Итак, завершается рассказ о трёх долетевших до Победы лётчиках-штурмовиках, идея которого возникла из рассказанной (и отчасти сделанной) камрадом Оператором истории про
лётчика-штурмовика лейтенанта Гаврилова, геройски погибшего при выполнении боевого задания 30 апреля 1942 года.
Сегодня — третья история, история лётчика, которому удалось взлететь выше всех своих товарищей.
Цитата [цитата] из представления к званию Героя Советского Союза:
... Из 108 произведенных боевых вылетов тов. БЕРЕГОВОЙ 75 раз водил группы, в любых условиях точно выводил на цель и смело штурмовал живую силу и технику противника.
При выполнении боевого задания 28 июля 1943 года в р-не цели самолет был подожжен 1 МЕ-109, тов. БЕРЕГОВОЙ с Н-300 мт. покинул самолет, выбросился на парашюте и приземлился благополучно...
30 сентября 1943 года тов. БЕРЕГОВОЙ в составе двух экипажей пошел на разведку в р-н РЖИЩЕВ в сложных метеоусловиях и с Н-1000 мт. результаты разведки сфотографировал, одновременно произвел внезапный удар с сев.западной окраины РЖИЩЕВ по опушке леса и прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами, вернулся без потерь домой...
Кадровый лётчик ст. сержант Береговой начал воевать 13 июня 1942 года, будучи уже довольно опытным пилотом. Отличная лётная подготовка помогла ему; вскоре командиры представили его к первой награде — ордену Красного Знамени. А после примерно 30 успешных боевых вылетов «старик» Георгий стал сам водить группы. Три раза был сбит, три раза горел в самолёте, но возвращался в полк. Береговой закончил войну гвардии капитаном, комэском 90-го гв. Староконстантиновского ШАП (4-я гв. Киевская ШАД, 5-й ШАК, 5-я ВА, 2-й Украинский фронт).
После войны Георгий Береговой выучился и стал лётчиком-испытателем. Не знаю, стремился ли он уже тогда взлететь не просто в небо, но к звёздам. Береговой участвовал в испытаниях 60 типов самолётов, в том числе И-320 (Р-2), СМ-30 (МиГ-19), МиГ-19П, Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим испытателем Як-25, первым испытывал в практических полётах гермошлем ГШ-4. Интересно, что звание Заслуженного лётчика-испытателя СССР ему было присвоено через день после первого коcмического полёта Юрия Гагарина.
Как бы то ни было, в декабре 1961 года Президиум ЦК КПСС принял решение о проведении второго набора космонавтов, и в январе 1962 маршал Малиновский издал соответствующий приказ. Машина отбора лучших из лучших советских лётчиков снова закрутилась. Работа велась тщательно и небыстро; первые прошедшие медкомиссию кандидаты проходили мандатную комиссию в январе 1963 года. В декабре 1963 года Георгий Береговой, успешно прошедший медкомиссию, был «завёрнут» мандатной комиссией: ему вот-вот исполнялось 43, а мечту о космосе неумолимо отбирали у всех кандидатов старше 35 лет. Однако полковник Береговой (вместе с подполковником Владимиром Шаталовым, которому было уже 36) не сдался, и 24 января 1964 года вопреки мнению командира отряда космонавтов генерала Каманина был зачислен в отряд. Второй набор завершился. И всего через год Береговой получает отличные оценки на первом «космическом» экзамене.
Востоки и Восходы были кораблями первого штурма космоса. Для работы и исследований на орбите нужен был новый, более совершенный корабль. Им должен был стать (и стал) Союз. Однако первый пилотируемый полёт Союза-1 с космонавтом Героем Советского Союза Владимиром Михайловичем Комаровым на борту сразу пошёл в нештатном режиме (не раскрылась одна из панелей солнечных батарей). Программа полёта была свёрнута, сам полёт завершился трагедией: из-за отказа основной парашютной системы спускаемый аппарат ударился о землю со скоростью около 50 м/с и загорелся; Комаров погиб.
Катастрофа стала причиной не только тщательного расследования; подготовка к следующему полёту велась предельно серьёзно. В своё время Береговой (вместе с Шаталовым) потребовали у руководства космической программы привлекать к разработке пилотируемой техники самых опытных пилотов. И теперь именно Береговой заявил на Государственной комиссии о необходимости форсировать программу запусков с человеком на борту, чтобы ускорить создание новых конструкций.
Старт Союза-3 состоялся только через полтора года, и выполнить беспрецедентную программу предстояло самому взрослому космонавту СССР — Георгию Береговому. 186 раз он смотрел в лицо смерти, поднимая свой штурмовик; сотни раз уходил в неизвестность на «необъезженных» самолётах; теперь ему предстояло «исправить» корабль Союз — со стопроцентно катастрофической статистикой пилотируемых полётов. Ещё один боевой вылет, на сей раз в войне с неизвестностью. Он выбрал позывной «Аргон», а на эмблеме полёта околоземное пространство штурмовал краснозвёздный Ил-2.
Береговой (один на потенциально трёхместном корабле) должен был состыковаться с беспилотным Союзом-2: Союзы и разрабатывались как средства доставки космонавтов к космическим объектам; возможность стыковки требовалась и для программы пилотируемых полётов на Луну, и для будущих орбитальных станций. Как оказалось на практике, решения о стыковке на одном из первых витков после запуска (космонавту не дали времени даже на минимальную адаптацию к невесомости и отдых от стартового стресса), о выполнении стыковки вручную и в тени Земли было ошибочным: из-за недостаточности навигационных опознавательных средств на Союзе-2 Береговой не сразу распознал нарушение во взаимной ориентации стыкующихся кораблей на 180 градусов. К выходу кораблей из тени предназначенный для маневрирования запас топлива был израсходован, оставался лишь необходимый для схода с орбиты минимум. Тем не менее в процессе попыток стыковки было проведено сближение кораблей с 200 до 40, а потом и до одного метра (кстати, масса тех Союзов была порядка 6,5 тонн — это примерно на 200 кг больше максимальной взлётной массы Ил-2); до успешной стыковки на орбите фактически оставался один шаг.
И он был сделан совсем скоро, 16 января 1969 года, экипажами кораблей Союз-4 и Союз-5 (Шаталов, Волынов, Елисеев, Хрунов, причём Хрунов и Елисеев перешли через открытый космос из Союза-5 в Союз-4). В том числе и на основе ценнейшего опыта и практических замечаний, которые успешно привёз на Землю испытатель Георгий Береговой.
За героизм, проявленный во время почти четырёхсуточного полёта, Береговому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Он — единственный советский космонавт, ставший Героем Советского Союза на Великой Отечественной войне, единственный побывавший в космосе кавалер орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Родившись на три месяца раньше Джона Гленна, он стал ещё и самым старым землянином, побывавшим в космосе, и оставался таковым до самой смерти, наступившей 30 июня 1995 года во время операции по шунтированию коронарных сосудов сердца.
Вскоре после полёта он попал в весьма опасную передрягу: 22 января 1969 года террорист офицер Виктор Ильин, вознамерившийся убить Брежнева, перепутал машины и обстрелял ту, в которой на приём в Кремль ехал Береговой. Шофёр был смертельно ранен, но космонавт отделался лишь ранениями от осколков лобового стекла.
В 1972 году Береговой стал начальником центра подготовки космонавтов и руководил им 15 лет, до отставки. Службу совмещал с большой общественной работой, неоднократно избирался в Верховный Совет СССР (от города Енакиево). Утверждают, что именно по его ходатайству в 1978 году с нынешнего президента Украины Виктора Януковича были сняты судимости, благодаря чему через два года тот смог вступить в КПСС — но это уже другая тема. Как бы то ни было, по указу Януковича 90-летие со дня рождения Берегового будет широко отмечаться на Украине: пройдут различные юбилейные мероприятия, будут переизданы написанные им книги, выпустят юбилейную монету, почтовую марку и конверт, появятся памятники и мемориальные доски.
Лётчик-штурмовик и лётчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой навсегда вписал своё имя и в историю Великой Отечественной войны, и в историю освоения космоса.
Биографическая справка: Георгий Тимофеевич Береговой (15.04.1921—30.06.95), лётчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант, дважды Герой Советского Союза. Родился в селе Фёдоровка Полтавской губ. УССР (сейчас — Карловский р-н Полтавской обл. Украины), русский. Окончил среднюю школу в 1938 г., работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году призван в РККА. В 1941 г. окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков им. Пролетариата Донбасса. В действующей армии с июня 1942 г., воевал лётчиком, командиром звена, командиром эскадрильи. Совершил 186 боевых вылетов. Член ВКП(б) с 1942 г.
В 1948 г. окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 годах работал лётчиком-испытателем. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (с 1968 года им. Ю. А. Гагарина). В 1963 г. зачислен в отряд советских космонавтов. 26—30 октября 1968 г. совершил космический полёт на корабле Союз-3 продолжительностью 3 суток 22 ч. 50 мин. 45 с, став 12-м советским космонавтом, летавшим в космос.
22 января 1969 легко ранен террористом при попытке покушения на Брежнева.
В 1972—1987 годах — начальник Центра подготовки космонавтов, с 1987 г. в отставке.
Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1981) и Золотой медали им. К. Э. Циолковского АН СССР.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26.10.1944 и 1.11.1968, медали № 2271 и 48; бронзовый бюст в г. Енакиево). Награды: 2 ордена Ленина, 2 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Богдана Хмельницкого III ст., 2 ордена Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны I ст., орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III ст.; медали: «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
Иностранные награды: звание «Герой Социалистического Труда» и орден Георгия Димитрова (НРБ), орден Государственного Знамени, орден Красного Знамени с бриллиантами, Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР), крест Грюнвальда III ст. (ПНР), орден Тудора Владимиреску V ст. (СРР), орден Народного героя (СФРЮ), Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI).
Первая заметка серии про Владимира Гуляева, лётчика-штурмовика, лейтенанта и Заслуженного артиста СССР.
Вторая заметка серии про дважды Героя Советского Союза Александра Ефимова, лётчика-штурмовика и маршала авиации СССР.