Галопом по Европам

19.12.10 01:19 | Karshachok | 78 комментариев » »

Путешествия

Желание проехать по Европе на собственном автомобиле возникло несколько лет назад. Точнее, сначала появилось желание проехать по США на кемпере. Это желание до сих пор у меня есть, но реализовать его трудно как в смысле времени (хочется посетить все 48 штатов, ведь в каждом можно найти что-то интересное – вот уже 48 недель, плюс по неделе на NY, Бостон, Чикаго и LA – уже получается год! А кто ж меня на год с работы отпустит? Или уже на пенсии…), так и в смысле денег (весь этот год нужно будет на что-то жить, да и сам кемпер стоит немалых денег – в районе 50-70 тысяч USD).

Поэтому сначала я решил реализовать более простое желание.

Выкристаллизовалось оно в Праге, где я жил с 2004 по 2008 год. Мой отец несколько раз приезжал туда ко мне в гости. Каждый раз мы хотели посетить немецкий городок Майнинген, где он служил в середине 1970х, но так и не выбрались – поездом туда добираться долго и сложно, полдня с 4 или 5 пересадками, пришлось бы останавливаться на ночь, а бронировать отели через booking.com я тогда ещё не умел. А взять машину напрокат не получалось из-за отсутствия полноценной кредитной карточки у меня и международных водительских прав у моего отца.

Зато когда в ноябре 2009 мы купили в Минске автомобиль Peugeot Partner, вопроса «Ехать или нет?» уже не было. Был другой вопрос: «Когда и куда именно?» Почти сразу к немецкому Майнингену добавился французский Лион, где я жил почти год. Ну а ехать во Францию и не посетить Париж – как это?! Затем, по дороге будет Прага, куда мне в любом случае нужно будет заехать по делам… Так постепенно стали вырисовываться контуры поездки.

Расстояние между Прагой и Минском – примерно 1300 км. Согласно Google Maps, его можно проехать за 17 часов, но мы решили не загоняться и остановиться по дороге в Кракове – он выглядел самым интересным изо всех городов, что «по дороге». На обратном пути тоже запланировали остановку там же, потом планы на этот участок пути несколько раз менялись, но об этом ниже.

Дорога между Майнингеном и Парижем, согласно тем же Google Maps, проезжается за 8 часов. Тоже многовато! Поэтому было решено заехать в Бельгию (вроде по дороге) и остановиться в каком-нибудь из городов. Сначала я нацеливался на Льеж (крюк получался самый небольшой), но знакомый бельгиец объяснил мне, что делать там совершенно нечего, посоветовав вместо этого заехать в Намюр. Меня такой вариант почему-то не очень прельстил (слишком маленький городок), а заезжать в Брюссель совершенно не хотелось (в моём представлении – грязный город с множеством понаехавших), поэтому я остановил выбор на Брюгге.

Наконец, дорога между Лионом и Прагой должна была занять около 10 часов. Нужно было остановиться где-то между, причём желательно поближе к Праге, чтобы быть там пораньше. А что у нас самое интересное между Лионом и Прагой? Мюнхен!

Так и был сформирован окончательный (на тот момент) вариант маршрута: Минск-Краков-Прага-Майнинген-Брюгге-Париж-Лион-Мюнхен-Прага-Краков-Минск. Ещё очень хотелось добавить Амстердам, но по времени категорически не получалось – на всю поездку было всего 2 недели (на больший срок отца не отпускали в отпуск…), а в Париже, Праге и Лионе мы планировании пробыть не по 1 ночи, а по 3 – чтобы успеть хорошо погулять пешком.

Все отели во всех городах (кроме Праги) я забронировал через booking.com. На форумах многие описывают свои путешествия так: «Доехали до города, стали искать подходящий отель». Мне (и моему отцу) такая схема не подходила, поэтому все гостиницы во всех городах были забронированы заранее. При этом оставалась возможность, в случае чего, отклониться от маршрута – все бронирования (кроме отелей в Лионе и Праге) были «без обязательств», от них можно было отказаться за день до заселения безо всяких «санкций».

Как показала поездка, моей ошибкой было то, что я ориентировался на 3* гостиницы, причём в центре каждого города. Вполне можно было бы обойтись и 2*, а в центры крупных европейских городов на машине лучше вообще не заезжать (особенно в Париж) – лучше селиться на периферии, а «в город» выбираться на общественном транспорте. Таким образом за проживание можно было заплатить вполовину меньше, но что сделано – то сделано! (А ещё пришлось платить за парковку 10-15 EURO за ночь.) Зато все отели были мною подобраны с бесплатным WiFi!

Следующим возник вопрос с визой. У меня тогда была многоразовая шенгенская виза, но отцу визу нужно было получать. Мы прорабатывали варианты с французской, польской и даже литовской визами, но оказалось, что проще всего получить чешскую! Делали через ту же турфирму, с которой он уже несколько раз ездил в Прагу. Турфирма хотела, чтобы мы все отели для всей поездки забронировали через неё, но для нас какой вообще в этом был смысл? Все отели я уже нашёл и забронировал, нашим требованиям они отвечали полностью, турфирма вряд ли нашла бы что-то лучше и дешевле, а вот свою комиссию взяла бы! Сошлись на том, что они нам бронируют отель только в Праге (потихоньку становящуюся культовой «Ольшанку»). А ещё отец платит им за «помощь при подаче документов в посольство».

Затем нужно было подготовить к поездке машину. Нужна была охранная сигнализация – её мы купили на рынке. Также оформили полное «каско» на машину, его «расширение» на заграницу, «зелёную карту». Вот, в принципе, и всё – можно было ехать!

Ах, да! Ещё нужен был навигатор. Я заранее почитал отзывы в Интернете и решил приобрести Garmin 205W или какой-нибудь другой из этой серии, но обязательно с широким экраном. Ещё рассматривал вариант Garmin-Asus nüvifone M10, т.к. мне и телефон новый не мешало бы купить, но он показался мне слишком дорогим – почти 500 USD против примерно 200 USD за 205W. Однако перед поездкой один из сотрудников отца дал ему попользоваться другой навигатор (и вроде бы закачал в него карты разных стран Европы) – какой-то NavAccess MX 100 с картами Navitel. Мы немного погоняли его по Минску – вроде нормально, хотя когда попадаешь на свежепостроенную улицу, колбасит его не по-детски. «Аааа, хозяин, где мы!?!» Решили себе навигатор не покупать, а воспользоваться этим, сэкономив 200 USD. Тогда мы ещё не знали, что не все навигаторы одинаково полезны…

Из Минска было решено выехать как можно раньше, чтобы пораньше оказаться на границе и побыстрее её проскочить. Выехали 8 мая 2010 года в 5:20, ровно через 5 часов были на погран. переходе. Можно было бы и быстрее, но за рулём был я – менее опытный водитель… С белорусской стороны стояли 40 минут, хотели заполнить декларацию на видеокамеру и нетбук (чтобы не было проблем с их обратным ввозом – а то мало ли), но таможенники сказали, что это не нужно. С польской стороны стояли 2 часа, бесились оттого, что очереди в соседние «кассы» движутся быстрее, и прикалывались с количества в очереди универсалов VW Passat B3 с брестскими номерами – реально половина всех машин! «Если бы в соседнюю очередь стали, мы бы уже вот за этим Пассатом были!» «Неее, вон за тем!»

Из Тересполя выехали ровно в 12:00 (уже по местному времени). Почти сразу стал чудить навигатор, отказавшись прокладывать дорогу до Кракова, мол, «не хватает оперативной памяти». Пришлось сначала проложить маршрут до Кильце, а потом уже до Кракова… По дороге навигатор периодически терял связь со спутником – то ли из-за облачности, то ли из-за очередного выброса исландского вулкана, то ли ещё по какой-то причине…

Из Тересполя поехали на Biala Podliaska, оттуда – на Miedzyrzec Podlaski, где успешно заблудились. Очень неприятно – карты вроде бы загружены «самые свежие» (как клялся и божился хозяин навигатора), но некоторых дорог на них просто не оказалось! В одном месте из-за того, что новая дорога проложена параллельно старой, уехали совсем не туда, пришлось возвращаться чуть ли не по грунтовке. Новые объезды не учтены, зато до сих пор на карту нанесены старые, которые уже не действуют. О поворотах предупреждает вроде бы заранее, но иногда навигатор тормозит и предлагает «повернуть налево» уже на самом перекрёстке, когда едешь по совсем другой полосе.

Из Miedzyrzec Podlaski поехали в Radzyn Podlaski, оттуда через Kock и Deblin (4 объезда на коротком участке пути) на Pulawy, где в гипермаркете купили немного еды, чтобы перекусить (готовых багетов не нашли, пришлось составлять самим из хлеба, сыра и нарезки), снова заблудились, выбрались на Radom, оттуда Kielce, наконец-то смогли проложить маршрут до Кракова.

Польские дороги действительно хуже белорусских. По крайней мере – хуже трассы Минск-Брест. Покрытие чаще всего нормальное, но вот ширина… Постоянные деревни с ограничениями скорости… А поляки ездиют как сумасшедшие, все куда-то торопятся! Правда, есть надежда на лучшее – по дороге на Краков были видны фрагменты будущего хайвея. Надеюсь, хотя бы основные города Польши будут связаны нормальными дорогами к лету 2012 года.

В Кракове были в 19:20. Отель “Kontrast” нашли достаточно легко, поужинали в нём. Гулять по городу не пошли – погода была плохая, да и устали с непривычки. Решили назавтра, выезжая из города, хотя бы снаружи посмотреть на Вавельский замок, где хоронили польских королей. Наутро выехали относительно поздно, в 9:15. Немного посмотрели на замок, потом долго выбирались из города, попадая в пробки. Поехали на Катовице, по дороге видели справа странный объект (комплекс НАТО?). От Кракова до Катовице платный автобан, хороший, не жалко было отдать 16 злотых (4 EURO). После Катовице снова заблудились, поехали на Gliwice, потом на Rybnik. Через пограничный переход Chalupki попали в Остраву. Там решили не выпендриваться с более короткими, но менее быстрыми дорогами, и поехали, как советовал навигатор, через Брно. В Праге были в 19:00.

В Праге я жил 4 года, а мой отец был несколько раз, поэтому для нас это было практически как возвращение домой! Всё видели, что, где и почём – знаем… Отец гулял по знакомым маршрутам, у меня были дела. Затем мы сходили в аутлетовый торговый центр Fashion Arena, где накупили одежды на 250 USD. Ну это, конечно, не сумма для «накупили», но там за эти деньги можно с ног до головы одеться, несколько раз! (И русскоязычные туристы об этом уже хорошо знают…) Ещё пытался купить модели машинок, но нужных не нашёл – об этом позже.


Пробыв в Праге 3 дня, поехали в Майнинген. Решили ехать не по рекомендациям Google Maps – те предлагают может и быстрый, но какой-то очень уж кружной путь, а самостоятельно, через чешский Chomutov и немецкий Chemnitz. До границы с Германией навигатор нас довёл, периодически непонятно с какого перепугу предлагая сначала съехать с дороги, а потом на неё вернуться – но мы не поддавались на дешёвые провокации, а потом превратился в бесполезный кусок. Карты Германии вроде бы были на SD-карте, но загрузить их в свою «память» этот дурацкий новегатор так и не смог! Мы решили не тратить нервные клетки, а просто ехать по карте и по указателям. А потом, при первой возможности, купить полноценный навигатор!

Что касается связи – из прошлой жизни у меня остались 2 чешские SIM-карты оператора Vodafone (prepaid – продаётся в любом киоске без предъявления паспорта). Мы положили на счёт по 200 CZK (10 USD), а роуминг внутри ЕС уже довольно дешёвый, посылали друг другу SMSки менее чем по 0.2 USD.

Немецкие дорожники подвели нас практически сразу же. Дорога (не автобан) была хорошей, но очень скоро мы попали в какой-то временный объезд. Он увёл нас в немецкие леса, а указателей назад на трассу не было! Пришлось останавливаться в деревнях и спрашивать дорогу, благо немецкий я немного знаю, а немцы оказались отзывчивыми и помогали охотно. К 13:00 добрались в Йену, где встретились и пообедали с моей бывшей одногруппницей. Городок небольшой, но университетский! Много зелени, ходят трамваи… Вообще, трамваи мы в Европе видели много где, от Парижа, Лиона и Мюнхена до совсем маленьких городков – у нас в сопоставимых городах есть лишь автобусы! Вот Барановичи или Пинск – тоже вроде бы университетские города. Эх, когда уже у нас ТАК будет…


В Майнинген мы поехали через Arnstadt и Ilmenau, по дороге снова немного заблудились. Зато дорога оказалась не петляющей по горам, как предвкушал отец, а свежепостроенным автобаном с несколькими туннелями. Приехали к 17:00, поставили машину на стоянку, отец пошёл гулять по местам боевой славы, а я остался в отеле – нужно было немного поработать. Назавтра с утра проехались возле бывших казарм уже на машине – некоторые здания немцы использовали (бывший офицерский клуб был перестроен в магазин), другие так и стояли заброшенными. Грустное зрелище – я ожидал от немцев большей хозяйственности!


В Майнингене с утра мы должны были заехать в Dekra. Это организация, которая занимается техосмотрами автомобилей, с филиалами по всей Германии. Я заранее узнал, что для того, чтобы законно заезжать на машине в крупные немецкие города, нужна Umweltplakette – потому что в них организованы т.н. «экологические зоны». Её можно или заказать заранее по Интернету (за сумму порядка 30 EURO) или получить, например, в той же Dekra (всего за 5 EURO). Я заранее связался с филиалом в Майнингене, уточнил расписание и то, что нужные наклейки там действительно выдают. Узнал адрес… В общем, всё должно было пройти гладко. Здесь я процитирую, что написал непосредственно по горячим следам:
Сегодня на поле светит солнце, зеленеет трава, в общем, сама природа против наших футболистов! (с) КВН

...Поскольку на обратном пути запланировано посещение Мюнхена, ещё в Майнингене собирались заехать в местный офис Dekra, чтобы получить Umweltplakette. Списался с ними заранее, уточнил цену и расписание. Подъезжаем сегодня в 8:30 — закрыто! Хотя по расписанию в 8:00 должны были открыться. Ну ладно, списываем на какие-то форс-мажорные обстоятельства.

Едем на запад, в Брюгге. По дороге решаем заехать в первый попавшийся немецкий город и купить хороший навигатор с подробными картами. В Европе, вроде, Tom-Tom рулит? Подъезжаем к Promarkt в Айзенахе — закрыто. И вообще, закрыто ВСЁ! Догадались проверить календарь. Таки да, сегодня католический праздник — Вознесение Господне!! Т.е. ни навигатор не купишь, ни Umweltplakette...

Поехали на Брюгге по бумажной карте. И по указателям. Всё здорово, но в Дортмунде дорога завела нас как раз в такую зону, где нужна наклейка. Ехали-боялись, но всё обошлось. А в Брюгге нас встретило другое явление: отель в центре города, но туда доехать нельзя. Центр перекрыт до 6 вечера — "парад" какой-то проходит! Пришлось несколько часов ждать, пока дороги откроют.

...Мораль простая. Перед поездкой в Европу нужно ещё и религиозные праздники учесть!

Вот так мы и нужную наклейку не получили, и навигатор не купили!

Немецкие дороги очень хорошие, как второстепенные, так и автобаны. Ограничения скорости действительно нет, есть «рекомендованная» скорость 130 км/ч, поэтому если дорога 3-рядная, в первом ряду едут фуры со скоростью 90-100 км/ч, во втором ряду крадутся те, кто едут не намного быстрее фур – в основном, не больше тех же 130 км/ч, а уж в левом ряду проносятся Шумахеры, у кого сколько машина позволяет – может быть и 150 км/ч, и 180, и больше… Мы разгонялись не более чем до 140 км/ч, и то страшно – машина у нас лёгкая, но высокая, ветром сдувает!! В Бельгию приехали через Голландию – так и быстрее оказалось, и можно в свой актив ещё одну посещённую страну записывать.

Брюгге мне очень понравился. Я вообще люблю средневековые города с узкими улочками и старинными зданиями (например, наш отель «Ботаник»). А Брюгге при этом – ещё и портовый город, как и горячо любимый мною Гамбург! Ну, по правде, порт находится в нескольких километрах и называется Зеебрюгге… Что мне особенно нравится в старых европейских городах (включая, естественно, и Прагу) – современные вывески и реклама вовсе не портят их облик. Да, они таки выделяются на фоне средневековых зданий – XXI век всё-таки – но при этом в обстановку вполне вписываются. Очень легко представить – и 200, и 500 лет назад тоже были похожие вывески и реклама, пусть и не такие бліскуча-сучасныя! А вот в Минске почему-то не удаётся вписать современные элементы даже в послевоенную застройку проспекта Скорины (Независимости)…


В Брюгге мы погуляли по старому городу, а потом сделали то, чего, по хорошему, делать не надо – поужинали в ресторане, находящимся на «туристической тропе». В Праге я бы этого точно не делал – отошёл бы на несколько десятков метров в сторону, где бы поел вкуснее И дешевле! Здесь искать что-то аутентичное и косить под местных не хотелось (также не хотелось использовать запасной вариант – Quick, бельгийский аналог McDonalds, с «комплексами» по 6-7 EURO), поэтому сели в первом же ресторане, где устроила цена, 16 EURO с человека за «меню», включающее в себя основное блюдо + десерт. В принципе, нормально, а для «туристической тропы» вообще, можно сказать, недорого. Зато дорогим оказалось пиво! Всё-таки Бельгия – пивная страна, я ожидал, что здесь этот напиток будет дешевле… (Забегая вперёд – в Мюнхене я тоже был удивлён ценами на пиво, но на этот раз – приятно.) В общем, пиво – 5-7 EURO за 0,5 л. Вкусное, конечно, но не такое, как чешское. Не лучше и не хуже – просто другое. Мы пили какой-то местный сорт, забыл его название, отказавшись от вкусного, но попсового белого «Хугардена» и коричневого «Лефф» – его даже в Минске много где наливают! Сели мы немного неудачно – в один бок мне дул сквозняк, другой бок прогревался от камина.

Наверное, поэтому на следующий день я проснулся заболевшим. Кашлял, голова болела… К счастью, с собой был порошок типа «Колдрекса», он мне помог. Из Брюгге сначала съездили на берег моря, посмотрели на него. Купаться или даже загорать было слишком холодно! И вообще, всю нашу поездку стояла, я бы сказал, не майская погода, часто шли дожди.

Быстро доехали до Франции. Да сколько её там, той Бельгии! Как Минская область. Ещё не доезжая до Лилля, съехали в первый же торговый центр – как выяснилось, во Франции они таки работали накануне, когда в Германии всё было закрыто, купили в крупном магазине электроники навигатор Garmin Nuvi 255WT за 139 EURO / 175 USD. Ещё была очень похожая модель за 149 EURO, с меньшим количеством стран, но зато ведущая не просто по дорогам, а по полосам. Решили, что большее количество стран важнее. Ещё были навигаторы Tom-Tom и модели каких-то других, совершенно неизвестных у нас производителей, немного дешевле. Мы решили, что лучше заплатить чуть больше, но иметь возможность потом установить в навигатор карту Беларуси/Минска.

Навигатор сразу понравился! Особенно понравилось то, что в нём есть русский язык – как в меню, так и для голосовых подсказок. Да и голос тётки показался более приятным, чем у нашего предыдущего новегатора. Помимо ведения по маршруту, навигатор предупреждает о «засадах» в виде фоторадаров, но мы скорость почти нигде не превышали, а эти предупреждения, наоборот, задалбывали. Ещё, судя по инструкции, была возможность подсоединить отдельную антеннку и получать актуальную информацию о пробках по ФМ-радио, но мы с этим не стали заморачиваться.

По Франции решили поехать не по платным автобанам, а по побочным дорогам – чтобы увидеть страну! Навигатор проложил маршрут с учётом этого условия. Дорога действительно была интересной, постоянно проезжали через городки и деревеньки. В одном месте проехали мимо старой, очень внушительно выглядящей заброшенной цукрарні – сразу захотелось или снять её в пост-апокалиптическом фильме, или отремонтировать и устроить внутри модный ночной клуб.

Дорога была интересной, да и, как мы потом выяснили, заправки на автобанах гораздо дороже. Но почти сразу стало задалбывать количество перекрёстков с круговым движением! Похоже, что французские дорожники на них помешались – едва ли не каждый перекрёсток именно такой! Всю дорогу тётка из навигатора не успокаивалась: «Въезжаем на круговое движение! Второй съезд направо! Через 1 километр – въезжаем на круговое движение!» (Понятно, что сделано это для того, чтобы водители не гоняли.)

До Парижа доехали достаточно быстро, благо расстояние между ним и Брюгге небольшое. (Можно было бы немного отклониться от маршрута и на несколько часов посетить какой-нибудь ещё город, вроде Лилля, но мы решили больше времени уделить Парижу.) Подъезжая к Парижу, порадовались, что не отложили покупку навигатора! В Париже запутанные развязки и жутко напряжённое движение (Киев по сравнению с ним – деревенька, а Минск – хутор), очень много мотоциклистов и скутеристов. Без навигатора, с одной лишь бумажной картой мы бы вряд ли быстро справились с нахождением нашего отеля «Алеся» возле вокзала Монпарнас.

Там нас ждал небольшой неприятный сюрприз – я заранее написал во все отели с просьбой забронировать парковку, не дождавшись в итоге ответа лишь из парижского отеля. Девушка на рецепции сказала, что мне ничего не ответили, потому что мест на паркинге нет. Предложила поискать место самим где-нибудь в районе. Ага, добрая душа! Будто живёт не в Париже и не знает, какие тут дикие проблемы с парковкой! Я сказал, что уже искали, не нашли. Она посмотрела список мест, выделенных в близлежащем паркинге для их отеля, и сказала, что место вроде есть, но возможно придётся переставить машину на другое. (К счастью, так и не пришлось.) Мы поставили машину и пошли гулять по Парижу.

В этот вечер моросил дождь, поэтому мы не взяли ни фотик, ни видеокамеру. И пожалели об этом – дождь вскоре прекратился, а мы не смогли запечатлеть парад ветеранов на Елисейских Полях возле Триумфальной арки. (Интересно, по поводу чего был парад? День Победы уже прошёл, а до 14 июля оставалось ровно 2 месяца.) Просто прогулялись по самой знаменитой улице Франции. Зашли в выставочные салоны наших любимых марок Peugeot и Citroen (к конкурентам из Renault и Mercedes-Benz заходить не стали), посмотрели на новые модели и прототипы, повздыхали над ценами на сувениры. 35 EURO за модель 1:43, пусть хорошо выполненную – разве это нормально?? Да ещё и именно нашей машины мы не нашли. Зато была как бы распродажа моделей предыдущих моделей Citroen, вроде Xsara Picasso, по 5 EURO. Мы купили модель Citroen C3 первого поколения, причём нам цену ещё вдвое сбросили – до 2.5 EURO! Эх, вот бы купить с такой скидкой завалявшийся на складе настоящий С3 – не за 10 тысяч EURO, а за 5! Возвращаясь в отель, применили запасной вариант и поужинали в Quick за 13 EURO за двоих. Неплохо, но часто фастфуд в любом случае лучше не есть.

Завтраки в отеле решили не брать. Недалеко от отеля нашли супермаркет Franprix, работающий и в воскресенье. Для Франции это редкость – обычно в воскресенье тут все магазины закрыты (кафе и рестораны работают). Купили багетов и попить. На следующий день с утра пошли гулять. Была суббота, погода вроде бы наладилась… Поднялись на Tour Montparnasse – единственный небоскрёб в Париже, построенный не в квартале La Défense. Цена 11 EURO с человека – немного дешевле, чем подниматься на Эйфелеву башню. Зато гораздо меньшая толпа туристов, да и саму Эйфелеву башню можно отчётливо увидеть! (Конечно, приехав в Париж как турист, нужно обязательно подняться на башню. Но я на ней уже был, а моему отцу хватило впечатлений от Tour Montparnasse.)


С высоты Париж выглядит немного скучно, Лион мне нравится больше. Серые крыши, серые здания… Если при этом ещё и идёт дождь – вообще мрак и депрессуха! Хорошо видна планировка города – улицы и бульвары, проложенные в середине XIX века Османом.

Спустившись с Tour Montparnasse, пошли гулять в сторону Эйфелевой башни. Уже на подходе к башне задалбывают продавцы сувениров – подбегают, трясут связками маленьких Эйфелевых башен, не дают прохода. Что немного странно – двое из них обратились ко мне по-русски. Вычислили каким-то образом, сволочи. Интересно, как? Вся одежда куплена в Чехии; внешность вполне нордическая – в толпе немцев могу затеряться. Ну да, на парижанина не похож, для этого на шею нужно было шарфик набросить! Наверное, меня выдало напряжённое выражение лица – думал о работе. Ну да ладно, как обратились по-русски, так по-русски и были посланы!


Туристов под Эйфелевой башней – орды. Сразу порадовались, что уже поднялись на другую башню – здесь только очередь к любой кассе была минут на 40, не меньше! Вышли на берега Сены. Арабы устроили митинг против политики Израиля и особенно против того, что Франция эту политику якобы поддерживает. Полицейских вокруг было больше, чем митингующих! Пообедали в одном из ресторанов, находящихся вроде бы не на туристической тропе. Выбрать его удалось не сразу – некоторые заведения были закрыты (почему-то именно в субботу днём), другие – переполнены. На этот раз в меню было прямо так и написано: «Обслуживание включено», поэтому чаевых мы не оставляли, а заплатили ровно по счёту 45.70 EURO. (Часто в этой поездке нам обед или ужин в похожую сумму обходился. Очевидно, 45-50 EURO – нормальная цена, чтобы поесть вдвоём в не самом дорогом, но и не дешёвом ресторанчике. Т.е. если всю поездку только в них и обедать, и ужинать, только на это уйдёт не меньше 1200 EURO за 2 недели!)

На следующий день мы продолжили гулять по Парижу. На этот раз начали от Собора Парижской Богоматери. Там тоже много туристов, но всё-таки поменьше, чем под Эйфелевой башней! Собор, как ни странно, был без строительных лесов. Удивительно – во время всех предыдущих моих визитов в Париж в нём обязательно что-то ремонтировали… Перед собором было что-то типа ярмарки булочников, они готовили круассаны и багеты на глазах у публики. Перешли на правый берег Сены. Посмотрели на центр Помпиду. Смелость архитектора внушает! А ещё больше – смелость того, кто позволил это здание построить…

Где-то чуть дальше, возле Les Halles, находилось знаменитое «Кладбище Невинных», где веками накапливались кости покойников, но уже в XVIII веке по гигиеническим соображениям кладбище было закрыто, кости вывезены в другое место. Мне казалось, что где-то там должен был быть вход в подземелья, а может, даже какой-то подземный музей. (Причём в реальный подземный музей, находящийся на берегу Сены, если идти от Эйфелевой башни и повернуть направо, мы не пошли. Почему-то он показался малоинтересным.) Так ничего и не нашёл – нужно было заранее подготовиться, хотя бы ту же Википедию внимательно почитать! Пообедали мы в одной из сети эльзасских закусочных Flam’s, где подают местную альтернативу пицце – tarte flambée. Вообще, это та же белорусская смажня. Ну, может, тесто немного другое, а принцип тот же!


Дальше мы поехали на Монмартр, к церкви Sacré-Coeur. Там тоже много туристов и продавцов сувениров, включая одну их особенно назойливую разновидность – негры, которые подскакивают к доверчивому туристу (особенно к девушкам) и начинают плести на руке какую-то фенечку, а потом требовать за неё денег. Раньше они просили за свою «работу» 5 EURO, в этот раз мы даже выяснять цену не стали, просто прошли мимо. Как и назойливые продавцы Эйфелевых башенок, плетельщики фенечек были посланы по-русски по известному адресу, но никуда не пошли, а остались где были – задалбывать очередных туристов.


Спустившись от церкви Sacré-Coeur, пошли на знаменитую площадь Пигаль. Да, квартальчик действительно злачный, вроде Reeperbahn в Гамбурге! Эрацічаскія шоу на каждом шагу, назойливые зазывалы, порножурналы на виду в киосках… Знаменитая «Красная Мельница» (Moulin Rouge) находится там же, а вот не менее знаменитые Lido и Crazy Horse (кто знает английский, зацените игру слов) – в других районах. Конечно, есть в Париже и спокойные, нетуристические места, где можно почувствовать, за что всё-таки этот город так любили художники и поэты, но туристы как раз-то в них и не добираются!


Ещё была идея из Парижа сгонять в Довиль или на Mont-St-Michel, но мы решили оставить это на следующий раз, а сейчас просто больше погуляли по Парижу…

В понедельник утром выехали в Лион. На этот раз решили проехать по платной дороге – так быстрее, да и постоянные «выезды на круговое движение» надоели. Доехали быстро, но отдали больше 35 USD за не такой уж и длинный участок! На многих форумах разгораются споры, где дороги лучше – в Германии или Франции. Нам показалось, что французские платные дороги не лучше и не хуже немецких автобанов. Другое дело, что съездов с них меньше – если уж выехал на такой, жми до пункта назначения! Имеет смысл по ним ехать лишь тогда, когда торопишься. Или любишь ездить очень быстро, гораздо быстрее разрешённых во многих странах Европы 130 км/ч. Или ненавидишь круговое движение. В остальных случаях по Франции ехать лучше по второстепенным дорогам! Да, бензина уйдёт немного больше (хотя за те 35 USD можно его купить 18-20 литров), но зато можно увидеть страну! С платной автострады не видно ничего.

В Лионе были в 16:00. Поставили машину на подземную стоянку непосредственно в самом отеле. Отель Radisson Blu Lyon Part Dieu – самый высокий в Европе! Рецепция в нём на 32 этаже, ниже – офисы. Мы жили на 36 этаже, город был виден замечательно. Вообще, отель понравился, 4* по сравнению с остальными 3* отелями чувствуются. Единственная претензия – всё-таки отель построен в 1970х, и местами это заметно. Некоторые элементы обстановки выдают возраст отеля; в номере – телевизор с ЭЛТ, хотя уже давно даже в отелях попроще стоят ЖК-телевизоры! Ещё в один из вечеров были проблемы с доступом в Интернет, но их быстро решили.


Поставив машину на стоянку и закинув вещи в номер, пошли гулять по городу. Я начал ностальгировать ещё возле торгового центра Part Dieu, ведь именно в нём я чаще всего закупался, когда жил в Лионе… Пешком дошли до университета Jean Moulin Lyon-3, где я учился. Там ничего не изменилось, только рядом теперь строят трамвайную линию, уже 4-ю в городе – в мою бытность их было всего две. Пошли в мою бывшую общагу тем же путём, которым я ходил почти каждый день… По дороге – новые жилые дома и магазин дешёвых товаров Lidl. Дошли до общаги – она практически не изменилась, лишь стала ещё грязнее – её фасад выходит на напряжённый перекрёсток, всё время оседает грязь и копоть! По сравнению с 2002 годом фасад был гораздо грязнее – очевидно, с тех пор его не красили.

Потом пешком пошли к реке. Их в Лионе две, конечно, не такие могучие, как Днепр (даже в Киеве редкая птица долетит до его середины), но крупнее, чем парижская Сена или минская Свислочь. В Лионе Сона вливается в Рону, образуя что-то типа полуострова.

Перешли на другой берег, осмотрели достопримечательности площади Bellecour (кстати, одна из крупнейших площадей в Европе, совсем немного уступающая по размерам площади Независимости). Вернулись в отель, хотели по дороге где-нибудь поужинать, но фиг! Уже к 7 вечера почти все заведения позакрывались. Пришлось снова купить багеты в гипермаркете.

Следующий день был посвящён поездке в Монпелье, который находится на юге Франции. Причём поездке не на автомобиле, а на поезде! Соответственно целей у поездки было 3: увидеть Средиземное море; посмотреть на сам город Монпелье; прокатиться на скоростном поезде TGV. (Билеты я купил заранее на voyages-sncf.com; в последний момент их можно элементарно не купить, особенно на популярные направления в «час пик», когда TGV у них ходят реально полные, сам наблюдал. Поездка туда-обратно обошлась в 90 EURO – минимальная цена на этот маршрут для тех, у кого нет никаких скидочных карточек.) Дорога из Лиона в Монпелье короткая, меньше 2 часов, TGV и разогнаться толком не успел. Ехал ну максимум 200 км/ч, а на одном из более протяжённых маршрутов я на нём однажды разогнался до 250 км/ч (мы вычисляли скорость относительно автомобилей, едущих по шоссе параллельно ж/д)! В отличие от российского «Сапсана», который был пущен между Москвой и СПб по существующей ж/д линии, принеся тем самым огромные неудобства всем жителям маленьких городов на его пути, французские TGV ездят по выделенным линиям, которые не пересекаются в одном уровне с автомобильными дорогами. В результате скорость в нём, собственно, практически не чувствуется. Вот только видеокамера, направленная за окно, не успевает сфокусироваться ни на чём, кроме самых отдалённых объектов…

В Монпелье, как и в Лионе, тоже ходит современный, футуристичного вида трамвай с абсолютно плоским полом. Линий пока только две, но зато на одной из них трамваи оранжевые, а на другой синие! В одном месте линии переплетаются довольно по-дурацки, чтобы попасть оттуда на вокзал, на одной линии нужно ехать в одну сторону, а на другой – в противоположную. На месте проектировщиков я бы такого ляпа не допустил. Краем уха слышал, как на него местные жители жаловались. У жителей юга Франции довольно специфическое, местами прикольное произношение – которое я хорошо понимаю, в отличие от баварского диалекта немецкого языка…

Современные трамваи французских городов – это здорово, я бы очень хотел, чтобы в Минске были такие же! Особенно мне в них нравится одна важная деталь – у водителя есть кнопка, с помощью которой он, подъезжая к перекрёстку, переключает светофор на зелёный свет для себя (или же это автоматика сама переключает, не важно). В результате трамвай нигде на светофорах не стоит! Да, автомобилистам это неудобно, но зато общественный транспорт (для автобусов в определённых местах такие светофоры тоже существуют) работает наиболее эффективно.

Заранее посмотрел по карте – чтобы попасть к морю, нужно было поехать на трамвае, затем пересесть на автобус. Продавец в киоске на вокзале, сцуко, воспользовался моей недостаточной осведомлённостью и продал нам не «дневные» талончики (на которых можно было бы ездить целый день), а «возвратные», которые стоят дешевле «дневных», но дороже обычных (чаще всего во Франции с обычными талончиками можно делать пересадки в течение, скажем, часа, но нельзя возвращаться тем же маршрутом). В результате нам пришлось ещё и на обратном пути покупать себе обычные талончики, ну а продавец слегка испортил себе карму.

Автобус ехал уже по пригородам Монпелье. Дорога была очень узкой, местами настолько, что я бы в те повороты на автомобили не вписался, а девушка за рулём автобуса вписывалась! По пути идёт строительство очередной трамвайной линии – к морю, ура! Доехали до конечной автобуса, прошли пешком вперёд – вот оно, море… Солнце, белый песок, в порту пришвартованы яхты – мне особенно понравился один катамаран модели Outremer 42 (как я потом узнал, 42 – это длина в футах, их выпускают в соседнем городке и продают за 320-350 тысяч EURO, а есть и ещё более крупные и дорогие модели, эх…). Вот только вода оказалась слишком холодной – мой отец таки окунулся (и теперь гордится, что купался в 5 разных морях), я не рискнул. Полотенца мы с собой захватить забыли, поэтому позагорать не получилось. Вокруг было очень мало народу – не сезон ещё, никто не купался. Многие девушки и тётки загорали топлесс – стало понятно, почему здесь «низ» и «верх» купальников часто продаются отдельно. Верх можно и не покупать, да!

Прошли в порт, пообедали в одном из прибрежных ресторанчиков. Формула вполне стандартная – тоже предлагают «меню», в которое, помимо основного блюда входят закуска и десерт, цены вполне умеренные. За двоих мы заплатили те же 45 EURO (с чаевыми), что и в Брюгге. Но зато здесь свежайшая рыба! Моё знание французского языка спасовало перед названиями рыб в меню, мы просто заказали «блюдо дня». Оказалось, что это жареный скат с какой-то ещё рыбой, название которой по-русски я не знал, а по-французски не запомнил. Взяли половинную бутылочку беленького… Эх, классно! Вот там бы я с удовольствием всю жизнь прожил! Море, пальмы, мягкий климат – красота! Хотя летом, наверное, всё-таки слишком жарко.

Вернулись в Монпелье, погуляли по Старому городу. Он полностью пешеходный, закрыт для машин. Узкие улочки, сохранившиеся старые здания… Есть даже выглядящий почти новым римский акведук, но вход на него, к сожалению, был закрыт. Город небольшой, гораздо меньше Минска, но уютный. И университетский, что значит, что со всякими развлечениями в нём должно быть всё в порядке! Движуха чувствуется!

Вообще, живя в европейском городе, даже не очень большом, я бы вряд ли обзавёлся собственным автомобилем. И то лишь когда у меня бы появилась семья и дети, а жили бы мы в пригороде. Пока один – ездил бы на мотоцикле или ещё лучше – на скутере! Очевидно, также рассуждают и местные, поэтому скутеров в европейских городах очень много. Значительную часть из них составляют итальянские Vespa. Особенно мне нравятся красные – в каждом городе находил такой и фотографировал!

А ещё в европейских городах очень много велосипедистов. Ездят как на своих велосипедах, так и на общественных. В Париже, Лионе, Монпелье и Мюнхене повсюду видел муниципальные стоянки с одинаковыми велосипедами, которыми, насколько я понял, можно пользоваться бесплатно. Но для этого нужна «карточка абонента», а как её получить – времени разбираться не было…

Вернулись в Лион, поужинали в Quick – багетов не хотелось, а остальные кафе и рестораны были уже закрыты, ага. Весь следующий день посвятили прогулке по Лиону. В нём я в своё время жил почти год, поэтому всё ещё помнил «все входы и выходы» и многие интересные места. Сразу купили «дневные» талончики, чтобы на оплату проезда не отвлекаться – нужно было лишь валідаваць талончик при каждом входе в автобус, троллейбус, трамвай или метро. Да-да, в Лионе есть все эти виды транспорта, а ещё и фуникулёр! Причём, что интересно, нумерация маршрутов сквозная, т.е. автобусы №№4, 6, 13, 18 (и вроде бы какие-то ещё) – на самом деле троллейбусы, хотя на те же маршруты могут быть выпущены и автобусы! Ещё есть 2 как бы отдельные троллейбусные линии под названием С1 и С3 (А где ж С2?), на которых ходят современные футуристичные троллейбусы с плоским полом – явные родственники трамваев такого же космического вида. На таком троллейбусе мы прокатились в центр, к Опере и Ратуше, на площадь Terreaux, где ежегодно проходит «Праздник Света». (По Евроньюс его каждый раз показывают – так ведь штаб-квартира Евроньюс находится в пригороде Лиона! Как, впрочем, и штаб-квартира Интерпола.)

Перешли на другой берег Соны, в Старый город, который занесён в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. На фуникулёре поднялись к Fourviere – эта церковь похожа на французский Sacre-Coeur тем, что тоже построена относительно недавно, в конце XIX века, и на холме. Лионская церковь мне нравится даже больше парижской – там нет толп туристов и навязчивых продавцов сувениров, а вид с обзорной площадки ещё более красивый. Пешком спустились к Римским театрам – развалинам нескольких амфитеатров 2000-летней давности. Париж тогда был всего лишь деревенькой галлов на островке посреди Сены, а Лугдунум-Лион уже был крупным городом, столицей большой провинции… Что интересно, амфитеатры до сих пор используются по прямому назначению – в тот день там шёл монтаж оборудования для какого-то театрального фестиваля.


Прокатились на метро – одна из 4 линий лионского метро уникальна тем, что она переделана из фуникулёра, поэтому на одной из станций там уклон 17.5%, наибольший в мире. Другая линия – тем, что вагоны в ней автоматические, без машиниста. Можно сесть впереди и представить себя на его месте! (Ещё мне нравится то, что на станциях лионского метро на полу квадраты, выложенные плиткой другого цвета, показывают, где откроются двери вагона – очень удобно!) Сели на другой троллейбус, коротенький и менее современный, покатались по крутым склонам Croix Rousse. Вот в Лионе троллейбус как-то же вписывается в старинную застройку, никто его не пытается убрать, в отличие от Минска! Потом ещё немного погуляли по Presqu’ile – полуострову, образовавшемуся в месте слияния 2 рек. Как и в любом европейском городе, тут есть пешеходная улица с самыми дорогими и пафосными магазинами – в Лионе это rue de la Republique, улица Республиканская. Набор магазинов стандартный – YSL, Louis Vuitton, Lacoste, Cartier и т.п.

Лион – один из моих самых любимых городов, наряду с Прагой и родным Минском, естественно. По сравнению с Парижем он гораздо уютнее. И даже негров с арабами в нём гораздо меньше, а те, что есть, не выглядят так угрожающе! Затем я вернулся в отель, чтобы немного поработать над статьями, а мой отец ещё несколько часов гулял самостоятельно. По дороге я закупил в гипермаркете панаше, вино и багеты в дорогу.

Назавтра с утра (был уже четверг, 20 мая) мы выехали из Лиона в Мюнхен. Дорога предстояла долгая, как потом оказалось, ровно 800 км. Через Швейцарию решили не ехать – там дороги платные и горные, т.е. не очень быстрые. А хотелось побыстрее, поэтому поехали по французским платным дорогам. Через Bourg-en-Bresse, Besancon, Sochaux (завод Peugeot), Belfort и Mulhouse доехали до немецкого Фрайбурга, где в Dekra очень быстро и легко получили Umweltplakette. Достаточно было показать техпаспорт с годом выпуска и заплатить 5 EURO. Наклейка выдаётся на весь срок службы автомобиля (в неё вписываются его номера), так что в будущих поездках по Германии мы сможем заезжать куда угодно!

Из Фрайбурга в Мюнхен, по большому счёту, есть 2 дороги – «северная», по автобанам, и «южная». Мы выбрали южную (точнее, не стали спорить с навигатором, который её предложил), и не пожалели! Ну и что, что не поехали через Швейцарию – вот они, горы! Местами уклон был настолько сильным, что приходилось тянуться в правом ряду вместе с фурами – обогнать их на подъёме не позволяла недостаточная мощность мотора. Возле Hagnau были даже не просто горы, а потухшие вулканы! Эх, нам бы в Беларуси хоть одну нормальную гору – ух, мы бы на ней курортов понастроили! Потом проехали по берегу Боденского озера – тоже очень красиво.

Через Memmingen приехали в Мюнхен к 17:20, оставалось ещё время по городу погулять. Снова погода была не очень, моросил дождь, но на этот раз фотоаппарат мы взяли. (Кстати, наш отель находился возле Терезиного луга, где каждый год проходит Октоберфест. Но на календаре был не октябрь, а наоборот – май…)

Мюнхен немного разочаровал – казалось бы, столица Баварии, богатого региона. Но какой-то особой «бюргерской зажиточности» мы не увидели, обычный европейский город. А трамваи – так вообще довольно старые, вроде тех немецких, что в качестве гуманитарной помощи несколько лет назад были переданы в Минск… Ну не знаю, может быть, мы просто не в тех районах гуляли? Очень понравилась Новая Ратуша в центре, готично выглядящее огромное старое здание, которое показывают во всех репортажах из Мюнхена. Что забавно, Старая Ратуша находится рядом и выглядит новее!


Как и в Брюгге, решили не искать что-то нетуристическое, а сели ужинать в первом понравившемся заведении. За ужин с пивом заплатили всего 27.4 EURO (с чаевыми) – пиво оказалось неожиданно дешёвым (всё-таки пивной регион, о чём свидетельствуют и многочисленные плантации хмеля вдоль дорог), а еда – вполне вкусной. Хотя, конечно, до любимых мною чешских свиных рёбрышек на меду или свиного колена всё-таки немного недотягивает. Ну да ладно, привык бы! (Вообще, в Германии мне больше всего понравилась еда в ресторане “Groninger Haus” в Гамбурге – такая очень нездоровая и очень вкусная кухня, шматы жареного мяса с картошкой, ням! А ещё – своё тёмное пиво…) Радовало то, что в выбранном нами ресторане были не только туристы, но вроде бы и местные. А огорчало – я вообще-то немного знаю немецкий, но баварский его диалект на слух не воспринимал совершенно!

Из Мюнхена мы на следующий день выехали очень рано, в 6:45, чтобы пораньше прибыть в Прагу – у меня там ещё дела оставались. Доехали быстро, уже к 11:45. К счастью, удалось сразу заселиться в «Ольшанку», хотя обычно заселение в гостиницах с 14:00. В гостинице было много пожилых чехов с одинаковыми бэджиками, которые приехали на 5-й съезд кого-то там, мы так и не выяснили, кого. Выходит, не полностью ещё «русские» эту гостиницу захватили!

На следующий день мы собирались с утра заехать в Ikea, чтобы прикупить посуды и всяких разных вещей. К сожалению, магазины Ikea открывались лишь в 10 утра, поэтому пришлось ограничиться гипермаркетом, открывшимся в 8. Купили пива и традиционных багетов, залили полный бак недорогого бензина, рванули в Польшу!

Навигатор хотел повести нас на северо-восток, но мы поехали на восток, через Hradec Kralove и Jaromer – показалось, что так будет интереснее. В одном месте заблудились, т.к. навигатор предложил повернуть налево там, где это сделать было невозможно. Невозможно заехать на мост! Очевидно, у навигатора была немного устаревшая карта, на которой этого моста ещё не было, а был Т-образный перекрёсток. Дальнейшей дороги навигатор вообще не знал, ему казалось, что мы едем в чистом поле… Кое-как выбрались к границе, въехали в Польшу. Именно там нам встретилась первая фура с белорусскими номерами – ни во Франции, ни в Германии, ни даже в Чехии мы их не видели. Зато видели довольно много поляков, чехов, литовцев, латышей и эстонцев. Эх, а ведь когда-то белорусские перевозчики успешно конкурировали на европейском рынке!

Согласно первоначальному плану, назад мы должны были ехать тем же путём и тоже заночевать в Кракове. Накануне мы решили поменять планы, я отменил бронь гостиницы в Кракове и забронировал другую – в Лодзе. На это решение повлияли ещё и новости о разливе рек в Польше, причём как раз в Кракове! О Лодзи никаких плохих новостей не было, я даже специально связался с отелем и уточнил, они ответили, что у них в городе и в окрестностях всё в порядке.

Доехали до польского города Klodzko. Там мы хотели поехать на Вроцлав, но навигатор повёл нас другим путём, на Nysa. С одной стороны, он был прав – потом мы узнали о затоплении именно во Вроцлаве, мы могли бы там попасть в серьёзную пробку. А могли бы и не попасть. С другой стороны, первые несколько десятков километров дорога была ужасной. Качество отвратительное, везде ремонты с объездами. (Думаю, что на этом крюке мы часа 2 всё-таки потеряли.) Так хотелось домой (и не хотелось останавливаться ещё на 1 ночь в Польше), что мы решили ехать прямо домой. Но для этого нужно было отменить бронь отеля, чтобы не заплатить лишнего! Всю дорогу я пытался поймать какую-нибудь открытую беспроводную сеть, но из движущейся машины это так и не удалось сделать. Наконец, заехали в торговый центр Karolinka в городе Opole, где я поймал сеть McDonalds и отменил бронь.

Один из участков нашего пути на карте был обозначен практически как грунтовая дорога. В реальности это оказалась отличная, хотя и узкая асфальтовая дорога в лесу, на которой никого не было, благодаря чему можно было ехать достаточно быстро. От Czestochowa до Варшавы вообще был настоящий автобан. Я немного вздремнул, чтобы потом сменить отца за рулём.

Мы думали, что есть какая-то дорога в объезд Варшавы, но навигатор повёл нас в сам город. Несколько раз попадали в то, что в Киеве называют «тянучками» – вроде бы и не пробка, но машины движутся гораздо медленнее, чем хотелось бы. Вырвались из Варшавы – ура! (Потом узнали, что на следующий день Висла поднялась настолько, что некоторые улицы Варшавы были затоплены и перекрыты.) Теперь только одна дорога, сбиться с неё сложно. Да и наконец-то стали появляться указатели расстояний до Минска. (Кстати, проехали через другой Минск – Мазовецкий.)

На погранпереходе в Тересполе были в 22:30. Всю дорогу от Варшавы за нами почти вплотную держался «Опель» с немецкими номерами. Мы съезжали вправо, предлагая ему обогнать нас, но он держался сзади. А когда мы обгоняли фуру – обгонял тоже. Потом, уже на погран. переходе, оказалось, что это россиянин гонит машину к себе домой, у него какие-то проблемы с навигатором (хм, знакомая ситуация…), поэтому он держался за нами.

Границу прошли ровно вдвое быстрее, чем на пути «туда»: 1 час с польской стороны и 20 минут с белорусской. На мосту между двумя пограничными постами скопилась очередь из машин с немецкими номерами. Вряд ли это немцы решили так массово приехать в Беларусь – скорее всего, перегонщики. Белорусский пограничник жестами предложил нам объехать эту очередь, мы с радостью согласились. Что интересно – ни польские, ни белорусские таможенники на нашу машину даже не взглянули!

Было уже около часа ночи, когда мы стартовали из Бреста в сторону Минска. Сначала за рулём был я, но мне было сложно ехать ночью быстро, а домой хотелось побыстрее, поэтому за руль снова сел папа. В 5 утра мы были уже дома. В будущем решили таких подвигов не совершать, а лучше переночевать лишний раз в гостинице, любой.

Итоги
И в общем, и в частностях – поездка удалась!

8-23 мая 2010 года, 16 дней, 6 стран – Польша, Чехия, Германия, Голландия (через неё мы лишь проезжали, но всё-таки выходили из машины, поэтому эту страну я тоже записываю на свой счёт), Бельгия, Франция.

5776 км, примерно 395 литров бензина.

6 часов видео, 1.5 гигабайта фотографий!

Сколько ушло денег – страшно подсчитать, больше 4000 USD. Да, за эти деньги можно было бы вдвоём на те же 16 дней съездить, например, в Таиланд, или на месяц в страну попроще (если грамотно использовать сайты kayak.com, booking.com и expedia.com, тогда турфирмы нафиг не нужны), но я не расстраиваюсь – опыт всё-таки интересный и уникальный. Тем более, что я теперь знаю, как получить практически то же самое, но на четверть или даже на треть дешевле…

Что интересно – на чешских и особенно на польских дорогах очень много мух и жуков. Лобовое стекло приходилось регулярно мыть тряпкой, даже дождь не помогал! А вот в Германии на автобанах их нет. То ли погода повлияла, то ли конструкция самих автобанов, то ли что-то ещё.

Уже приблизительно наметил 3 маршрута для следующих поездок:

1. По Франции с посещением разных регионов и остановками во многих городах. Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, и в ваших жилах тоже есть огонь, но! Умнице фортуне, ей-богу, не до вас, пока на белом свете есть Гасконь!

2. «Северный» – через Польшу на север Германии (возможно, с заездом в Амстердам), оттуда через Данию в Швецию. На пароме переплыть в Эстонию или Латвию, через Вильню вернуться в Минск. Сам удивляюсь, но в Вильне я ещё не был! Или можно в другую сторону, начать с Прибалтики, а вернуться через Германию и Польшу.

3. «Южный» – через Польшу и Чехию (возможно, Словакию) поехать в Австрию, оттуда в Италию. Рим очень хочу увидеть! Ещё можно при этом отдохнуть недельку на море в Хорватии, ну или на обратном пути – в Венгрии на Балатоне. До Испании добираться пока неохота – далеко и язык непонятный.

Об отелях
Все отели (кроме «Ольшанки» в Праге – её оплатил отец через белорусскую турфирму) я бронировал через booking.com. Всегда (кроме Лиона) выбирал такой вариант, когда деньги на счету не блокируются и можно отказаться за день до заселения безо всяких санкций. Все отели выбрал 3*, кроме Лионского Radisson Blu 4* – при бронировании и полной оплате не менее чем за 3 недели этот отель предлагал выгодный тариф, всего 116.25 EURO за ночь за 2-местный номер. Для 4* отеля, да не абы какого, а самого высокого в Европе – это дёшево! В остальных забронированных мною отелях номера стоили от 57 до 95 EURO за ночь. (Да, я знаю, можно было выбрать 2* и не стремиться в центры городов, и заплатить вдвое меньше. В следующей поездке обязательно учту.) (Однажды ради спортивного интереса смотрел цены в отелях Лас-Вегаса – блин, да там можно найти 5* дешевле 100 USD за ночь!!) Причём в польских и чешских отелях завтрак (типа «буфет», т.е. «Шведский стол») был включён в цену, а в бельгийском, немецком и французских – нет, за него хотели от 10 до 20 EURO с человека.

Самая крупная комната была в краковском отеле, более того, там было аж 3 кровати! Самая маленькая – в Брюгге, в ней едва поместилась 2-спальная кровать. (Ещё mental note на будущее – выбирать не Double, а Twin room, с 2-мя маленькими отдельными кроватями вместо одной большой в Double.) Не везде было достаточно полотенец, с учётом того, что 2 людям всё-таки нужно по 2 полотенца – большое и маленькое, плюс ещё одно положить на пол. Где-то было мыло и шампунь в отдельных маленьких упаковках, где-то – висящие на стенах ёмкости, какой-то закономерности я не выявил.

Лионский отель, естественно, был лучше остальных – всё-таки 4*! Ну так и условия оплаты другие, деньги списали с моего счёта заранее, если бы поездка вдруг сорвалась, я бы ничего не смог вернуть. Удобная кровать, вкусно пахнущие шампунь и гель-душ… Хотя, конечно, по сравнению с кувейтским 4* отелем Four Points, в котором мне однажды довелось пожить, лионский Radisson Blu и на 3* не тянет. Там, в Кувейте, в ванной комнате было 5 (пять) различных бутылочек – шампунь, кондиционер, гель-душ, лосьон для загара, лосьон для тела; зубная щётка и паста, бритва, щёточка для обуви, расчёска, шапочка для душа, мочалка, халат (правда, в лионском отеле халат тоже был, но лишь один) и тапочки. Это-то ладно, но свежевыжатые (!) соки на завтрак я помню до сих пор! Не знаю, может, в Radisson Blu их тоже предлагали – но за 20 EURO с носа даже проверять не хотелось.

Ладно, возвращаюсь в Европу. Многие недостатки лионского отеля окупил вид из окна. Пусть он был не на Старый город (за такие номера нужно платить немного больше), но всё равно здорово!

Во всех отелях был бесплатный WiFi (я специально подбирал) – где-то просто открытая сеть, но чаще нужно было на рецепции узнать логин и пароль.

О полиции
На многих форумах пугают, что когда въезжаешь из Польши или Чехии в Германию, можно нарваться на полицейских или таможенников, которые любят останавливать и досматривать машины с неместными номерами. У нас ни одного такого случая не было, хотя когда возвращались из Германии в Чехию, видели, как полицаи досматривали бусик, ехавший в противоположную сторону. Ещё однажды за нами несколько кварталов ехала машина немецких таможенников, но потом свернула по своим делам.

В принципе, мы ничего запрещённого не везли, скорость не превышали и другие правила не нарушали, все документы были в порядке, поэтому нам бояться было нечего. А если что вдруг – ну пообщался бы с полицейскими…

О сувенирах
Мы не собирались покупать много сувениров, предпочли больше снимать фото и видео. Но мама попросила в каждом посещённом городе покупать магнитики на холодильник – пришлось выполнять!

Это не совсем сувениры, а скорее игрушки, но тоже напишу. В Украине в начале 2010 года (в России – на год раньше) начала выходить серия «Автолегенды СССР», где представлены модели советских автомобилей в масштабе 1:43. Перед поездкой я выяснил, что в Чехии выходит похожая серия (к сожалению, в киосках Праги её найти не удалось), а во Франции – несколько разных. Прелесть этих серий в том, что ты покупаешь хорошо выполненные, качественные модели по ценам в несколько раз ниже, чем в специализированных магазинах. А ещё прилагается буклет с подробной информацией о машине. И сами машины интереснее – очень хотелось купить, без сомнения, культовые Renault 4, Peugeot 205, Citroen DS и Citroen 2CV. И мне это практически удалось! Ну да, купил менее известные модели (вроде Renault Fregate Grand Pavois), и таки довольно дорого (12 EURO – это втрое дороже, чем «Автолегенды СССР» в Украине), но всё равно, очень доволен!

Знакомые французы советовали по дороге из Парижа в Лион заехать в какую-нибудь деревню и купить местного вина, но времени и желания делать это не было. Поэтому несколько бутылок вина купили в гипермаркете Carrefour в Лионе – не самое дешёвое, от 5 EURO за бутылку. В Беларуси оно бы стоило минимум втрое дороже. Причём я подобрал вино, так сказать, местное – Côtes du Rhône.

Ещё купил себе два ящика… Ну как ящика? 2 упаковки из 10 бутылок по 0,25 л каждая… В общем, купил себе panache (панаше)! Это такой слабоалкогольный напиток, практически лимонад с небольшим добавлением пива (1% алкоголя). В отличие от жуткого российского пойла вроде «Балтика-вишнёвое» – напиток очень приятный, пьётся легко и здорово. Нигде, кроме Франции, я его не видел. Немецкий Radler – всё-таки покрепче.

Об ошибках
После поездки ясно, что я допустил несколько ошибок. Постараюсь не повторить их в следующих поездках.
  1. Слишком дорогие 3* отели. Вполне хватило бы и 2*. Да и WiFi мне нужен был лишь по работе, а в отпуске нужно отдыхать!
  2. Отели в центрах городов. В центры крупных городов вроде Парижа, Лиона или Мюнхена лучше на автомобиле вообще не соваться!! И из-за напряжённого движения, и проблем с парковкой (или чтобы за неё не платить так дорого). Т.е. лучше селиться в 2* отелях на окраинах городов, но с общественным транспортом рядом.
  3. Отсутствие навигатора. Ну то есть у нас был фуфловенький новегатор, но в Польше и Чехии мы ему дорогу показывали, а не наоборот, а в Германии, Бельгии и Франции он вообще даже и не пытался делать вид, что работает.
  4. Жёстко фиксированный маршрут. Наверное, не стоило бронировать отели на каждую ночь; нужно было попробовать просто заселяться в первый попавшийся/понравившийся отель. Больше спонтанности!
  5. Мало времени на поездку. Не съездили, например, на Mont-St-Michel или в Амстердам.
  6. Слишком длинные перегоны. Всё-таки 800 км за раз – это получается 10 часов, т.е. целый день за рулём! Перегоны должны быть не больше 400, в крайнем случае 500 км, чтобы, выезжая с утра, уже к обеду быть в пункте назначения и всю вторую половину дня гулять там пешком.
  7. Забыл учесть религиозные праздники.
  8. Не всегда брали с собой фотик. А потом жалели – как в случае с парадом ветеранов на Елисейских полях.
  9. Эту ошибку в ближайшие годы устранить вряд ли удастся: нужна более мощная и низкая машина, наших 75 л.с. для автобанов всё-таки мало. Да, просторная, но если ехать вдвоём, багаж поместится в любой автомобиль крупнее «Смарта»… Или другой вариант – кемпер, а внутри городов передвигаться на скутере!
  10. Слишком мало музыки взяли с собой. Записать побольше МР3 на флэшку я не догадался, а полтора десятка CD быстро надоели. Пришлось слушать радио.
  11. Это даже и не ошибка, моя Visa Classic срабатывала везде (кроме одной автоматической заправки), но по опыту предыдущих поездок во Францию знаю, что если бы карта была не только с магнитной полосой, а ещё и с чипом, сфера её применения была бы пошире – например, можно покупать билеты на поезд в автоматах на вокзале. С другой стороны, даже Visa Gold в Беларуси предлагается без чипа…

Больше фотографий – здесь, карта маршрута — здесь.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 19.12.10 01:39 # 1


Отжог!!!


Goblin
отправлено 19.12.10 17:44 # 31


Кому: Talan, #30

> ак что кто собирается в Париж, особенно не обольщайтесь.
>
> Ну в этом месте обычно ДЮ говорит, что для того, чтобы узреть настоящую вонищу, достаточно зайти в питерскую подворотню.

Как известно, своё говно не пахнет!!!


Goblin
отправлено 19.12.10 19:56 # 38


Кому: cdancer, #27

> И вот еще заметил: всего 24 комментария.
> Мда, не любит у нас м0лодежь "многа букв" читать.

Далеко не все темы вызывают массовый отклик.

Далеко не все интересующиеся данной темой бросаются комментировать.


Goblin
отправлено 19.12.10 20:22 # 42


Кому: Nin, #39

> Ценный совет от меня, бери на Нью Йорк(+Ниагарские, верно?) не неделю а 4!

[воет от злобной зависти]



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк