Про Пекин

08.01.12 01:06 | Karshachok | 76 комментариев »

Путешествия

Светлый взгляд радует сердце,
добрая весть утучняет кости.
© Китайская народная мудрость


Как я уже писал в предыдущих репортах (например, из Кувейта или из Стокгольма), я не считаю себя великим путешественником. Да, в Европе я был много где, но реально самая северная посещённая мною точка это Стокгольм, самая западная – городок Шоле на западе Франции, самая южная и одновременно самая восточная – Кувейт. До Кувейта самой южной точкой был французский город Авиньон, а самой восточной – Москва (она же была самой северной точкой – до моих поездок в Стокгольм). На самом деле, кроме той короткой поездки в Кувейт в феврале 2009 года, я бывал вообще только в Европе. Ну а путешествовать я люблю!

Поэтому, когда подвернулась возможность съездить в командировку в Пекин, я с радостью согласился. Поскольку это была служебная командировка, а не туристическое путешествие или хотя бы поездка на какую-нибудь научную конференцию, мне быстро сделали служебный паспорт, благодаря чему китайскую визу получать не пришлось, поэтому про эту процедуру я ничего сказать не могу.

Перелёт

Летели мы с компанией «Аэрофлот» – она предлагала на данном направлении самые дешёвые перелёты Минск-Москва-Пекин. Вот только стыковки получились не самыми удобными – по дороге туда мы в Москве ждали почти 5 часов, по дороге обратно – больше 6 часов. Я бы предпочёл какой-нибудь другой вариант, но все они были как минимум в полтора раза дороже.

Зато у «Аэрофлота» была акция – даже в эконом-классе можно было регистрировать не одно, а два места багажа весом до 23 кг каждое! Я это проверил на сайте авиакомпании, а потом уточнил в турагентстве, которое продавало нам билеты – точно, на это направление два места. Правда, этот аттракцион безумной щедрости длился лишь до 20 декабря 2011 года, а мы летели назад 22 декабря, но при поездке туда мы им воспользовались – я вёз отдельную большую сумку чужих «призов и подарков».

На перелёты между Минском и Москвой был заявлен Сухой Суперджет-100. Я очень хотел прокатиться именно на этом самолёте – практически единственном НОВОМ гражданском самолёте, который стали выпускать в России после распада СССР (т.е. посмотреть, полностью ли просрана советская авиационная промышленность или какие-то остатки ещё, хм, остались). Но по дороге туда нам подали совершенно обычный А320 по имени «Софья Ковалевская». Летели быстро, всего лишь чуть больше часа, самолёт был полон от силы на треть. При этом проводницы успели раздать пассажирам чай/кофе с пирожным.

В аэропорт «Шереметьево» мы прилетели в терминал D, наш рейс считался как бы внутренним, пограничный контроль мы не проходили. Перешли в терминал F, откуда должен был вылететь рейс на Пекин – там уже был и контроль, и досмотр, причём пришлось даже снимать обувь и проходить через full body scanner. Ни в одном другом аэропорту, где я до этого бывал, мне этого делать не приходилось, но повышенные меры безопасности в «Шереметьево» понятны – в России террористы и самолёты взрывали, и аэропорт...

«Шереметьево» — крупный аэропорт, почти такой же, как аэропорты Копенгагена и Парижа. Терминалы построены вроде бы недавно, но организовано всё менее внятно и удобно, чем в хороших заграничных аэропортах (естественно, «Борисполь» и «Минск-2» я к хорошим аэропортам не отношу). Например, указатели как пройти туда-то, не очень интуитивные и не то что не избыточные, как должно быть, а по мне так даже недостаточные. Ещё в аэропорту есть несколько бесплатных сетей WiFi, но розетки, чтобы подзарядить ноутбук, есть только в туалетах! Зато порадовал автомат, который за 100 рублей выдавливает сок из 3 апельсинов. Здорово, отличная идея! Но вообще цены очень высокие, дешевле 100 рублей можно купить разве что бутылку простой воды, а стакан пива, например, стоит уже не меньше 300.

В Пекин мы летели на более крупном, широкофюзеляжном самолёте Boeing 767 по имени «А.Куприн». Раньше я на таких больших самолётах не летал – чаще всего попадались различные варианты Boeing 737, пореже – аэробусы семейства А320 и маленькие самолёты. В 767 же было около 40 рядов сидений с формулой 2-2-2 в бизнес-классе и 2-3-2 в эконом. Кормили за время полёта два раза

Вообще, по моему мнению, по качеству своих самолётов и обслуживания на борту «Аэрофлот» (с которой до этого я никогда не летал, как не летал и через аэропорт «Шереметьево») лишь немного уступает «премиальным» авиакомпаниям вроде «Lufthansa» и «Austrian», находится на уровне «SAS», «CSA» и «Turkish» и превосходит «Аэросвит» и «Белавиа». С лоукостами я не сравниваю – летать на них мне ещё не приходилось, хотя «AirBaltic» и «Estonian Air» – практически лоукосты. По мне, основной недостаток авиакомпании – из четырёх рейсов «Аэрофлота», на которых я летал, три вылетели с опозданием на 40-50 минут. Не знаю, то ли мне так «повезло», то ли это нормальная практика для «Российских международных авиалиний».

Чтобы потом к этому не возвращаться, расскажу сразу об обратном перелёте.

Заранее на сайте пекинского аэропорта я вычитал, что WiFi там бесплатный, но чтобы получить логин и пароль, нужно отсканировать паспорт в специальном автомате. Причём было особо отмечено, что паспорта Тайваня не подходят. Времени проверить это у меня не было, но сама идея мне понравилась. Это так современно – и вместе с тем так по-китайски!

На регистрацию на наш рейс была очередь. Как потом выяснилась, накануне этот же рейс был отменён (вроде бы самолёт из Москвы не прилетел из-за снега или ещё чего-то), поэтому на наш рейс добавилось около 30-40 человек, в результате чего огромный аэробус А330-300 (больше 300 мест!) был заполнен. Как оказалось, всё-таки можно было сдать в багаж не одну, а две сумки, но у каждого из нас уже было по одной, что-то менять, брать с собой ещё «призы и подарки» было уже поздно. Зато другие пассажиры воспользовались этой льготой от всей души и на полную катушку! Меньше двух чемоданов, по-моему, вообще ни у кого не было, у одной тётки я насчитал 9 (девять) различных коробок и сумок, но не уверен, что это был рекорд. Было хорошо видно, что россияне прилетели в Пекин ЗАКУПАТЬСЯ, а не как мы, на переговоры.

Зато почему-то не удалось зарегистрировать наш багаж сразу до Минска. Нам объяснили, что это требование российской таможни, поскольку рейс до Минска считается уже как бы внутренним, и таможенного контроля там по прилёту нет. Это было очень странно – ведь по пути из Минска в Пекин мы сразу зарегистрировали сдаваемый багаж до Пекина! И вообще, я много раз летал с пересадками, но НИКОГДА в промежуточном аэропорту мне не приходилось забирать багаж и регистрировать его снова! То ли аэропорт «Шереметьево» так тупит (по словам моих коллег, много через него летавших – да), то ли действительно российская таможня выпендривается.

Новенький огромный (формула мест 2-4-2) аэробус А330 мне понравился. Особенно то, что в спинках сидений есть экраны, на которых (используя индивидуальные наушники) можно было смотреть фильмы бесплатно (я посмотрел док. фильм про Гонконг, комедию «Несносные боссы» и несколько эпизодов «Family Guy», пародирующих «Звёздные войны»), а за деньги, если не ошибаюсь – даже в Net сходить. Кормили тоже вполне пристойно. Единственное, что мне не понравилось в этом (и вообще во всех самолётах) – расстояние между креслами. Оно, на мой взгляд, слишком маленькое – хотя авиакомпании можно понять, они стремятся втиснуть в салон как можно больше мест, чтобы максимизировать свои прибыли. Хочешь лететь с комфортом – бери билеты в бизнес-класс!

