В Государственном Эрмитаже, в залах Главного штаба проходит выставка
«Борис Смелов. Ретроспектива», организованная Государственным Эрмитажем и галереей
pARTnerproject (Москва), при участии Фонда Бориса Смелова. На экспозиции представлено более 90 произведений (натюрморты, портреты, городские пейзажи) из коллекции галереи pARTnerproject и частных собраний.
Фотограф Борис Смелов (1951—1998) ещё при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком. Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Его «Аполлон» стал символом петербургской культуры конца двадцатого века, ёмким и многозначным.
Борис Смелов. Аполлон. Летний Сад. 1978.
Творчество Бориса Смелова — ценное и яркое явление петербургской культуры 1970-х — 1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвящённое и Петербургом определённое. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии, с произведениями Картье-Брессона, Дуано и Кёртиса. Его Петербург — не просто город, но Город с большой буквы. В нём есть что-то роднящее с образом Города другого великого фотографа — парижанина начала XX века Эжена Атже, к которому Смелов оказался очень близок.
Выставка, представленная в Эрмитаже, — первая большая музейная персональная выставка фотографа на родине. Жаль, что это событие, о котором не всякий художник отваживается мечтать, случилось через 11 лет после нелепой смерти автора.
Куратор выставки — Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке выпущен иллюстрированный каталог на русском и английском языках (Издательство KERBER, Германия, 448 страниц, 332 иллюстрации).
Выставка в, пожалуй, главном музее страны открыта до 28 июня. Неповторимая духовность чёрно-белых отпечатков Бориса Смелова к просмотру рекомендуется категорически.
Государственный Эрмитаж