С выставки E3, где из-под полы была показана первая внятная презентация военного симулятора ArmA 3, прошло уже достаточное количество времени, а также появилось достаточное количество материала, чтобы составить мнение о будущем облике отпрыска именитой серии.
Вводный курс для новоприбывших – в 2001 году чешские разработчики Bohemia Interactive Studios под крылом британского издателя Codemasters выпустили симулятор солдата Operation Flashpoint, где с невиданной доселе реалистичностью предлагалось участвовать в вымышленной войне между США и СССР. Ну не то чтобы Войне, скорее войнушке. Нести Несокрушимую Свободу кровожадным коммунякам предстояло в качестве пехотинца, танкиста, лётчика и спецназовца. Концепция OPF была революционной, породила многочисленное и креативное фанатское сообщество, а также неослабевающий интерес к теме современной войны в играх. Потом издатель с разработчиком поссорились, права на название ушли к Codemasters, а движок к BIS. Обе стороны думали, что ловко обдурили партнёров, но в итоге Codemasters провалила собственные сиквелы Flashpoint, а BIS остались без толкового издателя.
Так или иначе, а дело Flashpoint было продолжено. BIS выпустили игру ArmA: Armed Assault, затем ArmA 2 и готовят мир к ArmA 3. Чем же будут удивлять мир находчивые чехи в этот раз?
Итак, на дворе, в отличие от предыдущих игр серии, чуть более далёкое будущее. Некие воины Востока с нашитыми на плечах иранскими флагами крепко надавали по рогам миротворцам НАТО и готовятся к походу на Европу. Груз ответственности за спасение Свободного Мира ложится на плечи игрока в роли капитана американского спецназа. Оный капитан и его команда отправлены на остров в Эгейском море с приказом завладеть секретным оружием, которое переломит ход войны.
Обещано, что в игре будет детальная модель греческого острова Лемнос с качественно воссозданными по фотографиям городишками и природными красотами. Исследовать остров предлагается как пешком, так и с помощью множества видов транспорта, включающего наземную, воздушную и морскую военную технику. Любителей средиземноморского дайвинга также не обидят, дав наконец возможность производить инфильтрацию на территорию врага с помощью акваланга.
Побегав по горам от озлобленных персов, капитан Скотт Миллер обязательно соберёт под своим командованием войска для нанесения контрудара c пёстрым набором из современных и концептуальных вертолётов, танков и БТР. В игре будут присутствовать:
- Отмененный Пентагоном стелс-вертолёт RAH-66 Comanche
- Ударный истребитель-бомбардировщик F-35
- Конвертоплан V-22 Osprey
- Выдуманный ударный вертолёт Ми-48 «Кайман», смесь из Ка-50 и Ми-28
- Вполне реальный Ка-60
- Танк Merkava-4M
Презентации показывают прикрученную технологию PhysX, ответственную за излишне бодрое раскидывание тяжеловесных объектов по местности, возможность переодевания во вражескую униформу, быструю смену прицела для оружия и ряд других мелочей, милых сердцу «ветеранов». Уставшую от Call of Duty и Battlefield публику ждёт размеренный геймплей с захватывающими воображение возможностями, однако нельзя не упомянуть притаившегося в комнате слона:
В основе ArmA 3 лежит движок Real Virtuality, которому недавно стукнуло 10 лет, и все эти годы за проектом, как за ядром кометы, тянется длиннейший шлейф из багов, недоработок и фундаментальных проблем. Если ты решил, что сможешь пройти кампанию за пару вечеров, не спеши. Опыт общения с играми серии показывает, что завалы багов на пути виртуального солдата убираются патчами только через пару месяцев после релиза. Захотел проверить воинские навыки в интернете или по локальной сети – тебя наверняка вновь порадует уникальный сетевой код, шокирующий новичков телепортирующимися врагами и техникой, постоянной десинхронизацией с сервером и потерями связи. Немыслимые по меркам сегодняшней игровой индустрии проблемы для многих игроков стали чем-то вроде шарма серии, поэтому если вздумаешь жаловаться в среде фанатов на управление или стабильность игры, вскоре узнаешь о своих умственных способностях много нового.
Военные НАТО уже долгое время пользуются программой тренировки солдат Virtual BattleSpace, основанной на движке ArmA. Неужели они испытывают те же самые неудобства, что и гражданские игроки? Утверждаю по собственному опыту — ещё как! Единственное отличие в том, что сетевая часть, по понятным причинам, не несёт на себе нагрузки поиска и отсеивания нечестных игроков.
Так продолжалось годы, и нет причин думать, будто в третьей части что-то изменится. Отдав деньги за игровой блокбастер, ты получишь навороченный конструктор, остров и набор техники, а дальше вертись как хочешь. Фанаты, однако, творят с движком чудеса, создавая огромное количество качественного бесплатного контента! Например, с помощью мода City Life можно принять участие в местной версии GTA, а мод Project Reality наконец позволяет получать удовольствие от командной игры в ArmA 2 на публичных серверах.
Дав полной грудью вдохнуть виртуальной свободы, ArmA обязательно изо всех сил ударит под дых, и в этот момент придётся решать – либо бросить это недоразумение, либо привязаться к нему, освоить редактор, писать отчёты в баг-трекер, и помочь сообществу через годик довести продукт до играбельного состояния, чтобы в следующей версии наблюдать все ошибки вновь. Выбор за вами, моё дело – предупредить.
Чем не устроила кампания в Operation Arrowhead?
Такие же вертолётчик, танкист, пехотинец и спец несут Несокрушимую Свободу отсталым тоталитарным папуасам.
Замечательная кампания. Сначала отважный ля резистанс разгоняют нахер одной "Чёрной акулой" (в 70-х то годах), но потом вскоре проклятые совьеты сливают резистансу встречное танковое сражение.