В галерее ФотоСоюз открылась очередная выставка.
Само по себе это событие ничем особенно не примечательно; выставок проходит много, и среди них встречаются интересные, заслуживающие вниимания.
В данном случае интересен не только автор —
Анатолий Черкасов — кандидат экономических наук и Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации (далеко не каждый автор может похвастаться реальными, земными достижениями в своей жизни).
Он родился в 1935 году в деревне Денежниково Луганской области. Ходил в школу в Донбассе, служил в ЛВО, работал в шахте, учился в Тимирязевской академии в Москве. В государстве рабочих и крестьян это было вполне нормально.
Первые фотографии он сделал в 1950-х. Но полностью посвятить себя любимому хобби он смог только после выхода на пенсию.
Понятно, что работник сельского хозяйства привык решать поставленные задачи, в том числе и нетривиальные. Анатолий изучал историю и теорию фотографии, приёмы и технику печати. Результат оказался удивительным: он занялся платинотипией.
Процессом, патент на который Уильям Уиллис получил в 1873 году, и который был очень популярен в мире до начала I Мировой войны. И в Российской империи, откуда большей частью и поставлялась платина.
© Анатолий Черкасов. Водопад.
Получение хорошего платинового отпечатка трудоёмко и зависит от двух важных моментов. Во-первых, нужна форматная камера и листовая плёнка, потому что наилучшие результаты даёт только контактная печать. Во-вторых, важны правильная обработка негатива и процесс контактной печати. На специальную хлопковую бумагу кистью наносится светочувствительный слой из солей платины и железа, вместе с негативом бумага помещается в контактную раму, во время экспозиции соли железа замещаются солями платины...
Основное отличие платиновой печати от любого эмульсионного способа — реактивы не образуют плёнку на поверхности материала, а глубоко проникают в бумажные волокна: изображение получается гораздо более объёмным и глубоким. Особенности платины также делают его значительно более тонально выразительным: здесь гораздо больше оттенков серого и чёрного.
Кроме того, платина — один из самых устойчивых химических элементов. Есть осторожные предположения, не подкреплённые, правда, свидетельскими показаниями, что такие отпечатки способны хранить изображение 500 и даже 1000 лет. Как ни странно, современные технологии, даже позиционирующиеся как архивные, на такое претендовать не решаются.
В общем, кто может, идите и смотрите выставку Анатолия Черкасова «Где я в природе...». В зале имеется несколько луп, с помощью которых вы сможете заглянуть в глубь изображений. Впечатление не портит даже применение палладия (в химически чистом виде платиновая технолгогия уж очень дорога). Выставка открыта до 26 сентября.
Галерея «ФотоСоюз»
Москва, ул. Покровка, д.5 (ст. м. «Чистые пруды» или «Китай-город»)
Галерея открыта со среды по пятницу с 16:00 до 20:00, в субботу с 13:00 до 17:00.