Про дистанционное образование

11.12.13 12:20 | Goblin | 215 комментариев »

Политика

Цитата:
— Вы говорите о грядущей революции в высшем образовании, которая должна произойти благодаря доступу к вузовским курсам через интернет. О чем вообще идет речь?

— В развивающихся странах живут миллионы высокомотивированных и очень умных молодых людей, у которых нет возможности получать научное образование. У них либо нет рядом университетов и библиотек, либо нет денег на учебу. Да, немецкие вузы предлагают интернет-курсы. Но предлагают их только для студентов, которые и так ходят в университет. Такие студенты получают пароль для доступа к цифровым материалам курса. Но почему этот пароль дают только студентам? Потому что материалы защищены копирайтом. Мои дорогие немецкие коллеги часто делают так: сканируют три-четыре книги, которые им не принадлежат, — и готов курс. Копирайт разрешает такое копирование для ограниченных групп. Но такие курсы нельзя распространять широко. Американцы поступают иначе.
Останется десять университетов


Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 215, Goblin: 1

Цитата
отправлено 11.12.13 12:21 # 1


Формирование глобальной системы дистанционного получения высшего образования через интернет только началось, и потому до конца не ясно, насколько успешной окажется эта модель. Однако понятно, что если модель окажется жизнеспособной, то доминировать в ней будут американские университеты

Экспансия университетского образования в интернет приведет к тотальному изменению научного мира. В нем останется лишь несколько университетов, профессора утратят свой статус, а наука сконцентрируется в США, считает немецкий профессор Эрвин Хеберле, долгие годы преподававший в Берлинском университете имени Гумбольтдта, Университете Женевы и Университете Сан-Франциско.

— Вы говорите о грядущей революции в высшем образовании, которая должна произойти благодаря доступу к вузовским курсам через интернет. О чем вообще идет речь?

— В развивающихся странах живут миллионы высокомотивированных и очень умных молодых людей, у которых нет возможности получать научное образование. У них либо нет рядом университетов и библиотек, либо нет денег на учебу. Да, немецкие вузы предлагают интернет-курсы. Но предлагают их только для студентов, которые и так ходят в университет. Такие студенты получают пароль для доступа к цифровым материалам курса. Но почему этот пароль дают только студентам? Потому что материалы защищены копирайтом. Мои дорогие немецкие коллеги часто делают так: сканируют три-четыре книги, которые им не принадлежат, — и готов курс. Копирайт разрешает такое копирование для ограниченных групп. Но такие курсы нельзя распространять широко. Американцы поступают иначе.

— Распространяют их бесплатно?

— Да. Два года назад известный профессор Себастиан Трун поставил эксперимент. Он объявил запись на бесплатный курс в интернете, посвященный искусственному интеллекту. В течение нескольких недель к нему записались 160 тысяч студентов. Тогда он работал в Стэнфорде, и там ему сказали: вы можете выписывать для окончивших курс дипломы, но не от имени Стэнфордского университета, а от своего имени, как частное лицо. «Отлично!» — сказал профессор. И подготовил с помощью компании Google курс, разработал механизмы проверки работ, в итоге сертификат о прохождении этого курса получили 20 тысяч студентов из 160 тысяч. На основании этого опыта Себастиан Трун сказал: «Дорогой Стэнфорд, вы для меня слишком медлительны. Я основываю свой университет». И основал его, назвав Udacity.

Огромное количество молодежи по всему миру видит: вот здесь доступны бесплатные курсы. Даже если немногие выдерживают их до конца, это не играет роли. Пусть диплом от профессора Труна и не очень много значит, но все же это лучше, чем ничего. Трун — известный специалист, такой диплом может помочь на собеседовании. Но теперь его диплом не просто диплом от одного человека, а диплом университета.

Другой пример. Массачусетский технологический институт (MIT) в Бостоне уже несколько лет предлагает бесплатные материалы для своих курсов, распространяя их по сети. Не сами курсы, а материалы к ним. Примерно две тысячи курсов на шести языках. И президент MIT Сьюзен Хокфилд сказала: «Для чего мы это делаем? Чтобы обеспечить MIT главенствующее положение в мире!» В MIT говорят: вот наши материалы, используйте их по всему миру, нам все равно, каким образом.

Но вернемся к Труну. Когда он начал реализовывать свой проект, на интернет-образование обратили внимание и в Гарварде. Там решили распространять уже не материалы к курсам, а сами курсы. И тоже бесплатно. Они запустили проект онлайн-университета под названием edX. Так вот, как только они с этим проектом охватили достаточно студентов, возник закономерный вопрос: как после этих курсов получить какой-нибудь диплом или сертификат? В этот момент и начинается процесс зарабатывания денег. Потому что каждый, кто хочет после бесплатного курса получить диплом, должен зарегистрироваться и начать платить: регистрационный взнос, экзаменационный взнос и так далее.

— То есть оплата происходит лишь в том случае, если человек хочет получить подтверждение пройденного курса — диплом с именем?

— Да, только если он хочет диплом. Профессор Трун в своем университете Udacity тоже перешел на эту схему. Здесь принципиально то, что такое огромное количество студентов можно получить только благодаря бесплатным курсам. Понимаете? У нас в Германии думают совершенно иначе. В немецких университетах сначала нужно зарегистрироваться. Но так нельзя делать дело, так ничего не выйдет! Я сказал недавно в интервью газете Die Welt: лишь тот, кто дарит знания, может в итоге рассчитывать, что заработает деньги. А немцы этого не понимают.

— Но насколько серьезны дипломы, которые получают дистанционно? Ведь учеба в университете предполагает, что студенты тесно общаются с преподавателями и учебный процесс состоит не только из лекций.

— Разумеется, я не утверждаю, что эти дипломы равноценны классическим университетским. Вообще, есть идеальная модель университета, придуманная еще Вильгельмом фон Гумбольдтом. Этот гумбольдтовский идеал всестороннего образования в интернет-образовании недостижим. Конечно, не во всех областях. В медицине, химии, где необходимы большие лаборатории, такое скорее невозможно. Однако есть неожиданно много специальностей, где дистанционное образование работает. Кроме того, не нужно мне рассказывать, что, мол, в немецких поточных университетах так уж много контакта студентов с профессорами. Это неправда. Я учился в Гейдельберге больше пятидесяти лет назад. И уже тогда мы сидели на поточном семинаре — 130 студентов. Двух из трех своих экзаменаторов я видел на экзамене в первый и последний раз в жизни. То, что раньше якобы было лучше и был контакт, — оставьте эти сказки! У немецких профессоров в неделю два приемных «окна» по два часа. Это курам на смех, это стыдоба! С другой стороны, не забывайте, что по скайпу сегодня вполне возможно установить личный контакт с профессором. Можно устроить маленькие группы студентов — один из Бангладеш, другой из Австралии, третий из Перу.

— Что произойдет в таком случае с национальными университетами?

— Да, может случиться, что какой-нибудь колледж из Айдахо за три недели обойдет берлинский Университет имени Гумбольдта. Если немцы этого не понимают и почивают на лаврах, то конкуренты не спят. Чего немцы не хотят понять, так это того, что с интернетом наука входит в новую фазу, становится глобальной.

— Но если конкуренция выходит на глобальный уровень, не получится ли так, что дешевый агрессивный вуз просто убьет своих более серьезных конкурентов?

— Я убежден: побеждает качество. Но и цена играет свою роль. Представьте себе, что вы бедный студент из Бангладеш. И вот вам Гарвард предлагает курс за пять тысяч долларов. И параллельно вы получаете предложение из Community College в Миссисипи — за половину этой цены. И каков будет ваш выбор? Пока не ясно. Однако про университеты, которые не участвуют в этой гонке, вообще можно забыть. Они не будут играть никакой роли.

Знаете, что меня все годы раздражало в немецких университетах, при любых президентах? Они все говорили: ой, да мы тоже в интернете. Конечно, они в интернете. Но вы зайдите и посмотрите — это же сплошной рассказ о себе: какие мы замечательные, какой у нас президент, вице-президент, какие факультеты, институты... Кого это волнует в Пакистане? Никого! Где ваши учебные материалы, курсы? Никто их не выкладывает в сеть, тем более на иностранных языках.

— И почему так?

— Потому что не хотят понять. Потому что, если они начнут понимать, это будет означать невероятное изменение в распределении бюджетов. Вот возьмите ситуацию с назначением нового профессора. Я это наблюдал много раз. Когда коллега получает место профессора, с ним начинают вести переговоры о том, какие ставки он получит в свое распоряжение. И вот все сидят за столом переговоров и решают: полставки секретаря или целую ставку. Ставку ассистента, или полставки, или полторы ставки. Вот о чем они спорят! И если профессор говорит, что ему нужен программист, они не понимают. Зачем тебе программист? Он тебе не нужен, пусть студенты в свободное время что-нибудь напрограммируют. Дать профессору в распоряжение ставку программиста с окладом 50 тысяч евро в год — немыслимо. А это значит, что о конкуренции с Гарвардом можно забыть.

— Кстати, сколько программистов у профессоров Гарварда?

— Когда Трун пришел в Гарвард, ему сказали: мы инвестируем 60 миллионов долларов в бесплатные курсы. Они сделали именно то, что немцы отказывались делать годами. Вот еще один пример. Технический университет Джорджии в Атланте предлагает в этом году курс с дипломом магистра в области Сomputer Science. Если вы идете учиться в кампус, курс стоит 45 тысяч долларов. Однако тот же самый университет предлагает тот же самый курс в интернете за семь тысяч.

— Тот же самый? Тогда зачем платить 45 тысяч?

— Очень хороший вопрос, который задает себе каждый разумный человек. Дипломы ведь одинаковые. И понятно, что произойдет: гораздо больше студентов выберут курс за семь тысяч. Технический университет Джорджии заработает на онлайн-студентах, которые платят лишь по семь тысяч долларов, куда больше, чем на дорогих, но немногочисленных студентах в кампусе, платящих по 45 тысяч. Все меньше студентов будут делать выбор в пользу кампуса, большинство из них будут учиться онлайн за семь тысяч. А университет в итоге будет зарабатывать больше.

Даже живущие прямо в Атланте молодые люди рано или поздно начнут задаваться вопросом: зачем мне идти в кампус, если я могу обойтись и не платить эти 45 тысяч, а заплатить лишь 7 тысяч

— Но онлайн-курсы лишь потому пользуются популярностью, что у университета хорошая репутация в обычных образовательных моделях. И если эта репутация умрет, то как убедить студентов учиться онлайн?

— Это верно. Но даже живущие прямо в Атланте молодые люди рано или поздно начнут задаваться вопросом: зачем мне идти в кампус, если я могу обойтись и не платить эти 45 тысяч? Не забывайте, в США образование часто оплачивается за счет кредита. Его потом нужно отдавать, а работу после университета могут найти далеко не все выпускники. Так почему бы не получить тот же самый диплом магистра всего за семь тысяч долларов? Благодаря увеличению числа студентов университет будет зарабатывать на дешевых курсах куда больше денег, чем когда-либо в истории.

Но затем неизбежен следующий шаг. Уже сейчас есть профессора-звезды, они известны во всем мире, они публикуют свои бесплатные курсы. И когда MIT и Гарвард полностью завершат разработку своих курсов, то скажут: вот, курсы готовы. А зачем нам теперь дорогие профессора? Мы лучше наймем дешевых ассистентов, супервайзеров, которые будут следить за использованием курсов. Профессор получит свои комиссионные за имя, какие-то деньги за общий контроль над курсом и за регулярное обновление его материалов. Зачем нанимать кого-то, да еще на пожизненный профессорский контракт? Профессорам будут заказывать только разовые обновления курсов, а работу всю будут делать дешевые ассистенты. Это революция, к которой вузы еще совершенно не готовы.

— Прежде чем говорить о долгосрочном развитии, я хотел бы понять, как при таком массовом дистанционном образовании проводить экзамены, как осуществлять контроль?

— Ну эту проблему уже давно решили. Много лет существуют открытые университеты — в Великобритании, в других странах. Проблемы надежности экзаменов не существует, она технически решена задолго до появления бесплатных курсов. Важно другое. В новой схеме, например, преподаватели внезапно начнут приносить гораздо больше денег. А исследователи нет, потому что наука требует расходов. Таким образом, исследовательская и преподавательская функции университета все больше отдаляются друг от друга. Вся идея Вильгельма фон Гумбольдта базировалась на единстве науки и преподавания. Студенты учились у профессоров, которые занимались наукой, студенты участвовали в исследованиях. Теперь эта связка разрывается. С помощью дешевых преподавателей университеты будут зарабатывать кучу денег, отказываясь при этом от дорогих профессоров.

— Насколько опасно такое быстрое изменение университетского ландшафта?

— Я бы не переживал, если бы за дело не взялись Гарвард и MIT. Вот это переломный момент, когда всем уже надо начинать бояться. Но никто ведь не боится! Смотрите: MIT уже несколько лет предлагает бесплатные курсы на шести языках при поддержке американских фондов. По всему миру! Это инвестиция, на которую немцы никогда бы не решились. Теперь Гарвард вложил 60 миллионов долларов. И студенты могут выбирать, сразу они регистрируются и платят или только когда решат получить диплом, как только поймут, что готовы сдать курс. При этом MIT и Гарвард настолько умно подошли к делу, что на первых порах предлагают очень низкие цены. Так что после того, как они закрепят свои лидирующие позиции в мире, они будут лучшими, самыми быстрыми и самыми глобальными.

— Но если на рынок год за годом будет выплескиваться даже не в десять, а в сто или тысячу раз больше дипломов первоклассных вузов, насколько обесценятся эти дипломы? И не упадут ли зарплаты специалистов, а с ними и спрос на образование?

— Думаю, в Гарварде и MIT задавали себе тот же вопрос. Видимо, они сознательно и добровольно пошли на такой риск.

— Почему? Там считают, что спрос на специалистов столь огромен?

— Что произойдет, если каждый год в мире будет выпускаться 100 тысяч специалистов с дипломом Гарварда, никому не известно. Но это будет революция.

— Сколько денег можно заработать на рынке дистанционного обучения, где сейчас ведут наступление Гарвард и MIT?

— Никто пока не знает точных цифр. Гарвард и другие вузы сейчас делают первые шаги, прицениваются. Смотрят, что произойдет, если поиграть с ценой.

— Что будет означать для научного мира такое господство английского языка и американской университетской модели?

— Американские университеты имеют в своей основе все ту же гумбольдтовскую модель. И даже американским профессорам сейчас страшно. Потому что под угрозой не только немецкие профессора, но и американские — им больше не дают пожизненных контрактов. У меня был решающий для меня академический опыт. Это было в 1969 году, я был тогда постдоком из Йеля и поехал на «рынок рабов» — так в шутку называли ярмарку университетских вакансий, тогда она была в Денвере. Моей специальностью была американистика, я защищался по литературе. Наивный, я думал, что раз я из Йеля, то меня оторвут с руками. Не тут-то было! Первый раз в своей жизни я услышал выражение «избыточная квалификация». Потом мне его повторяли во всех университетах — больших и маленьких, известных и не очень. А что это означает по-немецки? По-немецки это означает: ты слишком дорогой. Вместо одного человека из Йеля можно взять двух дешевых преподавателей-ассистентов. Уже тогда это все было! А с новыми курсами этот путь развития становится совершено неизбежным. Будет профессор, разработавший курс и получивший гонорар. Его имя стоит на программе, он обновляет ее, а настоящую работу делают так называемые мониторы, за очень небольшие деньги. Подумайте теперь, что ждет малоизвестных профессоров, которые и сегодня-то получают десять студентов в кампусе?

Знаете, я всегда вспоминаю в связи с этим 14 июля 1789 года. В этот день Людовик Шестнадцатый вернулся с охоты. Он никого не подстрелил и написал в дневнике: «Rien», то есть «ничего». А ночью его разбудил камердинер и сказал, что взята Бастилия. «Это что же такое? Восстание?» — спросил король. «Нет, сир. Это революция!» С электронной революцией то же самое. Все говорят о революции, но никто не понимает, что такое настоящая революция! (Смеется.)

— В чем еще будет выражаться революция?

— Смотрите. Есть, например, еще один совместный проект дистанционного обучения в ряде университетов, в том числе американском Беркли и нескольких немецких вузах. Он называется Coursera. В рамках этого проекта предлагаются бесплатные онлайн-курсы. Так вот, Фрейбургский университет в Германии начал признавать некоторые курсы Coursera как собственные внутренние экзамены. А что это означает? Как только какой-то немецкий вуз начинает, например, признавать внутренние курсы других вузов, то рано или поздно руководство университета задумается: а зачем нам свои преподаватели по этому предмету? Это путь к самокастрации университета. Происходят и другие вещи, которые, например, вам подтвердит любой университетский библиотекарь. Когда университет подписывается на научные журналы, он платит не только за подписку, но и за использование студентами и преподавателями электронной версии журнала. Стоимость таких подписок растет, и университеты от них отказываются. Например, Технический университет Мюнхена отказался от подписки на математические журналы издательства Elsevier — а это были лучшие журналы. Но как только вы отказались от подписки, то не можете пользоваться статьями журнала. А копирайт на статьи сохраняется за издательством. Получается, что профессора университета писали в черную дыру! Ситуация настолько абсурдная, что президенты вузов должны об этом криком кричать, но никто не шевелится. Кроме Принстона, где всё уже понимают, — и потому руководство Принстона прямо запретило своим сотрудникам отдавать кому бы то ни было права на распространение электронных версий своих работ. Это открытое объявление Принстоном войны издательствам. Это исторический шаг.

— Вам семьдесят семь лет. Как воспринимают ваши призывы более молодые ученые, занимающие посты в немецкой науке?

— Они не понимают, о чем я говорю: дескать, что с него взять, старик сам не знает, что несет. Но это самозащита. Они же умные. Если они не в состоянии понять такие простые вещи, то не от недостатка ума. Это психологическая защита от неприятной реальности. Профессор Трун в полемике заявил, что через пятьдесят лет во всем мире останется только десять университетов. Конечно, это преувеличение. Но даже если его пророчество сбудется не буквально, в целом развитие идет в этом направлении.

Я всем в своей академической карьере обязан Америке. Всем. Но когда я сейчас вынужден наблюдать, что американцам снова достанется все, — о, как мне больно на это смотреть! Я благодарен американцам, они давали мне стипендии, но как же мне больно!

Немцы все проспали, немецкие фонды такие тупые. Что они делают с деньгами? Они финансируют какие-то струнные квартеты, выступающие на развалинах замков! К ним можно приходить с любыми проектами, только не с инновационными. Америка другая. Там фонды финансируют развитие. Университет имени Гумбольдта получил миллион от Google для открытия Института Google. И что они сделали с деньгами? То, что немецкие профессора всегда делают: начали проводить заседания. В результате получили только исписанную бумагу.

Берлин

Охота началась

Перспективы интернет-образования в России и в мире «Эксперту» прокомментировал Александр Оганов, основатель и генеральный директор программы UNIWEB.

— Если брать как некий объективный ориентир рынок образования в Северной Америке, то его опыт показывает, что есть все основания для того, чтобы дистанционное высшее образование быстро развивалось и на постсоветском пространстве. Совершит ли обучение через интернет какую-то глобальную революцию в системах образования, говорить преждевременно постольку, поскольку всегда были, есть и будут ниши традиционного планового образования и ниши дополнительного образования. Классические образовательные продукты, предполагающие последующую сертификацию, аккредитацию, выдачу дипломов и так далее, — одна история, а самообразование — история другая. Если в первом случае пока идет поиск новых подходов, то во втором революция уже свершилась: появилась масса онлайн-курсов самой разной направленности. При этом надо понимать, что есть существенная разница между тем, чтобы сделать просто какой-нибудь хаотичный онлайн-курс, который станет неким вкраплением в траекторию саморазвития, и тем, чтобы развернуть полноценную образовательную программу онлайн. Во втором случае курсы должны каким-то образом пересекаться с точки зрения траекторий обучения, должны быть взаимоувязаны различного рода контрольные мероприятия и так далее.

Какие есть преимущества у онлайна? Все меряется. Меряется успеваемость, меряется посещаемость, меряется уровень когнитивного восприятия той или иной информации. Можно эффективно замерять успеваемость ученика, а у ученика есть возможность потреблять контент в удобном, размеренном темпе. Ведь, скажем, на классическом занятии в два академических часа каждый из двух десятков учеников все равно уникальным образом потребляет информацию. Но измерить, кто потребил лучше, кто хуже, кто быстрее, кто медленнее, на самом занятии практически не представляется возможным. В онлайне благодаря сетевым технологиям это возможно.

Достаточно далеко продвинулись и технологии, предполагающие и живой, и асинхронный форматы общения. Проработаны форматы общения студентов друг с другом, в том числе при выполнении групповых заданий. Отработаны технологии проверки выполнения заданий студентами друг у друга.

В России понимание проблематики онлайн-образования начинает формироваться. Об этом говорят достаточно активно, поскольку уже ясно, что с применением интернет-технологий конкурентная борьба за слушателя приобретает другие очертания. Многие зарубежные игроки (университеты, крупные площадки-агрегаторы и прочие) уже начали охотиться на русскоязычных, российских абитуриентов, студентов, слушателей. Поэтому российская образовательная система начинает реагировать, предпринимать какие-то практические шаги. Пока это происходит недостаточно быстро, хотя в области интернет-образования появилась, например, и какая-то стартап-активность.


Grizlik
отправлено 11.12.13 12:27 # 2


Не в тему конечно - но очень интересная новость. В ЦРУ свой хлеб не задаром едят - http://www.inopressa.ru/article/10Dec2013/nytimes/spy.html


Фуджикура
отправлено 11.12.13 12:28 # 3


Статью пробежал глазами, но сложилось впечатление что это из серии "хочу что б было и все"
Мягко говоря Интернет еще есть не везде, коррупция тоже кое где встречается еще в ВУЗАХ, и если с нормальными Лекциями. Лабами, Колками, то сколько дятлов с дипломами получим на входе и че с ними делать?
Мне вот ближе Японская когда учишся на предприятии и оно же Предприятие отправляет теяб на учебу и платит за тебя, на замечу, нормальную учебу а не дистанционно.


abel
отправлено 11.12.13 12:36 # 4


Программирование, юриспруденцию, математику, иностранные языки вполне можно изучать удалённо. А вот химию, биологию, физику, медицину - там же есть практические занятия с препаратами или приборами. Частично можно, конечно, но всё равно как-то нужно практику изучать.


rusden_83
отправлено 11.12.13 12:43 # 5


Кому: abel, #4

А также инженерный корпус (конструктора, технологи и мн. др.).


Фуджикура
отправлено 11.12.13 12:49 # 6


Кому: abel, #4

Камрад, а ты что из этого изучил? И сколько на это время потратил? Математику удаленно...языки...хм..


Bobrov
отправлено 11.12.13 12:54 # 7


Глубоко убеждён, что "дистанционное образование" - это надстройка над "нормальным образованием". То есть отдельно не получится, нет. Кто сейчас на острие в "дистанционном образовании"? MIT, Калтех и т.д. Так у них и с "нормальным образованием" всё хорошо. Опять же далеко не для всех профессий подходит.


Breeda
отправлено 11.12.13 12:54 # 8


Кому: Grizlik, #2

> Не в тему конечно - но очень интересная новость. В ЦРУ свой хлеб не задаром едят - http://www.inopressa.ru/article/10Dec2013/nytimes/spy.html

"...и игроки женского пола отдают предпочтение небоевым действиям..." ну да, я когда играла, так меня только боевые действия и гонки и привлекали...


Goblin
отправлено 11.12.13 12:55 # 9


Кому: Bobrov, #7

> > Глубоко убеждён, что "дистанционное образование" - это надстройка над "нормальным образованием".

ну если нет нормального в Магадане и Певеке, дистанционное - выход


д-р Зольберг
отправлено 11.12.13 12:59 # 10


Кому: rusden_83, #5

> А также инженерный корпус (конструктора, технологи и мн. др.).

Дистанционно обучающийся врач как-то пугает. Анатомичку-то как заменить?

Хотя, есть ряд специальностей, которые подойдут под этот метод.


Korsar
отправлено 11.12.13 13:03 # 11


Будут к нам ездить образованные гастарбайтеры.


furbogrande
отправлено 11.12.13 13:05 # 12


Кому: д-р Зольберг, #10

> Дистанционно обучающийся врач как-то пугает. Анатомичку-то как заменить?
>
> Хотя, есть ряд специальностей, которые подойдут под этот метод.

Именно что только ряд специальностей подходит. Для далеко живущих, малоимущих и имеющих ограниченные возможности передвижения физического толка - шанс получить хоть какое-то образование.


Breeda
отправлено 11.12.13 13:08 # 13


Эх, скорей бы у нас появилось побольше (и подешевле) онлайн образования, стоящая вещь!


Bobrov
отправлено 11.12.13 13:08 # 14


Кому: Goblin, #9

> ну если нет нормального в Магадане и Певеке, дистанционное - выход

А, ну так да. Просто складывается впечатление, что все вот эти "реформаторы" хотят создать "дистанционное образование", не имея в качестве основы "нормального образования", и получится в итоге закономерно.


Breeda
отправлено 11.12.13 13:08 # 15


Кому: Фуджикура, #6

> Камрад, а ты что из этого изучил? И сколько на это время потратил? Математику удаленно...языки...хм..


Языки уже сейчас предлагают изучать удаленно (наличие стабильного доступа в инет требуется и скайп), с математикой так вообще проблем по моему нет. Цена вот только у нас соизмерима с очным обучением (((


psihoz
отправлено 11.12.13 13:08 # 16


Кому: Фуджикура, #6

Там реально очень хорошо всё организовано, сам уже пару лет прохожу разные курсы. Процесс организован очень схоже с реальным обучением. Людей формируют в группы (либо позволяют самим формироваться), хочешь с соотвечественниками сделают по часовым поясам и языку, хочешь интернациональную группу сам объединяйся с кем хочешь. В понедельник подвешивают две-три лекции по теме: видео, презентация из видео, полная текстовая распечатка видео, по самым популярным курсам "распечатка" переведена на другие языки. К каждому видео доп ссылки на ресурсы и книжки. Если книга доступна в паблике тут же ссылка на скачку, если нет, то на покупку (Тут профессор слегка ошибся, чужих книг с копирайтов не в открытый, не в закрытый доступ никто не выкладывает). После лекций задания: как индивидуальные так и групповые. Всё это можно обсуждать как внутри группы, так и на форуме курса, где помимо преподавателей тусуются и отвечают на вопросы менторы курса, профессионалы из области практического применения. В целом погружение в курс очень глубокое, было бы желание.


Майкл_С
отправлено 11.12.13 13:09 # 17


Кому: д-р Зольберг, #10

> Дистанционно обучающийся врач как-то пугает

Дык он и лечить дистанционно будет!!!


Scaramouche
отправлено 11.12.13 13:12 # 18


Кому: abel, #4

> А вот химию, биологию, физику, медицину - там же есть практические занятия с препаратами или приборами.

С этими то занятиями проблема не самая большая. Виртуальные лаборатории и видеоролики вполне могут компенсировать. А вот дальше.. В лабораториях установки стоимостью по нескольку десятков миллионов, без знания этих установок людей не нанимают. Обучение на многих, особенно специализированных, может стоить например 100тыс. за несколько дней. Никакого интереса делать его виртуальным:)

Кому: Фуджикура, #6

> Камрад, а ты что из этого изучил? И сколько на это время потратил? Математику удаленно...языки...хм..

Можно, можно. Мне допустим вполне Courseera нравится, математические курсы там отличные, от преподавателей Стенфорда, Принстона или Вашингтона. Другое дело, что в любом случае нужна достаточная мотивация и подготовленность. А просто так, как в институте, придти на парах посидеть позевать - смысла нет, только время тратишь.


rusden_83
отправлено 11.12.13 13:13 # 19


Кому: д-р Зольберг, #10

Ну я про то что мне ближе, хотя да - хирург-заочник звучит как приговор.


Breeda
отправлено 11.12.13 13:16 # 20


Кому: psihoz, #16

> Там реально очень хорошо всё организовано, сам уже пару лет прохожу разные курсы. Процесс организован очень схоже с реальным обучением. Людей формируют в группы (либо позволяют самим формироваться), хочешь с соотвечественниками сделают по часовым поясам и языку, хочешь интернациональную группу сам объединяйся с кем хочешь. В понедельник подвешивают две-три лекции по теме: видео, презентация из видео, полная текстовая распечатка видео, по самым популярным курсам "распечатка" переведена на другие языки.

Зашла на сайт Udacity, не вижу там ничего для неанглоязычных. Или ты не о нем?


oki
отправлено 11.12.13 13:27 # 21


Кому: Майкл_С, #17

> Дистанционно обучающийся врач как-то пугает
>
> Дык он и лечить дистанционно будет!!!

"Приложите пожалуйста больное место к монитору, сейчас я буду читать лечебные заклинания!"


Breeda
отправлено 11.12.13 13:27 # 22


Нашла! Русскоязычное есть в Coursera


oki
отправлено 11.12.13 13:30 # 23


Кому: Scaramouche, #18

> А вот химию, биологию, физику, медицину - там же есть практические занятия с препаратами или приборами.
>
> С этими то занятиями проблема не самая большая. Виртуальные лаборатории и видеоролики вполне могут компенсировать. А вот дальше..

Навыков работы с реальными препаратами и оборудованием они не дадут. Все равно что учиться водить машину при помощи чтения книжек и просмотра роликов про аварии на ютубе.


eao197
отправлено 11.12.13 13:30 # 24


Что-то недопонимаю. Ценность очного образования не только в том материале, который тебе дают на лекциях/семинарах. Ценность еще и в тесном общении, в творческой и соревновательной атмосфере, которая складывается между однокурсниками/одногруппниками или студентами, приписанными к одной кафедре/к одной общей исследовательской/производственной теме. Так же невозможно оценить тот опыт, который передается при живом неформальном общении с преподавателями. Ну и отдельной строкой нужно вписать связи, которые у тебя остаются на всю жизнь после окончания ВУЗа.

Что из этого всего будет у прослушавшего виртуальные курсы?
Имхо, такие курсы хороши для поднятия квалификации в какой-то области уже имея за плечами нормальное образование (мои знакомые для этих целей как раз Coursera и используют).

PS. Сам я учился в провинциальном белорусском ВУЗе в начале 90-х, так что застал еще и картошку, и стройотряды. Поэтому о высшем образовании сужу еще по тем временам. Может сейчас в России все иначе.


chum
отправлено 11.12.13 13:30 # 25


Кому: Майкл_С, #17

> Дык он и лечить дистанционно будет!!!

Как шутили почти уже 30 лет назад у нас на КВНе: "Зачатие по телефону, прием родов по телефаксу!"


ququ
отправлено 11.12.13 13:32 # 26


Таким способом можно получить/повысить компетенцию, но не образование. Что неплохо само по себе.
Но если при этом, будет в значительной степени разрушена традиционная университетская среда - результатом будет куча специалистов не понимающих ничего и [не могущих понять ничего] вне своих специализаций. Т.е. биороботов которых прошивают-переспрашивают извне.
Ну и это очередной виток глобализации-колонизации. Вытеснив национальные университеты (ощутимо понизив их значимость), работа онлайн университетов начнет регламентироваться вводом эмбарго для регионов где "демократия в опасносте".


CheKisst
отправлено 11.12.13 13:43 # 27


Кому: ququ, #26

> Но если при этом, будет в значительной степени разрушена традиционная университетская среда - результатом будет куча специалистов не понимающих ничего и [не могущих понять ничего] вне своих специализаций. Т.е. биороботов которых прошивают-переспрашивают извне.

Поддерживаю.

А еще в очном обучении еще есть огромная социальная составляющая, которую никаким мультимедиа-курсом не заменишь. Места для живого неформального общения там нет.


oki
отправлено 11.12.13 13:46 # 28


Кому: eao197, #24

> Ну и отдельной строкой нужно вписать связи, которые у тебя остаются на всю жизнь после окончания ВУЗа.

Что мешает интернет-сообществам обрастать такими же связями?


Колька
отправлено 11.12.13 13:46 # 29


Кому: Grizlik, #2

> Не в тему конечно - но очень интересная новость. В ЦРУ свой хлеб не задаром едят - http://www.inopressa.ru/article/10Dec2013/nytimes/spy.html

Поди в рабочее время за казённые денежки в игрушки играли.


Mojo
отправлено 11.12.13 13:46 # 30


В Беларуси при БНТУ (Бел. Нац. Техн. Университет)существует так называемый МИДО (Международный институт дистанционного образования). На сегодняшний день это обычная заочка обучающая по программе дневного отделения, сроком 5 лет. Может в будущем что и изменится, но пока так.


Ravid
отправлено 11.12.13 13:49 # 31


iTunes U уже сколько лет существует.
Отличные курсы там лежат бесплатно.
Я, например, регулярно слушаю курсы по юриспруденции от Квинслендского университета.
В iOS даже отдельное приложение есть предустановленное.


Майкл_С
отправлено 11.12.13 13:55 # 32


Кому: chum, #25

> Как шутили почти уже 30 лет назад у нас на КВНе: "Зачатие по телефону, прием родов по телефаксу!"

Когда осваивал 3D-моделинг на компьютере (и страшно этим гордился), жена сразу пошутила: "Давай ты себе и обед тоже на компьютере приготовишь!!!"


Afrikaner
отправлено 11.12.13 13:57 # 33


Кому: eao197, #24

> Ценность очного образования не только в том материале, который тебе дают на лекциях/семинарах. Ценность еще и в тесном общении, в творческой и соревновательной атмосфере,

Подпишусь. Студенты в понимании материала частенько друг-другу помогают не меньше профессоров и учебников.

Хочется добавить, что диплом Гарвардов, Стэнфардов и Йелей ценен, еще помимо образования, приобретаемыми там связями, которые в онлайне будут отсутствовать.

Действительно, пока более подходит для второго высшего.

PS Представил себе индийские и китайские деревни, сдающие за тебя экзамен по инету за бабло :)


eao197
отправлено 11.12.13 14:12 # 34


Кому: oki, #28

> Что мешает интернет-сообществам обрастать такими же связями?

Уровень доверия при заочном общении несколько другой. Грубо говоря, с человеком, с которым ты ходил на пересдачу, вместе висел в списках на отчисление, рядом с которым в стройотряде выяснял отношения с местными, да и просто много квасил и куролесил, ты будешь связан несколько сильнее, чем виртуальным знакомцем. И доверять (или недоверять) будешь совсем по-другому.


avottak
отправлено 11.12.13 14:12 # 35


Правильно дедушка говорит. Конечно, по качеству такое образование с качественным очным обучением несопоставимо, зато отношение цена/качество зашкаливает. Примерно как вручную пошитый костюм и костюм из магазина: все понимают, какой лучше сидит, но покупают все равно в магазинах.

Что касается медиков, химиков и инженеров, то надо понимать, что практических занятий в учебной программе относительно мало. Уже сейчас есть возможность получить медицинский диплом, очно посещая только практику - вся теория изучается заочно.


avottak
отправлено 11.12.13 14:12 # 36


Кому: eao197, #24

> Ценность еще и в тесном общении, в творческой и соревновательной атмосфере

Для этого есть форумы, чаты, скайпы и прочая нечисть. Даже пьянку можно организовать, если собрать группу "однокурсников" из своего региона.


eao197
отправлено 11.12.13 14:27 # 37


Кому: avottak, #36

> Для этого есть форумы, чаты, скайпы и прочая нечисть.

Чем больше развиваются современные технологии, тем меньше я боюсь конкуренции со стороны молодого поколения. Если вы считаете, что форумы, чаты и скайпы способны заменить живые споры "до хрипоты", то не буду вас ни в чем разубеждать.


Shadowflare
отправлено 11.12.13 14:27 # 38


Кому: ququ, #26

То ли дело сейчас - ВУЗы выпускают исключительно компетентных специалистов, которые всё подряд понимают. И, конечно, в ВУЗах сейчас никого не "прошивают извне" - у каждого студента есть выбор, по каким учебникам учиться, а в случае бесплатного просмотра лекций в интернетах - такого выбора не будет, да.


chum
отправлено 11.12.13 14:32 # 39


Кому: oki, #28

> Что мешает интернет-сообществам обрастать такими же связями?

Пока с корешами в колхоз на картошку не съездишь, толку от этих связей - никакого!!!


Afrikaner
отправлено 11.12.13 14:37 # 40


Кому: eao197, #34

> Уровень доверия при заочном общении несколько другой.

А еще по инету, ты никогда не познакомишься с папой-конгресменом своего однокашника, который приедет посмотреть на вашу игру в рэгби, например :)


unet900
отправлено 11.12.13 14:52 # 41


ТОлько нашим либерастам не показывайте новость. А то реально останется 10 университетов.
В реальности идея здравая, но применять надо с умом.


bobafet
отправлено 11.12.13 14:52 # 42


Ценность удаленного образования ноль без палочки. Там где нужны естественнонаучные специалисты - не обойдешься без практических занятий и приборов. Сам инженегр-железнодорожник. 3-4-5 курсы щли практика к лекциям в соотношении 3:2. Банальный пример - как можно брать на работу монтера, который ни дефектоскоп в глаза не видел, ни кувалду в руках не держал. Про хирурга и скальпель я уже молчу.

С гуманитарным образованием тоже не получиться. Суть словесного поноса в обмене информацией с другими носителями гуманитарного разума. Литкружки, театры, всевозможные выставки. Отдельный гуманитарий в условиях тундры, без возможности информационного обмена бесполезен, читаем Жуля Верна, у него это хорошо расписано. Зато объединившись в хайвмайнд они двигают моду, политику и т.д.

В общем нужен этот бред лишь дельцам, продающим воздух, теперь через интернет. Вперед нанотехнологии! Практической пользы не несет, но позволяет зарабатывать деньгу.

По поводу Машек с Камчатки, где нет вузов и они страдают от невозможности себя реализовать. Я вас умоляю, вспоминаем кто такой Ломоносов Михаил Васильевич, откуда пришел и кем стал. На дворе у нас не 18 век, а на билет до Москвы даже таджики как-то зарабатывают. Едем в нерезиновую, прикладываем силу ума и учимся в МГУ на халяву.


Goxa
отправлено 11.12.13 14:56 # 43


Кому: oki, #23

> Все равно что учиться водить машину при помощи чтения книжек и просмотра роликов про аварии на ютубе.

И игре в ГТА!


CheKisst
отправлено 11.12.13 15:02 # 44


Кому: unet900, #41

> ТОлько нашим либерастам не показывайте новость. А то реально останется 10 университетов.

Они уже знают, и реализуют. По итогам не будет никакого образования - ни очного, ни дистанционного.

Будет только ВШЭ.


Dumf
отправлено 11.12.13 15:05 # 45


Это что же.. я зря спер после диплома учебники по квантовой физике, электродинамике и прочие полезняшки :(


Spineless
отправлено 11.12.13 15:05 # 46


Помнится, кратко читал исследования на тему e-learning и distance education. Пару лет назад делался вывод о том, что концепция довольно практичная и нужная, но она якобы должна идти дополнением к традиционной модели, а не быть ее полной заменой. Как и во многих явлениях - палка о двух концах.


Breeda
отправлено 11.12.13 15:05 # 47


Я так понимаю, что судя по негативным комментариям, как выглядит дистанционное образование комментирующие не представляют )))


avottak
отправлено 11.12.13 15:16 # 48


Кому: eao197, #37

Спасибо, но я, собственно, не совсем молодое поколение. В ВУЗах и учился, и преподавал, и в наших, и в западных.

Понятно, что живое общение ничем не заменишь, если есть соответствующий выбор. Но если выбор только между живым общением в заборостроительном или неживым в MIT, то все становится не столь очевидным.


Арч
отправлено 11.12.13 15:16 # 49


я 10 лет в высшем образовании... скажу, что описан вариант развития, для России по крайней мере. Если брать высшее образование в целом(да и не только), то "маразмизация" по моей личной шкале достигает максимальных оценок.


Ursus Russus
отправлено 11.12.13 15:22 # 50


Кому: avottak, #48

> Понятно, что живое общение ничем не заменишь, если есть соответствующий выбор.

Вот в том и дело, что не может Нобелевский лауреат лично читать лекции по общей физике миллиону студентов. При этом в области чтения лекций бывают реальные звёзды, у которых всё понятно, и есть те, которые что-то бормочут. Не знать или плохо знать предмет, по которому чисто случайно достался плохой преподаватель - непозволительная роскошь, когда можно слушать лучших по КАЖДОМУ предмету.


Арч
отправлено 11.12.13 15:24 # 51


Кому: Goblin, #9

Согласен абсолютно. Особенно, если курс создан и проверен знающими людьми.


Арч
отправлено 11.12.13 15:24 # 52


Кому: Майкл_С, #17

Врачей нельзя так. Есть профессии, где это не нужно и не возможно.


oki
отправлено 11.12.13 15:37 # 53


Кому: Арч, #52

> Врачей нельзя так. Есть профессии, где это не нужно и не возможно.

Как минимум можно снизить стоимость образования, переведя большую часть теории в онлайн.


Mofovik
отправлено 11.12.13 15:39 # 54


Кому: bobafet, #42

С гуманитарными науками как раз-таки все получается дистанционно, онлайн-курсов изучения языков тьма. Недостаток только в отсутствии непосредственного контроля преподавателя. Для людей с ограниченными физическими возможностями это лучший способ получения образования.


klausnass
отправлено 11.12.13 15:42 # 55


Кому: Breeda, #22

Маловато там на русском, лучше уж Интуит.


ququ
отправлено 11.12.13 15:43 # 56


Кому: Shadowflare, #38

> То ли дело сейчас - ВУЗы выпускают исключительно компетентных специалистов, которые всё подряд понимают.

студенты то всегда разные, да и ВУЗы тоже. Пытаешься противопоставить худше из традиции с описанным в радужных мечтах? Зачем?

> И, конечно, в ВУЗах сейчас никого не "прошивают извне" - у каждого студента есть выбор, по каким учебникам учиться, а в случае бесплатного просмотра лекций в интернетах - такого выбора не будет, да.

В ВУЗах, где есть грамотно составленный учебный план, прошивают системой знаний и умений. Причем не только конечных знаний выявляемых на тестах, но и знаний о том как получать новые знания, как их систематизировать и т.д. При этом такие навыки прививаются в неявной форме, а путем практик изучения и матана и философии до просветления. После усвоения этого уже можно выбирать для изучения разное разными способами. Всё будет впрок.

Прежде чем начать выбирать курсы, должно сформироваться ядро [системы] знаний и умений. Чтобы получить правильный ответ, нужно суметь задать правильный вопрос. Будешь в самом начале выбирать курсы - получишь в итоге некую или несколько специализаций. И при таком подходе, эти специализации никогда не выстроятся в систему, а станут окрошкой описанной тут http://oper.ru/news/read.php?t=1051613024

Так что с выбором может оказаться как в басне "Мартышка и очки". Где у мартышки тоже был выбор куда нацепить очки.

Как я понял из статьи, там пытаются втюхать набор курсов как полноценное высшее образование.


eao197
отправлено 11.12.13 15:52 # 57


Кому: Ursus Russus, #50

> Не знать или плохо знать предмет, по которому чисто случайно достался плохой преподаватель - непозволительная роскошь, когда можно слушать лучших по КАЖДОМУ предмету.

Слушать лучших и знать предмет -- это не обязательно взаимосвязанные вещи. В большей степени зависящие от обучающегося, чем от преподавателя. От студента никто не прятал и не прячет другие учебники и монографии, более того, всегда советуют пользоваться большим набором материалов, нежели конспектом лекций от преподавателя.

Ну и какая-то непонятная идея. Раньше было понятно, хочешь попасть в хороший ВУЗ, в котором светила преподают и работают, вкалывай с самого детства. Учи не только школьную программу, ходи на факультативы, участвуй в олимпиадах, готовься к экзаменам, поступай куда хочешь. Или куда сможешь, чтобы получить красный диплом и поступать куда хочешь, но уже на других условиях.

Нормальный естественный отбор. Кто хотел и мог быть лучшим, тот таковым и становился.

А что сейчас? Страдать фигней в школе, а потом прослушать несколько курсов физики от Нобелевских лауреатов и почувствовать себя выпускником не местного заборостроительного, но МИТа или МГУ? И рассчитывать на то, что ты чем-то отличаешься от еще пары-тройки миллионов таких же выпускников МИТа?


oki
отправлено 11.12.13 16:09 # 58


Кому: eao197, #57

> А что сейчас?

А сейчас позакрывают все местные институты. Бабло в сфере высшего образования будут конвеерным способом добывать международные корпорации.


abel
отправлено 11.12.13 16:24 # 59


Кому: Фуджикура, #6

Из всего, что я перечислил, программирование я изучал сам. Математика - в рамках высшего образования непрофильной специальности (биология). Английский - то же самое плюс самообразование. Только с юриспруденцией не знаком совершенно.
Но я так себе думаю: всё, что не требует каких-то механических навыков, а только интеллектуальные, можно вполне удалённо изучать. Ведь в удалённом обучении используются не только тексты, видео и аудиоматериалы тоже в ходу. В чём проблема-то язык изучить, к примеру? Или я что-то не знаю про математику, а в ней есть такая изюминка, что только при личном контакте с преподавателем постигается?


Ig889
отправлено 11.12.13 16:32 # 60


Читаю и переживаю определенное Дежавю. Когда-то я уже слышал, что африканский нигра (зачеркнуто) бедный студент из Бангладеш, с развитием языка международного общения, (эсперанто и т.п.) научится бегло лопотать на нем за несколько недель/месяцев и получит доступ к мировым духовным, интеллектуальным кладовым и тогда ...... . А по факту:"English, Motherfucker! Do You Speak It?".


AlexEye70
отправлено 11.12.13 16:32 # 61


Кому: eao197, #57

> Прежде чем начать выбирать курсы, должно сформироваться ядро [системы] знаний и умений. Чтобы получить правильный ответ, нужно суметь задать правильный вопрос. Будешь в самом начале выбирать курсы - получишь в итоге некую или несколько специализаций.

"Институт учит учиться". Сейчас в школе этот навык пытаются прививать. Получается не очень, как я понимаю. Не все готовы, психологически что ли, морально. Понятно, есть такие кому 5 уроков английского в неделю давай - а он все равно на олимпиаду по любимой истории поедет, и выиграет ее. Но в массе не умеют. Возможно, и учителя научить этому в массе не могут - их тоже обучали другому.

И кстати о безопасности. Перехват управления таким институтом позволит быстро получить буквально толпу каких нибудь саентологов или талибов. Неплохо организованную и обученную "чему надо".


abel
отправлено 11.12.13 16:33 # 62


Кому: Scaramouche, #18

Как выше верно заметили, хирург, обученный на дистанционном обучении, пугает.

Так-то да, если мы учимся на химика, смешиваем реактивы (виртуально, в симуляторе), потом смотрим, условно говоря, цвет поменялся на нужный - оппа! - и тренажёр ставит нам "отлично". Ещё и лучше даже - если какой-то процесс занимает время, чтобы вещества полностью прореагировали, то в тренажёре можно это ускорить. (Не знаю, есть ли такие тренажёры, но давно пора бы им появиться).
Или лягушек резать - нафига живьём, когда можно на симуляторе?

Ну а вот, скажем, если я готовлю зоолога, специалиста по крупным млекопитающим, которому нужно по снегу, по следам выслеживать животных? Рисунок следа это только часть вопроса. Даже на видео всего не покажешь, нужно, чтобы человек след руками пошшупал.


Майкл_С
отправлено 11.12.13 16:34 # 63


Кому: Арч, #52

> Врачей нельзя так. Есть профессии, где это не нужно и не возможно.

А почему нельзя?
Делается 3d-модель человека со всеми внутренностями. На основе ее создается игруха. Которая рассылается по тырнету всем оплатившим (а неоплатившие скачивают кряк!!!).
Ну и ... кто справился в первым заданием, получает второе, кто со вторым - третье и т. д. Кррррасота!!!


Спрутодел
отправлено 11.12.13 16:35 # 64


Кому: abel, #59

> Но я так себе думаю: всё, что не требует каких-то механических навыков, а только интеллектуальные, можно вполне удалённо изучать.

Только в том случае, если у тебя сформировался системный подход к получению знаний. Формируется это в процессе получения очного образования. То есть, если ты получаешь второе, третье образование - то тут можно учиться удаленно. А для школьника учиться удаленно - это никак вообще. Нужен преподаватель, нужна система пинков, чтобы вбивать эти знания в головы вчерашним школьникам.


slonyara
отправлено 11.12.13 16:36 # 65


Кому: Фуджикура, #6

Юриспруденцию вполне можно изучать. У меня правда базовое - экономическое, да и работа по сути с арбитражом и уголовкой связана. Мне особо некогда в институт ходить, поэтому дистанционное образование для меня выход. Рациональное зерно в нем есть.


abel
отправлено 11.12.13 16:53 # 66


Кому: Спрутодел, #64

Соглашусь. Уточню тогда формулировку. Дистанционное образование не замена очному, а дополнение (чаще всего). То есть, как второе высшее, например. Или просто прослушать курс по предмету, который вдруг понадобился (или даже из простого интереса - есть деньги, плати и вперёд).

Но для особо упорных, одарённых и так далее дистанционное образование может стать и полной заменой очному обучению. "Ломоносов-стайл". Таких людей немного, но бывают же.


andytg
отправлено 11.12.13 16:55 # 67


Дистанционное образование -- это что-то сродни дистанционного питания.
Ну или булгаковской "второй свежести".

Не нужно путать базовое институтское образование с последующим самообразованием (повышением квалификации, чтением литературы и т.д.)
Оно или есть или его нет.
Остальное выдумки.


ГСВГец
отправлено 11.12.13 17:13 # 68


Кому: Цитата, #1

> Да, немецкие вузы предлагают интернет-курсы. Но предлагают их только для студентов, которые и так ходят в университет. Такие студенты получают пароль для доступа к цифровым материалам курса.

Глупости. Есть Fernuniversität in Hagen. Образование идет полностью дистанционно. Даже устные экзамены можно видеоконференцией сдавать, в посольствах, консульствах или Goethe-институтах.

Это образование ценится не меньше, даже скорее больше, чем очное.
Оно показатель, насколько человек способен к самоорганзации и рациональному исопльзованию времни.

Странно, что Эрвин Хеберле об этом не знает.


Andrew3000
отправлено 11.12.13 17:18 # 69


Кому: Ravid, #31

> iTunes U уже сколько лет существует.
> Отличные курсы там лежат бесплатно.

Да, вот этот подарок дедушки Джобса широкая общественность и видные блоггеры как-то не оценили. А ведь он-то и был настоящей революцией, особенно если это направление развивать и наполнять. Там ведь не просто инфраструктура под эти дистанционные курсы заложена, но и возможность для любого желающего их изучать - или создавать.


oki
отправлено 11.12.13 17:18 # 70


Кому: Спрутодел, #64

> Нужен преподаватель, нужна система пинков, чтобы вбивать эти знания в головы вчерашним школьникам.

Обязательно, чтоб тебя пинал нобелевский лауреат? Или можно на эту работу набрать негров с палками?


porter2
отправлено 11.12.13 17:21 # 71


Кому: eao197, #57

> а потом прослушать несколько курсов физики от Нобелевских лауреатов и почувствовать себя выпускником не местного заборостроительного, но МИТа или МГУ?

В этом есть что-то плохое?


Арч
отправлено 11.12.13 17:26 # 72


Кому: Спрутодел, #64

Конечно. Как педагог могу сказать, что вопрос мотивации играет часто определяющую роль.


Веломан
отправлено 11.12.13 17:27 # 73


Читаю отзывы и удивляюсь. Мы, наверное, разные статьи читали. Вопрос обсуждается - перспективы предоставления доступа к знаниям людям, которые [мотивированы] на учебу, но не имеют денег/возможностей для этого. И как денег на этом срубить, конечно. И как оно повлияет на университетсткую систему в общем. Денег на бакалаврат в год в США уходит до $50к, не считая еды и жилья. В британии - около 10-15к фунтов. Многие просто не могут себе этого позволить. За 4 года в США и 3 года в UK - считайте сами, сколько нужно отдать. Люди не мотивированные учиться не рассматриваются. Специальности, для которых неприменимо оное - не рассматриваются (оговаривается в начале статьи). Работать можно в группах по скайпу, устраивать телеконференции и прочая. Стройотряды и картошка, списки на отчисление и совместное житье в общагах, собственно, к диплому гражданина с Африки отношения не имеют.

Смысл в том, что оно, хоть и хуже очного, но намного лучше чем ничего. И мотивированных небогатых людей на планете хватит, чтоб университетам стало выгодно сменить парадигму обучения.


Bobrov
отправлено 11.12.13 17:27 # 74


Кому: Майкл_С, #63

> Делается 3d-модель человека со всеми внутренностями. На основе ее создается игруха.

Я, конечно, очень извиняюсь, но http://www.youtube.com/watch?v=W1nmcY3NOiw
Алярм! Плохие слова и вообще 21+


Веломан
отправлено 11.12.13 17:27 # 75


Кому: eao197, #57

> А что сейчас? Страдать фигней в школе, а потом прослушать несколько курсов физики от Нобелевских лауреатов и почувствовать себя выпускником не местного заборостроительного, но МИТа или МГУ?

Ты их просто не поймешь в таком случае. Если думаешь, что там домашек решать не нужно, то сильно ошибаешься.

Кому: abel, #59

> В чём проблема-то язык изучить, к примеру? Или я что-то не знаю про математику, а в ней есть такая изюминка, что только при личном контакте с преподавателем постигается?

Часто бывают понятийные затыки, которые решаются с преподавателем.


Веломан
отправлено 11.12.13 17:27 # 76


Кому: Ig889, #60

> Когда-то я уже слышал, что африканский нигра (зачеркнуто) бедный студент из Бангладеш, с развитием языка международного общения, (эсперанто и т.п.) научится бегло лопотать на нем за несколько недель/месяцев и получит доступ к мировым духовным, интеллектуальным кладовым и тогда ...... .

Вы удивитесь, сколько есть умных и бедных студентов из Бангладеш, которые от этого несомненно выиграют.


Веломан
отправлено 11.12.13 17:27 # 77


Кому: Спрутодел, #64

> Нужен преподаватель, нужна система пинков, чтобы вбивать эти знания в головы вчерашним школьникам.

Это из тебя остатки тоталитарной системы вылазят. Нафига вбивать? Не хочешь - не учись/иди на очное. Смысл в том, что достаточно тех, кто [хочет] учиться, но не имеет возможности.


Манола
отправлено 11.12.13 17:27 # 78


Что-то это мне сильно напоминает... "Через 20 лет телевидение вытеснит театры, кино..." Думаю, и здесь так же будет - никуда очное образование не пропадет. Всегда найдутся люди, которые будут учиться за связи, за личный контакт с преподавателями, ну и за возможность побухать с одногруппниками.

А кому нужны просто знания, дистанционные курсы - самое то. Разве не за это боролись коммунисты, чтобы образование было доступным? :-)


dead_Mazay
отправлено 11.12.13 17:27 # 79


Судя по комментам - тема взлетит!


Герр
отправлено 11.12.13 17:33 # 80


Кому: Майкл_С, #32

> Когда осваивал 3D-моделинг на компьютере (и страшно этим гордился), жена сразу пошутила: "Давай ты себе и обед тоже на компьютере приготовишь!!!"
>
>

Так об чем речь, камрад! Скоро ты себе его на 3D-принтере печатать смогёшь!


Shadowflare
отправлено 11.12.13 17:33 # 81


Кому: Спрутодел, #64

>Нужен преподаватель, нужна система пинков, чтобы вбивать эти знания в головы вчерашним школьникам.

Вот в чём разница между нашим восприятием. Ты считаешь, что заниматься воспитанием вчерашних школьников и вбиванием в их головы знаний должны в ВУЗах, а я считаю, что этим должны заниматься в первую очередь родители, а в ВУЗах преподавателям есть чем заняться и помимо вразумления всяких болванов. Болванам, не желающим учиться, вообще высшее образование ни к чему, и не надо им его навязывать. Пяток лет вкалывания на конвейере замечательно прочищают мозги тем, кому ещё возможно их прочистить, и мотивируют на учёбу лучше самых супер-пупер учебных программ.


Майкл_С
отправлено 11.12.13 17:42 # 82


Кому: Bobrov, #74

Ну вот видишь! Оказывается, все уже есть! Осталось тока под нож к такому попасть!!!


rezcho
отправлено 11.12.13 18:01 # 83


как же уважаемая профессура без молодых студенток-то обойдётся!


eao197
отправлено 11.12.13 18:02 # 84


Кому: Веломан, #75

> Ты их просто не поймешь в таком случае. Если думаешь, что там домашек решать не нужно, то сильно ошибаешься.

Ты это не мне рассказывай. А тем, кто думает, что достаточно наличия дешевых дистанционных курсов от престижных ВУЗов и именитых преподавателей.


eao197
отправлено 11.12.13 18:02 # 85


Кому: porter2, #71

> В этом есть что-то плохое?

Для МИТа-то? Для него вообще все будет прекрасно: ценность его очного варианта только возрастет. Плюс они будут еще и зарабатывать на толпах дистанционных студентов.

Вопрос в ценности такого диплома для самих студентов. Сейчас диплом МИТа ценен тем, что таких дипломов мало. Что уже что-то да говорит об обладателе такого диплома.


porter2
отправлено 11.12.13 18:14 # 86


Кому: eao197, #85

> Вопрос в ценности такого диплома для самих студентов.

Разберутся как-нибудь, я думаю


Дядя Толя
отправлено 11.12.13 18:17 # 87


Кому: Арч, #52

> Врачей нельзя так. Есть профессии, где это не нужно и не возможно.

Ну почему же, сейчас и это возможно.
Пришла как-то у меня жена в стоматологию частную, а там врач армянин, по-русски почти не говорит. Усадил её в кресло, сказал что надо снимок зуба делать. А сам стал звонить куда-то по телефону и разговаривать на своём языке. Она из этого разговора поняла, что он у кого-то спрашивал, как делать снимок. Она вскочила и убежала вон из этой клиники.


Спрутодел
отправлено 11.12.13 18:24 # 88


Кому: oki, #70

> Обязательно, чтоб тебя пинал нобелевский лауреат? Или можно на эту работу набрать негров с палками?

Система пинков - это сдача лабораторных, зачетов, курсовых, экзаменов, защита диплома. Причем сдача в указанные сроки. Это не значит, что должен стоять негр с розгами. Не сдал зачет - не допущен к сессии. Не сдал сессию - пересдавай. Не пересдал - свободен. Или ты понимаешь слова буквально?


Спрутодел
отправлено 11.12.13 18:26 # 89


Кому: Shadowflare, #81

> Ты считаешь, что заниматься воспитанием вчерашних школьников и вбиванием в их головы знаний должны в ВУЗах

Я где-то написал, что преподаватели в вузах должны заниматься [воспитанием]? Процитируй, где я это сказал. Я написал - "вбивание знаний". Подчеркиваю - [знаний], а не воспитанием. Родители дома не дают университетское образование. ВУЗ не занимается воспитанием.


Nostradamus
отправлено 11.12.13 18:29 # 90


Автор статьи отстал от жизни.
В Германии уже как год на всех парах развивается iversity.org, как ответ американскому онлайн образованию.


Веломан
отправлено 11.12.13 18:29 # 91


Кому: eao197, #84

> Ты это не мне рассказывай. А тем, кто думает, что достаточно наличия дешевых дистанционных курсов от престижных ВУЗов и именитых преподавателей.

Достаточно из [закончить], чтоб получить образование, которое возможно намного лучше локального.

Кому: eao197, #85

> Вопрос в ценности такого диплома для самих студентов. Сейчас диплом МИТа ценен тем, что таких дипломов мало. Что уже что-то да говорит об обладателе такого диплома.

Нет. Диплом MIT ценен тем, что это знак качества. И тупые его не получают.


Asya
отправлено 11.12.13 18:35 # 92


Боюсь представить, как будут оперировать хирурги, освоившие профессию по переписке...

К сожалению, дистанционные курсы полноценно способны проинформировать только в части дисциплин. Во многих нужно личное присутствие и практика. Кроме того, для полноценного усвоения мало прочесть и сделать задания, надо обсудить с другими такими же, желательно, в очной форме. Лично, при встрече. Даже видеоконференции такой возможности полноценно не дают. Надо показывать свои результаты, надо видеть живую реакцию людей, реагировать самому на то, что другие делают, лично присутствовать при объяснениях, писать за лектором вручную, сразу фильтруя и структурируя сведения. Делать это через экран или в записи - паллиатив, если по-другому никак.


armalite10
отправлено 11.12.13 18:37 # 93


Кому: bobafet, #42

Ломоносов был не простой сын простого человека. Почитай на досуге. Каким образом 16-летний парень приедет учиться на хирурга в Москву без средств к существованию и без места, где можно жить несколько лет подряд? Головой иногда тоже полезно думать.


ни-кола
отправлено 11.12.13 18:46 # 94


Кому: oki, #58

> А сейчас позакрывают все местные институты. Бабло в сфере высшего образования будут конвеерным способом добывать международные корпорации.

И контроль за образованием перейдёт в одни руки. Хорошо задумано.

Кому: slonyara, #65

> Юриспруденцию вполне можно изучать. У меня правда базовое - экономическое, да и работа по сути с арбитражом и уголовкой связана. Мне особо некогда в институт ходить, поэтому дистанционное образование для меня выход. Рациональное зерно в нем есть.

А учится вести дебаты как? Зерно есть, но забывают о том, сколько информации студенты получают при личном общении. О том, как они врастают в свою специальность.


Tampon
отправлено 11.12.13 18:53 # 95


Дистанционное образование - это как дистанционное питание. - Звучит красиво, но толку мало! Что, конечно, не мешает на этом заработать деньги. Собственно, об этом в статье и идет речь в первую очередь, - о зарабатывании денег, а не о качественном обучении. Ну а в этом деле американские университеты действительно впереди.


eao197
отправлено 11.12.13 19:06 # 96


Кому: Веломан, #91

> Достаточно из [закончить], чтоб получить образование

А вот про "образование" -- это уже интересно. "Образование" -- это что-то вроде вещи в себе? Получил его и дальше устраивайся куда хочешь? Боюсь, даже в гуманитарных науках не все так просто.

Если же брать инженерные специальности, то у локальных ВУЗов есть (по крайней мере) были связи с местными производствами. И какой-нибудь локальный ВУЗ мог готовить строителей или машиностроителей для находящихся в округе промышленных предприятий. При этом существовало такое понятие, как "молодой специалист", которое возникло не на пустом месте. А потому, что ВУЗ учил студентов учиться (грубо говоря мозги вправлял должным образом) и давал фундамент будущей профессии, профессиональное же обучение уже шло на производстве.

И что-то я слабо себе представляю, чтобы какой-нибудь МАЗ или БелАЗ нуждался в абстрактных инженерах-машиностроителях с корочкой МИТа. Которые ни сном, ни духом про реальное машиностроение в реалиях конкретной страны.

Может быть ученых-американистов, как проинтервьюированного в статье дедушку из Германии, можно дистанционно готовить в американском ВУЗе. А вот даже бухгалтера для Беларуси или России уже вряд ли. Не говоря уже про инженеров для местных производств.


quintic
отправлено 11.12.13 19:06 # 97


Кому: eao197, #24

> Что-то недопонимаю. Ценность очного образования не только в том материале, который тебе дают на лекциях/семинарах. Ценность еще и в тесном общении, в творческой и соревновательной атмосфере, которая складывается между однокурсниками/одногруппниками или студентами, приписанными к одной кафедре/к одной общей исследовательской/производственной теме. Так же невозможно оценить тот опыт, который передается при живом неформальном общении с преподавателями. Ну и отдельной строкой нужно вписать связи, которые у тебя остаются на всю жизнь после окончания ВУЗа.

Я ровно о том же подумал. Дистанционное обучение может работать только в двух случаях: очень простой материал курса, не требующий усилий по пониманию и интерепретации, или сложный курс для чрезвычайно умного и сильно мотивированного студента.

Если речь идет о обычных студентах, то сложные вещи просто чтением книг и просмотром роликов не усваиваются.


quintic
отправлено 11.12.13 19:28 # 98


Кому: abel, #59

> Или я что-то не знаю про математику, а в ней есть такая изюминка, что только при личном контакте с преподавателем постигается?

Несомненно, математика устроена именно так.


mustang
отправлено 11.12.13 19:30 # 99


Кому: Goblin, #9

> > Глубоко убеждён, что "дистанционное образование" - это надстройка над "нормальным образованием".
>
> ну если нет нормального в Магадане и Певеке, дистанционное - выход

При этом не забывать, что "нормальное" образование по-прежнему нужно делать в этих местах.

Скажем, в доинтернетовские времена на Физтехе вполне понимали размеры страны, поэтому:

а) система ЗФТШ

б) выездные приёмные комиссии

Дистанционное образование должно выводить на нормальное очное - типа отличникам-дистанционникам субсидии на обучение. Это если мы говорим про сложные места.

Что не исключает дистанционку ещё и как "специи" к нормальному основному.

И, кстати, дистанционка вполне пригодилась бы и учителям, которые работают на периферии.


quintic
отправлено 11.12.13 19:50 # 100


Я думаю, что дистанционное образование не универсальная замена обычному, но вполне имеет свою нишу.

Например, как комбинация с классическим. Во многих вузах (технических, экономических и даже гуманитарных) есть кафедры высшей математики, обучающие применять азы математики людей, которые все равно ничего не поймут, но должны научиться подрожать и применять математику для своих специальностей. Не исключено, что такой элемент в классическом образовании можно заменить на дистанционный и универсальный для данной специальности, где лекции толково засняты на видео, к ним прилогается учебник, домашки раз в несколько недель отправляюся в единый центр, а экзамен проводят и проверяют люди из того же центра. Как следствие все кафедры высшей математики в таких вузах увольняют в полном составе, часть людей находят места ассистентов в этом самом центре. Значит специалисты в данном конкретном вузе лишаются возможности проконсультироваться с математиком, сидящем в соседнем здании и знакомым со спецификой вопросов. В итоге, студенты учат примерно тоже самое, но общий уровень математической культуры стремительно обваливается. В таком случае, если довести идею до конца, следует вуз свести к чтению курсов студентам, выкинув оттуда всю не преподавательскую деятельность, что в свою очередь чрезвычайно понизит уровень самого преподавания.

Что же касается полной замены дистанционным образование классического, очень большие сомнения, что это может работать за исключением отдельно взятых случае очень таланливых и мотивированных студентов в рамках нескольких специальностей. Скорее получится поток людей которые думают что они что-то понимают из своих знаний.

Полагаю, при прогрессе дистанционного образования в любом из направлений, последствия для классических вузов и наук вообще, будут в целом губительны.



cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 215



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк