Уже более двух лет живу в королевстве Датском, с целью получения академической степени бакалавра. По природе я человек любопытный, мне все интересно, посему интересных фактов почерпнул немало, есть что рассказать. Сам я паренек балтийский, родился и детство провел в Риге. С российскими реалиями знаком, в основном, через интернет, т.к. телевизор не смотрю уже года три.
Страна
Не буду совсем уж уподобляться справочнику и описывать гимн, герб и государственный строй (а он, кстати, приближен к развитому социализму, ниже опишу почему). Но представлю несколько фактов, которые мне кажутся важными.
Дания государство маленькое, материковая часть представлена полуостровом протяженностью в самом широком месте около 60-ти километров. Т.е., от Балтийского моря к Северному реально пройти пешком за день. Крупных лесов в стране нет, что являлось большой проблемой для партизан во время войны. Здесь постоянно дует ветер, иной день скорость его доходит до ураганной величины около 30-ти метров в секунду. Если ветер дует в лицо, то становится трудно дышать; если дует в бок, то неопытные наездники падают с велосипедов. Снег в этой Скандинавской стране выпадает редко и лежит недолго, хорошо, если одну неделю в год. Снегоуборочную технику ради одной недели никто не закупает, поэтому когда снег таки выпадает, город вымирает.
Население — 5 с половиной миллионов, каждый четвертый датчанин живет в столице. Я проживаю в Орхусе, втором по величине городе, который еще называют «самый большой малый город в мире» (и это не имеет никакого отношения к Fallout`у). Гор в Дании нет, но страна очень холмистая. Орхус устроен так: центр в низине у моря, а пригороды и спальные районы на холмах вокруг него. Перепад высоты — десятки метров. Тем, кто работает в центре, очень удобно ехать утром на работу на велосипеде (я доезжал быстрее автобуса), а вот возвращаться вечером домой — не очень.
Велосипед здесь — это полноценный транспорт. Все крупные улицы оборудованы велосипедной дорожкой (между проезжей частью и тротуаром), велосипедными светофорами и велосипедными же стоянками. К велосипедам цепляют прицеп и возят в них продукты из магазина и детей в детский садик. Или цепляют сзади маленький велосипед без переднего колеса, и ребенок крутит педали наравне с родителем, но не имея возможности рулить. Велосипед здесь есть почти у каждого, своего первого двухколесного друга я нашел споткнувшись об него, когда возвращался домой пешком рано утром.
Минимальный подоходный налог для рядового гражданина составляет 38 процентов заработной платы. Работая на двух работах можно платить до 60-ти процентов своих кровных денег. Зато образование (включая высшее) и медицинское обслуживание бесплатно. Хотя и не без исключений, затраты на услуги дантиста исчисляются тысячами долларов США. Подозреваю, что и косметическая хирургия здесь за деньги, хотя вопросом не интересовался. Но, например, я уже 2 раза имел дело с местной системой здравоохранения (один раз даже недолго лежал в больнице) и оба раза не заплатил не кроны. Это при том, что я не гражданин и имею лишь временный вид на жительство.
Каждый студент получает стипендию от государства (но есть еще и частные), независимо от того, как он учится. А если он перед обучением еще и прошел службу в армии, то у него особая армейская стипендия. А если он еще и побывал в горячей точке (сейчас на выбор Ирак, Афганистан и Косово), то он очень обеспеченный молодой человек, могущий себе позволить купить машину, налог на которую — 180 процентов от ее стоимости (это не опечатка). При этом 70 процентов налогов оседает в бюджете местного муниципалитета. Из коммунальных платежей отдельно платят только за электричество и отопление. Вода — бесплатна, причем из крана течет питьевая. Вот и получается, что датчане построили что-то, очень напоминающее социализм.
Сельское хозяйство в стране очень развито. Свиней в пять раз больше людей, что позволяет экспортировать до 25-ти миллионов тонн свинины в год, ощутимая часть которой идёт в Россию.
В Орхусе есть даже фонтан в виде свиноматки с семью поросятами, один из которых периодически писает.
Вторая важнейшая составляющая экономической мощи страны — мореходство. Датчане знают в нем толк, не случайно на долю маленькой Дании приходится 12 процентов мирового объема морских грузоперевозок, и крупнейший оператор контейнерных перевозок мира
Maersk базируется в Копенгагене.
