С выставки E3, где из-под полы была показана первая внятная презентация военного симулятора ArmA 3, прошло уже достаточное количество времени, а также появилось достаточное количество материала, чтобы составить мнение о будущем облике отпрыска именитой серии.
Вводный курс для новоприбывших – в 2001 году чешские разработчики Bohemia Interactive Studios под крылом британского издателя Codemasters выпустили симулятор солдата Operation Flashpoint, где с невиданной доселе реалистичностью предлагалось участвовать в вымышленной войне между США и СССР. Ну не то чтобы Войне, скорее войнушке. Нести Несокрушимую Свободу кровожадным коммунякам предстояло в качестве пехотинца, танкиста, лётчика и спецназовца. Концепция OPF была революционной, породила многочисленное и креативное фанатское сообщество, а также неослабевающий интерес к теме современной войны в играх. Потом издатель с разработчиком поссорились, права на название ушли к Codemasters, а движок к BIS. Обе стороны думали, что ловко обдурили партнёров, но в итоге Codemasters провалила собственные сиквелы Flashpoint, а BIS остались без толкового издателя.
Так или иначе, а дело Flashpoint было продолжено. BIS выпустили игру ArmA: Armed Assault, затем ArmA 2 и готовят мир к ArmA 3. Чем же будут удивлять мир находчивые чехи в этот раз?
Итак, на дворе, в отличие от предыдущих игр серии, чуть более далёкое будущее. Некие воины Востока с нашитыми на плечах иранскими флагами крепко надавали по рогам миротворцам НАТО и готовятся к походу на Европу. Груз ответственности за спасение Свободного Мира ложится на плечи игрока в роли капитана американского спецназа. Оный капитан и его команда отправлены на остров в Эгейском море с приказом завладеть секретным оружием, которое переломит ход войны.
Обещано, что в игре будет детальная модель греческого острова Лемнос с качественно воссозданными по фотографиям городишками и природными красотами. Исследовать остров предлагается как пешком, так и с помощью множества видов транспорта, включающего наземную, воздушную и морскую военную технику. Любителей средиземноморского дайвинга также не обидят, дав наконец возможность производить инфильтрацию на территорию врага с помощью акваланга.
Побегав по горам от озлобленных персов, капитан Скотт Миллер обязательно соберёт под своим командованием войска для нанесения контрудара c пёстрым набором из современных и концептуальных вертолётов, танков и БТР. В игре будут присутствовать:
- Отмененный Пентагоном стелс-вертолёт RAH-66 Comanche
- Ударный истребитель-бомбардировщик F-35
- Конвертоплан V-22 Osprey
- Выдуманный ударный вертолёт Ми-48 «Кайман», смесь из Ка-50 и Ми-28
- Вполне реальный Ка-60
- Танк Merkava-4M
Презентации показывают прикрученную технологию PhysX, ответственную за излишне бодрое раскидывание тяжеловесных объектов по местности, возможность переодевания во вражескую униформу, быструю смену прицела для оружия и ряд других мелочей, милых сердцу «ветеранов». Уставшую от Call of Duty и Battlefield публику ждёт размеренный геймплей с захватывающими воображение возможностями, однако нельзя не упомянуть притаившегося в комнате слона:
В основе ArmA 3 лежит движок Real Virtuality, которому недавно стукнуло 10 лет, и все эти годы за проектом, как за ядром кометы, тянется длиннейший шлейф из багов, недоработок и фундаментальных проблем. Если ты решил, что сможешь пройти кампанию за пару вечеров, не спеши. Опыт общения с играми серии показывает, что завалы багов на пути виртуального солдата убираются патчами только через пару месяцев после релиза. Захотел проверить воинские навыки в интернете или по локальной сети – тебя наверняка вновь порадует уникальный сетевой код, шокирующий новичков телепортирующимися врагами и техникой, постоянной десинхронизацией с сервером и потерями связи. Немыслимые по меркам сегодняшней игровой индустрии проблемы для многих игроков стали чем-то вроде шарма серии, поэтому если вздумаешь жаловаться в среде фанатов на управление или стабильность игры, вскоре узнаешь о своих умственных способностях много нового.
Военные НАТО уже долгое время пользуются программой тренировки солдат Virtual BattleSpace, основанной на движке ArmA. Неужели они испытывают те же самые неудобства, что и гражданские игроки? Утверждаю по собственному опыту — ещё как! Единственное отличие в том, что сетевая часть, по понятным причинам, не несёт на себе нагрузки поиска и отсеивания нечестных игроков.
Так продолжалось годы, и нет причин думать, будто в третьей части что-то изменится. Отдав деньги за игровой блокбастер, ты получишь навороченный конструктор, остров и набор техники, а дальше вертись как хочешь. Фанаты, однако, творят с движком чудеса, создавая огромное количество качественного бесплатного контента! Например, с помощью мода City Life можно принять участие в местной версии GTA, а мод Project Reality наконец позволяет получать удовольствие от командной игры в ArmA 2 на публичных серверах.
Дав полной грудью вдохнуть виртуальной свободы, ArmA обязательно изо всех сил ударит под дых, и в этот момент придётся решать – либо бросить это недоразумение, либо привязаться к нему, освоить редактор, писать отчёты в баг-трекер, и помочь сообществу через годик довести продукт до играбельного состояния, чтобы в следующей версии наблюдать все ошибки вновь. Выбор за вами, моё дело – предупредить.
Все ок, только со времен флешпоинтов (то есть в арме этого уже не было) кампания создается для галочки, а ведь в первом флешпоинте и его аддонах кампании были отменными. Не в плане сюжета, там клюквы дохрена (похоже чехи нас не любят за 68 год, хотя советские солдаты тогда не стреляли, резвились там немцы в основном, но это совсем другая история), а в плане проработки миссий: игрок не являлся каким-то главным узлом всего, война могла пройти и без него, что иногда даже случалось. Ну и сами задания: это и диверсии, и общевойсковой бой, где игрок всеголишь один из наступающих пехотинцев, и такой же бой, только ты танкист, или ты снайпер... Вариантов была масса. Даже больше, чем клюквы. И потому хочется внятной разнообразной кампании, с сюжетом, пусть хоть клюквенным.
Чем не устроила кампания в Operation Arrowhead?
Такие же вертолётчик, танкист, пехотинец и спец несут Несокрушимую Свободу отсталым тоталитарным папуасам.
> Помню, помню. В "Красный молот" гонял с удовольствием. С непривычки было в начале неудобно (управление в том числе), а потом ничего, втянулся.
Я тоже погонял, до предательства главного героя. Собственно поэтому и купил, что первая часть за американцев, вторая за русских. Потом подождал, пока отечественные умельцы сделают нормальную компанию - спасибо им за умение, терпение и полноценную игру за русского солдата.
Охренеть! Графика, блин, завораживает, особенно в море.
Но я не готов полчаса реального времени бежать до боевых действий, что бы обнаружить отсутствие половины команды, которая поехала туда же на броневичке и тупо заблудилась в лесу!
чорт с ними с багами, если исправят анимацию смены оружия и докрутят контекстное меню - уже будет хорошо. И виды, виды внутри техники, а не кусок фанерки с прорезью..
Кстати, почему сокращение OPF ?
мы всю жизнь продукта сокращали более идиотски - OFP (забирали P из слова FlashPoint). Наверное, это из-за тех миссий типа [забыл название] Papa Bear, this is Alpha 1 - где ползти надо пока кресло не станет мокрым !!!
Для меня flashpoint начался с resistance. Помню как мне объяснили что первое, что надо сделать - это дождаться автобуса. И ведь не обманули :). Arma1 - честно купил и так и не прошел, хотя побегал в сети, Arma2 даже покупать не стал, хотя купил Flashpoint Dragon rising - и это было самое бестолковое выбрасывание денег.
Замечательная кампания. Сначала отважный ля резистанс разгоняют нахер одной "Чёрной акулой" (в 70-х то годах), но потом вскоре проклятые совьеты сливают резистансу встречное танковое сражение.
Эх, отличная игра была, только один недостаток в симуляторе - это отсутствие драматизма типа разбегающихся мирных жителей, мычащих коров, а то кроме заблудившегося танка по кустам никто не ползает:))
> OPF потому что [O][p]eration [F]lashpoint, слово operation часто сворачивают до op. Но правильней всего писать OF.
>
Неправда ваша. Комьюнити всю жизнь говорило OFP и бисы тоже. Автор, исправь заметку!
Флэшпоинт первый был в свое время прям шоком. Помню примерно 4-5 миссию где надо одному через полянку и лес выйти к лагерю. 1,5 часа полз на брюхе с потными руками и не знал куда деваться когда слышал летящий вертолет.
А миссия где надо было сбежать из плена в то время пока тебя ведут на расстрел? Я-то думал ща ворвутся наши, дадут мне оружие и мы отобьемся. И как же дико я ахренел когда меня на джипе привезли куда-то и тупо пристрелили. Я все до последнего ждал... может водила окажется нашим казачком? Или отпустят и скажут беги? Там еще и расстояние до базы около 10 км было. Это ж скока пробираться! А если патруль и пристрелят? Опять заново чесать марафон? И как же я визжал от счастья когда с 20-ой попытки смог добежать до вертолета под пулями, запустить его и улететь. Шедевр эмоционального накала! Правда тогда и помоложе был.
З.Ы. В джипах и в грузовиках двигались стрелки спидометра! Уже тогда! Мелочь а как круто! Я с тех пор в подобных играх всегда смотрю на стрелки приборов. Если двигаются, значит играть можно. Если прилеплены картинкой - игра дешевка. До сих пор не все догадываются такое дело освоить.
Посмотрел ролик, ну что сказать - круто! Падающие тела и ящики суть не важны, но все равно приятно, а вот водолазы очень порадовали! Теперь, наконец-то, действо переместилось еще и в море. К пятой-шестой арме, наверное, будем и в космосе тоже воевать )
Э... Arma3? Дожили до аркадного шутера -- гранату кидаем на 50 метров, имем стальные руки (прицел совсем не ходит даже после выстрела!), и врагов, которым пофиг на убитого часового, ведь часовых расставили только как мишени, никто их не проверяет.
И упругое столкновение броневичка с контейнером -- это два по физике.
> Э... Arma3? Дожили до аркадного шутера -- гранату кидаем на 50 метров, имем стальные руки (прицел совсем не ходит даже после выстрела!), и врагов, которым пофиг на убитого часового, ведь часовых расставили только как мишени, никто их не проверяет.
Это ж демонстрационное. Челов на крышах расставили чтобы показать падение трупов. Прицел толком не ходил и в ОФП.
Не могу толком поиграть, интерфейс - выдающееся говно. Сменить оружие?
- нажать q
- стрелками или мышкой выбрать нужное
- нажать q или tab
Вместо одной кнопки - три. Аналогичная фигная со всем инвентарем и меню. Хочешь поиграть, а вместо этого приходится боротся с консольным говноинтерфейсом.
Ты как Q нажмешь - выбирай оружие и назначай кнопку от 1 до 8 и переключайся, но с оружием для каждой руки неудобно все равно. какого хрена не зделали нормального радиального меню не понятно. Надо еще с контроллером попробовать поиграть
Вот не надо. В ОФП прицел представлял из себя два уголка между которыми палочка. Вот верхушка этой палочки показывала куда пуля полетит. И при движении ее колбасило очень лихо.
> Вот не надо. В ОФП прицел представлял из себя два уголка между которыми палочка. Вот верхушка этой палочки показывала куда пуля полетит. И при движении ее колбасило очень лихо.
Если вы про ту белую хреноту на экране, то я ее отключал всегда, когда мог. Уж не помню, можно было ли ее убрать в ОФП, но в АРМЕ точно. И насколько я помню АРМУ, в ней есть два, даже три режима ходьбы, при двух из которых попасть ни в кого в принципе не получится (бег), при третьем тоже будет чуть затруднительно, но там хотя бы есть прицел. Собсно нахрена создавать три режима ходьбы при каждом из которых нельзя было бы нормально стрелять?
Возможно мы превратно друг друга понимаем, ибо я под прицелом подразумевал мушку на оружии или оптику, которая в ОФП по кнопке v а в арме то ли по средней то ли по правой кнопке мыши (давно не играл, так что могу тупить).
> Ну хоть обещанная матерщина на месте?!!! Обливион 4 у меня тоже есть, но сыграть так и не сподобился.
Да фиг знает, но бошки в начале рубили бодренько и дракон есть. Дизайн понравился - вещи и локации стали краше, больше зверья (лоси, птицы, зайцы и тд) можно охотиться. Лес можно рубить (хз зачем), в реках рыбу ловить (правда как я понял - руками). В целом похоже на такую нехилую работу над ошибками, но хотелось конечно большего.
> чего мелочиться то? я б сказал, что игра - устаревшее глючное кривое говно. по крайней мере про вторую!
>
> Играл только ради Project Reality
А учитывая, что многие косяки еще с флешпойнта тянутся, то думаю и в третьей части придется ездить на раз изобретенном косорукими разрабами велосипеде.
> Замечательная кампания. Сначала отважный ля резистанс разгоняют нахер одной "Чёрной акулой" (в 70-х то годах), но потом вскоре проклятые совьеты сливают резистансу встречное танковое сражение.
Был ещё альтернативный резистанс, в котором злодеями были американцы, а сопротивление было на стороне русских.
Буду надеяться что в третьей АРМЕ не будет идиотизма как во второй части - убили бойца, конец миссии.
Ну чтож поделаешь. Нас везде не любят, даже братья - славяне. Другое дело, что в играх, где представлена моя Родина как-то не хочется играть за противника. А так, и игры сейчас преимущественно рассчитаны на западные рынки сбыта потому ыв них сюжет и типажи соответственные (ведь усвоенные с детства стереотипы легче воспринимать, а в игре такого типа особо голову ломать не хочется =)).
Арма2 и Арма 2ОА - отличные обе!
Про баги что сказать: в мультиплеерном режиме warfare (играю только в него) багов не встречал с момента выхода патча, более года, пожалуй.
В сингл не играл ни разу, даже не запускал (не только в Армах, в любых играх лет 5 уже), времени нет на него, только игра с людьми по инету, команда на команду (само собой, с переговорами в teamspeak). А как иногда весело бывает на душе, когда стоишь в кустиках на танке с выключенным движком, а над охраняемой деревней зависает для посадки вертолёт, полный игроков (не ботов)противника, а ты их всех - прямой наводкой БАХ! И понимаешь, что сейчас на тебя материться человек 8 шведов/американцев на другой стороне глобуса))
Геймплей - отличный, особенно когда включена фича "mando missile", где управляемые ракеты не ИИ бот наводит, а ты вручную, то есть можно и ПТУРом наглый верт сбить, и с "Вихря" (ракеты Ка-52) с 4-х км в оконце дома попасть. Так же становится видным дикое преимущество на дистанции от 2-х км нашего Т-90 (с ПТУР) над Абрамсом, можно безнаказанно лупить издалека)).
Особенности неаркадного геймплея тоже присутствуют - типа бежал/полз минут 15 (реального!!!) времени, а тебя снайпер - хлоп, и не успел увидеть откуда, снова с базы беги, что, впрочем редкость, обычно техника есть.
Но что ещё я понял, играя в Арму - насколько всё таки страшна война. То есть, когда 10 человек подбегают к городку, а их пулемётчик из засады всех ложит за 30 секунд, и заметить не успеваешь, откуда, когда в твой танк прилетает ПТУР, РПГ или снаряд - и всё, когда Урал с полным кузовом бойцов подрывается на ПТ мине, когда твой транспортный вертолёт обнаружил истребитель противника. То есть таких "глупых" смертей, когда даже и противника не успел увидеть, на войне предостаточно, не только бравые перестрелки а ля battlfield. В принципе, мало игр, производящих такое впечатление о войне (red Orchestra разве ещё).
Всегда интересно было, в мультиплеере чтобы из танка стрелять\наводить надо на место стрелка пересаживаться с водительского или один игрок может водить и стрелять одновременно?
> Всегда интересно было, в мультиплеере чтобы из танка стрелять\наводить надо на место стрелка пересаживаться с водительского или один игрок может водить и стрелять одновременно?
> Управление и непрерывающаяся анимация - это один сплошной баг. а так же телепортация врагов.
Управление отличное, только надо не забывать комбинации горячих клавиш (хотя было раз: вместо нужного действия выпрыгивал с Апача с парашютом, бросая стрелка-оператора вооружения в неуправляемом вертолёте, с которым долго деньги на этот верт компили, да ещё в чемпионатовском матче, во матов было в тимспике)), что такое непрерывающаяся анимация - не понимаю.
телепортация врагов - да, недостаток сетевого кода, но он возникает только если пинги большие, обычно на нормальных серверах автокик при большом пинге.
В целом, чтобы на максимальной графике играть, нужен неплохой компьютер (на котором Кризис 2-й идёт "на всю"), и пинги до сервера до 150мс
> Ну чтож поделаешь. Нас везде не любят, даже братья - славяне. Другое дело, что в играх, где представлена моя Родина как-то не хочется играть за противника. А так, и игры сейчас преимущественно рассчитаны на западные рынки сбыта потому ыв них сюжет и типажи соответственные (ведь усвоенные с детства стереотипы легче воспринимать, а в игре такого типа особо голову ломать не хочется =)).
[согласно кивает] Поэтому лично я предпочитаю в такое не играть. Понятно, что они и без моих денег не пропадут, зато у меня не будет ощущения грязи.
> Бывал частенько. И даже знавал там кое кого. Но что-то со временем интерес к офп поугас. Сайт, кстати, отличный и люди там веселые.
Точно, то-то я тебя видел и всё думал ник знакомый. Я оттуда пораньше свалил, сначала, как и у тебя интерес к офп пропал, потом достали монархисты, странные украинцы, и некоторые другие малопонятные граждане, а так да, народ там в массе хороший.
Спасибо за предупреждение. Так же как прошлые, эту поделку чехов-русофобов покупать не буду. В свое время Флешпойнт показался интересным, пока в кампанию не поиграл. Без бомбежек деревень не достоверно, так что лесом.
> Управление отличное, только надо не забывать комбинации горячих клавиш (хотя было раз: вместо нужного действия выпрыгивал с Апача с парашютом, бросая стрелка-оператора вооружения в неуправляемом вертолёте, с которым долго деньги на этот верт компили, да ещё в чемпионатовском матче, во матов было в тимспике)), что такое непрерывающаяся анимация - не понимаю.
Это одна кнопка А для переключения одиночного огня, очереди, гранаты, дымовой гранаты, подстволы и так далее нормально? Или что для того чтобы на лестницу залезть надо дополнительно кнопки нажимать?
а про анимацию, вот например стал ты лечить человека, или там оружие перезаряжать. в этот момент тебя убили. так ты сначала до конца перезарядишься, а потом помрешь.
Кстати то что нельзя перезарядиться на ходу - тоже отличное решение разрабов
> Точно, то-то я тебя видел и всё думал ник знакомый. Я оттуда пораньше свалил, сначала, как и у тебя интерес к офп пропал, потом достали монархисты, странные украинцы, и некоторые другие малопонятные граждане, а так да, народ там в массе хороший.
>
Да, помню были там неадекватные личности. Я еще потом там появлялся несколько раз, в морском разделе, которым Denorc заведовал, благо подводные лодки тоже интересуют в какой-то степени и подзабил. Новая АРМА выглядит вроде интересно, но под нее придется и новый компьютер покупать )
> Это одна кнопка А для переключения одиночного огня, очереди, гранаты, дымовой гранаты, подстволы и так далее нормально? Или что для того чтобы на лестницу залезть надо дополнительно кнопки нажимать?
Играю в режим warfare, обычно бегаю с СВД/Винторезом + РПГ или ПКМ/Печенег+РПГ (если настройки сервера позволяют такую тяжесть таскать), подстволом/гранатой пользуюсь крайне редко, лесницы - разве что в Электрозаводске когда припрёт, и не напрягает особо, это же не контер страйк.
> а про анимацию, вот например стал ты лечить человека, или там оружие перезаряжать. в этот момент тебя убили. так ты сначала до конца перезарядишься, а потом помрешь.
Ни разу не сталкивался, да и убивали во время ремонта техники/лечения крайне редко, лечение - это ж такое дело, надо или за домом, или хотя бы танком (бронёй прикрыть), а не как в Варкрафте - трое нападают, пятеро лечат, восьмером колдуют )))
> Кстати то что нельзя перезарядиться на ходу - тоже отличное решение разрабов
Знаешь, когда ты не зарабатываешь на играх в них играть времени особого нет, да и желания. А так, с приятелями в сети да за наших, это да, было :). А сейчас очень редко такая возможность предоставляется, да и желания особого нет. При возможности с семьёй хочется побыть и на природе.
> Замечательная кампания. Сначала отважный ля резистанс разгоняют нахер одной "Чёрной акулой"
> (в 70-х то годах), но потом вскоре проклятые совьеты сливают резистансу встречное танковое
> сражение.
Кампания правда замечательная. В плане сюжета - увы клюква, собственно чего ожидать от сказки? Нынче вообще всё ядрёные бонбы в НуЁрке взрывают, или в Шереметьево народ расстреливают.
Да и вот в резистансе миссии были вполне неплохи. Разграбление корована, т.е. засада на колонну, охотничье ружье - как средство борьбы с оккупантами. Да и вообще планирование операций и куча разных вариантов прохождения.