В один прекрасный день закинули меня дела фирмы в западное полушарие – в Силиконовую долину. В общем-то, место само по себе не скучное, но перед самой поездкой случилось мне прочитать книжку «Америка с Михаилом Таратутой». Была такая телепередача в начале 90-х, а тут книжка подвернулась. Михаил Таратута провел ни много ни мало — десять лет в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, и всячески наивыгодно его нахваливает. Признаться, желание посетить Сан-Франциско у меня возникло. А тут – Силиконовая долина. От города Сан-Франциско – 70 миль. Имея колеса, около часа езды.
В первый же свободный день я прыгнул в свою машину и рванул по сто первому шоссе строго на север.
Про любовь с первого взгляда врать не буду, первый блин, как и положено, вышел комом. Виноват я сам, плохо подготовился к посещению города Сан-Франциско (хоть и книжку прочел). А вся беда была в том, что в день заезда в Силиконовой долине было градусов 25 тепла, и я поехал во Фриско (так его тут некоторые называют) в одной футболочке. А в Сан-Франциско практически круглый год +17 градусов Цельсия. Плюс ветер с океана. Говорят, что в Сан-Франциско самый холодный день зимы мало отличается от самого теплого дня лета.
Ну, будем по порядку.
Одел я, значит, футболочку, сел в машину и по сто первому – во Фриско. Дорога несложная, все время прямо. Это усыпляет бдительность, и я поплатился. В какой-то момент дорога начала расходится в разные стороны, и я просто не успевал читать иностранные указатели. Вообще-то, я метил выехать к Market Street, но тут запаниковал и раньше времени съехал с автострады. В общем-то, повезло: мог бы с непривычки умотать, не останавливаясь, прямо через Bay Bridge в «черный» город Oakland, на другую сторону залива. А так, всего лишь оказался где-то в районе третьей улицы. Еду по пустынным серым кварталам и мечтаю о парковке.
Про парковку в городе Сан-Франциско я уже был наслышан: с парковками там полный караул. Есть паркинги, есть паркметры прямо на асфальте. Но «в базарный день» – все под завязку. Вот я еду и думаю: где и как парковаться в незнакомом городе? И вдруг, вижу пустую площадку, написано «Parking», и какой-то черный зазывает заехать. Дрожа всем телом, заехал и спросил. Просили недорого: 10 баксов на весь день. Как потом оказалось, редкая удача. Больше я такого ни разу не видел. Но тогда, в первый раз, стремно было оставлять машину на какой-то неогороженной территории какому-то афроамериканцу. Но машины была прокатная, «full coverage», и я рискнул.
Взял фотоаппарат и пошел искать Market Street – главную улицу города. Я ее представлял себе этакой Тверской или Невским, и хотелось посмотреть. Но пока я до нее дошел, мне уже никакой улицы не надо было. За несколько кварталов пешком, я так замерз, что в голове крутилась только одна мысль: куда бы зайти? По счастью, я выскочил на Market Street где-то в районе San Francisco Shopping Center. Там таки были магазины, в которых я присмотрел себе недорогую ветровку, спасшую меня от холода.
Сама Market Street выглядела так, как и должна, судя по разнообразным американским фотографиям, выглядеть улица в торгово-деловом центре города: небоскребы, банки, магазины. И какой-то «полумрак». Хотя, небоскребы в Сан-Франциско и «учебные», но солнце они, все-таки, заслоняют. Плюс регулярная пасмурная погода.
Но тут надо заметить, что небоскребов в Сан-Франциско совсем немного. А те, что есть, явно не дотягивают до манхеттенских (оно и понятно: Нью-Йорк стоит на «плите», а Сан-Франциско – на тектоническом разломе). Но, тем не менее, Сан-Франциско один из немногих американских городов, которые можно назвать городами в нашем понимании. Я имею в виду многоэтажную жилую застройку, хорошо развитый общественный транспорт, разные там «магазинчики на углу» и т.п. Таких городов в Штатах – по пальцам пересчитать: Нью-Йорк, Чикаго, Майами, Сан-Франциско и, наверное, еще какие-нибудь Бостоны-Балтиморы. Все остальное – это одно-двухэтажная Америка, построенная под личный автотранспорт и кормящаяся в мегамоллах. Вот Лос-Анжелес, например, – это, как у нас говорят, большая деревня. Ни тебе жилых многоэтажек (в больших количествах), ни общественного транспорта. В Сан-Франциско же помимо метро (BART – Bay Area Rapid Transport) имеются трамваи, тролейбусы и автобусы. Прямо как у нас. Только «шахид-маршруток» нету (что нельзя назвать недостатком). Зато есть Cable Cars! Но об этом чуть позже.
Сан-Франциско не может себе позволить быть одноатажным «авто-городом»: ему расти некуда! Сан-Франциско с трех сторон омывается водами Тихого океана и залива, а «снизу» — подпирается Силиконовой долиной. Поэтому, многие живут там в 3-5 этажных домах (иногда выше), а на работу ездят на автобусе.
В общем, на первый раз мне «торговой улицы» вполне хватило, и я решил вернуться в «долину», а ко второму визиту во Фриско подготовиться более основательно.
