Французский художественный фильм "Враг государства №1" выпущен на двух двд. Продаются они зачем-то отдельно друг от друга. Плюс первый купил и посмотрел до нового года, а второй вышел и был просмотрен только сейчас.
Сюжет таков. По Франции бегает исключительно одарённый бандит — Жак МерИн (не мерин, нет) в исполнении Венсана Касселя. Ну и, понятно, бандитствует и грабит, стреляет людей, сидит в тюрьме, сбегает из тюрьмы. Фильм, как говорится, основан на реальных событиях. От большинства событий из жизни Жака МерИна даже у бывалых парней глаза лезут на лоб. Ибо такое количество событий не влезает даже в две серии по два часа каждая. При этом фильм выглядит как дипломная работа выпускника кино-ПТУ — настолько всё бестолково и обрывочно. Однако в этой бестолковости присутствует серьёзный цымес, и фильм безусловно интересен "ценителям уголовщины".
Действие начинается с того, что герой Касселя несёт воинскую службу в Алжире. Если кто вдруг не знает, в 1830 году цивилизованная европейская страна Франция напала на Алжир и оккупировала его. Можно посмотреть на карте: где Франция, и где Алжир. И подумать, что там было надо цивилизованным французам и зачем они туда полезли. И не только туда, кстати.
В ходе колонизации французы заняли лучшие земли, а недовольное население массово уничтожали. Французы — они вообще парни крайне суровые, несмотря на образ легкомысленных весельчаков. Недовольных алжирцев демократичные французы валили безо всякой жалости — что, собственно, и показано. Ну а когда через сто тридцать лет оккупации и после пары кровавых мятежей стало ясно, что придётся уйти, провели сугубо демократические голосования. После чего, в строгом соответствии с волей народа, войска в 1964 году из Алжира были выведены. Следом за ними, понятно, на историческую родину пришлось бежать миллиону французских колонизаторов, ибо в Алжире началась свирепая резня — как это всегда бывает при наступлении демократии.
Ну а герой Касселя, Жак МерИн, на правах оккупанта участвует в пытках и расстрелах алжирских аборигенов — очевидно, был отобран для этого как толковый, способный боец. Потом по указанным выше причинам солдат МерИн из этих прелестей возвращается домой. Заняться ему нечем — после пыток и расстрелов трудно подыскать что-нибудь настолько же интересное и увлекательное. Недолго думая, Жак МерИн приступает к грабежам и разбоям — благо Родина научила пользоваться оружием. Ну а дальше начинается форменный ураган: там ограбил, тут ограбил, здесь убил, там убил, тут графином по башке, там кулаком по харе. Даже от кинопохождений свирепого выродка шерсть на башке встаёт дыбом. И поскольку первая серия снята по мемуарам МерИна, в которых он, само собой, пытался показать себя в наиболее выгодном свете, даже неясно: что же этот урод представлял из себя на самом деле?
В преступной деятельности МерИн все две серии не знает роздыху: стреляет арабов, грабит квартиры, берёт в заложники богачей, нападает на банки, попадает в тюрьму, сбегает из тюрьмы. Нападая на банки, сперва грабит один, а потом видит через дорогу второй, и тут же грабит и его — до кучи, и чтобы лишний раз не бегать. Отмороженный на всю башку, при этом крайне удачлив и везуч. Деятельностью своей задрал французские власти так сильно, что его в итоге государевы люди взяли да и пристрелили. Что характерно, без суда и следствия, среди бела дня прямо в Париже. Так работает демократическое правосудие. Фильм, кстати, называется не "Враг государства", а "Враг народа". Собственно, сам термин враг народа — он не советский, как многим идиотам кажется. Термин враг народа активно употреблялся ещё в Древнем Риме, а поскольку Франция — прямой наследник римской цивилизации, то применяется и в ней.
Конечно, далеко не всегда господин МерИн ускользает от Фемиды. Заловили его, к примеру, в Канаде. Наиболее яркое впечатление в фильме производит отсидка в канадском ГУЛАГе. Стало быть, коридор, два ряда камер — этаких близко составленных кубиков. По крышам камер ходят охранники, в крышах камер — окна, через которые охранники ведут наблюдение за арестантами. В камерах горит яркий свет. За попытку прикрыть лицо полотенцем в камеру врывается дежурный наряд и жестоко избивает заключённого дубьём. За попытку разговаривать в камеру врывается дежурный наряд и жестоко избивает заключённого дубьём. За попытку чего угодно в камеру врывается дежурный наряд и жестоко избивает заключённого дубьём. Потом, понятно, водные процедуры из брандспойта и карцер с сиреной.
Что творится по тюрьмам канадским —
Трудно, граждане, вам передать
Как приходится нам, бедолагам,
Со слезами свой срок отбывать...
Демократическая тюрьма просто прекрасна: невозможно поверить, что в свободной Канаде созданы столь комфортные условия и так умело поддерживаются. Заключённому МерИну там тоже очень сильно понравилось, поэтому он оттуда сбежал и вместе с товарищем по отсидке вооружился до зубов и напал на тюрьму — чисто охранников пострелять и поддержать страдающую от зверств администрации братву.
Кстати, в конце фильма идут титры, что после вооружённого нападения было проведено расследование в тюрьме — дескать, что же это за обращение с заключёнными? И дураку может показаться, что справедливость восторжествовала. Но на самом деле это не так. На самом деле заключённые канадского ГУЛАГа не могут пожаловаться в надзирающие органы на то, что с ними вытворяет администрация. Не могут отправить письмо прокурору, и потому никто не знает, что происходит в тюрьме. Проверки учреждения никаких результатов не дают, заключённые не могут ничего сказать даже при визитах проверяющих. В общем, для того, чтобы привлечь внимание к проблемам канадской тюрьмы, из неё сперва надо сбежать (стерегут тюрьму, кстати, так же добросовестно, как издеваются над зеками), а потом побегушникам надо совершить вооружённое нападение и убить несколько охранников. Вот тогда становится понятно, что в тюрьме что-то не так. А меры принимают ровно к одной тюрьме, потому что в остальных канадских тюрьмах всё хорошо. Отлично работает канадский ГУЛАГ — есть мнение, не хуже американского.
По жизни МерИн себя смог проявить только как солдат — умелым исполнителем налётов, грабежей и разбоев. То есть вот как был солдат, так солдатом и остался — не потянул даже на прапорщика. Как боец-одиночка — крайне эффективен, но банду не создал и воровской ход не налаживал. Собственно, оно ему, наверно, и не надо было: действовал сам по себе и неплохо жил. Нервы — как верёвки, удача и везение — нечеловеческие. Плюс умение гримироваться, брить/отращивать усы, пользоваться париками и проч. Выглядит небезынтересно.
В фильме непонятно зачем две серии. Первая, как сказано выше, поставлена по мемуарам МерИна, вторая — поставлена режиссёром "как он видит". Любителям кино первую серию можно не смотреть вообще, не понравится. Любителям уголовщины следует смотреть обе, ибо каждая хороша по-своему.
Снят фильм в довольно странной манере — в манере фильмов семидесятых годов. Ну, если кто смотрел фильм "Французский связной" — поймёт, о чём речь. Сам фильм ещё более странный, чем манера, в которой он снят. Если бегают и стреляют — снято отлично и выглядит прекрасно, берёт за душу. МерИн в исполнении Касселя, повторюсь, настолько отмороженный и совершает такое, что смотреть надо стоя. Но всё остальное, чем заняты промежутки между грабежами, налётами и убийствами — вообще ниже ватерлинии. Ни тебе какого-то развития, ни тебе внимания к судьбам персонажей. Была жена — ушла жена, была девка — не стало девки, адвокатесса принесла пистолет в тюрьму — не стало адвокатессы. Невнимание к судьбам персонажей, невнятность диалогов и происходящего — из ряда вон. При этом, повторюсь, экшен и поступки настолько адские, что посмотреть стоит хотя бы ради них.
Любителям фильмов про бандитов — рекомендую к просмотру в свободную минуту.
Враг государства №1 на Озоне
Враг государства №1: Легенда на Озоне