Ждёшь новых лекций Клима Жукова? Поддержи проект!
Источники:
- Ипатьевская летопись
Литература:
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII веков. М., 1982
- Толочко П.П. Киев и Киевская земля в период феодальной раздробленности XII—XIII вв. Киев, «Наукова думка», 1982
- Каргер М.К. Древний Киев : очерки по истории материальной культуры древнерусского города. – М.-Лг. : и-во АН СССР, 1958 г., т. 1; 1961 г., т. 2
- Древняя Русь. Город, замок, село./Серия: Археология СССР. М.: 1985
- Куза А.В. Древнерусские городища X–XIII вв. Свод археологических памятников / Ред. А. К. Зайцев. Российский гуманитарный научный фонд.. — М.: Христианское издательство, 1996
Д.Ю. Я вас категорически приветствую! Клим Александрович, добрый вечер.
Клим Жуков. Добрый.
Д.Ю. Про что мы продолжим наши изыскания про славян?
Клим Жуков. Уже не про славян, уже – про Русь. Заканчиваем мы раннее Средневековье формированием так называемой Киевской Руси. Почему «так называемой», потому что это термин историографии XIX века.
Д.Ю. «Киевская Русь»?
Клим Жуков. Да. Такого термина в средние века не было. Была – просто Русь. Но метрополией был Киев. Кто не знает, «метрополия», точный перевод с греческого – «мать городов», «мать-город». Поэтому когда летописец в уста князя Олега вложил слова «Этот город будет матерью городов русских», это точная калька с греческого «метрополис».
Д.Ю. А само слово «метро», про подземные дороги, это про что – тоже «мать»?
Клим Жуков. «Метро», это сокращение от «метрополитен».
Это, как говорят «отцовская земля» – Отчизна, так «метрополис» – Мать-город. Главный город, к которому окружающие веси села и города стекаются.
Д.Ю. Ключевое, «мать городов русских» – это «метрополия».
Клим Жуков. Метрополия, да.
Собственно, всегда у меня спрашивают, что я так вообще вожусь с этим ранним Средневековьем, со всеми этими какими-то князьями, с этими ярославами мудрыми, чуть раньше – святославами и владимирами, чуть позже – с Мономахом этим самым несчастным. Зачем это? Тысячу лет назад было, они все умерли давным-давно, это никому не интересно.
Д.Ю. Зачем ты с ними возишься?
Клим Жуков. В самом деле, зачем? А вожусь я с ними по одной простой причине – именно в это время формируется Древнее Русское государство. Ну если правильно говорить, Средневековое русское государство. В первом своем издании. Сформировавшись оно сформировало некую матрицу, которая потом существовала очень долго. Приблизительно, 300 лет после этого Русь существовала так, как это было заложено при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.
Но 300 лет – это совсем не срок для истории, прямо скажем. Для истории сроком являются тысячелетия. И я могу сказать, что те дела, которые творились в X-XI веке имеют очень долгое историческое эхо.
Потому что именно в это время (конкретно в XI веке) была законодательно закреплена система, которая привела впоследствии к феодальной раздробленности Руси, к консервации довольно примитивных форм феодализма, которые имели место у нас. (Когда я говорю консервация, я конечно говорю условно, по крайней мере, в некотором почти неизменном виде их оставление на данной территории.) Что привело, как отрицание данного явления в XV-XVI веках, к борьбе со старой аристократией, которая была законсервирована именно в те годы, о которых я говорю.
Отрицание старой аристократии, формирование нового дворянства, служивого дворянства, помещиков, которое происходило в XV-XVI веках, это именно борьба с тем, что нам оставил Ярослав Мудрый. А жизнедеятельность и формирование этих самых новых помещиков на всей истории российского государства. На очень многих дискурсах. В том числе и идеологических. И дискурс тех же самых декабристов например, он напрямую связан с дискурсом того служилого дворянства.
То есть, когда мы говорим о Ярославе Мудром, нужно понимать, что пусть не прямое, а опосредованное эхо его дел дожило, прошу прощения, до 1917 года. И когда мы говорим об истории 1917 года, нужно понимать, что началось все тогда – в XI веке. Поэтому, помня о том, что история это становление настоящего в прошлом – вот это ярчайшая тому иллюстрация.
Д.Ю. Действительно, как кричал известный персонаж в фильме «Гладиатор»: «Все, что мы делаем – отдается эхом в вечности».
Глубоко – на тысячу лет… Так-так и что же там было?
Клим Жуков. В первую очередь, нужно немного отодвинуться назад, повторить то пройденное, что мы проходили во время прошлых бесед, про Святослава Игоревича и Владимира Святославовича. Нужно чуть-чуть поговорить.
Просто напомним, что Святослав Игоревич это тот человек, который буквально закончил то, что началось при князе Олеге и князе Игоре – то есть собирание племен вокруг некоего центра. Он избавил Русь от хазарской угрозы, более того, видимо будучи человеком неуемной энергии, ходил на Болгарское царство. Даже думал туда перенести столицу – там теплее. Это ему не очень удалось.
Тем не менее, границы Руси он раздвинул от Балтийского моря до моря Черного. Основав там два анклавных княжества, два анклавных города – знаменитую Тмутаракань на Тамани и Белая Вежа, бывший хазарский город Саркел – на какое-то время он стал русским.
С другой стороны при нем убрали хазарскую угрозу и потом уже его сын, Владимир, тоже ходил на хазар победоносно, брал с них дань. То есть Хазарский каганат превратился в нечто неопасное, просто в соседа. Хотя просуществовал он благополучно в том или ином виде до XII века, но это уже был просто сосед, с которым просто можно жить. Из какой-то чудовищной угрозы, из этой тучи на границе русских земель, которая в любую секунду могла разразиться такой грозой, что потом икать будешь до третьего колена от страха – стала просто соседняя страна.
Надо вспомнить, что объединение племен, о котором мы говорим это то, о чем я упоминал в одной из прошлых бесед, в смысле источниковедческом, область крайней необъективности абсолютно объективных данных. То есть, мы имеем что – богатые данные археологии, которые накладываются на данные летописных источников (Повесть временных лет и Новгородской первой летописи), о которых мы также не раз говорили.
Как мы помним, там есть много названий племен: словене ильменские, древляне, поляне, вятичи, радимичи, северяне и так далее. Это реконструкция, как я уже говорил, сделанная Нестором. Мы точно не знаем, насколько она соотносится с реальностью и соотносится ли она с какой-либо реальностью вообще. Поэтому когда мы говорим, что вот в этом месте жили вятичи, потому что так сказал Нестор, это просто мы принимаем на веру его реконструкцию.
В частности – вятичи. Почему я о них заговорил. Это показательный пример, потому что это последнее племя, которое платило дань хазарам. Собственно, это последнее племя, которое из-под хазар вывел Святослав Игоревич, если верить сообщениям летописи. И это же племя, которое очень четко, казалось бы, соотносится с так называемой ромено-борщовской археологической культурой, которая очень характерна специфическими женскими украшениями в виде лопастных височных колец. Такие кольца – металлический кружочек с несколькими лопастями – подвешивались к очелью. Они впоследствии развились в очень красивые, времен Киевской Руси, височные кольца. Плюс были такие спиралевидные височные кольца женские, чем-то похожие на украшения кельтов эпохи Латена. То есть сильно более раннее время в совсем другом месте. Но, тем не менее, у людей две руки и фантазия примерно одинаково работает, поэтому вот в этом месте тоже делали такие вещи. А также, специфическая форма керамики.
Вот я сейчас все это сказал, и мы видим, что ромено-борщовская культура находится ровно там, куда Нестор поместил вятичей. То есть это Москва, Ока, вот эти самые места.
Д.Ю. Вятка, наверное.
Клим Жуков. Так вот, нельзя забывать, что ромено-борщовской культурой, опять же, если поверить географии Нестора Летописца, обладают еще и северяне. То есть так получается, что одна и та же практически культура или, по крайней мере, предельно родственная – у двух разных племен. Так может, это было одно племя? Но, в самом деле, сейчас мы не можем точно сказать.
То есть мы имеем объективные данные, но интерпретация их совершенно необъективна. Это очень интересно и об этом всегда нужно помнить, когда мы исследуем или просто читаем источники, литературу о данном периоде времени.
Кстати, очень интересным источником является хазарская переписка. Например, знаменитое письмо Иосифа, царя хазарского, который активно переписывался с иудейскими общинами, например в Иерусалиме, сохранилась, и оттуда вытекают очень интересные географические подробности.
Например, когда он перечисляет своему адресату племена, которые ему платят дань, а это еще IX век – времена, когда хазарам много кто платил дань. Там есть такое племя или народ, который по-иудейски звучит как «втнт», потому что там нет гласных букв. Обычно это считают – вятичи. Потому что описывали, что они живут на Итиле, то есть – на Волге. Ну да, может быть, почему нет. Вот Итиль, за Итилем живут эти самые втнт, скорее всего, это вятичи. Вот так он их обозвал. Если добавить там нужные буквы, получится – как надо, ну примерно. Понятно, что другой язык, искаженное название…
Но. Хазары рассматривали реку, как многие средневековые люди, не географически, а экономически. Поэтому их совершенно не интересовало, где на самом деле находятся истоки Волги. Их интересовало, куда по Волге можно доплыть, в первую очередь. Поэтому у них Волга смещалась далеко на восток в сторону Камы, они считали, что ее истоки там. Мы-то понимаем, что там ее притоки, а не истоки, но они считали, что она туда уходит, на восток. И когда Иосиф Хазарин говорит о каком-то племени, которое живет за истоками Волги и называет какое-то буквосочетание, понятно, что речь вообще не о вятичах, это скорее всего речь о каком-то тюркском народе, которое жило на востоке и которое платило им дань.
Вот это все тоже необходимо учитывать с одной стороны. С другой стороны – конечно это и составляет тот самый детектив, которым является История. Это все очень интересно раскапывать.
Умер, точнее, был убит Святослав Игоревич. У него было три сына – Ярополк, Олег и Владимир, которого братья звали просто – Рабитич, потому что он был сын рабы.
Д.Ю. Так...
Клим Жуков. И, естественно, будучи сыном рабы, он имел такие не очень веские основания для занятия папиного престола. Во-первых, он был не самым старшим, а, во-вторых, он был полукровка. Потому что эти-то были от свободных женщин (или свободной женщины) рождены, а этот – от рабыни Малуши.
Д.Ю. В те времена это было важно, да?
Клим Жуков. Безусловно. Особенно, когда речь шла о династических спорах, которые не замедлили воспоследовать. Олег поссорился с Ярополком. Ярополк его убил. Ну не то, чтобы он его убил, ему просто не повезло в сражении – его лошадь упала в ров и сверху упали другие убитые лошади, он задохнулся под тушами.
Ну а Владимир, видимо, прочитав, так сказать, умственным взором будущее, в этом будущем он увидел Повесть временных лет, узнал про призвание варягов и призвал варягов второй раз.
То есть, он из Скандинавии позвал, видимо, родственников, которые приехали и помогли ему занять престол. Сам он сидел в Новгороде, приехал в Киев, убил Ярополка, разумеется, и занял Киев.
Д.Ю. Ловко.
Клим Жуков. Кстати, это дает одно из оснований думать, что вся история Нестора Летописца с призванием варягов это – механическое перенесение реалий времен Владимира на более раннее время.
Д.Ю. Это, как ты говорил, раз тут так, то и здесь так. Цикличность.
Клим Жуков. С одной стороны. С другой стороны, может быть и другая интерпретация, почему Владимир просто не мог еще раз сделать, то, что делали до него. Тогда же неплохо получилось, так вот и у него неплохо получилось, судя по результатам.
Владимир, конечно, помимо того, что крестил Русь, был очень интересным человеком. И это не я придумываю, потому что при нем чеканится собственная монета, серебряная.
Д.Ю. Это серьезно, да?
Клим Жуков. Это очень серьезно, учитывая, что на Руси не было ни одного собственного серебряного рудника. То есть это была заявка на собственную отдельную легитимную власть, которая не имеет над собой боле никого. Причем, это довольно узкий момент в истории Руси, потому что буквально через некоторое время наступает очень длинный безмонетный период. Потому что если у Владимира еще монеты есть и при Ярославе монеты тоже ходят, то потом, уже при Ярославе начинают просто ходить гривны – это бруски серебра, которые рубили на две-три-четыре части, при необходимости. А вот тут у него да, была своя монета и это было очень круто.
Кроме того, Владимир ведет войну с Хазарией, ведет войну с Византией, собственно из Византии, как считается, ему досталась жена Анна, византийская принцесса. Но это, кстати говоря, тоже не факт. Это одна из возможных развязок, скажем так, которые имели место в том далеком прошлом.
И конечно борьба с местной аристократией, потому что Владимир снова вынужден ходить на вятичей, которые уже не платили дань хазарам, но при этом совершенно не хотели платить дань и Владимиру тоже.
Д.Ю. Оборзели.
Клим Жуков. Кстати, на вятичей ходили еще. В последний раз, в XII веке. Упоминая собственного их князя и более того, его наследника, видимо там у них с местной племенной аристократией было очень хорошо.
Вот, начинается настоящий расцвет этого государства с центром в Киеве. Это гигантская территория. По-настоящему гигантская территория, которая раскинулась стараниями Святослава и Владимира от самого Черного моря местами до Волги и до Балтийского моря и озера Ильмень. Которая обеспечивала что? Она вся была посажена на ленту пути Из варяг в греки. Мы это запомним и поговорим об этом чуть позже, потому что это в самом деле колоссально важно.
Тут же конечно мы видим и следы будущих проблем. Потому что не успел Святослав отдать богу душу усилиями стараниями византийцев и печенегов, как сыновья сразу занялись чем – самым любимым средневековым делом – стали резать друг друга за папин престол. Хотя казалось бы – единое вроде бы государство и вполне вменяемая система престолонаследия, потому что это всего лишь одна династия и всего лишь три сына еще. Это же на самом деле, очень мало. Из них довольно трудно не разобраться – этот старше, этот младше, этот совсем младше. Значит, старший садится на папин престол, а остальные – ему помогают. Но видишь, не сложилось.
Потому что на престол сел Владимир, который и прав-то на него не очень-то и имел, но зато имел силу.
Д.Ю. А это нормально вообще – резать друг друга? Чем они оправдывали? Вот они – одна кровь… Ну постольку поскольку режут всегда все и везде, насколько это было норма, не норма?
Клим Жуков. Мы не знаем об этом ровным счетом ничего. Потому что летописей нам об этом ровным счетом ничего не рассказал. А параллельные источники об этом упоминают скупо и конечно упоминают только имена князей, возможно, их ближайших подручных и результаты событий, все. Потому что для них было важно на самом деле зафиксировать свершения великих коллег своих, мол, вот они сделали такое, почему – сами разбирайтесь. А мы, повторюсь, имеем источник, который отстоит от этих событий на 200 лет.
И, я еще раз повторюсь, это все, о чем я говорю, имеет очень условную хронологию. Все датировки эти – условные. Грубо говоря, их придумал Нестор. Прямо скажем, они даже внутри одного текста, одного памятника – Повести временных лет, они постоянно друг с другом ссорятся эти даты.
Приведу простой пример. Вот – Ярослав Мудрый, известнейший человек, которого знают все, кто учился в школе. Спроси про древнерусских князей – вспомнят, конечно, немедленно Владимира Ясно Солнышко и Ярослава Мудрого.
Д.Ю. Плюс, Герасимов его слепил…
Клим Жуков. Герасимов много кого слепил, но да и его в том числе.
Так вот, мы не знаем, когда он родился. Хотя в летописи указана вполне вменяемая дата – 977 или 978 год, смотря по какому летоисчислению считать, по мартовскому или ультрамартовскому (т.е. когда там Новый год – в марте или сентябре считать). Вроде бы все в порядке, но если сличить эти данные с другими данными его жизни, получается, что некоторые свершения он свершал будучи еще младенцем.
И более того, если сличить все даты одновременно, получится, что он был то ли третьим, то ли четвертым сыном у своей мамы – Рогнеды Рогволодовны, княжны полоцкой, приехавшей из Скандинавии, из-за моря, и он умудрился то ли третьим, то ли четвертым ребенком родиться в тот самый год, когда Владимир взял ее в жены.
Вот ловкач!
Д.Ю. Интересно.
Клим Жуков. Что-то тут не так, с этой датой совершенно. До сих пор не умолкают споры, когда же он родился, приводится куча обоснований, но я, честно говоря, не склонен не то, чтобы не доверять этим выводам, я не склонен в этих спорах вообще участвовать. Потому что даже это время еще относится к спорной хронологии.
Но с Ярославом Мудром, именно с его деятельностью, связано начало настоящей, подлинной хронологии. Потому что именно при нем начинает создаваться летописный свод, древнейший летописный свод. Он так и называется в реконструкции Шахматова – Древнейшим. Именно тогда начинается погодная запись, то есть не что-то такое, что было раньше и что приходится вынимать из параллельных источников, из народных легенд, из семейных каких-то воспоминаний, а просто погодная запись – в этот год было то-то, в этот год – было се-то. То есть это уже объективная историография, которой мы обязаны деятельности Ярослава Мудрого.
Д.Ю. А Нестору было по барабану, лепил что хотел…
Клим Жуков. Нестору было не по барабану, Нестору досталась сложнейшая работа.
Д.Ю. Ну мог бы выписать в столбик…
Клим Жуков. Потому что историография, которую он получил – это Древнейшая летопись и Начальная летопись или, возможно, или Начальная летопись или Древнейшая летопись, мы не знаем как они попадали к Нестору, они уже точно грешили неточностями. И ему приходилось смотреть на них и думать, господи, да ка же из них хоть что-нибудь реконструировать. Ну, что сделал, то сделал.
Д.Ю. Все, что мог.
Клим Жуков. Все что мог. Извините, «не стреляйте в тапера – он играет как умеет».
Так вот. Тут наступил очень серьезный вопрос. Когда Владимир, который держал державу, прямо скажем, крепко, состарился, вдруг Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, сидя в Новгороде. Сказал папе – не буду, сам с усам.
Д.Ю. А папа?
Клим Жуков. А папа был к тому времени, видимо, уже очень старый, ему было в общем довольно все равно и он не стал ничего делать.
При этом Ярослав в Новгороде сидел очень крепко. Потому что если в последующие времена все князья жили вне Новгорода, их не пускали в Новгород, все они жили в Городище, которое мы теперь зовем Рюриковым, а Ярослав жил в Новгороде. И это место мы знаем, называется Ярославово Дворище (или Ярославо Дворище). Это прямо непосредственно в Новгороде. Там он был полновластным князем, хотя не полновластным, прошу прощения (полновластных князей тогда вообще не было), но серьезной величиной.
Д.Ю. В авторитете.
Клим Жуков. У Владимира и Рогнеды было четыре сына – Изяслав, Ярослав, Мстислав и Всеволод.
А кроме того, у него была другая жена – первая жена. Вдова Ярополка Святославовича, то есть его брата, которую он после смерти брата принял, взял в жены и у него был сын – Святополк. Причем, непонятно, это был его сын или сын Ярополка, которого он признал своим. (Запомним это имя – Святополк.)
Кроме того, у него еще была жена – Аделья, у которой были дети: Мстислав, который являлся князем в Тмутаракани далекой, на Тамани, Станислав Смоленский и Судислав Псковский. (Судислава тоже запомним, несчастный человек был, в самом деле…)
И от некой болгарыни, которую как раз некоторые склонны считать византийской принцессой Анной, у него было два сына – Борис Владимирович и Глеб Владимирович. (Эти имена тоже нужно запомнить.)
Д.Ю. Борисоглебск…
Клим Жуков. Борис и Глеб. Те самые.
Д.Ю. То есть слушай, не знал покоя…
Клим Жуков. Нужно понимать, что некоторые жены были одновременно.
Д.Ю. Я как раз об этом.
Клим Жуков. Молодец. Со всех сторон.
Д.Ю. Как говорил Джеки Чан: «Ты настоящий мужчина – у тебя повсюду дети», блин…
Клим Жуков. У него не повсюду, но много, много. Это еще не считая того, что по преданию у него было 800 наложниц.
Д.Ю. Крепок был.
Клим Жуков. Отец народов. Если от каждой хотя бы по три – это полк. Мог дружину держать только из своих детей.
Как помнишь, прекрасный фильм «Апокалипсис сегодня»: «– Здесь очень много детей полковника. – Если говорить честно, тут кроме детей полковника никого нет». Осталось только узнать, был ли он таким же красивым и лысым, как Марлон Брандо. Но это шутка.
Итак, крепко стал вопрос старшинства. Потому что самым старшим был сын первой жены – вдовы Ярополка Святославовича – Святополк, а все остальные были чуть-чуть младше. И вдруг выясняется – что Ярослав не хочет платить дань папе. И папа в 1015 году – ровно через год после такого прекрасного выступления – папа умер. И тут конечно же родственники бросились делить наследство, незамедлительно. Единственные приличные люди, которые сказали, что Святополк будет нам как отец – это были Борис и Глеб.
И тут у нас вступает в дело знаменитая летописная легенда – об убийстве Бориса и Глеба Святополком, которого назвали за это «Окаянным». Якобы он убил Бориса и Глеба и потом, в 1071 году, если не ошибаюсь, их причислили к лику святых.
Но тут опять же, в этой летописной истории есть некоторые нестыковки. При том, что все эти сволочи, которые там были и собрались себе отхватить кусочек у старшего брата, зачем ему убивать единственных двух людей, которые сказали, что он нам будет вместо отца.
Логика и простой здравый смысл говорят, что это было бы не слишком умно. Понятно, что в Средневековье все было немного не так, как сейчас. Но не настолько же!
Д.Ю. Должен быть практический смысл.
Клим Жуков. Какой-то практический смысл обязательно должен быть. Так вот, Ярослав-то не растерялся. Сидя в Новгороде, он сделал третье призвание варягов.
Д.Ю. Что-то этот норманнский вопрос разросся просто…
Клим Жуков. Этот норманнский вопрос совершенно их не волновал. Причем, мы знаем этих людей. Это был конунг Эймунд и некий, видимо ярл (потому что он использовался в качестве воеводы Ярославом) Якун, т.е. Hakun – слепой, участвовал в битвах в вышитой золотом повязке на глазах.
Д.Ю. Обалдеть.
Клим Жуков. Джигит был – тот еще, прямо скажем.
Правда, ту получилось не очень здорово, потому что эта дружина варягов, приехавшая в Новгород в 1014 году, ничего не делая от скуки принялась насиловать местных женщин. Прям вот так в летописи и написано.
Д.Ю. Ну сколько можно.
Клим Жуков. Ну ничего не делаем, тоска. Для солдата это невозможно вообще. Потому что если нет марша, солдат начинает разлагаться. Поэтому лучше маршировать, чем разлагаться. А Ярослав, будучи очень молодым человеком, не знал этого простого факта и допустил стратегический просчет.
Д.Ю. Вместо того, чтобы заставить их щипать одуванчики, например, пальцами или красить траву в зеленый цвет… Вот так вот и поимели…
Клим Жуков. А новгородцы обиделись и стали их потихоньку убивать, кого-нибудь насилует – его хватают за задницу и убивают естественно. Технология очень простая.
Но тут в 1015 году очень вовремя умер Владимир, и настало время воевать. Соответственно, Ярослав пошел войной на Святополка и разбил его под Любечем как раз в 1015 году. И вот видимо тогда, если судить именно из практического смысла, именно он убил Бориса и Глеба – единственных союзников Святополка, а потом уже задним числом приписал эту историю своему старшему брату.
Что, кстати, для всемирной историографии вовсе не редкость, достаточно вспомнить знаменитого горбатого урода Ричарда III, которого тоже превратили в какое-то чудовище в английской историографии. Потому что его убили в битве при Босворте в 1485 году и про него стало можно говорить все, что угодно – ему было уже все равно. Он там двух своих племянников убил, кстати, очень похоже – тоже двух, правда, братьев – Бориса и Глеба.
Д.Ю. Атас.
Клим Жуков. Это кстати не факт. Но есть серьезнейшие основания считать, что «Окаянным» Святополка сделал Ярослав, а не он сам себя сделал.
Разгром при Любече Святополка не укоротил, он сбежал в Польшу и призвал поляков. Это было первое призвание поляков на Русь. Король Болеслав Храбрый захватил Киев, выбил оттуда Ярослава. Ну и видимо оттого, что был еще совсем не старый человек, а был молод, совершил стратегическую ошибку – поставив войска на постой и не дав им внятного задания. Они начали насиловать киевских женщин. Чего киевляне тоже не выдержали.
Кстати, киевляне поступили с поляками гораздо хуже, чем новгородцы с варягами – они их вышвырнули просто из города. Болеслав вынужден был оттуда бежать, несмотря на то, что Храбрый. То есть он практически потерял войско в городе.
Д.Ю. То есть, а как – «хуже»? Если варягов – порезали…
Клим Жуков. Ну их не всех порезали, варяги потом выиграли войну для Владимира. Их начали потихоньку резать…
Д.Ю. Подрезать.
Клим Жуков. Подрезать. Да, кстати, несмотря на все эти художества то ли наемной, то ли по-родственному присланной дружины, новгородцы за Ярослава стояли до конца всегда. Они его очень любили.
Кстати, за помощь в войне со Святополком в 1015 года, Ярослав дал новгородцам первый письменный закон – «Русскую правду». Именно с этого начинается русское письменное законодательство, но об этом чуть позже.
Окончательно Святополк был разбит на реке Альте.
Д.Ю. Это где?
Клим Жуков. Это на юге. Потому что у Святополка с поляками не получилось, он привел печенегов. Печенежское призвание на Русь. В 1018 году Ярослав окончательно захватил Киев и в 1019 году разбил Святополка на реке Альте. После чего он был вынужден бежать в земли между Чехией и Ляхией. Там «умер, извергая смрад из живота своего», как написано в летописи. (Потому что летопись отстаивала точку зрения Ярослава, и Святополка Окаянного надо было выставить в совсем черном цвете.)
Д.Ю. То есть фактически издох.
Клим Жуков. Да.
Но был у Ярослава брат – Мстислав, по прозвищу Храбрый. Еще один «Храбрый», который правил Тмутараканью. Там с одной стороны были ясы и касоги, это аланские племена, с третьей стороны – более или менее недобитый Хазарский каганат, тут же рядом печенеги и там просто так выжить было невозможно. Там человек должен быть очень специфический, чтобы а) – выжить и б) – править.
Поэтому как военный, Мстислав был, видимо, сильнее Ярослава, потому что он Ярослава неоднократно бил и захватил Чернигов и весь противоположный берег Днепра. Причем, даже приглашенные варяги ничего не смогли сделать с Мстиславом.
Д.Ю. Опыт.
Клим Жуков. Слепой Якун потерпел поражение, вынужден был бежать, потеряв свою золоченую повязку с глаз.
Д.Ю. На ощупь…
Клим Жуков. Как Слепой Пью он был очень ловкий, видимо.
Д.Ю. Скрылся бегством на ощупь.
Клим Жуков. Причем, пешком ушел, видимо, от всадников.
Это было в 1024 году под Лиственом. И Ярослав пошел на мир с Мстиславом. Они заключили договор, что по эту сторону берега и Чернигов – за Мстиславом, а другая сторона Днепра и Киев – Ярославом. И Мстислав признал Ярослава старшим братом. С тех пор, кстати, пошло старшинство, что всегда впереди идет Великое Княжество киевское, а следом за ним – Княжество черниговское. Когда князья рассаживались по старшинству, всегда шел сверху Киев, а следом за ним – Чернигов. То есть Чернигов это была последняя ступень перед Великим княжением, ну пока, по крайней мере, все было в порядке. И вместе они идут воевать с поляками. Немедленно. Мстислав и Ярослав.
Кстати, поляков они побили очень, очень крепко. Правда, почему они их побили? Надо понимать, что в это время Киев – это было что-то вроде Лондона теперь. Потому что туда бежала вся сволочь, которая была, со всей Европы. Потому что в это время как раз умер король Болеслав Храбрый. Взошел на трон король Мешко II (Mieszko), а два его брата – Оттон и Безсприм – немедленно сбежали в Киев. Они решили короля Мешко немножко с трона подвинуть, ну как было принято между братьями в то время. И если старший уже взошел на трон, лучше бежать.
Ну и, собственно, Безприму помогли два брата – Мстислав и Ярослав. Взяли огромный польский полон, привели кучу людей обратно. И, собственно, это были первые славяне, которых расселили по реке Рось на постоянной основе – это были поляки.
Д.Ю. В целом, картина-то вырисовывается пострашнее, чем у Задорнова, так я тебе скажу.
Клим Жуков. Там все было очень, очень страшно.
Так вот, в 1034 году Мстислав внезапно погибает на охоте. Не знаю, сам ли он погиб на охоте или ему помог благодарный старший брат, но факт в том, что он совершенно внезапно умер.
Д.Ю. «Совпадение? Не думаю…»
Клим Жуков. Это видимо автор Начальной летописи писал: «Мстислав убишеся на охоте. Совпадение? Не думаю». И быстро все вымарал, испуганно оглядываясь…
Это конечно был большой подарок Ярославу, потому что с тех пор Чернигов и противоположный берег Днепра стали его. И он, таким образом, объединил под собой вообще почти всю Русь. Кроме Полоцка. Полоцк уже в это время, с начала XI века, не платил дань Киеву, будучи самостоятельным княжеством. Там правили, как потом это в летописи называлось, «рагволдовы внуцы», т.е. Рагволод – папа Рогнеды, на которой был женат Владимир. Изяслав, если не ошибаюсь, правил в Полоцке, сын Рогнеды.
Д.Ю. Сын Рогнеды – Изя.
Клим Жуков. Да. Изя Владимирович был внуком Рагволода. И в Полоцке надолго утверждается эта династия – «рагволдовы внуки». И в самом деле, Полоцк, хотя на некоторое время впоследствии он перешел под власть Руси, но потом отложился и существовал как отдельное самостоятельное княжество, пока его литовцы под себя не прибрали. Довыделывались, блин.
Да, не забудем – Ярослав удачно женился. Он взял в жены Ингигерду Олафовну (Ingegerd Olofsdotter) – дочь Олафа Шётконунга (Olof Skötkonung), шведского конунга.
Д.Ю. Это серьезный гражданин был, да.
Клим Жуков. Причем, к ней сватался Олаф Святой (Óláfr Digre), а Ярослав это дело выиграл, он взял ее сам. А Олаф Святой взял ее младшую сестру Астрид, таким образом, они стали свояками.
Д.Ю. А там же еще у Ярослава наш любимец Олаф Трюггвасон (Olav Tryggvason) был. Нет? Был, не был?
Клим Жуков. Во время известных событий в Норвегии сводный брат Олафа Святого – Харальд Хардрада (Harald Hardråde) вынужден был бежать в Киев.
Д.Ю. Это который сочинил стишок про Ярославну, что «я пол Византии вырезал, ах! не смотрит на меня!»…
Клим Жуков. Вспомним: там жили два беглых поляка, тут же образовался сводный брат свояка – Харальд и примерно в это же время туда прибегает, аж из Англии! Эдуард Изгнанник (Edward the Exile) – сын Эдмунда Железнобокого (Edmund Ironside). Наследник престола. А он не мог на него просто так сесть, потому что там крепко утвердилась династия Годвинсон (Godƿinson), которые очень не хотели его видеть в качестве возможного претендента на престол и он сбежал очень далеко – в Киев. Где женился на Агате Киевской и собственно три ребенка Эдуарда Изгнанника – наполовину русские.
Д.Ю. Атас. Всем, кто не знает Железный Бок (самый известный был Бьорн Железный Бок, т.е. медведь) по-английски – Ironside. И известный актер Майкл Айронсайд – тоже Железнобокий.
Клим Жуков. Он Айронсайд не поэтому совсем. Айронсайд – это видимо потомок Железнобоких, Кромвеля. Они тоже назывались Айронсайд. Кавалерия Кромвеля назывались тоже Железнобокие – Ironside.
Д.Ю. Но имя, все равно – хорошее.
Клим Жуков. Имя отличное! Железнобокие. Тоже нравится.
Д.Ю. А Харальд, что характерно, он же потом к себе уехал…
Клим Жуков. На самом деле, для исторического романа, а еще лучше для какого-нибудь сериала, это потрясающий сюжет – когда все эти люди приезжают к Ярославу, а потом они все уезжают в последний путь.
Потому что и Эдуард Изгнанник в 1056 году отправился отвоевывать свой отцовский престол в Англии и не вернулся, и Харальд Хардрада отправился, правда, не отвоевывать, а немножко завоевывать.
Д.Ю. Там с одной стороны напрыгнул Вильгельм Завоеватель.
Клим Жуков. Он напрыгнул чуть позже.
Д.Ю. А этот – сверху напрыгнул на Англию. Но его нечаянно убили.
Клим Жуков. Он погиб в сражении при Стэмфорд-Бридже в 1066 году и чуть позже погиб его победитель – Гарольд Годвинсон.
Д.Ю. Какая кликуха была – Харальд Хардрада.
Клим Жуков. «Суровый правитель» значит.
Когда смотришь на все это в общем контексте, понимаешь, что все это происходило одновременно, честно говоря, немножко голова от этого едет. Потому что это потрясающе интересно и потрясающе взаимосвязано, насколько эти люди были связаны друг с другом.
В 1043 году прибывает в Киев посольство из Франции.
Д.Ю. Хотя казалось бы, где Франция и где Киев.
Клим Жуков. В Киев прибывает посольство из Франции и Анна Ярославовна становится женой короля Генриха. Таким образом, мы видим, что Ярослав был абсолютно встроен в общеевропейскую политику вообще. Он идет воевать с византийцами вместе со своими друзьями Харальдом Хардрадой и прочими прибывшими в гости родственниками.
Д.Ю. Известными гражданами.
Клим Жуков. Войну блестяще выигрывает, это 1043 год. Причем, как говорит летопись, поводом стало убийство одного русского в Константинополе, т.е. просто вписались за убийство одного человека.
Д.Ю. Вы что себе позволяете?
Клим Жуков. Да, в конце концов. Это же не сейчас как у нас можно – взять и какого-то оружейного барона заточить на десять лет в тюрьму и никто слова не скажет. А тогда вот так вот – одного убили и тут же приехала целая армия, разбираться, в чем собственно дело.
Война блестяще выиграна и видимо тогда, при императоре Константине Мономахе, за одного из сыновей Ярослава, за Всеволода, выдают дочь этого византийского императора. И сыном Всеволода и Мономахини становится знаменитый Владимир Мономах.
«Мономах», кто не знает, это значит – единоборец, по-гречески.
То есть к западноевропейской и центральноевропейской политике подключается, таким образом, еще и Византия. Мы видим, как от самой Скандинавии до самой Византии протянулось эта самая держава. Это конечно самый высший расцвет Киевского государства – это именно Ярослав Мудрый.
В это время у нас собственный первый русский митрополит на киевской митрополии – знаменитый митрополит Илларион. Которого причислили даже к лику святых в результате. Автор великолепного литературного произведения «Слово о законе и благодати».
Д.Ю. Даже не слышал.
Клим Жуков. Это на самом деле то, что нужно изучать, как минимум в школе. Причем, ни в коем случае, не в начальных классах. Вот у нас в шестом классе изучают «Слово о полку Игореве», чем навсегда убивают детям любовь к русской литературе. Ну, потому что академики не могут разобраться, о чем это вообще – «Слово о полку Игореве», но в шестом классе, естественно, все всем понятно.
Но классе в 10-11, эти произведения, «Слово о законе и благодати» на примерах, их нужно обязательно изучать. Потому что мало того, что это просто великолепным языком, это просто красиво читать, по-настоящему (произведения все очень маленькие, естественно), так еще и на этом примере можно разобрать вообще все литературные, полемические и риторические приемы, которые существовали в это время.
Д.Ю. С ума сойти. Надо ознакомиться.
Клим Жуков. «Моление Даниила Заточника» где-то в это же время пишется.
Это на самом деле великолепная эпоха, если можно говорить о «рюриковническом ренессансе», то это конечно при Ярославе Мудром было. Потому что в это время, строится каменная София Киевская, расписывать ее мастеров выписывают непосредственно из Константинополя.
Д.Ю. Богато.
Клим Жуков. А когда в Новгороде сгорела деревянная София, строят в Новгороде каменную Софию.
Д.Ю. Тоже не бедствуют, видимо.
Клим Жуков. Как раз это стало одним из маркеров благосостояния Русского государства – это каменное храмовое строительство. Как только начинают строить каменные храмы, и тем более, соборы, т.е. это сооружение предельной капитальности и размера, значит с экономикой все в полном порядке. Потому что есть избыточный продукт, который можно потратить на абсолютно бесполезное с хозяйственной точки зрения здание, чисто статусное и идеологически, так сказать, выдержанное. То есть – на собор.
Как только каменное строительство прекращается, значит с экономикой все плохо. Это один из ярчайших маркеров.
Д.Ю. Да. А вот во Франции, там с экономикой было сильно лучше, так я вам доложу. Там кругом какого-то чудовищного размера соборы, и все каменные.
Клим Жуков. Во-первых, у них там камня много. У нас-то с камнем все было очень нехорошо.
Д.Ю. А у нас из чего они, из кирпичей? Кирпич?
Клим Жуков. Известняк, кирпич. У нас просто негде было добыть в товарном количестве, камня. Ну и к тому же это все было очень дорого.
Д.Ю. Еще бы.
Клим Жуков. Так вот, умирает в 1054 году Ярослав Мудрый. У него детей было кончено поменьше, чем у Владимира, но все равно порядком. У него, если не ошибаюсь, было 11 сыновей и то ли 10 то ли 13 дочерей.
Д.Ю. Плодовит был.
Клим Жуков. Тоже любил это дело.
Вместе с Киевской митрополией основывается Киево-Печерская лавра, именно там создается первая летопись. В 30-40-ые годы XI века. И вот именно с этого времени мы можем говорить о более или менее точных датах.
Вот смотри.
Первый сын Ярослава Мудрого, возможно им был некий Илья. От непонятно какой женщины. Потому что когда Болеслав победил его под Киевом и забрал Киев себе он жену и сына увез в Польшу и больше мы о нем не знаем ничего: ни когда он точно родился, ни когда он умер, ни от кого родился и даже был ли он, мы точно не знаем. Ну, гипотетический Илья.
А вот позже – Владимир, князь Новгородский, Изяслав, он же Дмитрий, Святослав, князь Черниговский, Всеволод (как раз муж Мономахини), Вячеслав, князь Смоленский, Игорь, князь Волынский. Вот это уже люди, родившиеся а нормальное время, то есть 1020 год, 1025 год, 1027 год, 1030 год, 1033 год, 1036 год – этим датам уже можно доверять.
Пережил Ярослава и его братьев только один человек Судислав Псковский. Пережил он его в тюрьме. Потому что в свое время, когда умер Мстислав, Ярослав так подумал и решил, что еще одного брата мне точно не надо. И он своего последнего брата Судислава Псковского заточил в поруб.
Д.Ю. За что?
Клим Жуков. Чтобы он не выдвигал претензии на какой-нибудь престол.
Д.Ю. А причина-то, какая была? По какой статье заехал?
Клим Жуков. По статье «близкий родственник». Самая хреновая статья, которую можно было придумать в раннем Средневековье, да и не только в раннем…
Д.Ю. А «поруб» это что значит? Раньше ведь в монастырях сидели, нет?
Клим Жуков. Поруб – это очень специфическая славянская система заточения. Человека сажали на какое-то место и вокруг выстраивали избу без дверей.
Д.Ю. А как кормили?
Клим Жуков. Через окошко.
Д.Ю. А он подкоп мог сделать?
Клим Жуков. Мог попытаться. Из порубов, известное дело, иногда бежали. Но это было очень не просто.
Д.Ю. Я думаю, что это было немного не так. Я думаю, сначала строили половину избушки, пол же должен быть…
Клим Жуков. Закидывали его туда и достраивали.
Д.Ю. Интересно. Он, наверное, голый там сидел, т.е. без ничего там вообще. А поскольку срубы ставили без единого гвоздя, то ты там царапай, грызи, ничего не получится. Только если с воли фомку передадут.
Клим Жуков. Ну или разовьешь энергию «ки» и ударом железной ладони вышибешь какой-нибудь венец из сруба.
Д.Ю. Так тоже бывало…
Клим Жуков. Вот собственно такие милые семейные отношения.
Собственно, Ярослав Мудрый первым поделил страну официально на уделы. И рассадил своих сыновей по старшинству в уделах. И он же задал лествичное право.
Д.Ю. «Каждый взял себе надел, кур завёл и в нём сидел, Охраняя свой удел не у дел».
Клим Жуков. В отличие от прямого наследования, когда от отца к старшему сыну передается какое-то наследство. Ну, например, престол. Тут престол передается – от старшего брата к младшему и только когда все братья закончатся по следующему кругу – начинаются сыновья старшего. И вот они были расселены по пяти основным княжествам. Ну не считая мелких.
Д.Ю. Удельным княжествам.
Клим Жуков. Удельным княжествам, так точно. От Ростова (был самый младший), Новгород… сейчас не вспомню, но факт что – Чернигов и Киев.
Конечно, сейчас бы сказали, что «Ярослав заложил атомную бомбу под будущее Киевской Руси»…
Д.Ю. Это очевидно.
Клим Жуков. Но исходя из ранее изложенного, было понятно, что он не бомбу заложил, а сохранил немало жизней и собственных родственников. Потому что как только старший сын после смерти отца попытался бы куда-то сесть, его бы удавили дядья, которые умнее, опытнее, сильнее и немедленно все вместе подружились бы.
Поэтому, чтобы их просто не удавили, он и составил систему, по которой, просто по закону, наследует старший брат. Это была великая мудрость конечно. Это было не его изобретение, это обычная система наследования в родоплеменных обществах.
Д.Ю. Майорат это оно не оно?
Клим Жуков. Майорат это совершенно другое, как раз к нему я сейчас и собираюсь перейти.
Именно в это время у нас складывается довольно специфический ранний феодализм на Руси. Если в Европе феодализм оформлен именно так, как он был оформлен, с майоратом, то есть, основной домен не дробился никогда и полностью передавался старшему сыну от отца. Просто если он будет дробиться, то скоро от этого домена не останется ничего. Отчего благосостояние рода будет подорвано, а значит и боеготовность этого рода в перспективе тоже будет подорвана. Поэтому в Европе четко соблюдалось право майората.
У нас майорат смогли оформить окончательно только к Петру I. Попытки были и раньше, но окончательно смогли его оформить только тогда, настолько были сильны родоплеменные пережитки.
Но это только элемент надстройки – майорат. То есть это то, как оформлена законодательно надстроечная структура. При этом базис и у нас и у них был феодальный. Просто у них сильно более развитый – просто появился раньше.
В Европе сложилась ленная система, ну или система бенефициев, когда сеньор – не важно, это был король, чуть ниже – герцог, чуть ниже – граф, выдавал своим подчиненным кусочки земли. На которых они могли построить замок или просто дом или просто жить, не важно – в конце концов, там жило податное население, которое их снаряжало, кормило, помогало строить какие-то укрепленные или неукрепленные постройки, короче, полностью обеспечивало сеньора низшего уровня. Например – просто рыцаря, гарантируя таким образом его боеспособность. То есть он будет накормлен, его лошадь будет накормлена, его боевые слуги будут накормлены, у всех будут боевые доспехи, они все по первому зову (теоретически) поедут воевать.
Понятно, что эта система условного владения землей. То есть ты не владеешь этой землей – владеет твой сеньор, но ты пока служишь, пока твой род служит, ты имеешь право ей распоряжаться. Соответственно распоряжаться своими крепостными, говоря по-французски – сервами.
У нас такого не складывается. У нас складывается система подчинения на основе личной преданности по родовым отношениям. То есть династия всего одна – на всю Русь. У нас все поголовно потомки Рюрика, ну а если быть до конца точным – потомки Игоря. Потому что Игорь Рюрикович, мы не знаем, Рюрикович ли он. Олег просто показал какого-то младенца, приехав в Киев и сказал – это сын Рюрика, кто-то против? Никто больше не против, так, этих двух убили – Аскольда и Дира, так, это – сын Рюрика. Поэтому конечно правильнее было бы говорить «династия Игоревичей», но так не принято. Принято – Рюриковичи говорить.
Династия, она конечно наложилась на местную родоплеменную аристократию. И более того, именно местная родоплеменная аристократия составляла основное большинство местного, более низкого в системе субординации звания, бояр. Все-таки удельных местных князей почти всех передавили. Где-то в начале XII века. А бояре остались, ну потому что нужно же было, в конце концов, этой землей управлять. Конечно привезли с собой на Русь и скандинавских и князей и бояр. Тот же Рогволд князь Полоцкий. На основании чего по закону Полоцк считал себя независимым, потому что им правил не Рюрикович, а Рогволд – совсем другой человек.
Так вот. Все, тем не менее, подчинялись друг другу по семейственным связям. То есть, старший брат, у старшего брата – младший брат. Естественно младший брат должен теоретически подчиняться старшему брату. Они раздают кормление своим дружинникам, совсем грубо говоря – рыцарям. Кормление не в позднем смысле, что ему выдают какую-то должность, с которой он кормится, а он его физически кормит. Он живет в его тереме или при его тереме, и он там кормится. Он же выдает ему доспехи, кольчугу, меч, коня из некоторых своих запасов. Просто потому, что это самый богатый человек на данной территории – это князь. Или территория поменьше – боярин.
Если провести прямую аналогию с Европой, это будет у нас рыцарь-министериал. То есть дружинник – это рыцарь-министериал. Министериал – это вообще изначально слуга при замке. Если у тебя есть куча рыцарей, они все раскиданы на определенной территории, в общем, не у тебя они живут, то пока их соберешь, пока они приедут, часть заболеет обязательно, кто-то заблудится по дороге. А эти-то – все с собой, то есть им просто можно раздать доспехи и поехать воевать для решения какой-то узколокальной задачи.
Д.Ю. Дежурная часть.
Клим Жуков. Так точно, дежурная часть. И поэтому сначала это были просто слуги, но потом постепенно они сравнялись в достоинстве с нормальными рыцарями. Поэтому, чтобы было понятно, ближайшая аналогия в Европе – это рыцарь-министериал. Это наш дружинник.
При этом, уже при Владимире возможно и точно при Ярославе начинают раздавать земли. Своим дружинникам и боярам. Землю раздавали естественно с податным населением, т.е. – смердами. Смерд – это низший из лично свободных, но вообще зависимых людей. Это то самое податное население, которое потом стало называться крестьянами. Изначально называлось – смерд.
К земле они конечно не были прикреплены, элементарно – потому что у нас очень много земли и очень мало населения. Если бы какой-то смерд захотел куда-то убежать, его было удержать почти невозможно. Но, тем не менее, жили они общинами, вервями так называемыми. Это термин, известный, в том числе, и из «Русской правды», о которой мы сейчас будем говорить.
Так вот, существовало несколько типов зависимых людей, это смерд – крестьянин, лично свободный при этом. Зависим, он был в первую очередь от князя. Когда случилось восстание волхвов, в Новгороде (это было одно из последних выступлений язычников против насаждения христианства), волхвы сказали, что только перед князем держать будем.
Д.Ю. А вы – никто.
Клим Жуков. То есть, мы – люди князя, а вы-то почему тут собираетесь нас судить и тем более, с нами что-то нехорошее делать?
Д.Ю. Не по понятиям.
Клим Жуков. Но это не возымело никакого эффекта, потому что их перебили. Ну а что они, собственно…
Д.Ю. Не поспоришь.
Клим Жуков. Вон, пойди подойди к какому-нибудь сержанту ОМОНа во время разгона демонстрации и скажи – «Требую адвоката!»
Д.Ю. Сатанинский хохот раздался в ответ…
Клим Жуков. Тут же тебе дадут дубинкой между ушей и пойдешь требовать адвоката. А тогда вместо дубинки использовалось меч или топор, как правило. Какие у нас нынче времена мягкие…
Д.Ю. Не сравнить, смягчение нравов…
Клим Жуков. Кроме того, существовали просто рабы. Это были – холопы, обельные холопы, закупы и рядовичи. Холоп, обельный – раб полный, как правило, происходили из потомственных рабов или из осужденных преступников, закуп – это человек, попавший в рабство за долги. Считалось, что он может отработав выкупиться, но у боярства это был один из источников поступления рабов. Потому что боярство в основном, кроме войны, занималось ростовщичеством, особенно в Великом Новгороде. Главные ростовщики и сволочи это были бояре. Торговая республика, что поделать – земля там очень суровая, земледелием заниматься не очень выгодно, откуда-то нужно получать гешефт. Например – вот так.
Д.Ю. Тут немедленно вспоминается наша любимая поговорка – «царь хороший, бояре сволочи». Уже тогда была правдивой.
Клим Жуков. Причем, она была совершенно правдивой, потому что бояре, периодически когда вчитываешься в некоторые тексты, понимаешь, что вот эта краса и узорочье земли русской, это такая была краса и узорочье… неоднозначная, прямо скажем. Ну просто потому что ростовщичеством напрямую было запрещено заниматься по церковному уложению. А они – занимались…
Д.Ю. Ну а что, кому-то нельзя, а кому-то и можно…
Клим Жуков. Соответственно, рядович – тот, кто договорился, то есть по «ряду» попал в зависимость. Вот это как раз была временная зависимость. Потому что если у тебя ряд ограничивается, к примеру, пятью годами, то будешь пять лет в зависимом состоянии. Причем, ты мог явиться на работы со своим инвентарем, это был твой личный инвентарь, пожалуйста, работай. Не инвентаря – тебе его выдадут. Ну как договоришься. Словом, это – ряд.
И челядь – рабы, попавшие в плен. Свободные люди просто назвались людьми или людинами. В Новгороде обычно их называли или русинами или словенами.
Дальше следовали чины княжеской или боярской администрации. Это тиуны – сборщики налогов, судьи. Огнищане, мечники, ябедники и собственно гридни – то есть дружинники. Ну а дальше уже шла старшая дружина, то есть бояре.
Д.Ю. А ябедник что делал?
Клим Жуков. Ябедник занимался налогами в том числе, «ябедами». Словом, некий судебный чин. На самом деле тогда все было связано с выяснением конфликтов и сбором налогов. И выяснением конфликтов, возникших при сборе налогов.
И вот все это была записано в первый раз письменно в «Правде Ярослава», она же более известна, как «Русская правда». Кстати очень меткое название, которое теперь механически применяется на все варварские «правды» в русскоязычной историографии, потому что мы знаем Салическую правду, Рипуарскую правду, Баварскую правду и так далее. На самом деле они все назвались lex Salica – закон салический. Но мы вот так – у нас есть Русская правда и у них тоже пускай будет.
Очень интересно ее читать. Сохранилось две редакции – краткая и пространная. В краткой – содержится 43 статьи, в пространной – 121 статья, описывающие уголовное право, финансовые взаимоотношения, правила наследования и так далее.
Очень интересно читать как обычно про уголовное право, потому что сразу видно, что когда говорят, что у нас не было какого-то имущественного расслоения, было нехорошо с феодализмом, я говорю, конечно, он был неразвит. Если до сих пор значительную часть работ производят рабы, то понятно, что с феодализмом тут все не очень просто. Но, тем не менее, когда мы говорим о рядовичах, челядинах, холопах всех состояний и закупах, а также смердах – лично свободных крестьянах, вот за убийство их всех полагалась одна и та же вира – 5 гривен. То есть их жизнь стоила ровно одинаково.
Д.Ю. Она так и называлась «вира»?
Клим Жуков. Да так и написано.
Д.Ю. Скандинавское слово.
Клим Жуков. Да у нас много довольно скандинавских слов, которые как раз связан с вопросами управления и мореходства, а у них, соответственно, связанных с торговлей наших слов довольно много.
Понятно, что Русская правда перешла и в Киев и потом ее пространную редакцию составляли не при Ярославе, а при Ярославичах, ее можно назвать Правда Ярославичей, просто понятно, что оригинал до нас не дошел. Более того, считается, что краткая Правда это вообще реконструкция XV века, сделанная на основе полной редакции, чтобы понять, что именно дал Ярослав новгородцам. Возможно и так возможно и не так.
За убийство свободного человека полагается 40 гривен, а смерда и всех рабов – 5, они стоят одинаково. Если ты угнал коня, но его удалось вернуть, скажем – сел на коня без спроса, штраф был – 3 гривны. Почти столько же, сколько за убийство раба или смерда. Ударить свободного человека мечом, не насмерть, как сказано – удар рукоятью меча, за обиду полагалось 12 гривен. Это больше чем в два раза, если просто убить раба или смерда. Значит, уже в это время с имущественным расслоением был полный порядок.
И поэтому мы можем говорить, что именно в это время у нас устанавливается ранние феодальные отношения, просто элементарно на основании такого чудовищного имущественного расслоения, что жизнь одного и другого оценивается с разницей в 8 раз (5 гривен и 40 гривен). Я уж не говорю о том, если убить дружинника, там штраф – 80 гривен.
Но, тем не менее, это письменная Правда, письменный закон. Закон конечно у нас был и до этого, разумеется, об этом прямо написано в договорах Руси с Византией еще 911 года, после похода Олега. Где записаны отношения греков и русов, которые приезжают в Грецию торговать, что нельзя никого убивать против русского закона. То есть закон был. Но это было обычное право, которое сохранялось в изустной традиции, которое, как в Скандинавии было принято, знали законоговорители.
А тут уже не нужны были законоговорители, все было записано. Это был конечно колоссальный прогресс. И что очень показательно, в Русской правде, записано, как раз в той части, которая была дарована новгородцам, что русин и славянин уравниваются в правах. То есть рус и славянин, даже при Ярославле, это были разные люди. И видимо в Новгороде, скорее всего у них права были не совсем одинаковые, у русов они, видимо, были несколько более равные, чем у славян.
Д.Ю. Что говорят норманисты об этом?
Клим Жуков. Норманисты говорят то же самое, что и я говорю – посмотрите, почитайте. Правда, антинорманисты вполне уверенно и серьезно возражают, конечно, так при Ярославе и было, он же варягов призвал, а призвали ли их славяне в IX веке, мы не знаем. Может это трансляция опыта Владимира и Ярослава, которые точно призывали варягов.
Возможно, так и есть, возможно. Мы ничего точно не знаем. Я опять же, второй раз озвучу контраргумент, что и Владимир и Ярослав, возможно, поступали так, как поступали их совсем недавние предшественники – успешно призывали варягов. Правда, Владимир призвал их в третий и последний раз. Больше мы их услугами не пользовались.
Хотя охотно пользовались византийцы, до начала XIII века. Потому что варяжская гвардия набиралась из англичан и скандинавов и в 1204 году варяжская гвардия, это были последние, кто оборонял Константинополь от крестоносцев.
Д.Ю. Молодцы.
Клим Жуков. Хоть и за деньги воевали, но хотя бы воевали по-настоящему. Бог его знает, может темперамент такой.
Так вот, Ярослав свою блестящую карьеру, правил он долго, больше 30 лет, правда, мы не знаем, когда он родился, мы не знаем, сколько ему было лет. Считается, что то ли 75, то ли 76, то ли 78 – прожил, в самом деле, долго. Антропологи, исследовав останки (после чего Герасимов их блестяще реконструировал), тоже разошлись во мнениях, потому что некоторые говорят, что это останки мужчину старше 50 лет, другие говорят, что это останки мужчины старше 60. В любом случае, по средневековым меркам это очень серьезный возраст.
Конечно, Ярослав определенным образом все-таки атомную бомбочку небольшую под свое прекрасное государство заложил. Хотя конечно это было абсолютно неизбежно. Потому что к концу XI века его потомки успели передраться друг с другом так крепко, что в 1097 году, уже внук Ярослава – Владимир Мономах, инициировал съезд князей в Любече, где князья были вынуждены договариваться о том, что каждый держит свою отчину. То есть, сформировалось несколько княжеских династий, каждая из которых правила в своем большом княжестве. Например, в Черниговском или Новгородском (в то время в Новгороде еще правили князья), кто-то – в Переяславском.
И там есть много маленьких удельных городков. Внутри этого княжества действует лествичная система. Каждый род держит свою отчину. По крайней мере, прекратилась междоусобица бесконечная. Но при этом, отсюда оставался ровно один шаг до развала страны. Держалась она ровно по двум причинам. Первая, это выгода экономического сосуществования, потому что вся эта территория до сих пор сидела на пути Из варяг в греки, пока шел непрерывный поток товаров туда и обратно, было выгодно находиться вместе и держать его вместе. Потому что после того, как Ярослав разбил печенегов, свято место пусто не бывает – пришли половцы.
Часть печенегов и торков, берендеев, языческого населения степи откочевало на территорию современной Украины, где их стали называть «свои поганые», потому что они вступили в вассальную зависимость от киевских князей, то есть – свои язычники. И они, в самом деле, выступали союзниками киевских князей до самого XIII века, до прихода монгол. Когда кто-то убежал в Венгрию, кто-то ассимилировался собственно с монголами.
На их место пришли половцы и половцам нужно было противостоять всем вместе. Потому что в то время это была очень страшная угроза. Половцы доходили очень глубоко на Русь с постоянными набегами.
Но половцев довольно быстро включили в орбиту цивилизованной политики, за них стали выдавать своих дочерей, за ханов, у ханов стали брать дочерей к себе ну и конечно периодически били их по голове, так что они вели себя прилично, в конце концов, в цивилизованном обществе.
Д.Ю. И перенимали половецкие пляски.
Клим Жуков. Так вот, если с половцами справились более или менее военной силой и дипломатией, то удержать великий путь Из варяг в греки не смогли бы по независящим от нас объективным причинам.
Почему он был так важен? Потому что это был один, уже давно функционирующий, хорошо разведанный и самое главное функционирующий четко. Путь, связывающий Запад и Восток. Он был конечно не монопольным, но почти монопольным.
Что случается в конце XI века? Первый крестовый поход. Когда образуется так называемая Латинская империя в Святой земле. Таким образом Италия получает непосредственного контрагента сразу на Востоке, причем, по самому короткому пути – через Средиземное море.
И путь Из варяг в греки стремительно хиреет. Конечно товары по нему идут. Они не прекращали ходить никогда, все Средневековье по нему ходили. Поток сокращается, и содержать его всем вместе становится просто не выгодно.
И тогда в 1136 году в летописи появляется по-настоящему страшная запись, очень лаконичная и по-настоящему страшная запись, летописец записал: «И разодрася земля Русская». То есть усобица началась такая за великое княжение, понятно, что претендовать на него по праву не мог никто, но всем хотелось, конечно, потому что Киев был самый богатый и самый большой город, что уже о единой стране с этого момента говорить нельзя.
Именно в это время Новгород отказывается общаться вообще с этим людьми. Потому что Новгород – это Северо-Западные торговые ворота Руси, если вы хотите общаться с Балтикой, извольте занести процент. Именно в это время новгородцы сгоняют князей от себя, и князь приходит только как приглашенная военная сила на время, поправить.
И начинается страшная усобица, которая закончится только, по большому счету, в XIV веке. Ну и конечно снизит свой накал в 1237 году, после прихода монголов.
Но об этом нужно говорить отдельно.
Д.Ю. Мощно, что я могу сказать. Вот, «Игра престолов», добавьте драконов…
Клим Жуков. Можно и не добавлять.
Д.Ю. Спасибо, Клим Александрович.
Клим Жуков. Дмитрий Юрьевич, всегда рад.