Рабочая неделя ушла на изучение туристических брошюр, опрос населения и распечатку маршрутов выдвижения. Решено было заехать в город по более живописной 280-й дороге, прокатиться по Golden Gate Bridge на ту сторону залива, посмотреть на город «снаружи», а потом вернуться и посетить Exploratorium и 39-й пирс.
В следующую субботу, закинув в багажник новую курточку, я рванул по 280-му шоссе строго на север. В отличие от шоссе сто первого, идущего почти прямо и почти все время через населенные пункты, шоссе двести восьмидесятое живописно петляет меж зеленых холмов, открывая время от времени великолепные виды. Чтобы не фотографировать на ходу, можно остановиться на так называемых Vista Points, откуда можно специальным образом полюбоваться пейзажами. Через какое-то время дорога таки приводит в Сан-Франциско. И вот тут уж – лови момент! Потому что, если хочешь попасть к мосту «Золотые ворота», то надо вовремя соскочить с 280-й на первую и двигаться дальше по городским улицам, сверяясь с картой (если у вас нет навигатора). За прошедшую неделю я уже как-то приноровился к американским дорогам и указателям и довольно шустро пробрался к мосту.
Мост Golden Gate назван так в честь одноименного пролива, над которым он и нависает. Этот мост – не что иное, как символ Сан-Франциско. Я не большой знаток мостов, но говорят, что этот мост – настоящий шедевр архитектуры. Его главный пролет простирается аж на 1280 метров! «Лицом к лицу лица не увидать». Проезжая по мосту, совершенно не осознаешь, насколько он огромен. Даже разглядывая его с береговой смотровой площадки, не очень понимаешь, насколько он огромен. Точно так же не ощущаешь, насколько громадны египетские пирамиды, когда стоишь рядом с ними. Это понимаешь только тогда, когда видишь, как они возвышаются на горизонте над городской застройкой. Насколько огромен Golden Gate Bridge, я понял только тогда, когда увидел, как атомный авианосец Nimitz пролетает под ним «со свистом». Но это было гораздо позже. А пока, я только переехал по мосту на ту сторону залива и собрался пофотографировать оттуда панораму Сан-Франциско.
В хорошую погоду со смотровой площадки открывается великолепный вид на залив и сам Сан-Франциско. Но когда я добрался на ту сторону моста, погода была плохая, и кроме тумана я ничего не увидел. Решив пофотографировать в другой раз, я поехал обратно через мост. Ехать обратно было не так весело, потому что выехать из Сан-Франциско по мосту – бесплатно, а заехать назад по тому же мосту – стоило $5. И это, насколько я мог заметить, касалось всех мостов через залив: в одну сторону бесплатно, а в обратную – плати. Нечто похожее и с паспортным контролем и таможней в США: заезжаешь в страну – предъявите паспорт и декларацию. Уезжаешь, – никому ты не интересен.
Заехал я опять в Сан-Франциско (за пять баксов) и поехал в необычный музей – Exploratorium. Музей этот был основан известным американским коммунистом – Фрэнком Опенгеймером, братом Роберта Опенгеймера. Вообще, я небольшой любитель физики, но пара знакомых «физтехов» настоятельно рекомендовала мне посетить это заведение. Ну, а поскольку все мужчины любого возраста любят игрушки, то я и поехал.
Наверное, в каждой школе в кладовке кабинета физики есть несколько аппаратов, наглядно демонстрирующих то или иное физическое явление: гравитацию, элетричество, преломление света или еще чего. И, конечно же, все ученики всех времен и народов радуются, когда учитель физики вытаскивает какую-нибудь хреновину со стальными шарами и начинает прямо на уроке молнии высекать. А тут – целый огромный музей всяких установок из кладовки физкабинета. Каких только аппарптов там нет! Со всех разделов физики и смежных наук. Оптика, электричество, гравитация, механика, магнетизм, теплотехника, гидравлика и т.п. И все это можно трогать руками! Можно ходить и трогать это просто часами. Главное, бутерброды с собой захватить. Потому что в местном буфете такие цены, что в ином ресторане можно неделю питаться.
Разложив белый свет на радугу, закрутив небольшой торнадо и полюбовавшись, как я выгляжу в инфракрасном прицеле, через пару-тройку часов я вышел наружу и поехал на 39-й пирс.
А 39-й пирс и Fisherman's Wharf для Сан-Франциско – это что Арбат для Москвы: туристы, сувениры и рестораны. Короче – элемент обязательной программы.
Подъехав в район пирса, я с удивлением обнаружил большой паркинг с плакатом, обещавшим «три часа бесплатно». Я здраво рассудил, что трех часов мне будет достаточно, запарковал машину и пошел осматривать местные дотопримечательности. Кругом было не протолкнуться! Огромное количество магазинчиков, ресторанчиков и всяких музеев восковых фигур. И везде – битком. Мне, конечно, очень хотелось все это посмотреть, но я еще у Эксплораториума заприметил необычного вида экскурсионные автобусы, гнездо которых, как я понял, было как раз у 39-го пирса. И очень мне хотелось прокатиться по городу на таком автобусе, потому что:
а) Сан-Франциско – город, мягко говоря, холмистый, и пешком особо не находишься,
б) сидя за рулем авто, города не увидишь, потому что смотришь, как бы в кого не въехать.
А на автобусе тебя отвезут и покажут. И я зорким глазом высмотрел стоянку экскурсионных автобусов (http://sanfranciscosightseeing.com/departureareas.shtml). Первым в ряду стоял красный двухэтажный красавец, предлагавший трехчасовую экскурсию по городу и окресностям. За парковку мне платить не хотелось, и я решил найти экскурсию покороче. Я подошел к водителю «даблдэкера» и спросил, где тут часовые экскурсии. Водитель – здоровенный «афроамериканец» – тут же поинтересовался:
— Откуда ты?
— Из России.
— Ну и как там ваш Брежнев?
— Он умер, когда я был еще маленьким мальчиком.
— Ты плакал?
Умирая от хохота, я побрел к «часовым» экскурсиям. «Часовые» экскурсии привлекали меня не только своей продолжительностью, но и «антуражем»: экскурсионный автобус был стилизован под Cable Car, на котором я тоже со временем собирался прокатиться. Cable Car – это особый вид городского транспорта, сохранившийся, насколько я знаю, только в Сан-Франциско (поэтому, Cable Car, как и Golden Gate Bridge – это символ города). Это вагончик, похожий на старую конку, только без лошади. Никакого собственного движителя у вагончика нет, а едет он только за счет того, что цепляется специальным фиксатором за трос, который постоянно движется между рельсов (кто и где его тянет, я не видел). Управляют Cable Car два человека: один спереди – цепляет вагон за трос и смотрит, куда это мы летим, а второй сзади – нажимает рычаг тормоза и попутно продает билеты по пять баксов за поездку. Вагончик не герметичен, дверей в нем нет. Поэтому, продувается он всеми ветрами залива, а на подножках его гроздьями весят бесшабашные (или безбашенные?) пассажиры. В общем, настоящий аттракцион.
А тут, значит, экскурсионный автобус. По виду – чисто Cable Car, только едет сам и куда хочет, а не по рельсам. В автобусе спина к спине, лицом наружу стоят лавочки для пассажиров. Через отсутствующие двери и окна вид на город замечательный. Гораздо лучше, чем за рулем собственного авто. Плюс ко всему, водитель еще рассказывает про разное. Поскольку о русских пассажирах он заботился мало, то я понимал далеко не все из того, что он говорил. Но очень впечатляли рассказы про ужасное землетрясение 1906 года: «Этот квартал был полностью разрушен, этот квартал был полнстью разрушен и сгорел, этот тоже...» Там когда «рвануло», то водопровод сразу вышел из строя, и тушить пожары было нечем. Так оно и горело дня четыре. Город-то все больше деревянный был (он, кстати, и сейчас в большой части деревянный). Теперь в тех краях стараются строить дома сейсмоустойчивые. Но в 1989 году опять тряхнуло так, что после этого Центральное шоссе и Эмбаркадеро решили вообще не восстанавливать. Во время землетрясения шла прямая трансляция мировой серии бейсбола, и люди в реальном времени наблюдали по телевизору, как стены стадиона трескаются.
С тех пор больше так сильно не трясло, но по мелочи трясет время от времени. И лучше бы посещать этот замечательный город в «часы затишья».
Откатав часовую туристическую программу, вернулся опять к 39-му пирсу. Прямо возле остановки тур-автобусов находится пристань, с которой уходят различные паромы и туристические катера. Можно прокатиться по заливу, а можно и на Alcatraz сплавать, до которого оттуда рукой подать: остров «плавает» прямо посреди залива.
Alcatraz – еще одна из главных достопримечательностей Сан-Франциско. Наверное, если раньше кто и не знал, что такое Алькатрас, то после фильма «Скала» уж точно все знают: бывшая тюрьма на одноименном острове. Кстати говоря, Сан-Франциско вообще любят снимать в кино. Если в каком боевике видите, как машины носятся по «американским горкам» и подпрыгивают на каждом перекрестке, то это он – Сан-Франциско. А уж мост «Золотые Ворота» первым делом рушат в любом фильме-катастрофе. И власти города всячески поддерживают этот интерес киношников, предоставляя им хорошие условия для съемок: лишняя реклама еще никому не мешала. Поскольку фильм «Скала» я смотрел, то на Алькатрас решил не ехать: чего я там не видел? Зато прямо на пирсе посетил магазинчик, который раньше назывался вроде «Камера №39» или что-то в этом духе. Помимо «общефрисковых» сувениров и разнообразных открыток/книжек/фильмов об Алькатрасе, в этом магазинчике в изобилии представлена разнообразная одежда с атрибутикой Алькатраса. Продаются полосатые тюремные робы, платьица, резиночки для волос и пр. со штампом «Property of Alcatraz». Накупил всем своим друзьям, а себе взял футболок с надписями типа: «Alcatraz Penitentiary Swim Team» или «Alcatraz B&B: a room with a perfect view». Ребенку купил небольшого плюшевого медведя в полосатой робе и в кандалах. После чего отправился уже непосредственно на 39-й пирс.
39-й пирс – это именно пирс (один из). Раньше использовался по прямому назначению, но потом вроде как мостки возле пирса облюбовали морские львы, и сам пирс застроили сувенирными магазинами и ресторанами. Морских львов найти нетрудно: их слышно издалека. И пирс возле их лежбища неизменно полон туристов. Все стоят и пялятся на «львиные разборки». Большинство животных просто валяются жирными тушами, но кто-то обязательно все время дерется и рычит. Публика в восторге. Насмотревшись на львов, посетил специализированный магазин магнитов на холодильник и магазин флагов. В магазине флагов продаются разнообразные флаги штатов и стран мира. А так же, платки, шарфы, сумки и т.п. с флаговой тематикой. Подыскивал себе звездно-полосатый халат, но что-то не завезли. Rainbow Flag брать не стал, хотя были любых размеров.
Хозяин магазинчика привычно поинтересовался, откуда я. Узнав, что из России, обрадовался и принялся нахваливать Путина и ругать Буша-младшего. Оказалось, что он палестинец, но родился в США. Вообще, в Штатах почему-то разнообразные палестинцы и иранцы всегда с удовольствием говорили со мной о Путине (видать, политинформация у них лучше поставлена, чем у чернокожего населения). При последнем недавнем посещении 39-го пирса что-то я этого магазинчика уже не нашел. То ли палестинец болтал слишком много, то ли флагами уже все затарились.
После посещения 39-го пирса я понял, что устал и решил уже ехать домой. При выезде с парковки с удивлением обнаружил, что с меня требуют больше двадцати баксов, а ведь я не простоял там и трех часов. Парковщики снисходительно пояснили мне, что три часа бесплатно только для посетителей близлежащего ресторана, о чем и было написано на плакате мелким шрифтом. Пришлось заплатить. Но впредь решил продумывать вопросы парковки заранее.
Третий заезд готовился особенно тщательно, и программа, соответственно, была обширнейшая. Ехали мы на этот раз втроем на одной машине и посмотреть хотели за день много. Выехали из отеля еще затемно, с таким расчетом, чтобы к восходу быть уже на месте. С первыми лучами солнца вкатились во Фриско и поехали на Twin Peaks. Это такой «двупиковый» холм посреди города, откуда открывается великолепный вид вообще на все. Слава богу, погода была хорошая, и мы поснимали вдоволь. А во время обычного для Сан-Франциско тумана на Twin Peaks лучше даже не соваться.
Начав фотографировать и видеографировать, остановиться мы уже не могли, и с Твин Пикса рванули через Bay Bridge на Treasure Island, с которого открывается прекрасный вид на деловой центр Сан-Франциско. Сам «Остров Сокровищ» – искусственный. Его насыпали в заливе специально к какой-то выставке в 1939 году. На острове потом долгое время располагалась военно-морская база. Но с окончанием холодной войны остров открыли для посещения («Разрушители легенд» базируются именно там). Находится остров примерно посреди залива между Сан-Франциско и Оклендом. С моста Bay Bridge есть специальный съезд на остров. Поэтому, если по дороге в Сан-Франциско вы вдруг случайно «улетели» на Bay Bridge, то срочно вставайте в левый ряд (мост двухэтажный: туда и обратно машины движутся по разным этажам) и ждите съезда на Treasure Island. Там можно будет пофотографировать и бесплатно вернуться в Сан-Франциско. Деньги за мост собирают в Оклэнде, а вам туда не надо.
Вид с Treasure Island замечательный! Все небоскребы делового центра – как на ладони! Слева Bay Bridge, справа Alcatraz в заливе «плавает». Ветрено только. Поэтому мы задерживаться не стали, а прыгнули в машину и поехали назад в Сан-Франциско, на улицу Ломбард. На «покатушки».
Lombard Street – улица особенная. Улицы Сан-Франциско вообще довольно крутые (в смысле: на подъем). На некоторых улицах разрешено парковаться только перпендикулярно тротуару. А Lombard Street имеет небольшой односторонний участок (на спуск), который настолько крут, что представляет собой не прямую линию, а зигзаг с восьмью острыми поворотами. В «базарный» день там не протолкнуться от туристов: и от пеших, и от авто. На машине в сезон приходится отстоять очредь, чтобы въехать на этот «слалом». Но уж если въехал, крути баранку. Аттракцион замечательный. Главное, туристов не задавить, которые все норовят выскочить на дорогу – пофотографировать.
Сам вышеупомянутый участок улицы Ломбард находится не где-нибудь, а на Русском Холме (Russian Hill). Якобы, во времена «Золотой лихорадки» на вершине холма обнаружили старое русское кладбище. С тех пор жизнь Сан-Франциско неразрывно связана с русскими. Их там, конечно, гораздо меньше, чем китайцев или мексиканцев, но выходцы из России играют довольно заметную роль в жизни города. Вообще, в Силиконовой Долине и Сан-Франциско русские попадаются довольно часто. То таксист какой-нибудь. То бабушка из Риги, приехавшая к своему сыну в гости. То девочка, торгующая билетами на прогулочные катера. Первый раз я испытал шок при посещении Стэнфордского университета. На овальной лужайке перед главным входом в университетский кампус играли в волейбол две русские команды, и родной мат разлетался на всю округу. Второй раз я был шокирован, когда пошел в большой торговый центр купить своей жене «парфюму». В магазинчике «Галерея духов» продавец – парень лет двадцати пяти – сразу после приветствия перешел на русский язык, и мы мило поболтали минут пятнадцать («Ты че приперся сюда?» «А ты чего?»). После этого он мне сделал десятидолларовую скидку, и мы распрощались. Довольный сам собой, я зашел в соседний – шоколадный – магазин и присмотрел там своей дочери плюшевого медведя с мешком шоколада в лапах. После чего у меня с продавщицей произошел такой диалог:
— Excuse me, how much for this teddy bear?
— Twenty two forty five.
— (задумавшись о чем-то своем) Сколько?
— ???
— I’m sorry! How much?
— Двадцать! Два! Сорок! Пять!
Вот тут я второй раз испытал шок: кругом наши.
А чтобы узнать, как начиналось заселение Америки нашими, мы после Ломбарда через мост «Золотые Ворота» покинули Сан-Франциско и отправились на север – в Fort Ross. От Сан-Франциско это два часа на машине. Fort Ross в начале XIX века основали, как нетрудно догадаться, русские. Когда все нормальные люди заселяли Америку с востока, мужественно переплыв Атлантику, а затем с боями продираясь на запад, коварные и ленивые русские нахаляву прокрались в Калифорнию с запада, через Сибирь и Аляску. И давай там с испанцами торговать. Этот исторический факт отражен, например, в известном музыкальном произведении «Юнона и Авось».
Несмотря на то, что русские давно покинули Fort Ross, он содержится в чистоте и порядке. А иногда местные американцы собираются в Fort Ross, одевают русские народные наряды, поют русские народные песни и танцуют русские народные танцы (а возможно, даже и пьют неразбавленную водку). И при этом изображают, якобы к ним явился испанский посланник с ультиматумом, а они его посылают лесом. И так – каждый год. Таким образом американцы чтут историю родного края.
Больше всего в Fort Ross меня поразили две вещи:
1. При въезде в форт стоит ящичек, на котором написано: возьмите конвертик (рядом), положите в него плату за вход и киньте конвертик в ящик. Сам не знаю почему, но именно так я и сделал, как написано.
2. Трава там какая-то наша, в отличие от остального калифорнийского побережья, что я видел.
Поскольку, в момент нашего посещения никаких торжеств в форте (или в форту?) не было, то мы там долго и не задержались. А быстро-быстро поехали назад в Сан-Франциско. Потому что, это был не обычный день, а китайский Новый Год! И в Сан-Франциско намечались торжества и гулянья, которые нам хотелось посмотреть.
К сожалению, не мы одни хотели посмотреть на торжества, и, не доезжая до «Золотых Ворот», мы уперлись в хвост длиннющей пробки. А потом долго и нудно ползли через мост и с тоской смотрели, как садится солнце: ох, не успеем на парад! Нам нужно было в самый центр города, на Union Square. Собственно, весь новогодний парад проходит вокруг этой площади и не парализует город (что непременно случилось бы в Москве). Поскольку, припарковаться поближе к параду было совсем нереально, то мы бросили машину на набережной и побежали на Cable Car, который должен был «взмыть» нас по крутым американским горкам в центр города. Имели удовольствие постоять в длинной очереди желающих «взмыть» туда же. Но уж зато покатушки на Cable Car удались на славу! С подножки я не свешивался, но и так вышло неплохо. Человек-тормоз попался настоящий артист! Вообще, я заметил, что американцам свойственен некоторый артистизм. И даже если человек просто стоит на входе в аэропорт и кричит: «Кидайте свои бутерброды вот в эту урну!», то делает он это не нудно и «через немогу», а с артистизмом. Всячески стараясь как-то развлечь себя и окружающих.
Высадили нас недалеко от Union Square, но когда мы были на месте, все хорошие места уже расхватали. И мы стояли где-то в третьем или четвертом ряду зевак. Парада нам было практически не видно. Только отдельные прозжающие мимо бутафорские драконы. А вот вышагивающие перед ними оркестры – нет. Приходилось поднимать камеру высоко над головой и в откинутом экране наблюдать, что там – за толпой – происходит. Видео, конечно, получилось – караул! Сам же парад разительно отличался от того, к чему я привык у нас, когда колонны маршируют чуть ли не через весь город! Тут все тихо, по-семейному: участники парада ходят вокруг Union Square и остальному городу жить особо не мешают. Что еще удивило: в параде на китайский новый год участвуют не только китайцы! С шутками-прибаутками, например, прошла машина МакДональдса с Роном на броне. А парад сексуальных меньшинств, говорят, проходит еще веселее! Туда прутся даже вполне себе гетеросексулы, разодетые при этом самым непотребным образом. Я так понимаю, для многих это просто маскарад, возможность раз в году «снять галстук». А поскольку сексуальные меньшинства в Сан-Франциско чуть ли не в большинстве (шутка), то все это давно уже никого не шокирует. Во всяком случае, «радужные флаги» в Сан-Франциско встречаются на каждом шагу (в том числе, и в виде наклеек на бампер, например) и не только в день гей-парада. А самый большой флаг развевается при въезде в район Castro. Это их гнездо! Там же, в Сан-Франциско мне рассказали анекдот:
— Что нужно делать, если на улице Кастро уронил ключи?
— Пинать их до Маркет Стрит.
