Новичку: куда бы за бугор?

14.02.10 20:09 | Chekar | 135 комментариев »

Путешествия

Долгое время был читателем, но, пристально следя за развитием рубрики «За бугром», в какой-то момент вдруг понял, что чукчей быть не хочу. И раз уж хочу быть не-чукчей, то следуя старому анекдоту, надо быть не только читателем, но и писателем.

Так получилось, что, несмотря на отсутствие седин в бороде, мне удалось чуть-чуть поездить близлежащим территориям, которые в советское время именовались емким словом «за бугром». Когда-то мой отец выписывал газету «За рубежом», в которой я с интересом изучал карикатуры о буржуйском образе жизни, и еще тогда понимал, что рубеж толково охраняется пограничниками, и рваться «за» не надо, а бугров у нас хватает, и вот за ними-то и стоит поискать.

И вышло так, что желание и стремление присутствуют, а вот состоятельным парнем стать еще не получилось. Но если бы реализовывать свои желания можно было только став состоятельным парнем, то многим пришлось отказываться от жизни прямо сейчас. Но такого массово не наблюдается, и все пыхтят и машут лапками, что твоя лягушка в крынке с молоком. Вот и я, размахивая этими самыми лапками, съездил в оздоровительную поездку в Черногорию, о чем и хочу вам рассказать.

Почему Черногория?
Многие матерые «ездуны» могут резонно поднять левую бровь – а зачем, мол, Черногория, за каким таким интересом? Ни девок сочных по пять южнокорейских вонов за пучок, ни наркотических кореньев нажористых, ни креветков размером с собаку, ни змей и пауков ядовитых. Дык, может быть, именно для этого. Потому как матерому «ездуну» мои соображения совсем не нужны, а ведь для многих и Крым – заграница. Вот именно для тех, кто не совсем понимает, как забронировать номер в Катманду через агента в Сингапуре по Интернету, взяв перелет китайскими авиалиниям через Копенгаген, я и пишу свой рассказ. Потому как ежели человек летит в ЮВА через Франкфурт, то это автоматически подразумевает что у него есть: а) бабки, б) умение ими распорядится и понимание, как это сделать, в) шенгенская виза, г) умение общаться с консульствами и таможнями, вести себя в аэропортах, гостиницах и тому подобные мелочи. А ведь у многих даже состоятельных парней, не обделенных ни опытом, ни жизненной смекалкой, присутствует определенная робость перед посольствами, самолетами, языковым барьером. Инерция мышления: ну их, этих басурман, самолеты всякие, визы, мы лучше в Крым – ближе, понятней, менты свои опять же, цены знакомы и т.д. Прочь сомнения! И пока специально подученный человек в ОВИРЕ, старательно высунув язык, вписывает ваши фамилии в графу загранпаспорта, читайте мое мудрое руководство.

Политико-географическое положение на карте мира
Раньше, когда меня заставляли учить глобус Украины, никаких Черногорий не было, равно как и Косовых с Македониями. Была крупная региональная союзная нам держава, Югославия ее название. Потом ее разломали, часть населения, соответственно, постреляли. Чтобы оставшимся не было так грустно, им напомнили, что именно они здесь соль земли, а остальные – насрано, и назначили правильных начальников в каждую часть. И настолько правильных, что даже наши иногда только восхищенно присвистывают – от оно как, Михалыч! Майдаунов у них, правда, не было, но я думаю, это только по причине горячей южной крови – раньше все бы друг друга зарезали, благо, многовековой опыт есть. Это же только кровавые коммунисты мешали. А так, без них не успели бы испытать новые прогрессивные информационные технологии, так что и не тратили бабки зазря.

Ну, политика политикой, а кто помнит карту – есть внизу Европы такой сапог, куда мы пока не едем, памятуя советы Гоблина самое вкусное оставлять на потом. И вот справа от него — Адриатическое море. Волшебное, осмелюсь доложить вам. Именно его волны омывают западный берег Балкан (или как их там), где, зажатая промеж Хорватией (дорого и по-европейски) и Албанией (дешево и по-цыгански) находится Черногория. Совсем недавно это был последний осколок Югославии и выход Сербии к морю. Но недавно и они, понятное дело, демократически и самостоятельно, таки отсоединились от Сербии. Ясно, что сил (или денег госдепа, хе-хе) на какие-либо атрибуты государственности не хватило, даже деньги они решили не печатать, а мудро приняли евро. Что нам, отдыхающим, собственно говоря, на руку. Положа руку на сердце надо сказать, что независимость пошла побережью и туристической инфраструктуре на пользу. Не знаю, как у них в столице и горных районах, сколько выплавляют чугуния на душу населения, как у них с ВВП и ДСП, но за несколько лет на побережье дорожки стали лучше, говнища меньше. Правда цены выше, но за демократию платит надо, однако.


И вот, поигрывая гормонами в крови, водя жалом над политической картой мира и пересчитывая дукаты в кармане, пришлось остановиться именно на Черногории. Первое, и на тот момент самое главное – цена, которая с учетом аэроплана, таксомотора до виллы, самой виллы (без еды, правда, но мы с супругой туда не есть ехали) равнялась цене такого любимого и такого ругаемого Крыма.

Все остальные достоинства прямо или косвенно проистекают из первого. Так что очень состоятельных парней, или ценителей турецкого all-inclusive (ничего против него не имею, сам заценил штук 10-15) просьба не ругаться. Для удобства остального контингента я постараюсь дать рекомендации для «голопопых» студентов, разумных минималистов, ну и для тех, кто отдыхает для «души», а не для понту.

Второе достоинство – климат и географическое положение. На очень маленьком кусочке побережья, который действительно можно бегло осмотреть за неделю, расположилось несколько разных климатических зон. Практически все знают о волшебном влиянии гор на прибрежный климат, а горы в Черногории присутствуют не только в названии, но и физически, причем рядом с побережьем есть выше полутора километров (1700 с копейками), а уж в глубине страны 2 км – это так, обычно. Не многие из вас, камрады, проходят больше в день от машины к офису и обратно, хе-хе, а это вверх! Из-за таких особенностей рельефа климат там хороший. Однако не стоит пугаться и представлять себя горным бараном, скачущим по островерхим вершинам в поисках прекрасных видов и хлеба насущного.

В один прекрасный день, когда количество вкусного местного вина таки перебороло врожденную стойкость и стальное здоровье, и я преспокойненько перемещался не только по пляжам, но и по прилегающим территориям, паркам, заведениям общепита. И должен отметить, что тело, которое временно покинул разум, не только нигде не упало со скал, но даже не споткнулось. Так что скалы хоть и играют существенную роль в создании чудесного климата, но не мешают отдыхающим, если на них не лезть, конечно. А ну как попадется привередливый турист, кому скалы ну просто не нравятся? Ну, так ему тоже в Черногорию, только чуть ближе к Албании. Чудесные равнины, степи (вдалеке правда тоже есть горы, но не будем заострять внимание на них), чудесные пляжи. Как вам нравится песчаный пляж длинной 15 (пятнадцать) километров без единой перегородки, забора, волнореза (привет, Крым!), только с барами, лежаками и флагами?


Надоело море – рядом дельта реки, где пресная вода смешивается с морской, причудливо расслаиваясь, пугая купальщика – температура воды разная.


Опять надоело – ну дык, через мостик – остров нудистов. Мне, очкарику, это было неинтересно. Я как очки сниму, то мне все равно, голые вокруг, или одетые – я никого не вижу. А если надену – купаться не могу, брызги оптику поганят. Так что я туда не пошел, местные нудисты были очень расстроены, да.

Вообще разнообразие пляжей радует. К северу, ближе к Хорватии пляжи каменные, песка нету, только большие валуны и подготовленные пляжи из бетона с лесенками, как в бассейне. Меня как-то не обрадовало, но может, есть любители. Посерединке фифти-фифти, и камни, и песок-не песок, а что-то вроде мелкой гальки и ракушечника, бывшие в Судаке поймут.


