Есть у меня дружбан. Живёт в Соединительных Штатах, на Филадельфийщине. Когда-то давно, когда я работал на заводике токарем, юный друган, присланный из ПТУ, ходил у меня в учениках. Потом, когда я трудился в милиции, дружбан работал в конкурирующей организации.
Вот уже три года как я уволился, и год с хвостиком, как он отъехал за бугор. Время от времени шлёт мне мылом письма. Пишет строго на "изврате", то есть латиницей. И вот получаю письмо, а в нем такие слова: Sxodil na "Gonebala", ochen' kruto. Долго думал — о чём это?
Измученный английским языком мозг никак не мог понять, что же такое Gonebal. Потом попробовал сказать вслух и сразу дошло, блин.
Само собой, даже если бы он сказал, что фильм — полный отстой, я бы все равно пошел и посмотрел, потому что уж больно хорош был фильм первый — "Молчание ягнят".
Смотреть отправился в кинотеатр "Ленинград" — некогда один из самых лучших в Питере. Он и сейчас хуже не стал, а тут еще правильный звук присобачили, что уж совсем круто. Единственный минус — расположен в неудобном месте. Зато по этой же причине за билет попросили всего 30 рублей, что есть круто.
Зал изнутри всё тот же: огромный, с хорошими, удобными креслами. Экран — моё почтение, это тебе не кинотеатры на Невском, в жилых домах. Правильный экран — это тот, на котором можно казать широкоформатное кино. На пальцах не пояснить, но разница примерно такая, как при просмотре по ящику широкоэкранного фильма и "во весь экран". При таком раскладе нас нагло обкрадывают — ровно 50% площади кадра на "квадратном" экране не видно. Короче, в к/т "Ленинград" — экран самый что ни на есть правильный.
Но как только начался фильм, я сразу понял, что меня опять обманули, блин. Наши деятели, как обычно, постоянно норовят с говна сметану снять. Фильм оказался не широкоформатный, а точно такого же формата, как в "Кристалл-паласе" кажут. Досадно…
Но, собственно, к делу. Первое, оно же главное, в фильме не оказалось правильной Клариссы Старлинг в исполнении Джоди Фостер. Не могу сказать, что Джоди — женщина моей мечты. Но! Я привык к тому, что оперуполномоченная Старлинг — это именно она. А что тут? А тут подогнали какую-то совершенно жуткую тетку, с каким-то стремным строением черепа, неправильным лицом и пр. и др. О вкусах, понятно, не спорят. Но лично для меня она как женщина — пустое место. А как оперуполномоченная Старлинг — вообще гнусная насмешка над отличным фильмом.
До просмотра я не понимал, почему Фостер отказалась сниматься. Вроде Антону Гопкинсу, которой играет Ганнибала, сниматься не западло. Но Джоди не захотела, и потому вместо неё наняли это чудо. По ходу просмотра стало понятно — почему. Мистер же Гопкинс, как мне показалось, просто работает. Итак, Gonebal.
Фильм о противостоянии парочки маньяков: людоеда Лектера и его единственной оставшейся в живых жертвы, тоже отмороженного на всю башку урода. Фильм о том, как один маньяк ловил другого, при этом ловко используя всех, кого хотел использовать. Например, агента Старлинг. И это, доложу я вам, отвратительно.
О чем было "Молчание ягнят"? Фильм был о том, как ничем, в общем-то, не блещущая молодая сотрудница ФБР Старлинг разыскивает маньяка, серийного убийцу. В ходе розыска пересекается с людоедом-интеллектуалом — Лектером, который в силу личных симпатий немножко ей помогает. В результате Старлинг ловит маньяка, а Лектер, «элегантно» завалив несколько человек, сбегает. Потому что как говорят наши уголовники: "Не умничай. И поумнее тебя есть, а в тюрьме сидят". И они таки правы.
Оперуполномоченная Старлинг в "Молчании ягнят" выступила с блеском. Фильм получился замечательный. А что Gonebal? Главное в Gonebal'e вот что. Если в "Молчании ягнят" это был хоть и интеллектуал, но все же в первую очередь — совершенно ненормальный людоед, то здесь это просто прикольный чувак, который нет-нет да и сожрет кого-нибудь. Не потому, что он ненормальный, которого для обеспечения безопасности общества власть должна изловить и, желательно, прикончить как бешеного пса. А потому, что некоторых людей просто надо сожрать. Мол, им же лучше.
В результате отмороженного людоеда-маньяка превратили в этакого прикольного душку, который вовсе и не плохой, а как раз наоборот — санитар мегаполиса.
Я не знаю, общался кто из вас с людоедами или нет. Но могу заверить как специалист: они вовсе не такие, каким показан доктор Лектер. Вовсе не такие. Как это водится, реальная жизнь очень далека от того, что показывают в кино. Это такая мразь, что... я бы таких в свой выходной расстреливал и даже лично закапывал. Бы.
Пример. Жила-была баба, у которой был малолетний сын, лет пяти. Жила без мужика, одна, бухала постоянно. Квартира — притон. Грязь, вонь, непролазное блядство. На хате регулярно собирался выпить народ примерно тех же интересов. Среди них — ветеран боев в Афганистане, человек с поврежденной головой. При себе постоянно носил топор. Был у него друг — алкоголик, бывший повар. И вот сидят они, бухают. Хозяйка квартиры уже отрубилась. А пацан бегает, кричит, играет — мешает, одним словом. Ну и ветеран дал ему подзатыльник. Мальчишка упал, заплакал. Мужик взбесился, схватил его, велел заткнуться. Тот плачет. Тогда он отвел его в ванную. И там зарезал.
Позвал своего дружка — поваренка. Под руководством опытного кулинара они ребенка прямо в ванной разделали. Сложили мясо в кастрюлю. Вышли, разбудили мать, и всей гурьбой — восемь человек — отправились на природу. Шашлык из ребенка жрать. Естественно, сожрали. Накормили мать ее собственным сыном.
Когда всех задержали, то били так, что они все были цветом как асфальт — сине-фиолетовые. А толку-то?
Другой наш местный людоед жрал своих друзей. Причем — строго у себя дома. Приглашал, поил, убивал, разделывал на специальном станке (лично соорудил под свои людоедские нужды). Потом спокойно готовил и жрал. Кулинар был знатный: и суп варил, и печенку жарил, и тушенку на зиму закатывал, и кости коптил понемножку. Ну и, само собой, своих приятелей, которых еще не успел сожрать, свежатинкой подкармливал под выпивку.
Когда приняли его, дома припасов было — не счесть. Одного только наваристого супа из человечины — десятилитровое ведро. На допросах не таился, не врал. Излагал с достоинством, прямо: ага, жру людей. Люблю, мол, это дело. И таки многих я сожрал! И дальше бы жрал, если бы вы не поймали.
Что самое странное, никто из них не производит впечатления ненормальных. Самые обыкновенные люди. Что, собственно, и страшно. Вроде и нет в них с виду ничего пугающего и даже опасного — люди как люди. Нормально разговаривают, шутки шутят. Только внутри у них живет Зверь. Зверь, в котором нет ничего человеческого. Это — людоеды. Нелюди. И нет в них ничего смешного и прикольного. Смотришь ему в глаза, и видишь там смерть. Правда, не свою.
А вот в фильме Gonebal — все наоборот. Тамошний людоед — этакий интеллектуал-приколист, жрущий людей фактически для их же блага. Кларисса Старлинг, в исполнении приглашенного монстра — вообще никакая. Проходная роль, пешка в лапах хищных маньяков.
Второго маньяка, кстати, сыграл Гэри Олдмэн — Самый Выдающийся Подонок Голливуда. Правда, роль такая, что по чудовищно изуродованному инвалиду (гримерам — крепкие пять баллов) невозможно понять — что это за актер. И потому Олдмэн себя вообще никак не проявил.
Но оба маньяка крутят Клариссой Старлинг как хотят. А она и вякнуть не может. И под конец чуть ли не влюбляется в Gonebal'a. Круто? Не знаю.
Что касательно ужасов. Отдельные проявления ужасов в фильме есть. Визуально фильм выглядит отлично. Кишки Gonebal выпускает со смаком. Особенно прикольно вскрыл башку Рэю Лиотте, отрезАл у него кусочки мозга, тут же жарил и Лиотту его же мозгами кормил. Не знаю, кому как, но было смешно.
Самая же хорошая задумка была, конечно, скармливать живых людей специально обученным диким кабанам — смотрится исключительно зверски. Да и вообще — фильм, повторюсь, очень стильный. Режиссером там выступил Ридли Скотт, за плечами которого такие безусловные блокбастеры как "Чужой" и "Бегущий по лезвию".
Ну а мадам Старлинг под конец фильма выглядела совсем уже безвольной овцой, идущей на поводу у резвящегося людоеда. Бред… Причем — бред отвратительный. Правильно сделала Фостер, что не подписалась на эту роль.
Фильм Gonebal никаким боком не дотягивает до напряжения и качества "Молчания ягнят". Людоед в нем — карикатурный и скорее симпатичный, чем отталкивающий. Но посмотреть, тем не менее, можно. Дружбан плохого не посоветует. Мне, например, смотреть было интересно. И ни денег, ни потраченного времени не жаль. Тем, кто не смотрел, все-таки советую глянуть — уж во всяком случае это не самый плохой фильм. Ничего себе такой Gonebal. Во многих местах, повторюсь, заливисто смеялся.
Третьего дня прикупил книгу Gonebal — чтобы лично убедиться в том, что такой талантливый парень, как Томас Харрис, не мог написать настолько разгильдяйский, бестолковый и неправильный сюжет. Оказалось – точно, не мог. Книжка ещё страшнее, чем кино. Но страшнее в правильную сторону
Кстати, мистер Харрис написал про Gonebal'a три книги: Red Dragon (Красный Дракон), Silence of the Lambs (Молчание ягнят) и Hannibal (Gonebal). По книге Red Dragon в 1986 году был поставлен фильм Manhunter (Охотник на людей), режиссер — Майкл Манн (снял такие отличные фильмы как Last of the Mohicans (Последний из могикан) и Heat Схватка)). Манн плохого не снимет.
Ну, а мистер Гопкинс уже дал согласие сниматься в римейке этого фильма-приквела — о молодых годах Gonebal'a, о нелегком становлении неопытного людоеда. Потраченную годами физиономию ему после съемок подправят в Фотошопе, так что будет он молодой и симпатичный.
После просмотра х/ф Gonebal оптимизма по поводу продолжения не испытываю.
Купить фильм "Ганнибал" на OZON.ru
Купить книгу Тома Харриса "Ганнибал" на OZON.ru