Как известно, современный ВМФ России состоит из пяти флотов. Точнее из четырёх флотов — Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского и одной флотилии — Каспийской.
Каспийская военная флотилия — старейшая русская военная флотилия. Создана по указу Петра I в ноябре 1722 году в Астрахани, участвовала в Персидском походе 1722-1723 годов, оказывала содействие русским войскам при занятии в 1796 году Дербента и Баку, в русско-иранской войне 1804-1813 годов. По Гюлистанскому мирному договору 1813 года флотилия осталась единственной военной флотилией на Каспийском море. С 1867 года её главной базой стал Баку.
По мере стабилизации обстановки на Каспийском море состав флотилии постепенно сокращался, и к началу ХХ века она имела 2 канонерские лодки и несколько вооруженных пароходов. Моряки флотилии активно участвовали в революционном движении в Баку и установлении там Советской власти. Во время Великой Отечественной войны флотилия обеспечивала важные морские перевозки войск, военной техники и грузов, особенно во время Сталинградской битвы и битвы за Кавказ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года флотилия награждена орденом Красного Знамени.
1 апреля 1969 года приказом командующего Краснознамённой Каспийской флотилии в городе Баку (Азербайджанская ССР) было сформировано соединение кораблей охраны водного района (ОВР). Основой боевого состава бригады ОВР стали сторожевые корабли, морские и базовые тральщики, а также боевые катера различных проектов. В конце 1992 года, после развала СССР, корабли перебазировались в город Астрахань (Золотой Затон).
В новой базе соединение пополнили не только новыми и находившимися на консервации в составе других флотов катерами, но и целыми подразделениями. Например, в 1996 году в состав флотилии вошёл 327 Белградский Гвардейский дивизион бронекатеров. С течением времени Краснознамённая Каспийская флотилия крепко обосновалась в Астрахани и стала наиболее мощным военно-морским соединением на Каспии. В этом году удалось посетить с фотовизитом артиллерийские катера типа «Шмель» (проект 1204) 73-й бригады охраны водного района.
Речь идёт о бронекатерах, а точнее об артиллерийских катерах (в 1965 году бронекатера были переклассифицированы в артиллерийские катера) проекта 1204. Задачи таких катеров — самые разнообразные: несение разведывательной, противодиверсионной и дозорной службы на реках и озерах, уничтожение речных судов и боевых катеров противника, содействие сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозка личного состава с личным оружием при переправах и действиях в бассейнах рек, действия в прибрежных районах морей.
Катера совсем не новые, даже наоборот: свой срок они давно выслужили. Головной экземпляр кораблей этого проекта был построен в Керчи в 1967, а последний — в 1974 году. Вооружение катеров тоже особенной новизной не отличается. Но они сегодня — надёжные «рабочие лошадки». По словам моряков, «Шмели» прекрасно справляются со своими служебными обязанностями именно на Каспии. А один из 118 построенных в СССР «Шмелей» проекта 1204 всякий желающий может осмотреть лично в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
На закрытой территории штаба флотилии возведён вот такой памятник. Орёл, символизирующий известно что, пирует над мертвой волчьей головой, тоже символизирующей опять известно что. А под этой вызывающе нетолерантной сценой — наверное, экстремистские стихи некоего М.Ю. Лермонтова.
Пока телеоператоры настраивались, готовясь к пресс-конференции с участием командующего флотилией, добрался до спецаппарата связи. Зорко подметив надпись, разрешающую ведение секретных переговоров, немедленно таковые произвёл. Связь есть, подтверждаю!
Командующий Краснознамённой Каспийской военной флотилией контр-адмирал Сергей Алекминский рассказывает о предстоящих учениях, необходимости постоянного поддержания боеготовности и об особенностях современной ситуации на Каспии. «Данное направление богато углеводородным сырьем, плюс это транспортный коридор между севером и югом, плюс биологические ресурсы, которых нет нигде».
По словам контр-адмирала Алёкминского, боевая подготовка частей и соединений флотилии заслуживает оценки «хорошо». Особое внимание уделяется слаживанию тактических групп и воспитанию новых кадров. В 2010 году на службу пришло значительное число молодых корабельных офицеров, им необходимо больше реальной практики, а не «сидения на тренажёрах и в кабинетах». Средняя «наплаванность» составляет около 300 часов на офицера.
С матросами есть некоторые сложности. Год службы для обучения новобранца — мало. Приходится спрессовывать программу обучения, временно увеличивая нагрузку на молодых матросов. На носу начало летнего периода обучения, подготовка к множественным практическим учениям. Например, начинается плановая проверка и оценка деятельности дивизиона артиллерийских катеров.
На Каспии, как и на любом флоте есть свои особенности (контр-адмирал подчеркнул, что за годы службы ему удалось побывать на всех флотах, а на Каспий он попал с Камчатки): небольшой по размерам морской бассейн, малые глубины, особые метеоусловия, исключительно сложная навигационная обстановка -- мели, узости, отсутствие видимости, даже разнообразие типов и силы волн. Прикаспийский регион — экономически и политически «конфликтный» участок. Попытки раздела и передела акватории и шельфа, разного рода вмешательство иностранных держав в дела прикаспийских государств, Афганистан со своими наркотиками и вооружённым контингентом США, наши внутренние террористические и экстремистские угрозы. За всем этим необходимо приглядывать в плотном взаимодействии и с пограничниками и сотрудниками ФСКН.
В последнее время в Казахстане, Азербайджане, Иране и Туркменистане планируют развитие своих ВМС. Каспийская флотилия ни в коем случае не должна отставать: в этом году на службу заступает новый ракетный корабль «Дагестан» с ракетным комплексом «Калибр», два модернизированных малых артиллерийских корабля и два новых судна вспомогательного флота. В плане проходящей ныне армейской реформы оптимизировано (читай -- сокращено) некоторое количество воинских частей. Сокращения и «оптимизации», по словам командующего, коснулись вспомогательных частей, боевые подразделения остались в прежнем составе.
По окончанию брифинга все выбрались из кондиционированной прохлады конференц-зала на палящий астраханский зной. Забились в тень курилки. Курилка, как видите, снабжена какой-то шифрованной табличкой. Интересно, про что там такое секретное пишут кодом?
В Золотом Затоне, где базируются боевые корабли, моряки артиллерийских катеров готовились к выходу в Каспийское море. Вчетвером корабли должны выйти в Волго-Каспийский канал, а оттуда в Каспийское море. В море «Шмели» проведут учения по маневрированию в строю, потренируются в навигации и поражении надводных целей артогнём.
По соседству с боевыми кораблями была замечена баржа
«Севан», построенная на судостроительном заводе имени III Интернационала. «Севан» представляет собой несамоходный однопалубный понтон с упрощенными обводами. Уникальная баржа-площадка, не имеющая аналогов в России, предназначена для транспортировки ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) по Волго-Каспийскому каналу с его небольшими глубинами. Платформа ЛСП-1 – это главный объект обустройства нефтегазового месторождения им. Ю.Корчагина на шельфе российского сектора Северного Каспия. После транспортировки ЛСП-1 на месторождение, баржу планировалось использовать для транспортировки крупногабаритных объектов по Волго-Каспийскому каналу.
Судно контроля физических полей СФП-95 вступило в строй в 1974 году, а до 2000 года несло службу на Северном флоте. Предназначено для измерения акустического, электромагнитного, электрического и магнитного полей надводных кораблей и подводных лодок. Такие суда оснащалось всеми видами аппаратуры для замеров и контроля физических полей. Для питания аппаратуры в режиме «Тишина» впервые стали использоваться дизель-генераторы, размещенные в звукоизолирующих кабинах. Полное водоизмещение достигало уже 1460 тонн, скорость полного хода 14 узлов, дальность плавания 1000 миль, автономность 15 суток. На судне имелась ВПП для временного базирования легкого сухопутного вертолета типа Ка-26.
Палубная автоматическая артустановка 2М-3М. Две спаренные 25-мм пушки с воздушным охлаждением стволов. Скорострельность: 470-480 выстрелов в минуту. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой — не менее 15 секунд. Прицельное устройство установки 2М-3 состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограммном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Такими артсистемами были оснащены более чем 30 проектов кораблей и судов.
Наводчик спаренного автомата на своём «рабочем месте». «Балтийскую» ленту на бескозырке на «каспийскую» пока не поменял, буквально накануне прибыл с Балтики в составе группы матросов.
17-ствольная 140-мм пусковая установка для неуправляемых ракетных снарядов БМ-14-17. Основной тип снаряда для установки — 140-мм осколочно-фугасный неуправляемый турбореактивный
снаряд М-14-ОФ. Кроме того, на вооружении имеются дымовые и химические снаряды для таких установок. Кстати, именно «Шмели» с демонтированными реактивными системами залпового огня в художественном фильме «Секретный фарватер» сыграли роли советских торпедных катеров Г-5.
В рубке артиллерийского катера более-менее прохладно. Снаружи солнце шпарит столь яростно, а тополиный пух залепляет всё подряд столь плотно, что нет никаких сил всё это терпеть. Броня раскаляется, хоть яичницу прямо на палубе поджаривай. Потом, в канале и в море, на палубе стало, наоборот, отлично. Отлично позагорал во время похода.
Носовая 76-мм артустановка Д-56ТС (семь выстрелов в минуту на дальность до 4000 м)
со спаренным пулемётом Горюнова СГМТ. Всё вместе смонтировано в башне танка ПТ-76. Стрельба ведётся силами комендора и заряжающего.
После всех необходимых проверок корабли споро вышли из базы и исчезли из вида.
Катера ушли к морю, а мы помчали
к морпехам 727 обмп и посетили полигон «Пески Артиллерийские». Рано утром следующего дня — автобусами отправились к якорной стоянке №4 порта Оля, дабы
попасть на борт больших гидрографических катеров и уже водным путём нагнать «Шмелей» в Каспийском море. В точке рандеву с ними была обещана высадка на палубы артиллерийских катеров и переход на полигон с последующими артиллерийскими стрельбами. Так оно и вышло.
Про это — в следующей части.