Про китайцев анекдотов мне не рассказывали. Зато сразу после «новогоднего» парада мы направились прямиком в China Town. Этот район компактного проживания китайцев в Сан-Франциско оккупирует часть улицы Grant от перекрестка с Bush Street и до самого Бродвея (у них там в каждом городе свой Broadway). В день китайского нового года в China Town, понятно, не протолкнуться. И без того односторонее движение вообще перекрыто. Везде китайские фонарики, хлопушки, шутихи. Сама улица сплошь усеяна петардами, и при каждом шаге под ногами что-то взрывается. Магазинчики битком набиты обычным китайским барахлом: вееры, поделки какие-то ненужные, еда китайская. Мы тихо-мирно шли по китайскому кварталу, когда перед нами в какой-то момент оказалась троица молодых азиатов (девушка и два парня), которые на читейшем русском языке обсуждали окружающих, уверенные, что никто их вокруг не понимает. Один из моих спутников, перекрикивая музыку и петарды, громко спросил меня: «Как думаешь, это китайцы или наши казахи какие-нибудь?» Молодая троица с испугом обернулась, после чего быстро-быстро скрылась в толпе.
Догонять мы их не стали, а заозирались: где бы перекусить? Ресторанов, забегаловок и другого общепита кругом было великое множество. Но не хотелось нарваться на какую-нибудь экзотику. Это, конечно, не Пекин, но кто его знает: что там китайцы сами для себя готовят? Приглядели какой-то с виду европейский ресторанчик, возле которого стояла китайская девушка-зазывала. Мы ее сразу спросили: подают ли у них эспрессо? (А хороший кофе в Америке еще поискать надо). Девушка радостно закивала, и мы поднялись на второй этаж. Когда все важно расселись и собрались сделать заказ, то вдруг выяснилось, что горячие напитки (вроде эспрессо) у них в заведении не подают вообще. С расстройства взяли китайского вина и мяса. После трапезы, на выходе хотел подарить девушке-зазывале доллар за удачную шутку, но она испуганно замотала головой и от долларов отказалась (а юаней у меня не было).
И вот, в конце этого длинного дня мы дошли до улицы Broadway. И тут нас ожидал сюрприз. Потому что, у всех нас Broadway ассоциировался исключительно с бродвейскими мюзиклами. А тут мы увидели театры совсем иного рода! Столько полиции, сколько было на улице Бродвей в городе Сан-Франциско в районе полуночи, я не видел в Америке за все время пребывания в этой стране. Полицейские экипажи (иногда по два) стояли на каждом углу. Возле экипажей, облокотясь на машины, стояли здоровенные парни и девушки. И меня не покидало чувство, что вот сейчас они достанут свои дубинки и начнут месить всх без разбору. А вокруг мельтешили кинотеатры и видеопрокаты, специализирующиеся на порнухе, пип-шоу и прочие заведения для разнообразной публики. Мы колебались недолго. «Руссо туристо?» «Облико морале!» И мы побежали в сторону набережной – искать свою машину. Для одного дня впечатлений было более чем достаточно.
Вообще, город Сан-Франциско и окрестности богаты на всякие события. То джазовый фестиваль какой-нибудь, то St Patrick's Day, то китайцы, то гомосексуалисты, то хиппи, то какое-нибудь шоу старинных автомобилей и самолетов. Всегда есть что посмотреть. Однажды, пролистывая брошюру вроде San Francisco Events, обнаружил, что в ближайшие выходные в Сан-Франциско празднуют Fleet Week (дни военно-морского флота) со специально приглашенным моряками, пилотажной группой Blue Angels и соревнованиями Red Bull Air Race. Такое я пропустить никак не мог! Собрал инициативную группу, и в субботу мы выдвинулись в Сан-Франциско. Лучше бы, конечно, это было воскресенье. Потому что в воскресенье в Сан-Франциско большинство уличных парковок бесплатны, и на паркметрах просто горит FREE или EXPIRED.
А тут – суббота. Слава богу, хоть само мероприятие абсолютно бесплатное (на VIP трибуны нам было не надо). Когда мы прибыли на место, то осознали, насколько мы наивны и недальновидны. В районе набережной (от «Золотых Ворот» и до самого 39 пирса) все доступные парковки были забиты по завязку. Все прилегающие улочки, все многоэтажные паркинги. Мы кружили по тихим жилым районам минут 40, пытаясь хоть где-то найти местечко для машины. Наконец-то, мне удалось втиснуть свою «галошу» на свободное местечко, и мы побежали на Марина бульвар.
Естественно, когда мы выбежали на набережную, к заливу уже было не подойти. А посмотреть было на что! Как раз в это время под мостом «Золотые Ворота» входил в залив атомный авианосец Nimitz. И как только он миновал мост, с него начали взлетать «Супер Хорнеты». Я подпрыгивал, выл, но заснять ничего не мог. Пришлось довольствоваться изображением, транслировавшемся на больших экранах, стоявших на набережной. Помимо «Нимица» перед нами проследовали ракетный крейсер типа «Тикондерога», какой-то большой десантный вертолетоносец и всякая прочая мелочь береговой охраны. А в небе летали «Рапторы», «Сандерболты» и старенькие «Сейбры». А потом в небе появилась пилотажная группа ВМФ США «Blue Angels» на «Супер Хорнетах». Я к тому времени уже видел, как летают наши «Стрижи» и «Русские витязи», но должен признать, что «Ангелы» меня впечатлили гораздо больше. Не могу сказать почему. Просто это подсознательное результирующе впечатление. Может быть, тут дело в том, что наших я всегда видел исключительно над аэродромами, а тут такой великолепный городской пейзаж, залив, «Алькатрас» плавает. Совсем другое впечатление. Ну и, конечно, очень эффектно выглядит низкий проход истребителя над заливом, когда за F-18 по воде тянется «волна». Отлично летают «Ангелы»! Мне было очень жаль услышать через полгода, что самый молодой из них разбился на очередном авиашоу.
После «Ангелов» начались гонки на самолетах. Замечательное зрелище! Очень жаль, что в Питере запретили проводить это шоу. В перерывах между гонками в небе вступали разные парашютисты и пилотажники. Особенно меня впечатлил какой-то чемпион мира на биплане, который летал на нем как на вертолете – пропеллером кверху! Не думал, что такое вообще возможно! В общем: впечатлений на Fleet Week мы получили просто массу. Гораздо позднее я как-то попал в город Мурманск в день ВМФ РФ и с удивлением обнаружил, что в самом городе-герое Мурманске никаких парадов флота, никакой морской авиации, никаких «белых медведей» – ничего! Моряки устроили себе междусобойчик в закрытом Североморске, и плевать им было на патриотические чувства граждан. Это было тем более обидно, что в Питере, Владивостоке и Севастополе, насколько я знаю, моряки регулярно радуют граждан своими торжествами.
Кстати, если кто-то из любителей истории и флота все-таки уедет через Bay Bridge в Окленд, то он может (не задерживаясь в Окленде) по специальному подземному туннелю заехать на остров Аламеда. Там старая военно-моская база, и там стоит авианосец-музей Hornet.
Он вошел в историю по крайней мере двумя событиями: с него впервые стартовали бомбардировщики B-25 Mitchell для бомбардировки Токио, и он участвовал в программе Apollo, и у него на борту даже есть подлинный спускаемый аппарат Apollo-11.
Обслуживают музей в основном волонтеры – ветераны флота, с которыми очень интересно поболтать о разном. Узнав, что я из России, они не выкинули меня за борт, а проявили неподдельный интерес. Да и вообще, добропорядочные американские граждане в основном дружелюбны. Особенно, пожилые. Очень желаю всем самолично в этом убедиться или опровергнуть. В любом случае, посмотреть на такое место, как Сан-Франциско, очень стоит.
Когда я последний раз ехал в Силиконовую Долину, то американцы подзадержали мне визу, и я пропустил выступление Пола Маккартни (впервые во Фриско с шестидесятых годов) и визит нашего «Варяга». Надо будет их в следующий раз подловить. Я уже бросил монетку в специальный фонтан. До сих пор работало.
> Ага, точно. В американских прокатах машин дают за дополнительные несколько баксов в день. Сам брал всегда, пока свою не купил.
В последний визит брал машину в Avis, где на стене висел плакат, типа: "Берите наши навигаторы!"
Четырежды обращался к ним с просьбой выделить мне навигатор, но каждый раз получал ответ, что исправных в наличие нет. Потом спрашивать надоело, благо я и так неплохо там ориентируюсь. Особенно с картой.
Есть еще вариант взять новый навигатор во Fry's, а потом попользовавшись сдать его :) Но мне возиться лень было.
> Не надо так камрад - наши ребята ничуть не меньшие патриоты чем американцы!
Именно поэтому день ВМФ РФ празднуют в закрытом Североморске, а не в городе-герое Мурманске.
> И ты прекрасно знаешь что американские парни получают совсем другие деньги за свою службу по контракту, а не по призыву как у нас и шоу оплачивают не из своего кармана - это гос. политика, престиж страны и т.д.
Именно поэтому день ВМФ РФ празднуют в закрытом Североморске, а не в городе-герое Мурманске.
> Не, ну это скорее всего никак не связано с отсутствием патриотизма. Скорее всего дело в наличии удобной для этого бухты или что-то типа того.
Я про отсутсвие патриотизма не писал. Я писал, что военным плевать на патриотизм населения. Они прячут армию от народа в закрытом Североморске. Хотя, между прочим, тот же "Адмирал Кузнецов" базируется в Мурманске. Я его там видел в заводе. Но ему, судя по всему, не до праздников было.
> В Севастополе вон потрясающий парад каждый год на день ВМФ закатывают. С патриотизмом всё в порядке.
> Не находишь, что если в разных портах проходит военно-морской парад, а в Мурманске нет, то этому скорее всего есть причина, окромя равнодушия военных?
Какая? В Питере вот например тоже флот не стоит, а в праздники подгоняют чуть не к Зимнему.
> Надо было на Haight Street наведаться. Мекка хиппарей и просто интересующихся.
Да я не фанат хиппи. Меня это движение вообще никак не интерисует. Не припомню, чтобы у нас кто-то сильно хипповал ни в 70-е, ни в 80-е. А в СФ, если я правильно помню, символические похороны движения хиппи были в 68-м или что-то около того.
Так что, это совершенно чуждое для меня явления.
Хотя, да: Сан-Франциско - это "Мекка" хиппи. В этом городе вообще много чего накручено. Опять же, Беркли рядом, Стэнфорд.
> Камрад, а на Embarcadero street не побывал? Тоже красивое место, набережная, все дела.
Эмбаркадеро классная. Жалею, что на F-line по ней не прокатился. Но гулял пешочком,да. Я так понял, что до 89-го года там хайвей был, который рухнул во время землетрясения.
> Вот только "Силиконовая долина" глаз режет - она "Кремниевая".
Я уже после опубликования заметки вспомнил, что ее раньше действительно называли "Кремниевая". Но это название уже прочно забыто :( Во всяком случае, в самой долине я ни разу не слышал, чтобы кто-то из "наших" ее так называл.
Я так понимаю, в дни флота запросто. Они его вроде швартуют прямо в морском порту СФ. Во всяком случае, десантный вертолетоносец я там вроде видел пришвартованный.
Чего-то мне денег и времени жалко стало :) Понимаешь: лодка она и есть лодка. В Москве не хуже стоит на приколе :) А авианосец мне в Москве или Мурманске посмотреть не дадут :(
> Can I visit the top of The Transamerica Pyramid for the view, or take a tour?
> The Transamerica Pyramid offers tremendous views of San Francisco and the Bay Area. Presently other than the first floor lobby, the building has no public access or visitor facilities; only tenants and their approved guests have access inside the building. You may click here to see the view from the top of The Pyramid.
> Подозреваю, от не очень хорошего знания английского языка
Подозреваю, что пошло это все от профессионального стеба и жаргона.
Типа SECS/GEM интерфейса, который что мы, что они иначе как "сексом" не называем :) Вот так вот стебались, стебались, а потом и забыли уже как правильно :)
> А есть что рассказать конкретно о кремниевой долине, штаб-квартиры различных компаний, чем живут люди там, куда ходят, что там интересного достопримечательного имеется?
Да там много чего. Всего не перечислить. И различные компании - это не самое интересное. Сегодня ты пьешь пиво напротив Apple в Купертино, а завтра возле Intel в Санта-Кларе зашел перекусить. Ну и что? На это даже как-то не обращаешь внимание.
Чем там живут люди? Деньги зарабатывают. Думают: в какую школу ребенка отдать, где денег на университет для него взять.
Вообще, кремниевая долина - это именно долина. Она со всех сторон окружена горами. Соответственно, в долине свой микроклимат, сильно отличающийся от того же Сан-Франциско.
В долине находится несколько сросшихся городков: San Mateo, Palo Alto, Cupertino, Mountain View, Sunnyvale, Santa Clara, San Jose, Campbell. И наверное еще какие-то. Понять, где кончается один, а начинается другой можно только по табличкам. Перешел улицу - уже в другом городе.
В долине есть свой международный аэропорт в San Jose (это в придачу к аэропортам San Francisco и Oakland). На юге, в часе езды на берегу океана есть замечательный городок Santa Cruz - мекка серферов. В горах есть горнолыжные курорты. До Лос-Анжелеса на машине 5-6 часов. До Лас-Вегаса 8-9. Кругом куча национальных парков (с секвойями, например), винарни (типа Наппы), куда есть специальные автобусные туры, куча спортивных развлечений типа климбинга, парапланов, дельтапланов и еще не поймешь чего. И т.д и т.п. Концертные и выставочные залы. Постоянно заезжают всяческие динозавры типа Уотерса или Gypsy Kings.
Камрад, я не скряга. Я - прижимистый! Воздух свободы на меня никак не влияет. В Лас-Вегасе, например, ни цента не проиграл.
На парковку не хотелось тратиться, потому что там - возле 39 пирса - чуть ли не самая дорогая парковка в СФ. Чем платить 20 баксов за парковку, я лучше детям подарок куплю. Я обычно в штаты еду с одним чемоданом, а возвращаюсь с двумя.
Но и себя иногда побаловать могу: интересное место там посетить или стейк хороший съесть :)
> А что везется из Америки в качестве подарков? Вопрос академический- мне казалось что все тоже самое есть в Москве, только дороже? Ну конечно вся продукция "Apple" в Америке первее, но что ещё? К тому же есть догадки что человек "прижимистый" не будет покупать всякое фуфло сувенирное с видами города на чашках и футболках...Поделитесь, если это не семейная тайна.
Во-первых, даже если просто привезти чемодан того, что в Москве дороже, то можно сэкономить кучу денег.
Во-вторых, это довольно распространенное заблуждение, что в Москве все есть. Каждый раз, когда я еду в Штаты, друзья мне составляют длинный список заказов на то, чего нельзя купить в Москве. Это может быть что угодно: от золотых украшений до каких-нибудь прибамбасов для фото или еще чего. Какой-нибудь электронный гаджет, например (или имитатор пузырьковой упаковки!). Или пододеяльник 220х260 (это американский king size).
А вообще, везу в основном детскую одежду и игрушки. Ну, пару бутылок калифорнийского обязательно :) Часто книги. В их книжных на распродажах можно найти отличные экземпляры за копейки.
В общем: два чемодана с легкостью набираются и без продукции фирмы Apple.
Кстати, насчет сувениров, это вы зря! Сувениров везу много. Много оригинальных (типа плюшевого медведя в кандалах или NASA'вском скафандре).