Как и всё прогрессивное русскоязычное человечество, снимал разоблачающий видеоролик с обращением. Ролик получился злободневный, яркий и остросоциальный, из ойфона, как известно, только такие и выходят. Практически — «Навстречу выборам». При монтаже выяснилось, что звук в видиморолике местами «подгулямши», что лично я склонен списать на происки врагов. На всякий случай снабдил видиморяд необходимыми текстовыми разъяснениями. Прошу к увиденному отнестись серьёзно.
Речь в ролике идёт о самом насущном — о тепле. Широко известное глобальное потепление в очередной раз докатилось и до дорогих россиян. Январь и февраль оказались довольно холодными, за несколько дней до наступления напряжённого для меня фотосъёмочного периода так и вообще, как говорится, «дубак врезал». А у меня съёмка на съёмке и всё больше на открытом воздухе. Холодно, руки мёрзнут, надо хоть как-то спасаться! И тут на помощь замерзающему человеку с фотоаппаратом пришла так называемая «Грелка каталитическая ГК-1». Что это такое?
Разъясняет Википедия:
Во время первой мировой войны в окопах мерзли миллионы солдат, и за четыре военных года изобретатели США, Японии и Англии запатентовали несколько вариантов карманных жидкостных грелок. Принцип их действия был прост: каталитическое беспламенное окисление спирта или бензина. Катализатором во всех случаях служила платина. Японская грелка выглядела как портсигар, внутри которого были резервуар, набитый ватой и платиновая прокладка. В корпусе были просверлены отверстия для подачи воздуха к катализатору и отвода газообразных продуктов горения. Для запуска грелки в резервуар заливался спирт, который пропитывал вату.
Затем катализатор прогревали пламенем спички, и начиналась каталитическая реакция. В настоящее время достаточное распространение получили грелки для индивидуального обогрева человека в туристическом походе, на рыбалке, охоте, в условиях, связанных с работой на улице, на зимних видах спорта и так далее. Советской промышленностью выпускалась грелка бензиновая каталитическая ГК-1, которая при полной заправке могла вырабатывать тепло в течение 8—14 часов с температурой до 60 °C, то есть на уровне болевого порога.
Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями. Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород.
Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки. Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10-15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).
Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 (бензин «Калоша») или С3-80/120. Использование других видов топлива может привести к быстрой порче каталитический сетки (явление называется «отравление катализатора»), что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путем прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.
Прежде чем остановить свой выбор бензиновой каталитической рукогрейки именно на модели, сделанной в СССР, надлежащим образом изучил доступный мне рынок. Анализ дал следующие результаты: помимо советского изделия, можно приобрести ещё и американское от компании Zippo, китайское «какгбэ» от компании Zippo и просто китайское, без всякого Zippo. Ценники на товары данной категории, как водится, различаются в 3-10 раз в зависимости от места приобретения и жадности продавцов. Например, ГК-1 удалось найти в продаже минимум за 400 рублей и максимум за 120 USD. Речь, конечно, про совершенно новые и абсолютно идентичные устройства.
Средний ценник на грелки от Zippo составил 900-1500 рублей, но нашёл особо жадного продавца с ценником 3500. Китайская продукция на сайте DX.COM с бесплатной почтовой доставкой стоит 9.30 USD, что позволяет признать именно китайский вариант наиболее бюджетным. Если же отринуть предложения разных жадин, то получается, что за 300-400 рублей можно купить китайскую грелку, за 400-800 — советскую и за 800-1200 — американскую (в этом сегменте, повторю, встречается и китайская «липа»). Есть ещё некие корейские изделия, но оных я живьём в продаже не встречал, врать не буду. Быстрое интернет-сканирование показало, что стоят такие грелки на уровне зипповских или чуть дороже.
Да, ценителям винтажных вещиц можно пошарить по интернет-аукционам — там такого добра из разных стран и эпох навалом. На любой цвет и кошелёк. Вплоть до пресловутых японских портсигаров времён ПМВ.
Мой же выбор пал на советское изделие. Причём за отчётный период удалось приобрести 8 одинаковых грелок: не мог не подарить друзьям, внезапно и массово пожелавшим «такую же». Часть купил очно в столичном магазине «Киносклад» по 700 рублей за штуку, часть — заочно, почтой через свердловского интернет-продавца. Итого с доставкой из Ебурга до Москвы получилось 500 рублей за штучку. Советское изделие отличается солидным весом, общей бронебойностью (если не сказать — противотанковостью) дизайна и наличием очень неожиданной расцветки мешочка в комплекте.
Внутри коробочки с грелкой лежит подробная инструкция к ней и тряпичный спецмешочек весёленькой расцветки, ограждающий владельца от ожогов. Единственное, что будет необходимо для начала тестирования вашего личного образца, это покупка топлива для грелки, то бишь бензина. Бензин, при наличии неограниченного бюджета, можно закупить и зипповский. Но при реальном применении он не показал никаких преимуществ перед бензином отечественного производства.
Речь идёт о бензине-растворителе БР-1 «Галоша» (ГОСТ 443-76) или его аналоге — нефтяном растворителе Нефрас С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92). На сегодняшний день, в связи с отменой ГОСТа 443-76, «Бензин Калоша» и «Бензин Галоша» являются товарными наименованиями Нефраса С2-80/120. Закупить такое «чудо» можно практически в любом магазинчике с автозапчастями или в хозяйственном отделе супермаркета. При покупке рекомендуется предпочитать бензин рязанского производства. Именно он при сравнительном органолептичеком исследовании выдал наименее вонючий выхлоп. Стоит такой бензин примерно 50 рублей за поллитра. Что, понятно, выгодно отличает его от зипповского (355ml за 480 рублей).
По субъективным ощущениям использование бензина НЕ рязанского производства выдавало во мне водителя отечественного грузового автомобиля производства 60-70 годов прошлого века, рязанский же практически не обращал на себя внимания граждан. Но запах, тем не менее — есть. Говорят, будто грелка отлично работает и на спирту, но проверять не стал. Спирту жалко!
Полевые испытания дали следующие результаты: на одной полной заправке грелка проработала 19 часов. Температура рабочей грелки такова, что ношение её в боковом кармане джинсов возможным не представляется — очень ноге горячо, а вот грелка в чехле или без него в кармане куртки прогревает и карман и руку отлично. Замечательный результат даёт вкладывание работающей грелки в карман с аккумуляторами, предохраняя их от потери ёмкости в морозы. Эксперимент с двумя одновременно работающими грелками позволил нагревать и варежки и руки в них самым комфортным образом. Например, это или вот это снимал с активированными грелками ГК-1 в карманах.
Попутно (да не усмотрят в этом слове предвыборной агитации) протестировал работу химических грелок, представленных в широкой продаже под маркой «Теплоид». Может быть, конечно, мне такие экземпляры попались, но… Короче, выброшенные деньги. Что за малые пакетики, что за большие. ГК-1 кроет эти соляные мешочки как бык овцу.
Итого: грелка каталитическая ГК-1 отлично зарекомендовала себя во время практической эксплуатации и может быть рекомендована к применению в широких слоях населения. И, вне всякого сомнения, это предвыборная реклама.
Я в чехол ничего не кладу. Фотоаппарату морозы на моей памяти, может, один или два раза мешали - зеркало залипало, видимо, смазку какую-то глючило. А вот аккумуляторы в тёплом кармане очень выручают.