Посетил с тайной миссией праздничную концертную программу «Никто — кроме нас!», посвящённую 80-й годовщине образования воздушно-десантных войск. В Государственном Кремлёвском Дворце дело было. Концертную программу посмотреть, конечно, хотелось, но главной целью акции было всё желание реализовать гипотетическую возможность и познакомиться с гвардии подполковником Лебедем.
Непосредственно на билете, на его оборотной стороне, пунктом шестым значится следующее: «Фото -, кино -, видео — и телесъёмка, а также пользование средствами мобильной связи запрещены». Поэтому картинок получилось сделать немного. Но получилось таки.
Народу — битком. И становится всё больше. По залу то и дело проходят люди с орденами и медалями, бросаются друг к другу, обнимаются. Женщины пристально наблюдают за другими женщинами и своими мужчинами. Неподалёку какие-то крепкие мужики в тёмных костюмах плачут и хлопают друг друга по плечам. Дети с интересом рассматривают манекен парашютиста. Оркестр звонко играет марши. Военнослужащие роты Почётного караула комендантского полка готовятся занести в зал знамёна.
Выступил командующий ВДВ Владимир Шаманов. На задний план во время его выступления было больно смотреть :). Думаю, это просто невезуха какая-то мелочная приключилась.
На сцену вышли Иван Степанович Одарченко и Сергей Мазаев. Думаю, не все в курсе про знаменитый монумент «Воин-освободитель», что установлен в берлинском Трептов-парке. А ведь он был натурально «слеплен» как раз с Ивана Степановича.
Иван Степанович Одарченко
Бронзой, словно пламенем, облитый,
С девочкой спасенной на руках,
Встал солдат на постамент гранитный,
Чтоб о славе помнили в веках.
Я. Захаров
Иван Одарченко родился 6 сентября 1926 г. в Казахстане, в селе Новоалександровка Акмолинской области, расположенном на берегу степной реки Колутон – притоке Ишима. В 1931 г., спасаясь от голода, семья Одарченко перебралась в Магнитогорск. Здесь легче было выжить — была работа и возможность заработать на хлеб. Через несколько лет Одарченко вернулись в родные места, быстро восстановили домашнее хозяйство. Жизнь стала налаживаться, но началась Великая Отечественная война. Мать, Дарья Дементьевна, Иван и еще четверо младших детей проводили на фронт отца, Степана Михайловича, и старшего из детей — Петра.
Степан Михайлович погиб под Сталинградом осенью 1942 г., в 1943 г. пришла похоронка на Петра. В шестнадцать лет Иван стал бригадиром в колхозе, помогал матери растить младших. В январе 1944 года Иван Одарченко был призван Атбасарским райвоенкоматом на армейскую службу. Вначале был учебный полк в Аягузе Семипалатинской области, затем – отправка на фронт. И.С. Одарченко воевал в составе 114-й гвардейской дивизии 9-й гвардейской армии. 114-я гвардейская дивизия была сформирована на базе воздушно-десантного корпуса, а 9-я гвардейская армия – это переименованная Отдельная гвардейская воздушно-десантная армия. Таким образом, бил врага Иван Степанович в составе элитной части.
Одарченко освобождал Венгрию, Австрию, Чехию, войну закончил под Прагой, в боях заслужил медаль «За отвагу». После победы продолжил службу в советских оккупационных войсках в Берлине. В августе 1947 г., в День физкультурника, на стадионе в районе Вайсензее проходили спортивные соревнования советских солдат. Пробежав кросс, Одарченко стал наблюдать за дальнейшим ходом соревнований. К нему подошел скульптор Евгений Викторович Вучетич и пригласил пройти на трибуну. Где и сказал Одарченко, что хочет лепить с него монумент воину-освободителю.
В то время в Берлине, в Трептов-парке, сооружался памятный мемориал в честь советских воинов, павших в борьбе с фашизмом. Центром композиции должен был стать монумент «Воин-освободитель», который создавали скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский, художник А.А. Горпенко и инженер С.С. Валериус. Рассказывают, что на конкурс Вучетич подготовил два варианта центрального монумента. На одном бронзовый Сталин держал в руках глобус, как символ покорения мира. И второй — «Воин-освободитель» – обычный советский солдат со спасенной девочкой на руках. Из предложенных вариантов Сталин выбрал второй, предложив заменить автомат в руках солдата на более символический меч.
Почти полгода позировал Иван Степанович. На левой руке сначала сидела немецкая девочка. Потом – трехлетняя Света Котикова, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. А меч в правой руке солдата был точной копией меча псковского князя Гавриила, сражавшегося вместе с Александром Невским против тевтонских рыцарей. Как воспоминание о работе с Вучетичем у Одарченко хранится фотография скульптора с надписью: «Дорогому другу И.С. Одарченко в память о берлинском памятнике».
С созданной Вучетичем гипсовой модели в Ленинграде отлили двенадцатиметровый бронзовый памятник, частями переправили в Берлин, и 8-го мая 1949 г. состоялось торжественное открытие мемориала. Несколько раз Одарченко пришлось охранять памятник, прообразом которого он был сам. В том же 1949 г. Иван Степанович демобилизовался. По пути домой в Казахстан завернул в Тамбов погостить у сестры, помочь ей по хозяйству. И остался в Тамбове. Построил себе дом на городской окраине, 37 лет проработал токарем и фрезеровщиком на тамбовском заводе «Автотрактородеталь» (впоследствии – Тамбовский завод подшипников скольжения).
После смерти жены живет один. Ветерана часто навещают дочь и внучка, живущие неподалеку. Иван Степанович – частый участник парадов и праздничных мероприятий, посвященных Великой Победе. Был в Москве на юбилейном параде 1995 г., неоднократно посещал Берлин. Кроме упомянутой медали «За отвагу», Одарченко награжден еще орденами Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени.
Источник информации и ещё немного об Иване Степановиче
Дольше всех о нелёгкой судьбе сериала «Десантный батя» и запоздавшем всенародном признании со сцены зачем-то рассказывал артист Михаил Жигалов. В сериале артист Жигалов сыграл Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова и сообщил, что десантникам его герой очень полюбился.
Поздравить воинов-десантников прибыл президент Ассоциации каскадёров России Александр Иншаков и пригласил Сергея Харитонова. Чтобы было понятнее кто это — приделал ролик про Харитонова. Ролик, как видно, записан совсем не на концерте в Кремле!
Сергей, считаю, за весь праздничный вечер пошутил самую добротную шутку. Поприветствовал своих братьев-десантников и немедленно сообщил: мол, мы с каскадёром Иншаковым можем сейчас на сцене переломать сколько хочешь палок, досок, пальцев, рук и рёбер. Можем даже об голову кирпич разбить кому-нибудь. Но этим уже собравшихся не удивить, поэтому мы с Александром Иншаковым для вас споём. И натурально спели! Выступили, считаю, лучше всех.
Присутствовал актер и чемпион мира по боям без правил Олег Тактаров с рассказом про фильм «Путь». Всячески рекомендовал смотреть. И группа «Контингент». Всем музыкантам случилось повоевать в ДРА.
А вот хоккеист Овечкин прибыл на мероприятие с родителями и они все, сообща, подарили десантникам почему-то икону. Забрал икону главный священник ВДВ. Оказывается, и такая должность сейчас у десантников есть. У священника, как удалось рассмотреть, имеется квалификационный знак за прыжки с парашютом. Напоследок, уходя со сцены, священник отдал дань традиции. Обратился к присутствующим со словами «Слава Богу и ВДВ!»
Несколько слов собравшимся сказал спортсмен-параолимпиец. Не забыл поблагодарить и женщин, сумевших выходить и поддержать своих мужчин, вернувшихся с войны ранеными и покалеченными.
Ну а самое интересное, конечно, было «в кулуарах». Про кулуары — потом, отдельно и с более другими картинками. Не зря сходил на праздничное мероприятие, ох не зря!