Монументальные кладбища в Милане и Генуе

14.09.11 03:38 | stepnick | 41 комментарий » »

Путешествия

Во время поездки в Италию летом 2011 года побывал в Милане и Генуе. Милан был местом влёта и вылета, и я провёл здесь несколько дней. Достопримечательностей в Милане немного, одна из них – монументальное кладбище. Генуя – столица Лигурии, где проходила морская часть поездки. В Генуе тоже немного достопримечательностей, и одна из них – опять же, монументальное кладбище. Посетил оба. На каждом кладбище провёл почти по три часа, но осмотрел далеко не всё. Очень интересно. Кладбища большие, надгробия выглядят все по-разному, имеют богатое художественное оформление.


Как водится, на самые интересные места набредал, когда отведённое на осмотр время уже заканчивалось. Фотографировать мешало яркое солнце. Подлость состоит в том, что как только отойдёшь от интересного объекта – солнце закроется тучкой. Возвращаться бесполезно, тучка уже уйдёт. Но кое-что удалось посмотреть и заснять.

Кладбище в Милане

Добраться до монументального кладбища Милана можно на метро, станция Porta Garibaldi FS, зелёная линия, потом надо пройти минут 15 пешком. Можно на автобусе, информация есть на сайте кладбища. На входе бесплатно дают буклет с кратким описанием кладбища, схемой, и фотографиями некоторых примечательных могил с указанием фамилий. Кладбище открыто в 1866 году, когда вместо нескольких маленьких кладбищ было устроено два больших – Cimitero Monumentale, для богатых, и Cimitero Maggiore – для остальных.


Главный вход имеет внушительное архитектурное оформление. Пред входом – большой двор, отделённый от улицы металлической решёткой. В центральном здании находится Зал славы (Famedio) с цветным куполообразным потолком, это мемориал знаменитых миланцев. В зале установлен бюст Верди, но сам Верди захоронен не здесь, а где-то у театра Ла Скала. От Фамедьо широкая центральная аллея ведёт через всё кладбище к крематорию. Или наоборот – от крематория, для резидентов Фамедьо. Крайний участок кладбища на запад от Фамедьо выделен для некатоликов, восточный участок – для евреев. Здесь можно совершить виртуальный тур по кладбищу.

Кладбище чётко спланировано, всё параллельно-перпендикулярно, чисто и ухожено. Голой земли нет, везде или посыпано мелким щебнем, или засажено травой. Повреждённых надгробий не видел, все в хорошем состоянии. Есть одна могила с растрескавшейся и побитой плитой, но это художественные дефекты, таков замысел скульптора.


Диапазон монументальности – огромный, от маленьких могил с каменной плитой до настоящих дворцов и сложных скульптур со многими фигурами. Очень много семейных могил и склепов.


Стили оформления тоже самые разные. Условно говоря, от реализма до модернизма (наверное, и постмодернизма), в стилях я не особенно разбираюсь.



Многие надгробные скульптуры позволяют судить о профессии усопшего, кем он был – инженером, пекарем или электромонтажником. На отдельном участке невдалеке от главного входа похоронены священнослужители.



Несколько раз попадались захоронения воинов. Из четырёх виденных мной воинских могил на трёх дата смерти – 1918 год.


Очень популярная тема – ангелы. Большинство ангелов имеют обычный вид. Но иногда не сразу поймёшь, что это именно ангел, надо напрягать воображение. Если бы не на кладбище, а в другом месте, можно было бы принять за вешалку для головных уборов и сумок.


Некоторые скульптуры представляют собой довольно сложные композиции, о смысле которых можно только догадываться.


Один из крупных скульптурных памятников – «Тайная вечеря» на захоронении семейства Кампари. Член этого семейства, Гаспар, изобрёл известный спиртной напиток кампари. А его сын Давид распространил кампари по миру. Многие итальянцы пьют в барах кампари с газировкой и льдом («кампари сода»). Тоже попробовал, в жару идёт очень неплохо.

Кладбище в Генуе

Кладбище в Генуе называется Стальено (Staglieno). Доехать можно на автобусе 4 от вокзала Brignole или 34 от вокзала Piazza Principe. Бриноле находится ближе к кладбищу, автобус идёт минут 15. Функционирует кладбище с 1851 года. Внешне оно выглядит менее монументально по сравнению с миланским. Центральный вход закрыт, у бокового входа тётеньки торгуют цветами. Невдалеке расположен небольшой бар, работники подходят пропустить стаканчик вина. У входа имеются таблички с расписанием работы и с указанием, где кого хоронят.


Кладбище большое, внутри ходят маленькие автобусы, есть остановки с указателями. Находится кладбище в холмистой местности, оно вписано в рельеф, в природу. Для перемещения между разными уровнями кладбища имеется лифт. Надгробия ориентированы по-разному, так, как удобно в данном месте. Если могилы расположены в ряд, то это может быть двойной ряд, монументы стоят «спина к спине». Значительная часть кладбища состоит из маленьких, простых могил без архитектурных излишеств. Цветы, фонарик со свечкой, иногда – небольшая статуэтка.


У других могил уже видна монументальность – каменные саркофаги со скульптурами, небольшие мавзолеи.


А на склонах холмов есть сооружения, которые по размерам и оформлению похожи на небольшие замки, или храмы, с куполами и шпилями.


Главное сооружение кладбища, Пантеон, находится не на входе, а подальше, в глубине. Перед Пантеоном – статуя Веры, чем-то похожая на статую Свободы.


На кладбище имеется несколько крытых галерей с захоронениями и скульптурами, вблизи центрального входа и рядом с Пантеоном. Монументы и скульптуры выполнены в традиционном стиле. Модернизма, как в Милане, не видно. Многие скульптуры покрыты толстым слоем пыли. И видно, что это именно пыль времени, а не грязь. Среди скульптур преобладают религиозные мотивы – ангелы, распятия, человеческие фигуры с выражением скорби. Но профессиональная тема тоже представлена.



Ангелов здесь гораздо больше, чем на миланском кладбище. Ангелы самые разные – мужского и женского пола, старые и молодые, группами и по одному, в разных видах и за разными занятиями: ангел с молотом, ангел с бородой, ангел под парусом. Бородатого ангела видел впервые. Молоток в руках у ангела встречался несколько раз, непонятно, что это означает. Может, ангел гроб заколачивал.


Очень интересный участок находится за Пантеоном. Могилы здесь расположены на склонах холмов, на террасах, среди кустов, травы и деревьев. Многие могилы заросли, но не сильно. Наверное, за ними ухаживают, но ненавязчиво. Грубые, кривоватые ступени, старые камни, ветви деревьев, нависающие над скульптурными надгробиями. Выглядит очень живописно.



На вершине холма находится мавзолей итальянского общественного деятеля Джузеппе Мазини.


Самая скромная могилка – у Анны-Марии Виале: грубо сложенный бордюрчик, покосившийся крест. Даже фонарика нет.

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

stepnick
отправлено 14.09.11 05:48 # 4


Кому: Merlin, #1

> Самая скромная могилка – у Анны-Марии Виале
>
> А кто это?

Не знаю, просто прочитал имя с таблички на могиле.


stepnick
отправлено 14.09.11 10:57 # 13


Кому: yegor.v, #10

> Ангел с молотком, это что-то масонское.
> Явно выраженной их символики не было?

Встречались угольники и циркули. Например, здесь угольник, на левом памятнике (и молот тоже):

http://static.oper.ru/data/site/cimitero41.jpg

Явно это или не явно? Не знаю. У меня была мысль про масонов, как предположение.
Был такой памятник: сидит каменный человек, что-то читает, в руках - циркуль. А здесь прям каменщик с мастерком:

http://static.oper.ru/data/site/cimitero16.jpg

Но какой смысл в это заложен - непонятно. Может усопший в самом деле строителем был.


stepnick
отправлено 14.09.11 11:14 # 15


Кому: Techred, #12

> 88 это что значит?

Номер захоронения, они пронумерованы. В буклете эта могила значится под ном. 88.


stepnick
отправлено 14.09.11 11:25 # 17


Кому: VNINO, #11

> эх, Генуя - любимый город в моем немаленьком списке

Был там всего день, показалось интересно. Хорошо подходит под эпитет "город контрастов".


stepnick
отправлено 14.09.11 13:06 # 21


Кому: severr, #20

> и опять вопрос - и в Милане и в Генуе есть могилы и памятники советских воинов?
> а на фото?

Я не видел.


stepnick
отправлено 14.09.11 16:59 # 23


Кому: kotka, #22

> Красивые и солидные кладбища. Милан и Генуя - мощные торговые города.
>
Да там по-разному. На генуэзском кладбище есть очень скромные могилы. А миланское кладбище - оно специально для богатых было создано. А чтобы хоронить там знаменитых, но не богатых, был создан специальный фонд, так я читал. Милан, вроде, он и город ремесленников тоже.

Я был в Италии ещё на одном кладбище, в рыбацком городке Вернацца. Там просто всё. Надгробья правда каменные, там камня много. Там самое ценное - вид, кладбище находится на вершине холма, над морем, на нескольких уровнях.

> Русские кладбища значительно скромнее. Наша Родина такой роскошью похвастаться не может.

В общем, да, скромнее. Но тоже всякое можно найти. Интересно было бы посмотреть репортаж с кладбищ мощного торгового города Москвы.


stepnick
отправлено 16.09.11 08:34 # 31


Кому: 12Х18Н10Т, #29

> не встречалось ли там ангелов с серпами?

Даже с двумя!

http://static.oper.ru/data/site/cimitero22.jpg


stepnick
отправлено 24.09.11 18:57 # 35


Кому: jarrito, #34

В Генуе ты забыл про домик Колумба, про трущобы с улицами-ущельями в метр шириной, тёмными днём в июле, с распорками между домами, с красными фонариками и проститутками. А в Милане самая главная древность - "Тайная вечеря" Леонардо, билет надо брать заранее за три месяца, стенды на улицах здесь не помогут. И ещё последняя "Пьета" Микеланджело. Я кстати в перечисленных местах побывал, и не только в них. Без проблем. А достопримечательностей в Генуе и Милане действительно немного, калибра тех, которые есть в Риме, Флоренции и Венеции. Имхо, смотреть надо в первую очередь уникальные вещи. Океанариумы и музеи моря с моделями судов есть ещё много где, бывали, видели. А тратить время в Италии на небоскрёбы и развлекательные центры вообще глупо.


stepnick
отправлено 18.10.11 17:46 # 41


Всем спасибо за интерес к статье и комментарии!



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк