Про воспитательные игры

19.06.09 14:27 | Сева | 160 комментариев »

Стримы

А вот что пишет Независимая Газета на злободневную тему богословского моделирования:
Сейчас фантастика несколько утратила свои позиции воспитательной литературы для молодежи, будучи потеснена компьютерными играми. Трудно не согласиться с мнением Дмитрия Goblina Пучкова, что нынешние дети проходят первую компьютерную игру до того, как прочитывают первую книжку. Другое дело, что немалая часть этих игр основана на научно-фантастических и фэнтезийных книгах, в которых сценаристы стрелялок, стратегий и квестов черпают свое вдохновение.

По мнению многих литературоведов, главной проблемой новой фантастики и компьютерных игр становится поточность их производства, которая не только резко ухудшает качество, но и создает проблему «привлекательного зла». Как выяснилось, нарисовать образ харизматичного и обаятельного злодея намного проще, чем выписать правдоподобного и нескучного ревнителя добра. На практике же книги и игры заполонили благородные вампиры и зомби, честные разбойники и наемные убийцы, обаятельные демоны и некроманты.
Богословское моделирование. Вера в фантастику и вера в фантастике

Согласен, надо делать компьютерные игры про героев "старой фантастики", главным качеством которых была, конечно же, обострённая доброта. Типа как у Руматы Эсторского, например. Путешественник Во Времени Герберта Уэллса, дробивший черепа морлоков рычагами от Машины — тоже замечательная кандидатура. Конан-варвар вполне подойдёт. Товарищи Гусев и Лось из "Аэлиты", щедро окропившие планету Марс кровью пролетарской революции. Батальон претендентов, и все как один — образцы благодушия. Ведь "старая фантастика" была напрочь лишена поточности производства, поэтому на выходе получались сплошь шедевры гуманизма. Воспитательное воздействие шедевров на самую читающую страну в мире оказалось таким сильным, что девчонки в хорошую погоду уже действительно ходят по улицам почти голышом, примерно как в "Туманности Андромеды". И если кто-то сбивает молодую поросль с пути истинного, так это только режущие и душащие лидеров ОПГ Хитмэн и Нико Беллич, постоянно гуляющий по лезвию бритвы Риддик, против своей воли превращённые в нежить герои игр серии Vampire: The Masquerade и прочие воплощения Мирового Зла. Ну и, само собой, "благородные зомби" за компанию с "обаятельными некромантами" — от этих вообще не спрятаться и не скрыться.

На самом деле, игр, где тебя принуждают играть за конченую тварь, принципиально себя позиционирующую как тварь — раз-два и обчёлся. В Dungeon Keeper ты назначен адским отродьем (задача которого, кстати, сугубо охранительная — чтобы крысы в доспехах не нарушали суверенитет подземелья и не расхищали достояние бесовской коммуны). В Postal тебя мечтает убить каждый, кто видит, и вряд ли это повод для припадка человеколюбия. В RapeLay ты насильник с отклонениями в голове. Про эти игры и впрямь можно сказать, что там по отношению к людям герой являет собою "зло", возможно даже для кого-то "привлекательное". Но игр таких, повторюсь, совсем мало. А вот если ты в ходе прохождения GTA или Mafia носишься по городским кварталам, не вспоминая о правилах дорожного движения, курочишь автомобили граждан, избиваешь всех, кто не понравился и сноровисто расстреливаешь подъехавшую полицию — это говорит строго о твоих личных качествах и наклонностях, а вовсе не о степени жестокости игры. Герой здесь наделён гораздо большей силой и живучестью, нежели средний NPC, и имеет возможность (подчёркиваю — возможность) цинично этим пользоваться. Недавняя игра Prototype — тоже замечательный психологический тест, позволяющий увидеть себя в обнимку с физическим могуществом и неуязвимостью. Швыряясь автомобилями по мечущимся горожанам и радостно хихикая, знай — в реальной жизни тебя от насилия удерживает в основном страх. Так называемое зло живёт в тебе, а не в игре.

Говорят, что власть, деньги и прочие житейские достижения "портят людей". Мол, буквально пару лет назад можно было позвонить соседу Васе в любое время дня и ночи с любой просьбой, потому что все мы, мужики с нашего двора, были корешами. А теперь Вася загордился, поставил железную дверь, решётки на окна, купил новые жигули, сменил номер мобильника и никому его не говорит. И денег в долг не даёт, хотя у него их куры не клюют. В общем, сволочь! Испортили Васю, разумеется, новая непьющая жена и должность прораба. Был "человек", а стал "начальник", которому На Людей Насрать, который нас считает за муравьёв.

А Вася ведь на самом деле не переродился в марсианина. Вася просто получил возможность жить так, как втайне хотел всегда — за железной дверью и за стеклом жигулей. Получил моральную и материальную независимость от дворовой общины. Именно поэтому теперь Вася — вот такой, а мы для него — субстрат. Но если кажется, что лично ты на месте Васи остался бы прежним, то лучший тест — игра Prototype. В Prototype ты, конечно, не прораб, но тоже имеешь возможность чихать на всех. И в игре GTA. И в игре Fallout. Когда добрые и отзывчивые знакомые рассказывают мне, что Fallout 1 или 2 интереснее всего проходить огнём, мечом и колёсами (доводилось слышать аж несколько раз от незнакомых друг с другом людей), оставляя после себя в каждом населённом пункте только горы трупов, личности этих знакомых неизменно дополняются в сознании новыми существенными штрихами.

Возвращаясь к теме цитаты. Может ли компьютерная игра воспитать преступника? Разумеется, нет. Угон автомобилей в GTA и в реальной жизни — несколько разные навыки. И чем больше тачек потырено в Либерти Сити, тем меньше времени остаётся на освоение настоящего крючка и свёртыша. Но свернуть набекрень неокрепший рассудок игре, разумеется, по силам. На днях вон очередной геймер-сектант с гениальными наклонностями в г. Москва повесился на сетевом шнуре. Чтобы чадо не кончило как мальчик Понгсаторн или как мальчик Дэниел, существуют с одной стороны возрастные рейтинги, крупными цифрами написанные на коробках, а с другой — ничто не мешает родителю играть за компанию с киндером, наблюдая и комментируя происходящее. Коли уж интересуешься знакомствами ребёнка во дворе, неплохо бы интересоваться и его знакомствами в мониторе. Потому что воспитывают наследника не "ревнители добра" в играх (будучи ребёнком, их фиг отличишь по поведению от "мразей и сволочей" — эти мочат всех и эти мочат всех), а папины моральные установки — если, конечно, папа хотя бы сам знает, что такое хорошо и что такое плохо.

P.S. А ведь, говорят, StarCraft II выходит уже в текущем годе. Если ты ещё не завёл детишек — подумай дважды. Возможно, будет не до них.

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Сева
отправлено 19.06.09 14:47 # 2


Кому: 7eventxt, #1

> старое гуманее было, лишенное поточности. разе не так?

ебашили там всех направо и налево

но, безусловно, гуманнее ебашили, без ненависти :о)))

> раньше добро как то добрее было что-ли.

и трава зеленее, я тоже заметил


Сева
отправлено 19.06.09 15:30 # 10


Кому: Chiffa, #4

> Нагло врут. Открытый бета тест хорошо если на Близзконе стартует + минима пол года = начало 2010 в лучшем случае.

прошла вот такая новость:

http://games.compulenta.ru/434911/

> > А вот если ты в ходе прохождения GTA или Mafia носишься по городским кварталам, не вспоминая о правилах дорожного движения
>
> Ездишь по правилам в ГТА?

речь в статье - не про меня

смысла обсуждать лично меня не вижу никакого


Сева
отправлено 19.06.09 15:30 # 11


Кому: Dennn, #5

> В Ra[p]eLay ты насильник

сенкз


Сева
отправлено 19.06.09 15:31 # 13


Кому: Zavhoz, #6

> Предлагаю сделать игру где надо играть чисто положительным героем, то есть живущим по заповедям.

и принуждать детей проходить её в качестве домашнего задания!!!


Сева
отправлено 19.06.09 16:08 # 19


Кому: Lobo, #12

> Интересно, играл ли автор статьи хотя бы в одну компьютерную игру из тех что он упомянул

судя по "обаятельным некромантам" и "благородным зомбям", автор выше тупых детских забав

> Однобокость данных нападок на игры, с элементами насилия, у думающего человека, кроме иронии ничего уже не вызывает. Ну если хочется поговорить о манипуляции сознанием молодого поколения, то необходимо рассматривать проблему в комплексе, через все аспекты жизни общества.

и ещё - через понимание того, что есть ребёнок и чем он дышит

> Это от недалекости авторов или заранее спланированная акция?

вот бы узнать!!!

> >Как выяснилось, нарисовать образ харизматичного и обаятельного злодея намного проще, чем выписать правдоподобного и нескучного ревнителя добра.
>
> Кем выяснилось?

наукой доказано!!!

> Сева, ты как работник-игродел, можешь посоветовать контору, занимающуюся компьютерной анимацией?

если хочешь предложить анимационной конторе что-то конкретное, сформулируй и кинь мне на мыло seva@oper.ru


Сева
отправлено 19.06.09 16:18 # 24


Кому: Ancz, #15

> Я, конечно, извиняюсь, но Vampire: The Masquerade - это игровая система, а не игра.

блин, давно дело было - уже всё путаю

сенкз


Сева
отправлено 19.06.09 16:33 # 26


Кому: TruthDisciple, #23

> У меня лично такое ощущение, что в статье речь идет немного не о фантастике, а, скорее, о фэнтези - оно, по сути, тоже относится к фантастике, но коренным образом от нее отличается.

там обо всём, в том числе и о вытеснении т.н. "научной фантастики" фентезями

а фентезей - компутерными играми

и что игры наследуют у фентезей принципы создания характеров перцонажей

> В отличие от научной, например, фантастики, в фентези всегда есть шаблонные добрые паладины и злые демоны.

потому что оно для детей, а дети воспринимают мир именно так

правда, в т.н. научной фантастике подобное тоже сплошь и рядом, что не мешает ей считаться "научной"


Сева
отправлено 19.06.09 16:36 # 27


Кому: Мрачное Нечто, #25

> Четверо христианских добрых детишек с улыбкой на лице бегают по сказочной стране и рубают в капусту нехуйственного такого размера ножиками различных сказочных существ. Сотнями.

как сказал один священник на вопрос о греховности убиения врагов на войне - ну, я ж православный христианин, а не толстовец!


Сева
отправлено 19.06.09 16:44 # 31


Кому: Sniff, #28

> А что про Диаблу 3 говорят?

пока лучше её вообще из памяти вычеркнуть - чтобы проще жилось


Сева
отправлено 19.06.09 16:48 # 32


Кому: Chiffa, #30

> Тоже вот говорят до конца года, но по мне начало 2010 - более реальная дата.

до нас точно раньше не довезут

> Кстати вот Battle Report 3: http://www.viddler.com/explore/gamechosun/videos/77/260.675

государству Южная Корея пора бы начать закупки смирительных рубашек - во избежание


Сева
отправлено 19.06.09 23:11 # 58


Кому: XaoSS, #21

> а конторы которую заинтересует сценарий RTS-RPG игры?

на последней КРИ фирма Аструм активно разыскивала людей, способных строчить всякое на заказ


Сева
отправлено 19.06.09 23:14 # 59


Кому: revving, #33

> на околоигровые темы Сева излагает, извините, охуенно. Смотрит на жисть не настолько циничным взглядом как Д.Ю. плюс соответствующего кругозора по теме побольше. Очень такой правильный "рупор поколения" получается. В детали не лезет - и правильно, любить большеглазых девок или морпехов - личное дело каждого.
> А в общем и глобально - отоваривает метко и по делу.

сильно рад, что находит отклик!


Сева
отправлено 19.06.09 23:20 # 61


Кому: Мрачное Нечто, #37

> Камрад на ОФ в свое время рассказывал, даже вроде в Пене было.
> Работал он в аутсорсинговой конторе приходящим админом. И выпала ему фишка класть сети в неком церковном заведении. Дабы попы не скучали, он установил им помимо стандартного наборо софта Q1.
>
> Ну попы тему решили сразу заценить, сели полукругом около компа и рубятся. Заходит некий главный батюшка, глянул поверх голов - подопечные из шафта чертей каких-то рубают массово. Подумал и изрек:
> - Богоугодная игра!
>
> Так что всех олдскулл квакеров смело зачисляем в блюстители нравственности.

да в общем-то, ежли бы остальные христианские начальники не кривлялись и одобряли вот такую борьбу с нечистой, молодёжи во церквах стало бы куда уютней

и поговорить с батюшками было бы о чом!!!

да и православный хоррор-экшен "Крест и Кадило" мог бы получиться отличной заменой различным порождениям бездуховного игропрома

ан нет - не рюхают наши духовные отцы тему


Сева
отправлено 19.06.09 23:39 # 64


Кому: SkinnyTroll, #39

> И не только наукой. Стоит прочитать десяток-другой интервью с писателями, актёрами, режиссёрами - как выясняется, что актёрам злодеев играть интереснее, ибо "более выпуклые персонажи", писателям интереснее писать про злодеев - ибо "многовариантность поведения", недоступная положительному персонажу. Ну и у режиссёров та же фигня
> Вот и выходит, что творческой интеллигенции более интересны подонки и злодеи. И всем остальным соответственно тоже

человек от природы - зверёк довольно-таки свирепый

но чтобы жить внутри сложной цивилизации современного пошиба, агрессивность требуется всячески сдерживать

поэтому проще живётся тем, кому сдерживать особенно нечего - т.е., людям спокойным и рассудительным

но память о неистовых нравах предков-приматов живёт в каждом

а в некоторых по сей день живут и сами нравы


Сева
отправлено 19.06.09 23:41 # 65


Кому: XaoSS, #63

> а выход на них подсказать не сможешь?
> заранее спасибо)

http://www.astrumonline.ru/rus/contact/


Сева
отправлено 19.06.09 23:45 # 67


Кому: SkinnyTroll, #43

> К вопросу о терминах
> Научная, она же "твёрдая" - это произведения того времени, когда человеки ещё мечтали увидеть космос при своей жизни.

тупые одноклеточные злодеи-упыри были уже там

это не изобретение фентези, например

я об этом


Сева
отправлено 19.06.09 23:49 # 68


Кому: Sun Sunыч, #44

> Сева, золотые слова! Уважаю.

писать правду легко и приятно!!!


Сева
отправлено 19.06.09 23:52 # 69


Кому: Стропорез, #50

> Пример не самый удачный. "Аэлита" и "Гиперболоид" написаны ещё в романтическую эпоху,

людей-то во имя Идеалов убивают там?


Сева
отправлено 19.06.09 23:55 # 70


Кому: Gorislav, #55

> Что-то я расговорился, мысль моя в том, что никто в книгах, играх, в основном(исключения есть везде), не позиционирует себя как зло, а вампиры, гоблины, упыри и прочее - есть всего лишь разнообразие личностей

я, собственно, пытался написать именно об этом


Сева
отправлено 20.06.09 00:52 # 77


Кому: EvilZulu, #75

> Лично я, за тупой хардкорный экшн! Мясо, мясо и ещё раз - мясо!)
> Люблю...

сегодня весь вечер посвящён игре jDoom

вот думаю - не настрочить ли про него заметку


Сева
отправлено 20.06.09 00:59 # 78


Кому: TruthDisciple, #74

> Это два параллельных жанра, я знаю любителей как одного, так и второго, так и обоих вместе - и сам в свое время читал взахлеб и Конана, и Драгонлэнс и Хайнлайна.

речь не про любителей одного и второго, речь про моду

> Стоп, стоп, стоп! Игры бывают ровно также - по жанрам, как фентезийные (Герои, Морровинд) так и научно-фантастические (либой космический симулятор, Фаллаут, Шоки). Остается непонятным - кто у кого наследует? Я бы сказал, следуют традиции.

это оно и есть

> > потому что оно для детей, а дети воспринимают мир именно так
>
> То есть взрослому читать фантастику категорически запрещено?

речь шла о фентези

тебе действительно кажется, что я запрещаю взрослым читать фентези?

> > правда, в т.н. научной фантастике подобное тоже сплошь и рядом, что не мешает ей считаться "научной"
>
> насколько я помню, доупстим, "Время для звезд" Хайнлайна - там не было ни добрых, ни злых. И много можно таких ...

а можно много других

и этих "других" будет, уверяю, гораздо больше

потому что книжки пишутся для подростков

а сознание подростка подразумевает наличие благородных друзей, с которыми хоть в огонь, хоть в воду, и заслуживающих немедленного уничтожения нелюдей-врагов


Сева
отправлено 20.06.09 12:14 # 99


Кому: EvilZulu, #88

> jDoom... jHeretic... jHexen
> ностальжи!

они его постоянно апдейтят

последняя версия - от шестнадцатого числа

игра Doom - примерно как Виктор Цой, вечно живая


Сева
отправлено 20.06.09 12:19 # 100


Кому: Cotton-eyed Joe, #91

> А чего автор не указан? Это же сам Роман Силантьев написал

я обнаружил статью на каком-то постороннем сайте

поправил линк, сенкз


Сева
отправлено 20.06.09 13:05 # 102


Кому: Счастливый, #92

> Очень интересно написано.

когда интересно писать, иногда бывает интересно и читать!

> Сева, какого ты года рождения?

78



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк