Знающие люди утверждают: одно из живописнейших мест Рязанской области —
Солотча, до революции известная как «рязанская Италия». Давным-давно прямо у Солотчи протекала Ока, тогда-то и образовалась тут высокая песчаная терраса, поросшая позже густым бором. От реки осталась только тихая старица, за которой расстилаются заливные луга. Сегодняшняя Солотча — это просто посёлок, даже не «городского типа».
Расположен в 20 км от Рязани на трассе Рязань — Владимир при въезде в Мещеру на берегу Старицы, притока Оки. Поселок находится среди корабельных сосен. Является местом отдыха горожан. В советские годы здесь было построено немалое количество санаториев, домов и баз отдыха, детских оздоровительных лагерей. Лишь малая часть из них до сир пор функционирует.
Жарким августовским днём загрузились мы с мужчиной Виталием в самодвижущийся японский экипаж Delica. Да и поехали навстречу восходящему солнцу. В Рязань. Как матёрые самураи.
Про жаркий августовский день
Для начала (путём совершения внезапной контрольной закупки в г. Рязани) установили наличие несоответствия между русской народной мудростью и окружающей нас действительностью. Говорили, мол, у них в Рязани пироги (опционально — грибы) с глазами. Их, дескать, едят, а они глядят. Врут, граждане. Не было никаких глаз, пришлось так пироги кушать, как это у нас обычно заведено.
В самом конце пути преодолели брод в автомобильном строю, взобрались на берег и окончательно прибыли. Встретил нас мужчина с пером по имени Дмитрий Данилянц. Он не просто старший индеец, а ещё и начальник лагеря тренинговой компании «
Вершитель». В остальное время, как выяснилось тут же, Дмитрий занимается делами совсем другой, своей собственной компании. Организует праздники и развлечения для граждан. Стало быть — по профилю трудится. Руководит лагерем.
Привет, мама и папа! У меня все хорошо. Сегодня к нам приедут индейцы с другого племени. Дожди были, а у вас были? У одних девчонок было очень смешное имя, у палатки — Маша в палатке. У нас очень мелко в речке. Теперь чтоб пройти к костру надо пройти склон. Как вы там? Как вы там, дым меня не слушает, а вас? Люблю вас очень, пока, пишите!
Из индейских писем на Родину
Про индейскую вольницу
Лагерь вырос в специально подобранном месте. Пейзажи, куда ни глянь, шибко живописные, рядом поля, лес, конюшня. Кухня и столовая — прямо на берегу спокойной, неглубокой реки. Под её почти неразличимое журчание взрослые и дети трудятся над устройством целого нового мира — мира индейцев. Личный состав: 25 участников, 8 инструкторов. Собравшимся детям от 5 до 16 лет. Детей нельзя вслух называть детьми, об этом я был проинформирован отдельно. Многие в подобных программа участие уже принимали, почём «фунт изюму» — в курсе. Да и программа появилась не с бухты-барахты, а была подготовлена по запросу. Запрос был вполне очевидный: индейцы — граждане вольные, жить предпочитают на природе и не меньше, чем две недели подряд.
Распорядок дня у индейцев, как и положено — вольный. В 8 утра отважно пробуждается дежурный инструктор, своим подъёмом заканчивая так называемое «тихое время». «ТВ» — это плод коллективной договоренности, гласящей: в «тихое время» ты можешь спать или заниматься чем-то другим, но беспокоить других не моги. Но как только время тишины вышло — хоть колесом ходи. Или поварёшками бренчи, да костерок разводи.
Проснувшийся дежурный инструктор приглашает добровольцев из числа индейцев и мчит вместе с ними готовить завтрак на всё племя. Когда завтрак почти исполнен — спецгруппа отборных горлопанов провозглашает готовность пищи особо громкими воплями. Как для себя стараются крикуны над палатками всяких засонь. Так что завтрак проспать не получится даже при желании.
Желающие умыться и простирнуть вещички следуют к реке, остальные имеют право ходить чумазыми. Несколько забегая вперёд, доложу: чумазых, как и во взрослой жизни, начинает «строить» и «гонять» свой же брат — индеец. Так уж у людей заведено — грязнуль и нытиков (читай — слабаков) шпыняют все. Некоторые участники программы самостоятельно допетрили до необходимости блюсти чистоту вокруг себя. И давай мыть да стирать. Навык, считаю, пожизненный и очень полезный.
После завтрака, разумеется, вступают в силу чёткие планы по мероприятиям — семинары, мастер-классы, лекции и «умелки». А вот «обязаловки» нет никакой, совсем. Занимайся тем, чем считаешь нужным и лично тебе интересным. Инструкторы, например, проводят множество всяческих курсов. На занятиях дети могут научиться строить лесные шалаши, узорно резать по дереву, кроить дизайнерские пончо, мастерить гулкие барабаны, плести всепроникающие «фенечки» и делать всё остальное необходимое, что надлежит делать заправским индейцам.
В задачу же организаторов входит не просто научить детей перечисленному, но и обеспечить вольный контингент необходимыми расходными материалами — верёвочками, тряпицами, бусами, зеркальцами и всем прочим. Вот, например, индейские скво взялись за пончо из спецткани. Кроили, раскрашивали, ушивали, украшали. Получилось нарядно, да и дело уже к обеду. Меж тем мужская часть коллектива выжигала и вырезала сердцевину из деревянных чурочек. Заготовка для ритуального барабана — дело серьёзное. Приходилось попотеть.
Приветик всем! У меня все хорошо. Доехали быстро. Оказывается до Рязани всего 3 часа!!! но я думаю что вам сюда лучше не приезжать, т.к. здесь очень плохие дороги и вы скорее раздолбаете машину, чем доберетесь до нас!!! Место тут хорошее. Много полей,окруженных небольшим количеством деревьев. Так же тут много речек. Вчера мы ходили в экспедиции по 4 сторонам света. наша групппа не нашла ничего интересного, но теперь мы знаем, что туда лучше не ходить! Вечером катались на лошадях. Тут рядом (в 10 минутах ходьбы) большая конюшня. Я ездила на Натане. Он хороший, правда не очень послушный, хотя с чего бы он мне в первый раз полностью подчинился!!! Погода хорошая, уже 2 дня жарко. утром просыпаемся от жары, зато вечером холодно! все я заканчиваю т.к. меня гонят. пока, папе привет.
Из индейских писем на Родину
Про обед
Обед. Тут, надеюсь, пояснять не надо ничего. Обед — это суп, салат, хлеб и у кого что есть. Гороховый суп оказался маленько недоваренным (похрустывал) и недосоленным, ну да ладно — дело наживное. А вот салат слопали дочиста, добавка досталась не всем желавшим. Нечего было рот разевать, жизненные законы в таких условиях постигаются мигом. Поели, прибрали за собой, желающие сразу помыли посуду. Нежелающие посуду побросали немытой до ужина. Некоторые из побросавших покумекали, посуду подняли и пошли к реке мыть: замешкаешься с этой посудой перед ужином — спать уляжешься голодным. Очень, считаю, доступная форма обучения! И посуда сразу чистая.
После приёма пищи и по случаю установления суровой жары, было принято решение предаться купанию и катанию на байдарках. На вечер запланировали семинар по танцам и урок по плетению соломенных куколок. Ну а главное событие дня — изготовление индейского тотема-божества отложили на поздний вечер. А ещё — шалаши, купание коней, сказкотерапия, индейские медитации, семинары по грусти и страхам. Два последних мероприятия особенно интересны для «перворазников», скучающих с непривычки по дому и родителям. Скучать и тосковать, считает Дмитрий — вполне нормальное дело. Просто это нужно делать правильно и вовремя. Вот и учат ребятишек скучать по науке, в специально отведённое для скуки время. А в остальные часы, извините, приходится веселиться и ликовать. Дураков лить слёзы и тосковать как-то нет. Не видел таких.
Не думай, что мне скучно, просто захотелось написать. Сначала мы ехали 3 часа на электричке, а потом минут 30 на машине. Доехали отлично, около нас неглубокая речка, мы ее достаточно часто переходим вброд. Погода отличная, постоянно светит солнце. Мы живем на поле, в палатках, поэтому, если проснуться позже восьми — просыпаешься мокрый. Мы уже ходили к лошадкам, они очень красивые и добрые и у них очень много жеребят. А еще мы на них поездили, очень клево носиться галопом по полю.
Из индейских писем на Родину
Про странных людей
Индейцы, вестимо, носят специальные имена. Есть среди них, например, индеец Сушка. Сушка как-то делал для себя некоторое дымовое кольцо из деревяшечки, но все собравшиеся ценители кольца решили — да это ж сушка! Так и получил индеец своё гордое имя. За рукоделие.
Домой солотчинские индейцы вернутся изрядными умельцами. Осознанность, ответственность за свои поступки, доверие и недоверие к окружающим, свобода выбора и самостоятельность — это ведь сильно главнее «фенечек» и бус. Но постигать такие сложные понятия лучше, всё же, в форме игры и под присмотром старших. Я так думаю — особая ценность программы заключается именно в указанном сочетании. Игра игрой, а последствия как в жизни. Безопасно, наглядно и понятно. А главное, что лично мне очень понравилось — дети ведут себя как дети. И выглядят очень довольными. Хоть и чумазые через одного :).
В качестве презента от индейцев домой был привезён рецепт блюда под характерным названием «дряники». Дряники — это, доложу вам, не поэма никакая. Это что-то нечленораздельное, липкое и очень быстро заканчивающееся. Ингридиенты для «дряника» очень просты и доступны: таз, варёная сгущёнка и толчёное печенье разных сортов. Ингридиенты как следует размешать, загустить один другим и подавать прямо в тазу. «Дряники» — блюдо тотемное и ритуальное, применяется во время празднования дней рождения, при ведении больших разговоров и для украшения прочих индейских народных круглых столов. В домашних условиях — то же. В смысле — оторваться нет никаких сил, пробовал.
Вчера двое из инструкторов вечером показали файер-шоу, было интересно, так как первый раз вижу вживую. Вчера мы приготовили вкусный ужин и вообще вся еда каждый раз вкусная. Аппетит у меня отменный. Сегодня пройдет семинар по "подножному корму". Лошадей сегодня не будет, наверное, из-за погоды. Научилась плести фенечки, хотя из-за моей неусидчивости я думаю что скоро заброшу это дело.Мы нашли родник и он уже очистился. Достану фотоаппарат и скоро привезу тебе фотографии.Уже скучаю (немного) по вам и по своей собаке. Как там улитки и черепаха? Мам, ты ухаживаешь за ними? Как малышня, я переживаю? Сейчас посмотрим ваши письма нам и завтра отвечу.
Из индейских писем на Родину
Про индейца Саню
А напоследок считаю своим долгом поделиться небольшой историей про индейца Саню. Саня оказался интересен прежде всего вот какой деталью: в жаркий августовский день был яростно наряжен в залихватские зимние сапожки синего колёру. На аккуратный вопрос «это зачем такое?» пояснил. Мол, третьего дня катался на байдарке, да тапок свой и утопил.
Потом быстро куда-то убежал и вернулся уже в резиновом тапке. Одном. Так и ходил весь день, одной ногой босЫй. Вечером я не удержался и поинтересовался вторично — что ж ты, товарищ индеец в одном тапке-то целый день ходишь? Саня очень по-взрослому, строго так на меня посмотрел, потом подумал, выразил лицом небольшое сочувствие к туповатому собеседнику и пояснил: «Я ж тебе говорил — у меня другого тапка нету». И дальше пошёл по делам индейским. В одном тапке.
Настоящему индейцу — завсегда и везде. Сами понимаете, не дети ж.
У меня все хорошо, только погода испортилась. Вчера был дождь и ветер, а сегодня только ветер. Вчера весь вечер и почти всю ночь летали какие-то истребители и грузовые самолеты. Шум был ужасный. Мне казалось как-будто они падают, потому что летали очень низко. Мне интересно узнать, почему именно вчера они так часто летали. Мне немного холодно, но твоя куртка меня спасает. Вчера прошел семинар по страхам, наконец-то я не боюсь Душемойку и многих других, но все равно один страх не прошел.
Из индейских писем на Родину
Про фототехнику
Все фотосъёмки производились при помощи встроенной головы, умелых рук, добротной фотокамеры Nikon D700, светосильных объективов
Nikkor 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S,
Nikkor 28-70mm f/2.8 ED-IF AF-S,
Nikkor 50mm f/1.4D AF и
Nikkor MF 105mm f/2.5 AiS со светофильтрами и вспышки
Nikon SB-800. Квадратные картинки выполнены с помощью среднеформатной фотоплёнки камерой
Yashica Mat 124G.
Все фотографии в одной галерее
Мелодии и ритмы индейской эстрады. Flute From Paradise, альбом добротной индейской музыки. Файлы .mp3 (320kbps) общим объёмом 135Mb.
Отдельная благодарность
Отдельная благодарность за заезд — знатному джентльмену и ярому деликаводу камраду valtazar-у.