Почти все пассажиры нашего рейса с пользой провели время в Duty Free аэропорта Пекина – на выход они шли с одинаковыми жёлтыми пакетиками. Впечатлили цены на духи и прочую парфюмерию, они были раза в полтора ниже, чем обычно – ну то есть если какая-то туалетная вода обычно стоит, скажем, 40 EURO, то там она же стоила 40 USD. Но покупать было немного стрёмно – а вдруг окажется подделкой, как и очень многие китайские товары?

Российская таможня действительно зверствовала, хотя и не слишком, могло бы быть и хуже – забрав багаж, мы провели в очереди перед зелёным коридором всего час. Доблестные таможенники просвечивали крупные чемоданы пассажиров пекинского рейса, от этого и возникла очередь. А чемоданы были набиты у всех...

В этот день (22 декабря) была плохая погода – метель, чуть ли не буран – из-за чего все рейсы вылетали из Шереметьева с опозданием. Было очевидно, что аэропорт не очень хорошо справляется с непогодой. Было непонятно, почему: неужели для руководства аэропорта каждый раз является новостью то, что зимой в Москве холодно и может идти много снега? Почему нельзя отправить группу специалистов, скажем, в Монреаль, чтобы те изучили работу большого аэропорта в сложных погодных условиях?

Нам, очевидно, повезло – наш рейс был задержан всего на час. Некоторые другие рейсы были задержаны и на больший срок. При этом обязательно находились пассажиры, которые на посадку опаздывали! Такие люди меня бесят – из-за их наглости, глупости или тупости страдает большое количество людей. Причём это почти всегда русские, например, в аэропорту Варшавы я в своё время услышал буквально десятки объявлений типа «Passenger Ivanov, please go to the gate number 14 immediately!», в которых все фамилии были безошибочно узнаваемыми.

Конечно, было бы жестоко как-то физически наказывать таких пассажиров (бить батогами, например), потому что небольшая часть из них опаздывает на посадку по уважительной причине, а не засидевшись в кафе или Duty Free. Но и никак не реагировать на такое поведение – значит, его поощрять. Я бы посоветовал авиакомпании как-то помечать таких «опоздунов» в своих базах данных – и продавать им билеты по повышенным тарифам! :)

В Минск мы летели таки на Сухой Суперджет-100. Это оказался довольно маленький самолётик, меньше 90 мест (формула 2-3). Вполне приятный, ничем особым не отличающийся от его импортных аналогов – но по сути он весь (!) собран из импортных компонентов, из российского в нём, наверное только корпус. Ford Focus, наверное, более российский автомобиль, чем Сухой Суперджет-100 – российский самолёт. Т.е. таки да, советская гражданская авиационная промышленность была успешно просрана. А ещё – через 2 дня после моего возвращения или такой же, или вообще именно этот самолёт, прилетев в Минск, сломался! :(

По прилёте в Минске произошёл необычный случай – после того, как пассажиры забирали свой багаж с ленты транспортёра, сотрудник аэропорта перед выходом СВЕРЯЛ багажные бирки на багаже с бирками на посадочных талонах. Сколько раз летал – такого ни разу нигде не наблюдал! :)

Отель и район

Так получилось, что сначала у нас были 2 практически свободных дня – суббота и воскресенье, а потом 3 дня, насыщенные рабочими встречами – с понедельника по среду. Поэтому толком погулять мне удалось лишь в первые дни.


Мой отель. Первые 5 этажей – офисы и магазины, но нет 4, 13 и 14 этажа, так что реально всего их не 19, а 16.


Нас поселили в отеле «Ritan International», находящемся возле одноимённого парка Ritan (читается как «Житань»). Как мне объяснили, это слово значит «Храм Солнца» — и действительно, к югу от отеля находился одноимённый парк с одноимённым храмом, куда я, к сожалению, так и не попал.

Вообще, в Пекине есть ещё как минимум один отель Ritan, в нём 3*. Наш отель был 5-звёздочным, и это чувствовалось. В принципе, уровень был сравним с кувейтским Four Points и таллиннским Radisson Sas, и превосходил лионский Radisson Blu и стокгольмский Birger Jarl (всё это – лучшие отели, где я жил). В номере были две полутораспальные кровати, составленные вместе. Получилась фактически трёхспальная кровать, которую я, перефразируя советский анекдот, назвал «Мао с нами». В ванной комнате был не только душ, но и собственно ванна – к сожалению, не очень удобная. Она была чуть длиннее стандартных советских 1,5-метровых ванн (в которых я из-за моего роста даже ноги толком вытянуть не могу), но имела один важный недостаток – с той стороны, где садишься, была сделана какая-то специальная выемка под попу. Т.е. полусидеть, вытянув ноги, было вполне удобно, а вот сползти и лечь на спину, как я люблю, не получалось – мои плечи в ту выемку не помещались! :( Поэтому я ванну не принимал, ограничиваясь душем.

Помимо гель-душа и шампуня имелись также кондиционер для волос и бальзам для тела. Ну и обычный набор туалетных принадлежностей – расчёска, бритва, шапочка для душа, зубная щётка, бритва, мочалка и т.п. Халаты (многоразовые) и тапки (одноразовые) в номере тоже имелись. Питьевая вода (по 2 бутылочки в день) и чай/кофе были бесплатными, а вот за содержимое мини-бара пришлось бы заплатить, как всегда, очень дорого – в магазине можно купить, скажем, 0,5 л. бутылку виски по цене 0,05 л. из мини-бара! Ну или вот ещё показательный пример – за упаковочку из двух презервативов отель хотел 15 юаней (курс – около 6,3 юаней за 1 USD), а в магазине упаковка из 24 штук стоила 36 юаней – разница ровно в 5 раз! :)

Доступ в Net в отеле был только проводной, и вообще довольно медленный – но об этом я напишу отдельно.

На завтрак – довольно обычный «шведский стол» с разнообразными блюдами как китайской, так и русской кухни (борщ, ага!), из фруктов – нарезанные дольками дыни и арбузы. Ассортимент не менялся всю ту неделю, что я прожил в отеле, что на самом деле не так уж и плохо, но если прожить в отеле дольше, это, скорее всего, стало бы напрягать. Ещё напрягало отсутствие сыра – был лишь «пластиковый», т.е. плавленый сыр в индивидуальных упаковках. Я же привык к тому, что в европейских отелях обычно на выбор несколько видов сыров. Как мне объяснили, сыр вообще в Китае не очень популярен.

В общем отель мне понравился, остался лишь непонятным сервис. В один из дней, вернувшись во время обеда, я обнаружил, что мою комнату не убрали. Позвонил на рецепцию, попросил к вечеру убрать. Так и было сделано. Ещё через день ситуация повторилась, только на этот раз с рецепции позвонили сами, предложили убрать комнату «прямо сейчас». Я ответил, что сейчас я занят, но через час пусть приходят. Вернувшись вечером, я обнаружил, что комната по-прежнему не убрана. Любой из деловых русских уже закатил бы громкий скандал, я же лишь вежливо позвонил на рецепцию и попросил сделать уборку номера прямо сейчас. Я не мог даже принять душ – использованные полотенца уже утром кинул на пол, чтобы их заменили! Пришли два китайца, один стал менять полотенца в ванной, другой – перестилать постель ТЕМ ЖЕ пододеяльником и простынёй. Я обратил его внимание на специальную карточку, которую я положил на постель («Помогите нам сэкономить воду! Кладите эту карточку на постель, если Вы хотите, чтобы постельное бельё сменили!»). Китаец сказал, что ничего страшного, завтра поменяем. Мне пришлось повысить голос и напомнить, что здесь вообще-то я решаю, когда и что менять. Тем более, что вчера это не было сделано. С видимой неохотой китаец заменил простыню и пододеяльник... По-моему, для отеля, который называет себя 5-звёздочным, это непростительно. Да на самом деле такие выбрыки персонала непростительны для любого отеля!

Отель находится недалеко от «района посольств» и «русского района» Ябаолу.

Про Ябаолу знают, наверное, все русские, побывавшие или пожившие в Пекине. Про него много написано в Интернете (например, вот, вот и вот), не буду пересказывать. Скажу лишь, что район производит сложное впечатление – вроде бы построены новые современные дома и офисно-торговые центры, но внутри них идёт та же базарная торговля, что была здесь много лет.


Более приличный торговый центр «ГУМ» возле моего отеля.


Возле нашего отеля находилось несколько торговых центров, один из них – как бы более приличный – даже занимал первые 5 его этажей. В отеле не было этажей №№ 4, 13 и 14, поскольку в Китае 4 несчастливое число. Зато счастливое число 8, даже многие цены округляют не до, например, 399 юаней, а до 388! Однажды видел BMW 760L с номером то ли 88888, то ли 888888 – наверное, какой-то местный олигарх проезжал. Вот только что он делал на Ябаолу? Неужели приехал собирать дань? Или же молодость вспомнить?


Интересно, реально ли приносят удачу такие номера? И сколько за них приходится платить?


Я вообще не фанат такого вида шопинга, и торговаться не люблю. Торговаться с китайцами надо почти всегда, и не только на рынке, а на деловых переговорах более высокого уровня – особенно. Мне приятнее думать, что продавец уже поставил оптимальную цену с разумной прибылью, чем осознавать, что только оттого, что я обратился к нему не по-китайски, а по-английски, он сразу зарядил мне цену вдвое выше. Ну да, всякое барахло можно купить на Ябаолу очень дёшево, но барахло – оно и есть барахло! А приличные вещи в Китае есть, но стоят недёшево. Нужны как минимум хорошие закупщики, которые проконтролируют качество и выторгуют разумную цену.


Дешёвый торговый центр «Aliens Street» в несколько этажей, сверху над ним – жилые дома.


Собственно, многие русские на Ябаолу именно за этим приезжают, большинство «палаток» там торгуют оптом. В розницу можно купить только имеющиеся остатки образцов. Присмотрел себе вроде бы приличную зимнюю куртку за 800 юаней, но вернуться за ней времени не было, к сожалению.


И вот так везде – чтобы узнать, чем именно торгуют в конкретной «палатке», в неё нужно заглянуть.


Количество подделок приближается к 100%. На вещи может быть написано Versace – Made in Italy, но реально это будет китайский товар. Ну или это будет какой-нибудь честный Сяо-Мяо! Когда на витрине рядом лежат Nokia и Somy-Ericsom, а продавец клянётся и божится, что «Ну да, это подделка, но Nokia – оригинал!!», это совершенно не вызывает доверия.

Я сам наполовину русский (на вторую половину – белорус, но идентифицирую себя именно с этой половиной), поэтому к русским отношусь очень хорошо. Как и, на самом деле, почти все белорусы. Но раньше с русскими из России я сталкивался лишь на различных конференциях и прочих научных мероприятиях. Это были очень воспитанные, умные, интеллигентные люди. На Ябаолу я увидел других русских, не буду называть их торгашами, лучше использую более политкорректную формулировку – деловые русские.

О, эти русские – гораздо менее приятные люди! :( Они не только разговаривают по-другому, всегда готовы наорать, закатить скандал – они даже выглядят иначе, не так, как русские профессора и студенты! Перекошенные, искажённые злобой лица, в лучшем случае – озабоченные, постоянно в мыслях, как бы и где бы кого-нибудь нае... нагреть и не дать нагреть себя. В принципе, белорусские торгаши мне не нравятся тоже, но в деловых русских все отрицательные качества больше сконцентрированы. При этом какой-нибудь банкир или гос.чиновник может быть ещё большей сволочью, но он по крайней мере это так откровенно не демонстрирует – ну или хотя бы демонстрирует не всё время.

А ещё на Ябаолу я видел цыган! А точнее – цыганок. Настоящих цыганок, с золотыми зубами, немытыми волосами. Вот только без цветастых юбок – очевидно, в Китае они решили не выделяться из толпы русских. Но разговаривают между собой на своём, непонятном, но безошибочно узнаваемом языке... Выходит, цыгане ездят закупать барахло прямо в Китай! Интересно, а за наркотой они ездят прямо в Афганистан, или же всё-таки приобретают её у географически более близких оптовиков?


Не просто свежевыжатый сок – а СВЕЖЕЕ!


Возвращаясь к Ябаолу – тут очень много вывесок и просто надписей на русском. На КИТАЙСКОМ русском. Сначала я фотографировал самые забавные, но потом понял, что забавные – практически все! Сломала мне мозг «Игла Злектронный Мозг», после этого не было сил, даже чтобы смеяться над ними.


Игла Злектронный Мозг


Что непонятно – надписи на английском написаны хотя и не безошибочно, но гораздо более грамотно. Понятно, что носителей как английского, так и русского языка в Пекине достаточно, чтобы редактировать тексты на своём языке. То ли китайцы меньше стараются, когда пишут по-русски. То ли наоборот – русские специально провоцируют их писать коряво. Непонятно.

Приобретение «призов и подарков»

Все мои коллеги, естественно, старались закупить и привезти в Минск побольше хороших и недорогих китайских вещей для себя и своих родственников и друзей. Поэтому мы бродили по торговым центрам района Ябаолу, с одной стороны, хаотично, а с другой – всё-таки целенаправленно.

Главным пунктом в моём списке «призов и подарков» был чай. Я вообще люблю разный чай, а также подобные напитки, которые, строго говоря, чаем не являются, как ройбос, например. В Китае очень классный зелёный чай (и различные его вариации), его я и собирался купить.

Нас отвели в один из ближайших торговых центров к знакомому продавцу по имени Гриша – китайцы тут вообще берут себе русские имена, чтобы русскоязычным туристам и закупщикам было проще с ним общаться. Мы попробовали разные сорта чая, Гриша насыпал каждому из нас сколько нужно, ещё и скидку сделал. Хотя конечно, внакладе он не остался! :) Я купил в общей сложности больше 2 кг разного чая, хотел потом ещё вернуться и докупить, но времени уже не было. Почти весь чай я сразу раздал друзьям, родственникам и коллегам, оставив себе немного «молочного» зелёного чая, очень вкусный чёрный чай и небольшой «блин» чая пу-эр.


Гриша насыпает мне молочный чай.


Что интересно – цены на чай, как и на другие весовые товары вроде фруктов и овощей, в Китае указываются не за 1 кг, а за 500 г! В результате цены выглядят более приятными, хотя и приходится совершать в уме лишнюю операцию умножения цены на 2 (а потом ещё и переводить её в более понятную валюту вроде USD). Самый дешёвый чай у Гриши стоил 100 юаней (около 16 USD) за 1 кг, самый дорогой – больше 250 USD за 1 кг. В принципе, цены не сильно отличаются от тех, которые заявлены в минских магазинах чая, но! У нас, к сожалению, этот чай несвежий, как будто несколько лет где-то хранился, потерял почти весь свой вкус и аромат. Если же покупать чай в Китае, этого можно не опасаться.

Тому, кто будет посещать Пекин, могу дать координаты Гриши – зайдёте, скажете пароль «Жыве Беларусь!», он вам скидку сделает! :)

Ещё мне рекомендовали обязательно купить бамбуковое постельное бельё, что я и сделал. На ощупь – приятное, а как на нём спать, я ещё не пробовал. Стоит дороже обычного хлопкового, но дешевле шёлкового.

Помимо постельного белья я купил ещё и трусы из бамбука! Тоже на ощупь приятные. Интересно получилось с размером – я ношу европейский размер М, поэтому сразу попросил у продавщицы трусы размера L. Она их достала, я развернул, приложил к себе – малы. Взял XL, тоже приложил – уже лучше, но всё равно маловаты. В итоге взял XXL, в отеле померил – вот он, мой размер! То ли европейский М соответствует китайскому XXL, то ли китайцы размеры от балды пишут... Скорее второе.

Метро и площадь Тяньаньмэнь

В один из свободных вечеров, когда шопинг уже надоел, решил хоть немного посмотреть достопримечательности Пекина. Очень хотелось увидеть Запретный город, но я отдавал себе отчёт, что на него потребуется чуть ли не целый день, поэтому решил оставить его посещение на следующий раз, а в этот – просто прогуляться по площади Тяньаньмэнь.

Мне рекомендовали перемещаться по Пекину только на такси (дёшево и безопасно), но я интересуюсь и общественным транспортом, поэтому до площади решил проехать на метро.


Всё просто и логично – даже тупой американский турист не заблудится!


В метро Пекина 14 линий, большинство из которых построены очень недавно. В отличие от минского метро, пекинское вполне дружественно к англоязычному путешественнику – названия станций и схемы в поездах продублированы по-английски, даже объявляют станции на китайском и английском. В автомате по продаже билетов можно включить английский язык в меню, но самостоятельно справиться с покупкой билета я не смог – оказалось, нужно было не только выбрать количество билетов и внести деньги, но ещё и выбрать, до какой станции я поеду! При этом тариф 2 юаня – единый, можно делать сколько угодно пересадок. Непонятно...

В метро, насколько достигал мой взгляд, я был единственным европейцем, но никакой реакции у местных это не вызвало, никто не показывал на меня пальцем, не фотографировал мобильным телефоном и т.п. В Кувейте в своё время – показывали. Было видно, что пекинцы вполне привыкли к иностранцам. На площадь Тяньаньмэнь я вышел вместе с другими туристами. Что интересно, за всё время на площади я насчитал всего человек 10 европейцев, остальные были туристы – но китайские! На саму площадь мне попасть не удалось, как раз проходила церемония смены флага, площадь была перекрыта (в том числе – подземные переходы). Поэтому я прошёлся на юг вдоль западной части площади.

Площадь реально огромная (хотя и не самая большая, а только третья в мире, если верить Википедии), как минимум впятеро больше, в общем-то, немаленькой площади Независимости в Минске. Наша площадь может уместиться поперёк площади Тяньаньмэнь! :) Мавзолей Мао тоже огромный, больше нашего Дворца Республики.


Мавзолей Мао Цзедуна.


Автомобили, такси, общественный транспорт

Назад в отель с площади Тяньаньмэнь я ехал на такси. Такси в Пекине – очень распространённый вид транспорта. Все такси должны иметь жёлтые бамперы и жёлтую полосу по бокам, при этом остальной кузов у них чаще всего красного, зелёного или синего цвета. Большинство – это Huyndai Accent (Elantra), также много VW Jetta (вроде бы второго поколения), которые здесь до сих пор выпускаются. Минимальная поездка (до 3 км) стоит 10 юаней, дальше 2 юаня за км. Я показал таксисту адрес отеля, написанный по-китайски – по-английски таксист не говорил и не понимал, но до отеля меня довёз без проблем и, насколько я могу судить, кратчайшим путём. Поездка обошлась в 20 юаней, а ещё 2 юаня пришлось заплатить как какой-то «топливный сбор» (который вроде бы «компенсирует таксистам рост цены на топливо»), на что таксист дал мне отдельную квитанцию!


Бензин в Пекине довольно дорогой – стоит около 7 юаней (немного больше 1 USD) за литр.

Китай – один из крупнейших автомобильных рынков, если я не ошибаюсь, в 2012 году он обгонит по продажам США и станет крупнейшим. А может, уже обогнал... Большинство автомобилей, естественно, собираются здесь же, поэтому автопарк выглядит достаточно странно – некоторые модели совершенно такие же, как в Европе, другие отличаются немного, третьи – совершенно незнакомые.

Например, в Китае выпускаются Audi A8L, A6L и A4L, каждая из которых немного удлинена относительно её европейского аналога, благодаря чему задние пассажиры получают больше места для ног. Почему бы не продавать вместо A4L обычную A6 – даже не знаю.


Типично китайская Audi на фоне типичного для Ябаолу торгового центра.


Китайцы явно любят седаны, поэтому здесь, например, есть Citroen C4 с отдельным багажником. Есть и Peugeot 408, которая представляет собой модель 307 с приделанным багажником. А вот Citroen C1/Peugeot 107/Toyota Aygo здесь почему-то выпускаются под маркой BYD. Очень популярен Buick (особенно среди правительства и разных гос.организаций), в Китае их продают в несколько раз больше, чем в США!


Полицейский Buick.


Общественный транспорт (помимо метро) развит в 20-миллионном Пекине достаточно хорошо. (С другой стороны, в некоторых китайских городах с населением 10 млн. метро нет – даже не представляю, как они без него обходятся.) Есть несколько сот автобусных маршрутов и несколько десятков – троллейбусных. Подвижной состав разный, от достаточно старых, вроде наших ЗИУ, до современных Irisbus – точно таких же, как ездят в Лионе, Париже, Праге и многих других городах Европы. Проезд достаточно недорогой, дешевле метро, но все указатели – только на китайском, поэтому я решил не рисковать и на троллейбусах с автобусами не покатался.


Достаточно редкий вид. Суббота, день, улицы свободны.


Дорожное движение в Пекине легче всего охарактеризовать словом «хаотичное». Каждый едет куда хочет и практически как хочет: автобусы, автомобили, такси, мотороллеры, велорикши – даже пешеходы. Знаки, разметка, сигналы светофора – всё достаточно условно. Все всё время сигналят. При этом как-то все уворачиваются друг от друга, ДТП я за неделю наблюдал лишь одно, и то это было попутное столкновение.


Велосипедов, мопедов и скутеров РЕАЛЬНО ДО ФИГА.


Что забавно, но вместе с тем глубоко логично – когда нас возили на Mercedes S-класса и Audi A6L, нам, в общем-то, почти все уступали дорогу. Когда на неприметном микроавтобусе посольства – нет.

Интернет и мобильная связь в Китае

С мобильной связью ситуация в Китае мне не очень понятно. С одной стороны, для подключения нужно показывать паспорт, заключать договор и т.п. С другой, «у бомжа» на любом рынке можно купить SIM-карту и свободно ею пользоваться. А пополнять счёт – там же, на рынках.

У меня с собой была эстонская «туристическая SIMка» с бесплатными входящими, а исходящие звонки в Беларусь стоили 0,63 EURO за минуту. Это, конечно, в несколько раз дешевле, чем традиционный роуминг, но было несколько неприятных моментов, связанных с тем, что мой телефон «не видел сеть» там, где она заведомо была. А ещё несколько дней не приходили SMSки, а потом свалились сразу кучей.

С Интернетом ситуация тоже немного странная. Доступ к некоторым сайтам (вроде Facebook) перекрыт для всей страны, люди вынуждены использовать левые прокси и VPN, чтобы пообщаться в любимых социальных сетях. Доступ к одноклассникам.ру, вконтакте и Живому Журналу открыт. Закрыт доступ к google.com (!), но можно получить примерно то же самое через google.com.hk.

Посещение China World Trade Center


Самое высокое здание в Пекине – вид снизу.


Переговоры, ради которых мы, собственно, и приехали в Пекин, проходили в самом высоком здании в городе (и одним из самых высоких в стране) – China World Trade Center Tower 3. Офис юристов наших контрагентов находился на 19 этаже, но во время одного из перерывов мы специально поднялись на 80 этаж, где находится дорогой ресторан с винным погребом, чтобы осмотреть город с высоты.


Небоскрёб находится к юго-востоку от моего отеля.


Что можно сказать? Внушает! Даже сквозь довольно грязные стёкла и традиционный пекинский смог китайская столица была видна очень хорошо – как свежепостроенные небоскрёбы, так и кварталы старых зданий, выглядящих примерно как наши хрущёвки. Планировка города – строго квадратная, даже пекинские «кольца» (а их здесь семь) представляют собой квадраты с закруглёнными углами. Вообще, город напомнил мне известную серию игр Sim City – не только из-за планировки, а ещё и из-за того, что во многих местах рядом стоят по нескольку одинаковых высоких домов.


Спустились на 32 этаж, там находится кафе попроще, и холл, из которого тоже можно поглазеть на город. Оттуда увидели здание, которое меня в Пекине впечатлило больше всего – Штаб-квартиру CCTV. Фантазия архитекторов поражает, а как это вообще смогли построить – совершенно непонятно.


Это ж надо было до такого додуматься, а потом построить!


Вокруг China World Trade Center Tower 3 много других небоскрёбов, поменьше, все они образуют единый комплекс China World Trade Center, связанный между собой под землёй. В подвале – торговый центр с дорогими магазинами и ресторанами. Как мне объяснили, в Китае есть «налог на роскошь», из-за чего импортные luxury goods здесь стоят дороже, чем в Европе и США. Но если хочешь сэкономить – добро пожаловать в торговые центры на Ябаолу, где продаётся почти фирменная одежда любых брендов!


Небоскрёб с ещё одного ракурса.


Супермаркет Walmart и соседний с ним магазин электроники www.buynow.com.cn

В один из вечеров мне удалось вырваться и самостоятельно погулять на север от гостиницы, в сторону улицы Chaoyangmen Outer St. «Русский район» там уже заканчивается, хотя некоторые российские «туристы» доходят и в крупный (4 этажа) торговый центр электроники BuyNow. Мне этот торговый центр показался более цивилизованным, да и всякая электроника меня интересует больше, чем шмотки.

У меня есть отличный фотоаппарат Canon Digital Rebel XTi, он же 400D, купленный в США весной 2008 года. (Фотографии в этом репорте сделаны НЕ им – лень было тащить.) Я им очень доволен, потихоньку докупаю объективы и прочие аксессуары. И уже знаю, что моим следующим фотоаппаратом, скорее всего, будет стоящий на ступень выше Canon 60D – разве что к тому моменту, когда я накоплю на него тысячу долларов, Canon выпустит более новую модель. :) Естественно, я поинтересовался ценой. Продавец сразу зарядил 6500 юаней. Я показал ему листовку его же торгового центра, где всё было по-китайски, но рядом с Canon 60D отчётливо виднелась цифра 6250 (за body без объектива). В итоге он был согласен отдать мне его за 6000 юаней, но таких денег у меня с собой всё равно не было. Да и в любом случае это всё-таки дороже, чем, скажем, в США на amazon.com (900 USD).


Хороший человек (и очень популярный в Китае актёр) рекламирует хороший фотоаппарат!


Зато купил себе беспроводные наушники с микрофоном, чтобы можно было общаться в Skype, ходя по комнате. Продавец просил 165 юаней, но в итоге согласился на 150. При мне всё подключили, проверили – работает! В отеле подключил к своему нетбуку – не работает! А инструкция только на китайском... Стал искать инструкции к аналогичным наушникам в Интернете – везде пишут, что они распознаются и подхватываются операционной системой автоматически. И что интересно – когда я вернулся в Минск и подключил их к другому компу, всё заработало! Что мешало этим наушникам работать там, в Пекине – загадка.

Ещё поддался общей моде и обзавёлся планшетным компьютером. На iPad денег не было, да и не очень хотелось. Остановил свой выбор на Lenovo LePad A1-07 (у нас и в Европе его ещё называют IdeaPad) белого цвета. Продавец хотел за него 1500 юаней, сторговались за 1300 (чуть больше 200 USD). Потом я тоже намучился с тем, что меню по умолчанию – на китайском! Пока разобрался, как английский включить... Зато игрушка оказалось вполне многофункциональной: можно слушать музыку, смотреть видео, лазить по сайтам в Интернете, общаться в Skype. Есть даже GPS-модуль, нужно будет скачать или купить для него карты. А вот набирать тексты на экранной клавиатуре не очень удобно. Планшетники – они всё-таки для потребителей контента, чтобы его генерировать, нужен полноценный ноутбук.

Если кто-то соберётся в этот BuyNow – сразу предупреждаю, техника там НЕ русифицированная, за ней – на Ябаолу. Зато много китайских подростков-гиков: выглядят очень прикольно, именно так, как во всяких репортажах про азиатских геймеров, которые в свои любимые игры могут играть сутками напролёт.

Напротив BuyNow находится ещё один торговый центр, в подвале которого я обнаружил супермаркет Walmart. Что интересно – на сайте я этого магазина не нашёл. Неужели подделка? :) Немного побродил по супермаркету, поудивлялся всяким-разным непонятным товарам, порадовался за украинских производителей водки: Nemiroff присутствовал на полках.

Как и на Ябаолу, увидел одну непонятную и не очень приятную мне особенность местной торговли: вход в торговую точку, будь то маленькая «палатка» или большой супермаркет, обязательно должен быть завешен достаточно плотным пологом. Чтобы войти, его нужно отвести в сторону. Неприятно это потому, что везде эти пологи грязные, к ним прикасаться противно!

Ужин в дорогом китайском ресторане

В последний день, успешно завершив трудный процесс переговоров, мы отправились в дорогой ресторан Grand Mansion. Там для нас в отдельной комнате накрыли круглый стол на 14 человек. В центре стола было круглое крутящееся возвышение, на которое официанты приносили и ставили большие блюда с едой. Возвышение крутилось, благодаря чему каждый мог взять себе любого блюда сколько надо.

Водку (а она оказалась крепкой, градусов 60 или около того) каждому налили в маленькие графинчики (по объёму вряд ли намного больше 100-граммовой рюмки), а потом каждый сам себе наливал её в маленькие (то ли 15 мл, то ли 20 мл) рюмочки. Тостующий, сказав тост, выходил из-за стола и обходил его, чокаясь с каждым – очень прикольная традиция! Ещё мне понравилась традиция «индивидуальных тостов», когда один гость подходит к другому, чтобы индивидуально сказать хорошие слова и вместе выпить... Естественно, все тосты были за белорусско-китайскую дружбу и за развитие совместных проектов. Я подготовился лучше всех – заранее надел красную рубашку, которую «привязал» к цвету флагов обеих стран, ввернул две пословицы – китайскую и белорусскую. Пословица на белорусском языке нашла живой отклик у белорусской части аудитории, а вот переводчицу-китаянку поставила в тупик, пришлось перевести её на русский.

Китайская кухня мне, в общем, понравилась. В ней есть несколько довольно острых блюд, но их легко избегать. Утка по-пекински – не впечатлила, я ждал чего-то особенного, но блюдо оказалось вполне обычным как по виду, так и на вкус. Зато очень понравились крабы! Я наконец-то понял, под что пытаются подделать свой продукт производители «крабовых палочек»... Что-то общее, несомненно, есть, но настоящие крабы во много раз вкуснее!

Общие рассуждения о Китае и Пекине

Сразу скажу, что Китай – огромная страна, как географически, так и в смысле населения. Я видел лишь очень маленький её кусочек, очень недолго, но по-моему, кое-что уже понял. Китайцы – разные. Вовсе не все они маленького роста.

Украинцы, работающие на стройках в Чехии – худые, измождённые, маленького роста. Примерно так выглядят китайцы на Ябаолу и на всех рынках бывшего СССР. А вот в China World Trade Center они выглядели совсем по-другому! Хорошо одетые, со здоровым цветом лица, многие – ВЫШЕ МЕНЯ ростом! (Мой рост 1,84 м.) Ну а рост человека, как я это мог наблюдать в Стокгольмском музее Васа, сильно зависит как от наследственности, так и от питания в детстве. Стало понятно, почему китайцы так много работают: те, которые на Ябаолу, хотят, чтобы их дети работали не там же, а в China World Trade Center!


Типичная для «нового Пекина» архитектура. И типичное же количество автомобилей на улицах.


И в общем, и в частностях – Пекин мне понравился. Причём понравился даже больше, чем Москва. Если в Кувейте я бы согласился жить и работать за очень большие деньги, в Москве – за просто большие деньги, то в Пекине – за нормальные деньги. (Естественно, нормальные города обычного размера, вроде Праги или Лиона, я с Пекином и Москвой даже не сравниваю.) Тут всё как-то... душевнее, что ли. Безумное дорожное движение, но нет этой агрессии. Переполненное метро – но люди не толкаются и не бегут с угрюмыми перекошенными лицами, а улыбаются.


Главный (и практически единственный) недостаток Пекина – это воздух. Он сухой, пыльный и загрязнённый. Если передвигаться на кондиционированном автомобиле из кондиционированной квартиры в кондиционированный офис – наверное, это практически незаметно. Но вот просто по городу погулять, особенно летом – не очень приятно и для здоровья не полезно.

P.S. Интересная кулинарная особенность – чипсы в Китае несолёные!

P.P.S. Многие пассажиры моего рейса Москва-Минск имели с собой характерные жёлтые пакетики из Duty Free аэропорта Пекина. Было понятно, откуда они летят... Да и вообще, белорусы в Пекине явно есть, пусть их и гораздо меньше, чем россиян. Интересно, заметил ли (и оценил) кто-то, что я ходил по району Ябаолу с фликерами на куртке и пакетом из минского гипермаркета «Корона»? :)

P.P.P.S. Спрашивал китайских коллег – да, российский певец Витас действительно здесь очень популярен!!

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Karshachok
отправлено 08.01.12 12:50 # 19


Всем спасибо на добром слове!

Люблю путешествовать, а потом про поездки рассказывать!

В ближайшее время особых поездок не предвидится - но у меня есть ещё репорты из предыдущих поездок, например, в Вену и в Москву. Обработаю и тоже сюда пришлю.


Karshachok
отправлено 08.01.12 12:51 # 20


Кому: Tef, #2

>> Интересная кулинарная особенность – чипсы в Китае несолёные!
>
> http://s018.radikal.ru/i515/1201/2a/ffc8250c9b9d.jpg
> Там на любой вкус есть, и с васаби, и с лимоном, и с Lays с зеленым чаем. Так же как и привычные вкусы

Я покупал разные - и какие-то странные местные (с каким "ароматом" - так и не понял, надписи только на китайском), и вроде бы такие же Lays, как европейские - но солёных не нашёл. Плохо и недолго искал, наверное.

>> С мобильной связью ситуация в Китае мне не очень понятно.
>
> Есть разные тарифные планы, и с паспортом, и без, так же как и разные операторы. Если купить симку на улице у специальной тетеньки которая сидит обычно с огромным списком номеров на бумажке - счет легко пополнять картами пополнения.

Опечатался - должно быть не "не очень понятно", а "не очень понятна".

Ну да, тётенек с огромным списком доступных номеров на бумажке - видел. :)



Кому: NickRomancer, #5

> > реально самая северная посещённая мною точка это Стокгольм
> > (...)
> > Москва (она же была самой северной точкой – до моих поездок в Стокгольм)
>
> Неужели в Санкт-Петербурге не был?

Пока не был.

Санкт-Петербург и Львов - в самых ближайших планах (возможно, уже в феврале), но билеты в СПб (из Минска) почему-то практически вдвое дороже, а с деньгами у меня сейчас не очень хорошо. :(

В СПб, наверное, доберусь уже весной или летом!


Karshachok
отправлено 08.01.12 12:51 # 21


Кому: Shifu, #6

>> В ней есть несколько довольно острых блюд, но их легко избегать.
>
> Зачем их избегать? Их надо есть.

Я боюсь рисковать с острыми блюдами, были неприятные случаи и у меня, и у моих друзей.


Кому: affigi, #9

> Пекинские девушки сильно на любителя?!

Пекинские девушки тоже разные! На Ябаолу - да, на любителя, на большого любителя. :) В China World Trade Center - много высоких и красивых, которых можно сразу хоть на подиум, хоть стюардессами в бизнес-класс! :)))


Karshachok
отправлено 08.01.12 12:51 # 22


Кому: ГлаголомЖечь, #15

> В пословице в эпиграфе не очепятка? Про [уточняет] кости?

Нет, именно утучняет. Я даже сфоткал эту надпись, но тут фотку почему-то не выложили.


Кому: Зажравшийся, #17

>> Как и на Ябаолу, увидел одну непонятную и не очень приятную мне особенность местной торговли: вход в торговую точку, будь то маленькая «палатка» или большой супермаркет, обязательно должен быть завешен достаточно плотным пологом
>
> Экономия электроэнергии на кондиционировании/отоплении дешёвый и эффективный способ. Китайцы сейчас всерьез озабочены энергосбережением.

А, ну тогда понятно. Спасибо за разъяснение!


Karshachok
отправлено 08.01.12 13:12 # 24


Кому: perezz, #23

>> лишь немного уступает «премиальным» авиакомпаниям вроде «Lufthansa» и «Austrian»,
> Попробуйте в след. раз арабские компании - Emirates, Etihad. Ждет много открытий =) И летят из Домика. Правда они почти всегда пересадочные.

Я летал в командировку, авиакомпанию не выбирал.

Когда сам полечу в ЮВА или в Австралию, постараюсь купить билет у одной из арабских авиакомпаний. Много наслышан об их уровне сервиса, да!


>> Причём это почти всегда русские
> Заметил, что только 2 нации встают и собираются к выходу сразу после посадки самолета - русские и китайцы. Больше никто в мире. "Братья навек", чо...

А ещё русские хлопают, когда самолёт совершил посадку. :(

Ох, как это меня бесит! Создаётся впечатление, что пассажиры всю жизнь прожили в каком-то глухом лесу, на "стальной птице" полетели в первый раз, и до последнего момента сомневались в том, долетят ли живыми. :(((


>> Нас поселили в отеле «Ritan International»
>
> В Китае, вообще, с отелями и обслуживанием сложно. Самые роскошные где я был - в Эмиратах и Тайланде. За вменяемые деньги.
> В Китае стоит посмотреть hotel apartments. Они иногда приятно удивляют. booking.com и китайские поисковики по отелям рулят.

Booking.com вообще рулит, в самостоятельных поездках я всегда им пользуюсь.

Здесь была командировка, отель мы не выбирали, как и авиакомпанию.


>> Возвращаясь к Ябаолу – тут очень много вывесок и просто надписей на русском
> Я так понял что они специально так пишут. Привлекают внимание. По-русские так написано почти везде.

Ага, самое разумное объяснение. :)

> Продавщицы реально могут деруться

Пример "китайского русского" языка? :)))


>Главным пунктом в моём списке «призов и подарков» был чай.
> Чай в Пекине лучше покупать на Мальяндао дадье или Чхачен (Maliandao chacheng) - Улица чая. Пара километров супермаркетов, магазинчиков, палаток итд. Добираться на такси. Я потратил два дня на изучение. Выбор мегаогромный. Ехать до нее только на такси.
> Есть и другие места, но Мальендао, вроде, крупнейший в Китае.

На первый раз мне и лавочки Гриши хватило. Да и в чае я пока не очень разбираюсь, вкус того, что по 250 USD за килограмм - совершенно не впечатлил.


>> Такси в Пекине – очень распространённый вид транспорта.
> Разводят почти всегда. Надо обязательно смотреть чтобы по счетчику ехал. Про топливный сбор 1й раз слышу.
> Да, и никаких частников около вокзалов и аэропортов. Почти всегда разведут. Правда такси по счетчику ночью вроде не работает.=(
> На такси по Пекину лучше ездить поменьше. Пробки огромные. Из аэропорта удобнее добираться на электричке и на метро. До центра - 40мин. На такси часа 3 можно ехать. Как повезет.

Мне повезло, значит - ехал по счётчику, получил чек. По поводу "топливного сбора" что-то читал в интернете, да и на приборной панели была соответствующая наклейка - на английском!

Может, и развод - но я по любому в такси всегда чаевые ~10% оставляю, и здесь собирался оставить 2 юаня. :)

Из аэропорта самостоятельно я бы тоже добирался на электричке. Но мы прилетели далеко заполночь, она уже не работала. Да и нас почти всё время кто-то отвозил, куда надо, такси мне понадобилось лишь в ходе самостоятельной прогулки.


Karshachok
отправлено 08.01.12 13:22 # 25


Кому: perezz, #23

> На иностранцев в крупных городах уже почти не смотрят. Приезжие если только. Но стоит отъехать километров 200, как уже начинается.

Может, в следующий раз попаду и в китайскую глубинку - хотя вряд ли...

> Пекин прекрасен. Двух дней на изучение - мало. А еще, они постоянно что-то строят и каждый раз появляется что-то новое.

Конечно, мало!

Я бы с удовольствием неделю по нему походил!

> Вот в этом году под океонариумом в Пекинском Зоопарке открыли мегааквапарк.
> Катишься с горки, а над тобой гигансткие медузы висят. Ляпота.
>
> Язык лучше знать =) Без него в Китае туго. Английский знают в основном только полицаи в центре города. Зато можно словить кайф объясняя на русско-английском куда надо ехать. 80% вероятность что без точного адреса на карте привезут не туда.

Если бы я в Китае жил - язык бы постарался выучить, конечно.

Хотя некоторые сотрудники посольства и без него как-то обходятся! :))) Зато и дальше Ябаолу практически не выходят. :(


Karshachok
отправлено 08.01.12 13:36 # 28


Кому: Karshachok, #21

>> Пекинские девушки сильно на любителя?!
>
> Пекинские девушки тоже разные! На Ябаолу - да, на любителя, на большого любителя. :) В China World Trade Center - много высоких и красивых, которых можно сразу хоть на подиум, хоть стюардессами в бизнес-класс! :)))

Кому: s_kleymenov, #27

>> Пекинские девушки сильно на любителя?!
>
> В квартале Ябалу - есть девушки на любой вкус. в большинстве заведений (где я был) в основном работают выходцы из всего постсоветского пространства ;(

Я имел в виду не тех, которые в заведениях :)) , а тех, которые просто по улицам ходят... :)


Karshachok
отправлено 08.01.12 21:51 # 37


Кому: shhmn, #35

> "на 80 этаж, где находится дорогой ресторан с винным погребом" - глубокий, наверное, погреб!!
>
> а вообще круто, мне тоже очень в Китай захотелось!

Погреб на 79 этаже. :)))


Karshachok
отправлено 08.01.12 22:04 # 38


Кому: leor, #36

> Еще одна заметка про путешествие в Китай, вроде по теме: http://lar2.livejournal.com/531.html

> "Из такси вышли слишком рано по ошибке – не возле чайного рынка (нам был нужен мелкий опт по местным меркам)... Всей компанией закупили около 12 кг чая, из них мы – меньше килограмма."

И это - мелкий опт?? Да это мелкая розница!!!

Если бы меня не предупредили заранее, что придётся везти чужие "призы и подарки" (а сумку в багаж можно было сдать только одну), я бы сам закупил больше 12 кг чая! :)))

> "Наконец попали в чайный магазин на рынке, посетить который коллеги изначально договаривались. Здесь предстояла дегустация чая, торги и его закупка. Как выяснилось процесс это не быстрый – часа 3 точно просидели."

Мы с Гришей уложились в 2 часа. :)))


Karshachok
отправлено 08.01.12 22:42 # 42


Кому: ГлаголомЖечь, #40

>> Нет, именно утучняет.
>
> Мы с тобой оба читать не умеем, надо смириться ))

Ну я же не сам эту китайскую народную мудрость придумал!!

http://img140.imagevenue.com/img.php?image=47831_P1080886_small_122_181lo.jpg


Karshachok
отправлено 08.01.12 23:24 # 44


Кому: ASD-real, #43

Вот ссылка на статью: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2011-05/67465-vsem-mirom


Karshachok
отправлено 08.01.12 23:50 # 46


Кому: ASD-real, #45

Ну извините.

Я остаюсь при своём мнении - гражданское авиастроение в России загублено.


Karshachok
отправлено 09.01.12 22:01 # 55


Кому: stvoch, #53

> Занавески не для экономии - они, чтобы сосед-торговец не видел, что-почём удалось продать. :) От сглазу!

О да!

Китайские торговцы и цены почти никогда вслух не называют, а на калькуляторе набирают! :)


Кому: ASD-real, #47

> Дык никто и не навязывает. По мне так эта отрасль в глубокой Ж, но пока еще при желании сможет оттуда выбраться (если это кому-нибудь надо будет).

А я боюсь, что уже нет. Кому это вообще может быть надо? :(((



Кому: CompCon, #49

>> Почти все пассажиры нашего рейса с пользой провели время в Duty Free аэропорта Пекина – на выход они шли с одинаковыми жёлтыми пакетиками. Впечатлили цены на духи и прочую парфюмерию, они были раза в полтора ниже, чем обычно – ну то есть если какая-то туалетная вода обычно стоит, скажем, 40 EURO, то там она же стоила 40 USD.
>
> А еще некоторые несохнательные говорят, что в России люди бедно живут. Я был Пекине в марте прошлого года и впечатления у меня сугубо противоположные. Цены в duty-free были в 1.5-2 раза выше, чем в LAX, а там они просто неприличные. Единственное, что порадоавла - Johnny Walker Green Lable. Но цена все равно кусалась.

Думаю, в России люди живут очень по-разному.

В LAX не был (пока...), цены сравнивал с европейскими дьютиками. И то - только на духи.


>>Почему нельзя отправить группу специалистов, скажем, в Монреаль, чтобы те изучили работу большого аэропорта в сложных погодных условиях?
>
> Аполитично рассуждаешь!(с) Ты хочешь, чтобы весь мир узнал, что русские неспособны справится с собственной зимой?

У советских - собственная гордость!!


Karshachok
отправлено 10.01.12 16:43 # 57


Кому: SPARC, #56

>>Почему нельзя отправить группу специалистов, скажем, в Монреаль, чтобы те изучили работу большого аэропорта в сложных погодных условиях?
> А что? Как там оно в Монреале-то? Успешно справляются?

Да уж успешнее, чем в Москве...

> Вообще, камрад, ты конечно извини, но обзор длинный, однако, отдает провинциальностью.

Дык я из Минска - большой деревни! :)))

> Нормально шарик справляется, сколько летаю через него никогда проблем не было, а вот Внуково/Домодедово на раз.

Через Внуково и Домодедово не летал. Если там ЕЩЁ ХУЖЕ - надеюсь, и не придётся! :(

Зато десятки раз летал через европейские аэропорты - "Шереметьево", конечно, лучше, скажем, "Борисполя", но аэропортам Западной Европы уступает.

> А сложные погодные условия, они не в Монреале, а в Норильске или Мурманске

А это тоже транзитные хабы, как Москва или Монреаль?



Кому: hgh, #50

> Шереметьево и парижский Шарль де Голль построены одновременно. Их чуть ни наперегонки строили - соревновались, кто первый и все такое. Другое дело, что к Шарику не так давно пристроили еще один терминал.
>
> Неудобства Шарика - врожденные, с ними ничего нельзя сделать. Как-то:
>
> - полосы две, но задействована может быть только одна, потому как они слишком близко друг к другу расположены (по меркам гражданской авиации)
>
> - Ш1 и Ш2 разделены полосой, поэтому перебираться из первого во второй - крайне неудобно.

Я писал не про эти неудобства.


Karshachok
отправлено 11.01.12 17:26 # 59


На случай, если дискуссия про аэропорт "Шереметьево" продолжится.

Вот куда и как я летал:
http://my.flightmemory.com/karshachok

У меня нет какого-либо предубеждения по отношению к России, Москве* и аэропорту "Шереметьево" в частности. Но и "скидок" делать тоже не собираюсь. Я к ним подхожу с теми же мерками, что и к другим странам, городам и аэропортам.

По моему мнению, "Шереметьево" превосходит киевский "Борисполь" (надеюсь, что к Евро-2012 там всё-таки построят приличный терминал), но уступает аэропортам Парижа, Франкфурта и Вены, например.

Уважаемые камрады, русские и россияне, без обид! :)

*Постараюсь в ближайшее время заслать сюда мой репорт о Москве - думаю, свежий взгляд со стороны многим будет интересным и полезным.


Karshachok
отправлено 15.01.12 22:55 # 63


Кому: UrkA, #61

>> Было хорошо видно, что россияне прилетели в Пекин ЗАКУПАТЬСЯ, а не как мы, на переговоры.
>
> большими буквами с какой целью написано?

Когда у пассажира 9 мест багажа, слово "закупаться" надо писать не то что большими буквами - а ещё и красным цветом выделить!

Кому: UrkA, #62

>> Перекошенные, искажённые злобой лица, в лучшем случае – озабоченные, постоянно в мыслях, как бы и где бы кого-нибудь нае... нагреть и не дать нагреть себя.
>
> где-то подобную хуету я уже слышал, автор зачетный эльф

Автор - чиновник, а на госслужбу у нас эльфов (и гномов) не берут - только гоблинов, орков, ну и людей тоже.


Karshachok
отправлено 16.01.12 11:44 # 66


Кому: UrkA, #64

У меня встречный вопрос - ты один из тех "деловых русских" и тебя обидело то, как я их описал?

И вот ещё что... У вас считается нормальным приходить в комментарии к заметке и с ходу оскорблять автора?

"Хуета", "эльф"? Напиши что-то своё, а мы почитаем!


Karshachok
отправлено 16.01.12 12:05 # 67


Кому: LelikBolik, #65

> На самом деле, утка по-пекински (roast duck) - шикарная штука. Есть один ресторан (специализированный)в Пекине. Туда, правда, запись за много дней вперед. И на утку, при желании, можно получить сертификат с указанием номера съеденной за всю историю ресторана уткой. Там утку действительно здорово готовят и, соответственно, сервируют.

Всего один такой ресторан на весь Пекин? :)

Я ожидал, что с уткой по-пекински будет, ну, как со свиным коленом (Pečené vepřové koleno) в Праге - оно там вкусное во многих ресторанах!

> А чай (любой) лучше всего покупать на юге Китая: там и выбор больше, и качество лучше, и цены ниже.

Не сомневаюсь.

Но даже в Пекине чай и лучше, и дешевле, чем в Минске.


Karshachok
отправлено 19.01.12 21:13 # 71


Кому: 12Х18Н10Т, #70

http://www.flightmemory.com/signup/

Бабло не просят, но и русской версии у сайта, насколько я знаю, нет.


Karshachok
отправлено 23.01.12 12:16 # 73


Кому: UrkA, #72

А меня всегда коробит, когда читатели в текстах - даже не обязательно моих - выдёргивают отдельный абзац, предложение, а то и вообще несколько слов, пропускают их через свой интеллект, делают какие-то свои неожиданные для автора выводы - и начинают с ними спорить и их умело опровергать.

Вот где я писал или хотя бы намекал на "унтерменшей"? Или про то, что они мне "чем-то насолили"? Если бы насолили, я бы вовсе не так отстранённо написал! (Также рекомендую перечитать мой коммент №59 - у меня нет предубеждений ни к России, ни к русским, "что вижу - то пою".)

Повторяю ещё раз - раньше я просто не сталкивался с таким количеством торгашей, сконцентрированных в одном месте (минский рынок "Ждановичи" - не в счёт). И меня действительно поразило, что русские бывают такими неприятными.

Я вообще считаю, что "не мы такие - жизнь такая" - это отличная отмазка, но именно отмазка! Именно оттого, что "мы такие", жизнь и становится "такой". Я считаю, что без особых причин не нужно постоянно вымещать злость на окружающих (именно это, а не "перекошенные лица", мне не понравилось в торгашах). И вообще, если не можешь сделать мир лучше - хотя бы не делай его хуже!

Ну да, с точки зрения "деловых русских" (к которым камрад UrkA явно относится), я эльф.


>> И вот ещё что... У вас считается нормальным приходить в комментарии к заметке и с ходу оскорблять автора?
>
> у кого это у вас? я особенно хамского поведения в отношении тебя не допускал вроде
>
> > "Хуета", "эльф"? Напиши что-то своё, а мы почитаем!
>
> если ты не заметил - я не катал на хуях твою заметку в стиле КГ/АМ, я просто отметил что ты как-то по-эльфийски настроен к людям, вот и все.

"Хуета" - не оскорбление? Ну-ну.


Karshachok
отправлено 26.01.12 14:44 # 75


Кому: UrkA, #74

Неприязнь к "деловым русским" (да и к "деловым белорусам" тоже) у меня, наверное, из-за того, что я 4 года жил в Праге. Жить там очень приятно. И неприятно теперь видеть, как люди сами вокруг себя портят жизнь - для себя же! :(

Классическая "Дилемма заключённого" получается... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1...



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк