К юбилею Тарковского

05.04.07 14:26 | Goblin

Разное

Был такой советский режиссёр — Тарковский. Естественно, как это со всеми советскими интеллигентами было, выращенный и выкормленный советской властью, и за это её люто ненавидевший. Это характерная черта поведения советского интеллигента, в том числе — и Тарковского.

Фильмы Тарковского в СССР показывали постоянно и везде — как на обычных сеансах, так и особым образом. Не потому, что они собирали горы денег, а потому, что продвигали в народные массы разное — наряду с передачами классики по радио.

Выползаешь, к примеру, на Невский проспект, глядь на афиши, а там "неделя фильмов Тарковского". То есть в кинотеатре Колизей, к примеру, на всех сеансах кажут исключительно данного режиссёра фильмы, подряд целую неделю. А уж в кинотеатрах типа Знание и Нева вообще крутили круглогодично. И если у тебя был интерес к творчеству данного режиссёра — иди да смотри. Мы с друзьями, к примеру, всё смотрели в кино.

Общественность к творчеству данного гражданина была глубоко равнодушна. Ни сами фильмы, ни личность режиссёра — народные массы не интересовали вообще никак. Ну, примерно как народные массы абсолютно равнодушны к нему сейчас. Запускайте в прокат — и вас ждёт оглушительный коммерческий провал.

Но вчера мне по телевизору рассказали, что на самом деле всё было не так. Что снимать кино Тарковскому не давали. Надо думать, все свои 8 (восемь) фильмов в СССР он снял на свои деньги, а не на государственные. После чего умело организовал прокат шедевров в собственной сети кинотеатров. Есть, кстати, вполне конкретные цифры, сколько миллионов (именно миллионов) советских зрителей посмотрело каждый его фильм.

Рассказали, что Тарковский своими фильмами очень сильно боролся с советской властью. Так сильно боролся, что советская власть на яростную борьбу постоянно деньги выдавала, финансово обеспечивая должный накал разоблачений.

Что в кино его фильмы решительно не показывали. В смысле — не поступало указа ЦК КПСС показывать во всех кинозалах круглосуточно, а зрителей доставлять принудительным порядком, под конвоем.

Было бы крайне интересно перенести ситуацию в день сегодняшний, в торжество свободы. И сравнить, сколько денег на такие фильмы давали продюсеры тоталитарные, и сколько дают продюсеры свободного мира. Точнее, дают ли на такое деньги вообще.

Ну а потом оценить сборы от произведений данного толка и желание прокатчиков предоставлять под них кинозалы. Возможно, полторы извилины подадут признаки жизни.

В общем, в телевизоре всё было как обычно — врали настолько вдохновенно и так самозабвенно, что самим начинает казаться "а ведь так и было".

Для разнообразия можно ознакомиться с другой точкой зрения на отечественный кинематограф вообще и на Тарковского в частности:
...- Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год. Мы когда-то ставили с американцами «Синюю птицу», и у меня для журнала Variety брали интервью. Я им говорю, что кинотеатры в СССР посещают 4 млрд. зрителей в год. Они переспросили. Я снова: 4 млрд. Они попросили написать на бумаге, пересчитали нули и все-таки написали в журнале 1 млрд. Средняя цена билета была 22,5 копейки, вот и получались сборы 1 млрд. рублей со всей киносети. Этого хватало, чтобы вернуть кредит, вести производство, оплачивать тиражи фильмов. Примерно 550-570 млн. забирали у нас в виде налогов. Оставшегося хватало, чтобы делать такие картины, как «Война и мир» или эпопею «Освобождение», чтобы у нас с 1976 года ежегодно было 30 режиссерских дебютов. Мы создали на «Мосфильме» объединение «Дебют», условием работы в котором было: ставьте что хотите, снимайте как хотите, выход на экран зависит от проката — купит или не купит. Hо мы платили всему творческому составу повышенные ставки, чтобы они не были ущемлены по сравнению с теми, кто работает в «большом кино».

- Hо не все режиссеры могут снимать зрительское кино.

- Давным-давно известно, что в искусстве есть две тенденции: одна — искусство для зрителя, а другая — искусство для развития искусства. И фильмы, которые обогащали кинематограф, как правило, зрительским интересом не пользовались. Hо на них мы тоже находили деньги. Такой случай был у нас с Андреем Тарковским. Он полностью снял «Сталкера» — 7,5 тыс. м полезного материала, а потом весь материал забраковал — все в корзину: операторский брак. Hо снимал Георгий Рерберг, который был у Тарковского оператором на «Зеркале». Он брака не мог допустить, Рерберг и брак — понятия несовместимые. Тем более что Тарковский у него все до последнего кадра принял. Собрались, стали думать, что делать, и решили дать Андрею снять фильм заново. Опять выделили деньги, достали пленку «Кодак», которая была колоссальным дефицитом. Саша Княжинский пришел оператором, и фильм сняли по второму кругу. Hо зритель принимал «Сталкера» трудно. Hам говорили, что мы недостаточно популяризируем фильмы Тарковского, мало их показываем. Hо мы печатали по заявкам кинотеатров столько копий, сколько просили.
Как это там говорил Солженицин — жить не по лжи?
Ну-ну.

Ознакомиться с заметкой

Естественно, заметка не могла не встревожить многочисленных дебилов.

Немедленно поступили запросы про фильмы Тарковского:
Зачем вы все время ругаете Украину?
Перечитал заметку — про Украину ничего найти не смог.

Очередной майдан наблюдаю с интересом. Часто приходится слышать, что "Россия — страна дураков". Есть мнение, при нынешних раскладах Россию обставил серьёзнейший конкурент.

Больше жару, пацаны! На вас смотрит весь мир, президент Ющенко снова сделал Украину популярной.
Что ты хочешь сказать, что при советской власти было хорошо?
Специально для малолетних: смотря кому, смотря где, смотря когда. Погляди вокруг себя, сынок, и, возможно, сможешь заметить, что люди живут очень по-разному. Одни богатые, другие бедные, одни счастливые возвращаются с югов, другие последних родственников несут хоронить. Это, сынок, не говорит о том, что ты живёшь в аду. Это говорит о другом.

Режиссёр Тарковский, например, имел прекрасные возможности заниматься любимым делом — и успешно им занимался. То, что им сделано — оно сделано в СССР, на советские деньги. За своё творчество режиссёр Тарковский получал огромные по тем временам деньги, получал отличные отзывы критиков, имел всесоюзную славу.

Заметка, сынок, она про то, что врать — нехорошо.
Ты вырос в колбасно-сосисочном обществе, которому в кино доступны только ржачка и мясо. Другие, как я, выросли в обществе учителей, библиотекарей и МНСов, где Тарковского любили безоговорочно и искренне считали, что его "задвигают", мало показывают.
Вырос я в обществе профессиональных педагогов, серьёзных научных сотрудников и суровых военных. Это позволяло с раннего детства смотреть на окружающую действительность с разных сторон. Трудовую биографию начал с должности библиотекаря Академии Наук.

Вокруг меня не было людей, которые что бы то ни было "любили безоговорочно". Они встречались только в детском саду, где контингент безоговорочно любил дедушку Ленина. Взрослые люди подобного толка в основном были собраны в профильных лечебных учреждениях, где получали квалифицированную медицинскую помощь.

В том обществе, где я вырос, гражданам было доступно всё, имевшееся в наличии на текущий момент. К примеру, доступность сосисок была на самом высоком уровне. Вот самих сосисок было не очень много, это да. Зато фильмы Тарковского были представлены в изобилии. Посмотреть их мог любой желающий — в обычном кинотеатре. Тот, кто говорит, что фильмы Тарковского не показывали — умышленно лжёт.

Что до тех, которые "искренне считали, что Тарковского задвигают" — заметка как раз о них, "живущих не по лжи". И про выращенных ими детей.

Ну а о том, что доступно лично мне — спору нет, тебе из погреба виднее.
Но ведь это была тюрьма народов!
Малолетним дуракам — сюда.

Подписывайся на наш канал на Платформе



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк