The DOORS
(Полный путеводитель по музыке)
Автор: Peter K. Hogan
Перевод Андрея Паламарчука
Предисловие
О шестидесятых годах уже много
сказано и написано, и в основной массе все эти слова — банальная чепуха. Да, то
было время подлинного новаторства и экспериментов в поп-искусстве, причем почти
все культурные революционеры той поры были невероятно молоды. Дух эпохи не
поддается реконструкции, сколько бы ни возвращалась мода на одежду и музыку тех
лет, — и это к лучшему, потому что шестидесятые не были до такой степени
наполнены весельем и эйфорией, как сейчас может показаться.
В нашу эпоху постпанка многим
трудно представить, что каких-то тридцать лет назад к вам запросто могли
пристать на улице и побить только за то, как вы одеты. Трудно пережить чувство
необыкновенной свободы, когда любое социальное изменение, пусть совсем
ничтожное, становится подлинной революцией, направленной против косного
мышления поколения родителей и ведущей к новому миру (это и впрямь был новый
мир, только не тот, к которому все стремились). Трудно представить себе
страдание и ужас, вызываемые мыслями о том, что тысячи твоих сверстников гибнут
в бессмысленной и бесчестной бойне в Юго-Восточной Азии, которая в любой момент
может перерасти в ядерную войну (и это вполне устраивало Ричарда Никсона). И
совсем уж специфическим знаком времени стало разочарование в ЛСД, который
оказался не панацеей, а смертельно опасным духовным суррогатом, по всей
видимости распространявшимся в рамках социального эксперимента, контролируемого
ЦРУ.
Такая социально-политическая
обстановка стала фоном для появления, вслед за The Beatles и Бобом Диланом,
тысяч рок-групп, каждая из которых хотела сказать что-то свое о существующем
положении вещей. The Doors всегда выделялась из общей массы. Их творчество
несомненно выходило за рамки обычных блюзовых риффов и штампов культуры хиппи.
Они были неотесанными и нестандартными, и это сближало их, скорее, с
ньюйоркцами Velvet Underground, а не с группами Западного побережья. И вообще,
The Doors были не похожи на других.
И этой непохожестью группа по
большей части была обязана своему вокалисту Джиму Моррисону. Не хочу умалять
заслуг других членов группы: они создали очень своеобразное звучание и помогли
Джиму лучшим образом выразить свои идеи. Но сам замысел, стихи, имидж,
мировоззрение — все это принадлежало главным образом Моррисону.
Он был талантливым певцом,
поэтом, художником, кинорежиссером и 'эротическим политиком', коэффициент
интеллекта (IQ) которого равнялся 149. В то же время даже его защитники
признают, что часто Джим напоминал человека, при виде которого любой предпочел
бы перейти на противоположную сторону улицы. Невыносимо грубый, ненадежный,
терзаемый противоречиями, регулярно употребляющий по меньшей мере один из
наркотиков, а временами опасный — вот лишь некоторые из определений, подходящих
для его описания. И все же, по словам одного из членов обслуживающего персонала
The Doors, 'в 98 процентах случаев Джим вел себя как джентльмен'.
Для многих слушателей The Doors
стали первыми, кто по-настоящему раскрыл потенциал рока. Мысль о том, что текст
в поп-песне — это нечто большее, чем банальные стишки, стала подлинным
откровением, под влиянием которого многие из адептов нового культа просто
потеряли голову. Джоан Дидион [американская писательница, чьи своеобразные в
жанровом отношении произведения богаты экскурсами в историю культуры:
'Молитвенник' (1970), 'Белый альбом' (1979, сборник-эссе)] назвала The Doors 'Норманами
Мейлерами [Мейлер, Нормам (р.1923) — американский писатель и журналист, автор
книг "Нагие и мертвые" (1948), Армии ночи' (1968), "Песнь
палача" (1979) и др. Острый и противоречивый писатель, неоднократно
высказывавшийся по злободневным социальным вопросам] из хит-парадов,
миссионерами апокалиптического секса'). В наши дни, слушая их музыку и стараясь
быть максимально беспристрастным и строгим критиком, я должен отметить, что
около половины выпущенного The Doors материала выдержало проверку временем, и,
если отвлечься от фактора ностальгии, этот показатель у них гораздо выше, чем у
большинства современников группы.
Сам Моррисон объяснял причину
популярности группы так: 'Мы ориентируемся на те же человеческие потребности,
что и классическая трагедия и ранний блюз южных штатов. Считайте, что это
спиритический сеанс в среде, которая стала враждебной жизни: холодной,
сковывающей. Люди чувствуют, что умирают на фоне губительного ландшафта. И вот
они собираются и устраивают спиритический сеанс, чтобы призвать мертвых,
умилостивить их и увести прочь посредством декламации, пения, танцев и музыки.
Они пытаются излечиться и вернуть в свой мир гармонию'.
Джим стал рок-звездой как бы
против воли и терпеть не мог своих фанов-недоростков. Е