Старейший и один из крупнейших производителей ветряных мельниц — датский
Vestas, а у многих европейцев дом обогревается радиаторами производства
Danfoss. В общем работать датчане умеют, а некоторые даже любят, что позволило им построить нормальную европейскую страну.
Люди
Как и в любой нормальной европейской стране граждане здесь очень разные. И живут, интересуются, верят и одеваются они по-разному. Некоторая молодежь выглядит так, что хочется выколоть глаза, после того как их увидел. Заправленные в носки штаны фасона «обосрался и иду», спущенные до середины ягодиц, куртка с меховым капюшоном и перчатки грузчика — выбор датских юношей. Панки и металлисты встречаются довольно редко, эмо и других неформалов не видел вообще.
В стране, где варят «наверное, самое лучшее пиво в мире», грех будет его не выпить. Чем датчане и занимаются в свободное время с большой охотой. Совершенно обычные, прилично одетые люди употребляют парочку другую банок/бутылок в поезде, а иной раз даже в автобусе. Когда увидел, протер глаза, ибо не поверил. Стандартная тара в Дании — 0,3 литра. Бутылки и банки можно сдать в любом супермаркете и получить обратно вплоть до шестой части стоимости напитка.
Молодежь, естественно, на пиве не останавливается, в пятницу и субботу повсеместно встречаются шатающиеся девушки и блюющие юноши. Пьяные драки отсутствуют, а песнопения присутствуют.
Как на это смотрит полиция? Не знаю, полицейского в этой стране видел вблизи ровно 2 раза. Кошелек ношу в заднем кармане, не боясь, что у меня его от туда вынут.
Датчане очень мобильны, и это выражается не только в количестве велосипедов. Датские поезда — самые поездатые поезда из тех, что мне встречались. В них есть розетки, шторы от яркого солнца, регулируемые мягкие кресла и туалеты, в которых содержимое пассажиров накапливается в специальных контейнерах, а не выливается на шпалы. Пол в вагонах застлан ковролином, а между станциями проводник предлагает приобрести горячие напитки, закуски и свежие газеты. Поездом я пользуюсь 4 дня в неделю, поэтому комфорт и точность расписания могу оценить по достоинству.
Кстати о газетах: на крупных остановках автобусов и в общественных местах можно найти четыре ежедневные бесплатные газеты. Это в городе с населением в 300 тысяч человек.
Помимо поездов в стране есть отличные дороги, а своими мостами датчане могут по праву гордиться. Если датский провинциал захочет посетить свою столицу, он воспользуется третьим длиннейшим в мире мостом
Большой Бельт.
Нормальный датчанин занимается одним, а то и двумя разными видами спорта. Не считая бега по утрам (или по вечерам). Для этого есть все условия. Бассейны и спортзалы за смешную арендную плату, различные клубы и кружки, спортплощадки и муниципальные игровые поля с отличным газоном.
Многие пользуются, несмотря на любовь к выпивке и вечеринкам. Вообще, датское правительство создает впечатление невменяемого, ведь оно действительно заботится о гражданах, а не строит музеи оккупации. Контраст с Латвией ужасает.
Язык
Алфавит датчане используют латинский, при этом имеют три свои особенные буквы, которые для удобства ставят в конце:
Æ — произносится как русская «э»,
Ø — похожа на русское «ё»,
Å — чистое «о».
Используют эти буквы довольно редко, примерно в каждом 12-ом слове.
Известен так называемый Скандинавский феномен. Заключается он в том, что большинство жителей Скандинавии способно изъясняться по-английски. Определенной причины этому нет. Частично это связано с тем, что в школах иностранный язык серьезно изучают, частично с тем, что англоязычные фильмы в кинотеатрах и на телевидении не дублируют, а снабжают субтитрами, да и сильны еще в Европе отголоски войны. Также существует мнение, что английский датчане учат потому, что их собственный датский настолько уродский, что им надоедает всю жизнь ломать язык и совершать артикуляционные кульбиты.
Но это только на первый взгляд. При внимательном рассмотрении датский очень похож на английский, и в этом нет ничего странного, если вспомнить такого персонажа, как
Кнуд Великий и его колоритного отца. На поверку несколько слов, произношение которых очень похоже, или практически одинаково (английское слово — датский перевод):
hi – hej
hand – hånd
again – igen
go – gå
dance – dans
high – høj
Послушать произношение можно на
этом сайте, нужно вбить слово на русском в пустую строку наверху и воспользоваться кнопкой «Søg», появится датский перевод и кнопочка рядом со словом, нажав на которую, можно прямо в браузере услышать произношение. Для русского уха довольно забавно звучат по-датски слова «огурец» и «канализация». Есть у меня один знакомый, который утверждает, что датское слово «torv» (площадь) произошло от русского «торг», ибо ранее на площади обычно торгом и занимались.
Одновременно с этим, датский имеет много сходства и с немецким языком, в основном грамматически. Ещё 50 лет назад датчане все существительные писали с прописной буквы, как и немцы до сих пор. Ну и, конечно, шведы, норвежцы и отчасти исландцы понимают датскую речь так же хорошо, как русские понимают белорусов. Норвежский нюнорск вообще основан на датском.
Отношение к другим
Как и любой самобытный народ, датчане ненавидят своих ближайших соседей. Немцы для них — это такой сильный и злобный старший брат, который вечно норовит обидеть и что-нибудь отнять. Драться с ним бесполезно, а вот посмеиваться и творить мелкие пакости — запросто. Норвежцы — это недоразвитые инфузории, которые даже рыбу ловить толком не умеют, качают датскую нефть (величайшее дипломатическое фиаско Дании — отдать морские территории во владение Норвегии, где через пару лет обнаружили залежи нефти) и не вступают в ЕС. Финны вообще нелюди, с корявым языком и ужасными манерами. Для того, чтобы даже по ошибке не ставить их в один ряд с датчанами (иногда Финляндию ошибочно причисляют к скандинавским странам) был придуман термин «Nordic Countries». Но хуже их всех — это шведы. Швеция — толстая и уродливая тёща, которая отравляет тебе всю жизнь одним только своим присутствием, но от которой никуда не деться, ведь живете вы в одной квартире.
Возникает вопрос: кого же тогда датчане любят, ведь нельзя же всех ненавидеть? Самые теплые отношения у датчан с британцами. Язык, культура, менталитет — все это близко и понятно датчанам с детства. Если пьяного шведа или немца, дебоширящего в общественном месте, окружающие пристыдят, то на англичанина постараются не обратить внимания.
А какое же отношение к нашему брату? Спешу обрадовать, в основном хорошее и почтительное. Причин несколько, ведь мать последнего русского императора
Мария Фёдоровна являлась датской принцессой. Ведь это красная армия освободили Данию от немецких оккупантов. Ведь это коммунистическая партия была здесь так сильна в послевоенное время.
Да, Дания — член НАТО, но воевать с СССР они никогда не собирались. Лет 30 назад был такой датский политик, который считал, что Дании не нужна армия, ей нужен один офицер, который мог бы по-русски сказать фразу: «Мы сдаемся!» К противостоянию в холодной войне датчане относятся с юмором. Один из наших преподавателей — бывший военный — однажды с улыбкой заметил на занятии в нашем русско-болгарско-польском классе: «Если бы мы открыли эту программу 20 лет назад, то вы бы здесь не учились».
И как приятно прийти 9-го мая на городское кладбище и увидеть там свежие цветы у могилы советским воинам. Один мой знакомый датчанин недавно удивил меня, заявив, что если бы ему надо было покинуть родину и выбрать между Россией и США, он бы выбрал Россию.
И напоследок о приятном. Приехав в Данию, я несколько раз встречал на дорогах и парковках автомобиль «Жигули» с датскими номерами. Сначала я подумал, что мне показалось, но потом понял, что нет. А недавно я даже на одном ездил.
Знакомый приобрел ВАЗ-2101. Естественно я его спросил, откуда такой раритет. На что он мне поведал интересные факты: оказывается, автомобили марки «LADA» довольно интенсивно завозились в Данию в конце 70-х и начале 80-х. Машина эта считалась дешевой и надежной, до сих пор некоторые датские гаражи хранят в себе подобные сокровища. И его машина исправно работает.