В Брюсселе я был два раза, раз – неполный день, проездом, другой раз – три дня. За это время так и не увидел Писающего мальчика, он же Манекен Пис. Правда, не очень и стремился. Для ясности надо сразу сказать пару слов о том, кого не увидел, и без кого эта статья. Спасибо Гуглу, вот его фото.
Писающего мальчика называют визитной карточкой Брюсселя. Роста мальчик небольшого, всего 61 см. Писает он уже почти четыреста лет, собирая толпы туристов и вливая мощный неиссякающий поток (финансовый) в городской бюджет. Есть у мальчика подруга, понятно, тоже непрерывно писающая. Она помоложе, 1985 года рождения. Девочка Дженнекен Пис не так знаменита и финансово менее успешна. Но она этим сильно не заморачивается, писает и радуется жизни.
У мальчика с девочкой есть четвероногий друг. Чем он постоянно занят, догадаться уже несложно – писает, конечно. Так и живут.
До девочки и собаки я тоже не добрался. А также не посмотрел Атомиум, парк Мини-Европа и Дворец правосудия. Из общеизвестных достопримечательностей Брюсселя побывал только на главной городской площади Гран Пляс. Остальное время было потрачено на посещение музеев и памятных мест, связанных с мировым коммунистическим движением, а также на хождение по улицам и питие пива. Про
Музей гёза уже было, впечатления от бельгийского пива кратко изложены в статье про
Антверпен, далее – об остальном.
Во второй раз, в апреле 2012, в Брюссель летел авиакомпанией Brussels Airlines. Ничего особенного, кормит та же S7 даже лучше. Но есть некоторые отличия. Отстегнуть ремни и ходить по салону можно уже через 7-8 минут после взлёта, на рейсах российских компаний ждать приходится подольше. Стюардессы тут же начинают бегать (почти в буквальном смысле, быстро работают) и что-то разносить. Ещё один бесспорный плюс – в качестве напитка можно взять вино, красное или белое, в бутылочках по 180 мл. Некоторые пассажиры этим активно пользовались. В ряду передо мной двое дедушек и одна бабушка, предположительно фламандской национальности, употребили по три бутылочки красного и оживлённо беседовали. Были ещё любители, которые брали больше одной. Вино так себе, но пить можно. А вообще, вина пассажиры пили мало, в основном – воду и безалкогольные напитки.
Выглядит Брюссель, в основном, как-то мрачновато-грубовато, за исключением некоторых мест. Эти две фотографии сделаны вечером недалеко от отеля.
Такая картина не то, чтобы типична для Брюсселя, но встречается довольно часто – бетонно-стеклянные коробки вперемешку с домами разного вида и возраста. Но есть и места с сохранившейся исторической застройкой. Просто ходить по городу не слишком интересно, интереснее знакомиться с отдельными объектами.
Немного в стороне от центра Брюсселя, но не очень далеко, на улочке Rue Jean d’Ardenne есть дом номер 50. Сейчас по этому адресу находится клуб йоги, о чём говорит цветная вывеска. Но знаменит дом не этим. Табличка сообщает, что здесь с 1846 по 1848 год проживал вождь мирового пролетариата, основоположник учения своего имени Карл Маркс. В 1845 году Маркса выслали из Парижа, и он приехал в Брюссель. Сначала жил в разных местах, в том числе у Фридриха Энгельса, который к тому времени тоже перебрался в Брюссель. Когда к Марксу приехала жена, они поселились в этом доме на улице Арденн.
Улочка довольно узкая, чистая, тихая. Прошёлся по ней, постоял у дома, это который белый, с балконом и флажками. К дверям дома подошла женщина лет 35. Перед тем, как зайти, как-то весело и понимающе на меня посмотрела – ещё один паломник-коммунист. Не коммунист, но это не так важно. Маркс имеет к российской и советской истории прямое отношение, к тому же, в детстве я несколько лет жил на улице Карла Маркса, и позже – в студенческом общежитии на проспекте Маркса. Теперь вот появился случай побывать на улице, где жил сам Маркс, посмотреть на его дом.
От дома 50 на улице Арденн минут за тридцать пешком можно дойти до главной площади города – Гранд Пляс. В доме № 9 на Гран Пляс, или в Доме с лебедем, есть кафе, в котором Маркс часто бывал. Здесь Маркс встречался с Энгельсом, и они обсуждали перспективы международного рабочего движения, разрабатывали его идеологию. Именно здесь, как считается, был написан «Манифест коммунистической партии». Дежурная шутка: отсюда и вылетел тот самый призрак коммунизма.
Работа над Манифестом проходила в три этапа. В июне 1847 Энгельс написал документ с характерным для материалистического учения названием «Проект коммунистического символа веры», в октябре он переработал его в «Принципы коммунизма», затем с декабря 1847 по январь 1848 Маркс и Энгельс создают Манифест. Опубликован Манифест был в феврале 1848 в Лондоне. После революции 1848 года во Франции Маркс был выслан уже из Бельгии и вернулся в Париж. Табличка также сообщает, что Маркс праздновал здесь Новый год, с 1847 на 1848.
Площадь Гран Пляс иногда называют самой красивой площадью Европы. Площадь действительно красивая. Хотя, мне она показалась несколько игрушечной, «пряничной», особенно при первом знакомстве, но это вопрос вкуса.
На площади, да и в самом Брюсселе, много афробельгийцев. Из аэропорта в город я ехал в автобусе, где все пассажиры, человек семь-восемь, были они, водитель – мулат. Африканские пролетарии серьёзно восприняли призыв Маркса и Энгельса к пролетариям всех стран, и прибыли соединяться. Европейские пролетарии в массе своей к соединению оказались не готовы, и большого желания не проявили. Но иногда соединяются. Вот афробельгийцы вместе с бельгийскими скинхедами ловят «зайцев» в общественном транспорте.
На площади Гран Пляс и вокруг неё много туристов, это, наверное, самое посещаемое место в городе. После Манекена Писа, конечно. Рядом имеется памятник бургомистру Брюсселя Шарлю Булсу, который руководил городом с 1881 по 1899 год.
Главная заслуга бургомистра – успешное противодействие инновационным градостроительным схемам короля Леопольда II и сохранение мест со старой застройкой, в том числе и Гран Пляс. Булсу удалось провести постановление 1883 года о защите фасадов и выделении фондов на их восстановление, что и позволило сохранить архитектурный вид площади. В 1999 году рядом с площадью Шарлю Булсу поставили памятник. Усы бургомистра и другие части скульптуры отполированы до медного блеска – туристы любят здесь фотографироваться, бургомистра и его собаку при этом надо обязательно за что-нибудь потрогать.
За памятником, чуть подальше, виден шоколадный магазин. Шоколад – один из главных бельгийских «специалитетов», считается, что здесь его хорошо делают. В магазине продают поштучно шоколадные конфеты с разными начинками и оболочками. Конфеты без обёрток лежат в разных ячейках, выбираешь, сколько надо, и их складывают в пакетик. Одна небольшая конфетка стоит 70 центов. Взял несколько штук на пробу. Или дурют нашего брата насчёт бельгийского шоколада, или настоящий шоколад надо брать по другой цене и в другом месте.
А вот вафли понравились, это ещё одна бельгийская кулинарная достопримечательность. Вафли здесь сделаны не из пластинок с прослойками из начинки, а в виде цельного рифлёного куска, как в руке у шоколадного манекена писа. Всё-таки, не обошлось без него. Вафли готовят здесь же и продают их горячими, начинку кладут сверху (или не кладут, по желанию покупателя) – взбитые сливки, клубнику, шоколад.
Ещё одна достопримечательность Брюсселя – это бомжи, очень их здесь много. Причём, чувствуют они себя свободно и спокойно, располагаются в самых видных местах. Мужик с собаками сидит прямо на Гран Пляс. Из аэропорта я прибыл на Северный вокзал, там в здании вокзала вдоль стен разложены матрасы, штук двадцать, на них ворочаются люди, то ли бомжи, то ли цыгане. С парнями на тротуаре непонятно – или реальные бомжи, или это у них культурное мероприятие, типа турпохода. Фрики всякие в Брюсселе встречаются часто.
В городе, практически в центре, несколько раз замечал лежбища, с хозяевами и без. Вот одно из них. В здании (вроде, это отель) перед дверью есть ниша с двумя арочками. Сама дверь заблокирована, а в нише живёт бомж.
Я проходил мимо него четыре раза, и три раза видел одну картину – лежит, закутавшись в одеяло. В четвёртый раз тоже лежал, и смотрел на улицу, опершись на локоть. Проживает бомж рядом с главным собором Святого Мишеля и Святой Гудулы, в пяти минутах ходьбы от бельгийского Парламента.
Парламент находится на улице Луа, которая проходит от центра Брюсселя к парку Пятидясятилетия (пятидесятилетия независимости Бельгии). Немного в строну от улицы Луа, в десяти минутах ходьбы от Парламента, находится ещё одно намеченное для посещения историческое место – небольшая площадь Трон, а по пути между ними расположено посольство США.
Перед Парламентом постоянно стоит полицейский в оранжевом жилете. Спросил его, можно ли фотографировать – да, можно. А вот американское посольство фотографировать нельзя. Перед зданием никого не видно, но только я успел сделать снимок, откуда-то выскочил человек, и стал на меня через улицу орать, мол, прекращай. Пришлось прекратить. Пристрелят ещё за посягательство на безопасность соединённых государств Америки, или в тюрьму секретную посадят, вот и сходил на площадь Трон!
А знаменита площадь тем, что здесь, в здании бывшего мучного склада, с 16 по 24 июля 1903 года происходил II съезд РСДРП – Российской социал-демократической рабочей партии. В Брюсселе прошло 13 из 24 заседаний съезда. Затем, по требованию полиции, делегаты покинули Бельгию, и съезд продолжил работу уже в Лондоне, до 10 августа.
Главным организатором и руководителем съезда был В.И. Ленин. На съезде впервые в истории международного рабочего движения после смерти Маркса и Энгельса была принята программа, в которой признавалась необходимость диктатуры пролетариата и выдвигалась задача борьбы за неё. Сторонников идей Ленина оказалось большинство, и после съезда их стали называть большевиками. На съезде зародился большевизм как течение политической мысли и политическая партия (В.И Ленин). Этот факт сыграл, как известно, эпохальную роль в российской истории. Здание, в котором проходил съезд, к настоящему времени не сохранилось.
В центре площади Трон установлен памятник бельгийскому королю Леопольду II (1835-1909). Вступил он на престол в 1865 году. Король был человеком активным и любознательным, он организовал Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Центральной Африки. В результате этого исследования была захвачена большая территория в бассейне реки Конго, и началась её цивилизация, а именно – жесточайшая эксплуатация местного населения. С 1885 по 1908 годы существовало «Свободное государство Конго», которое было независимым от бельгийского государства, оно было суверенным владением и личным бизнесом короля. За невыполнение поставок слоновой кости, каучука и продовольствия, за отказ нести трудовую повинность местные жители жестоко карались и истреблялись, сжигались целые деревни. За время существования государства и его приобщения к цивилизации население уменьшилось на миллионы человек.
В 1908 году король продал «Свободное государство Конго» родной Бельгии. Конго было национализировано, перестало быть свободным, стало колонией Бельгии и превратилось в Бельгийское Конго. Ленин называл Леопольда II «делягой, финансистом, аферистом», а австрийский император Франц Иосиф I – «коронованным маклером». Мега-коррупционер (поимел за государственный счёт в личную собственность отдельное государство), жулик и вор мирового масштаба, кровавый тиран, загубивший миллионы жизней – всё в одном. Однако же, благодарные потомки поставили памятник своему королю, и никто его не сносит и не оскверняет. Никакие местные «Мемориалы» не плачут по жертвам цивилизации и не проклинают злодея.
Ещё дальше от центра по улице Луа находится квартал, занятый зданиями Еврокомиссии. На крыльце тусуются молодые евробюрократы, обсуждают пути выхода из кризиса. Далее улица Луа выходит к парку Пятидесятилетия с архитектурным комплексом, где находятся три музея – Музей армии, автомобильный музей «Автомир», и Музей культуры и истории. Я побывал в военном и автомобильном музеях. Интересующимся авто- и мототехникой, военной техникой, историей оружия оба музея можно смело рекомендовать для посещения.
Музей армии
Полное название музея –
Королевский музей армии и военной истории. Музей относится к ведению Вооружённых сил Бельгии. Чтобы попасть в него, надо пройти под аркой и повернуть налево. Платить за вход не надо, фотографировать можно, но без вспышки. По музею постоянно шныряют охранники и напоминают про no flash.
Военный музей – большой, разнообразный и интересный, особенно отдел авиации, но интересные экспонаты есть во всех отделах. Музей имеет следующие отделы (по буклету).
- Австрийские Нидерланды.
- Оружие и доспехи.
- Эра Наполеона.
- Оружие XIX столетия.
- Бельгия в XIX столетии.
- Военно-морской раздел.
- Авиация.
- Танки.
- Первая мировая война.
- Сокровища Российской Империи.
- Современные конфликты.
- Магазин.
Два зала посвящены Первой мировой войне, здесь много крупнокалиберных пушек-мортир, снаряды в человеческий рост, есть несколько танков-монстров, стенды с военным обмундированием стран-участниц.
Авиационный ангар имеет площадь 170 на 70 м, высоту 40 м. Здесь на двух уровнях расположены 130 летательных аппаратов. В том числе представлены (R)F-4 Фантом II, F-86 Сейбр, английский истребитель времён ВМВ Супермарин Спитфайр, F-16, DC-3 (на его основе выпускался советский Ли-2), французский Мираж F1c, Миг-23, вертолёт Ми-24, немецкий транспортный Юнкерс J-52, два Мессершмитта с крестами и свастиками, F-104 G Старфайтер, французский пассажирский реактивный самолёт Каравелла. Большинство самолётов – американские. К потолку подвешено несколько старых деревянно-матерчатых «птеродактилей». Есть авиационное вооружение, ракеты и пусковая установка зенитно-ракетного комплекса, пушки-зенитки, аэродромное оборудование. Рядом с МИГ-23 стоит советский ГАЗ-69 в варианте артиллерийского топопривязчика.
В зале «Сокровища Российской Империи» выставлена частная колекция, вывезенная после 1917 года казаками из России. Какое-то время она находилась в Париже, теперь располагается здесь. Представлено оружие, обмундирование, сабли, горны, серебрянная посуда, кубки, и разные другие вещи. Особое место занимает серебрянная чаша для пунша, размером с полметра, она подарена казакам Николаем II.
С танковым отделом не повезло, там как раз делали ремонт, вход туда был закрыт, только с порога можно было глянуть. Всего в музее танков гораздо больше, чем видно на площадке.
В зале Бельгии в XIX столетии выставлен велосипед короля Леопольда II. Король был одним из первых аристократов, кто освоил езду на велосипеде. Велосипед трёхколёсный, двухколёсный велосипед король освоить не успел, много времени занимало руководство процессом цивилизации Конго. Какое отношение велосипед имеет к военному музею – непонятно. Это как если бы в военном музее выставили ружьё, из которого Николай II стрелял ворон. И то было бы ближе к теме.
А что это за многоствольное орудие, я так и не понял, и таблички нет. Как и куда оно стреляет, как целиться, непонятно.
Есть зал, который можно назвать «Человек на войне». Здесь представлены всякие предметы военного быта, личные вещи – посуда, курительные принадлежности, музыкальные инструменты (есть гармонь и статуэтка советского солдата, играющего на гармони), игральные карты, пропагандистские материалы.
Этого дядю Сэма я всегда считал политической карикатурой и символическим изображением США. Оказывается, это агитационный плакат с призывом вступать в американскую армию. Плакат создан американским художником Джеймсом Монтгомери Флаггом в 1917 году. Во время Первой мировой войны было напечатано 4 миллиона копий плаката, он также использовался и во Вторую мировую войну. При этом в качестве прототипа художник использовал себя самого, но состаренного. Сразу вспомнился плакат «Ты записался добровольцем?»
В магазине военного музея продаётся Russian Chapka. Сзади, на этикетке производителя написано COSSACK HAT, то есть, папаха. Почему папаха? Ознакомился с вопросом, и на ebay нашёл ещё боле крутой вариант cossack hat:
RUSSIAN-BLACK-KGB-FUR-MILITARY-COSSACK-HAT-USHANKA, здесь вообще всё собрали. Почему-то не сообщили, что в таких папахах-ушанках КГБшники пьют по утрам водку стаканами под развесистой клюквой.
Здесь имеется богатейший набор фотографий из Музея армии в Брюсселе.
Музей «Автомир»
Автомобильный музей «Автомир» расположен прямо напротив военного музея. Здесь же на площадке между музеями есть киоск с горячими бельгийскими вафлями, можно перекусить между двумя визитами. За вход нужно отдать 9 евро, фотографировать можно. В музее собрано более 250 автомобилей и мотоциклов, есть зал карет. Экспонаты размещены в исторической последовательности – от первых мототележек до современных автомобилей. На небольших стендах выписаны по годам основные технические новшества в истории автомобилестроения.
Эта трёхколёсная машина очень напоминает тарантас, на котором передвигался Фёдор Бондарчук в фильме «Обитаемый остров».
Кадиллак начинал вот с таких автомобилей, это модель K 1907 года.
Форд Т выпуска 1922 года. С 1908 по 1927 годы было произведено 15 миллионов этих Фордов.
Это BMW Изетта, Тип 300, модель 1952 года. Автомобиль-пузырь выпускался по лицензии итальянской фирмы Iso. Недорогой и экономичный, он позволил фирме пережить трудные послевоенные времена и избежать банкротства.
Ягуар ХK140 Кабриолет, выпускался с 1955 по 1957 годы, максимальная скорость – 201 км/ч.
Много разных фотографий из музея «Автомир» представлено
здесь. Есть в музее магазин с моделями автомобилей, самых разных видов и размеров.