История с лётчиком-штурмовиком М.П. Гавриловым, погибшим 30 апреля 1942 года, подошла к концу. Герой был доставлен на родину, в Волгоградскую область и похоронен там с воинскими почестями. Подробности этой удивительной истории — ниже.
Демянск — Сольцы Демянская часть истории уже была изложена здесь. А дальше было вот что...
После бессонной ночи в пробке на трассе и прощальной церемонии в Демянске неожиданно получили передышку — военный аэродром в Сольцах борты не принимал по метеоусловиям. Туман, видимость плохая. Созвонились с командованием, получили однозначную информацию — вылетаем днём позже. Отоспались немного и утром отправились на автомобиле в Сольцы. Ехали по дороге на Старую Руссу, по пути остановились в небезызвестной деревне Рамушево. Зашли на солдатское кладбище. Постояли в тишине недолго и снова в путь.
За несколько часов добрались до аэродрома, нас уже ждали. Только-только успели обсудить некоторые детали погрузки и отправки — садится наш самолёт с бортовым номером 14.
На ВПП построился почётный караул со знамёнами, прибыли офицеры и солдаты для погрузки гроба. Руководил всем процессом гвардии майор Горбатко Игорь Владимирович, заместитель командира в\ч 40444-А по воспитательной работе.
Пока самолёт проверяли и заправляли, экипаж отправили в столовую. А вокруг Ан-12 кучковались пассажиры — солдаты и офицеры. Для них это был первый день командировки в Южную Осетию.
Сольцы — Мариновка Взлетели, набрали высоту около 4.000 метров. Салон в Ан-12 не герметичный, потому в самолёте стало довольно холодно. Каждая тысяча метров — минус семь градусов. Бойцы, летевшие в командировку, к таким штукам оказались готовы. Укутались как следует, забрались в тёплые спальники и чувствовали себя неплохо.
А мы отправились знакомиться с экипажем. Самолётом Ан-12БК с бортовым номером 14 управляют 6 человек. В этом полёте был седьмой член экипажа, проверявший штурманскую подготовку.
Командир корабля — подполковник Клюшниченко Андрей Анатольевич
Помощник командира корабля — старший лейтенант Захаров Максим Вячеславович
Штурман — старший лейтенант Соколюк Александр Александрович
Бортинженер — капитан Манич Вадим Григорьевич
Старший воздушный радист — капитан Линевич Вячеслав Вячеславович
Борттехник по АДО (авиадесантное оборудование) — старший лейтенант Пинищук Орест Алексеевич
и штурман-инструктор — майор Милюков Александр Сергеевич
В кабину, понятно, никого не пускали, но с разрешения командира корабля мы немного поснимали. Напали с вопросами на борттехника — он нам всё подробно разъяснил: летают немало, самые сложные вылеты — на севера. В воздухе приходилось висеть по 10 часов кряду, чисто физически это, конечно, трудно. Наблюдая за работой штурмана, увидели у него в руках точно такую же линейку, как и у лётчика Гаврилова. Поудивлялись, конечно. Оказалось — это НЛ-10, навигационная линейка. С её помощью вычисляют как на калькуляторе, всякие необходимые штурману величины: расстояние, угол сноса, истинную скорость полета, скорость полета у земли и т.п.
Лётчики напоили горячим чаем, включили обогрев, в общем — не дали пропасть теплолюбивым москвичам. Отдельно поинтересовался про парашюты. Конечно же, парашюты есть у каждого члена экипажа. Пока беседовали, к борттехнику обратился лейтенант из числа пассажиров, мол, захорошело что-то, дайте кислородом подышать. Тут и я понял — кислороду маловато, ощущение как в горах. Сел — встал и сразу очень устал. Но ничего особенного, перетерпели.
Мариновка — Михайловка Уже в потёмках мягко приземлились на военном аэродроме Мариновка, что близ Волгограда. На улице — плюсовая температура, вот радость! Перегрузили гроб с останками, цветы и венки в машину и отправились в Михайловку. Про пути несколько раз останавливались на постах ГИБДД, осматривавшие груз инспекторы толково интересовались кто там, когда погиб и как нашли. Не задерживали, желали счастливого пути. Ближе к полуночи заехали в дом дочери Гаврилова, оставили родственникам гроб с останками и метнулись ночевать в гостиницу.
Рано утром прибыли на улицу Комарова. Во дворе уже собрались родственники дочерей пилота, соседи, просто горожане, представители городской администрации. Прибыли военнослужащие, у гроба выставили почётный караул. Колонной из нескольких автобусов и многих автомобилей в сопровождении экипажей ГИББД выехали на городское кладбище. Администрация города распорядилась организовать там т.н. «Аллею Славы», вот именно на ней и был похоронен пилот-штурмовик Гаврилов.
Народу собралось очень много. Молодые и старые, мужчины и женщины. Были речи, прощальные залпы и приспущенные знамёна. Было сразу видно — люди хоронят СВОЕГО. Большие молодцы они там — в Михайловке.
Очень удивил товарищ майор, стоявший в почётном карауле вместе с солдатами. Почему удивил? Да потому что офицер завсегда найдёт причину, чтобы уйти, если надо. А он простоял в карауле рядом со знаменосцем всё время, что длилась церемония. Даже в этом чувствовалась серьёзность подхода.
После похорон, как водится, помянули героя. А ближе к вечеру слушали истории дочерей лётчика. Михаил Гаврилов (кстати, в Михайловке говорят — ГаврилОв) с детства мечтал стать лётчиком. Мечта осуществилась.
Сначала была лётная подготовка в Ленинграде. Потом знаменитое Качинское училище и переподготовка в Киеве. В этом же городе и познакомились Михаил Гаврилов и Валентина Левченко. Михаил Петрович осваивал премудрости лётного дела, а его будущая жена работала в офицерской столовой авиагородка. Полюбили друг друга и поженились.
Лейтенант Гаврилов служил на самой границе, войну начал с первого же дня. Немцы ломились вглубь страны, потому уже беременная жена лётчика с первенцем отправилась из Киева в эвакуацию в Сталинградскую область. Уже там, на родине отца, родились двое дочерей. А в 1942 году двадцатичетырёхлетней матери троих детей пришло извещение. Муж пропал без вести.
Война, холод и голод, никак детей не прокормить. Отец семейства с боевого задания не вернулся. Надо было принимать решение и молодая женщина его приняла. С сыном и одной дочерью выехала на Украину, к своим родителям, а вторую дочь оставила на воспитание бездетной хуторянке. Не дай Б-г никому в такой ситуации оказаться!
Уже на Украине сын Гавриловых умер от простуды и голода, а сёстры были разлучены войной. Но как война людей не раскидывала, а сёстры узнали друг о друге. Встретились уже в шестнадцатилетнем возрасте, в Киеве. Их мать работала в военном госпитале, было, конечно, тяжело. Со временем познакомилась с хорошим, правильным моряком Днепровской флотилии. Они поженились, родилась ещё одна дочь. Дети взрослели, вставали на ноги, выходили замуж, уже и свои дети у них появились, жизнь шла своим чередом. Но про отца, конечно, помнили, искали его.
В 1969 году дочери лётчика в очередной раз пробовали найти хоть какие-то данные о Михаиле Петровиче, но что они могли узнать нового? Стандартный ответ «пропал без вести» был, к сожалению, наиболее точен. Внук пилота Гаврилова, уходя в армию, получил на хранение орден Красной Звезды своего деда. Военный комиссар вручил призывнику семейную реликвию, так что орден не пропал, хранится в семье внука.
Про то, что пилота нашли, сёстры узнали по телефону. Позвонили с хутора Секачи, тамошняя жительница — Лидия Петровна Попова сумела найти дочь пилота, хотя отчество и фамилия у неё были давно изменены. Вот уж кто сильно помог — так это она! Вот так этот удивительный паззл и сложился окончательно.
Должен написать честно: на всём пути нам постоянно попадались толковые люди, протянувшие сотни рук помощи. Кто советом, кто делом, кто деньгами помогал. Без этой помощи, конечно, ничего бы не получилось. Считаю, что именно из таких, как вы, и складывается понятие «Родина», не забывшая о своих сыновьях. Это вас благодарили пожилые женщины, которым вы вернули отца. Это вам спасибо от демянских поисковиков. И это вы сможете с уверенностью подумать, а если придётся и сказать кому угодно — своих на войне не бросаю. Для мужика это очень крепкие и важные слова. Не каждый может себе позволить такие. Спасибо большое и от меня лично за помощь и поддержку.
Лётчик найден, опознан, почётно отправлен на свою родину военным бортом и похоронен с воинскими почестями. Администрации Демянска и Михайловки решили назвать именем героя новые улицы в обоих населённых пунктах. А у дочерей есть могила отца и довольно подробные сведения о том, как погиб герой.
Вот такая получилась история длиной в целых 68 лет. Но она ещё не закончилась.
Про книгу «Два капитана» Как я уже писал, среди личных вещей пилота были обнаружены две книги: «Боевой опыт советской авиации» и «Два капитана» Каверина. Пока искал в интернете что же это за издание — наткнулся на сайт «Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина». При библиотеке существует уникальный музей одного литературного произведения – романа «Два капитана» В.А. Каверина. Псков — родной город Вениамина Каверина, поэтому музей открыт именно здесь. Написал письмо сотрудникам библиотеки и немедленно получил ответ:
«Здравствуйте, Михаил! Меня зовут Наталья Степановна, я директор библиотеки им. В.А.Каверина. Потрясена Вашей находкой! Мы будем счастливы получить эту книгу! И конечно выставка-стенд — это обязательно сделаем! Будем рады контакту с Вами.»
По согласованию с родственниками пилота его книга будет передана на хранение именно в этот музей. До конца этого года обязуюсь подготовить небольшой фотостенд об истории экспоната и передать его псковичам вместе с самой книгой. Хотелось бы сделать это надлежащим образом, потому нуждаюсь в помощи людей, умеющих грамотно сверстать фотографии с текстом и оформить всё воедино. А готовый макет я напечатаю в фотолаборатории и передам в музей.
Про расходы Касательно денег: на 15 ноября, как уже было отмечено, накопилось 351758.33 рублей, 2346 долларов США, 80 украинских гривен. Доллары и гривны не трогал ещё, а рубли были потрачены следующим образом:
15.000 — тяжёлая латунная табличка на памятник (передана дочерям пилота и будет установлена на памятник)
50.000 — переданы дочерям пилота на расходы по обустройству и присмотру за могилой
19.390 — гроб, венки, цветы, ленты
39.400 — транспортные расходы, включая аренду микроавтобуса, ритуального автобуса и бензин по всему маршруту
5.190 — ретушь фотографий, печать фотографий, рамки
5.350 — флаги для церемонии
4.000 — гостиница в Михайловке для всех сопровождающих
8.490 — кормовые на 4 сопровождающих на все 4 дня
Всего потрачено: 146.820
120.000 осталось у меня наличными
Остальные рубли лежат у меня на электросчетах нетронутыми. Переводы продолжают поступать, к 15 декабря всё суммирую, доведу итоги до сведения общественности и примем решение что с собранными и непотраченными деньгами сделаем. Есть предложение передать их Демянскому поисковому отряду, чем профинансировать установку памятника и дальнейшие мероприятия по поиску и захоронению бойцов и командиров РККА, погибших в районе Демянска. Об этих суммах, конечно, тоже последует отчёт, никаких «попилов» и «справедливых разделов» быть, разумеется, не может.
Если у вас есть желание оказать материальную помощь Демянскому поисковому отряду:
Яндекс-деньги: 41001769893755
Webmoney (рубли): R373504617865
Webmoney (доллары): Z370272210540
Помимо них готовы счета в Альфа-банке, Moneybookers, PayPal и QIWI-кошелёк. Если потребуется что-то уточнить, мой электронный адрес onepamop()oper.ru
Опять не конец Но и это ещё не конец истории: помимо телерепортажей, мы своими силами, точнее — силами Владимира Морозова снимали отдельный фильм. В настоящий момент он ещё в процессе редактирования. Но до конца года будет готов.
Но и это ещё не конец: в своём вчерашнем выступлении Президент Медведев сообщил:
«Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат. В этот год, год юбилея Победы, они многим помогли узнать места захоронения своих близких. В таких экспедициях молодежь действительно получает навыки истинного патриотизма, не показного, а истинного.
Я давал Правительству поручение активизировать поисковую работу, привести в порядок воинские памятники, мемориалы. У нас еще не все с этим благополучно. Но я считаю, что все власти должны заниматься этим постоянно, а не только в юбилейный год — такой, как идет сейчас.»
Вот, Дмитрий Анатольевич, докладываю: поисковую работу активизировали, имя установили, помогли близким узнать место захоронения и получили навыки истинного патриотизма. Сделали всё, как Вы и сказали. Спасибо Вам за правильные слова и внимание к нашему делу!
И уже почти совсем конец Сама по себе эта история удивительна и богата самыми странными совпадениями. Несколько сотен людей приняли в ней деятельное участие. Поэтому принято решение отчитаться о проделанной работе, указав имена участников, а копии отчёта будут направить в адрес администрации Президента РФ, в Министерство Обороны РФ, командованию ВВС РФ и администрациям на местах.
Давид Киладзе, заместитель командира поискового отряда «Демянск»:
«Огромное облегчение и моральное удовлетворение. Благодарность людям, которые помогали. Удивление от того, что все настолько хорошо получилось. Гордость за друзей , знакомых и незнакомых людей. Вера в будущее. Вот что я увидел, почувствовал и понял.»
Владимир Морозов, наш видеовоенкор:
«Благодаря усилиям многих хороших людей история про пилота штурмовика Ил-2 Гаврилова Михаила Петровича, погибшего 68 лет назад, а теперь найденного и поднятого из болота поисковым отрядом «Демянск», получила достойное завершение. Факт личного участия в ней дает ощущение причастности к хорошему и правильному делу, отчего на душе становится спокойнее и легче.
Главные впечатления по итогу всех мероприятий – впечатления от выяснившихся подробностей судьбы Гаврилова и его семьи. Каково это — в 27-ой раз вылетать на штурмовку? Какой смелостью и мастерством надо обладать, чтобы, прикрывая менее опытных товарищей, вступить в бой с тремя истребителями противника с израсходованным боезапасом на самолете не предназначенном для поражения воздушных целей и выйти из боя победителем? Что чувствует женщина-мать, вынужденная выбирать из двух дочерей-двойняшек: кого отдать на удочерение, а кого оставить, понимая, что вырастить обеих в военное время она не сможет?
Другие главные впечатления – впечатления от встреч с большим количеством неравнодушных к судьбе летчика Гаврилова людей. Неравнодушие это вызвано гордостью за подвиг наших соотечественников, победивших в Великой Отечественной войне. Отрадно видеть, что память о событиях 70-летней давности еще крепка и по-прежнему является главным фактором, сдерживающим стремительную атомизацию нашего общества.
В этой связи выражаю свою искреннюю благодарность всем, кто помог обеспечить и провести мероприятия по транспортировке и захоронению останков Гаврилова Михаила Петровича должным образом. От себя лично благодарю руководство Международного юридического института, предоставившего оборудование для видеосъемок и видеомонтажа. Фильм-отчет о проведенных мероприятиях будет, дайте срок».
Имена тех, кого поблагодарить необходимо: Александр Павлович Фёдоров, глава Демянского района
Василий Владимирович Верещако, военный комиссар, полковник запаса
Никифоров Дмитрий Николаевич, начальник отдела Военного комиссариата Волгоградской области по городу Михайловка, Михайловскому и Кумылженскому району. Дмитрию Николаевичу — отдельная огромная благодарность. Очень рад, что жизнь свела с таким отличным человеком!
Семисотов Николай Петрович, глава поселения
Светлана Юрьевна Подрейко, заместитель главы администрации городского округа город Михаиловка
Любовь Ивановна Гаврилова
Лидия Петровна Попова
Елена Моисеевна Цунаева, ГУ «Волгоградпатриотцентр»
Главнокомандующий ВВС РФ Александр Николаевич Зелин
подполковник ВВС Дмитрий Юрьевич Евграфов
полковник Михнов Александр Сергеевич
Флюгов Сергей Николаевич, «Долина»
Бородачева Людмила, «Долина»
съёмочная группа НТВ, корреспондент Александр Калинин
Александр Нечаев
конечно же, бессменный командир поискового отряда «Демянск» Анатолий Степанович Павлов и его заместитель Давид Сергеевич Киладзе, сделавший всё возможное для идентификации лётчика и нашедшего его родственников
Отдельным списком имена простых людей, своими руками доставших из болота обломки штурмовика и останки лётчика:
Павлов Анатолий Степанович
Павлов Петр Анатольевич
Павлов Константин Анатольевич
Бровко Владимир Алексеевич
Яковлев Сергей Витальевич
Яковлев Иван Сергеевич
Петров Алексей Викторович
Царев Максим Анатольевич
Иванов Иван Михайлович
Верещако Василий Владимирович
*****
Могучий был воин. Погиб в бою как герой. И похоронен как герой. Родина о нём не забыла.
Спасибо тебе, Михаил Петрович, от всего народа спасибо. Жаль, не посидеть нам за одним столом с товарищем лейтенантом…
Генерал И.Н. Рыжков рассказывал, как в приказе Верховного Главнокомандующего впервые появились слова: «Вечная слава героям, павшим в боях за честь и независимость нашей Родины!»
— Поехали с Василевским к Сталину. У нас в проекте приказа было: «Вечная память…»
Сталин прочитал и предложил заменить «память» на «славу»: «Память отдает церковным»,— сказал Сталин.
И напоследок личное мнение: без участия в этой истории контингента Тупичка и, понятно, лично Дмитрия Юрьевича вся история вообще бы не состоялась. Так думаю.
> государство хоть какое то участие принимает? Или просто мужики договориваются и во время отпуска сами по себе отправляются в экспедиции? Но в таком случае - время работы отряда месяц в год от силы...
Какое-то, да, принимает. В этом году, кажется, было 20р в день на человека. 20руб х 20чел х 20дней = 8.000. Оно, конечно, немало, но ни на что не хватает.
Да, обычно мужики договариваются и со всей страны собираются. Скидываемся, то соляры надо, то краски, то арматуры какой, гробов, лопат - в общем, как война - перманенентный кризис.
Вахт в году обычно две больших, веснойи осенью, ну и летом народ в разведки ходит регулярно.