В среду, 15 апреля сего года в Москве началась очередная навигация. Торжественное открытие 151-й большой навигации состоялось на Южном речном вокзале.
Столичная судоходная компания торжественно объявила об открытии навигации и отправила в рейс целую когорту прогулочных теплоходов. На борт с радостью принимали всех желающих. В день открытия навигации на Москве-реке — бесплатно. Длинной парадной вереницей пассажирские теплоходы прошли по Москве-реке. Первыми на воду вышли на речном судне воспитанники кадетских морских корпусов столицы и участники молодежных общественных организаций.
Москва-река судоходна на 210 км от устья. Навигация обычно продолжается с середины апреля до середины ноября. На реке расположены Южный речной порт, Западный речной порт и Южный речной вокзал, a на Химкинском водохранилище (технически, не на Москве-реке) — Северный речной порт и Северный речной вокзал. Внутригородское пассажирское движение по Москве-реке происходит на трёх независимых участках, только один из которых (Новоспасский мост — Киевский вокзал) работает в течение всей навигации.
В Москве речные трамвайчики появились в 1923 году. Первоначально ими заведовало Московско-Окское управление речного транспорта, а в 1933 году было организовано специализированное Московское пригородное пароходство.
Флот пароходства состоял из 70 небольших катеров производства Городецкой верфи, бравших на борт 40 — 100 пассажиров. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост — Заозёрье и Дорогомиловский мост — завод АМО. Начиная с шестидесятых годов действовали пригородные линии, обслуживавшиеся скоростными судами на подводных крыльях; так, например, популярны были линии по каналу имени Москвы к бухте Радости и Пестовскому водохранилищу. Постепенно водный транспорт в Москве перестал выполнять роль общественного и перешёл в экскурсионно-прогулочную нишу. Оператором московских рейсовых речных трамваев является Столичная судоходная компания.
Лично я сам открывал навигацию на теплоходе "Князь Юрий" (проект Р51Э). Теплоход находится под управлением капитана-механика Владимира Петровича Круглова и двух его помощников. Для него это уже 33 по счёту навигация.
Речной трамвайчик доступен всем желающим из состава взрослого населения за 400 рублей, для карапузов детский билет обойдётся в 150 рублей. "В новом сезоне пустим и новый маршрут- две "Ракеты" от Северного речного вокзала в зоны отдыха "Бухта радости" и "Хвойный бор".Там пассажиры высаживаются, проводят на берегу четыре часа, затем их доставляют обратно", — рассказала заместитель гендиректора Судоходной компании по маркетингу Юлия Ефремова. А вообще все имеющиеся у ССК речные маршруты
можно изучить да хоть здесь.
Интересным образом оборачивалась для Столичной судоходной компании и бесплатность первого дня навигации. Евгений Васильевич Власов, начальник флота компании упоминал как-то, что в 2001 году Столичная судоходная компания впервые решила сделать первый день навигации бесплатным для всех пассажиров. Однако, по его словам, в этот день во время работы шести теплоходов люди отказывались выходить на конечных остановках. "К концу дня все унитазы были разбиты, плафоны выкручены, а флаги украдены. Мы к этой практике возвращаться не хотим", —
подчеркнул Власов.
Сразу, сразу же узнал "брата Колю". Если для тебя стараются бесплатно и с удовольствием — обязательно надо нагадить в ответ, иначе праздник не будет полноценным! Надеюсь, речники с пониманием относятся к слабоумным пассажирам и не считают таковыми всех.
Из личных впечатлений: вода в реке очень грязная. Как в ней граждане доброволно купаются — непонятно. Мусор проплывает постоянно, среди него изрядную часть составляют пивные банки и бутылки. Спасибо всем отдохнувшим с бутылочкой пивка за эту красоту!
За время торжественного прохождения по Москве-реке, на уборке акватории в черте города были замечены технические средства флота «Мосводостока», которых всего 28 единиц: нефтемусоросборщики, мусоросборщики, катера и шаланды. В день в среднем вылавливают 14 — 15 тонн мусора, в основном это все же бытовой мусор, который попадает в реку «из рук» граждан. А руки гражданам оторвать местами хотелось — чего только не набросали доброхоты в реку! Вспомогательный теплоход "МС-1" — мусоросборщик проекта 82180, 1998 года постройки как раз и собирает грязь и мусор с акватории реки.
Кораблик, может быть, и неприметный, но упомянут персонально в Распоряжении Правительства Москвы О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕТЫРЕХСТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ МИНИСТЕРСТВАМИ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ от 9 ноября 1998 г. N 1255-РП: "...Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с Министерством транспорта Российской Федерации осуществить прием — передачу в собственность города Москвы одного вновь построенного на АО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" судна — мусоросборщика МС-1 и в установленном порядке передать его в хозяйственное ведение МП "Мосводосток".
Теплоход, построенный в 1998 году специально для сбора мусора с поверхности воды, имеет осадку около 80 см. Экипаж 15-метрового теплохода — всего три человека (и собака Люська). Капитан-механик Юрий Николаевич Волков стал капитаном особенного судна, построенного по инициативе Лужкова на Московском судостроительном заводе. «МС-1» были выпущены ограниченной партией – три теплохода, два из которых были переданы в ведение Мосводостока. Работают железные труженики круглые сутки – вахта у экипажа теплохода по 12 часов. Теплоход, капитан которого Юрий Николаевич, остается в городе и зимой, так как в центре Москвы река почти никогда не замерзает и мусор плавает постоянно.
«Самое большое количество мусора собираем весной и летом. Летом набираем по 150 кубов в месяц», — сказал Юрий Николаевич, который своим новым теплоходом очень доволен, так как раньше мусор собирали самодельные суда, не очень для этого приспособленные. На вопрос о самом необычном выловленном предмете капитан теплохода ответил: «Иногда сумочки женские вылавливаем. Вчера очередную вытащили. Трупы мы не вытаскиваем, вызываем милицию. А самая приятная находка – это наша Люська. Весной плавал щенок в воде, почти тонул. Мы ее спасли, и с тех пор она с нами – дочь корабля». Ласковая Люська в подтверждение его слов крутилась рядом, прикусывая капитана за руку".
*****
Лично мне приятно, что у нас в городе такой вот речной флот есть. От себя лично благодарю всех причастных к пусть не грозному, но близкому и доступному речному флоту. И поздравляю с очередной навигацией. Спасибо вам, товарищи речники, за вашу работу.
В дальнейшем обязательно приложу усилия, чтобы провести один день на одном из теплоходов с целью проведения бесед с экипажем и съёмки толкового фоторепортажа о людях, водящих суда по рекам нашего города.
Целиком с картинками
Для интересующихся: съёмка велась на фотокамеру Nikon D700, объективы Nikkor 105/2.5(AiS), Nikkor 28-70mm f/2.8 D AF-S IF ED и Nikkor 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S. Оптика перечислена в порядке предпочтения при использовании.