> А что это любовь ослеплять людей была? Если княжья особа не нужна как разменная монета в каких-то политических играх, чего эту особу просто не умертвить?
Ну во-первых, еще как умертвляли.
Во-вторых, это оооочень старая языческая фигня. Калека не может быть вождем.
Дядю Сашу знаю лично и очень ценю.
Но, ничего из упомянутого не читал, хотя писал вступительную статью к подарочному изданию "Варяга" (или Викинга???).
так что, ноу комментс.
> Вопрос не по теме. А вот у персонажей Салмана дель Пино и Дока Скальпеля из цикла "Завтра война" реальные прототипы были или так сказать собирательные образы?))
Ты, оказывается, флудильщик?!
Нет, я крайне редко и с титанической неохотой списываю персонажей с реального человека. Это скучно. Ровно как и вкладываю в рот главному герою собственные мысли (собственные - которые я разделяю). Это тоже скучно.
Соломон Пино появился в игре "Завтра война", но я его полностью "перезапустил". Отдалённым, условным референсом выступил Джон Сильвер из известной книжки "Остров сокровищ".
Доктора Скальпеля я просто придумал, чтобы было веселей писать.
> бы уточнить примерный состав населения. Понятно, что есть небольшая верхушка олигархов - бояр, которые контролируют торговлю; есть ремесленники, промысловики - охотники и бортники
Промысловики, как правило, жили не в Новгороде, а на местах.
В Новгороде жили ремесленники (ремесленников в городе традиционно было много - город - центр "промышленности"), торговцы разной степени крутоты (их было меньше чем ремесленников, но тоже не мало), персональные боярские и "дворянские" слуги, землевладельцы мелкого калибра (которые звались просто люди - большая масса свободного населения). Ну и как водится: чиновники, держатели точек общепита, попы, подпопки и, конечно, рабы.
> Клим Саныч, а будут ли "обзорные" или возможно детальные лекции по научному коммунизму, политэкономии?
Вот прямо теперь готовлю сценарный план и приступаю к написанию текстов лекций. очень много параллельных проектов - идёт туго и медленно. Но я осилю, обещаю, что к зиме точно разродимся.
Очень сложный вопрос, не имеющий точного ответа. Новгород тоже заселялся в сельских районах из Киева, Чернигова и т.д.
И там это население сидело относительно спокойно. не смешиваясь с соседями. Видимо, поэтому память сохранилась.
Ну простите.
К сожалению, без генеалогии средневековая история не существует. В том числе, русская история. Ничего не поделаешь. Придется разбираться во всех наших Мстиславах Изяславичах и Святославах Ярославичах, если, конечно, интересно, откуда мы вообще появились.
> же посмею в целях здоровой критики: для меня прям эталон рассказа о политических распрях - это Ваши рассказы про раковорскую и грюнвальдскую битвы. Вот там по сути то же, что и в данном ролике, но так живо, красочно, доходчиво "кто, кого, за что и почему", -надцать раз пересматривал.
> Но сейчас по каким то причинам стало очень сухо.
Товарищ,
Грюнвальд и т.п. - это одиночное событие, где можно взять максимально показательные примеры и осветить со всех сторон за час тридцать. А история Новгорода вообще - это 1132-1237 (в данном случае) - 100 лет. И рассказать надо за 1-2 раза про всё.
Возможно, я пока не натренировался выделять самое сочное и запоминающееся без потери репрезентативности.
> Саныч, а Пауль Гульди не с тебя разве списан тобою же в "Солдате императора"? Просто я так себе тебя представлял.
Свят, свят, свят.
Пауль Гульди списан с Николаса Гульди - ландскнехта 16 века, который оставил нам дневник о походе в Тунис. И второго ландскнехта: Пауля Дольштайна, который воевал в Шлезвиге.
> Они были именно владельцами земли или землей владела городская община и наделяла участками своих членов?
Нет, владели именно они.
> И, я так понимаю, город себя частично продовольствием обеспечивал за счет этих земледельцев. Но так как климатические условия суровые, то малопродуктивным земледелием занимались не особо удачливые люди, те кто не смог стать ремесленником, торговцем или прочим.
Мелким землевладением. У бояр с размерами загородных наделов все было гутт. Они были удачники. И чем дальше, тем больше.
> Князь Олег организовал.
>
> Олега пригласили новгородцы.
Олега новгородцы не приглашали, они Рёрика приглашали, а Олег исторически при нём сложился.
> > Киев стал городом, куда сходились все товарно-денежные потоки.
>
> Прям все, да?
>
- Основные - да. В этом был смысл метрополии - матери городов русских.
> > И первый, и второй воевали с лично набранными варяжскими дружинами.
>
> Они воевали с варяжскими дружинами лично набраными для них Новгородом.
>
Откуда такие данные?
> > Данное партнёрство нарушалось только феодальной раздробленностью и окончательно разрушилось в связи с разорением Киева монголами.
>
> Нет, главная причина - утрата торгового пути.
Причина, как обычно, диалектическая.
Феодальная система, основанная на натуральном земледелии и эксплуатации крестьян - крайне неустойчива, особенно, в своих ранних проявлениях. Поэтому, когда утратился торговый путь по Днепру, феодализм разнес страну вдребезги.
> Т.е. вы ему "путь указали", а мы к себе пригласим. Вы по этому поводу полк супротив Пскова -- ну, значит, надо его назло срочно причислить к лику святых :)
И огромадный двуручный меч ему организовать!!! Святой не может пользоваться не двуручным мечом!!!
> Так может и от того печатей княжеских куда больше, чем печатей посадников, что посадники сидели долго, а князья менялись часто?
> Может дело не в усилении княжеского авторитета а наоборот?
Напрямую в авторитете князя.
Если у фигуры князя масса документации на подпись, значит, у него большая юрисдикция.
> ушкуйников.
> Вот интересно, у Господина Великого Новгорода не было с ними проблем, попыток карательных операций против них и походов для принуждения к порядку? Ушкуйники наверняка совершали грабительские набеги не только на соседей, но и творили безобразия на широких просторах земли новгородской.
Ушкуйник, как доказал Саша Малов - это профессиональный воин из числа младших сынков новгородский бояр и дружинников. Вот сейчас ты не занят на войне, в гарнизоне и вообще - у тебя отпуск. Все лень, бабы надоели, надо как-то развлечься и заработать. Поехали на реку!
И конечно, где живут - не гадят.
> Но почему не помнят украинцы? Народ с такой удивительной памятью
У нас в Новгороде потомки киевлян-волынян-черниговцев жили относительно спокойно. От села до села 50 км. Пришли татары - заблудились - ушли. Пришли шведы, никого не нашли - ушли. Пришли немцы - их медведь доедает.
Скучно.
Есть маза спеть красивую и протяжную песню прапрадедовскую! Или сочинить не менее красивый и протяжный сиквел.
Украинцам приходилось куда как хуже - народ много, места меньше, много степи - не спрячешься. И со всех сторон: татары, литовцы, поляки, венгры, половцы, крымчаки, а то и свои, которые иногда ничем не лучше.
Народная, вот эта самая этнографическая память - штука удивительно хрупкая.
Только ушкуйник не профессия и не статус, а социальное явление. Вот эти вот, как потомки викингов из Скандинавии, всегда помнили, что воровать на воде - круто.
Они много кого донимали - это феодальная вольница, на которую управу смогли найти только между Иваном 3 и Иваном 4.
В Гейропе, в Литве с Польшей, например, нормальным делом была частная война. Вот ты - гордый шляхтич, магнат. И ты захотел вломить соседу. После чего поехал и вломил - никого не спрашивая. Это твоё право.
В Новгороде было не так по форме, но почти идентично по содержанию.
Есть военный. Потомственный. ЗП ты ему не платишь - он живет своим правом.
Вот собрались Дрочила Онаньич младший, Мудила Елдятинич младший и Пиздята Мудятич младший в чисто свободное от всякой службы время. И поехали они на лодочках в Булгар, где раздали всем пиздянок, забрав взамен денег (дали-взяли - все честно).
И что ты им скажешь?
Они Новгород, которому присягали, грабят?
Нет.
Они союзника, которому Новгород целовал крест грабили?
Нет.
Ну и чего тогда?
> Новгородских купцов в острог, торговлю с неверными ограничить и требовать наказать виновных, можно и денежку кому надо дать, Ярославу Мудрому, к примеру, чтобы эффект был.
Пфффф. Вы, батька, мечтатель.
Ты где это всё узаконишь?
На вече.
И только там.
А на вече, кроме тебя, стоят: папа Мудилы Елдятинича - Елдята Большой, который является, на секундочку, например, родным братом тысяцкого; архиепископ, который крестил Дрочилу Онаньича; и старший брат Пиздяты Мудятича - Едрило Мудятич, который состоит при посаднике тиуном.
И вот ты такой вылез на степень и выдвигаешь свою политическую программу:
- этих наказать, этим запретить, тех ограничить, всех в поруб! Князю - занести за исполнение!
Первым высказывается посадник, который говорит, что денег для князя нет! И вообще - нет (но вы там держитесь)! И что товары, которые отжали в Булгаре и привезли в город, уже проданы немцам, и налоги в городскую казну со сделки уже уплочены.
Вторым выходит епископ - владыка Онцифор Пердилович Старый, тщательно маскрируя фламандский браслет за 1000 гривен под рукавом охабня византийского аксамита на соболях (всего за 500 гривен).
Владыка долго рассказывает о евангельских истинах, цитирует Еклесиаста и Послание Павла к евреям.
Все внимательно слушают, уже догадываясь, куда клонит владыка.
А клонит он вот куда: указанный коллектив молодежи пожертвовал после похода на святую Софию серебра для иконостаса 5 пудов. И что дело это, несомненно, богоугодное, а если кто в чём провинился - на то есть исповедь и на все воля божья.
Первым догадывается об истинной сути дел третий - тысяцкий.
Он со всей солдатской прямотой принимается рубить правду матку:
- Господа новгородцы!!!
Вече:
- Оу, е-е-е!!!
Тысяцкий:
Там где святая София, там и Новгород!!!
Вече:
- Оу, е-е-е!!
Тысяцкий:
- На том стоим!!!
Вече:
- Оу, е-е-е!!!
Тысяцкий:
- Вот! А ваш Солют храм по миру пустить хочет! Это ж как?! Если этих в поруб, а тем запретить, так серебро с иконостаса сдирать придется и возвращать булгарам, клятым измаилитам??? И еще князю приплачивать, что б брата новгородца за чуприну в поруб волок???
Вече умолкает, выискивает тысячей глаз гражданина Солюта, после чего, его стаскивают со степени и начинают мрачно пиздить ногами. Потом, то что осталось от гражданина, избавляют от одежды, волокут на мост и швыряют головой вниз в серые воды Волхова.
- Плыви, мол, ихтиандр хуев!
самый ранний список ПВЛ содержится в Лаврентьевской летописи. Она закончена в 1377 году. До царей Московских еще долго.
Проверить можно по списку в Радзивиловской летописи, например.
И по Ипатьевской летописи.
основные сведения перекликаются с Новгородской первой летописью - 1240-1260 гг. Московских царей еще нет и вообще - это Новгород.
пусть не идиотничают, а занимаются изучением источников.
> Если князья менялись часто, а посадники редко, может как раз у посадников авторитет был выше?
Сравни колво посадников, князей и фактически найденных печатей.
Посадники менялись примерно в три раза реже, чем князья (ну примерно). При этом, княжеских печатей в 30-40 раз больше, чем посадничьих. Есть однако драматическая разница.
Ты внимательно слушал? Никто себя князем не провозглашал. Князя выбирали, заключая с ним договор. И печать, конечно у него была. Как и влияние, точно прописанное в договоре.