Фюссен, Хоэншвангау и Нойшванштайн: Хорошо быть королем!

16.03.11 14:15 | Nikolaitsch | 33 комментария »

Путешествия

Фюссен – маленький городок на юге Германии, на границе с Австрией. Отсчет ведет с третьего века нашей эры, когда неугомонные римляне поставили тут крепость. Фюссеном же заканчивается «Романтическая дорога». Первое, что торкает в душу, это горы. Едешь ты на автобусе по равнине, едешь. Коровы, деревья, холмы, а потом – БАЦ и горы. И не просто те же холмы, только повыше и лысые, а реальные такие ГОРЫ. Вершина скрыта облаками, снег лежит, все как положено. От такого резкого перехода становится неуютно. Понимаешь кто ты, а кто царь природы.


По прибытии нашли забронированный отель. Называется Куркафе. Сделали вокруг него два круга, пока искали. Там на первом этаже кондитерская, которая как оказалось одновременно ресепешн. Зарегистрировавшись посреди пирогов, тортов и разных плюшек, роняя на пол капли слюны, от голода жгучей как у Чужих, бросили вещи в номер и побежали знакомиться с городом. Тот понравился – маленький, уютный. В таком немедленно хочется учинить дикий кутеж с забегом в ширину, развратом по кустам и громкими песнопениями в ночи. Но вдвоем полноценный шабаш учинить все-таки сложновато. Сноровка нужна. Потому решили городок пощадить. Хотя автоматом пошел за встреченным на улице паровозиком — узнать, где его прячут на ночь и крепки ли там засовы. Сама идея гонять на таком вызвала слюни почище тортов.


Почитав суровые отзывы русских путешественников про страшные очереди в кассе, про толпы туристов осаждающих замки, забронировал билеты намного заранее на сайте. В кассу заходил уверенным шагом купца-милионщика, вежливо, но напористо обогнув очередь обычных смертных. Какой-то англичашка пытался возмутиться, но я ему показал бумажку с номером брони, а стоявший рядом дедушка-охранник подтвердил, что с номером я не тварь дрожащая, а право имею. В кассе мою бронь искали всем личным составом минут десять. Подрезанный на повороте англичанин, да и уже и стоявшие за ним давно купили билеты, очередь полностью рассосалась, помещение опустело. Тут выяснилось, что планируя поездку, я ошибся с датами, и бронь у меня на завтра. Мне предложили взять билеты, которых в наличии было. Более того, если б по брони мне тут пришлось еще час ждать плюс заплатить за услугу, то без брони экскурсия начиналась через 10 минут и без лишних трат. Мы с женой, размахивая билетами и пугая иноземных туземцев, ринулись вверх в гору к первому из двух замков – Хоэншвангау.


Экскурсия по замку устроена настолько хитро, насколько же экономично. На входе дают аудиогид, в котором выбирается язык. А дальше при заходе в каждый новый зал угрюмо молчащий, а может, и совсем немой экскурсовод просто дистанционно включает очередную главу лекции. При чем, судя по всему, текст сильно зависит от языка. Текст на русском – не самом экономичном в мире языке, например, уже давно заканчивался, а соседская китайская семья еще что-то увлеченно слушала. Думаю, нам досталась версия Лайт. Однако даже из этого варианта узнал много нового.

Замок был построен рыцарем Хитпольдом фон Швангау, одним из первых миннезингеров (так и не понял, кто это такие, но звучит очень круто) в 12 веке. В начале 19-го века Наполеон приказал замок немного разрушить, ибо нечего темным немцам иметь такие дома. Восстановил его король Баварии Максимилиан II спустя несколько десятилетий. У короля было два сына, старший умный был детина. Среднего не было. Младший – вовсе был дурак. Официально признанный сумасшедший, которого сдали в дурку в возрасте примерно 24 лет. Где он и просидел еще 36. За это время он успел стать действующим королем Баварии (после того как уработали старшего брата, о чем позже), а затем недействующим королем. При чем, есть мнение, что ни о том, ни о другом ему так и не сказали, а от его имени правили всякие разные регенты. В общем, карательная психиатрия во всей красе, куда там нам.