Ну а к югу – песок и такой, и сякой. Кроме пляжей богато представлены национальные парки и заповедники, которые, как нетрудно догадаться, находятся в горах. Все совсем рядом с морем, несколько километров по прямой, если кто на вертолете. Ну а так 20-30-50 км — не расстояние, чтобы с солнечного пляжа попасть в прохладу к елочкам, альпийским лугам и строениям культурно-религиозного назначения. Разнообразие природы впечатляет, смена поясов с ростом высоты тоже. Скалы, елочки, цветочки, слева море, справа горные долины с городами и деревнями, а далеко-далеко самое большое озеро в Европе – Скадарское. Блин, куда ни приедешь, везде есть что-нибудь самое большое в Европе, одних озер знаю три. Видимо, у всех Европы разные. Чуток ближе к морю – получите: крепости, церкви, гавани, огромный залив-фьорд, Боко-Которская бухта, на берегах которой расположились мелкие городишки, все сплошь старые, замшелые, связанные с историей, торговлей, мореплаванием и завоеваниями.



Так что, возвращаясь к нашим баранам, кругом сплошная выгода – с только всего в пусть не пешей, но автобусной доступности. Ну а если не скупиться, и взять автомобиль – это просто праздник!

Тут ведь какое дело. В бюджетном отдыхе, который интересен не только молодежи, но и другим категориям граждан по целому ряду причин, стоимость перелета занимает если не 2/3, то половину точно всей стоимости путевки. Я не знаю людей, которые летают на отдых на месяц-два, все больше неделю, ну может буржуи на 10 дней. И если разделить этот перелет на 7 дней (а то и 5 дней, так как день прилета-улета обычно поганится толковыми работниками туристической отрасли), то получается, что за каждый день, вне зависимости как ты его проведешь, уже уплачено ого-го! И поэтому есть прямой и очень сильный стимул провести каждый день так, чтобы не было мучительно больно (от амфибиотической асфикции, естественно). Чему очень способствует климат, география и, в некоторой степени, ненавязчивость туристической инфраструктуры Черногории.

Кроме финансовой доступности (по сравнению с другими Европами), Черногории за выбор в ее пользу говорит:
  • безвизовый режим для граждан РФ и Украины,
  • простота преодоления языкового барьера (молодежь сплошь по-аглицки, пожилые многие знают русский, выпив вина, сам начинаешь шпарить по-сербски),
  • близкие культурные традиции и менталитет (те еще растрындяи),
  • богатство природы и разнообразие географии для неленивых,
  • богатство истории и религии,
  • архитектура на любителя, но средиземноморский колорит с послевоенной затхлостью так задешево разве что только в Албании увидишь,
  • доступные гастрономические изыски.

Так что, надеюсь, вкратце преимущества Черногории описал.

Теперь, для объективности, о недостатках:
  • подорожало (хотя я не знаю, где и что подешевело, разве что в Таиланде опосля цунами).
  • засрано не как у нас на «югах», но тоже есть (это больше для состоятельных парней недостаток, я старался просто не акцентировать внимание), последнее время стало чище и культурнее.
  • нет отелей в понимании Турции и Египта. Они есть, но ехать туда не надо – их мало, и будете разочарованы, да и цена.
  • нужно выбирать время – я бы советовал середину и конец июня. После – вал местных и из Сербии, все забито, возвращаемся к воспоминаниям о нашем юге. Ну и погода в августе — караул. Жарко.
  • ну и если полежать – то это не сюда. Вернее, можно, но зачем, если это лучше сделать в Египте или Турции?

Как?
Бегом к турагенту! В нашем случае без них никуда, потому как самые дешевые аэропланы летают в Черногорию на чартерной основе. А ежели брать регулярные авиалинии, то это опять же к матерым состоятельным парням, а им там неинтересно. Рекомендую брать заранее – сильно дешевле. К примеру, мы брали на июнь чуть ли не в марте-апреле, когда только-только планируются перелеты и бронируются виллы. Т.е. надо делать так, чтобы перед вами летели только рекламники (тур-агенты, знакомящиеся с тем, что же они впаривают доверчивым гражданам). Будучи таким быстрым Гонзалесом, вы не только сэкономите изрядное количество евриков на рыло, но и сможете вкусить прелести природы и сервиса, еще не загаженного толпами скотов. А уж поверьте, их и среди наших туристов, и среди местных отдыхающих предостаточно. Расплата последует, когда вы занырнете в лазурные волны – не очень жарко. Но мы же помним, что настоящий отдых –это не только пускание пузырей в теплой воде бегемот-стайл. И вообще, для теплой воды у меня дома ванная есть! Зато вы будете дышать свежим воздухом, днем не сжаритесь, сможете путешествовать не только от тени к тени. И все равно сгорите!

Коллега, который поддался на мою рекламу после первой поездки (может ему просто надоело выслушивать мои восторги и брызгание слюной) и посетил Черногорию в августе, не смог в полной мере оценить описанные выше преимущества. И толку в теплом море, если ты к нему не можешь подойти из-за завалов из тел шкварящихся на солнце югославов? И приходится просаживать сэкономленные евро на такси, чтобы уехать на отдаленный пляж… Традиционно, аэропланы летают в два города (так сложилось, что там есть ВПП, может быть, что это даже наследие кровавого коммунистического прошлого) — в Тиват и Подгорицу. Тиват – мелкий аэродромчик на берегу моря, на него интересно смотреть с верхушки горы. Очень красиво, я даже плевать в него пытался, но не попал.


Ну а Подгорица — столица, нам не интересна ни архитектурой, ни климатом, только ехать дольше. Хотя если кто хочет посетить горные монастыри, национальные горные парки (за день не управишься, надо два-три на каждый), то вам сюда. Расписание рейсов и чартеров надо узнавать у вашего турагента, появляются новые перевозчики. Я, например, живя в Харькове, был обрадован, узнав, что от нас напрямую стал летать самолет в Тиват, не надо ехать в Киев. Этому тоже радовались граждане РФ из Белгорода – куда как лучше проехать 70 км до Харькова, пусть с учетом таможни, чем 700 до Москвы.

Если в агентстве вы все сделали правильно (а надо всего-то сказать «Угу», дать денег, не потерять паспорт и ваучер или путевку), то из аэропорта вас на автобусе или таксомоторе привезут на виллу или в отель, и все, вы на вольных хлебах. Не забудьте только через неделю добраться до аэропорта (если трансфер прозеваете).

Куда?
Мои рекомендации однозначны – Будва. Это, если возвращаться к Крыму, Ялта Черногории. Мало того, что находится аккурат посерединке побережья, что экономит нам бензин и время аренды автомобиля, но и является основным курортным центром всей Будванской Ривьеры. А так как нам надо за минимальный срок посетить максимальное количество интересных мест, отдохнуть не только телом, но и душой, перепробовать максимальное количество вин, съесть… ну, в общем, нам сюда. Конечно, люди искушенные, не первый раз полоскающие пятки в Адриатике, могут выбрать местечко потише, недалеко от Будвы. И спокойней, и с пляжем получше, и до всех благ цивилизации 2 евро. Но оставим это для третьего-пятого посещения, хе-хе. Поэтому Будва. Выбирайте любую виллу, которая есть в агентстве, город не так велик, чтобы заморачиваться на месторасположении. Виллы (мини-отели на 6-10 номеров без завтрака, на первом этаже обычно живет хозяин с семьей) более-менее одинаковы, чем новее, тем лучше. Большинство вилл без кухни. Только с чайником, хотя попадаются с маленьким уголком и плитой. Но если завести нормальные отношения с хозяином, то он пустит на свою кухню – пожарить свежие морепродукты с рынка, например.


В Будве есть все, что нужно нашему человеку для отдыха: набережная для променада, заведения общепита разной ценовой категории с видом на море, пристань с красивыми яхтами, старый город (больше туристический, чем настоящий, но прикольно), городской пляж грязный, несколько других пляжей поменьше и почище, прямо рядом с городом – замечательный пляж Могрен с видом на крепость и с камнями и соснами у самой воды. Т.е., несколько дней можно спокойно провести в самом городе, никуда не выезжая. Следует заметить, что сам я купальщик еще тот, мне хватает полчаса на пляже на весь день. Раз окунулся, проплыл, полежал погрелся и все, нужно чем-то заняться. На Могрене я мог провести чуть ли не весь день, не без вина, конечно, походов в магазин, за едой, катаний на лодках и т.д. но все же, это показатель.


Что там делать?
Отбросить хандру и лень со снобизмом и отдыхать. Много ходить пешком. Можно посетить близлежащие селения, используя автобусы Олимпия-экспресс — это греческая сеть компаний. Они же есть и на Кипре. Быстро, дешево. Это, правда, не немцы, не ждите минуты в минуту. Но это тоже греет душу, что-то близкое и родное. Обязательно взять машину в прокат и проехать все побережье. Не пожалеете. От Хорватии по побережью Боко-Которской бухты через Будву к Бару и границе с Албанией, останавливаясь в интересных местах, лазя по крепостям, купаясь тут и там. Обязательно залезть на крепость в Которе (см. пару фото), обязательно посетить крепость в Баре (чуть в стороне от порта, интернет подскажет).


