Про БГК-2090

08.10.11 20:48 | Onepamop | 29 комментариев »

Репортажи


Есть в составе военно-морского флота отдельная структура — флот вспомогательный. Обеспечивающий работу боевых кораблей. К судам вспомогательного флота относятся, например, катера гидрографической службы. Именно на таком катере Каспийской военной флотилии удалось провести несколько дней в походе по Волго-Каспийскому каналу и несколько ночей на якорных стоянках.

Командование на большом гидрографическом катере проекта 19920 — военное. А экипаж — гражданский. Гидрографические суда ВМФ — военные суда. Ходят они под флагом гидрографической службы ВМФ.

В соответствии с корабельным уставом ВМФ, «морским и рейдовым судам обеспечения Военно-Морского Флота, предназначенным для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, авиации, военно-морских баз и полигонов, присваиваются флаг судов Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, флаг гидрографических судов Военно-Морского Флота, флаг поисково-спасательных судов Военно-Морского Флота. …Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг».

Свой флаг и у Гидрографической службы. Он представляет собой синее полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага. В центре правой половины флага в белом круге, окаймлённм чёрной окантовкой, помещено изображение маячного знака чёрного цвета.


В мирное время работа у гидрографов тоже мирная и результаты деятельности гидрографических катеров (в их несекретной части) доступны практически всем заинтересованным в судоходстве лицам, а в военное время гидрографы работают на ВС и ВМФ. Международного обмена опытом у гидрографов разных стран, можно сказать, нет. Конечно, часть данных доступна всем желающим, но другая часть, бОльшая — секретная. Разве захочет, скажем, Казахстан поделиться с ранее братской Россией данными о десантнодоступных участках своего побережья?

Опять же, не надо забывать: самая главная ценность на Каспии — нефть. Каждое приморское государство имеет право на использование части шельфа. Шельф же неодинаково богат нефтью. Вот и начинаются тяжбы сначала научно-исследовательского характера, но под присмотром военных. Прикаспийские государства — Казахстан, Туркмения — там «у руля» американцы да англичане. У туркменов — так и просто все подряд по шельфу ползают. Лучше всех дела идут у Азербайджана и Ирана, эти страны более-менее независимы, но это явление, похоже, временное. Так что у флотилии и у гидрографов дел на Каспии хватает.


Большой гидрографичекий катер «БГК-2090» проекта 19920.
Заводской номер №01841, год постройки 2007.
Назначение: выполнение гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах.
Основные задачи: лоцманская проводка, постановка, съёмка и обслуживание береговых и плавучих средств навигационного оборудования, доставка личного состава, спецоборудования и грузов на необорудованное побережье.
Длина: 36,41м
Ширина: 7,6м
Водоизмещение: 338т
Осадка: 2,1м
Скорость хода: 10 узлов
Дальность плавания: 1000 миль
Грузоподъёмность: 15т
Мореходность до: 5 баллов
Экипаж: 11 человек
Пассажировместимость: 4 человека
Среднесуточный расход: дизельное топливо 2770кг, масло смазочное 8,3кг, вода питьевая 1,125т


Экипаж катера способен, например, провести разведку водного маршрута. Самые распространённые для гидрографов задачи — съёмки рельефа дна. Гидрографические промеры в том же Волго-Каспийском канале нуждаются в постоянном освежении, данные по ним могут безнадёжно устареть уже через полгода.

Рельеф Волги меняется очень быстро, в отличие от рельефа морского дна. Карты морского дна, применяемые до последнего времени, были ещё советскими, издавались в 1983 году, а переиздавались уже в 2006. Переиздание карт — работа огромная и дорогая. Уточнённая карта Каспия — это год работы всей гидрографической службы, множество промеров и уточнений. А русскими картами и данными, как наиболее точными, пользуются все.


Гидрографических работ без гидрометеорологических работ не бывает. Не зная температур, ветров, течений, давления и прочих метеоданных вся ценность гидрографических замеров будет отягощена огромной погрешностью. Потому и метеорологией занимаются всерьёз. С другой стороны, метеорология — наука отчасти шаманская. Нередко в практике используют и т.н. «народные приметы», обращая внимание на рост и падение давления, смену ветра, цвет заката, высоту и скорость волн.

Каким образом ведутся гидрографические исследования? Например, специалист-гидрограф при помощи специального зонда замерял плотность, солёность и температуру воды в динамике. Научно-исследовательские данные гидрографы получают с разнообразных приборов. БГК-2090 — судно головное, передовое, современное, именно на нём обкатываются самые свежие технологии и комплексы. В состав комплексов входят электронные эхолоты, сканеры. И рядом с ними — ручной лот. Промеры лотом — метод, конечно, дедовский, но простой и надёжный.


Капитан катера — Григорий Николаевич Васильев. Свой корабль он забирал прямо с завода. До момента приёмки капитан постоянно переписывался с судостроителями по поводу внесения разнообразных конструктивных изменений. Судну уже три года, оно до сих пор активно «обкатывается» и в КБ постоянно поступают соображения от экипажа, использующего корабль в реальной обстановке. Как это происходит — наблюдал с борта БГК, начиная с самой погрузки в порту Оля.


Бытовые условия на корабле экипаж оценивает как «хорошие». Отечественные конструкторы-корабелы больше придерживаются ГОСТов, а иностранные таки больше прислушиваются к мнениям реальных людей. Хромает немного воплощение хороших идей. Пример — положено иметь один унитаз на пять человек. Всё так и будет — вот пять человек, вот один унитаз. Из того, что действительно неудобно, капитан отметил вынесенные из кают умывальники. Хотелось бы конечно, чтобы в каждой каюте для личного состава умывальник был бы свой, отдельный. Проснулся человек после вахты, умылся, побрился, оделся и бодрый да весёлый пошёл на вахту.


У «них» всё то же самое, но, скажем, экипажу хотелось бы что-то сверх нормы иметь и у конструкторов есть возможность это желаемое установить — установят. Вместо одного душа — два. Запросто. Потому что так людям будет просто удобнее работать. Отходят «иностранцы» в нужных местах от доктрины «положено — не положено».

В последнее время вспомогательные суда испытывают кадровый голод. Раньше в Питере существовала т.н. «Шмонька»: ШМО — школа морского обучения. Там и готовили личный состав для вспомогательного флота. Выпускников этого учебного заведения капитан катера охарактеризовал как очень хорошо подготовленных и полностью пригодных к службе. Сейчас «Шмонька» стала Ломоносовским морским колледжем ЛМК ВМФ и ажиотажа среди поступающих туда больше нет. А значит — нет и кадров. Почему?
«В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 2006 г. №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» с 1 января 2008 г. прекращается действие отдельных нормативных документов, предоставляющих отсрочки от призыва на военную службу. В том числе отменяется действие Указа президента Российской Федерации 1992 года №516 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения и работы на судах обеспечения ВМФ (до окончания призывного возраста) курсантам и выпускникам Ломоносовского морского колледжа ВМФ, 42 и 185-й мореходных школ ВМФ.
Отмена действия данного указа на фоне сокращения срока военной службы по призыву до одного года и низкой заработной платы (на Северном флоте молодые специалисты получают до 5,5 тысячи рублей, на Тихоокеанском флоте — до четырех тысяч) неизменно приведут к еще большему уменьшению молодых специалистов, работающих на судах обеспечения и, соответственно, к снижению готовности судов к обеспечению сил флота, а также невозможности обеспечить набор курсантов в учебные заведения. Это, в свою очередь, приведет к развалу системы подготовки квалифицированных специалистов для судов обеспечения ВМФ». Андрей Гавриленко. ВПК №43 (159) 08 — 14 ноября 2006



В команде катера сейчас 11 человек, штат полный. Капитану, конечно, хотелось бы побольше людей и на несколько других должностях, но расписание ВМФ таково, каково оно есть. Взаимозаменяемость в экипаже — штука обязательная, но каждый член экипажа отвечает за свой участок работы: судоводитель обеспечивает прибытие из точки «а» в точку «б», механики следят за работой механизмов, коки варят вкуснейшую уху и обязательный компот, специальная внештатная гидрографическая партия выполняет свои научно-исследовательские задачи, на некоторых судах есть специальная должность начальника лаборатории.

За несколько дней, проведённых на катере, так и не застал ни одного праздношатающегося моряка. Некогда. Забот у гидрографов много, сопутствующие работы есть постоянно, выходы в канал и в море — один за одним. Этот выход — не исключение, самый обычный.


Целью его была, в том числе, и встреча с артиллерийскими катерами Каспийской флотилии, вышедшими на стрельбы в Каспийское море. Уже на якорной стоянке мы дождались их прихода и рано утром высадились на палубы боевых катеров типа «Шмель». Рассказ о них — в следующей части теперь уже «Каспийской саги» :).

Больше фотографий



Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 08.10.11 21:00 # 2


Кому: valtazar, #1

Сухопутный гигантишко!



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк