В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий.
"К сожалению, экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки". Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.
Про матросов
Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо — по хирургической.
В армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки — это выдаваемыми сигаретами.
Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур" называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур" имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак" забористый черноморский "превед", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.
Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда — около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" — спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.
Про бескозырку
Осмотрев корабль "от киля до клотика" под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка — очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику — день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.
"Беска" в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот" в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский — запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!
Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет — маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.
Про основные тактико-технические данные крейсера:
Водоизмещение: 16 653 т.
Размеры: длина — 210 м, ширина — 21 м, осадка — 7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.
Бронирование: борт — 100 мм , башни — 175 мм, рубка — 130 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).
Экипаж: 1270 чел.
"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.
Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.
Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование — в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей — апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.
В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля — как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
История крейсера.
Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года.
Про неоднозначную историю корабля подробнее:
Легкий крейсер пр.68-бис "Михаил Кутузов" был заложен 22.02.1951 г. в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29.11.1952 г., вступил в строй 30.12.1954 г. На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период "холодной войны". Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 гг., Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 гг. и в Варну (Болгария) в 1964 г.
01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. — вооруженным силам Сирии.
В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
Но открытию на корабле музея предшествовала целая история, выдержку из которой я приведу, а интересующиеся снова могут ознакомиться с подробностями по ссылке самостоятельно.
"...Через несколько недель адъютант командующего сообщил нам, что на флот пришла директива ГК ВМФ с решением реализации крейсера как госимущества на металл (мы говорили — «на иголки»). Даны указания управлениям и отделам флота.
Лука Петрович и я быстро набросали текст обращения, начав его фразой: «Глубокоуважаемый Евгений Максимович!». На компьютере я набрал текст на нашем специальном бланке, на котором вверху слева силуэт крейсера, справа — его герб, и на принтере отпечатал. Обращение тут же вложили в конверт и через проводника поезда отправили в Москву, где уведомленное нами доверенное лицо его получило.
Через день утром Евгений Максимович Примаков, премьер-министр России, видит наше письмо на своем рабочем столе, читает его и велит секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ, а тому говорит приблизительно следующее: «Я вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов » на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля – музея». Так буднично было, наконец, принято окончательное решение о дальнейшей судьбе крейсера, решение, которое не могли теперь оспорить ни ГК ВМФ, ни МО России".
"Графская пристань".
Как сообщает нам Википедия:
"Один из крейсеров этой серии, купленный Турцией на лом, был использован ВМС США в качестве мишени на учениях, но в результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, потопить так и не удалось. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, пояс был интегрирован в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками делали его очень живучим во время торпедной атаки."
Ссылки для интересующихся:
Про панораму Новороссийского порта с борта крейсера "Михаил Кутузов". Картинка (1000х7000) открывается в отдельном окне
Судьба артиллерийского крейсера проекта 68-бис "Михаил Кутузов"
Интереснейшие фотографии из жизни крейсера
Некоторые интересные детали и фотографии из жизни крейсера
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ну и, для самых стойких —
история моего севастопольского визита на гвардейский ракетный крейсер "Москва."
Музыкальный бонус (3.3Мб): "Черноморская". Исполняют В.Бунчиков и В.Нечаев
Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в .mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства. Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...
Целиком со всеми картинками