В 1942 году в газете «Омская правда» опубликовали письмо из редакционной почты:
Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой.
Ада Занегина перед войной.
И дети отозвались.
Адик Солодов, 6 лет:
Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка».
Тамара Лоскутова:
Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко.
Таня Чистякова:
Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.
Шура Хоменко из Ишима:
Мне рассказали о письме Ады Занегиной и я внёс все свои сбережения — 100 рублей и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения.
А дети, у которых сбережений не было — старались заработать, как сказали бы сейчас, благотворительными акциями. Например, дети детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили концерт и перечислили на спецсчёт в омском отделении Госбанка 20 рублей.
Так, всем детским миром, была собрана далеко не детская сумма, которую омские власти перечислили в Фонд обороны.
Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин.
На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60 (кое-что об истории его создания и боевом применении можно прочитать здесь).
«Малютка» выглядел именно так.
Механиком-водителем его стала одна из 19 советских женщин-танкистов Екатерина Петлюк. Она и сама была невысокой, что служило в части источником постоянных шуток. Однако воевала геройски, что было отмечено орденами Красной Звезды и Отечественной войны.
Танк «Малютка» воевал под Сталинградом, стал свидетелем сдачи в плен фельдмаршала Паулюса. Перед Курской дугой его боевая служба закончилась, и, как и вся остальная отслужившая бронетехника, он был отправлен в переплавку. Екатерина оставила себе на память танковые часы (они сейчас экспонируются в Музее обороны Сталинграда) и пересела на более совершенную, хотя и тоже небольшую машину Т-70.
Механик-водитель ст. с-т Екатерина Петлюк.
На Курской дуге, как оказалось впоследствии, Екатерина воевала где-то рядом с отцом Ады. Но, увы, для танкиста Александра Занегина бои под Курском оказались последними.
Историю «детского» танка в 1975 году раскопали омские «красные следопыты», и 9 мая 1975 года в Омске работник одного из одесских ЗАГСов Екатерина Алексеевна Петлюк впервые встретилась с Адой Занегиной — к тому времени врачом-окулистом из подмосковной Электростали Аделью Александровной Воронец.
Кстати сказать, Первомай сего года поисковики Волгоградской области отметили редкой удачей: они подняли танк Т-60 — после реставрации он станет шестым сохранившимся в мире и третьим в России (это из шести тысяч выпущенных машин).
Между прочим, пример омских детей военной поры оказался заразительным; когда история «Малютки» стала широко известной, пионеры Смоленской средней школы №2 выступили с инициативой целевого сбора металлолома и макулатуры. Но, поскольку войны не было и не предвиделось, вторсырьё они решили собирать для вполне мирной битвы за урожай. С 1979 по 1986 год на вырученные пионерами средства комсомольцы Минского тракторного завода изготовили 140 тракторов МТЗ-80 «Беларусь», которые несли имя «Малютка».
Нужно сказать, что заботу о танкостроении в воюющем СССР проявляли не только дети и лауреаты Сталинской премии.
В 1938 году в Магадан завербовался дембель-краснофлотец Иван Бойко. Работал водителем большегрузного «Ярославца», возил по Колымскому тракту всякое разное оборудование, за ударную работу получил знак «Отличнику-дальстроевцу». В 1940 году женился на Александре Моришевой, тоже абсолютно добровольно завербовавшейся в Дальстрой.
В 1942 году лучшего шофёра Ивана Бойко включили в делегацию дальстроевцев, которая везла подарки фронтовикам. Увиденное в сражающейся части СССР потрясло Ивана. Супруги перечислили в Фонд обороны свои сбережения — 50000 рублей, и написали письмо в Москву, на которое в феврале 1943 года пришёл ответ:
Благодарю вас, Иван Федорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.
Примите мой привет,
Сталин.
Желание, которое они озвучили товарищу Сталину, было очень простым: использовать перечисленные ими деньги на строительство танка, и разрешить им самим воевать на нём. Первым шагом к исполнению желаний супругов Бойко стал приказ начальника Дальстроя: «Освободить от работы в Дальстрое шофера автобазы №6 управления автотранспорта Бойко Ивана Федоровича и работницу треста «Колымснаб» Бойко Александру Леонтьевну, направляющихся добровольцами на фронт».
В ноябре 1943 года они окончили сокращённый курс Челябинского танкового училища и выпустились младшими техниками-лейтенантами — но оказались в резерве. Свой ИС-2 №40356 они получили лишь в начале июня 1944 года в 48-м отдельном гв. ттп. Иван Бойко был назначен механиком-водителем, а Александра стала командиром танка, на котором, по некоторым данным, появилась суровая надпись «Колыма». Всего через несколько дней они вывели из строя свою первую «Пантеру», правда, таранным ударом.
Командир части гв. п/п-к Д.Л.Гойзман вручает супругам Бойко с экипажем танк ИС-2.
6 августа 1944 г. они попали в сводку Совинформбюро:
В нашей печати уже сообщалось, что советские патриоты муж и жена Иван и Александра Бойко купили танк на свои трудовые сбережения. В настоящее время они находятся в рядах Красной Армии и сражаются против немецко-фашистских захватчиков. Экипаж танка, где командиром младший техник-лейтенант Александра Бойко и водителем младший техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил 5 танков и 2 орудия противника.
Фото из журнала «Огонёк», тогда ещё советского.
Танкисты Бойко закончили свой боевой путь в освобождённой Праге.
В заключение ещё об одном желании и подарке.
Мария Филипповна и Илья Андреевич Ширмановы, колхозники сельхозартели имени Максима Горького из Чувашии, на свои крестьянские сбережения купили танк Т-34 и подарили его своему единственному сыну Андрею. На фотографии, сделанной при вручении подарка предположительно 1 июня 1943 года, сын сидит между родителями.
Через год наводчик старший сержант Андрей Ширманов в бою под Черновцами сгорел в этом танке вместе с товарищами по экипажу.
> А меня в который раз восхищает отлаженная система реагирования на письма советских граждан.
А если сходить по приведённой мною ссылочке про танк Т-60, можно прочитать про то, как система реагировала в особо важных случаях: в ночь конструктор Астров со своим военпредом кидают письмо Сталину в нужное место, а в 10 утра на завод изучать их предложение приезжает Малышев, зампредсовнаркома, наркомтяжмаш и наркомтанкпром в одном лице.
Вообще, в государстве были созданы самые разные более или менее эффективно, но исправно работающие системы. А также были предусмотрены жёсткие наказания за нарушения работы систем и поощрения за их развитие и оптимизацию.
> И вот ещё одно - такая зависть возникает, даже и к горелым танкачам.
> Потому что сгорели они за Советский Союз, а Советскому Союзу - можно было верить, до упора.
> Эх, бля.
Долго собирался прокомментировать.
Собрался, наконец.
Я в новости специально расписывать идеи не стал: sapienti sat, а кто не поймёт -- вроде как и ни к чему.
Тут в чём дело: я довольно взрослый человек, у самого один сын в армии служит. Видел много раз, как за деньги, многократном меньшие стоимости танка, юношам покупают "освобождение" от службы. Белый билет, или ещё что.
Здесь же родители -- простые люди от земли -- вкладывают огромные по тем временам деньги (ну, не гигантские, скажем так, но огромные), чтобы купить танк, на котором их единственный любимый сын пойдёт в бой. Где вполне может погибнуть. И у Ширмановых -- таки погиб.
Вот так свята и чиста была любовь советских людей. К Родине, к семье, к детям своим. И вера у них тоже была настоящая, не метафизическая -- в Родину.
Во-первых, между цитатой и своим текстом надо оставлять пустую строку.
Во-вторых, не надо давать советов, которых от тебя не ждут, незнакомым тебе людям.
> Но в такой огромной стране никакой негодяй не смог бы ничего сделать если бы ему не помогали все мы.
Логика у тебя оригинальная: размеры страны, виноваты? А перед Хрущёвым руководил тов. Сталин, при котором страна достигла грандиозных успехов в развитии. Он -- "годяй". Получается, что опять-таки ему помогал весь народ?
Экой тупой народ: годяю помогает строить, негодяю - ломать.
> Мы - инфантильны. Мы не прошли инициации ни революцией, ни войной, ни великими стройками. Мы жили на всём готовом и поверили, что так и должно быть.
Не говори за всех, говори за себя.
> > Кстати, товарищи Сергеи: не называйте вы сыновей своих Никитами! Не надо больше!!!
> Поинтересуйся, сколько настоящих Героев носили имя Никита. Что же, из-за одного засранца перечеркнуть их жизнь? Может, лучше наоборот, помнить героев, а засранца забыть?
Во-первых, между цитатой и своим текстом надо оставлять пустую строку.
Во-вторых, не рассказывай мне, что мне надо делать.
В третьих, прежде чем озвучивать своё мнение, ознакомься с матчастью. Рекомендуется начинать с малого:
> Или все же одна семья не могла полностью оплатить танк и денег добавляло государство
Иногда добавляло. Иногда нет.
Отпускные цены Госплана 1936 г.:
БТ-7 - 113063 р.
Т-26 - 61707 р.
Т-35 - 606015 р.
Т-37 - 22411 р.
Цены "госзаказа" на 1940:
КВ - 950000 р.
Т-34 завода №183 - 300000 р.
БТ дизельный линейный - 161000 р.
Т-26 линейный - 85968 р., с рацией - 90238 р.
Т-26 химический (огнемётный) - 102058 р.
Т-40 линейный - 40815 р., с рацией - 48715 р.
БА-10 линейный - 42100 р., с рацией - 46680 р.
При этом один только дизель В-2 (для Т-34 и КВ) стоил 61700 р.
Согласованные с промышленностью цены на 1942 год:
КВ с малой башней пр-ва ЧТЗ (КВ-1) - 345000 р. (против 635000 р. в 1941)
Т-34 з-да №183 линейный - 240000 р., радийный - 244800 р.
Т-34 з-да №112 линейный - 275000 р., радийный - 280000 р.
Т-34 з-да СТЗ линейный - 235000 р., радийный - 240000 р.
Т-60 з-да ГАЗ - 65000 р., з-да №37 - 72500 р., з-дов №38 и 264 - 75000 р.
Динамика себестоимости Т-34 завода №183 по заводским данным:
1940 - 429256 р.
1941 - 249256 р.
1942 - 156810 р.
1943 - 141822 р.
1944 (Т-34-85) - 140996 р.
1945 - 136380 р.
При этом, например, размер Сталинской премии I степени составлял 100000 р., II степени - 50000 р.