Во время отпуска летом 2010 года посетил в Галисию, это северо-запад Испании. Хотелось побывать на самом западе западной Европы, «на краю земли», где дальше – только океан. Исходным пунктом заезда в Галисию был баскский город Бильбао. Отсюда я прилетел в столицу Галисии город Сантьяго-де-Компостела. Летел на самолетике CRJ-200 (типа Як-40), время в пути – один час. Самолет некоторую часть пути летит над морем вдоль берега. Непонятно, почему так. Если смотреть по карте, кратчайший путь весь проходит по суше. Из Сантьяго в тот же день проследовал на автобусе в Виго. В Виго провел три дня, оттуда съездил в Байону и на острова Сиес. После чего вернулся на поезде в Сантьяго, пробыл здесь день, и вылетел обратно в Бильбао.
На автовокзале в Сантьяго повторилась история с поисками своего автобуса, как уже бывало в других испанских городах. В билете написано «платформа 11 – 18», все эти платформы были пустыми. Местные пассажиры может быть и знают, какой автобус откуда отправляется (никаких работников автовокзала на площадке нет, они все на втором этаже, в кассовом зале), но я не знаю ни испанского, ни тем более галисийского. Выяснить ничего не удалось, «моя твоя не понимает». Минут за пять до отправления приехало сразу шесть или семь автобусов, метался с чемоданом, искал, где мой. Вначале попался автобус, идущий в обратном направлении, на нем тоже написано Виго. Пассажиры сказали «регресо», догадался, что это означает. До Виго в автобусе на 40 с лишним мест ехало не более 10 человек. Особенностью побережья Галисии являются риас – узкие длинные заливы, которые врезаются в сушу. По пути автобус проезжает мимо риа Понтеведра и заходит в город Понтеведра. А город Виго стоит на риа Виго.
Виго
Виго – самый большой город Галисии (население – 300 тыс. человек), а здешний порт – самый большой рыболовецкий порт Европы. В Виго расположена штаб-квартира Европейского рыболовного агенства, здесь базируются крупные рыбные компании, в том числе и самая большая в мире. В общем, Виго – рыбная столица Европы. Развита в городе и промышленность, например, здесь находится завод концерна Пежо-Ситроен. Видел большой грузовой паром, который вывозил собранные автомобили. Город Виго был основан римлянами в I веке н.э., но от римского периода ничего не сохранилось. На территории нынешнего Виго вблизи горы (холма) Кастро имеются остатки небольших каменных строений. Считается, что здесь еще до римлян, в II веке до н.э., существовало кельтское поселение. Несколько реконструированных жилищ кельтов, кастро, стоят у подножья горы. Кстати, предки Фиделя Кастро – выходцы из Галисии. На горе Кастро есть крепость, построенная уже в средние века.
С горы открывается панорамный вид на город и залив. Было в этот день жарковато и безветренно, в воздухе висела какая-то дымка, марево, и фотки получились не очень. На первой фотографии частично виден мост, по которому проезжает автобус по пути из Сантьяго. Мост проходит над проливом Ранде, это самая узкая часть залива. Здесь 23 октября 1702 года произошла известная битва Ранде, или битва в заливе Виго, между франко-испанским и англо-голландским флотами. Это было время войны за испанское наследство. Далее излагаю по версии английской Вики.
Соединенный англо-голландский флот пытался овладеть испанским портом Кадис для создания там базы, но неудачно, и повернул обратно. В это время из Америки в Кадис шли 22 испанских корабля с грузом драгоценностей и других товаров – золото и серебро в слитках и монетах, драгоценные украшения, табак, какао, пряности. Общий объем сокровищ превышал всё, что когда-либо отправлялось из испанских колоний. Испанцев сопровождали французские корабли. По пути было получено известие, что Кадис блокирован неприятелем, и флот укрылся в бухте Виго. Об этом узнали в Англии, и командующему английским флотом адмиралу Руку был послан приказ зайти по пути из Кадиса в бухту Виго, пограбить награбленное. Рук и сам уже узнал о кораблях с богатым грузом, когда причаливал к берегу пополнить запасы воды.
К прибытию англо-голландцев большая часть драгоценностей была сгружена и вывезена из Виго, но товары и часть сокровищ остались на кораблях. Узнав о приближении врага, испанские и французские корабли сгруппировались в бухте за проливом Ранде. Прибывшие англо-голландцы нейтрализовали артиллерию по берегам пролива, начался морской бой, в результате которого испано-французский флот был уничтожен. Пять судов были захвачены англичанами, одно – голландцами, остальные были сожжены и потоплены, или нападавшими, или самими оборонявшимися. Сколько судов с захваченным добром дошло до Англии, и сколько чего на них было, достоверно не известно. По одной из версий, один захваченный англичанами галеон, самый загруженный, напоролся на рифы и затонул недалеко от устья залива Виго вблизи островов Сиес.
После битвы и разграбления испанского флота в Англии стал популярен нюхательный табак, которого было много на кораблях испанцев. А вот испанцам табачка не досталось. И флот весь сгинул, можно сказать, ни за понюх табаку. Есть мнение, отсюда и пошла поговорка. Сколько-то серебра и золота было официально оприходовано в Англии, по случаю победы были выпущены памятные монеты. Бухта Виго – популярное место у искателей морских кладов. В разные времена поиском сокровищ здесь занимались разные экспедиции. Нашли немного серебра, но это было совсем не то (по количеству), что хотели найти. А Жюль Верн в романе «Двадцать тысяч лье под водой» сделал бухту Виго источником драгоценностей для капитана Немо.
На горе Кастро установлен монумент «Галеоны Ранде» – на постаменте стоят три якоря, рядом лежат пушки, поднятые одной из экспедиций с затонувших галеонов. В интернете видел более ранние фотографии монумента, там на постаменте видна сделанная бронзовыми буквами надпись «Los galeons de Rande 1702 — 1967». На некоторых фотографиях часть букв отсутствуют. Сейчас от надписи уже ничего не осталось. В общем, галеоны Ранде были ограблены дважды, даже трижды, если считать и капитана Немо. Кто-то взял золото и серебро, кому-то досталась бронза.
Отель, в котором я останавливался, находится в двух минутах ходьбы от порта. Порт и побережье залива смотрятся живописно, и днём, и вечером, когда заходящее солнце освещает залив со стороны моря. С причала рыбачат рыбаки, практически до самой ночи. В припортовой зоне – бары, магазинчики, уличная торговля с рук всякой всячиной. Есть два магазина с сувенирами, большинство сувениров связаны с морем – раковины, морские звезды, кораллы разных видов, изделия из раковин. Из маленьких ракушек сделаны драконы, совы, коврики. Необычно смотрятся здесь матрешки, для ясности крупными буквами написано «Matrioskas». Штук сорок матрешек выставлено в трёх застекленных шкафах-витринах вместе с разными зверушками, над всем этим написано «Ручные промыслы из красного дерева». Матрешки работы китайских краснодеревщиков стоят 18 — 22 евро. Столько же стоит морская раковина (настоящая) замысловатой формы, величиной с футбольный мяч, и шумящая, как настоящее море. Раковина размером с кулак стоит 1,5…3 евро. Кораллы стоят подороже. Раковины и кораллы продаются и на улице с лотков, там можно купить дешевле. Сестра как раз просила привезти красивую раковину в качестве морского сувенира, выбор был богатый.
Рядом с портом находится старый город, откуда началась городская застройка. Когда-то это был моряцкий район. Выглядит он просто и грубовато, за исключением пары мест – узкие улицы, серые стены домов без архитектурных излишеств. В ресторанчике попробовал местного белого вина Альбариньо и съел отличную жареную рыбу мерлузу. В барах чаще всего пьют пиво, самое популярное – «Estrella Galicia» (estrella – звезда). По жаре пошло хорошо. К пиву всегда дают чашечку с чипсами. Недалеко от порта набрел на уличный приют для бродячих кошек. Даже вывеска тут подходящая.
Как раз попал на ужин. Пришла содержательница хостела, выложила в корытце корм, подлила воды в поилку у стены. Достала и разложила несколько ковриков. Коты поели, стали располагаться на ковриках. Полный пансион, практически. Подтянулись птицы. Порядок такой: сначала едят коты, потом чайки, потом голуби. Птиц коты не трогают, но посматривают пристально. Поговорить с отельершей не получилось из-за языкового барьера, пожертвовал несколько евро на пропитание животным.
Особенных достопримечательностей в Виго нет. Город я рассматривал прежде всего как базу для выездов, но провести здесь некоторое время оказалось интересно – порт, залив, морская атмосфера, морская история. Туристов здесь очень мало (в отличии, например, от Сантьяго-де-Компостела). Англоговорящие люди попадаются на улице редко. Из-за незнания испанского возникали всякие неудобства, но серьёзных проблем не было, в конце концов всё как-то разрешалось. Например, в отеле сказали, что до автовокзала идет автобус 4, а на остановке выяснилось, что есть 4a, 4b и 4c. Безуспешно пытался выяснить, какой из них мой, или на любом можно ехать? А люди отзывчивые, готовы помочь, объяснить. Один мужик даже пытался допрыгнуть до таблички с номерами автобусов и стукнуть газеткой по нужному месту. Потом подошел его автобус, он передал меня другому мужику, объяснив проблему. Но тут подошел автобус 4c с надписью Estación de autobuses, и я поехал. Конечно, без языка на получение нужных сведений уходит больше времени, чего-то не понял, не узнал. Зато было ощущение, что находишься в «глубинке», среди местных. В отеле из трех портье по-английски слегка говорил один. Называли меня здесь «мистер Биттор». Пытался научить их правильно произносить моё имя, так и не научил.
Байона
Находится Байона тоже на южном берегу залива Виго, в самом его устье. От города Виго до Байоны – около 30 километров. Автобусы ходят часто, через каждые 20 – 30 минут. Побережье залива почти сплошь занято всякими поселениями. В автобусе ехали человек пятнадцать тетенек пенсионного возраста. Автобус всю дорогу петлял по всяким деревенькам, закоулкам, узким улочкам, развозил тетенек. Поэтому дорога заняла целых 1 час 20 минут, такой рейс попался. Обратно ехал другим маршрутом, добрался за 40 минут. По пути в Байону и обратно видел во дворах некоторых домов ореро (horero), это традиционные галисийские каменные зерновые амбары на столбиках.
А столбики нужны для защиты от грызунов. Поначалу думал, что ореро во дворах – это что-то типа монумента, дань традиции. Но люди подходили, открывали двери и что-то там делали. Значит, реально используются. Заснять ореро не удалось, и фотографию взял из Maps Google. Особенно много ореро разного вида в деревне Комбарро на берегу риа Понтеведра.
Байона расположена на берегу тихой удобной бухты, километрах в 30 от границы с Португалией по побережью. В прежние века город был центром торговли и рыболовства, пока рядом не вырос Виго. Сейчас Байона – популярное туристическое место. Есть несколько пляжей, бухта заставлена катерами, яхтами. На набережной – рестораны, довольно дорогие. Пройдя немного вглубь городка, можно пообедать значительно дешевле. На небольшом лесистом полуострове находится крепость Монтерреаль. Строительство крепостных стен было начато в 1337 году, сейчас в крепости расположен парадор Байона. Парадор – это такой испанский тип отеля для состоятельных парней. Располагаются парадоры в исторических местах, в старых зданиях, замках, внутри создается соответствующая атмосфера. Вход в крепость стоит 1 евро. Можно погулять по крепости, пройтись по зубчатым крепостным стенам с пушками, вокруг – сосны, чайки, море с островами. Это те самые острова Сиес, вблизи которых затонул захваченный англичанами во время битвы Ранде испанский галеон с сокровищами. Дальше – открытый океан, за ним – Америка. Откуда-то оттуда 1 марта 1493 года в Байону пришла Пинта – одна из двух каравелл, вернувшихся из первой американской экспедиции Колумба. Байона первой на материке узнала об открытии новых заокеанских земель.
Искать морской путь в Индию под командованием Колумба из испанского порта Палос 3 августа 1492 года вышли три судна – Санта-Мария (флагман), Пинта и Нинья. А 11 октября с борта Пинты были обнаружены Багамские острова. С этого началось освоение новых земель. При исследовании открытых островов Санта-Мария села на рифы, и Колумб перешел на Нинью. В обратное плавание 16 января 1493 года два корабля вышли вместе, но попали в сильный шторм и потеряли друг друга. Колумб на Нинье вышел на Азорские острова, и оттуда 4 марта добрался до Лиссабона, затем 15 марта Нинья с Колумбом пришла в Палос. А Пинта под командованием капитана Пинсона сразу дошла до Испании, и 1 марта причалила в бухте Байоны. Из Байоны Пинта вышла в Палос, и прибыла туда 15 марта, в один день с Колумбом. Кстати, во многих источниках о заходе Пинты в Байону умалчивается. Сначала сообщается, что Колумб на Нинье прибыл 15 марта из Португалии в Палос, после этого говорится, что туда же в тот же день прибыла Пинта.
В 1993 году, к пятисотлетию окончания первой экспедиции, в бухте Байоны была установлена копия Пинты. Сейчас здесь находится музей «Каравелла Пинта». На берегу стоит будочка, надо купить билет за 2 евро. Можно взять аудиогид. Чтобы попасть на Пинту, нужно пройти от берега метров двести по мосткам.
На площадке рядом с Пинтой стоит двухколесная телега, на которой, наверное, подвозили припасы и прочие необходимые для плавания вещи. Открывшая Америку каравелла оказалась совсем небольшой, длиной всего метров двадцать. И устроена очень просто: одна палуба с навесами на носу и на корме, трюм. Три мачты, одна побольше, две маленькие. Борта совсем невысокие. В трюм можно попасть через небольшой люк по узкой крутой лестнице.
На судне попытались воссоздать обстановку плавания. На палубе под навесом сидит вырезанный из дерева капитан Пинсон с пером в руке, что-то записывает. Вдоль бортов уложены канаты. В трюме стоят бочки, мешки с бобами, висят вяленые окорока. Есть деревянный верстак с рубанком и другими инструментами. Кое-где на бортах сидят крупные «как чернослив» тараканы. Двое матросов в грубых одеждах вскрывают бочку с водой (или с вином), рядом стоят оплетенные бутыли. Скульптуры сделаны хорошо, довольно реалистично схвачены изнурённые лица, позы. Показано, что первооткрыватели везли с новых земель. Стоят два почти голых татуированных индейца, у оного из них на согнутой руке сидит попугай. Висят клетки ещё с двумя попугаями. На полу стоит открытый ящик с «золотом», из него выглядывает здоровенная, отъевшаяся на хамоне крыса. Подвешены початки кукурузы, пучки листьев табака.
Фактически, судно – просто большая лодка с палубой под парусами. Нет никаких кубриков, камбузов, нет даже сортира, пардон, гальюна. Санта-Мария была немного побольше, но Нинья – та ещё меньше Пинты. Поразительно, что люди решались отправиться в океанское плавание на таких небольших судёнышках. И не просто в плавание, а искать новые пути, новые земли, не зная точно, как долго придётся искать и что там вообще впереди. При осмотре Пинты попытался представить себе «романтику дальних морских странствий»: жизнь месяцами на палубе, почти полностью открытой, или в тесном, сыром трюме, с крысами и тараканами. Плюс качка, штормы, прочие морские испытания. И реальный риск остаться без воды и пищи, или вообще погибнуть.
Здесь есть видео про музей «Каравелла Пинта» в Байоне.
Острова Сиес
Острова Сиес расположены недалеко от устья залива Виго. Архипелаг из трех островов вытянут с севера на юг и как бы прикрывает залив от океана. Северный и Средний острова соединены двумя перешейками с лагуной между ними. Во время приливов лагуна соединяется с океаном. Острова Сиес вместе с другими островами входят в заповедник «Национальный парк Атлантические острова Галисии». На островах растет в охраняемых условиях галисийская флора и фауна, гнездятся птицы, в лагуне живут рыбы. Есть на островах несколько пляжей. А пляж Родас между Северным и Средним островом признан журналом Обсервер лучшим пляжем мира, даже так.
Из порта Виго (также из Байоны и Кангаса) несколько раз в день ходит кораблик на Северный остров. Кораблик-катамаран называют «барка», узнал это слово от местных в порту, когда искал причал. Для посещения острова нужно купить билет за 19 евро. К билету дают расписание рейсов барок, книжечку с описанием островов, правилами поведения и карту. На карте показаны разные объекты – маяк, пики с указанием высот, смотровые площадки, будки информации и красного креста, пункты наблюдения за птицами, места обитания птиц. Цветными линиями отмечено несколько маршрутов по разным частям двух островов. При покупке билета попросили предъявить «пасапорте». На вопрос «для чего?» был ответ, что нужно записать его «нумеро». Без пасапорте на острова не пускают, пришлось предъявить.
Билет на первую барку (9 утра) я покупал за день до заезда, и это оказалось очень правильным – почти все места были заняты. До Северного острова барка идет около часа, пристань на острове находится рядом с пляжем Родас. Больше половины всей публики сразу двинули на Средний остров, там в самом начале острова находится кемпинг, здесь можно ставить палатки.
Пляж – просто полоса белого песка в естественном, природном окружении. Из пляжного оборудования присутствуют только буи. Среди отдыхающих прохаживаются несколько чаек, на противоположной стороне острова они компактно проживают. Преимуществом пляжа считается то, что вода здесь тихая и спокойная, волн практически нет. Острова выгнуты дугой в сторону океана, а пляж находится на внутренней стороне, в тени. Даже при практически полном штиле вода у берегов со стороны океана бурлит, а с другой стороны – тишина. Это хорошо видно на фотографиях. Вода здесь чистая и прозрачная, а вот искупаться решаются немногие. Вода сразу хватает за пятки, температура – заметно ниже двадцати. В будке красного креста спросонья ответили, что ничего про температуру воды не знают. В информационно-туристической будке сказали, что официальных данных нет, по их мнению – пятнадцать градусов, или чуть выше. По ощущению где-то так и есть. Вот такой самый лучший пляж.
Для обзора островов имеются тропы – две по Северному острову и две по Среднему. Я прошелся по Среднему острову по самой длиной тропе, с самым большим перепадом высот – 175 метров. Самая высшая точка маршрута находится на маяке. С маяка отрывается вид на побережье, на соседний Южный остров. На маяке устроил перекус, заодно покормил двух залетевших чаек. Сначала была одна птица, довольно крупная. Пищу рвёт прямо из рук. Потом подлетела ещё одна, поменьше. Когда кусок перехватила более мелкая чайка, крупная подошла и клюнула её хорошенько в голову. Стал кормить одновременно с двух рук, чтобы их развести. Прилетела ещё одна птица, поднялся шум. Присутствовавшие на маяке девчонки сделали мне замечание. По неодобрительному тону и слову «натурале» понял, что чаек кормить запрещено, они должны питаться натуральной пищей. Хотелось спросить в ответ, а вот вы, посидев год на сырой рыбе, не отказались бы от бутерброда с ветчиной? Посмотрел в брошюрке, действительно запрещено кормить. Ладно, не будем нарушать, да и корм уже кончился. Пошёл смотреть, как живут чайки в натуральных условиях.
Обращённая к океану часть острова имеет обрывистые каменистые берега. Здесь живут желтоногие чайки. Фотографировать чаек трудно. Они почти постоянно находятся в движении, перелетают с места на место, вертят головой, чешутся, или что они там делают, засунув голову в перья.
Редко удавалось заснять чайку, неподвижно смотрящую в даль. К людям чайки относятся спокойно, но сильно близко не подпускают. Особенно беспокоятся и кричат, если приближаешься к гнезду с птенцами. В одном месте берег более мене пологий, там много чаек. Я собрался подойти поближе, посмотреть, как они там живут. Там было гнездо, но я об этом пока не знал. Сидящий на камне чайка стал на меня то ли каркать, то ли гавкать, почти как собака. За один раз выдает серию из трёх гавов, с возрастающей громкостью и злобой. Потом делает небольшую паузу, и опять следует тройной гав. Погавкав, снимается, заходит сзади, и со страшным криком (в его представлении) пикирует на меня. При выходе из пике делает фигуру высшего пилотажа «кобра Пугачёва», резко тормозит распушенным хвостом, садится на камень, и опять гавкает. Потом снова идёт на пике.
Кое-что удалось заснять. Донимал меня так, пока я не повернул обратно. После этого стал гавкать спокойнее, удовлетворенно, с торжествующими нотками: «Ходят тут всякие. Испугался? Эк я тебя»! Вместо всех этих криков мог бы совершить из пике одно прицельное бомбометание, и мне бы хватило, сразу бы ушёл. Но своё страшное оружие желтоногий чайка применять не стал, наверное, из гуманных соображений. Оценил, что уровень угрозы пока ниже критического, и ограничился запугиванием и демонстрацией силы. В других местах видел ещё несколько гнёзд. Птенцы сидели рядом на камнях, грелись на солнышке. Если не пытаешься подойти к гнезду слишком близко, чайки ведут себя спокойно, шума не поднимают.
Кроме чаек ещё на Северном острове гнездятся хохлатые бакланы. Средняя часть острова лесистая, но лес не слишком густой. Есть поляна для пикников с каменными столами и скамьями. В лагуне между островами довольно много рыбы (ловить нельзя). На берегу лагуны в лесочке располагается кемпинг. Вообще, остров хорош для спокойного отдыха, с детьми – красивые виды, птички, рыбки, песочек. Есть какая-то минимальная инфраструктура, бар на пристани. На обратном пути на барке разговаривал с одним местным жителем. К нему в гости приехала мать, вот он с ней и с девятилетним сыном Алехандро выехал на денёк на остров. За день на острове погода менялась несколько раз. То ясное солнце, то облака, а когда уже плыли обратно, острова и море до горизонта было затянуто низкими густыми серыми тучами.
Сантьяго-де-Компостела
Из Виго переехал на поезде опять в Сантьяго, время в пути – полтора часа, билет стоит 9 евро. Сантьяго-де-Компостела считается третьим святым городом христианства после Рима и Иерусалима. Здесь, в кафедральном соборе, покоятся мощи апостола Иакова, из-за этого Сантьяго является местом паломничества. Традиция паломничества существует с X века. Сейчас, как сообщают, в Сантьяго ежегодно пребывают более ста тысяч паломников. Самый популярный маршрут – французский, проходит он по северу Испании от французской границы. Прибывшие паломники собираются на площади перед собором. Здесь же ходят туристы, торговцы посохами с раковинами (символ паломничества в Сантьяго), зазывалы раздают бумажки с адресами разных едальных заведений. Большинство паломников – это молодые люди. Есть и индивидуалы, и группы, на некоторых своя особая форма. Прибывшие выстраиваются большим прямоугольником, по очереди выходят в центр, что-то говорят (наверное, сообщают, откуда прибыли), раскланиваются на четыре стороны, остальные их хором приветствуют. Я был в Сантьяго 22 июля, а 25 июля – день святого Иакова. Если этот день выпадает на воскресенье (так было в этом году), то год считается особым, и паломники в этот год получают отпущение грехов. Можно совершать паломничество и на велосипеде, это тоже засчитывается. Надо только получить отметки на маршруте.
В 12 часов в храме начинается месса. Собор забит практически полностью, свободными остаются только узкие проходы вдоль стен. В разных местах выделяются группы в разноцветных майках, там – синие, там – зелёные. Похоже на какой-то слёт или толпу спортивных болельшиков. Центральное событие мессы – омахивание собравшихся летающим кадилом. Кадило здесь особое, высотой, наверное, выше метра, издали похоже на большой самовар. Кадило подвешено на верёвке, перекинутой через блок, который закреплён высоко на распорках, почти под куполом. Где-то даже читал, что это самое большое в мире кадило. Ближе к окончанию мессы (около 13 часов) как раз мимо меня откуда-то извне прошли двое служителей в рясах, один нес на лопате раскалённые угли. Через некоторое время повалил дым, и показалось кадило. Служители тянут за свободный конец веревки, и кадило раскачивается как маятник, с довольно большой амплитудой, то взмывая вверх, то опускаясь пониже. Вокруг шум, оживление, лес рук с фотоаппаратами и мобильниками. Похоже, что значительная часть публики (как и я) пришла на мессу, чтобы посмотреть на кадило.
Снаружи собор святого Иакова выглядит впечатляюще, особенно главный фасад. Камни покрыты каким-то желтым и зелёным налетом, типа ржавчины и плесени, кое-где на стыках растут кустики травы. Подобным образом выглядят и некоторые другие старые здания в округе. Местами камни осыпавшиеся, щербатые. Не знаю, специально ли оставляют эти «следы времени», но они создают ощущение старины. В день святого Иакова собор подсвечивается цветным светом, устраивается фейерверк, проходят музыкальные выступления.
Почти вплотную к собору построена крытая сцена с рядами сидений для зрителей. На сцене как раз настраивали аппаратуру, и несколько раз ударили по струнам электрогитары. Звук мощный, слышно будет далеко. Рядом с концертной площадкой находится вход в крипту, где покоится апостол. Очередь вокруг зрительного зала – это в крипту. По другую сторону расположен монастырь. Поначалу, рассматривая ряды окон в глухой стене с решётками и цветочками, никак не мог сообразить, что это. Оказалось, что монастырь. А за окнами, наверное, как раз кельи монахов. Место для концерта выбрано удачно, скучно 25 июля не будет никому. Вообще, создалось впечатление, что паломничество и связанные с ним вещи – это в большой степени культурно-развлекательное мероприятие для молодежи.
На улочке рядом с собором много ресторанов, но они все дорогие. Желающие могут, например, отведать лобстера (большой морской рак) за 100 евро. Есть блюда по 30-40 евро. Аквариумы с копошащимися лобстерами выставлены в окна. Наверное, можно выбрать понравившегося, и его приготовят. Я прошёл пару кварталов в сторону, и взял за 16 евро отличное меню дня с супом-пюре, жареной рыбой с гарниром, куском пирога «Сантьяго» и баночкой пива. Вообще, впечатления от Галисии можно просуммировать так: море, чайки, старые камни, жареная рыба, пиво «Эстрэла Галисия».
В Сантьяго я провёл всего полдня, переночевал, и утром вылетел опять в Бильбао. В Сантьягском «дьюти фри» закупился испанским вином и бренди. Всего было шесть бутылок, запечатанных по правилам, с чеками. А из Бильбао предстоял перелёт в Дюссельдорф. В Бильбао на всякий случай подошёл к стойке «AirBerlin» (я летел этой компанией) и спросил, можно ли перевезти шесть бутылок вина. Женщина сделала круглые глаза и сказала, что ни в коем случае нельзя, хоть и из дьюти фри, а можно только одну. Посмотрела даже на упаковку, нет, нельзя. Вот если бы брал здесь, тогда да. Мне то казалось, что разницы нет. Под большим секретом посоветовала мне взять две бутылки, но про вторую не говорить на контроле. Пошел опрашивать дальше. Девушки за информационной стойкой честно сказали, что не знают, есть ли разница между сантьягским дьюти фри и местным. Пошел на контроль в зону вылета, выставил все шесть бутылок в пакетах, показал запаянные чеки. Контролеры тоже не знают. Пришел таможенник, потом позвал ещё одного, и после небольшого консилиума мне сказали, что взять можно, но нужно сдать в багаж. Всего пришлось пообщаться с семью человеками, с пятью из них (в том числе с таможенниками) на языке жестов. Пару бутылок вина задарил друзьям в Германии, остальные благополучно довёз до дома.
Послесловие, оно же предисловие
Написал, прочитал, и вижу, что как-то суховато получилось, слишком постно, благостно. Море, кораблики, птички, сю-сю, жареная рыба… Надо писать живее, острее, с перчиком! Чтобы было побольше личных впечатлений, своего видения, с разоблачением мифов и срывом покровов! Надо не тупо описывать увиденное, а смело идти от фактов к обобщениям, проникать в суть явлений, выявлять тенденции. И обязательно надо сообщить, какие иностранцы тупые! Классиками эта тема хорошо разработана, но надо искать новые грани тупизны. А кто ищет, тот всегда найдёт. Конечно, до мастеров жанра мне далеко, но попытаюсь. Итак, часть вторая, по мотивам части первой.
Юг Галисии. Испания.
В Галисию я летел из города Бильбао. Второе название – Бильбо, это уже по баскски. Это Бильбо – сплошной дурдом. Половина бильбовцев ходят в красно-белой одежде. Многие одеты в белые рубашки с красными галстуками на шее, как пионеры. А ведь взрослые уже люди! Оказалось, это их национальный костюм. Пионерскую форму сделали национальным костюмом, оригинально! Дома в Бильбо какие-то все дурацкие. Груда исковерканного железа на берегу реки – это здание музея искусства. Перед этой кучей металлолома стоит большой серый паук, а у паука под брюхом – кошёлка с яйцами. Бред сумасшедшего. Не иначе, автор был отличником в школе психов, и это – его выпускная работа. Зафотографировал композицию, покажу критикам Церетели. Пусть попробуют представить на месте «Петроколумба» груду железа и паука с яйцами. Сразу побегут к Мастеру каяться и благодарить за прекрасную скульптуру! В музее «Бэллас Артэс» на стене висят подряд одиннадцать (!) нарисованных быков. Бэллас Артэс значит изящного искусства. Называется весь этот одиннадцатиптих «Трансформация быка». На первом рисунке бык ещё так себе, почти нормальный. Следующий бык как будто из кусков собранный. Дальше идут уроды какие-то, а последний уже не бык, а оса какая-то больная – головка маленькая, ножки тоненькие. Что-то не в порядке с головой у этого Пикассо, да и у музейщиков тоже. Двинул отсюда побыстрее, чтобы самому не свихнуться. Вообще-то я зашёл в музей ради одной картины, «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году», но её здесь не оказалось. Вот такой облом.
В столицу Галисии город Сантьяго-де-Компостела летел на какой-то колымаге фирмы Бомбардье. Западные европейцы приобрели у северных американцев типа самолёт. Внутри тесно, коленки упираются, окошечко маленькое, в салоне всю дорогу шипение какое-то противное. Ясно, что конструктора указанной фирмы нормальных самолётов не видели. Заглянули бы хоть в обычный кукурузник, посмотрели, как надо стулья правильно ставить. В иностранной компании «Иверия» стюардессы все страшные, кино не показали, пожрать ничего не дали. Вот такой сервис, а нам сказки рассказывают. Дебил-пилот летел сначала вообще в другую сторону, над морем. А надо лететь все время над сушей, так короче, я по карте смотрел. Или это штурман дебил, а может и оба. Потом всё-таки догадались, дебилы, повернули куда надо. Ничего, летайте, жгите керосин. Больше сожжёте – больше нефти купите. Видно, что никакого энергосбережения в мире нет, всё это миф. При таком дебилизме высокие цены на нефть ещё долго держаться будут, можно спать спокойно. Прилетели в аэропорт Сантьяго. При посадке пилот так долбанул машину о бетон, думал, что колёса отвалятся. Кто его учил летать? Наверное, такие же дебилы, как и он сам. Таксист привез меня из аэропорта в город, на автовокзал, и тычет пальцем в отпечатанный ценник, показывает, сколько заплатить надо. Нет бы содрать с меня побольше, я же их цен не знаю. Попытался объяснить ему, какой он тупой, но он опять не понял. Тупой, он и есть тупой, ему русским языком говорят, а он ничего понимает. На автовокзале, само собой, бардак, но до города Виго автобус меня кое-как довёз.
Жил я в Виго около порта. Стоят у причалов барки, чайки орут, рыбой воняет. Баркой у них называют морское судно. Додумались же так назвать, назвали бы хоть баркасом. Рыбаки (это они так о себе думают) ходят вдоль причалов с закинутыми удочками. Видно же, что клёва нет, и что тут зря торчать? Один идиот вообще чуть не до полуночи маячил. Шёл бы лучше в пивняк, их тут много около порта. А может и правильно делает, что в пивняк не идёт. Местное пиво «Эстрэла галисия» – жуткая бурда. Василий Али-Бабаевич постеснялся бы этой жидкостью бензин разбавлять. Чем пить такое, лучше свежим воздухом подышать. Хотя, какой тут свежий воздух – вонь всякая портовая, чайки срут сверху. По улице тоже не погуляешь. В так называемом старом городе засрано всё собаками, кошками, и теми же чайками. Какая-то безумная старуха их ещё и подкармливает, это чтобы говна на улицах больше было. Даже корытце притащила. Корыто, кстати, довольно красивое. Вокруг мочой шибает, значит, писают граждане европейцы здесь же, вместе с братьями своими меньшими. А ведь это – самая западная Европа, западнее уже некуда. Приятно, чёрт побери, что у них здесь вот так! Приеду, всем расскажу. Жаль, запах нельзя передать. Хотя, почему же нельзя? Можно. Когда захочешь.
Уровень образования иностранцев крайне низок. Известно, что нормальные дети без ошибок пишут на стене слово из трёх букв. А эти могут только нарисовать, потому что писАть вообще не умеют. Практически полная безграмотность. Качественное образование за границей – это ещё один миф. А наши богачи и чиновники посылают туда детей учиться, образование получать. И что они там получат? Ясно что, результат – вот он, на стене. Как учили, то и получили. Ещё одна категория европейски образованных граждан – это продавцы. Они не могут даже правильно простой товар продать, деньги посчитать. Поэтому везде – ценники, аппараты с сенсорными экранами, чеки. Продавцам остаётся только пальцем в картинки тыкать. Но и техника не помогает. Когда я ещё не знал, какая дрянь это пиво «эстрэла», зашёл в бар, взял стакан. Бармен дал ещё и чипсов, хотя я не просил. Зачем давать, если я не прошу? Ладно, раз дают – взял, съел. А расплатился только за пиво. Ничего, прокатило, поел чипсов даром. Ну и работничек этот бармен, почему его отсюда не выгонят? Наверное, и хозяева такие же. Разорятся ребята, к бабке не ходить. Никакие сенсорные панели не спасут. Пойдут на улицу торговать. А все хорошие места уже заняты. На припортовой улице негры торгуют всяким хламом, в магазинчиках продают китайское барахло. И везде полно всяких раковин, никто их не берёт. А какой дурак будет брать раковину за 2 евро? С другой стороны, а на что ещё можно здесь потратить 2 евро? Пиво дерьмовое, семечек нет, поссать бесплатно можно. Купил одну раковину в подарок брату. Мой брат Иван (маиор) недавно по пьянке пепельницу разбил, будет ему вместо пепельницы.
Съездил в деревню Байона недалеко от Виго. Основная тамошняя достопримечательность – копия каравеллы Пинты, которая открыла Америку, а потом сюда причалила. Здесь по этому поводу каждый год праздник устраивают. Посмотрел на эту Пинту – маленькая она и хиленькая, разве переплывет такая через океан? Опять миф, поди. Понапридумывали всякого, только чтобы найти повод для праздника, и не работать. А праздновать здесь любят! А что ещё делать в этой Байоне? Промышленности никакой нет, рыбу ловить лень. А на праздники туристы приезжают, деньги привозят. Тут ещё на берегу моря крепость есть полуразваленная, а в крепости отель особый в старинном стиле для богатеньких буратин. Походил там, понюхал, мочой вроде не разит, наверное, ветром морским всё выдувает. И говна собачьего не видно, значит без собак приезжают. Хотя, машины стоят большие, собаки бы влезли. Наверное, не пускают сюда с собаками, во избежание. Праздников у них много, и праздники странные. А некоторые – очень странные, это мягко сказано. Есть праздник «Стрижка диких лошадей», это в честь старинного местного обычая. По отдельности всё понятно, а вместе нет. Зачем нужно стричь диких лошадей? Ну ладно, по обычаю положено стричь, значит стригут. А вот за день до моего приезда в Байону здесь отмечали «День святой Либераты». Либерата – это местная святая, молодая женщина с бородой, в прошлом жительница Байоны. Надо признать, что официальная церковь эту бородатую святую отвергает. В день святой Либераты байонские галисийки наряжаются соответствующим образом, и изображают Либерату. Это зрелище уже покруче железного паука с яйцами в кошёлке! А если совместить оба праздника – будет вообще полный абзац. Абзац значит перевод каретки.
Ничего так я разграфоманился! Хорошо пошло, задорненько, а главное – правдиво, без прикрас. Погнали дальше. Недалеко от Виго в океане есть остров Сиес. Утверждается, что на этом острове – лучший в мире пляж. И что же это такое?! Даже интересно. Съездил. Это был единственный случай, когда я сам себя дураком почувствовал. И дело даже не в деньгах, которые зря отдал за поездку на остров. Тупые, тупые, а вот надули! Купился же на этот дешёвый пиар! Обидный гол. А приём прост, как три кварка. Выпячиваем второстепенное, скрываем главное. Для чего нужен пляж? Для того, чтобы купаться. А купаться там как раз оказалось невозможно. Оно конечно можно, если ты морж. Вода – холоднючая, и это в июле! Для моржей, форму поддерживать, – в самый раз. Лучший в мире пляж для моржей, нет вопросов. Само собой, в рекламе острова о моржовом характере пляжа нет ни слова. Зато написано, что он тихий, волн нет. Замечательно. Но если нельзя купаться, что толку с того, что он тихий? А сидеть на бережку и смотреть на море как раз приятнее, когда волны есть. «Как, вы ещё там не были? Всего за 19,99 евро вы получите незабываемые впечатления»! Получил, это да. Уже на острове ещё раз зачитал брошюру. Всё запрещено. Костры жечь нельзя. Рыбачить, охотиться, рвать цветы, кормить птиц, всё нельзя. Курить можно, но окурки бросать нельзя. Надо забирать их с собой, корзин для мусора здесь нет. А что можно? Можно ходить (по специальным тропинкам) и смотреть. Пошёл смотреть. На одном конце острова живут бакланы, на другом – чайки. Пошёл к чайкам. Сидят на камнях, летают, орут. К бакланам уже не пошёл. А какая между ними разница? Тоже сидят на камнях, летают, орут. Только чайки белые, а бакланы чёрные. Пошёл на пристань, скоро будет барка на Виго.
Перед баркой зашёл в бар (вот откуда название то произошло!) чего-нибудь выпить. Вариантов ровно два: шедевр местного пивоварения «Эстрэла галисия» и напиток сангрИя, с ударением почему-то на втором слоге. Отдыхающие все пьют пиво. Выбрали, значит, лучшее. Нет уж, хватит с меня местных напитков. Отхлебнул из припасённой бутылочки воды, уже тёплой и противной, и пошёл загружаться на барку в компании счастливых обладателей буклетиков с картинками про птичек и рыбок. Это называется туристический бизнес: клиентам – буклетики с байками про лучший пляж, фирме – стабильный доход.
Дальше по плану был опять город Сантьяго. Ехал на поезде. В вагоне чисто, но слишком шумно (в смысле, техника такая), и сиденья жёсткие. Сантьяго значит в честь святого Якова. Главный здешний собор тоже называется Сантьяго. На площади перед собором собралась куча людей всех возрастов, с рюкзаками. Многие ходят с палочками, даже молодые. Наверное, убогие, собрались исцеляться. Хотя, с виду вроде здоровенькие. На палочках у многих ракушки прикреплены. Маскарад какой-то очередной. Не могут они без этого. Ладно, им жить. Чем бы дитя не тешилось… Зашёл внутрь собора, отстояв минут двадцать в очереди. Догадывался я, что это будет сомнительное удовольствие, так и оказалось. Посмотреть особо не на что, музыки нет, семечек не продают, только сувениры дорогущие в лавке. Но есть там один прикол – висячий самовар. Самовар большой, настоящий, из него дым валит, всё как положено. Самовар как раз растапливали, и чтобы хорошенько поддуть воздуха, несколько монахов раскачивают самовар на верёвке. Тут же абат стоит, командует. Абат значит католический поп. Верёвка крепится где-то под самым куполом, чтобы размах побольше был. Ничего так приспособление для растопки самовара! Сапогом воздух нагнетать, ясное дело, не догадались. Люди в рясах – они же тоже срез общества. А общество здесь ясно какое, об этом уже не раз говорено.
Снаружи собор весь страшненький. Надоело уже покровы срывать, даже противно, но истина дороже. Не следят иностранцы за культовой недвижимостью. На фасаде какие-то желтые пятна, типа ржавчины, плесень какая-то зелёная. Меж камней даже трава растёт, хорошие такие кустики. Часть фасада покрыта строительными лесами, наверное, всё-таки решили освежить. Траву хотя бы вырвали. Обошёл собор, там ещё страшнее. Очень всё запущено. Полоть вам не переполоть. Только заодно цветочки у монахов на окошках не повыдергайте (тут рядом монастырь находится). А то обидятся монахи, кто тогда будет самовар растапливать? Единственное путное сооружение в округе, это сцена для музыкальных представлений. Узнал, что через два дня тут фестиваль будет. Оно бы интересно посмотреть и послушать, но по плану пора было отсюда уезжать. Да и очередь за билетами сильно большая, не люблю в очередях стоять. На другой день вылетел в Бильбо.
Теперь итог.
Что понравилось.
Понравились колёса самолёта CRJ-200 фирмы Бомбардье. При жёсткой посадке в аэропорту Сантьяго колёса не рассыпались и не отвалились. Благодаря хорошим колёсам остался жив. Хоть что-то нормально делать умеют.
Что понравилось частично.
Что они тупые. Мелочь, а приятно. Иногда даже и не мелочь, а реальная польза. Есть и минусы, о них позже. Главный плюс в том, что денег меньше потратил. Если бы были умные, ободрали бы как липку, я же цен не знаю. А тут кругом подсказки – ценники, счётчики, чеки. О своей выгоде люди совсем не думают, добровольно всё сообщают. Ладно, им жить. Другой плюс – везде написано, где что находится, и как куда пройти. Для нормального человека это, конечно, лишнее. Нормальный человек опросит пятерых прохожих, получит информацию из независимых источников, сопоставит, проанализирует, сделает вывод и выберет направление движения. Пройдёт сколько-то – опять опросит, при необходимости скорректирует маршрут, и выйдет точно к объекту. Дурак так действовать не способен, и для дураков всё пишут крупными буквами. А для тех, кто ещё тупее, рисуют картинки. Для меня это тоже оказалось полезным, потому что аналитический метод ориентирования здесь применить невозможно. Опять же, потому что кругом тупые. В ответ на простейший вопрос ничего путного сказать не могут. Это уже минус. Но в целом плюсов больше. Хотя, есть одна настораживающая тенденция. Градус тупизны повышается, и самые тупые ходят с т.н. навигаторами. Там даже картинки понимать не обязательно, хотя и желательно. Навигатор голосом сообщает, куда нужно двигаться. Надписи и картинки на улицах могут со временем исчезнуть, или устареть. Тенденция неоднозначная, требует осмысления.
Что не понравилось.
Всё остальное.
В целом поездка понравилась. Обязательно съезжу за бугор ещё раз, но в другое место. Посмотреть, как там с говнами, тупизной и настенной живописью. Какие там тенденции. В мире столько всего интересного для острого глаза и пытливого ума! Ну и стиль изложения надо оттачивать: перечитать классиков жанра, выучить ещё пару-тройку расхожих фраз, несколько иностранных слов (значение понимать не обязательно). Побольше апломба, и всё будет хокей! Хокей – это иностранная игра, в которой клюшкам бьют по шайбе. Окончание пропущено? Ну что за занудство! Это же не научная статья. Так прикольнее, автор так видит!