Открытое письмо Д. А. Гранину

26.10.16 00:36 | Баир Иринчеев | 227 комментариев » »

История

Уважаемый Даниил Александрович!

Я являюсь искренним и многолетним почитателем вашего творчества. Вы вызываете уважение не только как патриарх отечественной литературы, но и как фронтовик, защищавший независимость нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Ваше слово по праву имеет огромный вес в любых дискуссиях по социально значимым вопросам. Именно это обстоятельство побудило меня написать данное письмо. Как исследователь, который пятнадцать лет занимается изучением советско-финских отношений 1930-1940-х годов, уверяю Вас, что Вы были введены в заблуждение относительно намерений главнокомандующего финской армией Карла Густава Маннергейма во время блокады Ленинграда.

Цитирую Ваши слова:
"Я понимаю тех, кто выступает против мемориальной доски Маннергейма. Их упреки мне ясны. Войска Маннергейма составляли часть блокадного кольца. Но есть и другое очень важное обстоятельство, о котором многие забывают. Финны со своей стороны обстрел города не производили, и, несмотря на требование Гитлера, Маннергейм запретил обстреливать Ленинград из орудий", – пояснил свою позицию писатель.
Цитата

Спешу заверить вас, что наука не располагает доказательствами такого утверждения. Московский исследователь Олег Киселев сделал подробный разбор того, чем располагала финская артиллерия в период блокады Ленинграда и подробно доказал, что в 1941-1944 годах полевая артиллерия финской армии не могла достать до Ленинграда. Такие же сведения можно почерпнуть в справочнике по финской артиллерии, опубликованном Артиллерийским музеем Финляндии (Tykistömuseon 78 tykkiä, Unto Partanen, ISBN 951-99934-4-4, 1988). Никто из отечественных или зарубежных ученых не оспаривает этот тезис. Единственное, о чем могут идти споры — так это о захваченных финнами советских железнодорожных транспортерах Т-I-180 и Т-III-12, которые, на первый взгляд, действительно перекрывали огнем весь город.

Попробуем разобраться, чем занимались финские железнодорожники-артиллеристы в 1941-1944 годах, могли ли они достать до Ленинграда своим огнем, и слал ли им на огневые позиции финский маршал телеграммы с просьбами прекратить обстрел.

305 мм железнодорожные транспортеры были захвачены финнами на Ханко после эвакуации советской военной базы. Перед эвакуацией советские орудия были выведены из строя. Вспоминает Самуил Владимирович Тиркельтауб, ветеран обороны Ханко:
…А с орудиями нашими — я знаю про мое орудие. Первое, что было сделано — слили с амортизаторов спирт. Спирт хоть и технический, но по тем временам... Дальше работать было уже некому фактически. Тем не менее, все системы наводки, все электрические схемы были разломаны. В ствол заложили два полузаряда — через дульную часть ввели, засыпали песком, разбежались и подорвали. В результате ствол был погнут и разорван. Правда, финны потом восстановили эти орудия. И потом нам после войны нам их вернули. Одно из них стоит в Музее на Варшавском вокзале, второе на Красной горке в сильно разоренном виде, а третье в Москве на Поклонной горе. Так что они не действуют, но как музейные экспонаты сохранились.
Цитата



Фото 1. Захваченный транспортер 305 мм на огневой позиции в Тактёме, Ханко. Зима 1941-1942 годов.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.

Финны два года восстанавливали эти гигантские орудия, и к октябрю 1942 года довели их до ума, сделав первые пробные выстрелы. Учебные стрельбы и выезды на гигантских транспортерах продолжались до сентября 1943 года.


Фото 2. Пробный выстрел из отремонтированного транспортера 305 мм, 15 октября 1942 года, Ханко.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.

Однако ни в одном финском документе нет указаний на то, что эти орудия были введены в строй и поступили на вооружение финской армии. Таким образом, можно утверждать, что 305 мм транспортеры всю войну провели на Ханко, а после перемирия 1944 года были возвращены советской стороне.


Фото 3. Выезд на транспортере 305 мм, 18 февраля 1943 года, Ханко.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.

В силу вышеизложенного, возможность обстрела Ленинграда трофейными железнодорожными орудиями калибра 305 мм отпадает.

Два транспортера ТМ-1-180 финны захватили на Карельском перешейке в неповрежденном состоянии. Из двух транспортеров была сформирована 1-я железнодорожная батарея, которая начала свой журнал боевых действий уже 21 сентября 1941 года. Таким образом, документально подтверждается, что два транспортера 180 мм были приняты на вооружение финской армии уже осенью 1941 года и вышли на Приморскую железнодорожную ветку. Боевые позиции у батареи были в районе форта Ино, Сейвястё и в районе Анттонала (ныне – поселок Зеленая Роща).

Согласно справочной информации, которую читатель без труда найдет в интернете, дальность стрельбы у этих орудий до 38 километров при угле возвышения ствола в 49 градусов. Рассмотрим журнал боевых действий 1-й железнодорожной батареи финской армии более пристально.

В Национальном архиве Финляндии сохранились два журнала боевых действий батареи. Второй за 1944 год представляет собой копию первого, переписанную более разборчивым почерком. Первый, наиболее полный журнал можно посмотреть по ссылке:
Прежде всего, необходимо было освоить эти новые для финнов орудия. Боевая учеба шла неспешно и сводилась к постоянной смене огневых позиций, переводу орудия из походного в боевое положение и обратно в походное. Много времени занимала чистка стволов орудия. Техника была для финнов новой, и освоение ее шло медленно. Перевод орудия из одного положения в другое занимал от 30 до 40 минут. Это хорошо прослеживается в журнале боевых действий. Позиции для стрельбы тоже нуждались в оборудовании. Необходимо было привести в порядок и механизм заряжания, что было сделано к 8 октября.
Уже к 22 октября 1941 года батарея была в боевой готовности.

25 ноября на батарее сыграли боевую тревогу:
На юге два транспорта с направлением движения на восток. Приказ: береговая батарея Пуумала открывает огонь, если ответит Красная Горка, то 1-я железнодорожная батарея открывает огонь. Огня не последовало.
Первый раз батарея открыла огонь одним орудием 30 ноября 1941 года, символично отметив вторую годовщину начала советско-финской войны:
08.45. Боевая тревога. Транспорт и небольшой буксир, пеленг 2270, дистанция около 26 километров. Ледокол Ермак и один эсминец в направлении Кронштадта.

13.35. Начали измерение дистанции до Ермака.

13.59. Первый выстрел пеленг 2260, дальность 26300.

14.22. Последний выстрел. Опоры не держались на земле, начали отскакивать уже после третьего выстрела, и по этой причине стрельбу пришлось прервать после 13 выстрела.

5 декабря.

08.15. Боевая тревога. Показался ледокол Ермак и большой конвой.

09.33. Первый выстрел. Сделано девять выстрелов, после чего цель исчезла в пурге.

09.36. Последний выстрел.

09.48-09.50. Выпустили четыре снаряда по Красной Горке, которая ответила огнем и выпустила пять снарядов. Самый близкий разрыв в 250 метрах от нас.

28 декабря 1941 года.

12.30 приказ на огневой налет на форт Риф.

12.45. Первый выстрел.

13.30. Последний выстрел (8 снарядов)
После этого в деятельности батареи наступает затишье. Зима прошла в ремонтах, учебе и прочих заботах. Орудия отказывались работать в сильные морозы.


Фото 4. Транспортер 180 мм на огневой позиции. 25 апреля 1942 года.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.

Только ранним утром 1 мая 1942 года командующий артиллерией Армии Перешейка после бурных ночных возлияний приказывает открыть огонь по Кронштадту.
1 мая 1942 года

05.50 Получен приказ командующего артиллерией Группы перешейка – подготовиться к стрельбе, 30 осколочных снарядов по форту Риф.

07.15. Первый выстрел.
Всего выпущено 27 осколочных снарядов, из них 23 по району фортов, 6 прямых попаданий в батареи. 2 первых снаряда – с замедлителем, 6 последних – на удар. Транспортер №86 выпустил 8 снарядов, транспортер №102 – 19 снарядов.

08.17 – последний выстрел.

Фото 5. Личный состав 1-й железнодорожной батареи собран на празднование 75-летия Маннергейма. 4 июня 1942 года.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.

15 июня 1942 года на батарею прибыл генерал Вальден, который приказал открыть огонь по советским тральщикам и морским охотникам в Финском заливе. Батарея выпустила 8 осколочных снарядов на двойном заряде. При заряжании очередного снаряда в транспортер №102 из-за технической неисправности загорелся пороховой заряд, три артиллериста получили легкие ожоги. По приказу Вальдена снаряд оставили в стволе. Выстрелили его только на следующий день.


Фото 6. Транспортер ведет огонь по советским кораблям в Финском заливе с огневой позиции в районе форта Ино (также называется Тайккина).
На переднем плане – вагон с боеприпасами. 15 июня 1942 года.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.


Фото 7. Транспортер ведет огонь по советским кораблям в Финском заливе. 15 июня 1942 года.
Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии.

После этого батарея занималась постоянной сменой позиций, боевой учебой, и лишь изредка обстреливала советские корабли в заливе. Дистанция ведения огня, как правило, составляла 26…27 километров. 1942 и 1943 годы прошли в рутинной смене позиций, редких стрельбах, боевой учебе. Случались аварии, несчастные случаи и поломки. Возможно, что именно из-за столкновения дрезины с вагоном зенитчиков был отменен налет на Дом Красной Армии в Кронштадте 30 апреля 1944 года:
11.55. Через штаб полка прибыл приказ IV Армейского корпуса: Сегодня во второй половине дня к 18.00 – 19.00 переместить два орудия на огневую позицию в Тайккина. С собой взять список целей, переданный корпусом. Подготовить стрельбу 25-30 полубронебойными снарядами, цель – Дом Красной Армии в Кронштадте. Начало обстрела назначает корпус.


12.45. Командир батареи отдает приказ: «Батарея готовится к бою с огневой позиции у Ино, боевая задача – обстрел Дома Красной Армии в Кронштадте, а также быть готовой к возможному бою против батарей противника, если они откроют огонь: Рифф, Александр Шанц, Красноармейский, железнодорожные батареи Кронштадта – с огневой позиции у Ино; против Красной Горки и Серой Лошади – с огневой позиции у Анттонала.

20.30: Авария в Тайккина: лейтенант Берг на дрезине на полной скорости врезался в вагон зенитчиков, лейтенант Берг получил серьезные травмы, младший сержант Ялмен и артиллерист Арминен получили легкие травмы. Корпус дрезины полностью разбит, мотор поврежден незначительно.

Фото 8. Страница из журнала боевых действий 1-й железнодорожной батареи, где зафиксирован приказ батарее быть готовой к открытию огня по Дому Красной Армии (очевидно, Дому офицеров – прим. автора) в Кронштадте.

Только 9 июня 1944 года в журнале боевых действий появляется интересующая нас запись:
9 июня 1944 года

19.30. Заместитель командира полка сообщил, что батарея должна готовиться к возможной противобатарейной борьбе против целей на острове Котлин. Так как дистанция стрельбы из Анттонала оказалась слишком большой, он приказал переместить два орудия на огневую позицию у Ино.
Это доказывает, что 1-я железнодорожная батарея вела эффективный огонь МАКСИМУМ на 26-28 километров. Если предположить, что финны подвезли бы одно орудие в Куоккалу (Репино) и произвести выстрел по Ленинграду, то при стрельбе на 28 километров из Куоккалы финны могли достать только до парка 300-летия Санкт-Петербурга и аквапарка «Питерлэнд». Они тогда отсутствовали как класс. Равно как и Приморский район города Ленинграда – Санкт-Петербурга. При стрельбе на максимальную дальность 37 километров они могли бы накрыть только Петроградскую сторону.

Если же предположить, что 1-я железнодорожная батарея решила совершить красивое самоубийство и приехала на передовую в Белоостров, то ситуация меняется. Предположим даже, что все полотно выдерживало вес установки в 150 тонн (11 июня 1944 года из-за разрушения железнодорожного полотна финны чуть не потеряли одно орудие – с рельс сошел транспортер №2).

Железнодорожный мост через реку Сестра был подорван советскими частями при отступлении в сентябре 1941 года и финнами не восстанавливался. Таким образом, самая близкая к Ленинграду точка, откуда финны могли бы произвести выстрел – севернее моста через Сестру в Белоострове.

Если бы они действительно это сделали: приехали к мосту, встали на необорудованную огневую позицию на глазах у советских бойцов на передовой, поставили бы рядом вагон с боеприпасами и вагон с зенитными автоматами, успели бы за 30 минут перевести орудие в боевое положение и сделать хоть один выстрел по Ленинграду, то можно сказать следующее:

  1. При дальности стрельбы в 26-28 километров они могли бы накрыть Петроградскую сторону, северную часть Васильевского острова и, возможно, дотянулись бы до Петропавловской крепости. При максимальной дальности стрельбы они действительно перекрыли бы почти весь город, доставая до Дома Советов на Московском проспекте.

  2. Из Белоострова они бы больше никуда не уехали. При расположении огневой позиции столь близко к передовой они попадали под огневое воздействие не только фортов Кронштадтской Крепости, но и полевой артиллерии 23-й Армии, оборонявшей Карельский перешеек. Использовать дорогостоящие, штучные орудия таким образом – безумие со всех точек зрения.

В связи со всем вышеизложенным можно утверждать, что финская артиллерия в период с 1941 по 1944 год фактически не имела возможностей обстреливать Ленинград. Даже если мы возьмем в расчет трофейные 180 мм железнодорожные транспортеры, которые действовали на железной дороге Терийоки (Зеленогорск) – Койвисто (Приморск).

Также отметим, что до Кронштадта (ныне – части Санкт-Петербурга) финские артиллеристы доставали и абсолютно не стеснялись его обстреливать. То, что 30 апреля 1944 года финны не открыли огонь по центру Кронштадта – только счастливое для жителей города и несчастливое для финнов стечение обстоятельств. В связи с вышесказанным совершенно невозможно объяснять отсутствие обстрелов Ленинграда с финской стороны доброй волей Карла Густава Маннергейма. Точно также историки не знают документов, в которых обстрелов Ленинграда с севера у Маннергейма требовал бы Гитлер. Не удалось обнаружить источников о том, что нацистское командование требовало у финнов разместить на Карельском перешейке немецкие орудия и обстреливать Ленинград.

Прошу Вас, уважаемый Даниил Александрович, рассмотреть все данные, приведенные в моем письме, документы и фотодокументы, которые я прилагаю к нему. На мой взгляд, они доказывают, что вас ввел в заблуждение недобросовестный источник.

С уважением,
Баир Иринчеев
Директор Военно-исторического центра Карельского перешейка, историк, писатель.

Подписывайся на наш канал на Платформе

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 227, Goblin: 1

Mitrych55
отправлено 27.10.16 22:07 # 201


дискуссия по этим вопросам была уже давно,как раз непосредственно после заявлений Д.Гранина
и разбор подобных утверждений уже в сети был давно)))в том числе и с присутствием в этих разборах самого Баира))
например,достаточно полный разбор по вероятностям обстрела Ленинграда был к примеру здесь
http://slon-76.livejournal.com/136550.html
замеxу,в обсуждении там присутствовал как ваш покорный слуга,так и Баир

насчет транспортеров-тут уже упомянули книгу Брагина-Пушки на рельсах
http://rufort.info/library/bragin/bragin.html

конечно,тут есть тонкость в том,что теоретически транспортеры доставали до северных окраин города,но в то время они не были городом,как сейчас

ну и конечно есть небольшое темное пятно с 305 мм пушками на транспортерах,которые конечно могли пару раз каким то образом стрелять по городу,но не сделали этого по общему мнению.Снаряд с дальностью в 50 км позволял..


Dok
отправлено 27.10.16 22:15 # 202


Очень качественная работа Иринчеева, безусловный решпект.

Проблема в том, что его оппонентам на доводы еще одного маргинала просто насрать.
Маннергейм - их герой.


Баир Иринчеев
отправлено 27.10.16 22:28 # 203


Кому: Mitrych55, #201

Согласно финским источникам, транспортеры 305 мм не могли уехать с Ханко, там до конца войны и простояли.


Баир Иринчеев
отправлено 27.10.16 22:30 # 204


Кому: Watson, #196

Об этом у меня есть книга, но тираж разошелся. Готовлю второе издание, расширенное и исправленное - в том числе благодаря финским и эстонским историкам.


Mitrych55
отправлено 27.10.16 22:40 # 205


Кому: Баир Иринчеев, #203

Баир,я то согласен,что простояли,но все таки делаю небольшую скидку на то,что техническую возможность проехать оттуда в сторону фронта и попробовать сделать пару выстрелов они имели.О чем финны конечно никогда не признаются,даже если это было.К тому же это все равно не сыграло бы никакой роли
Широкоград,насколько я понимаю,несколько другого мнения,но я с ним не согласен)по поводу стрельбы по городу

К доске посвященной Маннергейму у меня однозначное отношение,как питерца и как человека.У которого родственники-блокадники.Кстати бабушка и мой папа спаслись практически только благодаря огороду,ибо жили в районе ул Ивановская,и рядом были уже поля


Mitrych55
отправлено 27.10.16 23:02 # 206


есть еще одно соображение...
это в качестве поправок..
Подтянуть ТМ-ы поближе к Белоострову и оттуда попробовать накрыть территорию города я бы не назвал самоубийством..Как показала практика контрбатарейной борьбы,поражение железнодорожных установок было достаточно нетривиальной задачей,для обоих сторон,на протяжении всей войны,несмотря на казалось бы достаточно длительное время развертывания транспортера к бою.Фактически стрельба велась по площадям,по примерным местам расположения оных.На Ханко финны не смогли повредить серьезно ни одну установку,в том числе и 305 мм,которым время на развертывание требовалось ой как больше,а стрелять можно было с меньшей дистанции..Также мы не смогли повредить под Севастополем обстреливающие город и батареи немецкие артустановки типа Дора и Карл.Немцы не смогли повредить также все те же ТМ -ы с помощью своей дальнобойной артиллерии..Стрельба по таким обьектам без корректировки огня приводила скорее к моральному давлению,ибо попадание могло быть только случайно(не зря же у финнов выжили обе установки,был поврежден только один вагон из состава близким разрывом авиабомбы).То бишь нужен был либо авиационный корректировщик,либо группа глубинной разведки,которая расположившись рядом с железной дорогой,передавала бы по рации точные координаты
Поэтому,с учетом несколько..эээээ...бережного отношения к военной технике,доставшейся финнам тем или иным способом(в основном отжатием у наших войск),неприменение оными ее по городу было скорее всего связано с тем,что по их мнению не было смысла стрелять по площадной цели,такой как кварталы Ленинграда,без какой то определенной цели,и без понимания о месте падения снарядов,учитывая еще их ограниченность в наличии и большей вероятности попадания желустановок под случайный ответный снаряд.Скупердяи..чего уж там.Я не думаю,что тут уж точно была замешана политика,финны просто не видели военного смысла


Баир Иринчеев
отправлено 27.10.16 23:37 # 207


Кому: Mitrych55, #205

Еще раз, черным по белому: финские источники утверждают, что технической возможности уехать с Ханко у транспортеров 305 мм не было. Поделитесь, пожалуйста, Вашими источниками.


Баир Иринчеев
отправлено 27.10.16 23:38 # 208


Кому: Баир Иринчеев, #207

А какой, извините, военный смысл в пьяных обстрелах Кронштадта? Учитывая вес снаряда и вес ВВ в снаряде?


Папа МИШКА
отправлено 28.10.16 00:08 # 209


Кому: Tartilla, #186

А с другой стороны-Солженицын не упускал случая упомянуть свою службу в артиллерии.


Mitrych55
отправлено 28.10.16 00:25 # 210


Кому: Баир Иринчеев, #208

Баир,9-ая батарея в составе ТМ-3-12 Постановлением Комитета обороны ссср от 20 .06 .1940 была отправлена из под станции Валговицы до Выборга и далее до полуострова Ханко,с предварительной разборкой из за того,что финны не дали разрешения пропустить состав с его весовыми характеристиками, из за ограничений по весу ,приходяшемуся на одну ось на сети финских дорог
состав благополучно прибыл на место дислокации,и там артустановки были собраны портовым краном

не вижу никаких возможных затруднений для осуществления обратного пути в условном 43-м году.Пути были все прежние,возможные повреждения путей лекко могли были бы устранены в рабочем порядке


лёхаДВ
отправлено 28.10.16 03:24 # 211


Кому: odopr, #194


Если вы не верующий (в бога), чего ж вы так зацепились за этот термин.?

> Всё.
>
> Ладно, выкрутился. Молодец

Есть и боле широкое определение.
"Верующий - человек , придерживающийся определенного вероучения, приверженец той или иной религии"
"Каждому типу верующего соответствует набор определенных эмпирич. признаков, характеризующих их сознание и поведение."

Но в целом , спасибо, что отпустили, жаль, что про Гранина не поговорили.


odopr
отправлено 28.10.16 06:17 # 212


Кому: лёхаДВ, #211

И какая религия или вероучение - вера в Резуна? а вера в Маннергейма?

Про Гранина выше исчерпывающе написали - подлец.
Есть чо добавить?


odopr
отправлено 28.10.16 06:36 # 213


Кому: donerweter, #195

> Стесняюсь спросить, а у Эйнштейна было время поработать руками и языком? Я не опровержения для, просто удивляюсь 60

Не знаю, как насчет языка и рук, но судя по инфе из открытых источников, кое чем другим он пользовался. И не раз.

"6 января 1903 года Эйнштейн женился на двадцатисемилетней Милеве Марич. У них родились трое детей...
В июне 1919 года Эйнштейн женился на своей двоюродной сестре со стороны матери Эльзе Лёвенталь"


Secr
отправлено 28.10.16 09:28 # 214


Кому: Баир Иринчеев, #204

> Об этом у меня есть книга, но тираж разошелся. Готовлю второе издание, расширенное и исправленное - в том числе благодаря финским и эстонским историкам.

Баир, с глубоким уважением отношусь к Вашей деятельности. Однако вопрос - так ли обязательно в книгах приводить финские названия тех местностей, которые после войны отошли нам? Это ж вечно приходится сверятся со словарем, чтоб понять, где ж оно все происходило-то.


лёхаДВ
отправлено 28.10.16 10:32 # 215


Давайте уже перестанем говорить о моей скромной персоне. Спасибо.


Баир Иринчеев
отправлено 28.10.16 10:44 # 216


Кому: Secr, #214

В следующем издании это будет исправлено. Однако есть деревни, которые просто не сохранились. Есть деревни, на месте которых стоят садоводства.

Мне показалось странным, когда я написал и перечитал строки

"3-й егерский батальон при поддержке батареи штурмовых орудий пошел в атаку на СНТ "Полёт".

Поэтому вернулся к финским названиям.


Mitrych55
отправлено 28.10.16 11:15 # 217


После знаков препинания ставится пробел.




Модератор.



DieRoten36
отправлено 28.10.16 11:16 # 218


А есть реакция на письмо?


Баир Иринчеев
отправлено 28.10.16 11:21 # 219


Кому: Mitrych55, #210

Это Ваше предположение, не основанное ни на каких источниках. Финские письменные источники утверждают обратное. Утверждают же они то, что на 1943-44 годы у них не было технической возможности транспортеры 305 мм увезти обратно.

ojs.tsv.fi/index.php/ta/article/download/47639/13514


Secr
отправлено 28.10.16 11:37 # 220


Кому: Баир Иринчеев, #216

> "3-й егерский батальон при поддержке батареи штурмовых орудий пошел в атаку на СНТ "Полёт".

Ну, в данном случае, это конечно забавно :)


Mitrych55
отправлено 28.10.16 11:37 # 221


Кому: Баир Иринчеев, #219

Баир,я выше отметил,что по моему мнению эти установки не использовались в бою и действительно простояли всю войну на Ханко
финские документы изучить не могу,ибо не владею языком
Говорю же только про техническую возможность,на мой непросвященный взгляд она была,не вижу по крайней мере никаких непреодолимых сложностей
кстати насколько я помню,после окончания боевых действий и подписания мирного договора рассматривались варианты перебазирования части береговой и железнодорожной артиллерии вновь на территорию Финляндии.От базы на Ханко отказались,но как вы знаете,база у нас была обустроена в другом месте на территории Финляндии, с целью полностью перекрывать залив с обеих сторон артиллерийским огнем,но уже на большей дальности от Ленинграда


Mitrych55
отправлено 28.10.16 11:48 # 222


меня на самом деле вот еще интересует какой вопрос.Обстоятельства захвата в неповрежденном состоянии двух железнодорожных установок ТМ-180.Которые потом использовались финнами
Баир,у вас есть какие то ссылки?
Второй вопрос-использовались ли пленные артиллеристы(были ли захвачены вместе с установками)?Для тех времен система организации стрельбы и наведения установок была достаточно продвинута и сложна,разобраться финнам в ней было,думаю,не так просто.К примеру,стрельба финских береговых батарей в Зимней Войне и Войне Продолжения по советским кораблям была абсолютно неудовлетворительна,никаких заметных успехов они не добились


Mitrych55
отправлено 28.10.16 14:53 # 223


После знаков препинания ставится пробел.




Модератор.



Watson
отправлено 28.10.16 17:17 # 224


Кому: Баир Иринчеев, #204

Спасибо! А можно название? Вдруг найду. Просто вопрос мучает достаточно давно и обострение наступает при каждой поездке в Финляндию. Пока у меня есть только одна Ваша книга "Прорыв Карельского вала". Но еще не читал, через неделю надеюсь начать.


Mordva.givi
отправлено 28.10.16 22:08 # 225


Кому: Watson, #196

Можно свои мысли?
Даже при учете того, что Красная Армия вышла на оперативный простор это заняло бы не меньше 2 месяцев с учетом местности и наличия немецких частей. На теже 2 месяца основной фрон лишался резервов и ресурсов.
Фактически Маннергейма "простили" в обмен на 2 месяца войны.


Artmanx
отправлено 29.10.16 11:55 # 226


Кому: Баир Иринчеев
Уважаемый Баир, спасибо за открытие интереснейших страниц истории! Огромное уважение вызывает то, что Ваши исследования ведутся в архивах, и более того, переводятся с рукописных страниц на финнском языке. Было бы очень интересно, думаю и для многих Ваших читателей тоже, узнать Ваш путь в изучении этого сложнейшего языка и методов работы с документами в архивах. Ивиняюсь за вопрос не по теме.


f38Ru
отправлено 01.11.16 18:41 # 227


Огромная человеческая благодарность Вам, Баир, за аргументированный ответ подлецу.

Ваш вклад в опровержение мифов трудно переоценить!
И Ваш труд не пропадает даром, что могу подтвердить своим примером.
В своё время был в заблуждении о роли финнов во главе с Маннергеймом в ВОВ. Но узнав из Ваших с Дмитрием Юрьевичем "разведдопросов" о том, что финны принимали весьма деятельное участие в блокаде Ленинграда и отметились зверствами по отношению к советским гражданам, к своему стыду осознал глубину своего невежества.



cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 227



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк