Новичку: куда бы за бугор?

14.02.10 20:09 | Chekar | 135 комментариев »

Путешествия

Долгое время был читателем, но, пристально следя за развитием рубрики «За бугром», в какой-то момент вдруг понял, что чукчей быть не хочу. И раз уж хочу быть не-чукчей, то следуя старому анекдоту, надо быть не только читателем, но и писателем.

Так получилось, что, несмотря на отсутствие седин в бороде, мне удалось чуть-чуть поездить близлежащим территориям, которые в советское время именовались емким словом «за бугром». Когда-то мой отец выписывал газету «За рубежом», в которой я с интересом изучал карикатуры о буржуйском образе жизни, и еще тогда понимал, что рубеж толково охраняется пограничниками, и рваться «за» не надо, а бугров у нас хватает, и вот за ними-то и стоит поискать.

И вышло так, что желание и стремление присутствуют, а вот состоятельным парнем стать еще не получилось. Но если бы реализовывать свои желания можно было только став состоятельным парнем, то многим пришлось отказываться от жизни прямо сейчас. Но такого массово не наблюдается, и все пыхтят и машут лапками, что твоя лягушка в крынке с молоком. Вот и я, размахивая этими самыми лапками, съездил в оздоровительную поездку в Черногорию, о чем и хочу вам рассказать.

Почему Черногория?
Многие матерые «ездуны» могут резонно поднять левую бровь – а зачем, мол, Черногория, за каким таким интересом? Ни девок сочных по пять южнокорейских вонов за пучок, ни наркотических кореньев нажористых, ни креветков размером с собаку, ни змей и пауков ядовитых. Дык, может быть, именно для этого. Потому как матерому «ездуну» мои соображения совсем не нужны, а ведь для многих и Крым – заграница. Вот именно для тех, кто не совсем понимает, как забронировать номер в Катманду через агента в Сингапуре по Интернету, взяв перелет китайскими авиалиниям через Копенгаген, я и пишу свой рассказ. Потому как ежели человек летит в ЮВА через Франкфурт, то это автоматически подразумевает что у него есть: а) бабки, б) умение ими распорядится и понимание, как это сделать, в) шенгенская виза, г) умение общаться с консульствами и таможнями, вести себя в аэропортах, гостиницах и тому подобные мелочи. А ведь у многих даже состоятельных парней, не обделенных ни опытом, ни жизненной смекалкой, присутствует определенная робость перед посольствами, самолетами, языковым барьером. Инерция мышления: ну их, этих басурман, самолеты всякие, визы, мы лучше в Крым – ближе, понятней, менты свои опять же, цены знакомы и т.д. Прочь сомнения! И пока специально подученный человек в ОВИРЕ, старательно высунув язык, вписывает ваши фамилии в графу загранпаспорта, читайте мое мудрое руководство.

Политико-географическое положение на карте мира
Раньше, когда меня заставляли учить глобус Украины, никаких Черногорий не было, равно как и Косовых с Македониями. Была крупная региональная союзная нам держава, Югославия ее название. Потом ее разломали, часть населения, соответственно, постреляли. Чтобы оставшимся не было так грустно, им напомнили, что именно они здесь соль земли, а остальные – насрано, и назначили правильных начальников в каждую часть. И настолько правильных, что даже наши иногда только восхищенно присвистывают – от оно как, Михалыч! Майдаунов у них, правда, не было, но я думаю, это только по причине горячей южной крови – раньше все бы друг друга зарезали, благо, многовековой опыт есть. Это же только кровавые коммунисты мешали. А так, без них не успели бы испытать новые прогрессивные информационные технологии, так что и не тратили бабки зазря.

Ну, политика политикой, а кто помнит карту – есть внизу Европы такой сапог, куда мы пока не едем, памятуя советы Гоблина самое вкусное оставлять на потом. И вот справа от него — Адриатическое море. Волшебное, осмелюсь доложить вам. Именно его волны омывают западный берег Балкан (или как их там), где, зажатая промеж Хорватией (дорого и по-европейски) и Албанией (дешево и по-цыгански) находится Черногория. Совсем недавно это был последний осколок Югославии и выход Сербии к морю. Но недавно и они, понятное дело, демократически и самостоятельно, таки отсоединились от Сербии. Ясно, что сил (или денег госдепа, хе-хе) на какие-либо атрибуты государственности не хватило, даже деньги они решили не печатать, а мудро приняли евро. Что нам, отдыхающим, собственно говоря, на руку. Положа руку на сердце надо сказать, что независимость пошла побережью и туристической инфраструктуре на пользу. Не знаю, как у них в столице и горных районах, сколько выплавляют чугуния на душу населения, как у них с ВВП и ДСП, но за несколько лет на побережье дорожки стали лучше, говнища меньше. Правда цены выше, но за демократию платит надо, однако.


И вот, поигрывая гормонами в крови, водя жалом над политической картой мира и пересчитывая дукаты в кармане, пришлось остановиться именно на Черногории. Первое, и на тот момент самое главное – цена, которая с учетом аэроплана, таксомотора до виллы, самой виллы (без еды, правда, но мы с супругой туда не есть ехали) равнялась цене такого любимого и такого ругаемого Крыма.

Все остальные достоинства прямо или косвенно проистекают из первого. Так что очень состоятельных парней, или ценителей турецкого all-inclusive (ничего против него не имею, сам заценил штук 10-15) просьба не ругаться. Для удобства остального контингента я постараюсь дать рекомендации для «голопопых» студентов, разумных минималистов, ну и для тех, кто отдыхает для «души», а не для понту.

Второе достоинство – климат и географическое положение. На очень маленьком кусочке побережья, который действительно можно бегло осмотреть за неделю, расположилось несколько разных климатических зон. Практически все знают о волшебном влиянии гор на прибрежный климат, а горы в Черногории присутствуют не только в названии, но и физически, причем рядом с побережьем есть выше полутора километров (1700 с копейками), а уж в глубине страны 2 км – это так, обычно. Не многие из вас, камрады, проходят больше в день от машины к офису и обратно, хе-хе, а это вверх! Из-за таких особенностей рельефа климат там хороший. Однако не стоит пугаться и представлять себя горным бараном, скачущим по островерхим вершинам в поисках прекрасных видов и хлеба насущного.

В один прекрасный день, когда количество вкусного местного вина таки перебороло врожденную стойкость и стальное здоровье, и я преспокойненько перемещался не только по пляжам, но и по прилегающим территориям, паркам, заведениям общепита. И должен отметить, что тело, которое временно покинул разум, не только нигде не упало со скал, но даже не споткнулось. Так что скалы хоть и играют существенную роль в создании чудесного климата, но не мешают отдыхающим, если на них не лезть, конечно. А ну как попадется привередливый турист, кому скалы ну просто не нравятся? Ну, так ему тоже в Черногорию, только чуть ближе к Албании. Чудесные равнины, степи (вдалеке правда тоже есть горы, но не будем заострять внимание на них), чудесные пляжи. Как вам нравится песчаный пляж длинной 15 (пятнадцать) километров без единой перегородки, забора, волнореза (привет, Крым!), только с барами, лежаками и флагами?


Надоело море – рядом дельта реки, где пресная вода смешивается с морской, причудливо расслаиваясь, пугая купальщика – температура воды разная.


Опять надоело – ну дык, через мостик – остров нудистов. Мне, очкарику, это было неинтересно. Я как очки сниму, то мне все равно, голые вокруг, или одетые – я никого не вижу. А если надену – купаться не могу, брызги оптику поганят. Так что я туда не пошел, местные нудисты были очень расстроены, да.

Вообще разнообразие пляжей радует. К северу, ближе к Хорватии пляжи каменные, песка нету, только большие валуны и подготовленные пляжи из бетона с лесенками, как в бассейне. Меня как-то не обрадовало, но может, есть любители. Посерединке фифти-фифти, и камни, и песок-не песок, а что-то вроде мелкой гальки и ракушечника, бывшие в Судаке поймут.


Ну а к югу – песок и такой, и сякой. Кроме пляжей богато представлены национальные парки и заповедники, которые, как нетрудно догадаться, находятся в горах. Все совсем рядом с морем, несколько километров по прямой, если кто на вертолете. Ну а так 20-30-50 км — не расстояние, чтобы с солнечного пляжа попасть в прохладу к елочкам, альпийским лугам и строениям культурно-религиозного назначения. Разнообразие природы впечатляет, смена поясов с ростом высоты тоже. Скалы, елочки, цветочки, слева море, справа горные долины с городами и деревнями, а далеко-далеко самое большое озеро в Европе – Скадарское. Блин, куда ни приедешь, везде есть что-нибудь самое большое в Европе, одних озер знаю три. Видимо, у всех Европы разные. Чуток ближе к морю – получите: крепости, церкви, гавани, огромный залив-фьорд, Боко-Которская бухта, на берегах которой расположились мелкие городишки, все сплошь старые, замшелые, связанные с историей, торговлей, мореплаванием и завоеваниями.



Так что, возвращаясь к нашим баранам, кругом сплошная выгода – с только всего в пусть не пешей, но автобусной доступности. Ну а если не скупиться, и взять автомобиль – это просто праздник!

Тут ведь какое дело. В бюджетном отдыхе, который интересен не только молодежи, но и другим категориям граждан по целому ряду причин, стоимость перелета занимает если не 2/3, то половину точно всей стоимости путевки. Я не знаю людей, которые летают на отдых на месяц-два, все больше неделю, ну может буржуи на 10 дней. И если разделить этот перелет на 7 дней (а то и 5 дней, так как день прилета-улета обычно поганится толковыми работниками туристической отрасли), то получается, что за каждый день, вне зависимости как ты его проведешь, уже уплачено ого-го! И поэтому есть прямой и очень сильный стимул провести каждый день так, чтобы не было мучительно больно (от амфибиотической асфикции, естественно). Чему очень способствует климат, география и, в некоторой степени, ненавязчивость туристической инфраструктуры Черногории.

Кроме финансовой доступности (по сравнению с другими Европами), Черногории за выбор в ее пользу говорит:
  • безвизовый режим для граждан РФ и Украины,
  • простота преодоления языкового барьера (молодежь сплошь по-аглицки, пожилые многие знают русский, выпив вина, сам начинаешь шпарить по-сербски),
  • близкие культурные традиции и менталитет (те еще растрындяи),
  • богатство природы и разнообразие географии для неленивых,
  • богатство истории и религии,
  • архитектура на любителя, но средиземноморский колорит с послевоенной затхлостью так задешево разве что только в Албании увидишь,
  • доступные гастрономические изыски.

Так что, надеюсь, вкратце преимущества Черногории описал.

Теперь, для объективности, о недостатках:
  • подорожало (хотя я не знаю, где и что подешевело, разве что в Таиланде опосля цунами).
  • засрано не как у нас на «югах», но тоже есть (это больше для состоятельных парней недостаток, я старался просто не акцентировать внимание), последнее время стало чище и культурнее.
  • нет отелей в понимании Турции и Египта. Они есть, но ехать туда не надо – их мало, и будете разочарованы, да и цена.
  • нужно выбирать время – я бы советовал середину и конец июня. После – вал местных и из Сербии, все забито, возвращаемся к воспоминаниям о нашем юге. Ну и погода в августе — караул. Жарко.
  • ну и если полежать – то это не сюда. Вернее, можно, но зачем, если это лучше сделать в Египте или Турции?

Как?
Бегом к турагенту! В нашем случае без них никуда, потому как самые дешевые аэропланы летают в Черногорию на чартерной основе. А ежели брать регулярные авиалинии, то это опять же к матерым состоятельным парням, а им там неинтересно. Рекомендую брать заранее – сильно дешевле. К примеру, мы брали на июнь чуть ли не в марте-апреле, когда только-только планируются перелеты и бронируются виллы. Т.е. надо делать так, чтобы перед вами летели только рекламники (тур-агенты, знакомящиеся с тем, что же они впаривают доверчивым гражданам). Будучи таким быстрым Гонзалесом, вы не только сэкономите изрядное количество евриков на рыло, но и сможете вкусить прелести природы и сервиса, еще не загаженного толпами скотов. А уж поверьте, их и среди наших туристов, и среди местных отдыхающих предостаточно. Расплата последует, когда вы занырнете в лазурные волны – не очень жарко. Но мы же помним, что настоящий отдых –это не только пускание пузырей в теплой воде бегемот-стайл. И вообще, для теплой воды у меня дома ванная есть! Зато вы будете дышать свежим воздухом, днем не сжаритесь, сможете путешествовать не только от тени к тени. И все равно сгорите!

Коллега, который поддался на мою рекламу после первой поездки (может ему просто надоело выслушивать мои восторги и брызгание слюной) и посетил Черногорию в августе, не смог в полной мере оценить описанные выше преимущества. И толку в теплом море, если ты к нему не можешь подойти из-за завалов из тел шкварящихся на солнце югославов? И приходится просаживать сэкономленные евро на такси, чтобы уехать на отдаленный пляж… Традиционно, аэропланы летают в два города (так сложилось, что там есть ВПП, может быть, что это даже наследие кровавого коммунистического прошлого) — в Тиват и Подгорицу. Тиват – мелкий аэродромчик на берегу моря, на него интересно смотреть с верхушки горы. Очень красиво, я даже плевать в него пытался, но не попал.


Ну а Подгорица — столица, нам не интересна ни архитектурой, ни климатом, только ехать дольше. Хотя если кто хочет посетить горные монастыри, национальные горные парки (за день не управишься, надо два-три на каждый), то вам сюда. Расписание рейсов и чартеров надо узнавать у вашего турагента, появляются новые перевозчики. Я, например, живя в Харькове, был обрадован, узнав, что от нас напрямую стал летать самолет в Тиват, не надо ехать в Киев. Этому тоже радовались граждане РФ из Белгорода – куда как лучше проехать 70 км до Харькова, пусть с учетом таможни, чем 700 до Москвы.

Если в агентстве вы все сделали правильно (а надо всего-то сказать «Угу», дать денег, не потерять паспорт и ваучер или путевку), то из аэропорта вас на автобусе или таксомоторе привезут на виллу или в отель, и все, вы на вольных хлебах. Не забудьте только через неделю добраться до аэропорта (если трансфер прозеваете).

Куда?
Мои рекомендации однозначны – Будва. Это, если возвращаться к Крыму, Ялта Черногории. Мало того, что находится аккурат посерединке побережья, что экономит нам бензин и время аренды автомобиля, но и является основным курортным центром всей Будванской Ривьеры. А так как нам надо за минимальный срок посетить максимальное количество интересных мест, отдохнуть не только телом, но и душой, перепробовать максимальное количество вин, съесть… ну, в общем, нам сюда. Конечно, люди искушенные, не первый раз полоскающие пятки в Адриатике, могут выбрать местечко потише, недалеко от Будвы. И спокойней, и с пляжем получше, и до всех благ цивилизации 2 евро. Но оставим это для третьего-пятого посещения, хе-хе. Поэтому Будва. Выбирайте любую виллу, которая есть в агентстве, город не так велик, чтобы заморачиваться на месторасположении. Виллы (мини-отели на 6-10 номеров без завтрака, на первом этаже обычно живет хозяин с семьей) более-менее одинаковы, чем новее, тем лучше. Большинство вилл без кухни. Только с чайником, хотя попадаются с маленьким уголком и плитой. Но если завести нормальные отношения с хозяином, то он пустит на свою кухню – пожарить свежие морепродукты с рынка, например.


В Будве есть все, что нужно нашему человеку для отдыха: набережная для променада, заведения общепита разной ценовой категории с видом на море, пристань с красивыми яхтами, старый город (больше туристический, чем настоящий, но прикольно), городской пляж грязный, несколько других пляжей поменьше и почище, прямо рядом с городом – замечательный пляж Могрен с видом на крепость и с камнями и соснами у самой воды. Т.е., несколько дней можно спокойно провести в самом городе, никуда не выезжая. Следует заметить, что сам я купальщик еще тот, мне хватает полчаса на пляже на весь день. Раз окунулся, проплыл, полежал погрелся и все, нужно чем-то заняться. На Могрене я мог провести чуть ли не весь день, не без вина, конечно, походов в магазин, за едой, катаний на лодках и т.д. но все же, это показатель.


Что там делать?
Отбросить хандру и лень со снобизмом и отдыхать. Много ходить пешком. Можно посетить близлежащие селения, используя автобусы Олимпия-экспресс — это греческая сеть компаний. Они же есть и на Кипре. Быстро, дешево. Это, правда, не немцы, не ждите минуты в минуту. Но это тоже греет душу, что-то близкое и родное. Обязательно взять машину в прокат и проехать все побережье. Не пожалеете. От Хорватии по побережью Боко-Которской бухты через Будву к Бару и границе с Албанией, останавливаясь в интересных местах, лазя по крепостям, купаясь тут и там. Обязательно залезть на крепость в Которе (см. пару фото), обязательно посетить крепость в Баре (чуть в стороне от порта, интернет подскажет).


Съездить в национальный парк Ловчен – близко, дорога нетрудная, горная природа, виды моря, бухты, вся горная страна как на ладони, мавзолей. Только не сдавайтесь, как мы в первый раз – не доехали до самого интересного пару километров, развернулись назад. И то были довольны. А когда в следующую поездку не сбились с пути, добрались до верхушки (Мавзолей Негоша), то поняли, что упорство вознаграждается.

Горные монастыри, Острог, национальный парк Дурмитор в глубине страны, рафтинги – по желанию. Я думаю, что для первого посещения не хватит ни сил, ни времени. Потому как на экскурсию уходит целый день, ехать вглубь страны по реально страшным дорогам, весь день паришься с непонятными людьми в автобусе вместо индивидуального заплыва, питатешься в прикормленных гидом местах. Нет, я не любитель групповых экскурсий, и вам не советую. Лучше самому в следующую поездку, если понравится.

Скадарское озеро – не ехать однозначно. Вы сюда едете за морем, горами и воздухом, а не болото рассматривать.

Есть. Пить. Развлекаться. Для любителей сделаны дискотеки, но, на мой взгляд, какие-то вяленькие. Ни разу ни одной драки не видел. Да и танцуют они не по-нашему – все берут напитки, стоят возле столиков, как в пельменных в советское время, и притоптывают. Ни хоровода тебе, ни гопака, ни лезгинки. Если увидишь пляшущую девку – это 100% подтанцовка, завлекают клиентов, они еще на таких специальных тумбочках танцуют. Это, небось, для того, чтобы их не спутали с нашими пьяными отдыхающими.

Ну и не забудьте фотоаппарат (как я сделал однажды). Богатство природы, культуры и архитектуры не даст скучать ни новичкам, ни опытным фотографам.

Что есть и пить?
Все :) Вкусно и недорого. Особенность национальной кухни – использование оливкового масла и приготовление на гриле. Это дает прекрасный эффект – потреблял различные сорта мяса в разных местах, и ни разу не было ни тяжести, ни дискомфорта. Что интересно, в различных цивилизованных забугорьях – разница в цене меду «рыгаловкой» и хорошим ресторанчиком не так велика, как мы привыкли у себя дома. Так что неопытному товарищу лучше выбирать визуально – чтобы и месторасположение радовало взор, и интерьер, и обслуживание. Лишние 3-5 евриков не нанесут непоправимый урон бюджету, но даже если не угадал с выбором в незнакомом меню, досада будет сглажена мелкими радостями – видом, сервисом, комплиментами от заведения и т.д.

Личное наблюдение (хотя сам рекомендовал отключать снобизм, но все же) – прогуливаясь про набережной с целью выбора места, где бы красиво и душевно покушать, не садитесь даже уже в проверенный ресторан, если в нем сейчас кушают наши. Наши соотечественники крайне редко умеют себя вести в общественных местах, особенно если их собирается больше двух, а уж если с детьми… Вместо приятной беседы под бокал вина и под ненавязчивую музыку в ожидании заказа вы будете вынуждены слушать вопли на весь зал «Маня, сюда. Я занял! Зови Петю с пляжа! Шо вы будете заказывать?» Будете наблюдать постоянно сдвигание столов, падение стульев, разборки с детьми, крики. Вопли и сумбур. Я вот не совсем понимаю, почему для того, чтобы съесть суп или пиццу, нужно два часа собирать разные семейные пары по пляжу, двигать столы, час орать и выбирать, мешать себе и окружающим, задолбать официанта. Такое впечатление, что среднестатистический наш турист просто не может пойти в ресторан сам или с супругой, или боится, или чувствует неловкость, или не может заказать, или букв нерусских не знает. Зато, создав вокруг такой бардак и бедлам, успокаивается, чувствует себя как дома, уже может переварить свой кусок. Не знаю, но в целом не очень приятно, хотя не смертельно.

О ресторанах на набережной, которые не совсем бесплатные, нужно знать, что у них есть и черный ход, смотрящий на горы. Они предлагают ту же еду, только на вынос –вкуснейшие мясные изделия при тебе пожарят на гриле, завернут в булку или лепешку, ты сам положишь соусы, овощи, специи, и можно съесть прямо здесь на маленьком столике, можно забрать с собой. Качество отменное, цены очень доступные.

Если вы уже подустали в финансовом плане, и не желаете три раза в день ходить в ресторан, к вашим услугам много магазинчиков с вкусной и полезной пищей. Хлеб у них прекрасен. К нему нужно брать пршут – местную разновидность хамона, вяленого окорока. Бутылка вина, батон и пршут – ни в какой ресторан можно день не ходить. Хочется горяченького – пожалуйста. В мясном магазине при вас или заранее готовят мясо (замачивают, маринуют, заворачивают один сорт в другой и т.д.), тут же его жарят на гриле, пакуют и выдают покупателю. Дешевле чем в заведениях, вкуснятина, свеженькое. Есть базар, но там мы берем только фрукты по сезону, насчет мяса и прочего не знаю. На пристани бывают рыбные базары. Но, как и везде, рыба дорогая. В ресторанах будьте осторожны – одна рыбка может затянуть на 40-50 евро, а оно нам надо, если за эту сумму можно весь день вдвоем кушать мясо, пить вино, есть фрукты.

Вина прекрасны (если вы не гранд-сомелье с 10 летним стажем). Причем местные молодые, самые дешевые, порой идут лучше, чем выдержанные. Надо пробовать местные сорта, потому как Совиньон или Шардоне растет везде, и попробовать его можно много где. А вот Крстач одним названием отпугивает слабых духом, хотя вкусом он очень интересен. А как потом приятно бросить между делом дома: Взял я как-то пршута с Крстачем, и заел чевапчичей.


Пиво, Никчшичское, вроде неплохое. Но в нем я не разбираюсь, лучше поискать в инете. И вообще, непивным людям пиво следует пить в Праге, или у немцев, а на югах – только вино!

Крепкие напитки обладают ярко выраженным самогонным происхождением и вкусом. Я их все (палинки, травинки, грушевки и сливовки) отнес к разряду «спотыкач». Рекомендуется только крепким людям. Часто бывает, что хозяин небольшого ресторанчика может угостить вас рюмочкой от заведения. Отказываться, конечно, не надо. Но если вы перед этим долго и упорно пили вина, аккуратно, будет пошатывать, хе-хе. Других отрицательных эффектов к счастью не наблюдал. Внимание, такой «спотыкач» ни в коем случае нельзя заедать шоколадкой (ведь всякое бывает). Опытные люди предупреждали о феерическом воздействии на организм. Испытывать не стоит. А может, и стоит, чтобы потом на Тупичке появился отчет о сортирах Черногории.


Что почем?
Все меняется, цены на все растут, стоимость тура сильно зависит от чартера. Но из Киева, Харькова в прошлом году стоимость недельной путевки была от 290-300 евро в июне и гораздо выше в августе. За эти баснословные денжищщи вас прилетят в Черногорию, привезут к вилле, дадут пожить. Питание, перемещение и развлечения там недорогие. К примеру, бутылка молодого вина вина 2-3 евро, получше — до 5, поесть в вкусном фаст-фуде при ресторане 2-3 евро, причем не каждая женщина сможет съесть ту порцию. Фрукты – в зависимости от сезона. Поход в ресторанчик на берегу с бутылкой вина (в магазине 4, там 12-15) до 40 евро на двоих.

Рекомендую ресторан в Цитадели. На вид пафосный, да еще в туристическом месте, такой вид на весь город. В общем, в такие заведения мы обычно не ходим – туристические места рассчитаны на одно посещение. Никто стараться готовить и обслуживать не будет, да еще и цену зарядят. Но не в этом случае. Прекрасный официант (который год один и тот же), мидии на решетке были самые вкусные из попробованных, а по цене даже на пару евро дешевле, чем на набережной. Разве что меню не очень богатое. Но зато такой вид с крепостной стены. Так что смело туда, не жадничайте, вид и антураж прибавляют +10 к пищеварению, да и еще духовно обогатитесь.

Раньше замечательный пляж Могрен был платный – по еврику с носа. В последний же раз с нас не стали брать плату за вход на пляж, что меня порадовало. Но тут же я понял причину – после пожара (естественно, случайного, вон уже и виллы строить стали) растительность над пляжем изрядно поредела, в песке много угольков, голубой флаг, признак Лучшего европейского пляжа, отобрали. Хотя, это недоработка местных О. Бендеров, можно было изрядно наснимать с доверчивых туристов на ремонт провала. Вообще пляжи в целом бесплатные, плату могут брать за лежаки, но они нужны (с зонтиками) по жаре. И если вы собираетесь весь день валяться на пляже. А это не наш метод отдыха.

Автомобиль последний раз брал за 50 евро за день, в зависимости от сезона доходит и до 60-70. Брать обязательно, только осматривайте машину, мне в этот раз дали с проколотым колесом (медленный прокол), пришлось потом самому потратить 5 евро на ремонт, да пока нашел его, целая история. Пришлось хватать арендодателя за шкирку и с ним ехать на сервис, а то гоняли меня туда-сюда по городу час. В общем, расслабляйтесь, но не очень сильно – люди-то южные, лишний раз шевелиться не хотят. И будьте готовы, что улочки очень узкие, очень трудно припарковаться. По побережью ездить легко, а вот вглубь страны я бы не советовал ехать неопытному водителю. Даже в Ловчене, рядом, есть такие места, где в горах со встречным транспортом можно разъехаться, только сдав назад до специального кармана. Бодрит.

Меня вот от поездок далеко в горы удерживает опыт царапанья машины за бугром – очень дорогое развлечение. Ну его. Поэтому уточните про страховку КАСКО на всякий случай. Да и сами местные обладают интересным чувством юмора – они не убирают разбившиеся машины со склонов горных дорог. Поэтому катишь себе, и рассматриваешь искореженные останки, в некоторых местах там целые свалки. Самым запомнившимся был сгоревший бензовоз и другая фура. Вокруг них метров 50 в радиусе выгорело, а железяки так и лежали. Но асфальт уже был новый постелен, и разметка нанесена. Наверное, оставили обломки в назидание.

Ворнинг
Очень важно, чтобы попутчица (попутчик) разделяли ваш взгляд на жизнь и на отдых. Если в приехавшей семейной паре жена хочет полежать на пляже (по 12 часов все 7 дней), а муж поскакать по барам да по горам с крепостями, аки горный баран (что я собственно и делал), то гармонии не получится. Никакие виды, песок с пляжем, архитектура, еда, вино, интересные люди не смогут устранить внутренний дисбаланс. А вдвоем, вместе, даже неприятности переносятся легче, и через месяц-два уже вспоминаются как приключения. Приведу пример из своей первой поездки. Нас заранее предупредили, что нужно опасаться морских ежей. Они хоть и не напрыгивают из морских глубин на беспечных отдыхающих, но оставить иголочку в филейной части могут и не по собственному желанию. А сумма в 50 евро за извлечение оной у врача ну никак не вписывалась в очень скромный бюджет моего с супругой отдыха. Поэтому было принято решение ежей опасаться, к врачам не ходить, деньги потратить на развлечения. Что, собственно, и получилось.

После молодецкого заплыва в лазурных волнах я направился к берегу, больше полагаясь на эхолокацию, чем на зрение. Тут следует заметить, что обычно я ношу очки, и перед заплывом их снимаю. А описать то, как видит близорукий человек, если кто не знает, проще всего, проведя аналогию с фотоаппаратом. Представьте, что вы не смогли сфокусироваться на объекте, и чем больше минус, тем более размытая картинка получается. То есть ты видишь все, но в виде цветных пятен, которые накладываются друг на друга. И вот гребу я, рассматривая цветные пятна, и вдруг, уже у самого берега, вижу темное пятно. Колебания волн и преломление света сквозь воду ясности не добавляло. Еж, точно еж! После инструктажа мысль только одна — Ахтунг, машина стоп, полный назад! Законы физики даже на Адриатическом море остаются похожими на наши, и для перемещения назад мне нужно было сделать отталкивающее движение руками, чтобы уплыть от опасного камня со злобным ежом. Что я и сделал. Обойдя минное поле, увидел длинную черную иголку, торчащую из-под ногтя среднего пальца правой руки. Попытки извлечь её на месте не увенчались успехом, крошилась, зараза, что твой грифель от карандаша, слоилась, только ухудшая ситуацию.

Перспектива сдачи в руки мрачному черногорскому эскулапу вырисовывалась все яснее и яснее. А 50 евро, соответственно, удалялись от меня в туманную даль. Но жаба – самое опасное животное на земле, задушила людей больше, чем сейчас живет на земном шаре, и какой-то ёж не смог составить ей конкуренцию. Плюс еще сработала врожденная природная смекалка, и я покорно отдался в руки супруги. А там все просто: из багажа была извлечена привезенная водка (хотели сменять аборигенам на золотишко и соболиные шкурки), которая была использована с пользой – для дезинфекции волшебного маникюрного набора и для анестезии пациента. Супруга, хищно оскалившись, кромсала рану и извлекала остатки органики, а я жалобно подвывал и допивал остатки анестетика. И иголка была извлечена, рана смазана целебными снадобъями, палец замотан. И уже вечером, как зайчик из сказки про Айболита, скакал по дорожке, даже температура не поднялась. Так что берите с собой жен, от них сплошная польза и различные удовольствия!

Вывод

Ехать надо. Желательно в начале июня в Будву и скакать там по полной программе. Обычно после такого отдыха надо дома еще пару дней полежать, в себя прийти. Но оно того стоит. После хочется перечитать Милорада Павича, совсем по-другому идет. Ну и в культурном плане постепенно доходит, до чего же яростно резались в этих краях всю историю. На каждом клочке земли, камне, вершине или церковь, или мечеть. Кое-где даже на искусственном острове строили церкви, зачем, понять не могу, но видимо надо было. Венецианцы оставил свой след, турки погуляли от души, фашисты, коммунисты, партизаны, крестьяне. До сих пор видны следы последней войны, разрушенные старые дома, много памятных знаков, что, мол, эта дорога восстановлена на средства США или Евросоюза. Неплохо, неплохо, сами поломали, сами починили, и за это еще и благодарность попросили. И вот еще недавно проскочила новость, что их хотят в НАТО включить. Что ж, еще один довод в пользу поездки именно сейчас, пока не поздно.

Если вам это направление покажется интересным – Гугль в руки. Информации в инете куча, моя же задача была показать жадному пытливому уму, что я знаю то, о чем другие еще не знают (с или похоже), и указать направление поисков. Надеюсь, понравится.

Подписывайся на наш канал на Платформе

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Chekar
отправлено 14.02.10 20:56 # 7


Кому: BigBUG, #1

Сами планируем в этот раз поехать с ребенком, 4-х лет.
В первый раз, тогда еще не имея детей, были удивлены количеством отдыхающих с маленькими детьми всех возрастов. Были мамашки даже с младенцами, но, по какому-то волшебству, все дети вели себя хорошо, мы их даже не замечали. В Будве и набережная, и рестораны, и пляжи, и улицы устроены так, что с ребенком (даже с коляской)не испытываешь дискомфорта.
Для детей повзрослей есть хороший парк с атракционами прямо на набережной -от каруселей до картинга.
Но весь мой опыт только для начала лета, в июле-августе там тяжко с детьми, толпы и жарко.


Chekar
отправлено 14.02.10 21:03 # 11


Кому: Pshir, #5

Вот бы узнать! Никак не получалось выбраться, но мысли имеются. Местные гоаорят, что у них сезон до октября включительно. Это означает, что людей много. Я могу проводить аналогии с Крымом - вне сезона лучше однозначно, если не ставить себе цель лежать на пляже и нежиться в теплой воде. Осенью или весной нужно осматривать архитектуру, природу, ездить в горы, пить вино и т.д. К сожалению, я пока не могу ездить 5-6 раз в год на отдых, поэтому приходится брать от поездки все, по полной.
Ведь Черногория -это только кусочек большого мира, ступенька к, но она нам полюбилась, и туда хочется вернуться.


Chekar
отправлено 14.02.10 21:09 # 15


Кому: Ab_origen, #

Загранпаспорт можно сделать за месяц (ускоренно за деньги), или за 3 обычно. Есть приколы со страной, вот у нас на Украине были рубки за фабрику, где печатали бланки, так сложно было сделать. Но деньги решают все. Так как обзор был для людей, кто не желает просто так выбрасывать много бабала, то и совет будет такой: запускать подготовку паспорта себе, жене, и детям (проездной документ) Может, нужн овписать детей в загранпаспорт, у меня так не сделано, придется делать малой проездной документ. А пока делается паспорт - идти, заказывать на июнь путевку. И главное -не ждать ничего хорошего, сурово насупив брови. Тогда по приезду на место впадешь в нирвану, и так в ней и проведещь 7 дней!

А права действуют даже наши, хохлятские. Лишь бы там имя было продублированно нерусскими буквами.


Chekar
отправлено 14.02.10 21:42 # 19


Кому: Nord, #18

Согласный...
Просто так уже вообще скоро ездить никуда будет нельзя, если копнуть поглубже. Если откинуть события последнего времени, то они мне гораздо ближе, чем те же турки, которые там куролесили.


Chekar
отправлено 14.02.10 22:32 # 26


Кому: firerock, #23

К сожалению, по вышеописанным причинам дайвингом не увлекаюсь - не видно нихрена. Вот когда куплю маску с диоптриями...
Но в целом, за дайвингом нужно не сюда. Ни инфраструктуры, ни подводной живности, не экватор ведь.


Кому: Dmitro, #24

Таки да, влез в кадр. Сначала старательно вымарывал из текста куски, связанные с личным. А потом, после прочтения последнего отчета про Мальдивы, понял, что стиль "не сдерживай себя" тоже имеет право на жизнь. Но добавил только одну фотку, чтоб хоть как-то к себе привязать.

Вообще, очень трудно из старых фотографий отобрать те, которые можно показать контингенту. Везде или я, или супруга. Нужно заранее думать о том, что некоторые фото выйдут за пределы. И соответственно строить кадр. Буду учиться.


Chekar
отправлено 14.02.10 23:05 # 32


Кому: Tef, #27

Спасибо!

Про абзацы согласен, но думаю, это отражение манеры разговаривать в жизни -быстро и много :-)
И вообще, очень необычно видеть свой текст белыми буковками на черном фоне, новое ощущение.

Тебе, камрад, понятное, и уже не раз, а мне необычно.


Chekar
отправлено 14.02.10 23:18 # 35


Кому: Кремень, #33

>Ещё бы по смыслу подогнать, а то заметил резкие перескоки с пляжа на горы с гор на еду с еды >опять на пляж и т.д.

Дык,
ежели все так разделить, то получится обычный путеводитель с парой своих историй. А именно личного я старался поменьше- за ним теряется конкретика, трудно понять, нужно оно, или нет.

А перескоки вполне оправданы, ибо всегда так отдыхаю -с утра едем в горы, потом ищем, где красиво покушать, потом бросаем машину и... дегустации ыин тоже есть место. А пляж -как получится, или рано утром, или днем, или вечером, ночью -только со спиртным, хе-хе.

Вот, наверное, в заметке все так и сумбурно, как в жизни. Выросту, стану толстопузым дядькой, и буду писать медленно и веско, как пули лить. а пока - извиняйте.


Chekar
отправлено 15.02.10 01:31 # 50


Кому: Evan76, #39

>Я только хочу уточнить: 300 евро - это перелет + вилла на семь дней с каждого?
Да. Так было для самого раннего заказа первого заезда. Дальше с каждой неделей сумма увеличивалась.
Что будет в этом году -одному кризису известно. С собой нужно иметь хотя бы 50 евриков в день на всех, но можно и меньше, зависит от запросов. А вообще -чем больше, тем лучше.

Кому: Fred_K, #40
> Вот только в тур-операторах совсем ничего не смыслю
А в них и не надо ничего смыслить! Если ты прочитал мою заметку, то можно предположить, что у тебя есть доступ к интернету, хе-хе. А в нем понаписано - караул! Поэтому выбираешь ближайшего (или где у девчонки сиськи больше) и просишь конкретно Черногорию в июне, Будва. Это как на базаре покупать картошку,ничего в ней не понимая. Стоит сто бабушек, на вид все одинаково. Нужно с уверенным видом подходить к любой понравившейся, не торгуясь брать. Если повезло -станешь постянным клиентом этой бабки. Нет -ничего страшного, 5-10% с суммы в 300 евро, это не самая страшная потеря в жизни (это я о том, что если не повезет, и окажется барыжное агенство, сумма путевки настолько мала, что не стоит переживать. Просто потом к ним не прийдешь.)


Chekar
отправлено 15.02.10 01:34 # 56


Кому: Mishgan, #45

>Давно хочу побывать, только на машине.
Похвально, только нужно трезво оценивать свои силы. Лично я бы не воздержался -путь к морю лежит через горы, и по ним надо проехать очень много. Сам не ездил, но друзья регулярно перемещались с Литвы в Черногорию на автомобиле. Так теперь даже женщина за рулем ездит так, что я только пот успеваю утирать. Вот бы мне так супругу ездить научить!
Так что, если для отдыха - лучше самолетом, и взять авто в прокат. Но если руки крепкие, взгляд острый, реакция хорошая, и страха нет -то это будет круто! Зато эмоций будет...


Chekar
отправлено 15.02.10 13:14 # 79


Кому: Svart, #75

На велосипедистов вообще как-то не обращал внимания. Скорее всего, их там и не было. В горы очень далеко и высоко, прибрежная трасса узкая, без велосипедных дорожек. В городе, в самой Будве, наверное можно, куда-то дальше уже будет сложнее. Я думаю, что имеет смысл брать велик только в горах (в Ловчене, к примеру), где есть дорога, но мало автомобилей, сильных перепадов высот нет, потому как уже забрался высоко, и прекрасные виды и природа. Но будки с прокатом там не видел. Может, кто другой знает, поделится.

Кому: Хорунжий, #74

Да, у них кириллица. А иностранные буковки нужны, чтобы права были дейстивтельны и за рубежом, типа "международные". А без ни никак -представть, к примеру, китайский документ, без дубляжа латиницей. Как понять, что это права, а не читательский билет?


Chekar
отправлено 15.02.10 17:39 # 86


Кому: Bishop, #80

Хорошо относятся! Я, вообще то, из за особенностей организма, могу общаться со всеми. Даже с тем, кто вызывает у меня глубокое раздражение. Просто это мне чуть дороже обходится, в планен эмоций. Но черногорцы хорошие. Пожилые -вообще класс! Если есть желание пообщаться, нужно просто подойти с душой -вам ответят тем же. Молодежь общительная, сполшь англоговорящая, но не наглая.
За все время только один раз хотелось поругаться, может даже дать в голову. И то это был взрослый дядька, официант. Он просто не понял, кого обслуживает, или принял нас за других, но его манера поведения вызвала дискомфорт. На вежливые намеки не реагировал, взял все в свои руки, рулил всем, активничал. Может в другой ситуации было бы классно, но тут не подошло. Открыв вино, тыкал в нос пробкой супруге, тут же отпрагивая, отодвигал меня в сторону, и что-то менял, мешал. Совсем не по правилам, и не попал в настроение. Получился его бенефис, за который заплатитл я. Да он еще и сам себе взял чаевых, при расчете. Но так артистично делал, зараза, что просто махнул рукой. А потом мне супруга проела плешь, что, мол, не отстоял, поддался, и вообще :-) Тогда-то злоба и зародилась, вот ведь что гады делают с доверчивым туристом!!! Ну а вобще, это самый тяжкий случай, даже с полицаями общение оставляло только опозитив!


Chekar
отправлено 15.02.10 19:33 # 92


Кому: Тень отца Гамлета, #88

Да, это Вранак, но места в заметке ему не осталось, и так "многа букав". Вино действительно очень хорошее, на мой вкус лучше многих известных, особенно французских. У него есть очень специфический букет, присущий вину только этого региона, очень полный вкус, прекрасное послевкусие. Тем более, что теперь он представлен к ватегори от 5 евро до 50. По сути, это визитная карточка Черногории, на подарок вожу именно его.

И спасибо за рекомендации взять линзы, знаю, помню. Но на данный момент не могу :-( В свое время так раздолбал линзами глаза, что только сейчас еле-еле ушел от аллергий. Так что даже занятия боксом провожу либо в очках (есть специальные, которые и разбить не жалко), либо вслепую. Но верю. что еще чуть-чуть, и организм окончательно восстановится, и я смогу пользоваться новыми достижениями в этой области.


Chekar
отправлено 17.02.10 21:42 # 116


Кому: Тень отца Гамлета, #115

>Да оно просто охуенное. :-)

С вами принципиально невозможно спорить!!!
Грузинские вина не пью тоже принципиально, хе-хе. Протому как то количестов говнища, что у нас продают под маркой "гЫрузинское винищщпе" невозможно перепробывать и отфильтровать за одну жизнь. Умрешь быстрее, от отравления.
Я верю, что где-то есть хорошие грузинские вина. У меня друг, работая в протоколе премьер-министра, посещал эту страну. И я верю, что их там поили правильным вином. Но я все еще не премьер-министр! А азговаривал со знакомым сомелье, так он сразу кричит, что есть, есть хорошее грузинское вино! И всего лишь за 100 баксов за бутылку!
Спасибо, крымские попью, на винзаводе, с комментариями производителя, с экскурсией и общением с самым главным по вину.

>Но зато был индивидуальный номер.
Остатки старой системы. На хорошем вине даже сейчас, в зависимости от производителя, может быть номер. А раньше, оно все было хорошее!!!!!!!!!!!!!!!!

Как и у нас, марка размывается. Не удивлюсь, если приехав этим летом, получу слабоалкогольный напиток Вранак. Куда катится этот мир?

А если честно, из недорогих (дешевле машины) вин я уважаю ЮАР, я о красных винах. А белые пью Крым, благо близко и доступно. Ну не пускают меня во франции на крупное государственное преприятие, проверить, не потекли ли шланги. Потому что нет там таких! Вернее, шланги есть, и много, а предприятий нет, в нашем понимании, все сплошь самоделкины.

Так что пьем то, что есть рядом, и и проходит нашу суровую экспертизу!


Chekar
отправлено 18.02.10 19:46 # 119


Кому: Тень отца Гамлета, #118

Да где же их взять, абхазские-то? Хотя бы попробывать.

>Вот абхазские вина мне не нравятся именно вкусом - наверное, из-за специфических сортов винограда.

Думаю, что не из-за сортов. Ведь там могут расти те же сорта, что и везде. Вспоминаем классику, три составляющих вина - виноград, местность (это и земля, и температурный режим, и количество солнечных дней в году) и человек (помыл бочку или нет, хе-хе). Где-то в одном компоненте малейшая недоработка, и все, уже не то. Именно поэтому в Крыму не сделаешь классическое сухое французского типа, а европейцам и близко не подойти к нашим десертным. Хотя, когда заинетресуешься и послушаешь действительно увлеченных и горящих за дело душой людей, совсем по-другому начинаешь относится к местным винам. Я, например, очень люблю сухие белые крымские. хоть это и не гламурно!

А что такое прасковейское, хоть вкратце? Или ссылочку ,если есть под рукой.


Chekar
отправлено 19.02.10 23:33 # 123


Кому: Sen, #121

>в смысле -- можно ли жить на побережье, метров до 500 от пляжа, за разумные деньги и в нормальных >условиях?

Нет! Это отдых для новичков! Для состоятельных парней я напишу потом.
И вообще, там надо по другому отдыхать, по студенчески, как в Крыму. А студенту в Крыму бултыхнуться в море сразу с лежака проблематично, если не в отеле. А отели в Черногории слабоваты за те деньги.

Хотя, думаю, такие возможности есть, но в очень тихих местах на побережье. А там вся Боко-Которская бухта - тихое место. Просто мне пока не нужно тихое место (я не в плане дискотек, уже вырос), и даже с ребенком я готов ехать таки в Будву, а не в Светой Стефан, или Бечичи. Выросту -посмотрю :-)


Chekar
отправлено 26.02.10 23:14 # 127


Кому: Sen, #126

Эх, неправильно высказался. Конечно, можно выйти и через 200-300 метров бултыхнуться. Пляж будет общественный, но хороший и тихий. Это все селения от Будвы вниз -Бечичи, Рафаиловичи, Петровац, ну и, конечно, Светой Стефан. В нем и супер-дорогой отель на полуострове, и виллы и апартаменты, о которых я писал. Цены будут чуть выше, в Св. Стефане есть и очень дорого, но тихо, спокойно. Это нужно помучать турагента с конкретным пожеланием.

Мелкие городишки по берегу всей Боко-Которской бухты не рекомендую -будет слишком тихо, я бы даже сказал затхло.

> крайний пример -- около Феодосии, Родина Мира (это не шутка!!!)

Нет, нет, только не Феодосия :-) В Крыму люблю ЮБК -сосны, кипарисы, камни и вода. В Черногории -это же волшебное ощущение, сосны у самой воды, причудлиывае камни, много истории. А Феодосия, при всем уважении к степям и военной истории (у самого отец из под Сталинграда)не вызывает радости. Если нравится такой пейзаж и отдых - тогда в Египет!


Chekar
отправлено 27.02.10 19:50 # 129


Кому: Sen, #128

> аднака! уже интересно. :-)

Камрад, лучше помучай специально обученного человека, ведь мои предпочтения субъективны :-) Но сам хочу с женой и с детенышем рвануть туда в июне! Ключевые слова для тебя: Черногория, спокойно, тихо, хороший пляж, близко к култь-масс быту.

> недалеко метеостанция, Коктебель, есть что навестить.

Так я о том же и пишу! В такой же доступности, как и Коктебель, есть достопримечательности, которые горазо круче (их трудно сравнивать, но по совокупности заруливают) По деньгам выйдет похоже, зависит от запросов. У меня запросы большие, но все равно был рад!

А Крым люблю, мне до него 10 часов на машине из Харькова, но каждый раз, возвращаясь, клянусь туда больше не ехать. И все равно еду. Ибо просто и понятно, и опыт и истрия посещений есть. И вот для таких, как я, и написал, чтобы выскочить из этой колеи :-)


Chekar
отправлено 15.04.10 23:10 # 135


Кому: Карабистр, #133

Камрад, ты не плюйся, ты дочитай.

Если в Ялте ты видишь только (ТОЛЬКО) гадюшник, то тебе и в Ниццу ехать не надо. Ибо и там ты увидишь ровно то же. Грязные общественные пляжи, мусор, страшные цены, пьяны рожи (наши тоже).

Умный человек, он и в куче говна пользу найдет - в поле раскидает, и после баклажаны у него хорошие вырастут. Не совсем -и игрушку разобъет, и руки порежет :-)

Лежать, гнуть пальцы и бухать - в любой AI в любой части света. Я же пытался рассказать, что на маленьком пятачке земли есть очень много разного и интересного. Только надо не полениться, а поднять задницу и посмотреть. Может даже взять машину. А некоторые даже книжки читают!

В общем, при правильной подготовке - очень и очень хорошо, и очень не дорого. А понты и снобизм пользы не приносят. Не нравится - не едь. Лучше расскажи нам, куда надо. Будем благодарны :-)



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк