А вот что пишет
Независимая Газета на злободневную тему богословского моделирования:
Сейчас фантастика несколько утратила свои позиции воспитательной литературы для молодежи, будучи потеснена компьютерными играми. Трудно не согласиться с мнением Дмитрия Goblina Пучкова, что нынешние дети проходят первую компьютерную игру до того, как прочитывают первую книжку. Другое дело, что немалая часть этих игр основана на научно-фантастических и фэнтезийных книгах, в которых сценаристы стрелялок, стратегий и квестов черпают свое вдохновение.
По мнению многих литературоведов, главной проблемой новой фантастики и компьютерных игр становится поточность их производства, которая не только резко ухудшает качество, но и создает проблему «привлекательного зла». Как выяснилось, нарисовать образ харизматичного и обаятельного злодея намного проще, чем выписать правдоподобного и нескучного ревнителя добра. На практике же книги и игры заполонили благородные вампиры и зомби, честные разбойники и наемные убийцы, обаятельные демоны и некроманты.
Богословское моделирование. Вера в фантастику и вера в фантастике
Согласен, надо делать компьютерные игры про героев "старой фантастики", главным качеством которых была, конечно же, обострённая доброта. Типа как у Руматы Эсторского, например. Путешественник Во Времени Герберта Уэллса, дробивший черепа морлоков рычагами от Машины — тоже замечательная кандидатура. Конан-варвар вполне подойдёт. Товарищи Гусев и Лось из "Аэлиты", щедро окропившие планету Марс кровью пролетарской революции. Батальон претендентов, и все как один — образцы благодушия. Ведь "старая фантастика" была напрочь лишена поточности производства, поэтому на выходе получались сплошь шедевры гуманизма. Воспитательное воздействие шедевров на самую читающую страну в мире оказалось таким сильным, что девчонки в хорошую погоду уже действительно ходят по улицам почти голышом, примерно как в "Туманности Андромеды". И если кто-то сбивает молодую поросль с пути истинного, так это только режущие и душащие лидеров ОПГ Хитмэн и Нико Беллич, постоянно гуляющий по лезвию бритвы Риддик, против своей воли превращённые в нежить герои игр серии Vampire: The Masquerade и прочие воплощения Мирового Зла. Ну и, само собой, "благородные зомби" за компанию с "обаятельными некромантами" — от этих вообще не спрятаться и не скрыться.
На самом деле, игр, где тебя принуждают играть за конченую тварь, принципиально себя позиционирующую как тварь — раз-два и обчёлся. В Dungeon Keeper ты назначен адским отродьем (задача которого, кстати, сугубо охранительная — чтобы крысы в доспехах не нарушали суверенитет подземелья и не расхищали достояние бесовской коммуны). В Postal тебя мечтает убить каждый, кто видит, и вряд ли это повод для припадка человеколюбия. В RapeLay ты насильник с отклонениями в голове. Про эти игры и впрямь можно сказать, что там по отношению к людям герой являет собою "зло", возможно даже для кого-то "привлекательное". Но игр таких, повторюсь, совсем мало. А вот если ты в ходе прохождения GTA или Mafia носишься по городским кварталам, не вспоминая о правилах дорожного движения, курочишь автомобили граждан, избиваешь всех, кто не понравился и сноровисто расстреливаешь подъехавшую полицию — это говорит строго о твоих личных качествах и наклонностях, а вовсе не о степени жестокости игры. Герой здесь наделён гораздо большей силой и живучестью, нежели средний NPC, и имеет возможность (подчёркиваю — возможность) цинично этим пользоваться. Недавняя игра Prototype — тоже замечательный психологический тест, позволяющий увидеть себя в обнимку с физическим могуществом и неуязвимостью. Швыряясь автомобилями по мечущимся горожанам и радостно хихикая, знай — в реальной жизни тебя от насилия удерживает в основном страх. Так называемое зло живёт в тебе, а не в игре.
Говорят, что власть, деньги и прочие житейские достижения "портят людей". Мол, буквально пару лет назад можно было позвонить соседу Васе в любое время дня и ночи с любой просьбой, потому что все мы, мужики с нашего двора, были корешами. А теперь Вася загордился, поставил железную дверь, решётки на окна, купил новые жигули, сменил номер мобильника и никому его не говорит. И денег в долг не даёт, хотя у него их куры не клюют. В общем, сволочь! Испортили Васю, разумеется, новая непьющая жена и должность прораба. Был "человек", а стал "начальник", которому На Людей Насрать, который нас считает за муравьёв.
А Вася ведь на самом деле не переродился в марсианина. Вася просто получил возможность жить так, как втайне хотел всегда — за железной дверью и за стеклом жигулей. Получил моральную и материальную независимость от дворовой общины. Именно поэтому теперь Вася — вот такой, а мы для него — субстрат. Но если кажется, что лично ты на месте Васи остался бы прежним, то лучший тест — игра Prototype. В Prototype ты, конечно, не прораб, но тоже имеешь возможность чихать на всех. И в игре GTA. И в игре Fallout. Когда добрые и отзывчивые знакомые рассказывают мне, что Fallout 1 или 2 интереснее всего проходить огнём, мечом и колёсами (доводилось слышать аж несколько раз от незнакомых друг с другом людей), оставляя после себя в каждом населённом пункте только горы трупов, личности этих знакомых неизменно дополняются в сознании новыми существенными штрихами.
Возвращаясь к теме цитаты. Может ли компьютерная игра воспитать преступника? Разумеется, нет. Угон автомобилей в GTA и в реальной жизни — несколько разные навыки. И чем больше тачек потырено в Либерти Сити, тем меньше времени остаётся на освоение настоящего крючка и свёртыша. Но свернуть набекрень неокрепший рассудок игре, разумеется, по силам. На днях вон очередной геймер-сектант с гениальными наклонностями в г. Москва повесился на сетевом шнуре. Чтобы чадо не кончило как
мальчик Понгсаторн
или как
мальчик Дэниел, существуют с одной стороны возрастные рейтинги, крупными цифрами написанные на коробках, а с другой — ничто не мешает родителю играть за компанию с киндером, наблюдая и комментируя происходящее. Коли уж интересуешься знакомствами ребёнка во дворе, неплохо бы интересоваться и его знакомствами в мониторе. Потому что воспитывают наследника не "ревнители добра" в играх (будучи ребёнком, их фиг отличишь по поведению от "мразей и сволочей" — эти мочат всех и эти мочат всех), а папины моральные установки — если, конечно, папа хотя бы сам знает, что такое хорошо и что такое плохо.
P.S. А ведь, говорят, StarCraft II выходит уже в текущем годе. Если ты ещё не завёл детишек — подумай дважды. Возможно, будет не до них.