Особенно понравилась данная ему характеристика русского психиатра Павла Ковалевского, «принц Отто живой, резвый, очень подвижной и впечатлительный, обнаруживал большую страсть и вместе с тем большие успехи в науках. … Страсть к наукам скоро сменилась страстью к театру, но к театру легкому и фривольному. Обожание опереток скоро превратилось в обожание опереточных певиц. Слабое здоровье не выдержало кутежей, увлечений и разгула с женщинами, и будущий король быстро пошёл по пути к полному слабоумию». Как говорится, «кабаки и бабы доведут до цугундера».

Про старшего брата, будущего короля Людвига II в рамках данной экскурсии сказали как-то мельком, что типа был он помолвлен с некой принцессой, помолвку без объяснения причин разорвал, и так ни на ком и не женился. В этом месте я насторожился. Я такие вещи сердцем чую. Я жене сразу сказал, а не был ли Людвиг Второй гомосексуалистом. Да ладно тебе, ответила жена, опять чего попало придумал.

Так вот о замке. Максимилиан толк в хорошей жизни знал. Замок очень уютный, весь такой домашний. Все удобно, под рукой. Король там даже по мере развития прогресса провел электричество и даже поставил лифт. Понятно, картины, посуда, скульптуры – но все в меру, без переборов. Хорошо быть королем!

В коридоре (гостевой) стояла одинокая кровать, на которой ночевал сам Вагнер, будучи проездом на гастроли из Парижа в Одессу. При описании кровати голос в приборчике начал от волнения дрожать и говорить с каким-то придыханием, а глухонемой экскурсовод сделал большие выразительные глаза. Я понял, что Вагнера тут уважают. Подумалось, что в кровати той никто с той поры не спал, а может, и белье не меняли. Но больше всего понравились личные покои короля, а особенно спальня. В ней на третьем этаже в стене было две замаскированные двери. Первая вела в сортир, а вторая – на нижний этаж прямиком в спальню к королеве! При том на стене, в которой пропилены двери, было нарисовано сплошное непотребство из голых женщин. Т.е. вот лежит король, смотрит на все это безобразие, прислушивается к организму… Есть позыв! Встает, обувает тапки и идет сделать немножко детей. Хорошо быть королем!

По завершению экскурсии вдумчиво посидели на площадке у замка, наслаждаясь видом. А потом двинулись ко второму замку – Нойшванштайн.


Путь к Нойшванштайну далек и извилист. Туристу предлагается на выбор два варианта – пешком или в телеге. Говорят, еще вроде как автобусы курсируют, может и так, врать не буду, но не видел ни одного. На лошадок же стояла огромная очередь, да и вид у скотины к концу дня был настолько измученный, что мы как добрые натуралисты решили пройтись ногами. Что оказалось верным решением — по дороге нас кое-как обогнала всего одна повозка. Да и то сказать обогнала – это мы ее пропустили. Повозку тащил здоровый битюг, который каждые несколько сотен метров останавливался погадить. Навалив кучу, продолжал неторопливое движение. И то утешение – значит, лошадей кормят, и при том от души.


До замка дошли минут за 20, полной грудью вдыхая свежий горный воздух и запах свежего навоза. Модно и гордо стоящий он нам сразу понравился, хотя от него конечно за версту несет новоделом. Во внутреннем дворе тоже симпатично. Группы запускали уже не по одной, а сразу помногу. Судя по всему, в Хоэншвангау ходит максимум половина прибывающих в Фюссен туристов. А зря! Там Вагнер ночевал, а в Нойшванштайне — нет. Хотя звали. Видимо опасался за свою честь. Видимо, имел основания.



Нойшванштайн король Людвиг Второй строил с размахом. Ввиду излишней образованности монарха там в простоте ничего нет – каждый зал повторяет почти дословно или вдохновляется другим залом из другого замка, когда-то посещенного королем. Все стены расписаны по мотивам мифов и легенд, главная из которых Легенда о Парцифале, с которым король себя ассоциировал. Это в те моменты когда не ассоциировал себя с с Лоэнгрином. Плюс короли прошлого нарисованы, Христос, апостолы, зверушки, цветочки. Где ничего не нарисовано – там выложена мозаика. Ни одного квадратного сантиметра в самом дальнем и темном углу не оставлено пустым.

Выяснились другие интересные моменты из жизни Людвига. Королем он стал в 18 лет и, будучи большим поклонником искусств, сразу же начал отстегивать Рихарду Вагнеру большие кучи денег: на оперы, на жизнь, на академию, на оплату долгов. Композитор деньги радостно брал. Именно эта разводка и стала одной из причин нелюбви баварцев к Рихарду.

Через два года Людвиг ввязался в войну против Пруссии, крепко огреб и вынужден был платить контрибуции — 30 миллионов гульденов плюс отдать командование своими войсками Пруссии. После чего первый и последний раз проехал по стране с официальным визитом. Страна его разочаровала, видимо, поскольку затем он заперся в папином замке и начал строить свой, а народом руководил при помощи письменных приказов и поручений. В общем, сплошная «работа с документами». При этом он постоянно и непрерывно строил замки по всей стране. Реальной пользы от них никакой – чисто декорации. А в свой любимый Нойшванштайн король так вообще никого не пускал, бродил там в одиночестве.

Хорошо быть королем!

Народ терпел эти шалости больше 20 лет, но однажды не выдержал.
— 8 июня 1886 года собрался консилиум врачей, который на основании показаний свидетелей и даже без личного осмотра пациента объявил Людвига II «неизлечимо душевнобольным».
— 9 июня правительство лишило короля дееспособности.
— В ночь на 10 июня в Нойшванштайн прибыла специальная комиссия. Король комиссию заарестовал и выслал обратно в Мюнхен.
— В полночь 11 июня в Нойшванштайн прибыла новая комиссия. Которая всего-то и состояла из одного врача и четверых его студентов. Профессор фон Гудден предъявил медицинское заключение и решение о содержании Людвига в клинике для психически больных. Короля повязали.

И вот зачем было строить замок на вершине утеса, с высоченными стенами, если он не может спасти не то что от вражеской армии, а даже от простого доктора из дурки?

Кстати, само заключение очень интересное. Первым пунктом обвинения в нем являлось то, что Людвиг II настроил чрезмерное количество «никому не нужных» замков, потратив огромное количество денег из государственной казны. Вторым пунктом вышло порицание о неучастии Людвига в жизни собственной страны. И третьим пунктом врачи указали обвинение в нетрадиционной ориентации (!) Людвига II. Я знал, что был прав!

Короля отвезли в замок у Штарнбергского озера. Вечером 13 июня он отправился на прогулку в замковый парк с арестовавшим его профессором фон Гудденом. А уже в 11 вечера их тела были обнаружены на мелководье. По официальной версии король пытался утопиться, а доктор хотел помешать и неудачно. В общем, «все утонули». А проще говоря, убрали монарха. Но оцените, как быстро и ловко! Пять дней на все про все. Одно слово – немцы. Европа!

Вот такая печальная история. Но при том поучительная. Я бы биографию Людвига издал в серии ЖЗЛ и отправил по экземпляру в мэрии Москвы, Санкт-Петербурга, Газпром и комитет по Сочи.

Подписывайся на наш канал на Платформе

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Nikolaitsch
отправлено 16.03.11 15:08 # 6


> Замок вообще чисто игрушечный. Для жизни тупо не приспособленный.

Я как человек, первые 20 лет жизни проживший в хрущевке, вот прямо сейчас бы ее променял на неприспособленный для жизни замок. И даже чутка бы доплатил.


Nikolaitsch
отправлено 16.03.11 15:33 # 9


> Вид из окон Нойшванштайна на долину - просто атас. Жаль, что в отчете их нет, как и у меня под рукой.

За качество извиняюсь - простая мыльница плюс еще и дождь шел мелкий
https://lh5.googleusercontent.com/_zrz9Fyt9WYE/TA0rsoZh1AI/AAAAAAAAAzo/ZHspXo0RCj0/s720/IMG_0846.JPG


Nikolaitsch
отправлено 16.03.11 20:48 # 17


> На заднем плане памятник дворнику?

Ему да. Причем судя по фигуре - скорее даже мне. У меня первая запись в трудовой - дворник!



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк