В Египте завершена грандиозная "стройка века" — сооружение дублера Суэцкого канала. В минувшую субботу, 25 июля, несколько контейнеровозов под флагами разных стран в тестовом режиме прошли по новой 72-километровой артерии, проложенной параллельно старому руслу канала. Официальное открытие канала состоится 6 августа под патронажем президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и при участии высокопоставленных делегаций из 50 государств. На церемонию приглашен и президент РФ Владимир Путин.
Скорость, с которой прорыт и обустроен Суэц-2, вызывает восхищение — потребовался всего год против десяти лет в XIX веке для строительства первой очереди. Канал-дублер позволит резко — с 49 до 97 кораблей — увеличить скорость прохождения судов из Европы в Индийский океан и обратно. Корабли будут теперь двигаться по двум каналам во встречном направлении: юга на север — по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов.
В Египте завершена грандиозная "стройка века" - сооружение дублера Суэцкого канала. В минувшую субботу, 25 июля, несколько контейнеровозов под флагами разных стран в тестовом режиме прошли по новой 72-километровой артерии, проложенной параллельно старому руслу канала. Официальное открытие канала состоится 6 августа под патронажем президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и при участии высокопоставленных делегаций из 50 государств. На церемонию приглашен и президент РФ Владимир Путин.
Скорость, с которой прорыт и обустроен Суэц-2, вызывает восхищение - потребовался всего год против десяти лет в XIX веке для строительства первой очереди. Канал-дублер позволит резко - с 49 до 97 кораблей - увеличить скорость прохождения судов из Европы в Индийский океан и обратно. Корабли будут теперь двигаться по двум каналам во встречном направлении: юга на север - по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов.
Как ожидается, проект повысит доход египетской казны от эксплуатации водного пути с нынешних 5,3 миллиарда до 13,2 миллиарда долларов в год. Ведь даже сейчас около 7% мирового морского грузооборота проходит именно через "горлышко" Суэцкого канала, благодаря чему канал являлся для Каира вторым после туризма источником валютных доходов.
Надо особо заметить: новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью. Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило заем под 12% годовых, и крупные и мелкие инвесторы раскупили облигации в течение всего восьми дней. Работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.
К 2023 году египетское правительство рассчитывает утроить выручку от эксплуатации уникального гидротехнического сооружения за счет создания логистического хаба и индустриальных зон на прилегающей территории. По берегам водной артерии, на площади в 76 тысяч квадратных километров, будут сооружены судостроительные и судоремонтные верфи, а также заводы по производству контейнеров, автосборочные цеха. Планируется прорыть автомобильные и железнодорожные туннели в районе Исмаилии и Порт-Саида, которые свяжут африканскую часть Страны пирамид с Синаем. Все это позволит создать для египтян около миллиона новых рабочих мест.
Как уже заявил директор Управления по эксплуатации Суэцкого канала адмирал Мухаб Мамиш, это "превратит Египет в один из крупнейших промышленных центров в мире".
Как реально выглядят перспективы обновленного Суэцкого канала, насколько он усилит геополитические позиции Египта в мире?
- Египет до последнего времени сотрясали революции, страна находилась под угрозой, в том числе, со стороны "Братьев-мусульман" *, поэтому вкладываться в развитие Суэцкого канала было бессмысленно, - отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - Кроме того, не так уж и давно Каир начал хорошо зарабатывать на транзите. Изначально основная часть товаров через Суэцкий канал шла с Ближнего Востока. И только в последние годы произошел резкий рост трафика из Китая. Поток китайских товаров, напомню, идет через Юго-Восточную Азию, вдоль Южной Кореи и Японии, и далее через Малаккский пролив. А потом у Китая два варианта - либо отправлять товары югом, огибая Южную Африку, либо через Суэцкий канал.
"СП": - Что дает Египту реконструированный канал?
- Проект обновленного Суэцкого канала очень интересен. Пока это основной маршрут доставки грузов из Юго-Восточной Азии в направлении Европейского союза. Деньги, получаемые за транзит, будет использоваться Каиром для укрепления геополитических позиций. В том числе, на закупку вооружений, которыми могут стать и российские вооружения.
Важным фактором является и то, что Египет, таким образом, пытается укрепить свои позиции и на рынке ЕС. Я напомню, что еще один знаменитый держатель транзитных потоков - Турция, которая контролирует проливы Босфор и Дарданеллы - тоже активно использует свой транзитный статус для того, чтобы укреплять позиции на внешнем рынке.
Плюс ко всему, Суэцкий канал становится еще более важным звеном в китайской логистике.
- Не совсем так. Перспективы Суэцкого канала несколько туманны - по ряду причин. Несмотря на то, что трафик из Азии в Европу, на мой взгляд, будет только нарастать, далеко не факт, что весь он пойдет через канал. В будущем могут появиться альтернативные маршруты. Например, расширенный Транссиб - доставка китайских товаров в Европу железной дорогой быстрее, чем морем. Или автодорожный "Шелковый путь", строительство которого будет финансировать Новый банк развития БРИКС. Или реконструированный Северный морской путь, который намного короче, чем южный маршрут через канал.
Кроме того, надо понимать: Суэцкий канал привязан к еще одному узкому "горлышку" - Малаккскому проливу. Этот пролив контролируется Сингапуром - партнером США. Поэтому, когда Вашингтон будет запирать Китай - что американцы, по сути, уже делают - морские пути из Поднебесной, включая Суэцкий канал, могут оказаться под серьезным ударом.
Но как бы ни было, строительство второй очереди Суэцкого канала - очень важный шаг для Египта. Он чрезвычайно усиливает позиции Каира на Ближнем Востоке, особенно в контексте активной внешней политики. По сути, Египет возвращается в тройку крупнейших суннитских игроков, включающей Турцию и Саудовскую Аравию…
- Потребность в расширении Суэцкого канала или строительстве нового русла назревала давно, но дело упиралось в грандиозные расходы, - отмечает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский. - У Египта нет нефти и газа, и сравнительно небольшой экспортный потенциал. Между тем, потребности Каира, например, в энергоносителях, только увеличиваются. Эти потребности можно покрывать из доходов от эксплуатации нового канала.
Есть еще момент. Во времена бывшего президента Египта Хосни Мубарака в стране действовали масштабные социальные программы. Именно эти программы, на мой взгляд, позволяли ослаблять противостояние в египетском обществе. При следующем президенте - Мухаммеде Мурси - многие из них попросту свернули. Сейчас рост доходов бюджета Египта, скорее всего, позволит вновь вернуться к мерам социальной поддержки населения, и обеспечит египетским гражданам более достойный уровень жизни.
Кроме того, в проекте развития Суэцкого канала просматривается политическая составляющая. Положение страны-транзитера, через территорию которой (и отчасти под контролем которой) идет огромное количество грузов, только повышает статус государства. Думаю, это прекрасно понимает и египетское руководство…
- Примерно год назад в Египте были отстранены от власти "Братья-мусульмане", - напоминает старший научный сотрудник отдела Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников. - Сменившие их египетские военные более-менее стабилизировали обстановку в стране. Именно это, на мой взгляд, позволило Каиру приступить к реализации масштабного проекта по строительству второй очереди Суэцкого канала.
Важно и то, что сейчас у Каира стабильные отношения с Тель-Авивом. Напомню, во время Шестидневной войны в 1967 году Израиль захватил Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала. Таким образом, ранее канал не раз входил в зону арабо-израильских конфликтов.
В целом, сейчас, при правлении военных, Египет почувствовал себя в силах не просто расширить Суэцкий канал, но и пойти на создание его дубликата.
В этом решении имеется важный геополитический момент. Суэцкий канал - одна из важнейших артерий для транспортировки нефти из стран Персидского залива. Сейчас, как известно, стабилизировалась ситуация вокруг иранской ядерной программы, и Тегеран ожидает постепенного снятия международных санкций. Это положит конец его международной изоляции и сделает Иран, обладающий четвертыми в мире запасами нефти, полноценным участником мировой экономики.
По расчетам Минэнерго РФ, Иран после снятия санкций сможет увеличить добычу нефти в среднесрочной перспективе на 2,5 миллиона баррелей в сутки. Эта нефть может пойти через новый Суэцкий канал. В результате, Египет сможет неплохо зарабатывать на иранском транзите.
* "Братья-Мусульмане" - международная организация, деятельность которой признана террористической и запрещена на территории России решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. на основании Генпрокуратуры РФ, по инициативе и на основании материалов ФСБ России.
Видел описание проектов советского времени по устройству судоходства через Карельский перешеек минуя Питер из Финского залива в Ладогу, по реке Луге до р. Шелонь, оз. Ильмень, р. Ловать.
Давно пора жд и авто туннель в Японию с Сахалина прорыть, а сам остров с материком чем-нибудь соединить. И неплохо бы центральные районы и восточное побережье США соединить с Китаем жд сообщением через Чукотку!
> Давно пора жд и авто туннель в Японию с Сахалина прорыть, а сам остров с материком чем-нибудь соединить. И неплохо бы центральные районы и восточное побережье США соединить с Китаем жд сообщением через Чукотку!
Не, вот ты мне скажи, а на хрена Абрамович лет 5-10 назад купил в Швейцарии самый большой в мире проходческий комбайн? Чую я, что твои мысли с Абрамовичем сошлись!
Про Малаккский пролив и сидящий на нем Сингапур.
Китайцы намерены построить канал через перешеек Кра (территория Таиланда). Сейчас идут переговоры с Таиландом. Канал позволит сократить маршрут на 1000-1200км, время в пути на 2-3 суток. И заодно прокинуть наглых сингапурцев.
О роли России.
Как известно, Китай уже строит канал в Никарагуа. Россия обеспечивает безопасность проекта. Вероятно, если в Таиланде тоже начнется строительство, наша страна выступит в той же роли. Вот где могли бы пригодиться пресловутые Мистрали.
Так всё уже придумано. Сибирские реки поворачиваем вспять. Вдоль СМП заливаем мол из льда. В отгороженной части взрываем термоядерную бомбу чтобы греть воду.
По публикациям в инете реализуются проекты:
- Северный морской путь.
- Альтернатива Панамскому каналу.
- Порты Усть-Луга (запад) и Восточный (восток).
- Высокоскоростная железная дорога, пока участок Москва - Казань.
- Мосты и развязки для автомобилей.
> Перспективы Суэцкого канала несколько туманны - по ряду причин. Несмотря на то, что трафик из Азии в Европу, на мой взгляд, будет только нарастать, далеко не факт, что весь он пойдет через канал. В будущем могут появиться альтернативные маршруты. Например, расширенный Транссиб - доставка китайских товаров в Европу железной дорогой быстрее, чем морем. Или автодорожный "Шелковый путь", строительство которого будет финансировать Новый банк развития БРИКС. Или реконструированный Северный морской путь, который намного короче, чем южный маршрут через канал.
На бумаге звучит красиво. Но недавно довелось прочитать на "Однако" следующее:
> Вспомним о китайском проекте «Нового шёлкового пути». Одна из веток коридора «Западный Китай – Западная Европа» представляет собой современное автомобильное шоссе протяжённостью почти 8,5 тыс. км. Бóльшая часть уже построена — это 3,4 тыс. км в Китае и 2,7 тыс. км в Казахстане (участок достраивается и будет сдан в следующем году). Для Казахстана вообще это строительство стало настоящим национальным проектом, на который Н. Назарбаев возлагает большие надежды. И понятно почему — это и оживление торговли, развитие малого бизнеса вдоль шоссе (часто в депрессивных регионах страны) и, в конце концов, самая современная в Казахстане дорожная инфраструктура. Более того — это, по сути, чрезвычайно важный евразийский проект, ведь он связывает не только Казахстан и Китай, но и Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. С Россией само собой, но вот тут есть загвоздка. В следующем году казахстанцы доведут свой участок до границы с Россией в Оренбургской области, а дальше судьба проекта полностью зависит от нас, и не сказать, что она определена положительно. Мы пока размышляем, нужно ли нам это. Без шуток.
> Дошло до того, что Назарбаев лично просит Д. Медведева подключиться к проекту и дотянуть дорогу до Санкт-Петербурга через Москву, Казань, Оренбург...
Но вместо энергичной работы с нашей стороны мы видим привычную уже волокиту:
> "Накануне состоялась встреча первых лиц Оренбургской области, которые обсудили строительство магистрали... Когда начнется строительство, федеральные власти ответ не дали. Это связано с тем, что нет согласованного проекта, а следовательно, и финансирования на него. Чтобы началось строительство, необходимо доказать будущую эффективность дороги. Она, в первую очередь, должна иметь отдачу, быть удобной для жителей и гостей Оренбуржья..."
> ...Собственно, это всё, что мы должны знать о "развороте на Восток", который был впервые анонсирован, если не ошибаюсь, в 2012 году.
> В той же Оренбургской области есть замечательный город Орск на самой границе с Казахстаном. Так вот: в ближайшем к нему казахстанском городе Актобе (он же Актюбинск) таблички на дверях кабинетов крупных международных компаний продублированы, помимо казахского, на русском, английском и китайских языках, а их топ-менеджеры говорят по-китайски свободно. Но уже через сто с небольшим километров, в российском Орске китайцев видели разве что по телевизору.
> Как известно, Китай уже строит канал в Никарагуа. Россия обеспечивает безопасность проекта. Вероятно, если в Таиланде тоже начнется строительство, наша страна выступит в той же роли. Вот где могли бы пригодиться пресловутые Мистрали
Некисло звучит, "обеспечивает безопасность проекта". Под это, скорее, авианосцы нужны, а не БДК. Одного "Адмирала Кузнецова" маловато, надо ещё строить.
У меня тесть всю жизнь, начиная со времени Сталина, проработал в системе планирования и строительства гидросооружений, говорил, что идея переброски северных вод на юг не только выполнима, но и гениальна. В Казахстане и Средней Азии катастрофически не хватает воды для СХ и промышленности и на простой воде стране можно не только зарабатывать млды, но и привязать Азию так к России, что уже никогда никуда не то что не рыпнется, а даже на сторону не посмотрит. Нужна лишь политическая воля. Тот же Назарбаев, еще при Лужкове говрил, что под этот проект он найдет любые деньги... Очень злился не скрывая, когда ебаные экологи опять похоронили проект под пеной истерики...
> Под это, скорее, авианосцы нужны, а не БДК. Одного "Адмирала Кузнецова" маловато, надо ещё строить.
Не думаю что вокруг Никарагуа и Таиланда найдется работа для авианосцев. США вряд ли пойдут на открытый военный конфликт с Россией, а чтобы справиться с меньшими по масштабам угрозами достаточно относительно небольших сил.
В Никарагуа есть традиция решать проблемы партизанскими методами? Нате вам спецов по контртеррору.
Малаккский пролив и прилегающие воды известны пиратами? Мне видится что пиратов удобнее всего гасить с вертолетов.
А строить - да, надо.
Вассерман, помнится, предлагал совместно с Казахстаном забацать на родном мне Семипалатинском ядерном полигоне комплекс из нескольких атомных станций, который перекрыл бы потребности в электроэнергии всех стран региона. И про поворот северных рек в Аральское море тоже положительно отзывался.
Политическая воля при обратном заселении не поможет, мы живем в свободной стране и при рыночной экономике, если понимаешь о чем говорю)
В том же Казахстане, на юге, климат прекрасен, я сам оттуда, люди туда поедут только при условии что там заработки и уровень жизни будет не хуже чем дома... А для этого нужны развитые СХ и промышленность, а для этого в свою очередь банальная водичка...
> У меня тесть всю жизнь, начиная со времени Сталина, проработал в системе планирования и строительства гидросооружений, говорил, что идея переброски северных вод на юг не только выполнима, но и гениальна. В Казахстане и Средней Азии катастрофически не хватает воды для СХ и промышленности и на простой воде стране можно не только зарабатывать млды, но и привязать Азию так к России, что уже никогда никуда не то что не рыпнется, а даже на сторону не посмотрит. Нужна лишь политическая воля. Тот же Назарбаев, еще при Лужкове говрил, что под этот проект он найдет любые деньги... Очень злился не скрывая, когда ебаные экологи опять похоронили проект под пеной истерики...
Ты уверен, что у экологов была именно истерика, а не обоснованные опасения за будущее экосистемы Западной Сибири?
Камрад, ты про что? Я про то, что поворачивать реки, чтобы "привязать" - этого недостаточно. Нет сейчас коммунизма. Нам какая выгода? У них будет взрывной рост населения, при отсутствии такого у нас. Это будет проблемой. При СССРе да, нужно было поворачивать, когда в КазССР было 60% русских, а казахи пели русские народные песни.
> Пропускная способность - менее чем в 2 раза, доход - гораздо более чем в 2.
Тоже сначала удивился, потом вчитался.
Судоремонт, судостроение поблизости, производство контейнеров, автосборочные производства (не очень понимаю, почему там, ну кроме близости к морскому транспорту).
В 3 раза наверное нет, но ...
> Да и взрывами можно - бух, бух бух -дырок понаделать.
>
Это не экологично. Лучше элитных укров из Киева завезти. Достаточно одного бригадира с рупором и погнали "Хто не копає - той москаль!!!". За полгода как есть по всему мередиану канал выкопают.
> Ты уверен, что у экологов была именно истерика, а не обоснованные опасения за будущее экосистемы Западной Сибири?
А как назвать "уверенность" экологов, что канал будут рыть мини-ядерными взрывами, что уровень воды упадет на Севере настолько, что там все погибнет, или наоборот все затопит и там все превратится в болото и т.д? При этом никого не будоражит что нефть и газ из тех же регионов гонят в Европу по трубам и все прекрасно...
На самом деле в этих проектах ключевое что никто поворачивать реки никто никогда не собирался - вся суть в том чтобы забирать у сибирских рек только 4 % ПАВОДКОВЫХ вод, которые потом направлять либо каналом на юг либо по трубам... Причем, когда экологи говорят что канал погубит все живое и затопит берега, они не вспоминают канал им Ленина и как он, как инженерное сооружение прекрассен и надежен!
> Пропускная способность - менее чем в 2 раза, доход - гораздо более чем в 2. С чем, интересно, связана такая математика?
Вопрос, скорее, не в количестве судов, а их тоннаже - там суда бОльшего размера проходить смогут. В частности:
>Ширина канала теперь достигнет 312 метров вместо 61.
> У технарей знания по биологии и географии намного выше?
На несколько порядков. Потому что это наука. А экология-это политика. В СССРе без экологов на предприятиях обходились. Исчезла промышленность и т.д., вместе с СССР, и экологи объявились.
> На несколько порядков. Потому что это наука. А экология-это политика.
Экология (от греч. óikos — жилище, местопребывание и ...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Экология определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы. (с) БСЭ
Но в перестройку деятельность экологических организаций сильно политизировалась, да.
> Исчезла промышленность и т.д., вместе с СССР, и экологи объявились.
> Пора бы и нам прорыть дублёра Беломор-каналу — народ заждался.
Дмитрий Юрьевич, а есть ли возможность сделать видео беседы о строительстве Беломор-канала с кем-либо из историков, например с Борисом Витальевичем Юлиным?
Было бы интересно узнать из компетентных уст чем было обосновано строительство канала, кто его строил, действительно ли при строительстве погибли многие тысячи "невинных" и т.д. Из телевизора слышал на эту тему только лютый негатив вроде того, что заключённых, строивших канал, кормили водорослями, а хотелось бы знать правду с отсылкой на архивные документы.
> Проект прекратили из-за этого бреда, я правильно понимаю?
В конце 80-х проект закрыли именно из-за это бреда, главным застрельщиком был, я даже помню это, Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН, общественник и истинный горбачевский либерал...
Что касается безопасности этих проектов, то по словам моего тестя, который лично работал над двумя из них, все они были досконально выверены с точки зрения безопасности вообще и экологической в частности. Они при проектировании работали с учеными которые провели тысячи опытов, изысканий и исследований. По словам тестя, требования были жесткие, к примеру, если на маршруте канала шла территория где проживал какой-нибудь редкий вид из трех оставшихся на весь головастиков все проекты были обязаны не только обезопасить их но и радеть об увеличении их численности...
> В конце 80-х проект закрыли именно из-за это бреда, главным застрельщиком был, я даже помню это, Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН, общественник и истинный горбачевский либерал...
По-видимому, именно в связи с неопределенностью результатов государственных экспертиз проекта Политбюро ЦК КПСС поручило провести его оценку Академии наук СССР. В 1983 году президент АН СССР Анатолий Александров организовал временную научно-техническую экспертную комиссию «По проблемам повышения эффективности мелиорации почв в сельском хозяйстве». Руководителем комиссии стал вице-президент АН СССР академик Александр Леонидович Яншин. Он же определил состав комиссии[20].Комиссия объединяла 30-35 человек, но формального членства в ней не было. Среди участников были экономисты, математики, геофизики, почвоведы, мелиораторы, гидрологи, грунтоведы, геологи, географы. Они работали в семи секциях, каждая по своей теме.
Результаты работы «комиссии Яншина» были предварительно обсуждены на заседании Президиума Академии наук СССР совместно с Президиумом ВАСХНИЛ, посвященном проблеме поворота рек, 9 декабря 1985 года. Итоги работы комиссии - заключение по проекту «поворота рек» и предложенные альтернативные ему варианты мелиорации земель - были представлены председателем комиссии академиком Яншиным 19 июля 1986 года на заседании Президиума Совета министров СССР. 16 августа 1986 года проект был остановлен распоряжением ЦК КПСС. К этому времени оппозиция проектам поворота рек включала 50 академиков, 25 членов-корреспондентов АН СССР, пять отделений АН СССР.
Но мнение разных общественников тоже сыграло свою роль.
Да не было его. Знаю (то время) 3 завода химии и нефтехимии (5-8 тыс. персонала на каждом), энергетику - ни одного "эколога". В 90-е, после "исчезновения" СССР, дурным тоном было называться "экологом" - синоним бездельника.
> Найдешь номенклатуру специальностей ВАК советского времени
Причём тут ВАК и номера специальностей в дипломе? Я про них.
> Знаю (то время) 3 завода химии и нефтехимии (5-8 тыс. персонала на каждом), энергетику - ни одного "эколога".
>
> Как это связано с твоим утверждением, что экология - не наука?
А нет практической отдачи в сугубо области касающейся жизни человека - значит трындёж. Опять же в СССР.
> Очень злился не скрывая, когда ебаные экологи опять похоронили проект под пеной истерики...
Под это явление есть уже термин "экологический кретинизм".
Это когда под предлогом "защиты экологии" наносится неиллюзорный ущерб экономике стран, попавших под "экологический мониторинг". Ясное дело, что реальная экология с этими решениями и воплями и рядом не лежала. а чаще всего - амбиции и идиотизм вождей "зелени". Ну и, что также обычно - волосатая лапка дяди Сэма, обеспечивающая свои стратегические интересы на чужой территории.
> Да не было его. Знаю (то время) 3 завода химии и нефтехимии (5-8 тыс. персонала на каждом), энергетику - ни одного "эколога". В 90-е, после "исчезновения" СССР, дурным тоном было называться "экологом" - синоним бездельника.
Была охрана окружающей среды. В восьмидесятые годы произвели подмену и вместо этой специальности ввели "экология".
> В конце 80-х проект закрыли именно из-за это бреда, главным застрельщиком был, я даже помню это, Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН, общественник и истинный горбачевский либерал...
Наши академики много чем прославились. Например благословили бред под названием "Программа 500 дней" и вообще переход к капитализму.
> Вассерман, помнится, предлагал совместно с Казахстаном забацать на родном мне Семипалатинском ядерном полигоне комплекс из нескольких атомных станций, который перекрыл бы потребности в электроэнергии всех стран региона.
Пардон!
Для АЭС тоже вода нужна. Так что сначала - реки на юг. А после вот эти самые проекты.
Впрочем, у физиков однажды мелькала такая шизоидная идея - понастроить вдоль СевМорПути АЭС. Но с охлаждением не на воде, а на газе (гелий или что - отдельный вопрос). Там зимой - до минус сорока и более. В результате, прибавка к КПД относительно других АЭС, но в тёплых местностях.
Или на воде, но морской. Со сбросом тёплой воды в океан. По приколу - Севморпуть от такого прогрева быстрее ото льда освободится.
> У экологов не может быть обоснованных опасений. Ибо "экологи" по своим техническим воззрениям нули.
В конце восьмидесятых был проект, по захоронению РАО. Гарантия сохранности и отсутствия утечек учёными давалась в миллион лет.
Больше - просто геологический прогноз не позволяет заглянуть. Экспертизу проекта делала чуть ли не вся АН СССР. Вывод высокой комиссии: "разумных(!!!) возражений против данного способа захоронения нет".
И всё равно под истерики Яблокова и его приспешников, проект был похоронен... Но в пользу крайне затратных и неэффективных (а во многом и более опасных методов). Единственное их "преимущество" - то, что "так делается в США".