-
Вот и девятое мая уже на носу – а я всё вдали от исторической родины, на Чёрном море. Немногочисленные ветераны, отдыхающие в г. Геленджик, надели медали, ордена, планки. Ходят, узнают друг друга на улицах, здоровкаются, обсуждают всякое, былинное. Ну и мы, конечно, с карельской делегацией тоже в духоте не сидим – весна ведь. Гуляем по набережной, в том числе, бывает, и ветеранам навстречу. И вот буквально вчера видим – идёт дед, полковник, под наградами буквально не видать мундира, в числе прочего Орден Красного Знамени, передвигается бодро, без вспомогательных приспособлений. Поглядели друг на друга, разминулись. Тут один достаточно юный карел и говорит:
- У меня тоже дед воевал, царство небесное. Первый Украинский фронт. До Чехословакии дошёл. С этим, ну как его… то ли Власов, то ли...
Вот так. Поведал когда-то дедушка внучку про бои с власовцами, поэтому внучок теперь вспоминает, что дед находился под командованием лидера РОА. А события всем известной войны незаметно отодвинулись ещё на годик, и вспомнить о них лично – а значит, и рассказать – может всё меньшее количество людей. К чему это ведёт? Ведёт это к тому, что в противостоянии зергов и протоссов нонешние младые умы разбираются гораздо лучше и полнее, чем в битвах ничуть не менее масштабных и захватывающих, которые гремели в своё время буквально за окном. Тот факт, что в тогдашних боях и походах участвовали родные деды и прадеды, интерес молодой поросли к событиям былых времён обостряет не всегда, потому как одно дело купаться в современном разноцветном медиапотоке, а другое – слушать рассказы ветеранов, зачастую плохо говорящих и плохо слышащих вопросы. Первое гораздо доступнее и прикольнее. Книжки нонче не в фаворе, а военные фильмы и телесериалы про ту войну всё чаще лепят деятели, которым легко даст фору по части исторической подготовки даже мой земляк. Значит ли это, что способов донести до подрастающего поколения истину о тех суровых днях не осталось? Разумеется, способы есть.
Не так давно публиковал ссылку на высказывание начальника Генштаба России Н. Макарова о том, что патриотическое воспитание молодёжи традиционными методами в целом исчерпало себя, и нужно искать новые пути. Спорить с генералами вообще трудно, а уж когда они безусловно правы – невозможно вовсе. Всё, что замечательно действовало на детей ещё пятнадцать-двадцать лет назад – песни про Родину, фильмы про Родину, массовые молодёжные организации, уроки истории в школе – вызывает у детей сегодняшних либо зевоту, либо смех. Причин тому много, и заключаются они, конечно же, не в самих детях. Причины – в том, что общество изменилось радикально, и способы эффективного воздействия на публику изменились вместе с ним. Прививать сегодняшней молодёжи патриотический способ мышления с помощью песен типа «В музейном зале дымом пахнет воздух, и тишина грохочет как гроза» — это примерно как подарить другу на день рождения радиолу «Урал-112». Радиола «Урал» — безусловно, замечательная вещь, но реакция одаренного может серьёзно отличаться от запланированной.
В качестве одного из новых способов патриотического воспитания генерал Макаров предложил изготовление под эгидой оборонного ведомства «компьютерных игр военно-патриотической направленности». И вновь сомневаться в правильности хода мыслей генерала не приходится – если есть в двадцать первом веке средство пропаганды, сравнимое по эффективности с кино и телевизором, то это для молодёжи, безусловно, компьютер. Но. Но! Мне из Геленджика трудно оценить масштаб компьютерно-игровой эрудиции начальника Генштаба, однако такие игры существуют давным-давно. Например, замечательный авиасим Ил-2 уже привил интерес к военной истории десяткам тысяч людей, и если бы государство озаботилось воспитательными играми пораньше, результат вполне мог бы быть ещё более выразительным. Ну а пока создатели «Ил-2» трудятся над игрой про воздушную битву за Британские острова – Родина то ли не хочет, то ли ещё не умеет заинтересовывать в сотрудничестве даже лучших специалистов по интерактивным средствам популяризации своего героического прошлого.
Примерно так же обстоит дело и с другими военно-патриотическими проектами. Все они выпускаются людьми, глубоко неравнодушными к историческим вехам страны, и весьма ценятся точно такими же неравнодушными игроками. И серия военно-тактических игр «Вторая Мировая», и стратегическая линейка «В тылу врага», и симулятор разведчика «СМЕРШ» способны уложить в голове ребёнка или подростка ничуть не меньше информации о происходившем почти семь десятилетий назад, чем любой общеобразовательный учебник. Причём информация эта будет подана не в форме принудительного заучивания, чаще всего влекущего за собой глубокое отвращение к теме, а через личное участие в процессе работы на Победу. Примечательно, что все три игры сейчас изданы одним сборником и распространяются за вполне умеренные деньги. О том, что именно найдёт пользователь под обложкой, беседуем с руководителем отдела игровой разработки фирмы "1С" Давыдом Филипповым.
Давыд Яковлевич, привет! Согласен ли ты с генералом Макаровым по части необходимости изготовления и возможно даже господдержки военно-патриотических игр?
Привет, Всеволод Николаевич! Рад тебя видеть в полном здравии, да и вообще рад, потому что ты хоть и в Геленджике, но тем не менее всё равно что рядом, а все благодаря твоему Опергеймеру.
Что касается позиции генерала. В целом, согласен, и даже более того, я еще до генерала Макарова пришел к такому же выводу. Поэтому наша серия военных игр «Вторая мировая» — это не просто развлечение. Это, если можно так сказать, интерактивный учебник. Как бы, может быть, пафосно не звучало, но с моей точки зрения Вторая Мировая – одно из самых важных событий XX века, в котором трагедия и героизм достигли своего пика, и не отметить это в игре просто невозможно. Не в последнюю очередь игра – дань памяти ветеранам, их подвигу. Более того, мне бы очень хотелось, и это тоже одна из целей, чтобы нынешнее подрастающее поколение изучало историю, в том числе и по нашим играм. Понятно, что книги и фильмы не помешают, но уж если до них не доходят руки, то пусть уж по нашей игре, а не по, прости Господи, какой-нибудь поделке типа «Враг у ворот».
Я это, кстати, на полном серьезе говорю во всех интервью, а все СМИ этот абзац вырезают. Надеюсь, ты-то не вырежешь.
Расскажи вкратце про игру «Вторая Мировая: Освобождение Белоруссии». Почему было решено посвятить данное дополнение к «ВМ» боям за именно эту советскую республику?
Дык, это как раз просто. Мы вообще все основные операции войсковые времен ВоВ старались реконструировать, а тут смотрим, уже почти всё окучено так или иначе, и стали думать, что же делать, и тут нам один из наших фанатов-мододелов говорит: «А давайте сделаем про Белоруссию, тема то», — говорит – «интересная». Ну, я подумал – и впрямь интересная. Витебско-Оршанская фронтовая наступательная операция являлась крайне важной частью стратегической операции «Багратион», и без неё последняя удалась бы вряд ли.
Ну и сделали. Как раз яркий пример индустриальный, когда товарищ с улицы делает коммерческий мод в сотрудничестве с разработчиками.
Я, кстати, несколько раз интервью давал по поводу данного издания, для Минского телевизора. «А скажите что-нибудь хорошее про Белоруссию?», этого вопроса я никогда не забуду, да.
Какие наиболее примечательные улучшения обнаружит игрок, уже знакомый с оригинальной «ВМ»?
Новые карты, новые интересные миссии в двух кампаниях.
Игра «В тылу врага 2», насколько я помню, хапнула в своё время множество призов. Сейчас можно ознакомиться с набором дополнительных миссий, где про наших отцов и дедов не говорится вообще ничего. На твой взгляд, борьба Рейха и англичан в Африке определяла что-то в судьбе СССР?
Несмотря на то, что у нас бытует мнение, будто в Африке союзнички, по большей части в шортах прогуливались в погоне за Роммелем, на самом деле воевали там будь здоров, очень даже сильно. Эйзенхауер, Монтгомери ведь именно там зажигали. В общем, нужно понимать, что любая танковая дивизия, воевавшая в Африке, уже не могла этого сделать на Восточном фронте, а ведь там их было больше одной – в состав Африканского корпуса входило несколько стрелковых и танковых дивизий, не говоря уже о дополнительных материально-технических ресурсах.
В общем, есть мнение, что вполне себе неплохо там воевали все. Наш новый проект, кстати, как раз и посвящен данному театру военных действий – «Искусство войны. Африка 1943».
Понятно, что к разработке игр «Лиса Пустыни» и «Смерть Шпионам» отношения ты, скорее всего, не имел, так как они создавались другими командами, но тем не менее, может есть что сказать про них?
Ну что сказать? С большим удовольствием и интересом наблюдаю за серией игр «В тылу врага», во все части с огромным удовольствием играл, разработчики, можно сказать, сделали лучшее в своём жанре, и насколько я знаю, не останавливаются на достигнутом. «Лис пустыни» — весьма любопытный проект, качество опять на максимальной высоте, оценки зарубежной прессы, кстати, очень высокие. Т.е., если кто ещё не играл, строго рекомендую.
Кстати, опять не могу удержаться и не рассказать про наш проект, а именно «Чёрные бушлаты». Наверняка слышал в босоногом детстве песню В. Высоцкого с аналогичным названием? Это где «Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты дадут нам возможность сегодня увидеть восход.» Так вот, делаем на движке «В тылу врага», по сценарию (т.е., в самом тесном сотрудничестве) писателя А. Зорича. Задача – воссоздать атмосферу боя, моря, десанта. Подвиг советских морских пехотинцев сам по себе круче любой компьютерной игры, ведь это элитные части советских вооруженных сил, поэтому будет очень интересно, я надеюсь. Уже скоро, причём.
Про «Смерть Шпионам» сказать могу меньше. На мой взгляд, отличная концепция и реализация, эдакий Хитмен, но про войну. Плохо ли – подкрасться к полицаю, да и всадить ему финку под ребро. Я когда мальчишкой был, о таком и мечтать не мог, а тут нате вам, пожалуйста, играй в разведчика. Причем не такого, как Штирлиц, а в сына его, майора Вихря.
Фирма 1С теперь практикует продажу игр напрямую с сайта, лишая пользователя необходимости мчаться в магазин вдоль плохой погоды. Как считаешь, есть ли у онлайн-торговли ещё какие-нибудь преимущества в сравнении с обычными способами распространения игр?
Я, конечно, не эксперт в этой области, но на вопрос ответить постараюсь. Последний год практически все выпускаемые 1С игры доступны к покупке в онлайн-магазине. Однозначно — это удобно, потому что, как ты правильно заметил, не нужно бегать в поисках, париться на тему «заказал ли соседний ларёк игру и привезут ли её в срок». А у наших друзей из ближнего и дальнего зарубежья вообще альтернативы порой нет. Очевидно, продажа РС-игр перейдёт по большей части в онлайн, как это уже произошло за рубежами нашей необъятой Родины. Пока, конечно, в силу различных технических причин, как то – не везде есть интернет, не везде он скоростной или неограниченный, так и в силу наших ментальных установок, согласно которым если купил, нужно на руках что-то иметь в виде диска, продажи, конечно, не сильно большие, но наверняка это всё изменится в течение ближайших лет, и в лучшую сторону. Если, конечно, будет что продавать!
Сборник «За Родину» выходит в свет перед праздником Победы. Сомневаюсь, что кто-то станет делать такой подарок ветерану, но думаю, человек, ознакомившийся с этими играми, наверняка сможет полнее оценить жизненный путь своего деда или прадеда, особенно если в армии играющий ещё не побывал. Как считаешь, несут ли вошедшие в сборник игры какой-то, скажем так, мировоззренческий заряд?
На мой взгляд, это гораздо конструктивнее и полезнее, чем георгиевские ленточки, которые на машины вешают в День Победы. Поиграл, вспомнил про то, как дед воевал, узнал, возможно, что-то новое для себя. В общем, думаю, польза от подобных сборников есть.
Сборник игр о Великой Отечественной «За Родину»
|