х/ф Автостопом по Галактике

12.07.05 17:53 | Goblin

Разное

Художественных книжек практически не читаю. Интерес к оным отсутствует. Разве только если очень надо для чего-нибудь прочитать. Ну типа все обсуждают что-то новое, а ты не читал. Приходится читать через силу. Иногда попадаются интересные, типа Пелевина. Но в массе — рвотный порошок. Потому и не читаю.

Последний интерес к чтению художественной литературы вообще и художественной в частности был в середине восьмидесятых, когда старательно учил английский. Регулярно захаживал в магазин "Планета" на Литейном, дом 30, где время от времени за немыслимые деньги продавали вражеские книжки. При средней цене на отечественную книгу 2-3 рубля, вражеские стоили от 8 до 15, что было очень, очень дорого. Например, "Крёстного отца" прикупил за 15, то есть по цене альбома с репродукциями.

Читать книжки на чужом языке поначалу очень интересно. Знаний мало, текст малопонятен, потому мозг лихорадочно рисует исключительно яркие и красочные картины происходящего в тексте, перебирая варианты и подбирая соответствия. Образное восприятие у большинства граждан после 14 лет отключается, и далее тексты воспринимаются "разумом", а не полным комплектом чувств и эмоций. Тех, кто данную способность не утрачивает, считают за поэтов, писателей, творцов. Наверно, не без оснований.

Ну так вот, читать на английском поначалу было здорово — уж больно ярко виделось, сопереживалось и отпечатывалось в мозгу. Именно тогда мне попалась книжка Дагласа Адамса "Путеводитель по Галактике" (Douglas Adams, The Hitchhiker's Guide to the Galaxy). Не именно эта, которая на фотке — эту мне один уважаемый камрад недавно задарил, а тоненький покетбук, украшенный надписью DON'T PANIC!

Я понятия не имел ни кто такой Даглас Адамс, ни что это за книжка. Внутри прочитал, что по этой книжке сделана какая-то легендарная радиопостановка на BBC, имевшая оглушительный успех. Что типа даже мини-телесериал по ней делали. Ну и принялся читать.

Книжка оказалась — выдающаяся, просто из ряда вон. Английский юмор "в исполнении" исключительно талантливого автора: идиотские герои, идиотские события, всё идиотское — как положено. Местами ржал как умалишённый, настолько бодро, ярко и талантливо написано. Книжка очень понравилась. Числится среди любимых.

Любознательным на заметку: электронных версий книг у меня нет, версии только бумажные.

И тут прослышал, что по замечательной книжке собираются делать фильм. Испытал глубокое недоумение: как по ней по такой можно снимать кино? Кто не читал — поясняю на примере.

Есть такая замечательная отечественная книжка "12 стульев". Как и любая книжка, состоит из текста. Текст делится на диалоги героев и авторские задвиги. Сказать, что смешнее — невозможно. Отделить одного от другого — немыслимо. Но если постановка диалогов на сцене и в кино никакой трудности не представляет, то визуализировать авторский текст зачастую не представляется возможным в принципе.

Например:
Ипполит Матвеевич леопардовым скоком приблизился к возмутительному незнакомцу и молча дернул стул к себе.
Или вот:
В коридоре шла ожесточенная борьба с огнетушителем. Наконец, человеческий гений победил, и пеногон, растоптанный железными ногами Паши Эмильевича, выпустил последнюю вялую струю и затих навсегда.
Замечательные образы. Как можно показать в кино "леопардовый скок"? Да никак. Как показать железные ноги и человеческий гений, побеждающий пеногон? Тоже никак. Как экранизировать декламацию вогонских стихов? Обратно никак. Можно только за кадром читать авторский текст, что в кино считается некоторым моветоном, выпукло характеризующим профессиональные навыки режиссёра. Текст "Автостопом по Галактике" изобилует исключительно смешными «авторскими пояснениями». Собственно, он весь из них состоит. Экранизировать это просто невозможно.

А тут глядь — фильм уже в кино дают! Пошёл, посмотрел. Естественно, упомянутый выше авторский текст до экрана не донесли. Чудес не бывает. Жалкие попытки чего-то там читать за кадром ничего не исправляют. Ещё более жалкие потуги увязать в кучку набор фраз-гэгов не вызывают ничего кроме зевоты.

Зато на роль Форда Префекта – оба-на! – назначили негра. Вот это находка! Очень тонкий юмористический ход! Не поспоришь, смешно. Лысому актёру Малковичу приделали волосы – вот где веселуха-то! До кучи приплели совершенно идиотскую, никчёмную сюжетную линию про диктатора — по всей видимости только для того, чтобы подыскать роль актёру Малковичу. Даже не пытались пояснить мега-шутку для чего хичхайкеру (путешественнику автостопом) полотенце, но не пожалели времени на рассказы про дебильные хлопушки. Мощный образ депрессивного робота Марвина не раскрыт вообще никак. Тупые полицейские – просто дегенераты. Короче, куда ни ткни — убожество.

Бюджет у фильма маленький. Поэтому сделать две головы Зафоду не смогли, пристроили дешёвенький "спецэффект". Спецэффектов в фильме очень много. Цена практически каждого — три копейки, что заметно невооружённым взглядом. Фантазия у создателей спецэффектов значительно жиже, чем у Дагласа Адамса. А ещё очень заметно, что режиссёр-дебютант любит творчество Терри Гильяма и много раз смотрел фильм «Бразилия». Но это дебютанту не помогло, нет.

Что тут сказать? Бывают фильмы отличные, бывают хорошие, бывают никакие. А бывают фильмы как "Автостопом по Галактике" — ниже всякой критики. Как фильм — полный отстой, как экранизация — отстой отстоя.

Книжка — откровенно идиотская. Но написана умным человеком и потому очень смешная. Кино — тоже идиотское. Потому что снято идиотами для идиотов. Тем не менее в России фильм нашёл своего зрителя. Зрителя, который всего пару лет назад ненавидел тупые блокбастеры, теперь только на них и ходит.

За последние двадцать лет российские граждане неплохо подготовились к восприятию откровенно идиотской продукции. Они годами смотрели развлекательные программы, уровень которых никогда не поднимается хотя бы до ватерлинии. Они смотрели там же так называемые юмористические шоу, уровень которых под ватерлинией можно замерять только особо длинной палкой. Читали замечательные книги чудесных авторов, выдающих на-гора по двадцать шедевров в месяц.

Всё это вместе взятое окончательно атрофировало у большинства зрителей остатки мозга. И настолько хорошо подготовило сегодняшних ценителей кинематографа, что те счастливы жрать любые помои — в том числе и фильмы типа "Автостопом по Галактике".

Идиотский фильм безошибочно находит зрителя-идиота. Жменю попкорна в раззявленый хавальник, струю сладкой воды следом — гыгыгы! Все довольны, все смеются. Причём радостнее всего смеются в наиболее тупых местах, как положено.

Полный отстой.

- В печку его, Зина, сейчас же! (c) Собачье сердце

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк