Про большой противолодочный корабль

05.04.11 21:27 | Onepamop | 136 комментариев »

Репортажи


Ко дню рождения преподнесло мне отечественное Министерство обороны просто роскошный подарок — приглашение в пресс-тур на Северный флот. Это что-то вроде сбычи мальчишеской мечты — корабли ВМФ, самолёты полярной авиации, северное сияние. Отказаться не было никакой возможности да и, забегая чуть вперёд — для меня это была одна из самых интересных поездок в жизни. Не обо всём, что увидел и узнал расскажу, но уж с картинками точно не пожадничаю.


В общем, большая группа теле- радио- и просто журналистов вылетела в пресс-тур. На борту самолёта ВТА Ту-134. Посадка на военном аэродроме Североморск-1 прошла без осложнений, весь полёт проспал на удобном диванчике, так что прибыл за Полярный круг бодрым и весёлым. Ну и, понятно, заснял, всё, до чего сумел дотянуться.

Начал с военно-морских учений в Баренцевом море. Большой и малые противолодочные корабли, подводная лодка, тральщики, вертолёты, самолёты и стрельбы — смотрите сами.


Утром следующего дня автобус с пресс-туристами помчал из города-героя Мурманска в Североморск. Кстати, город Североморск имеет статус ЗАТО. Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) — городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.


Североморск — крупная военно-морская база ВМФ России, потому болтаться там без дела сложновато: при въезде в ЗАТО или при выезде, автобус с журналистами и офицерами флота исправно останавливали на КПП и проверяли паспорта у каждого лично. Поинтересовался — легко ли приехать в ЗАТО постороннему человеку. Говорят, без специально оформленного приглашения и заблаговременного извещения властей — очень затруднительно. Так что, считаю, мне лично повезло.


В Североморске прошли через КПП (на подступах к КПП наблюдал занятную картину: у шлагбаума, подвязанного в полузакрытом положении, стоит полосатая будка с матросом внутри. Перед будкой скользкая дорожка. Люди по ней не рискуют мчать, проходят, пригибаясь, под шлагбаумом. И не просто люди, а целые офицеры. А матрос стоит в будке, улыбается и мечтает о родине, видимо. Романтик :) к пирсам и, тщательно вытерев ноги о необычного вида шарообразный «коврик», поднялись по трапу на борт большого противолодочного корабля (БПК) «Вице-адмирал Кулаков».

Корабль имеет странную судьбу: после многолетней глубокой модернизации корабль проекта 1155 вернулся в боевой состав Северного флота. Ремонт и модернизация БПК, принятого на вооружение ВМФ СССР в 1982 году, планировались в 1990 году, но из-за недостатка средств было принято решение его утилизировать. После появления средств модернизация была проведена.

Полное водоизмещение кораблей проекта 1155 составляет 7,6 тысяч тонн, а максимальная скорость — 29 узлов. Дальность хода кораблей достигает 5000 миль. БПК проекта 1155 вооружены артиллерийскими установками, зенитными артиллерийскими комплексами, противолодочными установками, а также зенитно-ракетными комплексами. В авиационную группу кораблей входят по два вертолета Ка-27.


В этот день морякам предстояло провести некоторые учения, продемонстрировав журналистам успехи в комплексной боевой подготовке. А журналистам, в свою очередь, предстояло продемонстрировать перед моряками стойкость, выдержку и высокие профессиональные качества.


Успешно отчалив, через Кольский залив вышли в направлении Баренцева моря, приступили к маневрированию. Вахтенный сигнальщик следил за прохождением береговых ориентиров с левого борта и постоянно докладывал в центральный пост что именно видит.

Погода за время выхода в море была самой разнообразной. Моряки сообщили: волнение около трёх баллов. Это «семечки», а вот плотные снежные заряды вызывают некоторые неудобства. Видимость падает. Корабль начал выдавать в пространство громкие сигнальные гудки.


Перед нами по фарватеру двигались тральщики и, что неудивительно, протралили его весь, не оставив морским минам шансов. В военное время в заливе очень удобно размещать минные поля, ведь именно там наиболее активно маневрируют корабли. Так что развернуть боевую мощь на морском театре военных действий без участия тральщиков будет сложновато. В нашем случае безопасный выход на простор обеспечили базовые тральщики БТЩ-111, «Котельнич» и «Полярный».


За время похода специально обученные люди постоянно поднимали на мачтах и реях разные сигнальные флаги из военно-морского свода сигналов. Каждый флаг или группа флагов несёт с собой определённую стандартную и общепринятую информацию. Настолько общепринятую, что многие даже не задумываются: квадратный сигнальный флаг жёлтого цвета обозначает букву «Д», читаемую как «Добро» и, в свою очередь, выражающую согласие, одобрение. Так что выражение «Дать добро» нужно считать вполне военно-морским.

Полный набор флагов состоит из 59 флагов: 32 флага соответствуют буквам русского алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение. Со списком флагов военно-морского свода сигналов СССР (сейчас на флоте применяется с незначительными правками) можно ознакомиться здесь.


Позади нас тоже были боевые корабли. Их точное название — малые противолодочные корабли проекта 1124М «Юнга» и «Мончегорск». Задача — поиск, слежение, отражение атак и уничтожение подводных лодок противника.

За кораблями сопровождения приходилось наблюдать вот с такого откидного мостика. Их на корабле два — по правому борту и по левому. Выходишь на стальной помост, держишься за ледяные леера ограждения и только ветер свистит. Когда корабль набирает ход — стоять даже как-то страшновато. Под тобой — море. Но такими штуками журналистскую братию не смутить. Ради добротного ракурса и под танк лягут.


По имеющимся данным, в районе учений затаилась дизельная подводная лодка проекта 877, нередко называемая «Варшавянкой». Потому как для вооружения ВМС стран-участниц Варшавского договора предназначалась. Лодка малошумная, потому для обнаружения непростая. А найти её надо. Между тем на помощь большому и малым противолодочным кораблям прибыли вертолёты Ка-27ПЛ (обозначение в НАТО — «Helix») и начали парой искать подводную лодку.


Обычно Ка-27 работают именно парой, причём один вертолёт должен лодку обнаружить, а другой — уничтожить. На этот раз борьба вертолёта с лодкой запланирована не была. Ка-27ПЛ зависли над морем, опустили тросы с гидроакустическими станциями, сняли данные, передали информацию, подняли станции и исчезли в мощном снежном заряде.

Погода постоянно менялась с плохой на очень плохую, снег засыпал палубу мелкой крошкой, здорово усилился ветер. Вот где было самое время порадоваться тёплой одежде.


На смену вертолётам прибыл противолодочный самолёт Ил-38 (обозначение в НАТО — «May»). Облетев корабли, развернулся и приступил к постановке радиолокационных буёв с небольшой высоты. Таким образом местоположение подводной лодки было установлено и уточнено.
Противолодочный самолёт Ил-38

Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — противолодочный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина на основе пассажирского Ил-18Д. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений. Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года. Серийное производство машины осуществлялось на заводе №30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 до середины 1970-х. Всего построено 57 серийных машин.

Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапецевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. По сравнению с Ил-18, на 38-м в средней части фюзеляжа оборудованы два грузоотсека для средств поиска и поражения ПЛ. Крыло смещено вперёд на три метра, под кабиной находится обтекатель антенны РЛС поисково-прицельного комплекса. В корме машины, за хвостовым оперением расположен обтекатель датчика магнитометра.



Силовая установка — четыре ТВД АИ-20М с воздушными винтами АВ-64. В хвостовой части фюзеляжа установлена турбогенераторная установка (ВСУ) ТГ-16. Топливная система общей ёмкостью 35153 литра авиакеросина ТС-1.

Впервые в практике советского самолётостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-262», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131.

Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота, штурман-навигатор, оператор БРЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.

Оборудование:
* Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»;
* Автопилот АП-6Е
* Навигационный прибор АНП-3В
* Курсовая система ТКС-П
* Радиокомпас АРК-Б
* Поисково-прицельная система «Беркут-38»;
* Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73.

Часть самолётов прошла модернизацию по применению более современных радиогидробуев РГБ-16. Для этой цели на самолёт установили аппаратуру «Изумруд», в составе которой 68 канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения информации, блоки сопряжения с ППС «Беркут».

Размах крыла — 37,42 м
Длина самолёта — 39,6 м
Высота самолёта — 10,16 м
Площадь крыла — 140,0 кв.м
Масса, кг
- пустого самолёта — 33700
- максимальная взлётная — 63500
Внутреннее топливо — 30000 л
Тип двигателя — 4 ТВД «Прогресс» АИ-20М
Мощность — 4 х 4250 л.с.
Максимальная скорость — 722 км/ч
Крейсерская скорость — 656 км/ч
Практическая дальность — 7100 км
Боевой радиус действия — 6500 км
Практический потолок — 10000 м
Экипаж — 10 чел

Вооружение:
Боевая нагрузка — 5000 кг в отсеке оружия. Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.
Подробнее о самолёте Ил-38


Пришло время поразить условного подводного противника путём бомбометания. Бомбометание производилось с левого борта БПК силами реактивной бомбомётной установки РБУ-6000. Дистанция стрельбы — около одного километра.

Артустановка АК-630


После бомбометания были продемонстрированы комплексы радиоэлектронной борьбы и все желающие отправились наблюдать за ходом артиллерийского боя. На БПК, конечно же, имеется артиллерийское вооружение. Например, главный калибр представлен орудийной установкой АК-100, а калибр помельче — малокалиберной зенитной установкой АК-630.
100-мм универсальная корабельная артустановка АК-100

АК-100 является 100-мм одноствольной с водяным охлаждением наружной поверхности ствола. Боевое отделение представляет собой поворотную платформу с качающейся частью 100-мм орудия. механизмами вертикальной и горизонтальной наводки, элеватором подачи патронов и системой охлаждения ствола орудия.

От воздействия окружающей среды и осколков артиллерийских снарядов расположенные в боевом отделении механизмы и агрегаты защищены броневой башней, сваренной из листов алюминиевой брони. Размеры башни значительно превышают размеры башен артустановок аналогичного калибра западных стран, что объясняется сохранением возможности резервного ручного управления стрельбой из самой башни.


Орудие имеет ствол-моноблок длиной 59 калибров, снабжённый клиновым вертикальным затвором и системой наружного непрерывного охлаждения забортной водой. Механизмы автоматики орудия работают за счет использования энергии отката.

В подбашенном отделении размещён боезапас, готовый к стрельбе в автоматическом режиме. При этом использована так называемая «лучевая» схема подачи патронов, при которой боезапас размещён в радиальных питателях, расположенных вокруг центрального приёмника. Последний имеет возможность, поворачиваясь автоматически, подключаться к любому питателю, захватывать имеющиеся в нём патроны и направлять их в элеватор боевого отделения. В подбашенном отделении патроны перемещаются в обоймах, в боевом отделении реализованы безобойменная элеваторная и веерная схемы подачи патронов. Веер служит для направления патрона из вертикального положения в горизонтальное при передаче его из элеватора в захваты перегружателя.


Стрельба ведется выстрелами унитарного заряжания (патронами) трёх типов: осколочно-фугасным УОФ-58 и зенитными УЗС-58 и УЗС-58Р. Выстрел УОФ-58 включает снаряд ОФ-58 весом 15,6 кг. Вес взрывчатого вещества в снаряде – 1,53 кг, снаряд комплектуется ударным взрывателем В-429. Зенитные выстрелы УЗС-58 и УЗС-58Р предназначены для стрельбы по крылатым ракетам и самолётам. Выстрел УЗС-58 имеет снаряд ЗС-58 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1, а выстрел УЗС-58Р – снаряд ЗС-58Р с радиолокационным взрывателем АР-32. Радиолокационный взрыватель обеспечивает подрыв снаряда на расстоянии 5 м от крылатой ракеты и 10 м от самолёта. При этом обеспечивается гарантированное поражение летательного аппарата.

Подробнее
Раструб-Б

Универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б» с ракетоторпедой 85РУ

Для ускорения развития подводного оружия 04 мая 1976 года вышло Постановление СМ № 302-116 о развитии работ по созданию подводного оружия, предусматривающее разработку ряда принципиально новых комплексов противолодочного оружия и расширение фронта исследовательских работ.

В 1984 году на вооружение противолодочных надводных кораблей был принят универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б» с ракетоторпедой 85РУ, являющийся результатом модернизации комплексов УРПК-3 и УРПК-4 «Метель». Отличием нового комплекса от прототипов является его универсальность по целям — он может применяться для поражения как подводных лодок, так и надводных кораблей.


Комплекс УРК-5 разработан дубнинским МКБ "Радуга" МАП и ВНИИ "Альтаир". Комплексом «Раструб-Б» оснащались сторожевые корабли проектов 1155, 1134А, 1134Б, 1135, 1135м И 11352. На западе комплекс получил обозначение SS-N-14 Silex .

В состав комплекса УРК-5 входят:
* крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей;
* пусковые установки;
* корабельная аппаратура пусковой автоматики;
* средства наземного обслуживания.

Подробнее


Осмотрели матросский кубрик. Все кинулись снимать пристёгнутый ремнями телевизор, а я присматривался к светлому такому шкапчику, что расположился поблизости от надписи КОРМА. Ход моей мысли оказался, считаю, неудивительным: внутри головы созрел волнительный вопрос — что там за корма такие в шкапчике матроского кубрика хранятся?


Было бы неплохо тех кормов отведать. Спросить было как-то неловко, в общем, хорошо, что вопрос так и не всплыл наружу — хохоту бы было в достатке. Для удобства ориентирования в кубрике прямо на стенках указано куда бежать в направлении кормы, а куда в направлении носа.

[подумав]

Хотя, конечно, жалко, что кормов не было!


В кают-компании собирались неоднократно — то чаю выпить, то отобедать, то привести в порядок фото-видеотехнику. Метания туда-сюда вызывали суровую испарину на оптике, победить выступающую влагу желающие могли с помощью электрофена.


Изрядно намёрзнувшись на мостике, отправился в недра БПК искать гальюн. Понятно, сразу же заблудился в корабельных коридорах, но был немедленно спасён одним из офицеров. Он же, кстати, и рассказал мне удивительную вещь — на БПК «Вице-адмирал Кулаков» совсем нету крыс.

Это, как считают моряки, заслуга некоторого количества военно-морских котов, несущих свою скромную службу рядом с людьми. В частности, на корабле проживает кормящая мать (на картинке) и солидных размеров кот Муссон. Кота фотографировать было несподручно, потому придётся поверить на слово.


Вот этот трап надолго мне запомнится. Пару раз об него головой так ударился, что разволновался — не погну ли большой противолодочный корабль? Не зря ведь на матросских шапочках помпоны делали, не зря!


Посетили начальника медицинской службы. На борту можно, при необходимости, производить всякого рода хирургические операции, есть всё необходимое оборудование и специально обученные люди. Тазики — для использованных перевязочных материалов. НМС был очень удивлён проявленному к ним вниманию.


Пока осматривал недра БПК, пришло время возвращаться в Североморск. Задачи выполнены, все участники съёмок замёрзли, дело к вечеру. Легли на обратный курс. Дошли до пирса. Постановка корабля к пирсу — очень сложная, думается мне, работа.

Корабль огромный, инерция у него чудовищная, а к стенке его надо ставить так, чтобы ничего даже не поцарапать. Однажды наблюдал, как торговое судно приехало с визгом, дымом и грохотом в пирс — страшное дело! Чтобы такого не произошло, уже в гавани БПК взяли под опеку рейдовые буксиры. Эти, считаю, очень уютного вида корабли при необходимости буквально подталкивали БПК в борта, выправляя его курс у причальной стенки.


Лично мне интереснее всего было наблюдать за действиями швартовой и боцкоманд. Эти парни в спасательных жилетах и касках отвечают за беспроблемное причаливание-отчаливание огромного военного корабля. Для человека далёкого от военно-морских дел, всё происходящее на пирсе выглядит как «весёлые старты» с постоянным построением в шеренгу.


Проходившие мимо товарищи матросы пояснили: когда корабль подходит к пирсу, его надо как следует принять и правильно закрепить. Пришвартовать. Дело, казалось бы, нехитрое. Однако все действия при швартовке требуется выполнять быстро, чётко, в составе группы. Это очень сложно. Как видите — все натурально бегут бегом.


Нельзя путаться под ногами у товарищей, нельзя жевать сопли, нельзя допускать перекрещивания канатов — много чего нельзя. И постоянно необходимо следить за техникой безопасности. «Припарковать» БПК — задача не для слабосильных сухопутных :).


В это же самое время на корме БПК боцкоманда завершала швартовые работы. Выбирали слабину и приводили в порядок всё канатное хозяйство.


На вертолётной площадке, расположенной в кормовой части БПК, уже собрались журналисты. Ждали появления врио командующего Северным флотом контр-адмирала Андрея Воложинского. А до его появления пообщались с Владимиром Якушевым, врио командира дивизии противолодочных кораблей. Визит на корабль подходил к концу.


Ну и напоследок видеосюжет о походе на БПК, подготовленный журналистами телеканала «Звезда»:


P.S. Впереди репортажи о работе лётчиков палубной авиации, о мотострелках, морпехах и подводниках.



Да, забыл совсем: может кто-нибудь разъяснить почему «шаровая» краска называется именно так? Шутки про «на шАру» уже пошучены!


Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 05.04.11 21:48 # 2


Кому: ку!, #1

> А что за надпись на штампе? "Вывозу за пределы СССР не подлежит?"

Да. Копирайт у меня такой.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.04.11 00:02 # 32


Кому: Zelius, #22

> Знакомый из семьи, где все в ВМФ. Спросил отца про цвет.
> Тот не смог ответить. Решил позвонить дедушке.
> Дедушка тоже не смог ответить. Решил, поскольку сам дедушка адмирал, поднять всех кого знает, по теме.

Так, слово за слово, дело и дошло до общефлотской тревоги :)


Onepamop
матёрый
отправлено 06.04.11 12:16 # 82


Кому: Niklaus_K, #79

> Почему-то представился пуск из-под воды чем-то ракетным по вертолетам..

Это неравноценно, разменять лодку на вертолёт. Пуск = обнаружение.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.04.11 12:55 # 91


Кому: nk, #87

> Летом вообще красота!

Придётся ехать ещё раз, очень понравилось!


Onepamop
матёрый
отправлено 06.04.11 20:34 # 112


Кому: demonidios, #111

> Особенно про самые последние по времени постройки корабли.

На них надо сначала попасть. Это трудно.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.04.11 23:36 # 115


Кому: melvyn, #114

> Я можно с Вами списаться по почте?

Запросто. @oper.ru


Onepamop
матёрый
отправлено 07.04.11 00:36 # 121


Кому: MadDwarf, #116

> И если это не секрет,

Не секрет. Всё про СФ, конечно.


Onepamop
матёрый
отправлено 07.04.11 15:25 # 128


Кому: melvyn, #126

> Оставил Вам личное собщение на почтовый ящик.

Ничего не пришло.


Onepamop
матёрый
отправлено 08.04.11 00:29 # 132


Кому: Plohish, #130

> настоятельно, и даже очень, рекомендую обратить внимание на прыжки в воду - с вертолёта.

Не очень понял - это кто прыгает?



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк