Третьего дня ознакомился с очередным продуктом отечественной кинематографии – художественным фильмом
Александр. Невская битва. Как водится, просмотром остался очень сильно доволен.
Александр Невский – личность в России широко известная. Известная тем, что разгромила псов-рыцарей на льду Чудского озера. Известно это не потому, что русские страшно любят историю, а потому что Виссарионыч дал команду снять такое кино. И гражданин Эйзенштейн его снял, после чего вся страна узнала о подвиге. Правда, было немного непонятно, отчего победу одержали на Чудском озере, а зовут Александра – Невским? Пётр первый, к примеру, в честь битвы на Неве построил Александро-Невскую лавру, куда сложил мощи усопшего князя. Правда, оказалось, что лавру он построил немного не там – надо было в устье реки Ижоры, а не напротив гостиницы «Москва». Окончательно закрывает исторический пробел новый фильм
Александр. Невская битва.
Историческая фильма начинается с того, что на подконтрольные Новгороду территории заезжает немецкий рыцарь, от лица которого ведётся рассказ. Рыцарь едет как на дачу – беспечно, без конвоя. Именно так и ездили рыцари, они ничего не боялись. И вдруг из кустов на него напрыгивают древнерусские гопы — оба-на!!! У рыцаря, понятно, на голове железный горшок, а в руке – вострый меч, плюс он на лошади, а гопы – пешком и с рогатинами. Историчность рогатин сразу насторожила.
Многие думают, что рогатина – от слова рогатка. Но на самом деле рогатина – от слова рог. Рогатина – это и заточенная палка, и даже копьё. И когда говорят «ходил на медведя с рогатиной» — речь о том, что ходил с копьём. А не с деревянными вилами. А у древнерусских гопов в руках какие-то деревянные прото-вилы ажно с тремя концами. Видимо, с точки зрения создателей фильма именно с этим дрючком сподручнее нападать на бронированных рыцарей.
И вот древнерусские гопы нападают на рыцаря, а из кустов за этим наблюдают какие-то другие гопы, имеющие намерение вписаться за рыцаря. По ходу выясняется, что это не гопы, а князь Александр и его дружбаны, которые приходят на помощь рыцарю и умело зачищают поляну от лесных гопов. Фильм, как уже многие догадались, про подвиги древних военных, но выглядит всё как-то невнятно. В первой драке только одну голову хорошо отрубили, и всё. Остальные кривляния в стиле «боевой гопак» интереса не вызвали.
Далее, конечно, иностранный рыцарь оказывается злобным шпионом, подосланным объединённой Европой в наши русские земли. А ведь кто бы мог подумать?! Мы к нему всей душой, а он?! Немецкая сволочь тайно встречается в подземелье с продажными боярами, которые, как и во все времена, готовы продать Родину любому, кто предложит хорошую цену. Бояре обещают немцу подготовить карту фарватера Невы, на которой будут обозначены мели и отмечены удобные для десантирования места. Рыцарь выдаёт боярам железную варежку, которая послужит паролем на следующей встрече, и уходит. Бояре, уронив на месте встречи пару улик, разбегаются.
Молодой князь Александр (в фильме ему двадцать лет) замечает пропажу рыцаря и даёт команду верным парням выяснить, куда подевался иностранец. Верных парней у князя два, обоим за пятьдесят. Но на протяжении всего фильма не покидает чувство, будто всем троим не больше пятнадцати. Князь не занят вообще ничем, кроме как тяжкими думами в стиле «с запада – немцы, с юга – татары…» даже когда молодая жена, томимая нежно, подвывает от желания рядом в койке.
Князь не ведёт никакой оперативной работы и не знает решительно ни о чём, что происходит в княжестве. То есть никто ни за кем не смотрит и никто ни о чём не сообщает, что, с точки зрения создателей фильма, позволяет руководить Новгородом особенно эффективно. И ладно бы сам князь был малолетним дурачком – в двадцать лет такое бывает, так два пятидесятилетних балбеса рядом – точно такие же интеллектуалы: ни ухом, ни рылом вообще ни в чём. Оно понятно, что сценаристу, выросшему под руководством мамы и бабушки, подобные вещи неведомы. Но в результате на экране действуют полные идиоты.
Закончился рыцарь – прибился некий благородный молодой человек из соседнего города (не то Тверь, не то Торжок). Понятно, все ему верят на слово, что он чей-то там сын. Никто не задаёт вопросов: а ты с какова раёна, а ты кого знаешь, а с кем бегаешь, а кто твой батя, а кого батя знает, а с кем бегает и пр. То есть даже тупой малолетка-гопник «на раёне», опрашивающий случайно забредшего подростка в том же ключе, действует гораздо более осмысленно, чем киношный мега-князь в лапах талантливого сценариста.
Молодой человек, понятно, оказывается подосланной сволочью, сынулей древнего власовца, переметнувшегося к шведам. Подонок-сынок пытается подлить нашему славному князю клофелина в пиво, но князя выручает юродивый, отнимающий пиво и выпивающий его сам. Осведомителей у князя нет, ему неинтересно, что происходит вокруг. Князю достаточно юродивого дурачка с отрезанным языком, который скачет да руками машет. Помощникам князя не надо и этого. То есть руководство Новгорода – вообще ничего не понимает и не знает, этакие три незамутнённых барана, окружённые злыми волками. Ходят везде втроём – и думают про всякое, вместо того, чтобы делом заниматься.
Комбинации проворачиваются умопомрачительные: бояре снова бегут на секретную встречу, на этот раз с католическими монахами, нагло подрывающими православные устои. Не спросив показать железную варежку, тупорылые бояре тут же начинают орать про секретную карту, а монах поднимает капюшон – и оказываются князем Александром, искусно раскусившим измену! От таких сюжетных находок хоть плачь.
Забегая вперёд скажу, что фильм не только начинается битвой, он ещё битвой и заканчивается. А между двумя этими битвами – скучная нудятина, в ходе которой малолетний князь сомневается, подручные ни хера не знают, молодая жена князя смотрит на его лучшего друга, лучший друг тоже смотрит на княжескую жену и не хочет вдуть сисястой Дарье, в то время как Дарья отчаянно хочет ему дать, а князь всё думает – что же будет с Родиной и с нами?
Не обходится и без высокой политики. В Новгород приезжает авторитет из Орды и говорит – давай, князь, бабло. А князь отвечает: не дам я тебе бабла, мне бабло самому надо. Это для чего?! – спрашивает изумлённый представитель Азии. А для войны, веско отвечает русский князь. Посол посидел немного и тоже говорит: ну ладно, раз на войну – тогда не отдавай. В следующий раз когда приеду, говорит, тогда и отдашь. Только в следующий раз отдай точно, а не то мне голову отрубят, у нас с этим строго! И уходит. Такой бред – на полтора часа. Жаль, не получили развитие теории акадэмика Фоменка, из которых нам доподлинно известно, что Александр Невский и хан Батый – одно лицо, сын еврея Спартака. Надеюсь, раскрытие данной темы в кино – дело ближайшего будущего.
Создателям, очевидно, дали команду сделать патриотическое кино. Поэтому продажная сволочь из числа бояр «хочет жить на западный манер», деятель древнерусского искусства в лице скомороха призывает народ отдаться под руку шведам, за что не отходя от кассы получает нож под ребро. Всё это настолько вымученно и убого, что даже говорить не хочется. Но, возможно, детям класса из пятого понравится – общий уровень как раз для них.
Под конец, понятно, разразилась адская битва с шведскими оккупантами, посягнувшими на исконно русские земли – минут на семь-восемь, а то и на все десять. Шведы, понятно, все как один спали, а наши подкрались незаметно и начали их тыкать шомполами в ухи, потом рубить саблями, потом стрелять подожжёнными стрелами по кораблям. Главный швед хотел заколоть Александра копьём – культурно, по-европейски, устроив турнир прямо посреди зарубы. Но Александр его, конечно, жестоко забил и наши победили.
Для съёмок батальных сцен пригласили ребят, занимающихся исторической реконструкцией. Бюджет явно не позволяет ковать доспехи для большого войска, а у ребят всё есть. Многие, кстати, отлично выглядят, если не разбираться в эпохах. Cтавить батальные сцены, похоже, тоже поручили реконструкторам – благо народ умеет как следует орудовать мечами.
Заподозрить в постановке батальных сцен специалистов от кино невозможно, ибо всё получилось невнятно, сумбурно, и совсем не зрелищно. Ведь есть же перед глазами отличные примеры: и «Храброе сердце», и «Гладиатор», «Властелин колец» и «300» в конце концов. Но «у советских собственная гордость», поэтому наши авторы пошли своим, гораздо более правильным путём. Похоже, нет у нас ни каскадёров, ни постановщиков трюков, ни толковых операторов, ни монтажёров – настолько всё вышло сырое и вялое. А Тимур Бекмамбетов уже трудится в Голливуде.
В общем, два часа времени – коту под хвост. Ни тебе интересных идей, ни тебе патриотизма, ни тебе качественных драк.
Отстой, в кино не ходить, двд не покупать.
Фильм "Александр. Невская битва" на Озоне