Простая жизнь одного из не желавших пощады

15.03.11 03:22 | Redakteur | 115 комментариев »

Победа!


«Варяг» и «Кореец» выходят из Чемульпо в последний бой.

Из вахтенного журнала крейсера «Варяг»:
Того же 27 января/9 февраля 1904 г. на якоре рейда Чемульпо
под вымпелом с полудня

В 1 ч. 50 м. Командир вернулся на крейсер... К крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

В 3 ч. 30 м. Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и тоже покинули крейсер. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствии просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и потому что крейсер погружался все больше и больше.

В 6 ч. 10 м. Крейсер «Варяг» погрузился в воду легши совсем на левый борт.

Тяжело раненные:
Бак:
...
11) Матрос 2ой ст. Иван Шутов


Иван Никофорович Шутов родился 7 сентября 1877 года в деревне Чепаниха (сейчас — Завьяловский район Удмуртии). Отучился, как положено, два года в ЦПШ; в Чепанихе церкви не было, за грамотой приходилось ходить в соседнюю деревню.

В 10 лет детство кончилось, и Иван стал полноценным работником в семейном крестьянском хозяйстве. А в 1899 году молодого крестьянского парня Ивана Шутова призвали в армию.

Телосложения Иван был крепкого, здоровье было отличное, так что определили его во флот. И после «курса молодого матроса» в 1901 году его приписывают на крейсер «Варяг» в штат оружейной прислуги. Два года довелось ему прослужить под командой первого капитана «Варяга» каперанга Владимира Бэра, который предпочитал рукоприкладство всем другим методам воспитания боевого духа среди матросов. В 1903 году командиром крейсера назначили каперанга Всеволода Фёдоровича Руднева. Он сменил слишком хорошо усвоивших бэровские методы воспитания старпома и боцмана, и в памяти матросов остался командиром хоть и весьма строгим, но притом справедливым.

27 января 1904 года по старому стилю матрос 2-й статьи Иван Шутов из прислуги 6-дюймового орудия №1 на баке вместе с товарищами услышал объявление капитана о начале войны и его решении пробиваться с боем в Порт-Артур. На всю жизнь запомнил он слова командира: «Помните, что у русских слова „сдаваться“ нет!».

... Взрывом японского снаряда прислугу разметало. Несколько комендоров и командир орудия были убиты, Иван получил ранение в левую руку, но оставшиеся в живых продолжали огонь, пока крейсер не повернулся к врагу другим бортом. После этого он ещё помогал носить тяжелораненных на перевязку.

После затопления крейсера команду приняли на борт иностранные суда; Иван Шутов оказался на французском крейсере «Паскаль». Там французский и русский хирурги сделали ему операцию на раненной руке, однако состояние моряка оставалось тяжёлым. Его с группой других тяжелораненных перевезли во французский госпиталь Красного креста в Мацуяме. Рана зажила, хотя полностью подвижной кисть так и не стала. После излечения долгим кружным путём, через Шанхай и Гонконг, Сингапур и Порт-Саид, Марсель, Париж и Берлин, матросы вернулись на родину, в Санкт-Петербург. Там командир «Варяга» вручил им заслуженные награды: медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“» и Знак Отличия Военного ордена Св. Георгия IV степени. В 1906 году по причине инвалидности Иван Шутов был демобилизован и вернулся домой, в Чепаниху.


Семейное фото, приблизительно 1911 год.


С плохо работающей и временами побаливающей левой кистью заниматься крестьянским трудом было непросто, но вариантов не было. Иной раз приходилось делать специальные приспособления к инструментам для удобства левой руки. В 1910 году ветеран женился на вдове Авдотье из родного села. К двум приёмным дочерям вскоре прибавились ещё три. Хозяйство тоже было в порядке.

По причине инвалидности Шутов призыву не подлежал, поэтому и империалистическая, и Гражданская войны прошли стороной. В 1931 году крепнущая Советская власть стала создавать в Чепанихе колхоз имени Сталина. Шутовы вступили в него одними из первых. Иван Никифорович работал, как всегда, честно и много, неоднократно награждался ценными подарками и грамотами.

В 1954 году Советский Союз отмечал 50-летие знаменитого боя у Чемульпо. Дожившие до юбилея моряки с «Варяга» были награждены медалью «За отвагу». Награду Ивану Никифоровичу торжественно вручили в Ижевске, в присутствии делегаций разных флотов.


Иван Шутов с внуками рассматривает семейный альбом.


Интересный факт: Советская власть не давала скучать старорежимному герою, недавно перенёсшему, кстати сказать, личное горе: трагически погибла его жена Авдотья. С ним встречались и пионеры, и Герои Советского Союза, и, естественно, моряки, его регулярно приглашали на различные официальные мероприятия и церемонии. В подарок на 80-летие удмуртское руководство организовало Шутову встречу со старым боевым другом Сидором Александровым, который жил в соседней Татарии. Говорят, в уединении два геройских деда провели всего полчаса, после чего вышли на люди в тельняшках, бескозырках и с песней «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“». А с 85-летием поздравить Ивана Никифоровича Шутова в Чепаниху приезжала даже делегация от командования ВМФ СССР.


Иван Шутов с моряками Северного флота.


В 1965 году здоровье подвело старого матроса. Врачи ижевской больницы оказались бессильны, и 25 мая 1965 года Иван Никифорович Шутов умер. Его похоронили с воинскими почестями на Нагорном кладбище Ижевска. Радует, что уже в 2002 году в честь дня ВМФ России на его могиле поставили новый памятник.


Иван Никифорович Шутов, русский матрос.


А ещё очень радует, что основным источником информации для данной заметки послужила работа праправнучки героя Екатерины Кочетковой, которая 9 лет назад была 11-классницей в Невинномысске.

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Redakteur
отправлено 15.03.11 10:02 # 15


Кому: Astrogen, #12

> А Мацуяма - это Япония?

Да.

> И если это так - вопрос знающим камрадам: в нынешнее время Красный Крест на войне неприкосновенен ли, и в случае попадания раненного в госпиталь на территории противника - он автоматически становится пленным?

В теории-то оно всё есть, но цену теории отлично показала Великая Отечественная война Советского Союза с почти полностью объединённой Европой.

После русско-японской войны, в которой стороны чуть ли не демонстративно соблюдали правила обращения с военнопленными, других подобных случаев история не знает (ну, по крайней мере я лично не в курсе).

Общие черты тут можно посмотреть: http://www.izvestia.ru/hystory/article3094418/


Redakteur
отправлено 15.03.11 11:13 # 22


Кому: Dem, #21

> Но где же кровавая гебня? :)

Сам иногда теряюсь. Вроде бы оно и -- а в то же время и однако!


Redakteur
отправлено 15.03.11 15:23 # 45


Кому: Кот-Бегемот, #44

> ты как выбираешь персоналий для публикаций? На что ориентируешься.

На революционное чутьё прежде всего.

Ну и копится всякое -- к чему-то картинки ищутся, какие-то факты доступными способами перепроверяются.


Redakteur
отправлено 15.03.11 16:33 # 53


Кому: Cep}I{, #50

> есть ли хорошее
>
> кино о Варяге и тех событиях ?

Есть: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80_%C2%AB%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%...

Он же: http://www.imdb.com/title/tt0177893/


Redakteur
отправлено 15.03.11 20:37 # 73


Кому: 3kmrls, #65

> Кстати, «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» - отличная песня, очень ее люблю.

Автор, между прочим,— восхищённый подвигом русских моряков австрийский поэт Rudolf Greinz.

Мы знаем её в переводе поэтессы Евгении Студенской, в 1906 году умершей от туберкулёза (всего-то в 32 года).

А вот Александр Турищев (1888-1962), музыкант-воспитанник 12-го Астраханского гренадерского полка, в 17 лет написавший музыку к словам Грайнца/Студенской, с 1918 по 1957 год (!) был преподавателем, затем завучем и директором Пензенского музучилища.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк