Сельское поселение Радовицкое Шатурского муниципального района расположено на юго-востоке Московской области в 180 км от г. Москвы в Мещёрской низменности, в той ее части, которая носит название Подмосковной Мещёры.
Мещёра веками накапливала и надежно хранила под толстым слоем мохового ковра богатые залежи торфа. Исследования торфяных болот в поселении были связаны со строительством Шатурской электростанции, работающей на торфе. На месте крупного благоустроенного поселка торфяников до апреля 1946 года были непроходимые чащи леса, в которых буквально кишели разные звери и птицы, богат был животный и растительный мир.
Места, где сейчас расположен посёлок Радовицкий, где когда-то бродили с ружьем и рыболовными снастями Г. Паустовский, А. Гайдар стали тропами туристических маршрутов.
В радиусе 3-10 км вокруг поселка расположены множество красивых лесных озер. Самое крупное из них – озеро Сильма. В нескольких километрах северо-восточнее поселка протекают реки Пра и Ока. На территории сельского поселения Радовицкое расположены: п. Радовицкий- административный центр поселения и 6 деревень (Голыгино, Харлампеево, Обухово, Ловчиково, Шелогурово, Пруды). Площадь поселения 18934 га, население 2,6 тыс.человек.
Первым делом по прибытии помчал общаться с обывателями в виде бабушек. Если кто не в курсе — дети и старики лучшие информаторы в весовой категории «самые надёжные и свежие местные слухи». Пообщавшись с ними, можно наваливаться с уточняющими вопросами на специалистов и оперативно составлять в голове более-менее полноценную картину происходящего.
Стремительно собравшиеся в кучку жительницы Радовицкого сообщили, что живётся им не так уж и плохо, вокруг населённого пункта ведутся постоянные работы, все надеются на лучшее. В посёлке, ясное дело, жарко и дымно, прошёл дождь, теперь влажность как в джунглях. Но с дождём как-то спокойнее, чем без него.
В качестве особо секретного слуха достоверно сообщили: у бойцов трубопроводного батальона, стоящих неподалёку, в лесу, есть какие-то секретные трубы. Но мало, потому огонь так долго потушить и не могут. Если бы старые трубопроводы в металлолом не посдавали, может быть и не было бы так горячо в посёлке.
Вспоминали 1972 год, когда жителям пришлось эвакуироваться. А так — да. С 1972 года такого накала и не припомнят. Подтянулись местные пацаны на велосипедах. Фотографироваться категорически отказались, но наперебой делились восторгами и мнениями про пожары и солдат. Недорассказав — стремительно умчали в дымку, скрипя педалями.
А бабули ещё кое-что вспомнили. Оказалось, что борьба с торфяными пожарами на территории торфоразработок — дело обычное. Почти каждый год что-то горит. Удивительного ничего нет, настолько всё предсказуемо, что при советском строе была создана целая инфраструктура. Были придуманы незамысловатые профилактические мероприятия.
Суть очень примитивна: завалы расчищать, мусор удалять, нерабочие сектора торфянников топить, опахивать и следить за ситуацией. Будете смеяться, но даже те самые секретные трубопроводы были в наличии. Пока «мобильные и эффективные» не приняли решения устранить тяжкое наследие СССР, торфоразработки закрыть и от прежних противопожарных мероприятий отказаться. Ни к чему это, одни расходы.
Закончив со слухами и неэкспертными мнениями, ознакомился с официальной информацией. Глава поселения рассказала о ситуации на вверенной территории, толком ответила на вопросы. Судя по всему — окрест Радовицкого ситуация под контролем, пожарные и их подручные горячим питанием снабжаются регулярно, баня для них — наготове.
Куда хуже дела в соседних районах Рязанской области, об этом рассказал Герой России, вице-губернатор — первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области — Андрей Владимирович Шевелёв. Но это уже другая история.
Неподалёку от посёлка расположились пожарные и военные. Со своей техникой. Найти их месторасположение очень просто — по километрам труб. Бойцы батальона трубопроводных войск и экипажи пожарных машин особенных трудностей не испытывают. Специально поинтересовался. Сказали — просто работают.
Лес в непосредственной близости от машин горел, но был потушен. Сейчас общими усилиями и водой из озера Негарь заполняются противопожарные рвы и канавы, посёлок опахивается, местность патрулируется, мелкие очаги тушат сразу, крупные надёжно изолируют. Непосредственной угрозы людям и жилью нет.
Спокойную жизнь в посёлке Радовицкий обеспечивает, среди прочих, водитель-рядовой Горячев. Родом он из Нижегородской области, из города Выкса. Там, говорят, тоже не всё спокойно с пожарами. Срочная служба рядового Горячева подходит к концу, скоро домой, к родным. Сообщил, что жалоб у него нет, сыт, работы хватает. Постоянно качают воду, заполняют рвы по периметру. В общем — действительно стоят на страже. Машины с насосными установками работают практически без перерывов, если присмотритесь — выхлопные трубы доработаны в полевых условиях. Чтобы выхлопом не потравиться.
На случай, если потребуется принимать экстренные меры — в посёлке наготове стоит инженерная машина разграждения — ИМР-2. Очень серьёзный аппарат, придётся — будет работать на самой что ни на есть передовой пожаротушения.
Инженерная машина разграждения ИМР-2 способна выполнять широкий круг работ инженерного обеспечения в мирное и военное время
Инженерная машина разграждения ИМР-2 разработана на гусеничной базе танка Т-72А (объект 637) под руководством А.А. Морова ФГУП Конструкторским бюро транспортного машиностроения (КБТМ, г. Омск). Принята на вооружение в 1980 г.
Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для обеспечения продвижения войск путем оборудования колонных путей в труднопроходимых условиях (лесные завалы и разрушения после бомбардировок и применения ядерного оружия) и проходов в минных полях в сложной боевой и погодно-климатической обстановке.
Для проведения работ ИМР герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 м.), противоатомной защиты, автоматического пожаротушения и другим оборудованием.
Бульдозерное оборудование может использоваться в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, которое изменяется без выхода экипажа из машины. Впереди установлена управляемая лыжа для регулирования степени заглубления ножа бульдозера. Бульдозерное оборудование позволяет сдвигать обломки, засыпать рвы, воронки. Ширина захвата бульдозера в грейдерном положении 3,4 м., двухотвальном — 3,56 м., в бульдозерном – 4,15 м.
Телескопическая стрела с захватом-манипулятором служит для удаления из зоны прохода стволов деревьев, обломков стен, остатков машин, выдергивания из земли столбов, заборов, обрушения остатков стен. Грузоподъемность стрелы 2 т., максимальный вылет – 8,8 м. Совместно со скребком-ковшом стрела может использоваться в качестве экскаваторного оборудования с объемом 0,4 куб.м. и производительностью 40 куб.м. грунта в час.
Возможности машины позволяют проделывать проход в сплошном лесном завале со скоростью до 200-300 м/ч, в городских завалах — 160-200 м/ч, колонный путь по среднепересеченной местности со скоростью 5-8 км/ч.
В мирное время ИМР-2М2 может использоваться для прокладывания путей на среднепересеченной местности и в мелколесье, в снежной целине и на косогорах, корчевки пней и валки деревьев, устройства проходов в лесных и каменных завалах, в минных полях и невзрывных заграждениях, разборки завалов в населенных пунктах, аварийных зданий и сооружений, а также производить различные земляные работы (отрывать траншеи и котлованы, технику и укрытия, засыпать ямы, рвы, овраги и др.), устанавливать секции мостов, устраивать съезды и выезды на водных переправах. Может использоваться для земляных работ на грунтах I-IV категорий, в карьерах и открытых выработках, для борьбы с лесными и торфяными пожарами, выполнения грузоподъемных операций, эвакуации и буксировки поврежденной техники.
ИМР-2 показала высокую эффективность в ходе боевых действий в Афганистане и Чеченской республики. Машина широко использовалась при ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС в 1986 г и оказалась единственной машиной, способной выполнять различные работы непосредственно у разрушенного ядерного реактора. С ее помощью расчищались проходы к реактору, производились необходимые замеры, удалялись остатки стержней с ядерным топливом и стен, возводился саркофаг, устанавливалось крановое оборудование и др. В связи с высокой радиоактивностью брони все они были утилизированы.
Если посмотреть на картинки и на ситуацию в целом моими глазами, может закрасться мысль: несмотря на водопады нечистот, выливаемых на отечественную армию в рамках свободы слова — она, эта самая армия и пресловутый народ всё же едины. В смысле — как припёрло, враз объединились. А может — показалось.
Думаю, в любом случае будет сильно полезно заглянуть в лица парней и мужиков, старающихся не фантастическим министерским словом, а делом не допустить повторения трагедии в Передельцах.
P.S. Отрадно было наблюдать, как стильно выглядящий, молодой и успешный профессионал, корреспондент, между прочим, ГОСУДАРСТВЕННОГО телеканала и этих граждан, ТОЖЕ находящихся на ГОСУДАРСТВЕННОЙ службе, неумело старался мазнуть известно чем. А то как-то пресновато получается, сюжета нет. Все при деле, а человеческие жертвы и сенсации отсутствуют. Так недолго и уважаемых телезрителей расстроить!
> Оно так - везде, или только в данном поселке, в данный день?
Конечно. Я ж только всемтирными категориями мыслю.
> В общем тон заметки прямо противоречит сути происходящего в реальности (в масштабах области и страны, а не в масштабах некоторой окрестности одного поселка и разговоров с несколькими людьми). Извините.
Зачем извиняться? Ведь это ты в посёлке был, а не я, рассказывай как он отам всё. И в области да в стране тоже ты был, наверняка всё досконально знаешь. Не останавливайся, продолжай, будет интересно. У нам-то с тобой извесно, что "всё пропало."