Давным-давно, в прошлом веке, когда был я ещё моложе и красивее, чем сейчас, фигурировала у меня дома консоль PlayStation. Игр для неё было придумано тьма, причём ко многим можно было бы прильнуть и сегодня. На консоль PlayStation изведено столько времени, что если бы я потратил его на чтение полезных книжек, то наверняка завершил бы учёбу на биофаке, после чего стал бы карельским научным сотрудником, а не мытищинским олигархом.
С PlayStation дружил года этак три. Но когда грянул август-98, потребовалось срочно реализовать с трудом частично выдранные из проблемного банка семейные сбережения, и дома поселился первый комп. Консоль учуяла неладное слишком поздно, сломаться или сгореть не успела, в результате чего буквально через месяц была обменяна на видеокарту Riva TNT, и Quake II уверенно заработал в разрешении 800*600.
PC-игры тех лет в моих глазах были выше "приставочных" примерно на пять голов. Во-первых, выводились они не на телевизор "Витязь", купленный в день смерти Владислава Листьева (все телеканалы тогда дали траурный портрет, и самую геометрически ровную рамку из десяти имевшихся в магазине мы купили). PC-игры подразумевали наличие монитора, где чётко виден каждый пыцкель, а частота вывода картинки не имеет права быть менее 85 герц. К примеру, на PlayStation можно было играть во многие портированные с компа RTS. Я, само собой, играл — от корки до корки, безо всяких мышек, ловко обводя юниты при помощи геймпада. Но лишь на мониторе (а значит — на PC) был шанс разглядеть, где у солдатика из C&C имеется в виду голова, где ноги, а где ружьишко! Только с помощью монитора я понял, что в игре WarCraft II огры снабжены двумя головами! Это казалось счастьем, за это можно было простить и тормоза, и глюки, а копаться в настройках и обновлять драйвера для каждой новой игры тогда представлялось даже интересным — молодость есть молодость.
Во-вторых, игры для компа обладали могучей фичей, известной в наших широтах как "мультиплеер". Оно конечно, чемпионаты по Red Alert устраивались и при помощи консолей — соединительная верёвка между двумя серыми коробочками, два телевизора в комнате (один, правда, ч/б), яростная матерщина играющих и хохот болельщиков. Но это, увы, требовало переноса дорогостоящего по детским меркам оборудования из дома в дом (а ведь озирающегося паренька с пакетиком могли и остановить, да), а также свободной комнаты, лояльных родителей, перестановки телеков, и прочих хлопот. Ну и об игре более чем вдвоём речь, увы, не шла. А в компьютерных заведениях тем временем уже вовсю клубились квакеры двух сортов, варкрафтеры орали друг другу гадости, и уже недалеко было до эпохи CS. Самые продвинутые и состоятельные карелы, купив модем, ухитрялись рубиться во всякое прямо из личных чертогов. Короче, по части сетевых утех консоль казалась даже не анахронизмом, а просто тупиковой ветвью игропрома.
С тех пор поменялось многое. И поменялось оно не в пользу перцонального компьютера. Плазма или ЖК-панель, дающие отличную картинку, есть практически в каждом доме. Мониторы тоже стали лучше, но того разрыва по части качества изображения, что был десять лет назад, уже нет в помине. Учитывая, что телек практически всегда покрупней монитора, смотреть на него интереснее, причём удобно не только играющему, но и его родственнику или гостю — не надо маячить за спиной и дышать в затылок, можно сесть рядом на стульчик или диван, дать пару ценных советов, а то и принять участие в интерактивном, так сказать, развлечении.
С многопользовательскими режимами тоже всё стало совсем не аки встарь. Концоли обзавелись новыми дырками на попах, и очень одобряют сношения с интернет-шнурками. Масштабы консольных сетевых побоищ не поддаются описанию в формате "настрочу за семь минут", но чтобы побегать и пострелять в дружбанов, комп теперь не очень-то и нужен. Владельцу игрового комбайна не надо заботиться о том, чтобы у него было больше fps, чем у всех остальных, вместе взятых, не надо выслушивать блеянье проигравшего "у меня всё тормозит", не надо накатывать двадцать патчей и хитрые конфиги — всё просто и понятно: наливай да пей. Более того — при помощи консоли ты легко можешь вытянуть из интернета ролик, демку, прикупить новую игру, чиркнуть пару строк в блог, а то и затеять с кем-нибудь разнузданный видеочат.
О любопытном изобретении, известном в народе как "игровая приставка", и о её роли в современности беседуем с главой департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ корпорации Майкрософт в России Алексеем Бадаевым.
ВИ: День добрый, Алексей! Ты, безусловно, серьёзный человек и руководящий сотрудник, но нам, простым советским опергеймерам, было бы интересно прежде всего узнать, во что играешь на сегодняшний день, и хороша ли та игра.
АБ: Последнее время его, этого самого времени, маловато, играть приходиться нечасто. Всё, во что играю – можно посмотреть здесь, введя мой геймертаг FidelMSK. Там всё будет видно. В основном это шутеры, но стараюсь посмотреть все громкие новинки, пользуясь служебным положением. Эта неделя будет посвящена Halo 3 ODST, которую мы только что запустили.
Ну и по традиции побегать в Call of Duty 4, так как у нас образовалась уже устойчивая группа, играющая в эту игру (коллеги по работе, друзья, некоторые партнёры).
ВИ: Выше я изложил пару мыслей на тему "приставочно-компьютерного противостояния". Тем не менее, ряд популярных жанров, например MMORPG или RTS, всё ещё остаются преимущественно "PC-шными". С другой стороны, появление на консолях серьёзного авиасимулятора "Ил-2: Штурмовик" наводит на размышления — совсем недавно подобное казалось немыслимым. Было бы интересно услышать твои комментарии, а в идеале — предположения, как может развиваться ситуация дальше. Можно ли сказать, что существуют категории игр, которые в обозримом будущем иметь успеха на консолях не будут, и останутся жить на персоналках?
АБ: В прессе и сообществах уже звучат заявления – «PC-гейминг умер». Это конечно не так, но обилие консольных эксклюзивов наводит на определенные размышления. Упомянутый «Ил-2: Штурмовик» как раз показал, что игры, казалось бы, исконно компьютерного жанра имеют право на существование на консолях и неплохо там себя чувствуют. И у нас много запросов от российских разработчиков с просьбой помочь сделать правильную игру для консоли. На мой взгляд, все больше и больше усилий будут направлены именно на консольное направление, но РС-гейминг, как таковой, вряд ли «умрет» — количество персональных компьютеров слишком большое, чтобы игнорировать данный сегмент со стороны разработчиков и издателей. Но надо продолжать решать проблемы пиратства. И переходить к новым способам дистрибуции, пересматривать ценовую политику и активно работать в рознице. Microsoft является платформодержателем сразу двух игровых платформ – Xbox 360 и Windows. Поэтому мы будем поддерживать разработчиков игр под РС, предоставляя новый инструментарий для создания игр. На традиционном КРИ мы обязательно выступаем с техническими докладами об особенности программирования игр под Windows. Что касается успеха/неуспеха тех или иных жанров на консолях – думаю что однозначного ответа дать нельзя. Стратегии, говорили многие, не приживутся на консолях. Ан нет – их появляется все больше. Кстати, вспомните, что говорили про шутеры – никогда они не будут успешны, так как целиться с помощью геймпада невозможно. Пока выходит не так, как утверждали скептики. Напоминает все это разговоры в стародавние времена про тех, кто играл в Quake только на клавиатуре против игроков с мышкой. Ну и где эти «трактористы»!?
ВИ: Какова история названия Xbox, и в чём смысл цифры 360? Правильно ли догадываюсь, что имеются в виду 360 градусов?
АБ: История названия общеизвестна. Первая консоль изначально называлась Direct X-box, так как у ее истоков стояли люди из группы разработки Direct X. При выходе на рынок название сократили. А 360 – это полный круговой обзор. Вот в его центре – обладатель консоли, а вокруг него все вертится. Xbox 360 это не просто игровая приставка, а полноценная система видеоигр и развлечений. Кроме собственно игр мы имеем возможность смотреть фильмы, фото, слушать музыку, общаться с друзьями, играть с ними в онлайне.
ВИ: Многие наши читатели имеют опыт общения с "приставками" предыдущих лет — от "Денди" и "Мега Драйва" до PlayStation 2 и Xbox. Каковы, на твой взгляд, качественные отличия современной консоли от её ископаемых предков? Чем, кроме графических возможностей, она может обрадовать пользователя?
АБ: Очень хорошо сказал Робби Бах, Президент Entertainment and Devices Division: «... мы имеем наиболее мощную приставку нового поколения... ». Качественные отличия, как я уже говорил, в том, что в консоли собраны не только игровые, но и другие развлекательные функции. По сути у нас уже не консоль, а полноценный многофункциональный игровой развлекательный мультимедийный центр.
ВИ: Как, на твой взгляд, можно кратко сформулировать три главных преимущества консоли Xbox 360 на отечественном рынке?
АБ: Цена, игры, поддержка.
ВИ: Какие акции касательно консоли Xbox 360 планируются фирмой Microsoft в России? Что можно будет увидеть на выставке Игромир в ноябре?
АБ: Акции у нас проходят регулярно. Мы очень серьезно работаем с ритейлом, что позволяет постоянно создавать специальные предложения, очень выгодные по цене. Одних только бандлов (набор из консоли и игры или аксессуара или игры) будет в этом сезоне с десяток. Также идет работа с сообществами и прессой. Мы очень часто устраиваем различные игры, розыгрыши, всяческие соревнования. Ну а на выставке «Игромир-2009» будет много чего интересного. Начнем с того, что наш стенд будет самым большим на выставке (в истории выставки). Будет зона шутеров, зона семейных игр и большая гоночная зона. Ведем переговоры с одним из партнеров, чтобы он развернул там торговый павильон, где можно было бы купить консоль или игры. А лучше и то и другое вместе в рамках спецпредложений. Которые обязательно будут. Но пока не хочется раскрывать все секреты. Пусть будет несколько сюрпризов.
ВИ: Многие, если не большинство наших читателей заинтересованы в том, чтобы игры для Xbox 360 были переведены на родную речь. Что может порадовать русскоязычного геймера в обозримом будущем?
АБ: Мы стараемся каждую новую игру выпускать локализованной. Есть несколько видов такой локализации. Полная – вспомните Fable 2. Титрами – как в Gears of War 2. Частичная – когда локализуется обложка и мануал. В любом случае мы стремимся к тому, чтобы все игры были локализованы полностью. Не всегда удается этого добиться – особенно когда игру выпускаем не мы. Но в ближайшем будущем, думаю, все игры для платформы будут выпускаться полноценно локализованными, ведутся переговоры с ведущими издателями, и тут есть некоторый успех. Опять же все анонсы мы припасли на Игромир.
ВИ: Каковы перспективы сервиса Xbox Live в России?
АБ: Перспективы у сервиса замечательные. И оценить их мы все сможем сразу после его официального запуска в России. Когда это произойдёт, точно пока сказать не могу. Мы все с нетерпением ждём этого момента, и уверен, что в скором будущем нам будет что сообщить по данному вопросу [хитро улыбается].
ВИ: Правда ли, что Xbox 360 Elite покрашен в чёрный цвет из соображений политкорректности?
АБ: Скорее, из соображений того, что многие хотят иметь устройство, по цвету подходящее к другой бытовой аудио/видео технике. Самый популярный и удобный цвет тут – чёрный. Кстати, есть консоли и других цветов!
ВИ: Какую игру сильнее всего ждёшь на данный момент?
АБ: Forza 3 и Modern Warfare 2.
ВИ: Есть ли дома консоли от других производителей – PS3 или Wii?
АБ: Нет, у меня дома есть Xbox 360 Elite. Другие консоли мне дома не нужны.
В качестве дополнительного материала к беседе, считаю, вполне уместно будет прицепить вот такую картинку, которая неплохо свидетельствует о популярности игровой системы:
Купить консоль Xbox 360 на OZON.ru с доставкой по России:
> О как в тему. Недавно сам призадумался о приобретении оной ибо выкладывать тройную-четверную сумму от ценника Бокса за новый ПК неохота.
ну и монитор потом не помешает!
при этом играть на компе ты будешь всегда или почти всегда один
а консоль с лёгкостью развлекает всю семью или гостей
> Очень интересное вступление. Аффтар - репегт!
рад!
> А Бадаев тот еще пеарщег. Помница давно на одной КРИ Игорь Варнавский из Игромании задал ему вопрос: мол как будет нивелироваться преимущество ПК-игроков в виде более удобного и чувствительного контроллера (крыски). На тот момент еще широко рекламилась возможность стычки в онлайне ПК-гамеров с Бокс-гамерами. Бадаев сказал, что сам он разницы не чувствует, а некоторые особо выдающиеся задроты при помощью пада могют творить чудеса. Что-то не верица.
ощутив наличие некого навыка в сингле Gears of War, попробовал вылезти в сеть
первые три дня убить не мог вообще никого
ну, примерно как когда в кваку на мышке рубишься - шансов у нуба практически никаких
и я догадываюсь почему - ты о них, о консолях, практически ничего не знаешь
> В основном все стоящие игры кроссплатформенны
это, мягко говоря, заблуждение
во-первых, даже кросс-платформенные тайтлы выходят чаще всего сперва на консоли, а уж потом возможно на PC
Gears of War на PC пришлось ждать год, GTAIV - c апреля по декабрь, и так далее
то, на что PC-юзеры ещё только облизываются, консольщики во многих случаях уже, как говорится, "схавали и высрали"
> а ради тех немногих, что выходят эксклюзивом, покупать консоль глупо
да, типа такой ерунды, как Gears of War 2, Mass Effect 2, Alan Wake, Shadow Complex, ради подавляющего большинства файтингов, шикарных платформеров и циклопических jRPG типа Final Fantasy - стоит ли?
тов. Сапёр, сознайся, что ты предметом разговора владеешь не очень, о консольных играх знаешь совсем немного
> на мой взгляд, да и стоят консольные игры в разы дороже писишных.
и недаром
уж если проклятые буржуины и их детишки, с раннего детства считающие каждый цент/пенни, играют в основном на консолях - не даёт ли это поводов к размышлениям?
> далеко не все достойные игры появляются сперва на консоли, а затем на PC - есть и обратное. Примеры - Ведьмак, Crysis.
можно и ещё пяток примеров привести
но в основном ситуация выглядит как раз наоборот
> К тому же, положа руку на сердце, графика на истинно PC-шных играх превосходит оную на консольных портах.
да, но комп, который эту графику тянет, стоит раза в два-три подороже консоли
> Другое дело, что для игр покупать PC нет никакого смысла.
теперь уже да, такого смысла не очень много
> А вот поиграться без фанатизма несколько часов в неделю при том, что все остальное время работаешь - вполне.
при этом играть придётся скорее всего в продукт, портированный с консоли, о котором проклятые приставочники уже давно позабыли
типа Resident Evil 5
если желания "сыграть в ____________ как можно быстрее" не возникает, и вообще интерес к играм не шибко велик, о консоли речь вести, понятное дело, смысла нету
> Ложь, пи..ежь и провокация! Мой комп более чем двухлетней давности (семпрон 2800, радеон 2600хт, 1.5 гиг памяти) уверенно тянет все портированные игры в разрешении 1280х1024 на вполне приличном графическом уровне.
> Топовый "магазинный" комп спокойно покупается за сумму ограниченную 800 долларами. Это будет просто мегажесть а не комп. Что? Надо купить еще и опупенный монитор? Так давайте и в стоимость консоли включать сорокадюймовю плазму. Ибо, вопреки словам Бадаева, плазма стоит далеко не у всех.
да, у некоторых стоит ЖК-панель
купленная ещё до кризиса, и вовсе не ради игр
казать будет - закачаешься
> Эксклюзивы. Господа, давайте договоримся. Да, есть "эксклюзивы" не выходящие на ПК, но мне, как ПК геймеру на них просто насрать. Я не говорю, что это плохие игры, просто они не попадают в мою сферу интереса. Совершенно. Их, для меня, просто не существует.
то, что ты живёшь в своём мире, очень видно :о)))
> Меня не возбуждают GoW, DMC, FF или Tekken
играл ли ты в обозраченное больше пяти минут, тов. Ericoze?
подозреваю - нет
да ты и сам об этом пишешь
> А топовые проекты, как бы кроссплатформенные, да. Даже Масс Эффект 2.
речь о проектах, которые считаешь топовыми лично ты - человек, для которого не существует большинства современных игр?
> Да и выглядят такие проекты в разы лучше. Вспомните, хотя бы, сравнение консоль\ПК Крайзиса.
не помню
знаю только, что игра кризис - больше бенчмарк, чем собственно игра
> Что? ПК геймеру приходится ждать полгода, до выхода ПК версии? Нет, вы реально думаете, что все эти полгода геймер сидит и в носу ковыряет?
повторюсь: если ты не привык ждать выхода какой-либо игры, и тебе безразлично, когда ты в неё сыграешь - сейчас или через год - комп тебя вполне устроит
собственно, он тебя и устраивает вполне, судя по написанному
консоли - для тех, кто действительно употребляет хотя бы одну игру в месяц-два, и следит за новинками
> Как бы очевидно, на ПК игр не меньше,
учитывая броузерные и флеш-шедевры - даже больше
> и пока ты ждешь "ту самую", всегда есть во что поиграть.
правда, набор "тех самых" несколько скуднее, чем у обладателя консоли
я бы даже сказал, гораздо скуднее
> Ну и развлечение для всей семьи, это да, это конечно плюс. Кстати в GoW кооператив = сплит-скрин?
> Извиняюсь, но опять про деньги. Когда говорят что консоль дешевле забывают что для нормальной игры нужен большой (желательно hdtv)телевизор, а он есть далеко не у всех
уже у всех практически
да и без него неплохо
> Сам думал взять соньку из-за "литл биг планет". приставка 14500 а игра 2500
призываю ознакомиться с актуальной ценой на данную игру:
> Ну давайте ссылками побросаемся, что ли? Ибо и меня вышло: комп, магазинный топ 1300-1400$. Консоль, магазинный топ 1200$ (включая панель). Не включая мониторы\телевизоры, комп 800 долларов, консоль 500.
> > да, у некоторых стоит ЖК-панель
>
> Ну тогда так и говорим: "Есть плазма? Бери консоль." А не просто "бери консоль".
говорите что хотите
консоль отлично работает на любом телеке
> > то, что ты живёшь в своём мире, очень видно
>
> Друг, тебе вот ВСЕ игры нравятся? )
есть огромное количество игр, которые понравились только тогда, когда я за них сел
> > играл ли ты в обозраченное больше пяти минут, тов. Ericoze?
>
> Терпеть не могу рассуждать о том, в чем не разбираюсь. Играл. Не заигрывал, не проходил, не фанател. Но играл.
ну, я вот тоже один раз с парашютом прыгнул
> Нет, ну дело твое, считать игры класса ААА топовыми или нет. Я лично, считаю.
проекты класса ААА выходят сегодня преимущественно на консолях, и затем иногда портируются на PC
> Позволю себе процитировать ДЮ: "Пусть, но полный рот".
это ты процитировал его высказывание про любителей дешёвых игр?
> почему не положить в коробку с джойпадом, клавиатуру и мышку назрел сам собой. Что мешает этому?
дороже будет
> Для чего продвигать заведомо неудобный(менее удобный) внешний интерфейс для игр определенного жанра?
все консольные игры управляются с дивана, а не из-за стола
при этом если лично ты начнёшь играть клавой и мышкой, то окажется, что 99% обычных игроков с тобой ничего сделать в сети не могут - просто потому, что у тебя мышка
> Может игрок, подключивший мышь и клаву, легко победить всех приставочников или все таки не может? В чем там фишка? Можно чуть поподробнее про твой опыт за 3 тыс. руб.?
в усб-порт на концоли втыкается шнурок, к нему прикреплена коробочка, а в неё втыкается контроллер и клава-мышка
на клаве-мышке назначается тот же набор клавиш, что и на контроллере
в результате, перемещая мыша, ты как бы дёргаешь стик
к сожалению, ювелирной точности перемещения, как на компе, не получается - получается примерно та же точность, что и при работе с контроллером
то бишь, это недостаток конкретного ноунэйм-агрегата от китайских товарищей, а не клавы с мышой
> От себя добавлю, (при всем уважении к Всеволоду) в шутеры от первого лица играть на джойстике - некомфортно! Даже при 3-х часовой практике, хоть даже при 10-часовой практике. Десятки раз, я нежнейшим образом дрочил стик, для того, что б навести прицел точно в голову неподвижному супостату (например даже в Velvet Assasin), а если этот супостат еще и передвигается (патрулирует) то крайне необходимый хедшот превращается в рулетку (попал\непопал), что бесит до невозможности!
есть очень ловкие парни, попадающие сразу и куда хотят
рекомендую поучаствовать в сеансах многопользовательской игры - CoD4, например
> Сев, вот слышал, что когда Кризис вышел, не было конфигурации ПК, чтобы потянуть его на максимальных настройках. Вот разрабы прикололись. Это правда?
это с PC-играми происходит не первый и не последний раз :о)
> И ещё, видел в продаже на ПК игры с PS2 (God of war 2, Gran Turismo 4), я так понял это эмуль?
что значит "в продаже на ПК"?
> Как он работает, в смысле комфорто играть на ПК в игры PS2?