Съездить в национальный парк Ловчен – близко, дорога нетрудная, горная природа, виды моря, бухты, вся горная страна как на ладони, мавзолей. Только не сдавайтесь, как мы в первый раз – не доехали до самого интересного пару километров, развернулись назад. И то были довольны. А когда в следующую поездку не сбились с пути, добрались до верхушки (Мавзолей Негоша), то поняли, что упорство вознаграждается.

Горные монастыри, Острог, национальный парк Дурмитор в глубине страны, рафтинги – по желанию. Я думаю, что для первого посещения не хватит ни сил, ни времени. Потому как на экскурсию уходит целый день, ехать вглубь страны по реально страшным дорогам, весь день паришься с непонятными людьми в автобусе вместо индивидуального заплыва, питатешься в прикормленных гидом местах. Нет, я не любитель групповых экскурсий, и вам не советую. Лучше самому в следующую поездку, если понравится.

Скадарское озеро – не ехать однозначно. Вы сюда едете за морем, горами и воздухом, а не болото рассматривать.

Есть. Пить. Развлекаться. Для любителей сделаны дискотеки, но, на мой взгляд, какие-то вяленькие. Ни разу ни одной драки не видел. Да и танцуют они не по-нашему – все берут напитки, стоят возле столиков, как в пельменных в советское время, и притоптывают. Ни хоровода тебе, ни гопака, ни лезгинки. Если увидишь пляшущую девку – это 100% подтанцовка, завлекают клиентов, они еще на таких специальных тумбочках танцуют. Это, небось, для того, чтобы их не спутали с нашими пьяными отдыхающими.

Ну и не забудьте фотоаппарат (как я сделал однажды). Богатство природы, культуры и архитектуры не даст скучать ни новичкам, ни опытным фотографам.

Что есть и пить?
Все :) Вкусно и недорого. Особенность национальной кухни – использование оливкового масла и приготовление на гриле. Это дает прекрасный эффект – потреблял различные сорта мяса в разных местах, и ни разу не было ни тяжести, ни дискомфорта. Что интересно, в различных цивилизованных забугорьях – разница в цене меду «рыгаловкой» и хорошим ресторанчиком не так велика, как мы привыкли у себя дома. Так что неопытному товарищу лучше выбирать визуально – чтобы и месторасположение радовало взор, и интерьер, и обслуживание. Лишние 3-5 евриков не нанесут непоправимый урон бюджету, но даже если не угадал с выбором в незнакомом меню, досада будет сглажена мелкими радостями – видом, сервисом, комплиментами от заведения и т.д.

Личное наблюдение (хотя сам рекомендовал отключать снобизм, но все же) – прогуливаясь про набережной с целью выбора места, где бы красиво и душевно покушать, не садитесь даже уже в проверенный ресторан, если в нем сейчас кушают наши. Наши соотечественники крайне редко умеют себя вести в общественных местах, особенно если их собирается больше двух, а уж если с детьми… Вместо приятной беседы под бокал вина и под ненавязчивую музыку в ожидании заказа вы будете вынуждены слушать вопли на весь зал «Маня, сюда. Я занял! Зови Петю с пляжа! Шо вы будете заказывать?» Будете наблюдать постоянно сдвигание столов, падение стульев, разборки с детьми, крики. Вопли и сумбур. Я вот не совсем понимаю, почему для того, чтобы съесть суп или пиццу, нужно два часа собирать разные семейные пары по пляжу, двигать столы, час орать и выбирать, мешать себе и окружающим, задолбать официанта. Такое впечатление, что среднестатистический наш турист просто не может пойти в ресторан сам или с супругой, или боится, или чувствует неловкость, или не может заказать, или букв нерусских не знает. Зато, создав вокруг такой бардак и бедлам, успокаивается, чувствует себя как дома, уже может переварить свой кусок. Не знаю, но в целом не очень приятно, хотя не смертельно.

О ресторанах на набережной, которые не совсем бесплатные, нужно знать, что у них есть и черный ход, смотрящий на горы. Они предлагают ту же еду, только на вынос –вкуснейшие мясные изделия при тебе пожарят на гриле, завернут в булку или лепешку, ты сам положишь соусы, овощи, специи, и можно съесть прямо здесь на маленьком столике, можно забрать с собой. Качество отменное, цены очень доступные.

Если вы уже подустали в финансовом плане, и не желаете три раза в день ходить в ресторан, к вашим услугам много магазинчиков с вкусной и полезной пищей. Хлеб у них прекрасен. К нему нужно брать пршут – местную разновидность хамона, вяленого окорока. Бутылка вина, батон и пршут – ни в какой ресторан можно день не ходить. Хочется горяченького – пожалуйста. В мясном магазине при вас или заранее готовят мясо (замачивают, маринуют, заворачивают один сорт в другой и т.д.), тут же его жарят на гриле, пакуют и выдают покупателю. Дешевле чем в заведениях, вкуснятина, свеженькое. Есть базар, но там мы берем только фрукты по сезону, насчет мяса и прочего не знаю. На пристани бывают рыбные базары. Но, как и везде, рыба дорогая. В ресторанах будьте осторожны – одна рыбка может затянуть на 40-50 евро, а оно нам надо, если за эту сумму можно весь день вдвоем кушать мясо, пить вино, есть фрукты.

Вина прекрасны (если вы не гранд-сомелье с 10 летним стажем). Причем местные молодые, самые дешевые, порой идут лучше, чем выдержанные. Надо пробовать местные сорта, потому как Совиньон или Шардоне растет везде, и попробовать его можно много где. А вот Крстач одним названием отпугивает слабых духом, хотя вкусом он очень интересен. А как потом приятно бросить между делом дома: Взял я как-то пршута с Крстачем, и заел чевапчичей.


Пиво, Никчшичское, вроде неплохое. Но в нем я не разбираюсь, лучше поискать в инете. И вообще, непивным людям пиво следует пить в Праге, или у немцев, а на югах – только вино!

Крепкие напитки обладают ярко выраженным самогонным происхождением и вкусом. Я их все (палинки, травинки, грушевки и сливовки) отнес к разряду «спотыкач». Рекомендуется только крепким людям. Часто бывает, что хозяин небольшого ресторанчика может угостить вас рюмочкой от заведения. Отказываться, конечно, не надо. Но если вы перед этим долго и упорно пили вина, аккуратно, будет пошатывать, хе-хе. Других отрицательных эффектов к счастью не наблюдал. Внимание, такой «спотыкач» ни в коем случае нельзя заедать шоколадкой (ведь всякое бывает). Опытные люди предупреждали о феерическом воздействии на организм. Испытывать не стоит. А может, и стоит, чтобы потом на Тупичке появился отчет о сортирах Черногории.


Что почем?
Все меняется, цены на все растут, стоимость тура сильно зависит от чартера. Но из Киева, Харькова в прошлом году стоимость недельной путевки была от 290-300 евро в июне и гораздо выше в августе. За эти баснословные денжищщи вас прилетят в Черногорию, привезут к вилле, дадут пожить. Питание, перемещение и развлечения там недорогие. К примеру, бутылка молодого вина вина 2-3 евро, получше — до 5, поесть в вкусном фаст-фуде при ресторане 2-3 евро, причем не каждая женщина сможет съесть ту порцию. Фрукты – в зависимости от сезона. Поход в ресторанчик на берегу с бутылкой вина (в магазине 4, там 12-15) до 40 евро на двоих.

Рекомендую ресторан в Цитадели. На вид пафосный, да еще в туристическом месте, такой вид на весь город. В общем, в такие заведения мы обычно не ходим – туристические места рассчитаны на одно посещение. Никто стараться готовить и обслуживать не будет, да еще и цену зарядят. Но не в этом случае. Прекрасный официант (который год один и тот же), мидии на решетке были самые вкусные из попробованных, а по цене даже на пару евро дешевле, чем на набережной. Разве что меню не очень богатое. Но зато такой вид с крепостной стены. Так что смело туда, не жадничайте, вид и антураж прибавляют +10 к пищеварению, да и еще духовно обогатитесь.

Раньше замечательный пляж Могрен был платный – по еврику с носа. В последний же раз с нас не стали брать плату за вход на пляж, что меня порадовало. Но тут же я понял причину – после пожара (естественно, случайного, вон уже и виллы строить стали) растительность над пляжем изрядно поредела, в песке много угольков, голубой флаг, признак Лучшего европейского пляжа, отобрали. Хотя, это недоработка местных О. Бендеров, можно было изрядно наснимать с доверчивых туристов на ремонт провала. Вообще пляжи в целом бесплатные, плату могут брать за лежаки, но они нужны (с зонтиками) по жаре. И если вы собираетесь весь день валяться на пляже. А это не наш метод отдыха.

Автомобиль последний раз брал за 50 евро за день, в зависимости от сезона доходит и до 60-70. Брать обязательно, только осматривайте машину, мне в этот раз дали с проколотым колесом (медленный прокол), пришлось потом самому потратить 5 евро на ремонт, да пока нашел его, целая история. Пришлось хватать арендодателя за шкирку и с ним ехать на сервис, а то гоняли меня туда-сюда по городу час. В общем, расслабляйтесь, но не очень сильно – люди-то южные, лишний раз шевелиться не хотят. И будьте готовы, что улочки очень узкие, очень трудно припарковаться. По побережью ездить легко, а вот вглубь страны я бы не советовал ехать неопытному водителю. Даже в Ловчене, рядом, есть такие места, где в горах со встречным транспортом можно разъехаться, только сдав назад до специального кармана. Бодрит.

Меня вот от поездок далеко в горы удерживает опыт царапанья машины за бугром – очень дорогое развлечение. Ну его. Поэтому уточните про страховку КАСКО на всякий случай. Да и сами местные обладают интересным чувством юмора – они не убирают разбившиеся машины со склонов горных дорог. Поэтому катишь себе, и рассматриваешь искореженные останки, в некоторых местах там целые свалки. Самым запомнившимся был сгоревший бензовоз и другая фура. Вокруг них метров 50 в радиусе выгорело, а железяки так и лежали. Но асфальт уже был новый постелен, и разметка нанесена. Наверное, оставили обломки в назидание.

Ворнинг
Очень важно, чтобы попутчица (попутчик) разделяли ваш взгляд на жизнь и на отдых. Если в приехавшей семейной паре жена хочет полежать на пляже (по 12 часов все 7 дней), а муж поскакать по барам да по горам с крепостями, аки горный баран (что я собственно и делал), то гармонии не получится. Никакие виды, песок с пляжем, архитектура, еда, вино, интересные люди не смогут устранить внутренний дисбаланс. А вдвоем, вместе, даже неприятности переносятся легче, и через месяц-два уже вспоминаются как приключения. Приведу пример из своей первой поездки. Нас заранее предупредили, что нужно опасаться морских ежей. Они хоть и не напрыгивают из морских глубин на беспечных отдыхающих, но оставить иголочку в филейной части могут и не по собственному желанию. А сумма в 50 евро за извлечение оной у врача ну никак не вписывалась в очень скромный бюджет моего с супругой отдыха. Поэтому было принято решение ежей опасаться, к врачам не ходить, деньги потратить на развлечения. Что, собственно, и получилось.

После молодецкого заплыва в лазурных волнах я направился к берегу, больше полагаясь на эхолокацию, чем на зрение. Тут следует заметить, что обычно я ношу очки, и перед заплывом их снимаю. А описать то, как видит близорукий человек, если кто не знает, проще всего, проведя аналогию с фотоаппаратом. Представьте, что вы не смогли сфокусироваться на объекте, и чем больше минус, тем более размытая картинка получается. То есть ты видишь все, но в виде цветных пятен, которые накладываются друг на друга. И вот гребу я, рассматривая цветные пятна, и вдруг, уже у самого берега, вижу темное пятно. Колебания волн и преломление света сквозь воду ясности не добавляло. Еж, точно еж! После инструктажа мысль только одна — Ахтунг, машина стоп, полный назад! Законы физики даже на Адриатическом море остаются похожими на наши, и для перемещения назад мне нужно было сделать отталкивающее движение руками, чтобы уплыть от опасного камня со злобным ежом. Что я и сделал. Обойдя минное поле, увидел длинную черную иголку, торчащую из-под ногтя среднего пальца правой руки. Попытки извлечь её на месте не увенчались успехом, крошилась, зараза, что твой грифель от карандаша, слоилась, только ухудшая ситуацию.

Перспектива сдачи в руки мрачному черногорскому эскулапу вырисовывалась все яснее и яснее. А 50 евро, соответственно, удалялись от меня в туманную даль. Но жаба – самое опасное животное на земле, задушила людей больше, чем сейчас живет на земном шаре, и какой-то ёж не смог составить ей конкуренцию. Плюс еще сработала врожденная природная смекалка, и я покорно отдался в руки супруги. А там все просто: из багажа была извлечена привезенная водка (хотели сменять аборигенам на золотишко и соболиные шкурки), которая была использована с пользой – для дезинфекции волшебного маникюрного набора и для анестезии пациента. Супруга, хищно оскалившись, кромсала рану и извлекала остатки органики, а я жалобно подвывал и допивал остатки анестетика. И иголка была извлечена, рана смазана целебными снадобъями, палец замотан. И уже вечером, как зайчик из сказки про Айболита, скакал по дорожке, даже температура не поднялась. Так что берите с собой жен, от них сплошная польза и различные удовольствия!

Вывод

Ехать надо. Желательно в начале июня в Будву и скакать там по полной программе. Обычно после такого отдыха надо дома еще пару дней полежать, в себя прийти. Но оно того стоит. После хочется перечитать Милорада Павича, совсем по-другому идет. Ну и в культурном плане постепенно доходит, до чего же яростно резались в этих краях всю историю. На каждом клочке земли, камне, вершине или церковь, или мечеть. Кое-где даже на искусственном острове строили церкви, зачем, понять не могу, но видимо надо было. Венецианцы оставил свой след, турки погуляли от души, фашисты, коммунисты, партизаны, крестьяне. До сих пор видны следы последней войны, разрушенные старые дома, много памятных знаков, что, мол, эта дорога восстановлена на средства США или Евросоюза. Неплохо, неплохо, сами поломали, сами починили, и за это еще и благодарность попросили. И вот еще недавно проскочила новость, что их хотят в НАТО включить. Что ж, еще один довод в пользу поездки именно сейчас, пока не поздно.

Если вам это направление покажется интересным – Гугль в руки. Информации в инете куча, моя же задача была показать жадному пытливому уму, что я знаю то, о чем другие еще не знают (с или похоже), и указать направление поисков. Надеюсь, понравится.

Подписывайся на наш канал на Платформе

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 135

BigBUG
отправлено 14.02.10 20:28 # 1


Камрад, а вот как там с маленькими детьми, не обращал внимания?

Надо бы мелкого вывезти к солнцу из Питера, вот сидим думаем куда.


Avner
отправлено 14.02.10 20:43 # 2


Очень интересно, камрад. Cпасибо.

Фотки - замечательные!


Capoeirista
отправлено 14.02.10 20:44 # 3


Спасибо, камрад!
Я как раз мечтаю в Монтнегро рвануть в ближайщее время!
Ща зачитаю статью! Буков много, видать подошел основательно.

Вопрос знающим камрадам: кто-нить летал Аэрофлотом за бонусные милли "Аэрофлот-бонус"? Говорят геморойно очень за них билет покупать: мол лично надо в Москву ехать писать заявление, а там еще весь день в очереди простоять в офисе. Так ли?


sashkin
отправлено 14.02.10 20:51 # 4


спасибо, обзорчик замечательный. От себя добавлю, что в Черногории много наших соотечественников покупают недвижимость и переезжают на пмж. Сам лично знаю две семьи, которые уехали из Уфы в Черногории, с пол года назад. Причем таким уж большим капиталом они точно не обладали. На что живут не знаю, но одна семья прикупила домик и сдает его туристам.


Pshir
отправлено 14.02.10 20:52 # 5


Спасибо! Отличная заметка.

Камрад, про август всё ясно, а каково там, например, в сентябре?


Ab_origen
отправлено 14.02.10 20:56 # 6


А с ДВУМЯ мелкими как ? 7 и 5 лет.
А вот как там наши права водительские действуют вообще ?
Совсем незамутнённый в этом, просвятите ...


Chekar
отправлено 14.02.10 20:56 # 7


Кому: BigBUG, #1

Сами планируем в этот раз поехать с ребенком, 4-х лет.
В первый раз, тогда еще не имея детей, были удивлены количеством отдыхающих с маленькими детьми всех возрастов. Были мамашки даже с младенцами, но, по какому-то волшебству, все дети вели себя хорошо, мы их даже не замечали. В Будве и набережная, и рестораны, и пляжи, и улицы устроены так, что с ребенком (даже с коляской)не испытываешь дискомфорта.
Для детей повзрослей есть хороший парк с атракционами прямо на набережной -от каруселей до картинга.
Но весь мой опыт только для начала лета, в июле-августе там тяжко с детьми, толпы и жарко.


Ab_origen
отправлено 14.02.10 20:58 # 8


И_спасибо_за_заметку_!!!+ДА!!!

ЗЫ_реально_пробел_сломал_)))))))))))))))


Ab_origen
отправлено 14.02.10 21:01 # 9


>... были удивлены количеством отдыхающих с маленькими детьми всех возрастов....

да_чтож_такое_!!!!!!!!!
мляяяяяяяя
Туда_ведь_загран_паспорт_нужен?
как_долго_он_оформляется???


Ab_origen
отправлено 14.02.10 21:02 # 10


>безвизовый режим для граждан РФ

Это_что?
Это_как?


Chekar
отправлено 14.02.10 21:03 # 11


Кому: Pshir, #5

Вот бы узнать! Никак не получалось выбраться, но мысли имеются. Местные гоаорят, что у них сезон до октября включительно. Это означает, что людей много. Я могу проводить аналогии с Крымом - вне сезона лучше однозначно, если не ставить себе цель лежать на пляже и нежиться в теплой воде. Осенью или весной нужно осматривать архитектуру, природу, ездить в горы, пить вино и т.д. К сожалению, я пока не могу ездить 5-6 раз в год на отдых, поэтому приходится брать от поездки все, по полной.
Ведь Черногория -это только кусочек большого мира, ступенька к, но она нам полюбилась, и туда хочется вернуться.


Merlin
отправлено 14.02.10 21:05 # 12


Кому: Ab_origen, #9

> Туда_ведь_загран_паспорт_нужен?

Загранпаспорт нужен для выезда в любую страну.


Otto
отправлено 14.02.10 21:05 # 13


Кому: Chekar

Прикольно, cпасибо :) Я caм бы наверно больше по крепостям и горам лазил бы))


Нанотехнолог
отправлено 14.02.10 21:08 # 14


интереснаф статья, познавательная


Chekar
отправлено 14.02.10 21:09 # 15


Кому: Ab_origen, #

Загранпаспорт можно сделать за месяц (ускоренно за деньги), или за 3 обычно. Есть приколы со страной, вот у нас на Украине были рубки за фабрику, где печатали бланки, так сложно было сделать. Но деньги решают все. Так как обзор был для людей, кто не желает просто так выбрасывать много бабала, то и совет будет такой: запускать подготовку паспорта себе, жене, и детям (проездной документ) Может, нужн овписать детей в загранпаспорт, у меня так не сделано, придется делать малой проездной документ. А пока делается паспорт - идти, заказывать на июнь путевку. И главное -не ждать ничего хорошего, сурово насупив брови. Тогда по приезду на место впадешь в нирвану, и так в ней и проведещь 7 дней!

А права действуют даже наши, хохлятские. Лишь бы там имя было продублированно нерусскими буквами.


akinak
отправлено 14.02.10 21:20 # 16


Черногория страна хорошая для отдыха - недорого и по-европейски. Знакомые ездили - очень хвалили.


VKlab
отправлено 14.02.10 21:22 # 17


Спасибо, интересно и познавательно!
[делает пометку в секретном блокнотике]


Nord
отправлено 14.02.10 21:25 # 18


Кому: Chekar, #15

Камрад, одно "но". Майдауны в бывшей Югославии были, см. движение "Отпор" (в переводе - сопротивление).


Chekar
отправлено 14.02.10 21:42 # 19


Кому: Nord, #18

Согласный...
Просто так уже вообще скоро ездить никуда будет нельзя, если копнуть поглубже. Если откинуть события последнего времени, то они мне гораздо ближе, чем те же турки, которые там куролесили.


wildlion
отправлено 14.02.10 21:50 # 20


Очень познавательно, раньше даже не думал о Черногории, правда, в социалистическое время был в Югославии, а теперь пойми, чего там такое сделалось. Демократия одна. Непонятно. Из Питера только неактуально, цены будут начинаться от 500 евро..


Tef
отправлено 14.02.10 21:50 # 21


Неплохо получилось.


Brutanez
отправлено 14.02.10 21:54 # 22


Кому: Chekar,

Камрад! Спасибо за отлично проделанную работу и великолепный отчОт!


firerock
отправлено 14.02.10 22:00 # 23


Спасибо!
Здорово написано, я бы сказал — солнечно ;)
А Вы не слышали, с дайвингом там как?


Dmitro
отправлено 14.02.10 22:12 # 24


А на фото автор заметки?


УниверСол
отправлено 14.02.10 22:32 # 25


Отличный рапорт!
Как будто сам там побывал. Ну и, соответственно, как будто сам там и отдохнул. Настолько толково и непринуждённо изложен материал сводки. Причём, смею заметить - без тени подражания в оборотах понятно кому. Через это - самобытно, и всё равно отлично. Браво!

Блин, три года еще до выезда, эхххх...


Chekar
отправлено 14.02.10 22:32 # 26


Кому: firerock, #23

К сожалению, по вышеописанным причинам дайвингом не увлекаюсь - не видно нихрена. Вот когда куплю маску с диоптриями...
Но в целом, за дайвингом нужно не сюда. Ни инфраструктуры, ни подводной живности, не экватор ведь.


Кому: Dmitro, #24

Таки да, влез в кадр. Сначала старательно вымарывал из текста куски, связанные с личным. А потом, после прочтения последнего отчета про Мальдивы, понял, что стиль "не сдерживай себя" тоже имеет право на жизнь. Но добавил только одну фотку, чтоб хоть как-то к себе привязать.

Вообще, очень трудно из старых фотографий отобрать те, которые можно показать контингенту. Везде или я, или супруга. Нужно заранее думать о том, что некоторые фото выйдут за пределы. И соответственно строить кадр. Буду учиться.


Tef
отправлено 14.02.10 22:48 # 27


Кому: Chekar, #26

> Сначала старательно вымарывал из текста куски, связанные с личным.

Ну, нужно выдерживать меру всегда. Умеренные факты из жизни автора почти всегда оживляют заметку. Но часто некоторые камрады начинают требовать подробностей вплоть до описания половых связей, что не всегда совпадает с желанием автора все это обсуждать с незнакомыми людьми.

В заметке про Мальдивы автор действительно не сдерживал себя...[многозначно молчит]...но у тебя получилось вполне сбалансировано.

Только это, абзацы бы посвободнее группировать, а то местами довольно большие блоки текста. =)


koshimin
отправлено 14.02.10 22:51 # 28


Кому: Chekar

Таки круто, да! Заметка классная.

[храбрясь]

Я тоже хочу в писатели. Вот уже работаю над собой, мусолю листик в Ворде.


Merlin
отправлено 14.02.10 22:53 # 29


Кому: Tef, #27

> Только это, абзацы бы посвободнее группировать, а то местами довольно большие блоки текста.

Это недосмотр редактора!

Местами поправил.


gmuriel
отправлено 14.02.10 22:54 # 30


Классный отчёт, спасибо! Может, летом попробую выбраться - Крстач заинтриговал!


firerock
отправлено 14.02.10 23:05 # 31


Кому: Chekar, #26

Маска с диоптриями — это да, сам близорукий и юзаю этот девайс с удовольствием!
Что касается живности -- думаю, там её тоже хватает, просто не такой яркой ;)
Собственно, интересуют скорее затонувшие корабли (рэки). Хотя да, отсутствие инфраструктуры... Печально...


Chekar
отправлено 14.02.10 23:05 # 32


Кому: Tef, #27

Спасибо!

Про абзацы согласен, но думаю, это отражение манеры разговаривать в жизни -быстро и много :-)
И вообще, очень необычно видеть свой текст белыми буковками на черном фоне, новое ощущение.

Тебе, камрад, понятное, и уже не раз, а мне необычно.


Кремень
отправлено 14.02.10 23:07 # 33


Кому: Merlin, #29

> Это недосмотр редактора!
>
> Местами поправил.

Ещё бы по смыслу подогнать, а то заметил резкие перескоки с пляжа на горы с гор на еду с еды опять на пляж и т.д.


chib
отправлено 14.02.10 23:15 # 34


Спасибо!Очень познавательно,интересно и подробно.


Chekar
отправлено 14.02.10 23:18 # 35


Кому: Кремень, #33

>Ещё бы по смыслу подогнать, а то заметил резкие перескоки с пляжа на горы с гор на еду с еды >опять на пляж и т.д.

Дык,
ежели все так разделить, то получится обычный путеводитель с парой своих историй. А именно личного я старался поменьше- за ним теряется конкретика, трудно понять, нужно оно, или нет.

А перескоки вполне оправданы, ибо всегда так отдыхаю -с утра едем в горы, потом ищем, где красиво покушать, потом бросаем машину и... дегустации ыин тоже есть место. А пляж -как получится, или рано утром, или днем, или вечером, ночью -только со спиртным, хе-хе.

Вот, наверное, в заметке все так и сумбурно, как в жизни. Выросту, стану толстопузым дядькой, и буду писать медленно и веско, как пули лить. а пока - извиняйте.


pioneer
отправлено 14.02.10 23:18 # 36


Хороший отчёт, подробный. Спасибо!
[бежит за загранпаспортом]


akastanly
отправлено 14.02.10 23:26 # 37


Кому: Chekar, #0

Cпасибо, интересно читать было :)


Док_Судоплатов
отправлено 14.02.10 23:26 # 38


Кому: Chekar,

Спасибо, камрад!
Уже год как вынашиваю идею поездки в Черногорию (Крым уже в печени давно). Кроме рассказов знакомых, толковых отчетов не встречал. Твой подоспел вовремя и главное подходит по финансовым характеристикам. Если раньше сомневался, больше склонялся к знакомой Турции, то теперь решено - Черногория!

[уходит на кухню к женщине, весь готовый к спору о месте отдыха на лето]


Evan76
отправлено 14.02.10 23:33 # 39


Спасибо за отчет, весьма познавательно и полезно!
Я только хочу уточнить: 300 евро - это перелет + вилла на семь дней с каждого?
И, это: сам очкарик со стажем, для плаванья пользую плавательные очки с диоптриями. Выглядит не так брутально, как маска, и позволяет спокойной перемещаться от лежака к водоему или обратно, ну или в спортивном кружке от раздевалки до бассейна через душ :)


Fred_K
отправлено 14.02.10 23:48 # 40


Прочел, загорелся - это не то слово!
Вот только в тур-операторах совсем ничего не смыслю. Может, кто-нибудь знающий посоветует (Украина)? Город значения не имеет.


dr.noise
отправлено 14.02.10 23:48 # 41


Спасибо, отлично написал! Буду иметь в виду!


medic
отправлено 14.02.10 23:56 # 42


Отличная заметка, приятно было читать. Спасибо.


Кремень
отправлено 15.02.10 00:13 # 43


Кому: Chekar, #35

> Дык,
> ежели все так разделить, то получится обычный путеводитель с парой своих историй. А именно личного я старался поменьше- за ним теряется конкретика, трудно понять, нужно оно, или нет.

Ты во вступлении обозначил труд, как всеобъемлющий, и прикинув объём текста я поверил и настроился именно на такое прочтение. А в заметке получилось так: "вот сейчас расскажу как лететь на самолёте .. нет, а ещё там пляжи хорошие, сейчас лучше про пляжи подробно .. нет, ну а про горы? лучше я про горы сейчас всё расскажу .. но с другой стороны там можно поесть, значит, про продукты .. и колесо на машине пробитое было, а потом меня ёж уколол". :)

Не сочти за упрёк, просто сложилось впечатление, что текст несколько несвязанный.

> А перескоки вполне оправданы,

Только если оформлены переходы. Например: "легли мы спать, а наутро отправились туда-то, туда-то".

> Вот, наверное, в заметке все так и сумбурно, как в жизни. Выросту, стану толстопузым дядькой, и буду писать медленно и веско, как пули лить. а пока - извиняйте.

Да не за что, собственно.


Chrome
отправлено 15.02.10 00:32 # 44


Кому: Merlin, #12

> Загранпаспорт нужен для выезда в любую страну.

Ну, на Украину не обязателен. Например :)


Mishgan
отправлено 15.02.10 00:36 # 45


Кому: Chekar,

Спасибо за заметку. Давно хочу побывать, только на машине.


OutSidEr
отправлено 15.02.10 00:38 # 46


Спасибо, камрад, очень интересно.
Давно подумывал о посещении Балкан.
А тут прямо все по полочкам. Отличная заметка.


OutSidEr
отправлено 15.02.10 00:39 # 47


Кому: Chrome, #44

> Кому: Merlin, #12
>
> > Загранпаспорт нужен для выезда в любую страну.
>
> Ну, на Украину не обязателен. Например :)

И, кстати, в Казахстан - тоже 8)


wTiHe
отправлено 15.02.10 01:04 # 48


Интересно, спасибо! Выдал половинке зачитать - оч.м.б. и нагрянем с внезапной инспекцией по выданным разведкой местам!


Stopir
отправлено 15.02.10 01:21 # 49


Отличный отч0т! Прочитал с интересом. Спасибо тебе, камрад.


Chekar
отправлено 15.02.10 01:31 # 50


Кому: Evan76, #39

>Я только хочу уточнить: 300 евро - это перелет + вилла на семь дней с каждого?
Да. Так было для самого раннего заказа первого заезда. Дальше с каждой неделей сумма увеличивалась.
Что будет в этом году -одному кризису известно. С собой нужно иметь хотя бы 50 евриков в день на всех, но можно и меньше, зависит от запросов. А вообще -чем больше, тем лучше.

Кому: Fred_K, #40
> Вот только в тур-операторах совсем ничего не смыслю
А в них и не надо ничего смыслить! Если ты прочитал мою заметку, то можно предположить, что у тебя есть доступ к интернету, хе-хе. А в нем понаписано - караул! Поэтому выбираешь ближайшего (или где у девчонки сиськи больше) и просишь конкретно Черногорию в июне, Будва. Это как на базаре покупать картошку,ничего в ней не понимая. Стоит сто бабушек, на вид все одинаково. Нужно с уверенным видом подходить к любой понравившейся, не торгуясь брать. Если повезло -станешь постянным клиентом этой бабки. Нет -ничего страшного, 5-10% с суммы в 300 евро, это не самая страшная потеря в жизни (это я о том, что если не повезет, и окажется барыжное агенство, сумма путевки настолько мала, что не стоит переживать. Просто потом к ним не прийдешь.)


S.L.
отправлено 15.02.10 01:32 # 51


на одном сайте в нескольких отелях на июль месяц уже все места забронированы )))) последнее бронирование - 23:29 из РФ )
а ну, признавайтесь, кто?:)))


Sunray
отправлено 15.02.10 01:33 # 53


У меня зрение -5 дипотрий. Для плавания пользуюсь однодневными контактными линзами. Очень удобно.


Раз-Два
отправлено 15.02.10 01:34 # 54


[смотрит с подозрением]
http://lenta.ru/news/2010/02/14/montenegro/


warfolomeich
отправлено 15.02.10 01:34 # 55


Давно хотел написать обзор,да всё руки не доходили , вот уже и опередили.

Если позволите , пару комментариев :
1. На Скадарское озеро ездить нужно , удовольствие от купания в озере, окружённом со всех сторон горами, вкусными блинами с мёдом (входят в стоимость экскурсии , так же как вино , соки и прочее ), вылавливание водяных орехов, с последующим поеданием (вкусные ,зараза) , а так же чудесный вид на Чёрную реку ( между прочим , сей вид приводят очень часто на разнообразнейших проспектах, реально очень красиво ) - с лихвой окупают стоимость экскурсии ...

2. Пиво "Никшич" очень и очень , особенно Gold и тёмные сорта, разнообразием не блещет , зато как и вино , обладает добротным вкусом, и дешевизной .

3. Я бы посоветовал ехать в середине\конце сентября . Пляжи почти пустые, стоимость экскурсий - с каждым днём падает , в любом ресторане - всегда есть места, солнышко греет отлично, море тёплое, людей не много - что ещё нужно для удачного отдыха? ( любителям тусить на дискотеках, такой вариант не подойдёт)

4. Настоятельно рекомендуется посетить пляжи около острова Св. Стефана , стоимость такси от Будвы - 8 евро , кайф полный, красота, чистота и рядом большой красивейший парк бывшей резиденции королей, с самим зданием резиденции, столетними оливковыми деревьями и прочими интересностями .

Вообще-то комментариев море, ну это так, дабы не писать романы , что сразу на вскидку вспомнил :)


Chekar
отправлено 15.02.10 01:34 # 56


Кому: Mishgan, #45

>Давно хочу побывать, только на машине.
Похвально, только нужно трезво оценивать свои силы. Лично я бы не воздержался -путь к морю лежит через горы, и по ним надо проехать очень много. Сам не ездил, но друзья регулярно перемещались с Литвы в Черногорию на автомобиле. Так теперь даже женщина за рулем ездит так, что я только пот успеваю утирать. Вот бы мне так супругу ездить научить!
Так что, если для отдыха - лучше самолетом, и взять авто в прокат. Но если руки крепкие, взгляд острый, реакция хорошая, и страха нет -то это будет круто! Зато эмоций будет...


Ardenti
отправлено 15.02.10 01:34 # 57


Спасибо, очень интересная заметка!


W!nd
отправлено 15.02.10 01:45 # 58


Надо ехать.


Paul_EM
отправлено 15.02.10 02:42 # 59


Спасибо за интересную заметку!


Для активного отдыха (и прочего дайвинга) рекомендую однодневные контактные линзы.
Сам ношу очки, а для бассейна и занятий спортом использую линзы уже давно. Очень удобно. Никакого ухода не трубуют ,т.к.после использования пара линз просто выбрасывается. По деньгам получается около 60 руб. за дневной комплект.


Merlin
отправлено 15.02.10 05:42 # 60


Кому: Chrome, #44

>> Загранпаспорт нужен для выезда в любую страну.
>
> Ну, на Украину не обязателен. Например :)

Не знаю такой страны!!!


SkUnS
отправлено 15.02.10 08:28 # 61


Спасибо за заметку, познавательно.


metallurg
отправлено 15.02.10 08:28 # 62


[пошел складывать маску и ласты]


Vandal
отправлено 15.02.10 09:24 # 63


Кому: Chekar, #0

Спасибо, очень интересно и познавательно, приму к сведению!


Tecka
отправлено 15.02.10 09:24 # 64


Кому: Chekar,

Написано - ОТЛИЧНО!
Спасибо за заметку.


Balu
отправлено 15.02.10 09:24 # 65


Отличная заметка, спасибо за информацию, а чтобы жаба не давила в разного рода загранпоездках - здоровье все же ваше, не чужое, рекомендую медицинскую страховку туриста без франшизы, оформляется у любого страховщика - стоит рублей 300 и в критическом случае никаких забот по оплате.


Медведь
отправлено 15.02.10 09:55 # 66


Кому: Chekar

Спасибо, камрад. Толково.


Okolozub
отправлено 15.02.10 10:31 # 67


Очень интересная заметка, даже настроение подняла.
И фотки тоже хорошие. В общем все как доктор прописал.


Okolozub
отправлено 15.02.10 10:35 # 68


[для админов]
>...забугорьях – разница в цене [меду] «рыгаловкой» и хорошим ресторанчиком...


Dun4il
отправлено 15.02.10 11:08 # 69


Спасибо за заметку! Приятно читать, информативно, фотографии хороши!
И большой привет любимому соседу Харькову от Белгорода)))


Dark Pikachu
отправлено 15.02.10 11:26 # 70


Насчет ежей - там местами беда. Пасутся стадами. Иглы тонкие, очень ломкие. Удалять надо сразу во избежание.


Тайко
отправлено 15.02.10 11:49 # 71


Спасибо, очень познавательно.
Задумался О посещении Славной "Югославии":-))


cyan__
отправлено 15.02.10 12:15 # 72


Кому: Pshir, #5

Я не автор, но всё-таки. В сентябре чем дельше, тем холоднее, но заплыть вполне себе можно. Можно даже в начале октября, если повезёт с погодой.

Но лучше по мне в конце сентября заехать в Дурмитор, в Жабляк например. Осень в горах отличная, еда отменная и жильё копеечное (15 евро с двоих в день с завтраком и ужином).


Svart
отправлено 15.02.10 12:22 # 73


самое большое озеро в Европе - Ладожское, оно больше всей Черногории


Хорунжий
отправлено 15.02.10 12:25 # 74


Кому: Chekar, #15

> Лишь бы там имя было продублированно нерусскими буквами.


Пребывал в блаженном неведении. Думалось, что сербы, как и болгары, пишут таки киррилицей...


Svart
отправлено 15.02.10 12:26 # 75


и вопрос - а как там с велосипедами? Есть ли прокат? Катаются ли люди?


Янычар
отправлено 15.02.10 12:26 # 76


>Взял я как-то пршута с Крстачем, и заел чевапчичей.

Понравилось!

После прочтения предпоследней заметки про Мальдивы, признаюсь, вгрызался в каждый абзац с подозрением, но текст, хотя и сложновато читался, заинтересовал. Ну, а когда дошел до "я, например, живя в Харькове", ничего не смог поделать с улыбкой до ушей, так и читал, улыбаясь, как письмо от старого знакомого. Даже дело и не в земляческих чувствах, просто действительно информации немало и большей частью толковой, что твое пособие, аффтар молодец. Тем более места какие красивые, всегда неровно дышал к Балканам, и ни разу не был сам.

Ну, и кроссовки с красными шнурками - это пять!!!


mamoed
отправлено 15.02.10 12:31 # 77


Ездил в середине сентября. Погода - +30 воздух, +26 вода. Народу уже мало.
Будва - идеальный вариант для активного отдыха. Полностью поддерживаю автора


stl-serg
отправлено 15.02.10 12:43 # 78


Кому: Chekar, #7

Отличненько. Про ежа читал аж 2 раза.

[в обиде за Крым оттачивает карандаш и готовит мегазаметку]


Chekar
отправлено 15.02.10 13:14 # 79


Кому: Svart, #75

На велосипедистов вообще как-то не обращал внимания. Скорее всего, их там и не было. В горы очень далеко и высоко, прибрежная трасса узкая, без велосипедных дорожек. В городе, в самой Будве, наверное можно, куда-то дальше уже будет сложнее. Я думаю, что имеет смысл брать велик только в горах (в Ловчене, к примеру), где есть дорога, но мало автомобилей, сильных перепадов высот нет, потому как уже забрался высоко, и прекрасные виды и природа. Но будки с прокатом там не видел. Может, кто другой знает, поделится.

Кому: Хорунжий, #74

Да, у них кириллица. А иностранные буковки нужны, чтобы права были дейстивтельны и за рубежом, типа "международные". А без ни никак -представть, к примеру, китайский документ, без дубляжа латиницей. Как понять, что это права, а не читательский билет?


Bishop
отправлено 15.02.10 14:03 # 80


Камрад, а как к русским относятся в целом? Помнят ли СВД или просто как к туристам уже?


warfolomeich
отправлено 15.02.10 14:20 # 81


Кому: Bishop, #80

> Камрад, а как к русским относятся в целом? Помнят ли СВД или просто как к туристам уже?

Насколько я помню, около 40% недвижимости на побережье , принадлежит выходцам из СНГ ( русским, украинцам в основном ) , так что привыкли и относятся абсолютно адекватно , можно даже сказать что любят, ибо основной доход в бюджет идёт от туризма , а русские этому самому туризму способствуют.
Опять же нельзя забывать о шикарнейшей вилле Лужкова , в Бока-Которском заливе , сети отелей Абрамовича и прочее, прочее, прочее ... Так что наших там навалом.
Если владеть хотя бы минимальными навыками харизмы, можно интересно пообщаться с сербами, черногорцами , боснийцами . Побеседовать на тему войны, американцев , взаимотношений между народами бывшей Югославии , ну и всё такое . Приятные люди . Если я буду вот так расставлять пробелы , то , скорее всего , мне сначала сократят лимит комментариев , а потом отключат .



XopeK
отправлено 15.02.10 14:20 # 82


Кому: Svart, #75

> и вопрос - а как там с велосипедами?

хочешь заслать их к кому-нибудь?
или опасаешься, что к тебе приедут ???


Klarens Bodiker
отправлено 15.02.10 14:23 # 83


Неплохо, надо съездить в Черногорию обязательно :)


cyan__
отправлено 15.02.10 14:42 # 84


Кому: Chekar, #79

> Но будки с прокатом там не видел. Может, кто другой знает, поделится.

Будки видел, открыты были. Лично не опробывал, всё как-то пешком или на авто.


Молчу
отправлено 15.02.10 15:00 # 85


Вступление показалось длинноватым. По каментам камрадов - почитаю все, когда время появится.


Chekar
отправлено 15.02.10 17:39 # 86


Кому: Bishop, #80

Хорошо относятся! Я, вообще то, из за особенностей организма, могу общаться со всеми. Даже с тем, кто вызывает у меня глубокое раздражение. Просто это мне чуть дороже обходится, в планен эмоций. Но черногорцы хорошие. Пожилые -вообще класс! Если есть желание пообщаться, нужно просто подойти с душой -вам ответят тем же. Молодежь общительная, сполшь англоговорящая, но не наглая.
За все время только один раз хотелось поругаться, может даже дать в голову. И то это был взрослый дядька, официант. Он просто не понял, кого обслуживает, или принял нас за других, но его манера поведения вызвала дискомфорт. На вежливые намеки не реагировал, взял все в свои руки, рулил всем, активничал. Может в другой ситуации было бы классно, но тут не подошло. Открыв вино, тыкал в нос пробкой супруге, тут же отпрагивая, отодвигал меня в сторону, и что-то менял, мешал. Совсем не по правилам, и не попал в настроение. Получился его бенефис, за который заплатитл я. Да он еще и сам себе взял чаевых, при расчете. Но так артистично делал, зараза, что просто махнул рукой. А потом мне супруга проела плешь, что, мол, не отстоял, поддался, и вообще :-) Тогда-то злоба и зародилась, вот ведь что гады делают с доверчивым туристом!!! Ну а вобще, это самый тяжкий случай, даже с полицаями общение оставляло только опозитив!


warfolomeich
отправлено 15.02.10 18:30 # 87


Кому: Chekar, #86

> За все время только один раз хотелось поругаться, может даже дать в голову. И то это был взрослый дядька, официант.

Не факт что это был черногорец , официанты ( и прочий обслуживающий персонал ) - у них в большинстве сербы, которые черногорцев кстати недолюбливают из-за патологической лени , и отсутствия желания работать. Но учитывая проблемы с рабочими местами в Сербии , большое количество сербов приезжает в сезон отдыха зарабатывать , в то время как черногорцы отдыхают в кафе , общаются, играют на тотализаторе или казино ( большая любовь у них к этому делу ) и ограничиваются сдачей вил ... Я пока затрудняюсь корректно расставить пробелы и знаки препинания , но модераторы , думаю , мне помогут .



Тень отца Гамлета
отправлено 15.02.10 18:38 # 88


Оп-с...

Увидел на картинке знакомую этикетку от вина! VRANAC которое.

12 лет назад такая (не этикетка - бутылка, причем полная, "запечатанная") досталась "по наследству" в одной ведомственной гостинице - предыдущие жильцы в холодильнике оставили. Только этикетка была попроще - по-моему, вся черно-белая, и только номер красным проставлен.

Вино было - конкретно охуенное.

Одно из лучших вин, какие мне вообще приходилось пробовать.


Тень отца Гамлета
отправлено 15.02.10 18:48 # 89


Кому: Chekar, #26

> К сожалению, по вышеописанным причинам дайвингом не увлекаюсь - не видно нихрена. Вот когда куплю маску с диоптриями...


Сильно рекомендую линзы.

Сам в "регулярных" условиях ношу только очки, но как выбираюсь в горы или вообще куда-то за пределы города (туда, где не надо читать/писать или пялиться в монитор постоянно) - сразу надеваю линзы.

Качество зрения становится совсем другое - и это главное. Не тоЮ, что все можешь разглядеть - и в очкиможно подобрать так, чтобы единица была. Дело именно в качестве зрения (как я его называю): и перспектива более правильная, и переферическое зрение правильно работает, а вследствие этого - улучшается панорманое восприятие панормное. В общем, не знаю я, как это объяснить, но в линзах все на порядок лучше.

А довеском - в линзах можно без риска заниматься любым экстримом.

Только, например, для полавания надо очки плавательные надевать - и всперед.

Причем если не носить линзы постоянно - то имеет смысл брать однодневки - они всего стольник за пару стоят.
На постояннку такое может быть и дороговато - по 3 штуки в месяц отваливать, а на пару недель в году или как я - каждые выходные на склоне - вполне нормально.


Тень отца Гамлета
отправлено 15.02.10 18:55 # 90


Кому: Sunray, #53

> У меня зрение -5 дипотрий. Для плавания пользуюсь однодневными контактными линзами. Очень удобно.

Абсолютно верно.

"Рекомендации лучших собаководов". (с) :-)

Ранее пользовался в основном многодневными, но когда попробовал на выезде за пределы родной провинции однодневки - многодневки просто забыл, хотя, на всякий слоучай, они тоже есть.

Кроме линз и пинцета ничего с собой таскать не надо. Когда снял - просто выкинул. Никакого траханья с растворами, футлярами и т.д.


warfolomeich
отправлено 15.02.10 19:01 # 91


Я не обсуждал политику модерирования, отчётливо понимая, что это бесполезно.



Chekar
отправлено 15.02.10 19:33 # 92


Кому: Тень отца Гамлета, #88

Да, это Вранак, но места в заметке ему не осталось, и так "многа букав". Вино действительно очень хорошее, на мой вкус лучше многих известных, особенно французских. У него есть очень специфический букет, присущий вину только этого региона, очень полный вкус, прекрасное послевкусие. Тем более, что теперь он представлен к ватегори от 5 евро до 50. По сути, это визитная карточка Черногории, на подарок вожу именно его.

И спасибо за рекомендации взять линзы, знаю, помню. Но на данный момент не могу :-( В свое время так раздолбал линзами глаза, что только сейчас еле-еле ушел от аллергий. Так что даже занятия боксом провожу либо в очках (есть специальные, которые и разбить не жалко), либо вслепую. Но верю. что еще чуть-чуть, и организм окончательно восстановится, и я смогу пользоваться новыми достижениями в этой области.


Merlin
отправлено 15.02.10 19:45 # 93


Кому: Молчу, #85

> Вступление показалось длинноватым. По каментам камрадов - почитаю все, когда время появится.

Но не отметиться просто не мог, да?


Остап Бендер
отправлено 15.02.10 19:55 # 94


Толково и много написано, спасибо, будем знать.


Konstantin
отправлено 15.02.10 20:19 # 95


Кому: Capoeirista, #3

Год назад покупал билет за бонусные мили у дочки Аэрофлота(Аэрофлот-Норд). Покупал у себя на родине(Архангельск), никуда не ездил специально, без проблем и очередей. Попробуй позвонить в офис Аэрофлота местный - там расскажут.

Кому: Chekar, #0

Заметка отличная! Спасибо!


orandje
отправлено 15.02.10 20:19 # 96


Отличнейшая заметка, тебе камрад путеводители писать. Из выше описаного понятно что не только только по Черногориям поездил, так что ждем еще заметки.


Vlk Josef
отправлено 15.02.10 20:22 # 97


Роскошные снимки!
Единственное, согласился бы с Варфаламеичем, на Скадарское озеро очень даже интересно съездить.

Сам был в 2004-м, на Стефане.
Вот здесь подробный фоточерк в продолжение темы, если афтар не возражает
http://prodesign.ru/travel/crnagora

(будва, стефан, подгорица, цетине)


Nord
отправлено 15.02.10 21:09 # 98


Кому: Chekar, #19

> Если откинуть события последнего времени, то они мне гораздо ближе, чем те же турки, которые там куролесили.

Ну дык, не спорю.


Nord
отправлено 15.02.10 21:12 # 99


Кому: Vlk Josef, #97

> (будва, стефан, подгорица, цетине)

В Москве в одном сербском ресторане произошел такой диалог между студентами-сербокроатистами и официантом-черногорцем (даю в переводе):
- А вы откуда будете?
- Из Тивата.
- Ой, а я у вас была! (голоса: - И я! И я!)
- Молодцы!
- А можно вопрос?
- Конечно!
- А где у вас там в Тивате центр города. А то везде знаки CENTAR, непонятно.
- Центр? Да везде!!!


Goodvin
отправлено 15.02.10 22:55 # 100


Кому: Chekar, #26

Камрад, спасибо!
Отчет хороший, интересный.
[лезет считать грОши и разыскивает глобус Черногории]


Mishgan
отправлено 16.02.10 00:20 # 101


Кому: Chekar, #56

> Но если руки крепкие, взгляд острый, реакция хорошая, и страха нет -то это будет круто!

Да!!!



cтраницы: 1 | 2 всего: 135



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк