru/photo/andzol/115819867/xlarge/139158743.jpg

> Тоже читал до дыр, может это она?

А ведь большая серия была очень полезных книжек.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк