Гришковец Е. Год жжизни.

07.02.11 | Goblin | 49 комментариев »

Книги

Вчера ноги против моей железной воли занесли меня в книжный магазин. Истерично бегая между полками и сваливая в корзину очередной кубометр книг, приметил новинку — книгу известного драматурга Евгения Гришковца. Мне про данного персонажа много рассказывали, хотя я и не слушал. Но при этом так настойчиво советовали посмотреть спектакль "Как я съел собаку" в исполнении данного гражданина, что я заколебался. Кстати, непросто сказать из-за чего именно заколебался. Я так думаю, что из-за названия про съедение собаки.

Русские собак почему-то не едят. Хотя, как известно, собаки очень вкусные (особенно жёлтые). Когда первый год служил в красной армии, было голодно. Это потому что дедушки русской авиации постоянно отнимали еду. За стол садится десять человек, из них два-три деда, и вот они вдвоём-втроём сжирали почти всё. А молодые бойцы доедали то, что оставалось после аристократов. Некоторые не брезговали помоями, но речь не про них. Ситуация весьма напоминала царскую Россию, каждый молодой боец чувствовал себя крепостным и надеялся на справедливого царя-батюшку. Но пока одни, как это свойственно русским, надеялись, другие решали вопрос с питанием предметно.

В расположении проживали собаки, вида весьма упитанного. Симпатичные такие щеночки, забавные и лохматые. И вот смотришь на него и думаешь, как бы его — тово, и сожрать. В голове происходит некоторый когнитивный диссонанс — это ведь весёлый щенок, а ты его хочешь убить и сожрать. При этом будем откровенны — от голода я не умирал. Так, похудел на 10 (десять) килограмм, при нормальном весе в 62 кило. Но в голодные обмороки не падал и способности измышлять различные пакости не утратил. В общем, чего там рассусоливать — щенков убили и сожрали. Доедая последнего, мрачно думал: а что я ещё могу съесть, если совсем припрёт? К сослуживцам, конечно, не присматривался, но осознание было весьма ясное.

Проживая в Азии с удивлением узнал, что там собак в пищу употребляют очень активно. Из них получаются такие отменные блюда как хе, тямури и другие, ничуть не менее вкусные. И если в России при рассказах об употреблении собачатины люди шарахаются, то в Азии немедленно начинается кулинарная дискуссия — как именно получить наибольшее удовольствие от собачатины. Для всех собак там употребляется ласковая кличка — Гуляш. Ко мне, Гуляш! Левое ружьё, полные карманы патронов, засады, пальба без приборов ночного видения. Не остаются без дела шкуры, идут на шапки. Количество собак, сожранных в Азии, вообще не поддаётся учёту. Были даже спецзаведения, где ценителей кормили только собачатиной. И даже сейчас, глядя на собаку-убийцу, нет-нет да и ловлю себя на мысли, что собака-то порционная, деликатесная.

А тут вдруг спектакль такой — "Как я съел собаку". Да такой пеар со всех сторон, что хоть беги. Где-то через год яростного пеара купил двд и посмотрел. Будем откровенны — испытал культурный шок. Понятно, ничего общего с тем, что пеарили. Гражданин рассказывает о том, как служил на острове Русский. Там, что характерно, наши люди служили — в морской пехоте. Потом они там не служили, бегали по Питеру, взрывали бензозаправки и друг друга, стреляли куда попало, решали вопросы, жизнь кипела. Вот — сюжет!!! Сейчас, понятно, в авторитете. А у автора Гришковца — ни о чём. С чего такие восторги — понять невозможно. Это ж насколько у людей пустая и никчёмная жизнь, что им интересно это? Люди, вы о чём? Чем и кому это может быть интересно? А тут гляжу — новая книжка известного автора. Подошёл, потрогал. Дай, думаю, гляну. И прочитал пару страниц.

Вот что пишут про книгу:
Возможно, изобретение блога следовало бы отнести на счет великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Его "Дневник писателя", издававшийся отдельными книгами (журналами), был фактически первым в истории частным блогом, имевшим чрезвычайную популярность. Для самого Достоевского очень важна была интерактивная возможность этого вида творчества — возможность установления прямого контакта с читателем. Известно, что писатель получал множество писем, комментирующих статьи и заметки из "Дневника", и на многие отвечал. А раз в год все вышедшие за этот период номера издавались единой книгой.

Примерно такую же штуку приготовил для своих поклонников Евгений Гришковец. В издательстве "АСТ" подготовлена и выпущена книга, в которую вошли дневниковые записи писателя за целый год. Сам Гришковец охарактеризовал новую книгу так: "Книга будет представлять собой путевой дневник". И действительно, внутри читатель найдет множество путевых заметок о поездках писателя по многочисленным российским и зарубежным городам, его впечатления и советы тем, кто, может быть, вслед за ним захочет посетить их. Как всегда, Гришковец акцентирует внимание читателя на каких-то незаметных, но чрезвычайно колоритных деталях, из которых выстраивается совершенно особое впечатление от каждого конкретного места.
В процессе чтения только что в голос не кричал. Автор раскрылся ещё больше, чем в спектаклях. Что может быть лучше — дать творцу рассказать, что и о чём он думает. Творец не замедлит показать свою истинную суть — будь то Борис Стругацкий или Евгений Гришковец. Настоящий советский интеллигент не подкачает никогда.

Итак, о чём же пишет властитель дум?
Цитата:
Но хочу сказать про другое. Самое печальное, с чем приходится там встречаться, это представители белого населения планеты. Путешествие в Африку дело сильно недешёвое и, в оновном, в Африку ездят очень пожилые американцы и европейцы. Американцев больше, чем европейцев. Это очень грустно... Громкоголосые, толстые, самоуверенные старики, одетые в камуфляж или хаки, в больших тяжёлых ботинках, в шляпах и с огромными фотокамерами. По ним видно, что они всю жизнь что-то продавали или были высокооплачиваемыми юристами... В общем, сплошные жулики, которые каждую субботу делают барбекю, пьют пиво и обсуждают своих соседей. На всех этих людях лежит тяжёлый отпечаток вырождения. И относятся они к местному населению... в общем, сволочи, изображающие добродушие. Мы там были самыми молодыми среди них. Про дочку Наташу я даже не говорю. За завтраком ко мне подошла одна американка с обычной своей фальшивой улыбкой и дежурными вопросом "дид ю слип велл?" А потом она спросила, откуда мы. Я сказал, что из России. Она явно расстроилась. Потом она спросила, чем я занимаюсь, на что я сказал, что я писатель. Она сказала, а не слишком ли я молод для писателя. Я сказал, что, наверное, слишком. Ещё она спросила, пишу ли я для телевидения или для кино. Я сказал — нет, я просто пишу книжки. Тут она совсем рассердилась и её фальшивая улыбка исчезла... Она не выдержала и сказала — должно быть, вы очень известный писатель, чтобы здесь отдыхать. Настроение её совсем испортилось, она вернулась к своему мужу, седенькому, придурковато улыбающемуся толстяку и устроила ему сцену. Я был очень доволен.
Как водится, по порядку.

Автор Гришковец был в Африке, и там его повергла в печаль встреча с белыми людьми. Себя Гришковец, надо понимать, ассоциирует с неграми. По наблюдениям Гришковца, в Африку ездят очень пожилые американцы и европейцы — путешествие с его точки зрения недешёвое (сколько оно стоит в США — он не знает). Пожилые ездят потому, что молодые американцы и европейцы просто напросто а) не зарабатывают достаточного количества денег б) не имеют времени на длительные заезды. Они вообще по Африкам не очень, потому что некогда — работать надо. Это, подчёркиваю красным, в сугубо демократических, сугубо благополучных странах. Ну и, что особенно грустно автору, американцев больше, чем европейцев. Это, конечно, не потому, что американцы вот такие вот сволочи — умышленно заполонили всю Африку назло Гришковцу, а потому, что страна США богаче, чем Европа. И богатых людей там больше.

Но кто же эти богатые люди? Очевидно, что-то всю жизнь продавали или были высокооплачиваемыми юристами. Для них отдых в подобных местах — вопрос статуса, где они находятся среди равных себе. А с точки зрения Гришковца — это сплошные жулики. И сволочи. Чем они, с точки зрения Гришковца, занимаются? Может, в поте лица получают образование, повышают уровень, впахивают с ненормированным рабочим днём? Конечно же, нет. Они просто жульничают, и поэтому у них много денег. А Гришковец не жульничает, поэтому он нищий. И через это они в Африке, а Гришковец обречён бороться с ужасами сталинизма в Бобруйске. Уверенно рассуждать об американских жуликах Гришковцу позволяет то, что он никогда не был у них дома и понятия не имеет о том, чем они занимаются. И это не только не мешает, это помогает творцу их "понять".

Это, кстати, весьма характерный штрих к миропониманию советского интеллигента. Гришковец в этом не одинок. Взять братьев Стругацких с их известным произведением "Трудно быть богом". Кто вызывает наибольшее отвращение у писателей? Известно, кто — тупые, гнусные лавочники. Вот это вот тупое быдло, которое чего-то там постоянно кроит, выгадывает, подсчитывает, накидывает, подвозит, отвозит. Разве может советский интеллигент торговать? Нет, это пошло и зазорно. Советский интеллигент может читать стихи и требовать, чтобы государство обеспечило ему наилучшие условия для чтения стихов. А всю вот эту грязь — подсчёты, учёты, деньги, лавочников тупых — убрало от него подальше. Оно обязано, это противное государство.

С точки зрения Гришковца американцы заняты совершенно противоестественным: каждую субботу делают барбекю, пьют пиво и обсуждают своих соседей. Сам Гришковец, очевидно, ничем подобным не занимается: барбекю не готовит, пиво не пьёт и соседей не обсуждает. Он жарит шашлыки, пьёт божоле, а про соседей рассказывает только в спектаклях, что в корне меняет дело. Ведь что это такое, жарить барбекю? Идиотия в чистом виде, и не смотри, что тамошние лавочники продают отменное мясо. А пиво? Разве интеллигентный человек будет пить пиво? Ну и соседи, конечно. Кто у них соседи? Да точно такие же лавочники, юристы и прочие жулики. Одним словом — сволочь.

Характерна манера письма талантливого литератора. Гришковец пишет: "в общем, сволочи, изображающие добродушие. Мы там были самыми молодыми среди них". Это как понимать? Автор и его дочурка — тоже сволочи? Это что — coming out или мастерское владение словом? Ну да ладно.

Граждане менее образованные, чем Гришковец, воспитанные на творчестве другого интеллектуального творца — Михаила Задорнова, пойдут ещё дальше. Они уверенно расскажут, что американцы не только жулики и сволочи, они ещё и дураки. Кстати, даже Гришковцу видны следы их вырождения. А любому поклоннику Задорнова (а это примерно 95% трудящегося населения) доподлинно известно, что все американцы — тупые уроды. Михаил Задорнов показал это на весьма доступных любому разумному русскому примерах. Очевидно, именно благодаря этой тупизне США — единственная на планете Земля сверхдержава и планетарного масштаба надзиратель. Именно благодаря тупизне США победили в холодной войне державу мега-интеллектуалов типа Гришковца и Задорнова. И не просто победили, а ещё и на одном месте провернули. И продолжают проворачивать — настолько велика их тупость.

И тут, значит, к автору Гришковцу подходит изображающая добродушие американская бабушка. Автору невдомёк, что западная культура предполагает суровейшее лицемерие, в рамках которого принято постоянно улыбаться окружающим и рассказывать, что у тебя всё хорошо и замечательно. Даже если перед тобой таджик. Безусловно, это крайнее проявление гнусности — лицемерно улыбаться незнакомым людям. Разве мы улыбаемся таджику, метущему двор? Да мы его вообще не видим. Но тут надо задать себе вопрос: а что лучше — когда тебе лицемерно улыбаются, как тупые американцы, или когда тебя угрюмо шлют на хер, как честные русские? Большинство почему-то склоняется к тому, что лучше бы лицемерно улыбались. Но не таков автор Гришковец! Его не проведёшь! Он-то лицемерную сволочь видит за километр.

А чего, собственно, бабаня к нему подошла? Ну вот видит старушка Гришковца, чего она к нему подходит? Она подошла к нему всего лишь для того, чтобы засвидетельствовать почтение, наладить добрые отношения, проявить дружелюбие. Так на лицемерном западе принято — не сидеть отмороженным упырём, настороженно зыркая по сторонам, а радостно улыбаться окружающим и рассказывать, что у тебя всё замечательно. А лицо нашего соотечественника, как правило, имеет две чётких фиксации. Первая: спесивое недовольство, типа это ж среди какого говна я вынужден находиться... Второе: иду на штурм Ачхой-Мартана, не подходи ко мне. И то и другое резко выбивается из лицемерных представлений людей запада, и потому гражданина с таким выражением лица следует подбодрить жизнеутверждающим вопросом. Например, спросить: как спалось? В ответ загрустивший гражданин взвизгнет "Всё замечательно!", и ему непроизвольно станет лучше, ибо он и самого себя убеждает, что всё у него замечательно.

Неясно, что и как ответил американской бабушке автор Гришковец. Но, судя по всему, что-то такое, что заставило бабушку поинтересоваться — откуда он такой прибыл? И когда Гришковец ответил, что из России, бабушке в общем-то всё и сразу стало ясно. Это она в США должна была сперва прилежно учиться, а потом пахать до пенсии, не поднимая головы, чтобы вот сейчас совершить дорогую поездку в Африку. А в России, где кучка уродов уничтожила страну, разграбила национальное достояние и проплясывает награбленное по зарубежным кабакам, позволить себе такую поездку может только вор. Поэтому старушка поинтересовалась профессией автора — чем он таким занят, что может позволить себе поездку в Африку, да ещё с детьми? Может, всё-таки не вор?

Когда литератор ответил, что он писатель, бабушка искренне удивилась. В первую очередь удивилась молодости данного персонажа. Дело в том, что в США молодых писателей, которые могут себе позволить дорогостоящие поездки в Африку, просто нет. Невозможно заработать писательством столько денег, и это известно всем. Почему? Да потому что в нормальном капиталистическом обществе этот самый писатель никому на хер не нужен. Ни он сам, ни его книги. Это в тоталитарном СССР населению внушали, что писатель — властитель дум, что это всегда Личность, что вклад его в культуру — неизмерим, что писателя надо уважать, что ему надо платить деньги, что для него надо создать союз писателей, что ему надо выдать государственную дачу, что ему надо предоставлять бесплатный пансионат на берегу моря — для вдохновения при написании книг, что его надо бесплатно лечить и при этом жёстко пеарить писательские достижения. Советский пиетет к писателю — продукт сугубого тоталитаризма, в демократическом обществе такое невозможно в принципе.

На бездуховном западе писатель на хер никому не нужен — ни молодой, ни пожилой. Ибо даже конченому дураку очевидно, что главная ценность — это не книжки, а деньги. И что слушать надо того, кто много зарабатывает, а не какого-то никчёмного писаку. И книги надо читать "Как заработать миллион", а не какой-то бессмысленный бред. И что культура — это чистота в общественных туалетах и на улицах, поезда по расписанию и окружающие тебя повсюду лицемерные улыбки. А постоянное чтение никчёмных книжонок — это психическое расстройство, а не культура.

А потому с какого перепугу и как молодой писатель оказался в Африке — бабушке неясно. Да, собственно, сам Гришковец не озадачивается вопросом — как это он, писатель, оказался в Африке? Что происходит в России, что тамошние писатели получают столько денег, сколько не получают люди в самой богатой стране мира, в США? Откуда у русских писателей столько денег, что они могут ездить в Африку? Откуда деньги? Может, экономика в России настолько могуча, а граждане настолько состоятельны, что подобное возможно? Или таки деньги, льющиеся из нефтяной трубы, в нашем квази-государстве распределяются так, что в Африке может оказаться даже писатель?

Бабушка задала следующий уточняющий вопрос — для чего писатель пишет, для телевидения или для кино? Ибо только там, путём написания успешных сценариев, можно заработать неплохие деньги. Книжонки, повторяю, на хер никому не нужны, и это известно всем и каждому. Когда же автор ответил, что он пишет книги, бабушке окончательно стало ясно, что собеседник врёт. Ну а что он должен был сказать? Не будет же он говорить, что ставит спектакли, что выступает на сцене, что чешет с гастролями по всей стране и живёт с этого? Он ведь живёт не по лжи, и потому сказал, что только пишет книги.

После этого бабушка вежливо выразила предположение, что Гришковец, очевидно, очень известный писатель, раз может позволить себе отдыхать в таком месте. После чего перестала улыбаться, скорее всего — потому, что не поверила, и решила, что её обманывают. Чего улыбаться, когда тебе врут в глаза? Какая радость отдыхать рядом с таким? И бабушка отошла к своему дедушке, к очевидному для Гришковца придурку. И, судя по всему, выразила недовольство тем, что дедушка привёз её туда, где тусуются воры из России. Из-за чего с ним и поругалась.

Что, как нетрудно догадаться, доставило советскому интеллигенту, который не опускается до обсуждения соседей, самую светлую радость. Так устроена тонкая душа властителя дум, как у стервозной кухарки на коммунальной кухне. Таким воспитала советского интеллигента мама.

Гришковец — он и в Африке Гришковец.

Однако, следующая цитата:
Самолётом компания Айр Ботсвана с чёрными пилотами и стюардессами неземной красоты долетели до Йоханнесбурга. Самолёт был забит как раз такими американцами и прочими вырожденцами в камуфляже и хаки (правда среди этой публики была одна тётка лет шестидесяти пяти, одетая в атласные широкие чёрные брюки, яркую блузку, на ней было много золота и у неё даже была причёска. Эта тётка была в жопу пьяная. Она едва могла идти. Она курила одну за одной, и курила даже когда подымалась в самолёт. В самолёте ей курить не дали, тогда она накрасила губы и уснула. Она единственная мне нравилась из всех. Я так боялся, что она американка, подошёл потом и спросил откуда она. Она оказалась испанка. И видно, что она пила уже несколько дней подряд. Есть всё-таки хорошие люди в мире.) Йоханнесбург на мой вкус собрал всё худшее от Америки и от Европы. И очень уродует Африку самим своим существованием. А потом мы летели одиннадцать часов до Парижа, в Париже был дождь... а сейчас я в Москве. Самолёт из Парижа в Москву был набит тинейджерами. Из Новосибирска, Тюмени, Сургута и ещё нескольких городов. Они неделю были в Париже, скупили, видимо, всё то, что французы никогда на себя не наденут, с утра были все пьяные и счастливые. Много матерились и несли ахинею. Но в каждом из них жизни было больше, чем во всех тех американцах вместе взятых.
Автор Гришковец по-прежнему пребывает в восторге от чернокожих аборигенов. Но самолёт, ведомый черными пилотами в компании неземной красоты стюардесс, забит американцами и прочими вырожденцами. Судя по всему, это тоже белые, скорее всего — европейцы. Небезынтересно было бы узнать, где придуман, разработан и собран самолёт, на котором перемещался автор Гришковец: в Ботсване, неземного ума аборигенами, или европейскими вырожденцами? Не страшно ли было — среди вырожденцев, на собранном вырожденцами самолёте?

Ситуация была безвыходной — надо было лететь среди выродков. Но тут автору свезло: в самолёт с трудом поднялась в жопу пьяная тётка лет шестидесяти пяти. Обратите внимание: в прошлый раз была старушка, в этот раз старушка — автор их просто притягивает. И сразу попустило. Существо в скотском состоянии немедленно привлекло внимание автора. Более того — даже понравилось. Что, согласитесь, весьма нехарактерно для человека образованного и воспитанного. В чём же причина такого влечения? Во-первых, она была одета не в глубоко чуждое Гришковцу хаки. Что такое хаки? Это ж тупые военные, а разве может культурному человеку нравиться что-то военное? Конечно, нет. То ли дело пьяная баба, увешанная золотом и "в яркой блузке". Во-вторых, секрет влечения в острой непереносимости лицемерных вырожденцев из числа американцев в целом. Трудно заподозрить в любви к алкашам, но что-то ведь заставляет говорить подобное?

Похоже, автор так ненавидит американцев, что готов мчаться даже к пьяной бабе — с целью выяснения гражданства. Ведь она же в жопу пьяная, а значит — нормальная. И надо только выяснить откуда она, ибо не может пьяная баба в атласных штанах быть из США. А может, автор внезапно узрел свой идеал — увешанный золотом и в жопу пьяный. К счастью Гришковца, пребывающая в многодневном запое алкоголичка оказалась испанкой. Есть всё-таки хорошие люди в мире, говорит счастливый автор.

Не менее характерно, что Гришковцу не нравится Йоханнесбург. Нетрудно догадаться, почему не нравится: это город, построенный белыми вырожденцами. Город как таковой — построен белыми и для белых, говорят — один из красивейших городов в Африке (если не самый красивый). Точнее, был таковым, пока не оказался в руках негров, после чего превратился в гигантскую помойку. Судя по всему, именно белая сущность города автора и бесит. То ли дело яранги из тростника, в которых живут милые чернокожие!

На обратном пути из Африки автор летел с подростками из России. Естественно, подростки из России тупые и малограмотные — скупили в Париже всё, что французы никогда на себя не наденут. Тут автор немного засбоил, представив западных вырожденцев более тонко чувствующими и даже разбирающимися в одежде. А разве может такое быть, с вырожденцами-то? Хотя, возможно, сказал это с целью умело мазнуть говном тупых российских подростков. Получилось. Ну и плюс неназойливо дал понять, что уж он-то в кишках подрубается не хуже французов.

Подростки при этом, по словам автора, были пьяные и много матерились. То есть вели себя именно так, как подобает соотечественникам. Если доводилось летать на самолёте возле компании пьяных дегенератов — забудешь такое нескоро. Дебильный хохот, дикие вопли, через слово матерщина, любая попытка привести в чувство заканчивается дракой. То есть типичная картина группового скотства, которым славятся пьющие сограждане. Вот сидят тихие, лицемерно улыбающиеся выродки из цитадели демократии, а рядом беснуется толпа пьяных уродов. Кто вызывает симпатии автора? Чувство прекрасного не подводит — автору милее пьяные скоты.

Судя по всему — подобное притягивает подобное.

Купить книгу "Год жжизни" на OZON.ru

Вахтанг Кикабидзе и Евгений Гришковец


10.12.2008.

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 09.02.11 00:48 | ответить | цитировать # 3


Кому: Mope4Ok, #1

> Не буду книгу покупать.

Сейчас же купи!!!


Goblin
отправлено 09.02.11 21:14 | ответить | цитировать # 7


Кому: Посетитель, #4

> Прошу прощения, у меня дежавю, или про это уже было?

Теперь это рецензия на книгу.


Goblin
отправлено 27.02.11 15:43 | ответить | цитировать # 22


Кому: maramin, #16

> Как хорошо срать на то, что не читал, не видел и не слышал - экономит время! Удобно :)

А может, ты просто дурак?



cтраницы: 1 все комментарии

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк