Вторую половину мая было решено провести в ОАЭ с основным дислоцированием в Дубаи.
Еще месяц назад я знал об ОАЭ чуть меньше, чем ничего, а конкретно только про их роль в мировой торговле нефтью, а потому ожидал нечто вроде более окультуренного Египта. О, как же я заблуждался, но обо всем по порядку.
Перелет осуществлялся Air Arabia — бюджетным подразделением Эмирейтс. Самолеты новенькие и, если верить рекламе, с самым большим расстоянием между сидениями в экономическом классе, который тут, собственно, один и есть. Не знаю, правда или нет, но второй раз в жизни (первый был в Корейских авиалиниях) чувствовал себя комфортно, сидя не у эвакуационного выхода в эконом-классе.
На сайтах полным полно криков о том, что "ааа, нас никто не предупреждал, а питание оказалось за отдельные деньги!". Вообще на сайте Эйр Арабия ч0рным по белому написано, что питание в стоимость минимального билета не входит и оплачивается отдельно. Но, в любом случае, наша турфирма озаботилась, и на борту нас кормили бесплатно. Это хорошо, так как, отправляясь в страну победившего ислама, сало в котомки прятать не стали.
Хотя, по чести сказать, цены бюджетные – можно было бы без особых проблем и за свой счет поесть. Для справки 1 дирхам = 1,3665 USD, в гостиницах может быть на копейку ниже. Курс стабильный и не меняется годами. Даже в аэропорту, где традиционно невыгодные курсы, был таким же.
И вообще в целом авиакомпания оставила достаточно приятное впечатление.
Когда самолет вырулил на разгонную дорожку, пилот по громкой связи сообщил по-арабски и по-английски, что сейчас будет прочитана молитва путешественника и действительно раздались соответствующие слова. Выглянул в коридор, пилот продолжал находиться в кабине, а молитва была, очевидно, записана. Я когда про нее услышал, то сначала не поверил своим ушам и не записал, но на обратном пути я был наготове, так что — кому интересно — внимайте.
Ну а пока самолет летит, я перескажу своими словами рассказы гидов об истории ОАЭ и прочем. Проверкой фактов не занимался, у кого какие сомнения — интернет и другие источники вам в помощь.
Итак, до 60-хх 20 века ОАЭ, еще не бывшие на тот момент объединенными, являлись британской колонией. И именно британцы нашли там нефть, но уже во 2-й половине 20-го века. А до 30-х годов основной статьей доходов Эмиратов была добыча жемчуга. Но в 30-х японцы додумались до искусственной культивации жемчуга, цены на мировом рынке упали, эмиратскому бизнесу настал полный кирдык, и весь регион практически в полном составе, за исключением, конечно же, шейхов, отправился прямиком в каменный век.
Глядя на современные небоскребы в городе с высокотехнологической инфраструктурой, почти невозможно поверить, что еще лет 50-40 назад местные жители не умели ни читать, ни писать, а заимев радио в 70-х и поймав египетскую волну, были шокированы, что еще где-то в мире говорят на арабском языке.
А потом Бритиш Петролеум нашел в эмиратах нефть, и мир изменился. Но не сразу. Стоит заметить, что шейх Дубаи еще до нефтяной эпохи начал активно развивать свои владения за счет торговли. А вот шейх Абу-Даби, самого большого эмирата, а на сегодняшний день еще и самого зеленого и богатого, деньги складывал в... мешки. На все вопросы, почему не тратит — отвечал, что деньги могут понадобиться, чтобы откупаться от врагов. После того как родственники шейха нашли мешок с деньгами, весь изгрызенный мышами, они тут же организовали несчастный случай, произошла смена власти, но детали этой смены в приличном обществе не обсуждают. К власти пришел шейх Зайд. Он же Отец Нации. И в данном случае — это как раз тот редкий случай, когда подобное прозвище полностью оправдано.
Новый шейх начал бурную активность в двух направлениях: а) вытягивание нации из века каменного в век 21-й и б) по объединению эмиратов. Со вторым ему вроде как активно помогал шейх Дубаи, но его заслуги почему-то теряются на фоне аль Зайеда.
Со своими подданными шейх Зайд огреб немало лулзов (веселья). Вначале он начал действовать по пути, казалось бы, самому простому — раздал деньги населению. Раздавал коробками. Что сделает бедняк, если получит кучу денег? В 99, 9% случаев лихо протранжирит. Не стали исключением и эмиратцы. Начали покупать себе машины и кататься по пустыне, а когда машина благополучно ломалась, так как не было ни дорог, ни сервисов, то просто сломанные выбрасывали, а покупали новые. Рассказывают об одном эмиратце, который решил делать бизнес, а именно открыть такси. Так вот, он купил несколько тойот, нанял пакистанцев, выдал им ключи и сказал вечером вернуться с выручкой. Это был первый и последний раз, когда он видел свои машины и этих пакистанцев. Шейх посмотрел на эту вакханалию и решил выдать людям не деньги, а землю. Вчерашние кочевники такого закидона не поняли и начали в основной своей массе землю продавать. Говорят, что несколько гектар побережья в то время можно было купить за несколько тысяч долларов.
К счастью, шейх, как и положено восточному правителю, чутко наблюдал за своими поданными и вовремя пресек разбазаривание. Сейчас ситуация выглядит примерно так:
- эмиратцы владеют землями. Но что на них строить, когда и как — решает специальный Комитет в соответствии со своими планами застройки. Комитет строит на свои деньги, а после сдачи объекта удерживает часть доходов в погашение своих расходов. После погашения земля, объект на ней и доходы с него переходят в безраздельное владение эмиратца — хозяина участка.
- под всякие свои проекты эмиратец может взять безлимитный по размерам и срокам беспроцентный кредит. Более того, если же он не тупо профукает деньги, а потеряет их по более-менее объективным причинам, то он в священный месяц Рамадан может прийти к шейху и обрисовать тому ситуацию. И существует далеко не нулевая вероятность, что шейх, поверив в искренность этого человека, погасит кредит из своих средств.
- образование в государственных школах и ВУЗах страны — полностью бесплатно для эмиратцев. Более того, если эмиратцу хватит ума поступить хоть в Гарвард, хоть в Оксфорд или еще куда — государство ему все оплатит.
- Иностранная фирма может открыться в ОАЭ исключительно при условии, что в ее учредителях будет числиться эмиратец. Который не вкладывает ни копейки денег, ни минуты времени, но получает от иностранного партнера "зарплату". Это называется спонсорство. На сегодняшний день самый дешевый спонсор обойдется вам где-то в полторы тысячи долларов ежемесячно. Эмиратец, понятное дело, может выступать спонсором для скольких хочет иностранных фирм.
Эти и многие другие меры привели к тому, что каждый восьмой эмиратец — долларовый миллионер. Понятно, что есть люди, чуждые стяжательству или же просто неспособные зарабатывать капиталы, ну или просто чтящие традиции кочевничества.
Поговорить с настоящим эмиратцем, скорее всего, у вас будет ровно две возможности — при пересечении границы. Самая многочисленная этническая группа в ОАЭ — пакистанцы, затем индусы, потом филиппинцы и, внимание, из экс-СССР. Коренные же эмиратцы составляют то ли 8, то ли 18% от населения эмиратов. Задействованы в своем большинстве на госслужбе, работают часов до 2 дня.
Получить эмиратское гражданство или вид на жительство — невозможно в принципе. Иностранный рабочий работает, пока действует виза. Налоги он не платит или же платит не в полном объеме, а потому по достижению пенсионного возраста тут же пакует чемоданы и уезжает на историческую родину. Задержаться на работе в эмиратах по достижению пенсионного возраста возможно только, если человек является собственником бизнеса. Так же иностранные рабочие выдворяются за всякие косяки и, как я слышал, без права возврата. На коммерческом транспорте обязательно есть наклейка "Я вожу безопасно? Если нет, то звоните по номеру....". Так понимаю, что после пары звонков водитель отправится рулить тук-туком на исторической родине. Поэтому индус-пакистанец в ОАЭ и индус-пакистанец в любой другой стране — это две большие разницы. В ОАЭ все мигранты вежливы, предупредительны, не мусорят и вообще сидят тише воды, ниже травы, которая в этих пустынях и так невысокая.
Так вот, мои навыки арабского оказались практически невостребованными, а словарь филиппинского я не закачал. Но это было бы и без надобности. В ОАЭ при таком обилии иностранцев на английский язык дублируется абсолютно все, включая рекламу. Я, право слово, такого нигде не видел.
Ну а пока вы это все читали, мы уже прилетели. Так что остальное в следующих главах.
Дубай
Несколько общих, не связанных между собой зарисовок о городе.
Дубай — город, построенный в пустыне, но при этом районы побогаче старательно озеленяются.
К каждому кустику, цветочку подведена вода, иначе растить можно только пальмы и верблюжью колючку.
По количеству небоскребов уверенно "делает" Нью-Йорк и Токио вместе взятые.
Архитектура весьма разнообразна и, кажется, за две недели не встретилось ни разу и пары похожих зданий.
Электрические розетки в Дубаи, как и положено бывшей британской колонии — UK типа, так что не забудьте переходники. И вот, что еще интересно, чего я нигде никогда не видел — каждая оборудована специальным выключателем. Как известно, электротехника включенная в розетку, но при этом находящаяся в режиме ожидания, потребляет зачастую не сильно меньше электричества, чем в активном состоянии, поэтому чтобы не дергать вилки туда-сюда постоянно, можно просто отключить ненужную в данный момент розетку. Весьма удобно.
Метро и прочие места скопления иностранцев усеяно напоминаниями о необходимости перерегистрации до определенной даты, чтобы избежать штрафных санкций.
Дубай очень чистый город, за исключением пыли, которую приносит из пустыни ветер, и окурков, разбросанных туристами. Мусор встретился ровно два раза: первый плавал в воде Dubai Creek на стоянке яхт.
...и второй индийском гетто, неподалеку от местного "черкизона", о котором ниже.
про одежду
Перед поездкой начитался всякого про Ближний Восток, мол, в купальниках только на пляже и то не везде, по городу ходить укутанным — низ ниже колен, верх с закрытыми плечами, а в идеале и с рукавами и т.д. При этом отмечалось, что, хотя Дубай — одно из самых толерантных исламских образований, тем не менее, лучше местных не дразнить.
На месте выяснилось, что большая часть туристов все же прислушивается к рекомендациям, хотя находились отдельные особи, высекающие по торговым моллам чуть ли не в бикини. Местные неодобрительно косились, но чтобы кого-то на площади палками били или камнями забрасывали, не видел. Сам придерживаюсь золотого правила — в чужой монастырь со своим уставом не лезут, поэтому на сознательные провокации не лез.
Относительно же местных одежд — арабы мужчины носят белые балахоны, на слух название которых я воспринял как гандура. При посещении мечети, о чем будет в другой части, примерил — удобная и совсем не жаркая штука. Платок, в народе называемый арафаткой, у эмиратцев как правило белый. В красную клеточку обычно носят саудиты, в черную — катарцы. Но возможны варианты. Черные кольца на голове, как оказалось, атавизм кочевничества — ими раньше на стоянке верблюдов стреножили, а днем носили на голове, чтоб не мешались. И хотя большинство мужчин по-прежнему ходит с этими кольцами, среди молодежи налицо тенденция вместо колец по-хитрому завернуть узел. Причем, понаблюдав за аборигенами, понял, что есть более "крутые" узлы и менее. Так как в раздевалке в аквапарке к одному молодому арабу, завернувшему залихватский узел, подошло несколько сверстников, и он горделиво под их завистливые ахи-охи начал их учить, как такой же сделать. Кроме того, нечасто, но регулярно попадались молодые люди, носящие с национальным балахоном вполне себе западные бейсболки.
Кроме того у каждого мужчины есть дома черная накидка для торжественно-парадных выходов. Но в повседневной жизни такие накидки носят только первые лица — шейхи и т.д.
Одежда женщин, как правило, черного цвета. Нигде в Коране не сказано, чтобы женщина была одета в черное (собственно, наряды индонезиек, афганок и т.д. — этому подтверждение), просто так исторически сложилось, что у местных козы черного цвета, и женщин наряжали в дешевую ткань из шерсти черных коз. Черный женский балахон носит название, как я его слышу — абайя. Абайя только на первый взгляд у всех одинаковая. Невероятно много вариантов по фактуре ткани, вышивкам и т.д. В наше время доступны и расшитые кристаллами Сваровски, и вообще на любой вкус и кошелек.
Лицо, в принципе, женщина может не закрывать, если нет на то требований отца или мужа. Но бывают и совсем радикальные варианты, когда не только оставляют лишь прорезь для глаз, но вдобавок еще и перчатки носят. Под абайей носят рубаху и шаровары ярких расцветок. Лицо, если закрывается, то просто свободной тряпочкой. Раньше большое распространение имели кожаные маски, основной целью, которых было защитить нежное женское лицо от песчаных ветров и искр/жара очага (правда, зачем лезть лицом в очаг, я не понял, очевидно, такова конструкция местного очага, что по-другому не подлезть). Сейчас такие маски носят разве что совсем уж пожилые женщины.
Кроме обычного одеяния, женщинам еще предписаны специальные купальные костюмы, состоящие из рубахи с длинными рукавами и подолом ниже попы, обтягивающих штаников до щиколоток и хитрой повязки на голову, которая не спадает во время купания/ныряния. Почему-то большая часть купальных костюмов была с уклоном в синее, от светло-голубого до фиолетового.
Это что касается коренного населения. Как уже отмечалось, коренных в эмиратах еще меньше, чем коренных москвичей в Белокаменной, потому в Дубаи можно встретить самые разные вариации европейского и восточного платья.
В метро видел пару раз женщин-полицейских, так те вполне себе были в штанах и ботинках на высокой шнуровке. Попросил их сфотографировать, но мне с улыбкой объяснили, что они бы с радостью, но запрещено. Ну да ладно, фоткать втихаря не стал. Вообще, в какой-то из исламских стран, и, кажется, как раз в ОАЭ, есть женское подразделение полицейского спецназа, одетых в соответствующую светскую униформу.
про еду
Учитывая многонациональный состав обитателей Дубаи (или Дубая – как правильно?), вполне резонно было ожидать, что не менее разнообразным окажется и выбор блюд в меню. Реальность превзошла ожидания.
Национальная эмиратская кухня отсутствует практически как класс. Учитывая, что этим товарищам еще 40 лет назад в принципе поесть за счастье было, то каких-то кулинарных изысков не сложилось. Ну, тут еще добавилось, что и ресурсы, из чего кулинарить, не блещут разнообразием — верблюды, козы, финики и что удастся наловить в море. Национальные лепешки — натурально, запеченная вода с мукой, на вкус и ощущения чисто лист бумаги жуешь, и то — финская мелованная вкуснее будет.
Где-то есть харчевня, в которой подают camel-burger — бургер с котлетой из верблюда. Но я рассудил, что вряд ли менталитет аборигенов сильно изменился за эти десятилетия и засомневался, что котлеты крутят из парных верблюденков, скорее, наоборот, из старых и скопытившихся животных (но, подчеркиваю — это мои домыслы). Поэтому ограничился пина-коладой из верблюжьего же молока в Бурж-аль-Арабе.
Финики продаются на каждом шагу — огромные и очень вкусные, а кроме того продается и финиковый же сироп, чего нигде более не встречал.
Морская кухня чрезвычайно разнообразна и вкусна. Лобстеров можно отведать едва не в каждом втором заведении, и стоят они достаточно адекватных денег. Очень много рыбы неизвестных пород, названия которых не удалось отыскать в паре электронных словарей, в связи с чем я сделал вывод, что это просто записанные латинскими буквами местные названия.
Ресторанчики есть на любой вкус и кухню — от дорогих ресторанов швейцарской кухни до супер-бюджетных закусочных, активно косящих под западные бренды. Так на соседней улице была забегаловка MFC, копирующая американский KFC.
Местный Макдональдс дешевле и вкуснее своего московского родственника, причем с сильным отличием и в меню. Но что самое забавное — названия совпадают с американскими и роял чизбургер здесь называется "четвертьфунтовый с сыром", поэтому, проходя мимо Макдаков неминуемо вспоминал небезызвестную сцену из "Криминального Чтива" с С.Джексоном и Дж. Траволтой.
Порции почти везде огромные — одно блюдо съел и порядок, заказывать полный курс не довелось ни разу. Обслуживающий персонал в кафе-ресторанах — сплошняком филиппинцы, даже в китайском ресторане оказались филиппинцы официанты.
С гигиеной-санитарией, вроде, полный порядок. В приличных заведениях приносят раскаленные мокрые тряпки для протирки рук (как в японских заведениях), и даже в мелких кафешках непременно есть раковина и жидкое мыло. Повара все в перчатках, волосы убраны под сетку. Что привлекло внимание: где бы вы ни заказали прохладительный напиток — принесут или с запечатанной соломинкой, что нормально, или с воткнутой в стакан, но верхняя половинка соломинки непременно будет в упаковке, что уже не так обычно.
Алкоголь найти можно, но сложно и дорого. Лично я не искал направленно, наткнулся только пару раз: в итальянском ресторане в парке развлечений Ferrari-World (в Абу-Даби) была отличная винная карта и второй — в Аквапарке в пина-коладу налили натуральный наперсток рома, за что содрали дополнительные 20 дирхам. Безалкогольного пива десятки видов — на любой вкус, некоторое — вполне приличный лимонад.
Еще нигде не видел свинину. По слухам она все же встречается, но нужно отдельно спрашивать, так как в меню ее могут и не указать.
Много разных напитков, от обычной колы до каких-то корейских энергетиков с цельным корнем женьшеня в бутылке, но особенно понравился Баунти и Марс — на вкус чисто привычная нам шоколадка, но ощущение, что ты ее пьешь — "доставляет".
Спрос рождает предложение — не останутся голодными и люди, не представляющие день без тарелки пельменей или завтрак без "Юбилейного печенья"
А вот с чаем оказалась проблема — нигде нормального чая найти не удалось. Так что если жить без чая не можете — берите с собой, благо вода и электрочайники, как правило, есть во многих отелях.
Внимательно относитесь, если блюдо помечено как острое. Между острым у нас и острым там — есть одна очень существенная разница. Я острое люблю, но памятуя о своем визите в Корею, взял средне-острое карри, так ел и плакал. По ощущениям — чисто горящий напалм ешь. В какой-то из книг Т.Пратчетта Смерть говорит: "Хороший карри — это как будто проглотить глыбу замороженного огня". Вот это как раз был тот случай. После чего заказывал только слабо-острые варианты.
Резюмируя — есть можно везде, все и что угодно. От голоду не помрете. Еда-напитки стоят более чем вменяемых денег, особенно после Москвы, а порции несравнимо больше.
про транспорт
Метро: на данный момент в Дубаи две ветки метро: красная — наземная и зеленая — подземная. Насчет зеленой не в курсе, но красная полностью роботизирована. Из людей на виду там работают только полицейские (в форме оливкового цвета), кассиры (в основном для туристов, т.к. большая часть контингента пополняет баланс средств на карточки в автоматах) да уборщики.
Все (виденные) станции красной линии идентичны и со стороны напоминают то ли инопланетный корабль, то ли какого-то гигантского жука.
Внутри чисто, свежо и комфортно. Туалеты дадут фору своим коллегам из элитных московских ресторанов по чистоте. А кроме того, так, на минуточку, оборудованы сантехникой японской фирмы ТО-ТО.
Проход осуществляется с помощью контактной карточки на входе и выходе, когда и списывается стоимость проезда. Стоимость проезда зависит от зоны начала и конца поездки. Причем тут какой-то хитрый арабский финт, разгадать который я не смог — проезд стоит несколько дирхам с филсами (копейками), но "зарядить" карточку можно только купюрой кратной 5 дирхамам. То есть какая-то сумма у вас на карточке зависнет при любом раскладе. Вывести деньги с карточки можно только от суммы кратной 5 дирхамам, при 50% сборе "за сервис". Так что рекомендую деньги закидывать только на одну-две поездки. Благо кассиры говорят по-английски и без проблем сообщают сколько будет стоить поездка из пункта А в пункт В.
В метро есть несколько категорий вагонов: Золотой Класс (подороже, кожаные сидения, чуть меньше людей) и Серебряный класс (полные вагоны, велюровые сидения). Кроме того в Серебряном классе выделен вагон для женщин и детей. Само метро работает до полуночи, кажется, но как в московском метро — вскочить на поезд в 23:55 на конечной станции и ехать до другой конечной не получится. К вам подойдет служащий и вежливо поинтересуется куда вам ехать, а потом сообщит, что ваш поезд уже ушел... или не ушел, в зависимости от обстоятельств. Очевидно, в полночь поезда превращаются в тыквы останавливаются на тех станциях, где их застало время закрытия метро.
Так как метро автоматизировано, то никаких машинистов нет, и можно полюбоваться на вид "вперед". Причем, по ходу движения в начало линии — это можно сделать из Серебряного класса, а в сторону конца линии из Золотого.
В этот день случилась небольшая пылевая буря, поэтому видимость ограничена и краски получились блеклыми. Ничего не стал вытягивать — оставил как есть для натуральности.
Везде все продублировано на английском языке. Причем очень хорошем английском, так что заблудиться или прослушать свою остановку практически нереально.
Как писал выше — в метро очень чисто. И чистота эта достигается во многом драконовскими мерами — за питье-еду штраф без разговоров. Было бы здорово, если бы и у нас реализовали подобное.
Такси: на 99% в Дубаи такси официальное. На 1%, что видел, так называемое ВИП такси на всяких Лексусах. Обитают возле пафосных отелей и дерут они в разы дороже. Официальные такси представлены, как я насчитал, пятью компаниями, которые различаются, кажется, только названием и цветом крыши. Причем под цвет крыши у водителя и цвет галстука с погонами. Машины на 99% Тойоты, кондиционированные, все со счетчиками. Посадка 3,5 дирхама, дальше сколько наездите. Мне наездить больше, чем на 30 дирхам не удалось (это где-то полчаса поездки). Чаевые давать не обязательно — три с полтиной дирхама за посадку — по факту и есть эти чаевые. Такси очень много, проблем поймать машину нет совсем.
Так как фактически нет адресов, то если вы едете в какое-то не самое известное заведение, то лучше знать его телефон, тогда водитель сам туда позвонит и выяснит дорогу. Но все "культовые" места, вроде торговых центров, рынков, большинства гостиниц — водители знают.
На что еще я бы обратил внимание: в Дубаи очень странно организованно дорожное движение. Многие перекрестки имеют поворот только в одну сторону. И такси вынуждены наворачивать круги, чтобы подвезти вас прямо к дверям, хотя иногда можно просто пройти 10 метров пешком.
Автомобили: даже немного разочаровался, когда увидел, что поток машин вовсе не состоит из одних Порше и Феррари. Собственно Феррари я за две недели видел только раза 3. Очень много Тойот, Митсубиси. Нет, я вовсе не хочу сказать, что дорогих машин нет. Они есть, но их количество на несколько порядков меньше, чем можно увидеть за день в центре Москвы. Так за две недели я не нашел ни одного Бентли или Майбаха.
Как и везде — здесь есть идиоты, выезжающие за стоп-линию перед перекрестком. Только в отличие от России за перекрестком тут не вешают дублирующий светофор, а устанавливают еще один маленький под основным.
Автобусы: обычные нам большие автобусы я видел только раз на границе города и, как понял, они играют роль пригородного транспорта.
В самом городе курсируют (причем как общественные, так и коммерческие) небольшие автобусики на манер окультуренных и комфортных ПАЗиков. Общественными автобусами не пользовался, так что про цены ничего сказать не могу. И вообще, их маршрутная сеть не показалась мне сильно развитой.
По причине жарких климатических условий остановки для автобусов делают полностью закрытыми и кондиционированными.
Ноги: пешком в основном можно передвигаться только после заката солнца. Днем далеко не убежишь и даже небольшая прогулка минут на 15 может вылиться вам полноценным тепловым ударом, так что лучше не увлекаться. Да, в условиях всеобщей автомобилизации, собственно далеко и не уйдешь. Власти явно недостаточно много внимания уделяют пешеходам. Тротуары есть не везде, переходы иногда упираются в газоны.
Пешеходные переходы есть нерегулируемые, водители хоть и без фанатизма, но пропускают пешеходов. И регулируемые.
Велосипеды: не видел ни одного, но на такой жаре и не удивительно.
Монорельсовая дорога: есть и вроде тоже автоматизированная, но у меня до нее не дошли ноги.
про Мечеть шейха ибн Зайда
С целью осмотра архитектурных особенностей культового толка, было решение посетить мечеть шейха ибн Зайда. Реальность превзошла все самые смелые ожидания. Как говорится — "полный отвал башки".
Ранее рассказывал уже об этом замечательном человеке — Шейхе ибн Зайде, эмире Абу-Даби. Соответственно, мечеть его имени, где он сам и похоронен, так же находится в Абу-Даби. Дорога на автобусе из Дубая заняла около часа.
Причем по пути выяснилась любопытная особенность. Границ между эмиратами как таковых нет, но безошибочно можно сразу определить, что выехал из Дубая, где асфальт стандартного асфальтового цвета, в эмират Абу-Даби, где асфальт, почему-то, коричневого цвета. Ни разу не технолог асфальтового производства, потому не имею ни малейшей идеи причины этого. Пейзажи за окном также зеленее, чем в Дубаи. Абу-Даби — самый богатый, а через это и самый зеленый эмират. Вдоль шоссе установлены заборы, чтобы верблюды не выбегали под колеса транспорта.
Само название Абу-Даби означает — Отец газелей. Одна из версий звучит так — когда-то давно охотники преследовали стадо газелей. И газели заманили их на остров (а Абу-Даби находится на острове), где охотники нашли водоем с пресной водой. Этот водоем настолько впечатлил охотников, что они "пощадили" газелей и в честь этого назвали остров Отец газелей.
Понятно, что страсть эмиратцев к всему самому-самому, да подкрепленная наличием денег и плюс почтение испытываемое к шейху ибн Зайду не могло не породить нечто впечатляющее.
Несколько правил поведения туристов около/в мечети:
Мужчины могут фотографироваться на фоне мечети.
Женщины могут фотографироваться на фоне мечети ТОЛЬКО в национальном костюме, который бесплатно выдается в мечети.
Внутрь мечети допускаются мужчины в своей одежде, если речь идет о полнодлинных брюках, и рубашке/футболке закрывающей плечи. В противном случае нужно брать национальную одежду.
Внутрь мечети запускаются женщины ТОЛЬКО в национальной одежде.
Никаких объятий, поцелуев, принятий "соблазнительных" поз при фотографировании в мечети не допускается.
За соблюдением правил следят специально обученные люди, конечно же.
Национальная одежда выдается для мужчин и женщин бесплатно. Естественно одежда выдается только чистая.
По внутреннему дворику шататься нельзя, для туристов отведен специальный коридор, ведущий вовнутрь.
Так же выдают (бесплатно) специальные пакетики, в которые нужно убирать обувь перед входом в саму мечеть. На выходе пакетики забирают, хотя при желании можно и зажать пакет, если кому очень надо — силой не отнимают. Хоть я и был одет как полагается, но возможности примерить национальный балахон не упустил. Действительно удобная штука — совсем не жарко.
Ковер самый большой в мире — более 5000 кв.м, цельнокусковый.
Когда женщины задирали головы, чтобы посмотреть вверх, то у некоторых с головы падали платки, и к ним тут же подбегали служащие и просили немедленно прикрыть волосы.
По периметру мечеть окружают неглубокие бассейны, благодаря чему легкий ветерок приобретает так необходимую в здешних климатических условиях свежесть.
Мечеть действительно поражает воображение — гигантское сооружение белого мрамора. К посещению — обязательно.
Абу-Даби
В Абу-Даби были, фактически, проездом. Город как город на первый взгляд, ничего особенного в глаза не бросилось. Но стоит иметь в виду, что Абу-Даби стал развиваться гораздо позже, чем тот же Дубай, так что, возможно, у него еще все впереди.
В городе есть Heritage Village — небольшая деревенька, демонстрирующая житие-бытие аборигенов 40-50 лет назад.
Здесь же можно прикупить сувениров, причем, к удивлению, цены не то что дороже, а наоборот ниже, чем в других местах. Причем настолько, что торговаться практически бесполезно.
И сравните с тем, как город выглядит сейчас. Как, почему?! Почему в Москве какое-нибудь захудалое здание, будь-то жилой дом или бизнес-центр, строится годами, а здесь с нуля построили суперсовременный город?!
На гигантской территории раскинулся треугольный шатер Мира Феррари. Это дикая смесь парка аттракционов, музея и кинотеатров (2D, 3D, 4D, 5D). А кроме того набор заведений итальянской кухни на любой вкус и кошелек, где можно попить марочного итальянского вина без опасений получить палками по пяткам от полиции Шариата!
Здесь есть развлечения и для самых маленьких — всякие машинки на рельсах, кружащие по кукольной Италии.
А есть и для не слабонервных — вроде Формулы Росса — самых скоростных русских американских горок в мире! Как свидетельствует фото ниже — до сотни км/ч за 2 секунды, и перегрузки иногда до 4,8G (иначе говоря — представьте, что на вас сядет еще почти 5 таких же людей, как вы). На данном аттракционе выдают спецочки на резинке — чтобы глаза ветром не выдуло. Во время поездки визгов почти нет — ветер забивает все звуки обратно в горло, но при торможении на финише всех буквально прорывает.
Такой же точно аппарат используют настоящие гонщики Ф-1 для тренировки. Обратите внимание на 3 (три!) проектора проецирующих изображение на экран. После него резко осознаешь, почему гонщиков Ф-1 называют пилотами, в машине у них кокпиты и сами аппараты — болиды.
В наличии также фирменные магазины Феррари и Дукати.
Практически все аттракционы внутри купола, лишь три самых экстремальных на открытом воздухе.
Даже если вы не поклонник Феррари или автоспорта вообще, советую съездить непременно. И выделить на эту поездку лучше весь день, ибо внутри исключительно много все интересного! И избегайте посещения в пятницу-субботу — выходные дни в ОАЭ, иначе придется немного постоять в очередях.
Несколько гектар полезной площади искусственного острова Джумейра Палм превращены в парк развлечений для детей и взрослых. Тут и горки и детские площадки и кафешки и пляжная зона и река, которая все это огибает и по которой можно сплавляться на надувных бубликах от пункта к пункту. В общем — полный пакет.
Центром всего этого великолепия является зиккурат, от которого с разной высоты отходят горки разной степени крутизны и извилистости.
Есть горка, съехав с которой, вы проплывете на бублике в тоннеле сквозь аквариум со скатами и акулами.
Все сделано безопасно — каждые 10 метров спасатели, на водных горках везде стоят специально обученные люди, заставляющие туристов выдерживать дистанции, а не скатываться гурьбой.
Большая часть горок на зиккурате достаточно веселые, дух захватывает. Но об одной стоит рассказать отдельно.
Как раз она, кстати, показана на фотографии с зиккуратом. Точнее часть ее, так как остальное, а это еще столько же, уходит под парапет, с которого была сделана фотография. "Прыжок Веры", а именно так переводится название, входит в 4-ку самых экстремальных водных горок в мире. И, должен заметить, совершенно заслуженно.
Спуск осуществляется по желобу с отклонением близким к вертикальному. Рискуют, почему-то, практически одни мужчины… и дети. Женщины есть, но мало. Причем многие мужчины, выстояв очередь, неожиданно бледнеют, сереют, начинают кусать губы и в последний момент ретируются прочь. Сверху, кажется, что летишь вообще отвесно, летишь быстро — не то, что жизнь не успевает пронестись перед глазами, так даже иногда какое-нибудь междометие не успеваешь сказать, как уже горка переходит в горизонтальную плоскость и вылетаешь в приемный бассейн. Людям со слабым сердцем и беременным женщинам — я бы не рекомендовал.
Чуть в стороне имеется отдельное сооружение для самых маленьких посетителей.
За отдельную плату предлагают посетить океанариум. Неплохой, но в Dubai Mall мне понравился больше.
про Бурж аль Араб
Одной из жемчужин Дубая является Бурж-аль-Араб (Арабская башня), которую многие наши соотечественники знают как отель "Парус"
Неофициально единственный в мире семизвездочный отель. Неофициально потому, что максимально по международной классификации всего бывает 5 звезд, но, стоит признать, отель примечательный.
Расположен на отдельном (полу) островке, окружен бдительной стражей, и просто так к нему не подобраться зевакам, поэтому самый простой способ — забронировать столик в баре, причем в данном случае есть минимальная сумма, которую следует оставить в заведении. Гиды также вовсю продают экскурсии "чаепитие в Бурж-аль-Араб". Я выбрал первый вариант. Карточку при бронировании столика для гарантии не спрашивают.
У охраны на мосту есть списки бронирований, так что сжульничать не стоит и пытаться. Вообще мне рассказали занимательную историю о том, как некие гости из России, жившие там, вызвали к себе ювелира, чтобы прикупить брильянтов (насколько я понял обычная в тех краях практика), потом, недолго думая, стукнули товарища по голове, и, пока он не очухался — в такси и в аэропорт. Но, на счастье, ювелир оказался с крепкой головой и, придя в себя, поднял тревогу. Так самолет с русскими господами развернули в воздухе и вернули обратно, где они и попали в нежные руки арабского правосудия. Дальнейшая судьба любителей брильянтов была рассказчику неизвестна, но, думаю, ничем хорошим для них это не вылилось.
Внутри все настолько большое и величественное и так ярко сверкает, что большинство фоток, сделанных на телефон (а 90% фотографий в этой поездке было сделано именно на него) отправились в утиль. На какой-нибудь Кэнон или Никон, да с фильтрами — там есть, где развернуться. Очень необычный дизайн, роскошь на грани кича.
Что я вам могу сказать... Лучший отель из тех, в которых я бывал или о которых что-либо слышал. Имея в прошлом непосредственное отношение к данному бизнесу, правда в прошлом, — не смог ни до чего "докопаться" — все абсолютно безупречно и образцово показательно. Материально-техническая часть идеальна, персонал вышколен, как только бывает в фильмах, но не так часто встречается в реальности. А в туалетах там вместо освежителя воздуха "елочка" — дезодоранты Hermes.
В баре Sky View — на высоте 300 м над уровнем моря, попивая коктейли и разглядывая ночной город, мечтами уплываешь в далекие дали.
Коктейли все как один незнакомые, компоненты их в большинстве своем тоже экзотичны и ранее не попадались. Конечно же, не устояли против пина-колады из молока верблюдицы — вкусно, но несколько своеобразно. Когда выбрал "Честь офицера", официантка вкрадчиво сообщила, что коктейль подается в бокале мартини-style и он красно-розового цвета, поинтересовалась — не смутит ли меня это? С подобным столкнулся первый раз. Возможно, уже были прецеденты, когда здоровые лысые дядьки отказывались пить подобным образом выглядящие напитки.
Три с половиной часа пролетели как один. Могу сказать, что это был не просто поход в бар, это, как сейчас модно говорить был «экспириенс» (опыт).
про Бурж-Халифа
Над Дубаем, когда в воздухе не висит пыльная дымка, возвышается гигантским шпилем Бурж-Халифа. Как отмечалось, дубайцы любят, когда у них все самое-самое.
Рекорды, установленные зданием:
высочайшее наземное сооружение за всю историю человеческого строительства — 828 м
высочайшее наземное сооружение из ныне существующих
высочайшее свободно стоящее сооружение
высочайшее здание
здание с наибольшим количеством этажей — 163
здание с самым высоко расположенным последним этажом
самый высокий лифт
самый быстрый лифт — 18 м/с
наибольшая высота нагнетания бетонной смеси для зданий — 601,0 м
наибольшая высота нагнетания бетонной смеси для любых сооружений
самая высоко расположенная смотровая площадка — на 124 этаже на высоте 452 м
самый высоко расположенный ночной клуб — на 144 этаже
самый высоко расположенный ресторан «Атмосфера» — на 122 этаже на высоте 442 м
Башня находится недалеко от торгового центра DUBAI MALL и соединена с ним подземным проходом. Билеты на месте купить нереально. Все распродано на неделю вперед. Мы предусмотрительно покупали сильно заранее через интернет. Заодно так и дешевле вышло.
Запускают сеансами, на самой башне можно сидеть до посинения, от входа еще прилично топать пешком. Лифт мега-скоростной, во время подъема не стенах демонстрируют видеоролики и проигрывают музыку, чтоб пассажиры прониклись моментом. В день посещения была пылевая буря, так что фотки красками не блистают и вообще все выглядит даже как-то мрачновато.
Трудно поверить, но еще недавно здесь была форменная пустыня. Как и полагается, на смотровой площадке есть платная смотровая труба. Но это был бы не Бурж-Халифа, если бы здесь стояла простая оптика. Нет, интерактивный мультимедийный дисплей — вот как это выглядит в Бурж-Халифа.
Можно на выбор любоваться пейзажем:
"как есть"
"ясная погода"
"ночь"
"исторический вид"
Очень круто, удобно, наглядно и весело.
Тут же, в автомате, можно прикупить золотые слиточки разного веса.
Цена индексируется с биржевой каждые 60 секунд.
В любом туристическом месте — будь-то хоть Бурж-Халифа, хоть аквапарк или океанариум, стоит филиппинская братва с хромакеем, на фоне которого радостно и с улыбками тебя фотографирует. А на выходе к тебе уже подбегает другой филиппинец и предлагает уже распечатанную фотку в красивой кожаной папочке. За какие-то невразумительные деньги. Дело поставлено на поток, деятельность бурлит. Также можно отдельно тут же распечатать с собой любимым магнитик, значок или что там еще. Правда это будет не просто фото, а тематический фотомонтаж на тему конкретной достопримечательности. Причем достаточно кривой фотомонтаж. Советую на них даже время не тратить.
про Исторический музей
В рамках культурной программы зарулили в исторический музей, посмотреть на житие-бытие аборигенов в донефтяную эру.
Жили, прямо скажем, небогато. Сам музей дислоцирован в старом форте, где прежде была резиденция шейха. Еще совсем не так давно.
Едва ли не единственный предмет того времени мебели — сундук для хранения ценностей.
Вот эта вот плетенка — летний дом. Стены никак не обмазаны, принудительная вентиляция в действии. На переднем плане кровать для особо жарки дней. Ага — вот этот вот настил и есть кровать.
Музей практически полностью интерактивный. Почти нет никаких дурацких стендов с предметами и нудными описаниями, никаких веревочек и оградок. Большая часть экспонатов представлены в "действии", в виде экспозиций — рынок, ткач ковров, продавец фиников, кузнецы и т.д. На отдельных стендах только уж совсем мелочевка.
Для детей есть колонны с вопросами из серии "температура какого обитателя пустыни с ножками зависит от температуры окружающей среды?" При нажатии кнопки подсвечивается данный обитатель — ящерица.
А есть и более навороченные стенды. Большая затемненная стена, а вдоль нее ряд кнопок и экранов. Нажимаешь кнопку "арабский волк", чучело волка подсвечивается, из динамиков раздается его вой и тявканье, а по экранам начинают крутить научно-популярный фильм про этих волков. Очень круто.
В "морском зале" представлена инсталляция в натуральную величину, изображающая строительство судна. И процесс добычи жемчуга.
Коллекция у музея, может, и не самая богатая, но восхитительно наглядная и исчерпывающе освещающая быт тех времен. Я обходил много музеев за все время, и этот могу назвать как один из самых занимательных.
про море
Ну вот и подобрались к теме моря, зачем мы, собственно, в ОАЭ и поехали изначально!
Спойлерну — спортсменам тут делать нечего. А вот с детьми самое то. Но обо всем по порядку.
Пляж поделен на небольшие (на мой взгляд) участки. Причем с головой накрывать начинает только уже где-то к буйкам. Вдоль пляжа тоже особо не поплаваешь — ввиду тех же буйков. За буйки заплывать не стоит, так как есть вероятность попасть под какой-нибудь катер или заплыть на какой-нибудь женский пляж, чему вряд ли обрадуется полиция шариата. Шутка.
Волн, можно сказать, что нет совсем. Я, со своими достаточно скромными плавательными способностями, смотрелся как минимум призер Европы. Большая часть отдыхающих почему-то заходила по пояс, садилась на пятую точку на грунт и вот в таком вот положении "сидя-по-шейку" плескалась в воде. Или просто сидела и болтала. Данный вид времяпрепровождения мне чужд, а потому сначала косился на эту публику недоуменно, а потом радостно, так как можно было резвиться в свое удовольствие чуть поодаль от всех. И нам никто не мешал, и мы никому не мешали.
Есть пляжи бесплатные и платные. Гостиницы обычно возят своих постояльцев на платный (вход порядка 40 руб). Но раз в неделю, когда на платном пляже женский день, всех возят на бесплатный. Бесплатный, как ни удивительно, пустынней и чище. Намного чище. Так как окурки в песок бросают в основном туристы, а туристов в основном возят на платный. Вот такой вот парадокс. Но на платном пляже намного лучше инфраструктура: и кафешки, и парки, и душевые, и переодевалки монументально-основательные, и спасатели, если кого это интересует. Плюс на платный пляж возят бесплатно, а на бесплатный нужно ехать на такси.
Так как по всему городу идут стройки, то виды открываются иной раз вполне себе индустриальные.
Но при этом вода наичистейшая, с двух метров на глубине видно ногти на пальцах. Не такая соленая и богатая на живность, как Красное море, но какие-то "караси" мечутся стайками в прибрежной полосе.
Везде предупреждают насчет медуз, но мы за полторы недели не видели ни одной. Правда, один раз девочка по соседству долго и нудно причитала, что ее ужалила второй раз за неделю... Но, видно, ей просто не свезло капитально.
Платный пляж усажен пальмами, и жадные туристы часто любят расположиться, хоть и подальше от воды, но зато в их бесплатном теньке. В противном случае нужно выложить 80 рублей за зонтик (цены одинаковые на платных и бесплатных пляжах)
Ну и вообще, если отбросить окурки в песке, то платный пляж все же смотрится живописнее.
Плюс в территорию платного пляжа входит большой парк и газон. Одно из немногих мест, где можно просто прогуляться без угрозы солнечного удара и с пользительной для глаз зеленью.
про торговые центры
Многие наслышаны, вероятно, о шоппинге в Эмиратах, и в Дубаи в частности. Почти, если не все товары продаются без НДС и, в принципе, шоппинг имеет смысл. Особенно в июле-августе, когда температура в тени достигает более 50 градусов, поток туристов иссякает, гостиницы снижают стоимость номеров, а магазины устраивают аттракционы неслыханной щедрости. В целом, вопрос детально не изучался, но на основании наблюдений по ходу дела можно сделать следующие комментарии:
1 — золото. Цены низкие, но и золото не самого высокого качества, которое тут, к слову, измеряют в каратах. В магазинах все честно. Цены коррелируют с биржевыми. Более того, если вы возжелаете вернуть купленное золото, то и примут у вас его по биржевым ценам. Так что у местных есть такой гешефт — купля-продажа золота.
2 — электроника. Тот же iPhone 4S, с 32мя гигами памяти на борту обойдется на 20 тысяч рублей дешевле, чем в Москве. А НТС one X стоит меньше где-то на 100-200 долларов. А вот фотокамеры Canon / Nikon примерно столько же, сколько и в Москве. Но можно найти много интересных штук, которые в Москве просто не продаются (разве что под заказ привезут в каком-нибудь инет-магазине). Так, прикупил себе компактную (с пачку сигарет) Full HD камеру VCC-002HD-KUZO — Kuzo True HD Camcorder всего за 150 долларов. В общем, нужно смотреть, выбирать.
3 — одежда, обувь. В магазинах мировых систем вроде H&M, Promod и т.д. — цены, практически, как и в Москве. Но полно магазинов, где можно купить, например, отличнейшие кожаные туфли рублей за 600.
4 — косметика, много чего не продается в Москве. А то, что продается – в Москве может стоить в разы дороже.
Наблюдения сделаны по результатам посещений торговых центров — моллов, которые местные оценивают как супердорогие места. В обычных магазинах, по утверждениям, цены много ниже.
Но кому нужна более детальная информация — гуглите, профильных ресурсов с лихвой хватает.
I. Итак, за номером один идет Dubai Mall - гигантский комплекс, после посещения которого волей-неволей начинаешь смотреть на всякие Атриумы-Европейские как на сельпо. 1200 (тысяча двести) магазинов, 160 точек питания, плюс аквариум и каток — вот что такое Дубаи Молл.
Аквариум один из самых больших в мире (51 х 20 х 11м), с 33 000 единиц живности, одних только акул более 400 штук! За отдельные деньги можно в этом аквариуме с акулами и поплавать.
К аквариуму прилагается нечто вроде мини зоопарка водяных обитателей. От нутрий и пираний (аквариум последних не закрыт сверху, только табличка с просьбой не пихать руки) до пингвинов и не пойми еще кого.
Ну а если надоест "шоппиться", то можно выйти во двор и насладиться поющими фонтанами.
II. Номером 2 из рекомендованного к посещению идет Ibn Batutta Mall, названный так в честь известного путешественника старины, который посетил: Египет, Китай, Андалузию, Персию, Индию и Тунис. Торговый центр состоит из 6 огромных залов, оформленных в теме обозначенных стран.
Заходил со стороны, как это видно, "Египта"
Внутри отделка также полностью соответствует названию с живыми полноформатными финиковыми пальмами.
Внутри постарались создать ощущение открытого пространства. Как будто не в здании, а по улице гуляешь и магазины не в отсеках, а натурально торговые лавки.
Обратите внимание как "не эффективно" используется пространство — вместо того чтобы организовать еще пяток магазинов и стричь аренду, взяли да и установили набор китайских лодок в натуральную величину, да еще и целую инсталляцию устроили.
Кроме того, во всех залах есть... э-э-э… научные уголки — стенды с предметами науки соответствующих стран, ну, там, древнеперсидская астролябия и т.д. Но вот древнекитайский "компас" меня откровенно шокировал!
2500 лет до нашей эры китайцы смастерили наихитрейшую конструкцию передаточных колес, а наверх водрузили статую, которая с суровым прищуром указует на Юг. И куда бы телегу не завернули, перст статуи всегда указывает в одну сторону.
III. Почетное третье место я отдаю Mall of Emirates, за развитие зимних видов спорта в условиях Ближнего Востока. Всего 520 магазинов. Но! Но тут расположен самый настоящий полноценный горнолыжный спуск, со всякими причитающимися снежными горками для малышки. Спуск изгибается, поэтому не получилось заснять его во всей красе сквозь стекло, но на официальном сайте пишут про 5 спусков разной длины и сложности, причем самый длинный спуск аж 400 м.
В торговых центрах кондиционеры работают на полную мощность, и временами приходилось выходить на улицу, чтобы погреться.
IV. Souk Madinat Jumeirah — небольшие торговые ряды большого комплекса Мадинат Джумейра.
Вообще souk — сук — это рынок, по-арабски. Джумейра, а в Дубаи едва не каждое третье название имеет в своем составе Джумейра, как объяснил гид, искаженное древнеарабское название камня, с которым добывали огонь. Подозреваю, речь идет о кремне, но кто знает.
Торгуют тут по большей части сувенирной продукцией, и "заточено" все под староарабский рынок. На мой взгляд, едва не самое красивое место в Дубаи.
V. Вне конкурса идет Al Karama. В районе (индийского и/или пакистанского?) гетто на станции Аль Карама расположен местный официальный рынок подделок.
На небольшом пятачке теснятся десятки и сотни маленьких лавок, где вы можете купить совершенно «официальные» подделки брендовых сумок, часов и еще чего там. Причем продавцы, честно глядя в глаза, сообщают, что "фейк".
И здесь же был первый и последний раз, когда столкнулся с легендарной навязчивостью ближневосточных продавцов. К вам одновременно кидается с десяток продавцов, нахваливая свой товар и умоляя зайти к ним в лавку. Но за руки никто не хватает и вообще ничего лишнего не позволяет. Туристов много, причем, что удивительно — выходцы из западных европ, которые гребут "левые" ролексы натурально чемоданами. Не такие уж они и дураки упускать возможность пустить пыль в глаза знакомым за десяток баксов.
Мы сюда заходили исключительно из энтомологического интереса, так что за качество подделок и уровня цен ничего сказать не могу.
Про золотой рынок ничего не пишу, так как по сути это просто скопление нескольких десятков магазинчиков напичканных вычурными, а иногда и аляповатыми, золотыми украшениями. Ни разу не от Тиффани.
Торговых центров в Дубаи великое множество, описано выше — ничтожно мало. И это не просто места для покупок, но здесь же можно и отлично провести время или же просто полюбоваться архитектурно-дизайнерскими решениями.
Заключение
Дубай, оазис посреди пустыни, быстро и динамично развивающийся мегаполис, хотя местные и жалуются, что из-за кризиса затормозились многие проекты. По всему городу стройки, большинство из которых круглосуточные (строители в робах, светоотражающих жилетах вкалывают на солнцепеке при +40). При этом есть еще недоделки, вроде обрывающихся в никуда дорог и переходов, но чувствуется, что все подчинено четкому плану, и где сейчас пустырь, через год-два будет здание или скверик.
В городе не отслеживается какой-то четкий центр притяжения. Всякие интересности находятся в разных концах города. При этом везде островками расположены небоскребы. А равно и невысокие 2-9 этажные жилые дома, парковки и прочее.
По отлету решили вернуться сюда лет через 10. Если Дубай сохранит свои темпы роста, то посещение все равно будет "как в первый раз", будет любопытно сравнить "до" и "после".
Сам тур был от Русского Экспресса - у них было большое страховое обеспечение. А покупал через Глобал тур или Глобал тревел - не помню.
Вышло, на тот момент, пятьдесят тысяч с копейками на двоих за 12 дней.
Солнце - очень "злое".
Инфекции - мойте руки перед едой.
Полиция шариата - хоть я и не сталкивался, но все просят не испытывать терпение местных на прочность. В смысле, что пьяным лучше не шататься, открыто свои теплые чувства ко второй половине не демонстрировать и т.д. Ничего специального другого я не знаю.
- про цены - это я с курсом напутал, камрады уже справедливо поправили.
- если по-научному, то может и песчаная. Я написал, что пылевая показать, что в воздухе была именно дисперсионная пыль. Лицо не стекло, но глаза и ухо-горло-нос засоряло.
- при отсутствии инфраструктуры за 5 лет отгрохали город. Там кое где на фото небоскребы, так местные клянутся, что 5 лет назад была пустыня. Цена всего этого - другой вопрос. Впрочем сопоставимый с московскими ценами на строительство, так думаю.
Камрад, я не специалист - когда-то в какой-то книге читал, что ВВП - это общее название сооружения, которое делится на составляющие. Может за давностью лет, что и напутал.
Мыльницу не хочу, а до серьезной техники пока не созрел (смайл)
Спасибо за отзыв!
Ну нельзя объять необъятное же. По Дейре погулять времени не было, а про Золотой рынок я упомянул, но меня, он если честно, не особо впечатлил.
Как уже ответил камрад ниже - визы надо заранее получать. Но все просто: фото + немного денег (не помню сколько) сдается в турфирму, которая потом выдает визу-приглашение.
От незамужних женщин, без сопровождения мужчин родственников, могут потребовать подписать гарантийное письмо, что она обязуется покинуть страну вовремя и осознает все карательные меры, которым подвергнется, если попытается остаться в стране. А могут и не потребовать.
И как уже писали в комментах - ОАЭ единственная страна в мире, из тех, что я знаю, где есть дьюти-фри по прилету.