Третьего дня приобрёл двд с художественным фильмом "Мы из будущего". Вчера посмотрел.
Четыре молодых человека – деловой, скинхед/неонацист, рэпер и ботаник копают под Питером захоронения времён Великой Отечественной. Известное в Питере занятие – даже при советской власти этим не занимался только ленивый. У всех толковых подростков дома лежали патроны и банки пороха, разной степени ржавости стволы, противотанковые мины, тол, черепа – было что товарищам показать и чем вызвать уважение.
Увлечение не носило коммерческого характера. Но с падением СССР внезапно обнаружилось, что граждане Германии за останки погибших на территории России родственников готовы платить деньги, по тем временам – немалые. Неплохую цену можно было взять за ордена, медали, предметы быта. И раскопки на местах боёв обрели совсем другой окрас и размах. «Копатели» поделились на две основные разновидности: одни проводили захоронения останков павших воинов, другие – наживались с мёртвых, третьи – успевали и там, и там. Фильм «Мы из будущего» — про вторых.
Четверо молодых людей – барыга-организатор, скинхед, ботаник и рэпер – копают на продажу. К раскопкам приходит сельская бабушка и говорит, что у неё где-то здесь в боях пропал сын, у которого был портсигар белого металла с красным камнем. Подпившие молодые люди радостно хихикают и обещают в случае находки сына вернуть бабушке портсигар.
В ходе раскопок натыкаются на блиндаж, а в нём – на сундучок с документами. Документы (военные билеты) оказываются выписанными на них. Решив, что всё дело в палёной водке, молодые люди прыгают в озеро с целью освежиться, и выныривают в 1942 году. После чего оказываются в рядах сражающейся с нацистами армии и вынуждены действовать соответственно.
Фильм – про детей и для детей. Про нынешних детей – из числа тех, кому в голову вместо мозга насрано. В фильме нет никакого патриотического пафоса, нет нравоучительных пояснений «Родину любить надо». Просто герои попадают в различные ситуации и встречаются с разными людьми, из чего сами герои (а вместе с ними и зрители) делают некие выводы о происходящем и собственных мыслях по данному поводу. Особенно хорошо это показано на примере скинхеда.
Снято всё достаточно грамотно – для нашего кино, понятно. Нарекания вызывают «вещи» типа целого в начале блиндажа и прямого попадания в него снаряда в конце, фанерные танки, беготня по брустверу, наступления на незамеченные доты и пр. Ну и взрывы не очень дорогие. В общем, война в целом – картонная. Но сюжетные перипетии бодрые, а когда вернувшийся в своё время скинхед начинает с мясом сдирать с себя татуировки – снято как следует. А это в фильме главное.
Актёры подобраны незнакомые, что придаёт происходящему на экране «реалистичности». Лучше всех, на мой взгляд, выступил актёр Данила Козловский (Борман). Порадовал во всех проявлениях – и как барыга, и как старший в своей группе, и как ухажёр, и как подстреленный солдат, и как ликвидатор немецкого дота. Остальные выступили не так сильно, но у них роли такие – грамотно обрамлять основное действие. Получилось хорошо, а местами – так и вовсе здорово, как в сцене подыгрывания медсестре на гитаре.
Покоробил референс на «Судьбу человека», с цитатой «Я после первой не закусываю». Однако по некотором размышлении пришёл к выводу, что герой хотел быть похожим на советского солдата. Однако юное поколение не сдюжило даже двух стаканов водки.
По окончании просмотра полез посмотреть: что за юное дарование внезапно ухитрилось в демократической России снять такой фильм? Дарование оказалось советским режиссёром Андреем Малюковым, режиссёром культового фильма советского детства «В зоне особого внимания», который мы смотрели раз по десять. После просмотра оного мы, тупые советские дети, стройными рядами бежали в военкоматы – служить в воздушно-десантных войсках. Сейчас такое и представить невозможно — чтобы мальчишки хотели служить в армии. А в тоталитарном СССР служба Родине была нормой жизни.
Немножко досадно, что фильм – не дело рук молодых. С другой стороны – отрадно, что и среди ветеранов нашего кино не все – дешёвые гниды, за три копейки регулярно испражняющиеся на Родину и её героев. Ну и совсем поразительно – как это Швыдкой не доглядел и такое кино проскочило на экраны?
Фильм, повторюсь, про детей и для детей. Именно такие фильмы воздействуют прямо на мозг, безо всяких патриотических лозунгов и занудных школьных уроков. Дети хотят быть похожими на героев из фильмов, а потому такие фильмы – исключительно полезны.
Рекомендую для семейного просмотра.
Купить фильм Мы из будущего